Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»
Оценка 4.8

Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
история +1
5 кл—11 кл +1
23.06.2019
Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»
Шлендова Метод разработка Кронштадт-город моряков .docx
1             Методическая разработка занятия         «Кронштадт – мой родной город»            объединения доп. образования по авторской программе:      «Кронштадт­ город воинской славы»                                                                                                           Автор:                     Шлендова Майя Александровна, педагог         дополнительного образования Кронштадт 2019 год 2 Пояснительная записка В   представленном   конспекте   описан   ход   занятия   учащихся   первого   года обучения   12­13   лет   в   рамках   образовательной   программы   «Кронштадт   –  город воинской   славы».   Значимость   и   актуальность   данной   программы   заключается   в глубоком изучении своей «Малой Родины», в пробуждении чувств любви к родной земле и выработке активной жизненной позиции учащихся.  Кронштадт   рассматривается   не   как   рядовой   краеведческий   объект,   а  как город, возникший на перекрёстке мировых идей и культур.  Содержание   программы   включает   несколько   блоков,   каждый   из   которых предлагает   свой   комплекс   вопросов   и   проблем.   Взаимосвязь   между   ними обеспечивает   интегративность,   которая   служит   системнообразующим   фактором, объединяющим разные по содержанию знания о родном городе.  Образовательная   программа   «Кронштадт   –   город   воинской   славы» рассчитана на 2 года обучения учащихся разного уровня подготовки. Программа   первого   года   обучения   –   ознакомительно­ориентационная, предусматривает   сообщение   основных   сведений   о   родном   крае,   его   истории, крупнейших   достижениях   в   области   культуры   по   различным   направлениям. Обучающиеся получают основные навыки краеведческих наблюдений.  Форма организации образовательного процесса – групповая. Цель   программы:  формирование   у   обучающихся   чувства   гражданского   и патриотического долга, стремление к более глубокому изучению истории своего Отечества и родного края. Для   успешного   обеспечения   выполнения   данной   цели   на   занятиях применяются   разнообразные   методические   приёмы,   способствующие   развитию интереса   к   истории   родного   города:   просмотр   видеофильмов   о   Кронштадте   и конкурс мини сочинений «Я ­ кронштадтец», «Это мой город».  В   течение   учебного   года   проводятся:   занимательные   игры:   «Что,   где, когда?»,   «Своя   игра»   «Данетка»,   «Эстафета   событий»,   путешествие   по   карте города, викторина «Знай и люби свой город», турниры знатоков в форме «брейн­ ринга»;   конкурс   рисунков   «Любимый   уголок   Кронштадта»,   эссе   «Визитная карточка   моего   города»,   квест   «Улицы,   переулки,   площади   вчера   и   сегодня», «Угадай мелодию песен военных лет», игры по станциям в школьном музее. 3 Участвуя в конкурсах на лучшую творческую работу, ребята самостоятельно проводят исследования, подбирают материалы по темам, работают с различными информационными источниками, готовят презентационные материалы. На занятиях используются электронные приложения, тестовые задания, кроссворды, таблицы, которые   являются   эффективным   инструментом   для   формирования   навыков самостоятельной   продуктивной   деятельности.   Это   развивает   познавательную активность и информационную культуру подростков.   Доступность   и   наглядность   поддерживает   интерес   к   излагаемой информации.   Занятия   проходят   в   школьном   музее,   где   ученики   знакомятся   с экспозицией, расположенной в трёх залах.  Школьный музей «Остров Котлин» охватывает период допетровской эпохи, далее строительство крепости солдатами Петра 1, рождение Балтийского флота и укрепление России на берегах Балтики. Важное место в музее отведено героической борьбе советского народа в годы Великой   Отечественной   войны.   На   занятиях   ученики   знакомятся   с   правилами ведения   тематических   и   обзорных   экскурсий,   проводят   музейные   уроки   для школьников,   организуют   тематические   выставки   и   готовят   творческие   работы: рефераты, эссе, презентации, видеоролики.   