Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)
Оценка 5

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
воспитательная работа
4 кл
17.02.2019
Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)
Данное занятие спроектировано в соответствии с ФГОС НОО. В основе занятия заложен принцип системно-деятельностного подхода. Содержание материала соответствует возрастным особенностям учащихся, принципам научности, доступности, связи с жизнью и практической направленности обучения. Решение разнообразных экономических задач в виде игры помогают выстраивать модель рационального финансового поведения. -повышение интеллектуального уровня в вопросах финансовой грамотности; -популяризация знаний по финансовой грамотности: этимология финансовых терминов, история российских и иностранных денег, банковcкая тема. Задачи: -развитие интеллектуальных способностей, умения работать в команде; -расширение круга знаний участников по финансовой теме;С помощью занимательных, проблемных ситуаций, применение диалоговых форм общения, сочетание групповой, парной и индивидуальной работы, познавательной игры, инсценировки, наглядных пособий, чередование материала разной степени трудности, наличие инсценировки на занятии были созданы условия для возникновения у каждого ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. Предложенные задания способствовали мотивации к обучению финансовой грамотности. Эмоциональное стимулирование и поощрение, осуществление обратной связи с помощью рефлексии, формирование навыков самоконтроля и самооценки, создание благоприятной рабочей обстановки способствовало психологическому настрою учащихся на положительный результат. Общение с детьми строится на принципах сотрудничества и взаимопонимания. Организация совместной деятельности в парах и группах на уровне «ученик-ученик» способствовало осознанию общей цели, установлению коммуникации и взаимопонимания, взаимопомощи и сотрудничества
Методическая разработка урока на тему Личная финансовая безопасность.doc
Методическая разработка занятия  Краткая аннотация Данное занятие спроектировано в соответствии с ФГОС НОО. В основе занятия заложен принцип   системно­деятельностного   подхода.   Содержание   материала   соответствует возрастным особенностям учащихся, принципам научности, доступности, связи с жизнью и практической направленности обучения. Решение разнообразных экономических задач в виде игры   помогают     выстраивать   модель   рационального   финансового   поведения.  ­повышение интеллектуального уровня в вопросах финансовой грамотности; ­популяризация знаний по финансовой   грамотности:   этимология   финансовых   терминов,   история   российских   и иностранных   денег,   банковcкая   тема.   Задачи:   ­развитие   интеллектуальных   способностей, умения работать в команде; ­расширение круга знаний  участников по финансовой  теме;С помощью   занимательных,   проблемных   ситуаций,   применение   диалоговых   форм   общения, сочетание групповой, парной и индивидуальной работы,  познавательной игры, инсценировки, наглядных пособий, чередование материала разной степени трудности,  наличие инсценировки на   занятии   были   созданы   условия   для     возникновения   у   каждого   ученика   внутренней потребности   включения   в   учебную   деятельность.   Предложенные   задания   способствовали мотивации   к   обучению   финансовой   грамотности.   Эмоциональное   стимулирование   и поощрение,   осуществление обратной связи с помощью рефлексии, формирование навыков самоконтроля   и   самооценки,   создание   благоприятной   рабочей   обстановки   способствовало психологическому   настрою   учащихся   на   положительный   результат.  Общение   с   детьми строится     на   принципах   сотрудничества   и   взаимопонимания.   Организация   совместной деятельности в парах и группах на уровне «ученик­ученик» способствовало осознанию общей цели, установлению коммуникации и взаимопонимания, взаимопомощи и сотрудничества.  Основы   финансовой Автор­разработчик Вивдюк Мария Ананьевна Должность  Учитель начальных классов  Место работы  Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 1 имени М.А. Погодина» Внеурочный   курс   общеинтеллектуального   направления  грамотности Класс  4 Тема занятия  Личная финансовая безопасность Тип занятия  Открытия новых знаний Цель занятия: усвоение  учащимися  знаний об элементарных знаниях личной финансовой безопасности,  обеспечение  формирования универсальных учебных действий Планируемые результаты    Предметные: уметь поделиться знаниями о правилах личной финансовой безопасности,   знать виды финансового мошенничества. Метапредметные: Личностные:   самоопределение, положительное отношение к учебной деятельности, высказывать свою точку   зрения,  смыслообразование,   самооценка   на   основе   критерия   успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Познавательные:  анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие, структурирование знаний, поиск необходимой информации, выдвижение гипотез, их обоснование, построение логической   цепи   рассуждения,   осознанное   и   произвольное   построение   рассуждения, понимание   текстов,   доказательство   речевого   высказывания,   обобщение,   выполнение действий по плану, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные:  фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения, волевая саморегуляция, контроль способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений   и   отличий   от   эталона,  планировать   своё   действие   в   соответствии   с поставленной задачей и условиями её реализации, познавательная