Методическая разработка занятия "Детско-юношеский коллектив"
Оценка 4.6

Методическая разработка занятия "Детско-юношеский коллектив"

Оценка 4.6
Разработки уроков +1
docx
воспитательная работа
Взрослым
03.03.2019
Методическая разработка занятия "Детско-юношеский коллектив"
В методических рекомендациях рассматривается методика проведения учебного занятия в групповой форме по теме «Детско-юношеский коллектив». Занятие было разработано для студентов с целью повышения их интереса к педагогической деятельности, формирования представления о методике применения активных методов и форм обучения. Разработка предназначена для учителей школы и преподавателей средних и высших учебных заведений, а также студентам педагогических специальностей.
МР_Коллектив_НезамаеваНВ.docx
Красносельское училище художественной обработки металлов (филиал) ФГБОУ ВО «Московская государственная художественно­промышленная академия им.С.Г.Строганова» Методическая разработка Детско­юношеский коллектив Автор­составитель: Незамаева Наталья  Викторовна п.Красное­на­Волге 2019 Оглавление Пояснительная записка...............................................................................................4 Детско-юношеский коллектив.....................................................................................5 Технологическая карта урока.....................................................................................6 Заключение.................................................................................................................11 Информационные источники.....................................................................................12 Пояснительная записка Подготовка   конкурентоспособных   специалистов   –   это   одна   из   важнейших   задач современного профессионального образования. Главными   характеристиками   выпускника   являются   его   компетентность, конкурентоспособность и мобильность. Эффективность учебного процесса во многом зависит от познавательной активности самого студента.  Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   ставит   главной   целью развитие личности обучающегося, раскрытие потенциала каждого, создание благоприятных условий для реализации его способностей. Этому способствует применение активных методов и форм обучения. Активные методы обучения – это методы, направленные на активизацию мышления обучаемых,   характеризующиеся   высокой   степенью   интерактивности,   мотивации   и эмоционального восприятия учебного процесса. обобщить опыт проведения занятия в интерактивной форме; разработать технологическую карту занятия. Таким образом, тема методической разработки является актуальной.  Цель: обобщить опыт проведения занятия по теме «Детско­юношеский коллектив».  Задачи:   Участники: студенты. Использование   данной   методической   разработки   в   процессе   преподавания   может способствовать повышению мотивации студентов, заинтересованности к учебной дисциплине, повысить качество процесса обучения, а также способствует формированию умения работать в коллективе  и волевых черт характера.  Ожидаемый результат:  активизировать   и   развивать   познавательную   и   творческую   деятельность студентов; повысить результативность учебного процесса; формировать умения работать в группе.   Данное   занятие   проводится   во   время   прохождения   студентами   учебной педагогической   практики.   По   результатам   практики   проводится   открытое   мероприятие, которое организуется с использованием групповых форм и активных методов обучения. На государственном   экзамене   по   профессиональному   модулю   студенты   не   раз   затрагивают вопрос   об   использовании   АМО.   Результаты   мероприятия   и   экзаменов   позволяют   сделать вывод, что ожидаемые результаты достигаются  на достаточно высоком уровне. Данную   методическую   разработку   можно   использовать   при   обучении профессиональному модулю «Педагогическая деятельность» как на теоретических занятиях, так и занятиях практического характера. Детско­юношеский коллектив Курс – 3 Цель – сформировать представление об особенностях детско­юношеского коллектива. Задачи:  обучающая   –  сформировать   представление   о     понятии   «коллектив»,   социальных   ролях коллектива, видах коллектива, признаках детского коллектива, стадиях развития коллектива; формировать умение использования активных методов обучения;  развивающая –  способствовать развитию умений студентов обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, формулировать выводы; развивать познавательный мотив учебной деятельности, развитие групповой самоорганизации, умения вести диалог; воспитательная   –  создать   условия,   обеспечивающие   воспитание   интереса   к   будущей профессии, воспитание положительного интереса к дисциплине, воспитание сознательности обучающихся, умения защищать свою позицию, считаться с мнениями других, культуры речи.  Тип урока – изучение нового материала Методы обучения – интерактивные методы обучения  Материально­техническое оснащение – дидактический материал (Приложение 1) Межпредметные связи – психология. Организация кабинета  – кабинет должен быть организован так, чтобы было удобно работать в группах. Этап учебного занятия I.  Организационный  момент  II. АОЗ.  Постановка темы, задач занятия  III.Этап усвоения  новых знаний и  способов действий IV.Этап  первичного  закрепления  учебного  материала VI. Этап  подведения итогов  занятия.  Рефлексия  Технологическая карта урока Время этапа 2 мин Используемые интернет ресурсы, ИКТ, интерактивное или цифровое оборудование Правила работы в группах (Приложение 1) Деятельность учителя Деятельность студента Приветствие.  Приветствие. Настрой на  занятие с использованием  цитаты.  Время этапа 5 мин Используемые интернет ресурсы, ИКТ, интерактивное или цифровое оборудование Портрет выпускника школы (Приложение 2) Деятельность учителя Деятельность студента Организует беседу.  Обобщает ответы   Участвуют в беседе. Формулируют  тему урока.  Формулируют задачи на урок.  Время этапа 20 мин Используемые интернет ресурсы, ИКТ, интерактивное или цифровое оборудование Цветные листы­маркеры с основными положениями  (Приложение 3), листы формата А4 (5 шт) Деятельность студента Работа в малых группах. Прием   «Кластер», взаимообучение.  