Участвуют   в   реконструкциях   событий   Великой   Отечественной   войны   и конкурсах   на   лучшие   творческие   исследовательские   работы   на   уровне   района, города, региона. Данное занятие объединения «Кронштадт­город воинской славы» ­ является важнейшим   этапом   закрепления,   полученных   знаний,   по   образовательной программе   «Кронштадт   –   город   воинской   славы»   и   проводится   в   форме коллективной (командной) конкурсной игры. 4 Тема: " Мой родной город" Тема: " Мой родной город" Цель: привлечение внимания учащихся к истории своего родного края, изучение материалов   героического   прошлого   морского   города   Кронштадт­   нашей   малой Родины. Форма проведения:  конкурсная   игра   для   учащихся   11­13   лет,   с   использованием   ИКТ,  состязания команд 5­х, 6­х, в составе каждой команды 5­ 6 человек. Задачи: Образовательные:  закрепление   полученных   знаний  по  истории   и   культуре   города   в   контексте отечественной истории в период борьбы за укрепление северо­западных границ России на Балтике. Развивающие:   формирование интереса к героическому прошлому своей малой  Родины через краеведение как важной части исторического образования;   использование полученных знаний, умений, навыков в повседневной жизни; Воспитательные:  воспитание любви к родному краю и гордости за мужество и героизм предков, проявленных в годы тяжёлых испытаний;   воспитание гражданственности и патриотизма;  формирование коллективизма, ответственности при работе в команде. Дата проведения: февраль 2019 года Предварительная работа:  ознакомление обучающихся с правилами конкурсных заданий;  разработка индивидуальных творческих заданий;  распределение обучающихся в команды по 5 человек,   проведение консультации для всех учащихся;   выбор дня проведения занятия, приглашение группы поддержки, жюри  Техническое обеспечение: 5 мультимедийное оборудование, интерактивная доска, электрифицированная карта, видеофильм «Кронштадт», диски с морскими мелодиями, табло для выставления баллов, конверты с карточками­заданиями для команд, жетоны для жеребьёвки.                                          Ход занятия 1. Вступление. Ведущая:  Дорогие друзья, гости, добрый день!  Сегодня на занятии мы сделаем обобщение знаний, полученных в ходе изучения темы: «Кронштадт – город моряков». Вас пришли поддержать одноклассники и родители.   Обратите   внимание   на   тематическую   выставку   творческих   работ, сделанных   учащимися.   Это   рисунки,   модели,   фотографии   исторических   мест города.  Занятие будет проводиться в форме конкурсных игр по истории родного города.  Тема нашего занятия: «Кронштадт – мой родной город». Все   участники   разделены   на   команды   по   5   человек,   выбраны   капитаны.   Перед началом   состязания   пройдёт   жеребьёвка   и   представление   команд.   Состязание состоит   из   5   раундов   и   проводится   в   течение   40   минут.   Оценивать   участие   в конкурсах   будут   члены   жюри­     учащиеся   старших   классов,   члены   совета   музея. После каждого раунда жюри объявляет количество баллов каждой команды.    Поприветствуем всех участников конкурса и всех тех, кто пришёл их поддержать.   Представление команд.  Каждая   команда   представляет   название,   девиз,   капитана.   Перед   началом состязаний проводится жеребьёвка. 6 I раунд.  Разминка команд. Ведущий:  Начинаем наш конкурс с разминки команд. Вам нужно выполнить 3 задания.  Первое задание «Знаете ли вы улицы города?» Кронштадт   –   детище   Петра   Великого.   Город­крепость   до   сегодняшнего   дня сохраняет морские традиции, памятники петровской эпохи. А в топонимике города живут петровские названия. Сейчас в Кронштадте 46 улиц, 6 переулков, 2 улицы­ шоссе, 1 проезд, 5 площадей и 3 парка. Давайте вспомним старые и новые названия улиц,   площадей   и   переулков   города,   с   которыми   мы   уже   познакомились   на предыдущем занятии. Сейчас каждая команда получит карточку, на которой написано задание: «Самая­ самая». Вспомните название улиц в старом городе и напишите их новые названия.  За каждый правильный ответ 1 балл. Итак, первое задание. Викторина «Самая, самая».    Слева в карточке написаны старые названия улиц,  а справа впишите их новые названия.   Как сейчас называется «самая»:    ­ Короткая улица          …………….       