инициатива, контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные:  выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений, участие в диалоге,  осознание   ответственности   за   общее   дело,   самоопределение,  использование критериев для обоснования своих суждений, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой, формирование финансовой культуры. Оборудование:  компьютер, интерактивная доска с проектором, мобильный  компьютерный класс, флэш­накопитель, задания, напечатанные на карточках. Техники и технологии       технология   развивающего   обучения   «Технология   деятельностного   метода ­ обучения», при которой ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно­познавательной деятельности; ­   технология   на   основе   гуманно­личностной   ориентации   педагогического   процесса «Педагогика сотрудничества». Данная технология реализует демократизм, равенство, партнёрство   в   субъектных   отношениях   педагога   и   ребёнка.   Учитель   и   учащиеся совместно   вырабатывают   цели,   содержание   занятия,   дают   оценки,   находясь   в состоянии сотрудничества, сотворчества; ­   элементы   «Технологии   применения   информационно­компьютерных   средств   в предметном обучении», целью которой является   формирование умений работать с информацией,   развитие   коммуникативных   способностей,   подготовка   личности «информационного общества» Сценарий занятия 1.Самоопределение к деятельности.  Учитель. Здравствуйте, ребята. Желаю, чтобы  наше содружество на занятии принесло вам только  позитивные эмоции.  2. Мотивация (самоопределение) к учебной  деятельности. ­ Ребята, кто из вас считает себя модным человеком?  ­ Что значит быть модным в наше время?  Учитель  Да, модным в наше время быть   это не только модно одеваться, иметь дорогой телефон,   носить   хорошую   одежду,   но   и   идти   в   ногу   со   временем,   быть   всесторонне грамотным.  Я тоже себя  считаю  модным человеком, мои интересы разносторонние. Я, например, много читаю, а читательская грамотность  – это всегда было очень модно Слайд  ­ А как вы думаете  финансовая грамотность ­ это модно? Слайд ­ Постарайтесь ответить на этот вопрос, обосновав его.  ­Кто уверен в своих знаниях? Кому нужна помощь? ­ Итак, вы готовы к изучению следующей темы? ­ Каким способом вы будете изучать новую тему? Вы будете и самостоятельно отбирать необходимую информацию. 3.Актуализация   и     фиксирование   индивидуального   затруднения   в   пробном   учебном действии. Выявление места и причины затруднений.  Цель:  обсуждение   затруднений   (почему   возникли   затруднения,   чего   мы   ещё   не   знаем). Выделить проблему, сформулировать цель и тему урока Проблемный диалог. Познавательная задача №1 Учитель  Ребята, рассмотрите плакат. (Слайд) Такой же материал распечатан на  листе №1 формата А­4 и лежит у вас на парте.  Парная работа Прочитайте явную и скрытую информацию, изложенную на плакате,  посоветуйтесь друг с другом и постарайтесь ответить   на вопрос ­ Почему  финансово грамотным быть модно?   информацию Проблемный диалог. Познавательная задача №2  Учитель  Финансово грамотный человек умеет распоряжаться своими деньгами. ­ А ещё какого человека можно назвать  финансово грамотным? Слайд   Парная работа Учитель  На   этот   вопрос   вам   поможет   ответить   рисунок,   напечатанный     на     листе   №2 формата А­4. Он лежит у вас на парте.  Посоветовавшись друг с другом, попытайтесь закончить высказывание:  Финансово грамотный человек – это …. Дети  (Финансовая грамотность стала необходимым жизненным навыком, как умение читать и писать;  финансово грамотный человек подсчитывает свои расходы и доходы; финансово   грамотный   человек   ведёт   семейный   или   личный   бюджет,   не   влезает   в излишние   долги;   финансово   грамотный   человек   имеет   сбережения;   финансовая грамотность   дает   возможность   управлять   своим   финансовым   благополучием; финансовая грамотность строить долгосрочные планы и добиваться успеха) ­ Кто­нибудь из вас получает от родных деньги на карманные расходы?  Учитель   И никто из  присутствующих  в классной  комнате не хочет, чтобы  их денежки потерялись. А чтобы деньги не терялись, мы должны уметь грамотно ими распоряжаться, то есть, должны быть финансово грамотными людьми.  ­ Вы согласны с этим мнением? Учитель  В   толковом   словаре   живого   великорусского   языка   Владимира   Ивановича   Даля встречается такое высказывание:   Финансово грамотен ­ значит защищён. Слайд ­ Как вы понимаете его значение? Учитель  Синонимом слова защищён является слово обезопасен, действие, направленное на сохранение здоровья человека, материальных благ, достатка и т.п. ­ Какие правила безопасности вам известны? Плакат на доске Учитель Вспомним их.  Дети читают стихотворения по цепочке и делают выводы.  1. 2. 3. 4.  Мойте руки и плоды, чтобы не было беды. Безопасность в приёме пищи   Если   увидишь   огоньки   или   дым,   поскорее   звони   –   телефон   01!Безопасность   при пожаре  Чтобы смог ты без труда, бегать, прыгать и стоять,  Надо обувь по размеру и погоде выбирать. Безопасность в одежде и обуви    Не   бегай   по   школе,   уймись   ты   поскорей,   не   злись,   не   толкайся   и   будь   подобрей. Безопасное поведение в школе   Тонкий лёд – иди в обход. Безопасность на льду  Не ходи на красный свет, у тебя двух жизней нет. Безопасность на дороге 5. 6. 7.  Если хочешь в интернете только пользу получать. Нужно думать головою, что, когда и   где   искать.   