Игровое упражнение «Карандаши» Деятельность учителя Организует работу в группах  по изучению нового  материала. Обобщает ответы  студентов, составляя на доске  «Кластер» (Приложение 4) Физкульминутка  Время этапа 13 мин Используемые интернет ресурсы, ИКТ, интерактивное или цифровое оборудование Задания группам (Приложение 5) Деятельность учителя Деятельность студента Работа в группах. Фронтально объясняет  задание, контролирует работу  в группах.  Время этапа 5 мин  Используемые интернет ресурсы, ИКТ, интерактивное или цифровое оборудование Правила составления синквейна (Приложение 6) Деятельность учителя Деятельность студента Беседа.  Синквейн 1. Организационный момент Ход урока –   Я   рада   приветствовать   вас   на   нашем   занятии.   Антуан   де   Сент­Экзепюри   сказал,   что единственная на земле настоящая роскошь – человеческое общение. В процессе общения мы обмениваемся информацией, обсуждаем проблемы, находим пути их решения.  – Для того, чтобы общение ваше было сегодня комфортным, я предлагаю вам придерживаться следующих правил работы в группе:            Думай, слушай, высказывайся. Говори спокойно ясно, только по делу. Уважай мнение других. Записывай идеи. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы. В группе равные возможности успеха. Не бери всю инициативу на себя. Помогай товарищам, если они об этом просят. Точно выполняй возложенную на тебя роль. Не жди подсказки. Успех команды зависит от каждого. 2. АОЗ. Постановка темы, задач занятия  – Какие два тесно взаимосвязанных процесса включает в себя педагогический процесс?   + Педагогический процесс включает в себя два процесса – обучение и воспитание, которые тесно взаимосвязаны между собой.  – У вас на партах представлен фрагмент из образовательного стандарта «Портрет выпускника школы».   Прочитайте   внимательно   и   ответьте   на   вопрос:   «Каким   образом   можно сформировать данные качества личности?» (готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно­исследовательскую, проектную и информационно­познавательную деятельность; уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать) +   Организовывать   совместную   работу   обучающихся,   организовывать   коллективные мероприятия.  – Значительная часть времени школьника, его учебной, творческой и иной деятельности, его общения проходит в коллективе (класса, объединения).  – О чем сегодня будем вести речь? + О коллективе – Тема занятия: Детско­юношеский коллектив –   Постарайтесь   сформулировать   вопросы,   на   которые   мы   должны   будем   постараться ответить? (при необходимости преподаватель направляет студентов дополнительными вопросами)  – Сегодня мы постараемся ответить на следующие вопросы:  Понятие коллектива  Виды коллектива  Социальные роли в коллективе  Признаки детского коллектива  Стадии развития коллектива –   Личность   педагога   находится   в   центре   учебно–воспитательного   процесса.   Результатом педагогической   деятельности   является   формирование   мира   воспитанников,   их   жизненной позиции, общей культуры, формирование детского коллектива.  Наше взаимодействие будет проходить в режиме работы творческой группы, будут использовать методы и приемы, характерные для этой формы организации. 3. Этап усвоения новых знаний и способов действий  –   Воспитательный   процесс   опирается   на   формирование   жизнедеятельности   коллективов, которые   могут   быть   созданы   в   разных   учебно­воспитательных   и   образовательных учреждениях.  – Каждый из вас получил задание. Вам необходимо с ним ознакомиться, понять. И затем вы будете объяснять своей микро­группе. Во время объяснения в группе вы составляете кластер. (Материал предлагается на разных цветах. Объединиться в группы так, чтобы один цвет был в каждой группе.) –   Обсудите   в   группах,   что   мы   можем   назвать   коллективом?   Можем   ли   мы   назвать коллективом группу людей, едущих в одном автобусе? Почему? Выберите отвечающего.  + Коллектив, являясь высокоразвитой малой группой, представляет собой организованную общность людей, сплочённых совместной общественно значимой деятельностью.  Для коллектива характерно:     наличие общеколлективных социально ценных целей; определённая структура управления; организация совместной деятельности членов коллектива для достижения цели; система   сложившихся   отношений   заключающихся   в   сотрудничестве   и товарищеской взаимопомощи при сознательном взаимном стремлении всех членов коллектива к достижению поставленных целей. –   Особенности   каждого   детского   коллектива   зависят   от   того,   в   каком   образовательном учреждении, общественной организации он создается. + Школьный класс, клубное объединение, детские организации, временный детский коллектив – Роль – это психологически определенное поведение человека на конкретном месте в группе. +   Существуют   следующие   роли   в   коллективе:   лидер,   аутсайдер,   индифферент,   «звезда», «свой». –   Для   руководителя   очень   важно   сконцентрировать   своё   внимание   на   глубоком   анализе, определении дальнейших перспектив развития объединения. Стал ли он коллективом? Чтобы проанализировать состояние коллектива, нужно определить уровень его развития. Анатолий   Николаевич   Лутошкин,   педагог   и   исследователь   Костромского государственного   университета   им.Н.А.Некрасова,     описал   несколько   ступеней   развития коллектива.  + Этапы развития коллектива по А.Н. Лутошкину: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «мерцающий маяк», «алый парус», «горящий факел». – Игра «Карандаши». Возьмите   карандаши   (или   ручки)   с   закрытыми   колпачками.     Разбившись   на   пары, расположитесь   друг   против   друга   на   расстоянии   70­90   см.   и   попытайтесь   удержать   два карандаша (или две ручки), прижав их концы подушечками указательных пальцев. Теперь, не выпуская карандаши или ручки, двигать руками вверх­вниз, вперед­назад. После   выполнения   подготовительного   задания   участники   группы   карандаши   (или   руки) зажимаются подушечками указательных пальцев соседей. Участники, не опуская карандашей, синхронно выполняют следующие задания: Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение; Вытянуть руки вперед, отвести назад; Сделать шаг вперед, два шага вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга); Наклониться вперед, назад, выпрямиться; –   Классный   руководитель,   организуя   мероприятия,   может   включать   и   игры   на  сплочение коллектива.   