Газовый завод       ­ Длинная улица            …………….       Восстания   ­ Морская улица                             …..      Макаровская       ­ Широкая улица            ответы     ….     Широкая        ­ Первая улица                               ……    Петровская першпектива       ­ Красивая улица           ………………     Красная        ­ Высокая улица            ………………     Гусева       Игра «Самая, самая». (Приложение №1) 7 Задание 2. «Чайнворд»  Ведущий:  Решим чайнворд «Морские термины». В течение 5 минут вы находите и выписываете на лист бумаги  морские  термины, которые зашифрованы в чайнворде.  Читайте слова слева направо, сверху вниз, по вертикали, горизонтали и диагонали. Помните,   буквы   расположены   и   читаются   только   рядом,   перескакивать   через клеточку нельзя. Всего зашифровано 33 термина. Высший балл 5.      Время на выполнение задания: 4 минуты (Приложение №2) Н А О Д С М А И В Р П А Я Л Л У А Б Г А К Бескозырка, баркас, нос, адмирал, краб, компас, кок, карбас, буй, губа, трюм, галс, рубка, ряж, юг, бак, рак, трап, аврал, палуба, мир, гавань, море, гак, люк, гюйс, миля, каюта, лаг.  Ответы: (см. прил. 2) Ю М Л Т Р К К А А Б Г Б Ж Р А Я Б Р С А У К Й Р А К И Г Й Б А Р К А С Е Г У Р Т Л С Д Б А Р Ю К О К Л А К О М А Г П К З О Р А К О Ы М Е В А М Р И З А Ю П К Л Ю Н Т А А Я Г Ь А С Задание 3. Поговорки о смелости, стойкости и героизме. (Приложение № 3) Ведущий: в жизни часто нравственные ценности раскрываются в устном народном творчестве: поговорках, сказках, загадках, пословицах.  Вашему вниманию будут представлены поговорки, только текст будет прочитан не весь, а лишь первая часть поговорки. Вам нужно вспомнить поговорки о смелости, героизме и стойкости. Сейчас я буду читать   часть   поговорки,   а   завершит   её   каждая   команда   поочерёдно.  За   каждую правильно названную пословицу ­ 1 балл. Пословицы:  8 1. Смелость            ­­­­   города берёт. 2. Береги                 ­­­­  честь смолоду. 3. Пуля – дура,      ­­­­  а штык ­ молодец. 4. Один в поле        ­­­­   не воин. 5. Сам погибай, а   ­­­­ товарища выручай. 6. У страха            ­ ­­­   глаза велики.              После выполнения задания №3 жюри объявляет баллы за первый раунд II раунд. 9 Просмотр фильма «Кронштадт» 5 минут До начала просмотра фильма учащиеся получают карточки с вопросами к фильму «Кронштадт»  Ведущий:  Вам   предоставляется   возможность   посмотреть   документальный   фильм   о Кронштадте. Вы должны внимательно слушать дикторский текст, в котором найдёте ответы на все вопросы, указанные в карточках.   Через 3 минуты после просмотра фильма карточки с ответами сдаёте членам жюри Карточка с вопросами. (Приложение № 4) Видеофильм «Кронштадт» (СD) №  п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Вопрос задания Ответ Когда началось строительство крепости на Котлине? Осенью 1703 года С какой целью построена крепость на острове? Для защиты Петербурга Где расположен остров Котлин? В 30 километрах от Санкт­ Петербурга Что строили на северном и южном берегах о. Котлин? Форты, батареи, гавани. В каком году была отбита первая атака шведов на   Кронштадтскую крепость? С какого года усиливается строительство гаваней,  каналов, фортов? В 1704 году. С 1705 года. Как Пётр воспринимал Кронштадт? Как будущую столицу России. Какой памятник в Кронштадте  является доминантой? Морской Никольский собор. Жюри объявляет баллы за 2­й раунд. 10 III раунд.  III.1. Памятники войны в Кронштадте На   экран   выводятся   фотографии   памятников,   которые   сооружены   в   честь событий Великой Отечественной войны на улицах города. (Приложение № 5)                                                                 Э  К  Р  А  Н Всем   командам   даны   карточки   в   виде   таблицы,   где   написаны задания «Памятники Кронштадта»  11 Задание: ЧТО? ГДЕ? КАКОЕ СОБЫТИЕ? 1). Назвать памятники; 2) Где они находятся? 3) Какому событию посвящены?  Участники должны вписать ответы в таблицу. Приложение №6 Назвать памятник Где находится? Какому событию посвящён? Морзаводовцам Сад Металлистов Героям Морзавода Рыбке колюшке Маринеско А.И. У   Синего   моста через     обводный канал в/ч №09990. На  территории  Подплава Блокадной   рыбке,   спасшей   от голода людей Командиру п/л С­13 Морскому десанту Летняя пристань Жильцову В.