Ни   за   что,   при   всём   желанье,   телефон   свой   не   вводи,   и   на   сайты   без проверки, ты один не заходи. Безопасность в Интернете. ­ А  бывают ли правила финансовой безопасности? ­ Как вы думаете ­ это место для какого правила? (Правила финансовой безопасности) 4. Формулировка темы и задач занятия. Учитель  Исходя из вышеизложенного, попытайтесь сформулировать   тему нашего занятия. (Правила личной финансовой безопасности) Итак, разговор наш  продолжим о личной финансовой безопасности.  Учитель фиксирует на доске тему занятия. (Слайд №)  ­  Посмотрев   на   тему,   предположите,   какие   задачи   на   занятии   нам   предстоит   решить? (выяснить, какие существуют  правила личной финансовой безопасности, научиться  их практически применять в разных жизненных ситуациях в игровой форме) Учитель Сегодня на занятии попытаемся ответить на вопросы: Кто охотится за нашими деньгами? Как их распознать? Что делать, если всё­таки вас обманули? 5. Построение проекта выхода из затруднения. ­ Как вы думаете, зачем нужно изучать эту тему? (  Чтобы избежать обмана, чтобы не попасться в лапы мошенников, чтобы быть финансово грамотным) ­Какие правила личной финансовой безопасности можете назвать? (Не хватает знаний. Где мы можем найти ответы на эти вопросы?) Учащиеся отвечают, опираясь на свой опыт и наблюдения. Понимают, что познаний недостаточно.  Разобраться в этих вопросах нам помогут герои любимых сказок на новый лад. 6.  Реализация проекта. Инсценировка сказки «Как дед с бабой свой бизнес открыли» Учитель Сейчас посмотрим инсценировку сказки «Как дед с бабой свой бизнес открыли». Её написала ваша одноклассница Самбуракова Полина, которая играет главную роль – бабку. В инсценировке принимают участие другие   сказочные герои, как дед, курица. Слова автора читает Валера. Слайд Автор Жили­были дед да баба. Жили, не тужили. И тут у них деньги закончились. Деваться некуда деду с бабой, пришлось им искать работу.  Дед ­ Слышь, баба! Пойду­ка я к царю­батюшке, спрошу за работу, может, ему нужен министр какой или советник. Бабка ­Ты что, старый, ошалел! Какой министр, какой советник, тебя только сторожем могут взять или конюшни убирать предложат. Дед ­Нет, старая, на такую работу я не соглашусь. Бабка   ­А на что мы жить будем, деньги­то с неба не сыплются.  За любую работу надо хвататься в нашем­то возрасте. Дед ­Да ну тебя, баба. Пойду я к царю, да все разузнаю. Бабка ­Ну­ну! На тебе пять рублей, купи муки, я хоть хлеба напеку. Слайд Автор  И пошел дед к царю. Шел он лесами, полями и вдруг видит – навстречу ему идет курица. Курица ­Куд­куда, куд­куда, ты откуда и куда? Дед ­ Да видишь ли, курица, иду я к царю­батюшке, на работу устраиваться. Курица ­Вот ты, старый, даешь, кто же в наше время­то работает! Дед ­А как же, милая, народ деньги зарабатывает? Курица ­Сейчас все свои сбережения вкладывают в бизнес. Дед ­Какой такой бизнес?  Курица  ­Бизнес ­ это когда ты бизнесмену свои денежки отдаёшь, а он тебе через месяц ­ другой в тысячу раз больше возвращает. Дед ­Вот те на, вот так чудо! Где же мне такого бизнесмена  найти? Курица ­Ну, так я тебе чем не бизнесменша? Ты мне дай сколько у тебя есть деньжат, а я тебя за это яйца золотые нести буду. Дед ­Прямо таки золотые?! Курица ­Золотые. Слайд  Автор  Отдал дед курице пять рублей, что бабка ему на муку давала и пошел довольный д мой. Слайд А в то время, пока дед к царю ходил, бабка себе приработок нашла, швейным делом занялась. Народ ей рубахи да штаны стал носить, чтобы она их подшивала  да дыры залатывала. Этим ремеслом деньги зарабатывала. Вернулся дед домой. Глядит, а  бабка его за швейной машиной сидит,  шьёт. Слайд Дед ­Ты что, старая, делаешь? Бабка ­ Не видишь, что ли? Шью, бизнес я открыла, деньги зарабатываю. Дед ­Да какой же это бизнес?  ­Бизнес ­ это когда ты бизнесмену свои денежки отдаешь, а он тебе через месяц­ другой в тысячу раз больше возвращает. Бабка ­Да с чего же он тебе деньги вернет, дурень ты старый. Ты что, те деньги, которые  я тебе на муку давала, мошенникам отдал? Дед ­Почему мошенникам? Я их курице отдал, она мне за это яйца золотые нести будет. Бабка ­Ой, что ж ты, старый, совсем из ума выжил. И где ж та курица, которая  яйца золотые нести тебе будет? Дед ­Вот те раз, а об этом  я и не подумал. Деньги отдал, а где искать ее не спросил. Вот я дурень старый, обманула меня курица. Что же  мне делать теперь? Бабка ­Что делать, что делать? Работать надо, просто так деньги с неба не супятся. Я вот шью да подшиваю, а ты можешь обувь чинить. Дед  ­И правда, обувь я чиню хорошо, сносу не будет, а если за это еще деньги   платить будут…Слайд Автор С тех пор  стали жить старик со старухой в материальном достатке. Баба одежду шьёт да подшивает, а дед обувь чинит, а  народ им за это деньги платит. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. Учитель ­ Молодцы, ребята! Я рада вашим актёрским успехам! Вернёмся к вопросам ­ Кто охотится за вашими деньгами? (Мошенники,обманщики) Учитель Финансовые мошенники ­ это люди, совершающие противоправные действия в сфере денежного обращения путём обмана, злоупотреблением  доверия, и других манипуляций  с целью обогащения. пытаются зарабатывать деньги на чужой доверчивости.  ­ Как их распознать?  Нарисуйте словесный портрет мошенника. Вспомните образ курицы из сказки. (Ласковый, выманивает деньги,  хитрый, незнакомец, незнакомые люди, которые стараются войти к вам в доверие, незнакомый человек, не вызывающий никакого подозрения)  ­  Что делать, если всё­таки вас обманули таким образом?  Слайд  (Позвонить   в полицию, попросить помощи у взрослых) Учитель  В   таком  случае   хочу   посоветовать   быть   бдительными,   особенно  с   незнакомыми людьми. ­ Ребята, сделайте вывод по вышеизложенному материалу.