Их   цель   –   объединение   участников   группы   для   совместного   решения поставленных задач, развитие умения выражать симпатию и уважение друг к другу, развитие социально­личностных взаимоотношений между детьми, установление позитивных контактов между ними. + Здравствуй, друг, Я люблю…, Вот я какой!, Веревочка, Переговоры, Фигуры, Гусеница, Скалолаз, Прыжок без парашюта, 33 и пр. 4. Этап первичного закрепления учебного материала – А сейчас, используя свои знания, предлагаю ответить на вопросы, которые предлагаются вашей группе.  (обсуждение в группе 5 минут, выбор спикера) 1) Назовите, какие традиции характерны для вашего студенческого коллектива? 2) Оцените «школьный коллектив» согласно характерным чертам: наличие общеколлективных социально ценных целей; • определённая структура управления; • организация совместной деятельности членов коллектива для достижения цели; • • система сложившихся отношений заключающихся в сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи при сознательном взаимном стремлении всех членов коллектива к достижению поставленных целей. 3) Ученик является аутсайдером в классном коллективе, т.к. он из малообеспеченной семьи.   Каковы   действия   классного   руководителя   по   «включению»   ребенка   в коллектив? 4) Оцените, на каком этапе развития коллектива находится ваша студенческая группа. Почему? 5) Какие   игры   вы   бы   могли   провести   с   детьми   на   сплочение   детского   коллектива   в школьном лагере? 5. Этап подведения итогов занятия. Рефлексия – Я желаю вам, чтобы ваш коллектив был «горящим факелом». А сейчас вы мне расскажете, как   вы   понимаете   –   какой   же   должен   быть   коллектив,   используя   прием   «Синквейн». (студенты в группе составляют синквейны и зачитывают) – Благодарю всех за активное участие. Урок окончен! Заключение  Педагогический   процесс   направлен   на   воспитание   самостоятельности,   инициативы, активности учащихся и социализацию. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом,   чтобы   значительную   часть   они   приобрели   самостоятельно,   в   ходе   выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций. В связи с этим становится актуальным применение   активных   методов   обучения,   которые   позволяют   осуществить   активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала, взаимодействие друг с другом. Активные методы обучения предполагают:  Взаимное обучение;  Активизацию   учебно­познавательной   деятельности   через   организацию   совместных действий;  Распределение   действий,   формирующее   коммуникативную   компетенцию обучающихся;  Обмен способами деятельности для получения результата, решения проблемы;  Создание положительного психологического климата в группе. Функции   учителя,   использующего   эти   технологии   разнообразны:   координация   и контроль, ответы на вопросы и помощь по запросу обучающихся. Преподаватель в данный момент становится не  явным лидером – единственным носителем знаний, а сопровождающим процесс освоения учащимися нового знания. В результате проделанной работы были сформулированы следующие выводы:  Применение активных методов обучения необходимо для формирования таких   информационные, ключевых   компетенций   личности, коммуникативные, личностного самосовершенствования.   как   учебно­познавательные,  В   результате   систематического   применения   данных   методов   обучения возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность обучающихся, а также они приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе:   ответственность,   самостоятельность,   инициативность,   умение   строить   свое поведение с учетом позиций других людей  Использование активных методов обучения обеспечивает реализацию системно­   отвечает   всем   современным деятельностного   подхода   в   обучении,   следовательно,   требованиям учебно­воспитательного процесса. Информационные источники   (Дата обращения 15.01.2018)   Щербакова   Н.С.  URL:  Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. М.: Изд. Генике Е.А. Активные методы обучения: новый подход. – М.: Национальный книжный Нечаев   М.П.,   Романова   Г.А.   Интерактивные   технологии   в   реализации   ФГОС.   5­11 Адильбекова   А.К.   Интерактивные   методы   обучения   и   их   классификация   /  URL: (Дата   обращения  Pedagogica  /5_138923.    _2013/    NPRT    /16_    .  com     .  htm      doc  Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению/ Курбатова  https://kat­kem.ru/wp­   Красноперова   Л.Б., Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie­ 1) центр, ИФ «Сентябрь», 2015. – 176 с. 2) Заир­Бек   С.И.   Развитие   критического   мышления   на   уроке:   пособие   для   учителей общеобразовательных учреждений/ С.И. Заир­Бек, И.В.Муштавинская. – М.: Просвещение, 2011. – 223с. 3) классы. – М.: ВАКО, 2016. – 208с.  4) центр «Академия», – 2008. – 176 с. 5) http   .  rusnauka    ://   www  15.01.2018) 6) процесса./ tekhnologii/library/2016/04/03/aktivnye­metody­obucheniya   7) О.В., content/uploads/2018/11/MRAktivMetodi.pdf   8) (Дата обращения 15.01.2018) 9) за  /  lutoshkin dedov     10) ghruppie.html (Дата обращения 15.01.2018) 11) http://nashaucheba.ru/v49403/%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BA %D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%BB.%D0%B8._ %D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%BE %D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_ %D0%B2%D1%83%D0%B7%D0%BE%D0%B2_%D1%82%D0%B5%D0%BE %D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%B8_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE %D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF %D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F?page=11 (Дата обращения  15.01.2018) 12) http://lektsii.net/3­59038.html (Дата обращения 15.01.2018) Деловое общение в рабочей группе/  URL:  https://studfiles.net/preview/1669463/page:6/ Правила работы в группе/ Орлова  Л.В. URL: https://multiurok.ru/files/pravila­raboty­v­ Учебное пособие для вузов теория и методика воспитания/ Маленкова Л.И. URL:    .  pdf  (Дата обращения 15.01.2018) Формирование   детско­юношеского   воспитательного   коллектива/  URL:   Солдатенко   С.А..  URL:   Как  .  narod    .  ru   /  psy  вести  _  lib    (Дата обращения 15.01.2019)   собой/  _  vesti    _  kak      А.Н.Лутошкин.    URL:  http   ://   al   ­

