Практическая реализация требований ФГОС на занятиях дополнительного
образования с использованием краеведческого материала школьного музея
Из опыта работы Шлендовой М.А., педагога дополнительного
образования ГБОУ СОШ №422 за 2018 – 2019 уч. год
В связи с введением федеральных стандартов нового поколения именно
на учителя ложится огромная ответственность быть готовым к практической
реализации требований ФГОС. Педагог должен овладеть способами
проектирования образовательных задач, способами организации внеурочной
деятельности, умело использовать ресурсы информационно образовательной
среды школы, создавая условия, раскрывающие творческие и познавательные
возможности каждого ученика. Именно на педагоге лежит главная
образовательная миссия – формировать интерес к знаниям, развивать
творчество и инициативу каждого обучающегося.
В соответствии с новыми стандартами педагог, тщательно продумывая
структуру занятия, планирует свою деятельность и деятельность учащихся,
чётко формулирует тему, цель, задачи каждого занятия. В центре внимания –
дети. Готовясь к занятию или внеклассному мероприятию, педагог должен
ориентироваться на тех, кто будет участвовать в совместном действии по
добыванию знаний. Увлечённость наставника, доброжелательность, умение
вовлечь учеников в творческий поиск это важные составляющие успеха. Сам
педагог настроен на сотрудничество с детьми и направляет учеников на
сотрудничество с педагогом и обучающимися. Вхождение в пространство
самого занятия организуется мотивацией к творческой деятельности:
1. Актуальность деятельности «надо»
2. Потребность к деятельности – «хочу»
3. Тематические рамки – «могу»
Занятие, на котором педагог направляет детей к поиску ответов, даёт
рекомендации, становится площадкой, на которой ученик получает опыт
самообразования, самопознания, коммуникативной деятельности. По
возможности для каждого ученика создаётся ситуация успеха.
Занятие для обучающихся второго года обучения (67 кл.) по теме: «Пётр Первый реформатор, великий государственный
деятель, правитель Российской империи»
Пояснительная записка
Занятие направлено на воспитание у учащихся коммуникативных
навыков сотрудничества, работая в группе, а также развитие творческих
возможностей при организации поиска новых сведений о людях, фактах,
событиях.
Перед занятием проводится беседа в форме минидискуссии о
выдающемся политическом деятеле 18 века, Российском императоре Петре
Великом. Учащимся выдаются карточки с высказываниями известных
русских историков. Мнения историков весьма противоречивы.
Ребятам необходимо дать оценку деятельности Петра 1 с точки
зрения исторической науки и высказать своё личное мнение о российском
правителе начала ХVIII века. Педагог поддерживает работу детей,
подчёркивая, что каждый имеет право на свою точку зрения, даже если она
ошибочна. Так вырабатывается правильная позиция, учиться на своих
ошибках.
1. Погружение в атмосферу темы занятия.
2. (Мини дискуссия)
Ваше отношение к Петру 1 как государственному деятелю, реформатору, военачальнику?
Почему Петра называют Великим?
(Обучающиеся высказывают свою точку зрения, делают выводы и сами обобщают)
Педагог предлагает учащимся поработать с источниками в группах.
Ребятам выдаются карточки с заданиями.
Педагог: в карточке №1 два задания, внимательно прочитайте вопросы.
Карточка №1
1. Великий царь самими ошибками доказывает своё величие. Множество
ошибок совершено, реформы его жестоки и насильственны. (Карамзин)
2. Реформы его, будто весенняя гроза, которая ломает вековые деревья,
освежает воздух и помогает всходам нового посева. Однако реформа
сама собою вышла из нужд государства и народа, который пошёл за
властным человеком с сильным характером. (Ключевский);
Вопрос: 1.О каких ошибках Петра Великого идёт речь? 2.Согласны
ли вы с выводами историков? 4. Работа в группах
5. Мозговой штурм. (Обучающимся выданы карточки №2)
Вопрос:
Два источника являются подлинными, но их содержание противоречиво.
Как вы это можете объяснить? ((5 минут)
Карточка №2
1.Россия в 18 в. вступила в войну со Швецией, сильнейшей военно морской
державой, не имея при этом ни регулярной армии, ни флота. (Историк
Юрганов А.Л.)
2. Восточные славяне совершали длительные морские походы и отличались
высоким уровнем мореходного искусства. (Византийские источники о
славянах)
6. Учащиеся обмениваются мнениями. (Выводы самостоятельно пишут в
дневнике краеведа)
7. Творческое задание : Защита проекта «Флот на Руси до Петра 1» (2 чел.)
с помощью рассказа и видеоролика по теме: «Флот на Руси до Петровской
эпохи» делают свои выводы.
Вывод обучающихся: у древних славян был флот. Славяне всегда славились
искусными мореплавателями. А к концу XVII века русский народ накопил
довольно солидный опыт постройки крупных и малых речных и военных
судов. В 1667 году в селе Дединово на реке Оке был построен первый в
России военный корабль
«Орёл». Пётр начинал строительство флота не на пустом месте.
(Показ видеоролика, подготовленного учащимися).
Для стимулирования учебной самостоятельности обучающегося педагог
использует поощрения. Это не только отметки. Учитель подбадривает:
«Молодец, отлично! У тебя
интересная позиция. Ответ краткий, однако, всё правильно и логично».
Наблюдая за работой учащихся, педагог выявляет особо одарённых детей,
неординарно мыслящих,
обладающих умением убеждать, заниматься
творческим поиском. Ктото увлекается компьютерными технологиями, кто
то пытается смонтировать видеоролик, мультик, а ктото пишет стихи. Раскрыть творческие возможности каждого. Искать
Задача учителя:
способных, растить гениев. Эта трудная работа является благодатной почвой
для развития образовательного интереса и становления творческой личности.
Отечественная история рассказывает о жизни замечательных людей, которые
внесли огромный вклад в укрепление Российской государственности. Имена
русских мореплавателей, исследователей новых земель известны всему миру.
Русские учёные создали гениальные теории в разных областях науки. Но для
каждого из нас история Отечества начинается с малой Родины, где ты
родился и живёшь со своими родными и близкими. Твой маленький город,
посёлок, деревушка или островок. А знаешь ли ты историю своей малой
Родины? Об этом мы поговорим на следующем занятии, которое и посвятим
своей малой Родине, городу, где мы родились и живём со своими
родными и близкими.
Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»
Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»
Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»
Методическая разработка занятия «Кронштадт – мой родной город»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.