(Узнали, что в нашем обществе есть   категория   людей,   которые   не   прочь   поживиться   нашими   деньгами   незаконным способом. Надо быть бдительными и не поддаваться уловкам незнакомых людей) ­Существуют ли мошенники­невидимки? Учитель Мы с вами современные люди, которые могут проводить денежные операции и по безналичному расчёту.  ­Это как? С помощью банковской карты, СМС­сообщений и т.п.  ­У кого из вас есть своя банковская карта? ­А кому родители доверяют расплачиваться в магазине за покупки с помощью банковской карты? ­ Могут ли мошенники поживиться вашими деньгами, которые хранятся на банковской карте? Каким образом? Учитель организует подводящий диалог через приём инсценирования. Попытаемся ответить на этот вопрос с помощью сказки. А если бы события в  сказке развивались  так: Инсценировка эпизода из сказки о том,  что баба деду пять рублей перевела с карты на карту. Дед ­ Слышь, баба! Пойду­ка я к царю­батюшке, спрошу за работу, может, ему нужен министр какой или советник. Бабка ­Ты что, старый, ошалел! Какой министр, какой советник, тебя только сторожем могут взять или конюшни убирать предложат  Дед ­Да ну тебя, баба, пойду я к царю, да все разузнаю. Бабка ­Ну­ну! Переведу­ка я  тебе на карточку  пять рублей, купи муки, хоть хлеба напеку. Ты пин­код её запомни, чтобы пользоваться смог. И пошёл дед к царю. Слайд  ­ А в такой ситуации курица  смогла бы деда обвести вокруг пальца? Как? Почему? Учитель. Продолжим сказку.  Шел он лесами, полями и вдруг обнаружил, что потерял банковскую карту.  ­Какие действия должен предпринять дед? Позвонить и заблокировать, а через две недели банк выпустит новую карту. Рассмотрим ещё один эпизод из сказки.  Читает ученик По полю бежала  Муха­цокотуха. Муха, Муха­Цокотуха,   Кирилл Позолоченное брюхо.  Муха по полю пошла,  Муха банковскую карточку нашла.   ­ Можно ли Муху назвать мошенницей? Учитель  Посоветуйте Мухе – Цокотухе, какие она должна предпринять действия в этом случае? А события могли бы развернуться и так: Учитель читает  Пошла Муха на базар,  И купила по чужой карте самовар. Карта была с вайфаем и деньги списывались   обычным прикладыванием карты  к терминалу. ­А в такой ситуации Муху­цокотуху можно назвать мошенницей? Учитель Банковская карта­ это надёжный кошелёк для хранения денег. Но надо знать самое главное правило в обращении с банковской картой ­  держи в строгом секрете данные своей карты, а если она потерялась – срочно заблокировать, чужой картой пользоваться нельзя – это хищение денег. ­ Как защититься от мошенников? Учитель советует быть бдительными. 7. Самостоятельная работа в группах Учитель Сказка ложь, да в ней намёк,  добрым молодцам ­ урок.  Рассмотрим ситуации из жизни.  На примере предложенного текста, попытаемся дополнить  ваши ответы новыми знаниями. Для работы нам необходимо разделиться на 4 группы.  Прежде чем приступить к выполнению задания, вспомним правила работы в группе. Каждой группе я выдаю инструкцию к выполнению задания. Познавательная задача №3  Группа 1 Тебе позвонил «якобы сотрудник банка» и попросил  продиктовать все данные карты. Тебе сообщают,   что   счёт   заблокирован,   с   него   похитили   деньги   и   необходимо   срочно   получить данные, чтобы всё исправить. Ваши действия. 1. Прочитайте текст. 2. Прочитайте текст задания  и попытайтесь лаконично, с обоснованием, ответить на него. Познавательная задача №4  Группа 2  Ты выиграл миллион!  Тебе сообщают о том, что ты выиграл миллион рублей.   Нужно только оплатить налог за приз. Ваши действия. 1.Прочитайте текст. 2.Прочитайте текст задания  и попытайтесь лаконично, с обоснованием, ответить на него.       Познавательная задача №5  Группа 3.  В кафе или в магазине вашу карту унесли с поля вашего зрения. Ваши действия. 1.Прочитайте текст. 2.Прочитайте текст задания  и попытайтесь лаконично, с обоснованием, ответить на него.        Познавательная задача №6  Группа 4.  Ты получил сообщение от друга срочно перевести ему  немного денег на карточку, так как он попал в беду. Ваши действия. Перезвонить другу. 1.Прочитайте текст. 2.Прочитайте текст задания  и попытайтесь лаконично, с обоснованием, ответить на него. Познавательная задача №7  Группа 5.  Ты подписался на бесплатное скачивание игры. Вас просят ввести на сайте мобильный номер. Ваши действия.  1.Прочитайте текст. 2.Прочитайте текст задания  и попытайтесь лаконично, с обоснованием, ответить на него. 8. Проверка по эталону. Учитель организует выступление групп с выводами Послушаем ваши ответы.  Группа 1 Познавательная задача №3   Тебе позвонил «якобы сотрудник банка» и попросил продиктовать все данные карты. Тебе сообщают, что счёт заблокирован, с него похитили деньги и необходимо срочно получить данные, чтобы всё исправить. Ваши действия.. (Никому, даже сотруднику банка, не сообщайте конфиденциальные данные (ПИН­код, данные   для   входа   в   интернет­банк,   пароли   для   подтверждения   операций,   которые приходят по СМС); Группа 2. Познавательная задача №4   Ты выиграл миллион! Тебе сообщают о том, что ты выиграл миллион рублей.  