М. Красная улица Жюри объявляет баллы за 3­й раунд. IV раунд.  Петергофскому   десанту   из Кронштадта,   который   должен был помочь в прорыве блокады Ленинграда Командиру   торпедного   катера, Герою Советского Союза 12 Конкурс   творческой   работы   (домашнее   задание,   данное   за   2   недели   до конкурса) по теме:  «Памятники знаменитым кронштадтцам».   Дети   выбрали   по   жребию   один   из   памятников   Кронштадта:   первооткрывателю Новой земли П.К.Пахтусову, адмиралу Ф.Ф. Беллинсгаузену, изобретателю радио Попову А. С. Готовят презентацию дома за 2­3 недели.   Каждая команда на конкурсе представляет презентацию. Высший балл: 10.    Время защиты 7 минут. ( Приложение №7 ) Жюри объявляет баллы за 4­й раунд. V раунд. Музыкальный  Всем участникам конкурса предлагается музыкальный аукцион. «Кто кого перепоёт».   Ведущий: напоминаю о музыкальном задании, которое было дано заранее (за две недели   до   игры)   на   дом:   подобрать   песни   морской   и   военной   тематики, подготовить 1 куплет и припев. Быть готовыми к аукциону «Кто кого перепоёт»   Условия   музыкального   конкурса:  команды   по   очереди   исполняют   1   куплет песни о море, моряках, о Кронштадте, песни военных лет.   Команда, которая не справится с условиями музыкального аукциона выбывает из конкурса. Побеждает та команда, которая всех перепоёт, не сделав ни одной музыкальной ошибки. Заключительная часть. Подведение итогов. Вручение наград победителям.  Ведущий предоставляет слово членам жюри. На табло подсчитываются итоговые баллы. Каждой команде вручаются призы.  Жюри выбирает одного из участников и вручает ему приз зрительских симпатий ­ книгу о городе Кронштадте с подписью автора. Ведущий выдаёт конверты с заданиями для следующего занятия. 13 Использованная литература. Город морской славы. /Автор ­ М.А. Шлендова. – СПб: ИПЦ СПГУТД, 2004. – 1. 236с., ил. 2. Кронштадт. История в загадках и ребусах. /Автор­составитель М.А.  Шлендова. – СПб: Издательство «МКС», 2004. – 224 с.: ил. 3. Кронштадту – 300 лет: Фотоальбом. /Сост. Д. Исакиев, А. Еськов. ­ СПб.  Международный фонд «300 лет Кронштадту–возрождение святынь», 2003. 151 с.,  ил. 4. Кронштадт в годы Великой Отечественной войны. 1941 ­1945. /Автор­ составитель А.И. Еськов. – СПб: «Лики России», 2010. – 184 с., ил. 5. Кронштадт. Война. Блокада.  Книга­альбом. /А.И. Еськов; под редакцией В.Л.  Сурикова. – СПб. «Гогланд», 2005. – 168 с. 6. Летопись подвига. 60­летию Великой Победы посвящается.  Книга – дайджест  по публикациям газеты «Рабочий Кронштадт» за 1941­1945 годы и газеты  «Кронштадтский вестник» с 1998 года по март 2005 года.  / Богомолова Н.К.,  Кузнецов М.Н., Коновалов М.В., Куликова Л.Н., Коптяева А.Я., Прасолова И.А.,  Токарева Л.И.; руководитель проекта Тихомиров Р.В., ­ СПб: «Гогланд», 2005. –  240 с. 7. Мы из Кронштадта. Сборник воспоминаний и очерков о Кронштадте в годы  Великой Отечественной войны. /Составители Зонин С.А., Белов М.Е., Поляков  М.Е.; худож. А.К. Тимошевский – Л: Лениздат, 1975. – 447 с., ил. 8. Они родились в Кронштадте. /автор – составитель М.А. Шлендова. – СПб:  Издательство «МКС», 2004. ­152 с.: ил. 9. Петров Г.Ф. Кронштадт. Очерк истории города. – 2­е изд., перераб. и доп. – Л:  Лениздат, 1985. ­ с. 333, ил. 10. Раздолгин А.А., Скориков Ю.А. Кронштадтская крепость. – Л.: Стройиздат,  Ленинградское отделение, 1988, ­ 420 с., ил. 11.Соколов А.К.. Кронштадт: История длиною в 300 лет.  ­ М.: ООО «Наследие»,  2004.637 с., ил. Приложение 14 Приложение №1 Викторина «Самая, самая».  Слева ­ старые названия улиц, а справа­ новые названия   Как в городе называется «самая»:   ­ Короткая улица                             Газовый завод     ­ Длинная улица                              Восстания   ­ Морская улица                              Макаровская       ­ Широкая улица                             Широкая       ­ Первая улица                                 Петровская першпектива       ­ Красивая улица                             Красная      ­ Высокая улица                               Гусева   ­ Низкая улица                                  Ильмяниновая  Чайнворд «Морские термины"                                                                               Приложение №2 15 П А Р А Я Я Л Б К Ж   Л У А Г Б А Б С А У Г А Л К Й Пословицы:  Приложение № 3  З О