Методическая разработка занятия "Детско-юношеский коллектив"

Методическая разработка занятия "Детско-юношеский коллектив"

Методическая разработка занятия "Детско-юношеский коллектив"

Методическая разработка занятия "Детско-юношеский коллектив"

Методическая разработка занятия "Детско-юношеский коллектив"

Методическая разработка занятия "Детско-юношеский коллектив"

Методическая разработка занятия "Детско-юношеский коллектив"

Методическая разработка занятия "Детско-юношеский коллектив"

Методическая разработка занятия "Детско-юношеский коллектив"

Методическая разработка занятия "Детско-юношеский коллектив"

Методическая разработка занятия "Детско-юношеский коллектив"

Методическая разработка занятия "Детско-юношеский коллектив"

Методическая разработка занятия "Детско-юношеский коллектив"

Методическая разработка занятия "Детско-юношеский коллектив"

Методическая разработка занятия "Детско-юношеский коллектив"

Методическая разработка занятия "Детско-юношеский коллектив"

Методическая разработка занятия "Детско-юношеский коллектив"

Методическая разработка занятия "Детско-юношеский коллектив"

Методическая разработка занятия "Детско-юношеский коллектив"

Методическая разработка занятия "Детско-юношеский коллектив"

Методическая разработка занятия "Детско-юношеский коллектив"

Методическая разработка занятия "Детско-юношеский коллектив"

Методическая разработка занятия "Детско-юношеский коллектив"

Методическая разработка занятия "Детско-юношеский коллектив"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2019