Нужно только оплатить налог за приз. Ваши действия. (Не   верьте,   что   вы   могли   выиграть   денежный   приз,   в   розыгрыше,   в   котором   вы   не участвовали. Не доверяйте письмам, «прогнанным» через автоматический переводчик, не оплачивайте налог – это мошенники) Группа 3. Познавательная задача №5   В кафе или в магазине вашу карту унесли с поля вашего зрения. Ваши действия. (Не   отдавайте   в   чужие   руки   свою   банковскую   карту,   в   кафе   расплачивайтесь   по безналичному расчёту через беспроводной терминал, устанавливайте лимиты по карте по снятию наличных и для безналичной оплаты) Группа 4. Познавательная задача №6   Ты получил сообщение от друга срочно перевести ему  немного денег на карточку, так как он попал в беду. Ваши действия. (Перезвонить другу, удостовериться в том, кто звонил, не отвечать на такие звонки) Группа 5. Познавательная задача №7   Ты подписался на бесплатное скачивание игры. Вас просят ввести на сайте мобильный но­мер. Ваши действия. (Не используйте карту для оплаты в сомнительных интернет­магазинах (часто   мошенники   запускают   сайты­обманки   внешне   очень   схожие   с   известными ресурсами,    если  номер  телефона,  к  которому  подключён  мобильный   банк,  привязано СМС­оповещение,   меняется   –   то   необходимо   сразу   оповестить   об   этом   банк,   на сомнительных сайтах не скачивайте игры) Учитель  Молодцы, ребята! Сформулируем выводы:   надо быть бдительными и не поддаваться уловкам незнакомых людей;  держать в строгом секрете данные своей банковской карты;  не верить подозрительным звонкам и СМС­сообщениям Это и есть основные правила финансовой безопасности. 9. Включение в систему знаний и повторение. Работа с мобильным классом  ­ А если я предложу вам выполнить более сложное задание, чем предыдущее, вы справитесь? Тогда продолжим познавать окружающий нас финансовый мир.  Учитель организует работу с интерактивной рабочей тетрадью   посредством использования нетбуков   из   мобильного   класса   (Визуальные   принципы   работы   тетради   максимально приближены к традиционным бумажным). Осуществляет     оперативную   диагностику   уровня   усвоения   материала   каждым   учеником, обеспечивает  одновременную проверку знаний учащихся. Запускает программу для работы электронной тетради на интерактивной доске,   вызывает ученика, просит объяснить выбор своего ответа.  10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.  Учитель У каждого из вас на парте остался нераспечатанный конверт. Распечатайте его перед вами 8 картинок. Выберите и покажите ту картинку, которая выражает ваше ощущение от сегодняшнего занятия.  Дети отвечают. Учитель Скажите, мы достигли целей, которые ставили в начале занятия? Выберите утверждение ­ Сегодня на уроке…. Я научился (научилась)… ­Было интересно… ­Было трудно… ­ Я понял (поняла), что… Учитель Я уверена, что никакие мошенники вас вокруг пальца не обведут. Финансово грамотным быть – это……МОДНО! Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование Ход занятия УУД Личностные: самоопределение.  Коммуникативны е:  планирование учебного сотрудничества   с учителем   и сверстниками.   Личностные: положительное отношение   познавательной деятельности.  к 1.Самоопределение   к деятельности.  Цель:  организовать   де­ ятельность   учащихся, сосредоточить внимание.    к 2.Мотивация (самоопределение) учебной деятельности. Цель:  выделить проблему,   сформулиро­ вать цель и тему урока.  Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.    Приветствуют учителя, проверяют   свою   готовность   к уроку.   Психологический настрой на урок. Ведёт проблемный диалог. Создает про­ блемную ситуацию. ­   Ребята,   кто   из   вас   считает   себя   модным человеком?  ­ Что значит быть модным в наше время?  Говорит о важности быть всесторонне развитым человеком в наше время.   Да,   модным   в   наше   время   быть   ­   это   не только   модно   одеваться,   иметь   дорогой телефон, носить хорошую одежду, но и идти в   ногу   со   временем,   быть   всесторонне грамотным.  Я   тоже  себя    считаю     модным  человеком, мои интересы разносторонние. Я, например, много читаю, а читательская грамотность  – это всегда было модно. ­ А как вы думаете, финансовая грамотность ­ это модно? Слайд ­   Постарайтесь   ответить   на   этот   вопрос, обосновав его.   ­Кто уверен в своих знаниях? Кому нужна помощь? Учащиеся   проговаривают     два шага   учебной   деятельности   ­ сначала надо понять, что мы не знаем, а затем самим открыть знания, новые пользуясь доступными   средствами   для получения нужной информации.    В   процессе   работы   мы   будем   делать   выводы, сравнивать, анализировать,   работать   в группах. Учащиеся   высказывают   свою точку   зрения;   рассуждают   и предполагают   о   содержании текса по обложке книги. Уточняет,   как   организовать   помощь, например,   работа   во   второй   половине дня,   назначение   консультанта   из   тех детей,   кто   усвоил   ранее   изученный материал и т.д.  ­   Итак,   вы   готовы   к   изучению   следующей темы? ­ Каким способом вы будете изучать новую тему? Вы   будете   и   самостоятельно   отбирать необходимую информацию.  Ведёт   проблемный   диалог.   Создает проблемную ситуацию. (Слайд   №1)Вивдюк   М.А.   Растения   леса зимой.  .ppt  Предположите,   какая   информация На слайде  обложка книги. ­ заложена в ней?    Подводит  итоги. Это   ­   обложка   сборника   произведений, принадлежащего     перу   Агнии   Львовны Барто, в котором напечатано стихотворение с  таким же названием.  ­ Я заметила, что название   стихотворения вызвало у многих из вас улыбку? Почему?  ­А   можно     ли   в   зимнем   лесу   насобирать букет   из   живых   цветов     или   автор   всё придумал?   и 3.Актуализация   фиксирование индивидуального в затруднения пробном   учебном действии.  Выявление места   и   причины затруднений.  Цель:  обсуждение (почему затруднений   возникли   затруднения, чего   мы   ещё   не   знаем). Выделить проблему, сформулировать   цель   и тему урока     под Личностные:  высказывать   свою точку зрения. Познавательные: анализ   объектов   с целью   выделения признаков, подведение понятие. Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция   в ситуации затруднения, планировать   своё в действие соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, познавательная детям   Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем стихотворение Предлагает   прочитать стихотворение А.Л. Барто «За цветами в зимний лес»  ­   Так   можно   ли   насобирать   букетик   из цветов  в зимнем лесу?  ­   Какие   строки   из   стихотворения подтверждают это ?  Дополняет информацию о вереске.  На   самом   деле   наши   предки   украшали рождественские   столы   букетиками   из цветущего   вереска.   (Слайд   №   2)Вивдюк М.А. Растения леса зимой.  .ppt Активизирует   уже   имеющиеся   знания по   изучаемому   вопросу,   пробуждает интерес к теме.  ­ А что вы знаете о вереске? Молодцы.   Вы   очень   много   знаете   об   этом растении. Дополняет информацию.  Вереск – это кустарничек, тот же кустарник, но поменьше в размерах.  ­А   какие   ещё   виды   встретить в зимнем лесу? Организует парную работу с выводами. Предлагает   полученную   информацию представить в виде таблицы на доске.    растений   можно Познавательная задача №1 инициатива.   Коммуникативн ые:  выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных   мнений. Участие в диалоге.   Учащиеся   читают   про   себя стихотворение.  (Приложение №1)Приложение 1..doc  Путём   вычитывания   текста, делают   вывод   о   том,   что   в зимнем лесу можно увидеть «… яркий   кустик   вереска   прямо   на снегу…»,   «…огонечки   вереска   на снегу зимой!» Вспоминают   виды   растений, которые   можно   встретить   в зимнем   лесу.  Говорят: берёза, У   вас   на   парте   лежат   карточки     зелёного цвета с названием растений.  Прочитайте их, посоветуйтесь друг с другом и определите, к какой группе это растение относится.    пробного Организует   учебного   действия   по   повторению названий видов лесных растений.  выполнение   другим   цветом Прочитаем данные таблицы. Обратите   внимание, выделены названия некоторых растений. ­Как вы думаете, почему?  ­Название   какого   растения   подсказывает место своего обитания?  (название растений нашего края выделены другим цветом) Исходя   из   вышеизложенного,   попытайтесь сформулировать  тему нашего урока. Фиксирует на доске тему урока.  (Слайд №3)Вивдюк М.А. Растения леса зимой.  .ppt ­  Посмотрев на тему, предположите, какие задачи на уроке нам предстоит решить?     жёлтый, лещина,   земляника,   липа,  малина, лиственница, сосна, осина, копытень европейский,  калужница,  грушанка, кислица зеленчук обыкновенная,  вереск обыкновенный,   брусника,   клюква, черника, можжевельник   обыкновенный,  вероника лекарственная,  линнея   северная  и др.  Договариваются,   кто   пойдёт   к доске   и   прикрепит   карточку   в соответствующую ячейку таблицы. Заполняют   таблицу   на   доске. (Приложение   №2   )  Приложение 2.doc   Говорят «линнея северная». Ученики   формулируют   тему урока «Растения  леса зимой». Называют задачи Знать: 1.Как растения? Кустарники? Деревья?  2.Как   приспособились   растения   к суровым зимним условиям?  3. практике.   Применять   эти   знания   на травянистые зимуют 4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель:   актуализировать мыслительные операции. ­Как вы думаете, зачем нужно изучать эту тему на уроках окружающего мира? Сообщение учителя. Всем   известно,   что   зима   –   трудное, неблагоприятное для растений время года. Ведёт проблемный диалог. ­   Вспомните,   какие   изменения   в   неживой природе происходят зимой.  ­ Чего больше всего боятся растения зимой? ­ Как зимуют растения в лесу? ­Не   хватает   знаний.   Где   мы   можем   найти ответы на эти вопросы? Организует работу с учебником. ­А знаете ли вы, что большинство растений заранее готовится к зиме.  ­ Расскажите, в каком одеянии   лиственные деревья и кустарники  встречают зиму? ­ А хвойные деревья и кустарники? ­ Однолетние травянистые растения? ­ А многолетние?  У   некоторых   растений   листья   остаются зелёными.   Найдите     в   учебнике   название этих растений.   Создает проблемную ситуацию. ­Как   вы   думаете,   каким   растениям (травянистым,   кустарникам,   кустарничкам, деревьям) легче пережить суровую зиму? Организует   наблюдение   над   языковым явлением, несущим  обобщённую мысль, вывод – пословицей. В народе так говорят:  Добрый тот снег, что вовремя лег.  ­   Как   вы   понимаете   значение   этой пословицы? Говорят   о   значении   растений   в жизни человека и других живых существ,   о   важности  охраны окружающего нас мира.  Учащиеся отвечают, опираясь на свой   опыт   и   наблюдения. Понимают,   что   познаний недостаточно.  Монологический ответ учащихся с использованием информации в учебнике. Учащиеся   озвучивают   значение пословицы,   делают   выводы.         в учёт Коммуникативны е:  участвовать диалоге; разных мнений.  Познавательные: строить   логические рассуждение; структурирование знаний. Регулятивные: планировать   своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Личностные: осознание ответственности   за общее дело, самоопределение. Познавательная задача №2. ­   А   хотите   узнать,   какая   температура воздуха под снегом? Анализирует результаты исследования. Говорят,  получается,   что     под снегом   теплее,   чем   на   его поверхности.       по Учащиеся   заранее   подготовили сообщение проблеме исследования и выяснили,  какая температура воздуха под снегом. Говорят,  измерив   температуру воздуха под снегом, выяснили, что под покровом температура   выше   на   17­20 градусов,   чем  на  его  поверхности. Поэтому покров выполняет функцию т.н.  снегового покрывала. снежным   снеговой         5. Реализация построенного проекта.  