Р А К А Я К И Л М Ы Смелость            ­­­­   города берёт. Береги                ­­­­   честь смолоду. Пуля – дура,      ­­­­  а штык ­ молодец. Один в поле      ­­­­   не воин. Сам погибай, а  ­­­­ товарища выручай. У страха            ­ ­­­ глаза велики. Ю Ю Н А Е В Г Ь А А К Л Ю С Бескозырка, баркас, нос, адмирал, краб, компас, кок, карбас, буй,  губа, трюм, галс, рубка, ряж, юг, бак, рак, трап, аврал, палуба, мир,  гавань, море, гак, люк, гюйс, миля, каюта, лаг. М О П К А С Н А К Р А Б А Р К А О Д Т Р К Е Г У Р Т С М Г Ю Й С Д Б А Р А И К М И К О К Л А В Р А Б Р О М А Г П Р З Т Карточка с вопросами к документальному фильму  «Кронштадт» Приложение № 4  №  п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Вопрос задания Ответ Когда началось строительство крепости на  Котлище? С какой целью построена крепость на острове? Где расположен остров Котлин? Что строили на северном и южном берегах о.  Котлин? В каком году была отбита первая атака шведов на  крепость? Осенью 1703 года Для защиты  Петербурга В 30 километрах от  Санкт­Петербурга Форты, батареи,  гавани. В 1704 году. С какого года усиливается строительство гаваней,  каналов, фортов? С 1705 года. Как Пётр воспринимал Кронштадт? Какой памятник в Кронштадте  является доминантой? Как будущую  столицу России. Морской Никольский собор. Приложение №5 Фото памятников Великой Отечественной войны в  Кронштадте                                                                                      17 Карточка с вопросами о памятниках Кронштадта Приложение № 6   Памятник    Где находится      Событие 1. А. Маринеско В/Ч  09990, 25 бригада  подводников «Атака века»  2. В. М. Жильцову ул. Красная 3. Морзаводовцам В сквере Металлистов  на ул. Аммермана 4. Рыбке колюшке  На стенке Обводного  канала. 5. Петергофскому  На Летней пристани десанту из  Кронштадта Командир торпедного  катера, совершил  подвиг: вёл бой один  против 12 катеров  противника и вышел  победителем . Подвиг рабочих  Морского завода,  которые несмотря на  обстрелы, успешно  ремонтировали суда Блокада Ленинграда  Попытка оказать  помощь в прорыве  блокады силами  моряков окончилась  трагически 18 Памятники на карте города 19

Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»

Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»

Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»

Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»

Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»

Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»

Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»

Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»

Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»

Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»

Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»

Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»

Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»

Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»

Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»

Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»

Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»

Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»

Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»

Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»

Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»

Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»

Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»

Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»

Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»

Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»

Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»

Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»

Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»

Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»

Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»

Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»

Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»

Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»

Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»

Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»

Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»

Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2019