Цель:  организовать исследование учащимися   информации об особенностях     жизни деревьев,   кустарников   и трав   в   зимний   период, актуализировать мыслительные операции. Поговорим о тех растениях, которым зимой тепло  под снегом, о травянистых растениях. ­Итак,   как   же   зимуют   травянистые растения? ­   Где   мы   можем   проверить   правильность ваших высказываний? Организует   самостоятельную   работу учащихся с учебником. Теперь   прочитайте   самостоятельно   статью учебника   на   стр.132­133,   дополните   свои знания  информацией из учебника. ­  Итак,   что   узнали   о   том,   как   зимуют травянистые растения? ­ Что очень важно для травянистых растений зимой? Оценивает работу. Оцените свою работу.  ­ Молодцы, ребята! Я рада вашим успехам! Учащиеся отвечают, опираясь на личный опыт и наблюдения.   Говорят, Отвечают   на   вопросы.   Делают выводы.  жизнь травянистых   растений   зимой зависит  от   достаточно  снегового покрова.     в учёт   мнений, Коммуникативны е:  участвовать диалоге; разных использование для критериев   обоснования   своих суждений.  Познавательные: поиск   необходимой информации, выдвижение   гипотез, обоснование, построение логической   цепи рассуждения, их и осознанное произвольное построения речевого высказывания.  Регулятивные: познавательная инициатива, волевая саморегуляция. Личностные: смыслообразование, осознание ответственности   за общее дело.  Организует   подводящий   диалог   через приём инсценирования. А знаете ли вы, что под снегом зимуют не только   травянистые     растения,     но   и   мхи, лишайники, маленькие кустарнички.   как   зимуют Поговорим   о   представители другой группы растений ­ кустарники.  Разобраться в этой проблеме нам поможет эта инсценировка.    том, ­Итак,   что   узнали   о   том,   как   зимуют кустарники? Организует   самостоятельную   работу учащихся   с   учебником   с   целью дополнения информации.  Прочитайте  в учебнике информацию  о том, как зимуют кустарники. ­Что  очень важно для кустарников зимой? Уточняет познания учащихся.  Хорошо зимовать травам и кустарникам ­ их Учащиеся  проводят   самооценку. Выбирают   с изображением   солнышка   с улыбкой,   без   улыбки,   грустное солнышко. картинку           Клюквы, Учащиеся смотрят инсценировку   диалога     Брусники и заранее подготовленную одноклассниками. —  А   у   меня­то,   у   Брусники,   что есть!   Под   снегом   я   и   листочки зелёные до весны сберегла, и даже — хи­хи! — ягодки… —  Подумаешь, Сморщенные, кислые. —  Да   ведь   весной   и   такие редкость! — Ничего не редкость. Вот у меня, у Клюквы, полно ягод под снегом сохранилось.   И   не   твоим   чета: крупны,   сладки,   нежны…   Ещё лучше, чем осенью! Учащиеся озвучивают ответы.  Монологический учащихся.  ягодки!   ответ укрывает снег. ­А   как   зимуют   деревья?  укрыты только корни.   Ведь   у   них Чтобы правильно ответить на этот вопрос, посмотрим небольшой видеоролик. Предлагает   посмотреть   видеоролик «Как   зимуют   деревья»  Как   зимуют деревья Детям про деревья..mp4  ­ Итак, как деревья приспособились к зиме? Организует   наблюдение   по   тексту, работу в группах. На   примере   предложенного   текста, попытаемся дополнить  ваши ответы новыми знаниями. Для работы нам необходимо разделиться на 4 группы.  Прежде   чем   приступить   к   выполнению задания, вспомним правила работы в группе. Каждой   группе   я   выдаю   инструкцию   к выполнению задания. Познавательная задача №3 3. Прочитайте текст. 4. Сосчитайте   количество   абзацев   и пронумеруйте их. 5. Составьте цитатный план к данному тексту, используя цветной  карандаш жёлтого   цвета,     выделите   в   тексте предложения,   взятые   для   цитатного плана.  Организует проверку с помощью приёма «карусель» ­   Проверим   правильность   выполненного Говорят,  жизнь   кустарников зимой   зависит   от   достаточно снегового покрова.   Учащиеся   выдвигают   гипотезы, выбирают оптимальные варианты   ответа,   строят модели   исходной   проблемной ситуации.  Просмотр   видеоролика   с   целью поиска   нужной   информации, обсуждают   просмотренный материал.  Учащиеся   в   группах   проводят текстового исследование задания.   По   звонку   колокольчика     группы меняются   по   кругу   местами   и   проверяют, правильно   ли   задание   выполнила   другая группа,   а   затем   по   звонку   возвращаются обратно. ­ Готовы?  Организует   выступление   групп   с выводами.   составляют материала, цитатный   план.  (Приложение №3)Приложение   3.doc    Делают выводы.  Оценивает работу. Оцените свою работу.  ­ Молодцы, ребята!  ­ Отдохнём? Проверяют задание по эталону с помощью взаимопроверки.  (Слайд №4)Вивдюк   М.А.   Растения   леса зимой.  .ppt Представители   от   групп выступают   с   сообщениями. Говорят,  что  деревья   защищены от   холода   снеговым   покровом, ствол     защищает   кора   дерева, состояние сна способствует   сбережению   их жизненных сил. Учащиеся проводят самооценку с помощью   образных   рисунков (солнышек) глубокого     6.Физминутка Цель:  снять   утомление на уроке. Мы пришли в зимний лес ­ ходьба на месте. Справа   березка   в   шубке   стоит   ­  руку отводят и прослеживают взглядом. Слева елка на нас глядит ­ руку отводят в указанную сторону. Снежинки в небе кружатся ­ движение рук фонариком вверх и вниз. На   землю   красиво   ложатся   –  кружась, приседают. Вот и зайка проскакал, от лисы он убежал – прыжки на месте. Это серый волк рыщет, он себе добычу ищет ­ руки на поясе, наклоны в стороны. Вот мы спрячемся сей час, не найдет тогда он нас!­ приседают, прячась Лишь медведь в берлоге спит, так всю зиму он проспит ­ имитируют сон. Прилетают   снегири,   как   красивы   они!­ имитируют полет птиц. В лесу красота и покой, а нам пора домой ­ садятся на свои места. Организует высказывания учащихся. ­ Что узнали о том, как зимуют травянистые растения  зимой?  ­ Что узнали о том, как зимуют кустарники зимой?  Расскажите   друг   другу   о   том,   как   зимуют деревья,   используя   составленный   вами цитатный план.    Учащиеся рассматривают картинки   в   учебнике,   делают выводы.  Монологический ответ учащихся с   использованием   цитатного плана.    Первичное с во 7. закрепление проговариванием   внешней речи. Цель:  актуализировать мыслительные операции.     и Коммуникативны е:  выражение   своих мыслей с достаточной точностью полнотой.  Познавательные: обобщение, выполнение действий по плану.  Личностные: осознание ответственности   за общее дело, самоопределение. 8.   Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Цель:  организовать самооценку   учащимися результатов своей учебной деятельности     Организует индивидуальную деятельность   по   применению   новых знаний.  Я предлагаю вам сыграем в игру «данетки».  Рассмотрите   таблицу.   Если   вы   согласны   с высказыванием – ставьте  +, если нет ­  Таблица. Как зимуют растения в лесу.  Х К Т Л   Осенью   сбросили   с себя   листья,   которые зимой согревали корни растений. Отказываются   от   еды, перестают   питаться, перестают расти. Становятся бездеятельными, погружаются глубокий сон. Самая   лучшая   защита от морозов —  наличие достаточного снегового покрова. Кора   защищает   живую плоть   растения   от мороза. от повреждений и жары. в      К  ­   кустарники, Примечание:  Л  ­  лиственные   деревья,  Х  –  Т  – хвойные   деревья, травянистые растения. Организовывает   проверку  5)Вивдюк М.А. Растения леса зимой.  .ppt Оценивает работу. Оцените свою работу.  ­ Молодцы! (  Слайд   № Выполняют   работу   пошагово, проводят   самопроверку   по эталону. Л Х + ­ К + + + + + ­ ­ + + + + + + Т ­ + + + ­   Осенью   сбросили   с себя  листья,  которые зимой согревали корни растений. Отказываются от еды, перестают   питаться, перестают расти. Становятся бездеятельными, погружаются глубокий сон. Самая лучшая защита от   морозов   — наличие достаточного снегового покрова. защищает Кора живую плоть растения   от   мороза. от   повреждений   и жары. в        Л  ­   лиственные Примечание: деревья,  Х  – хвойные деревья,  К  ­  Т  –   травянистые кустарники, растения. Учащиеся проводят самооценку с помощью   образных   рисунков (солнышек).     и Коммуникативны е:  выражение   своих мыслей с достаточной точностью полнотой.  Познавательные: структурирование знаний. Регулятивные: волевая саморегуляция   и ситуация затруднения, контроль, оценка.  Личностные: нравственно этическое оценивание усваиваемого материала. Включение в 9. систему   знаний   и повторение.  организовать Цель: применение нового знания  для  тренировки изученного   материала   с   ИКТ, использование контроль   знаний   и навыков.     10.Рефлексия   учебной деятельности на уроке.   организовать Цель: нового фиксацию содержания,   изученного на   уроке,   степени соответствия результатов по­         каждым   ­ А если я предложу вам выполнить более сложное   задание,   чем   предыдущее,   вы справитесь?   Тогда   продолжим   познавать окружающий нас мир.  Организует   работу   с   интерактивной рабочей   тетрадью     посредством использования   нетбуков   из   мобильного класса  (Визуальные   принципы   работы тетради   максимально   приближены   к традиционным бумажным). Осуществляет   оперативную   диагностику   уровня   усвоения   учебного материала учеником, обеспечивает     одновременную   проверку знаний учащихся. Запускает   программу   для   работы электронной  на интерактивной   доске,   вызывает ученика, просит объяснить выбор своего ответа. https  .  html    Выставляет   отметки   в   электронный журнал по результатам программного автоматического оценивания.   Организует рефлексию.  Проводит беседу, организует самооценку результатов учащихся.  Подведём итог нашей работы: ­ Какую цель перед собой поставили?  ­ Каким способом действовали?  ­ Какие получили результаты?  ­Где можно применить новые знания? Оцените свою собственную работу.  тетради  ://   videouroki  /  tokrmir    4/   index  /  diski    /  look    .  net         Учащиеся   вводят,   редактируют текстовую информацию. (Приложение 4)Приложение 4.doc   Учащиеся   переходят   на   лист «Итоги», котором отображается результативность.  на     Учащиеся   объясняют   свою позицию. Коммуникативны е:  использование для   обоснования своего суждения.  Познавательные: понимание   текстов, доказательство.   Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.  Личностные: самоопределение. Коммуникативны е:  планирование учебного сотрудничества, формирование аргументация своего мнения.   Познавательные: рефлексия способов   и Учащиеся   обосновывают   свой вывод, озвучивают   какие затруднения   остались,   над   чем ещё надо поработать.      Учащиеся высказывают самооценку собственной  учебной деятельности через ассоциативное восприятие образа на картинке.   Учащиеся   выбирают   домашнее задание   из   предложенного материала.    и условий действий, контроль   и   оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: оценка.  Личностные: самооценка   основе успешности, адекватное понимание   причин успеха/неуспеха учебной деятельности.  Личностные: смыслообразование, целеполагание.  на   критерия ставленной цели.   11 . Домашнее задание. Цель:  зафиксировать направление   будущей деятельности    Молодцы, вы очень хорошо поработали на уроке!   Выберите   одно   из   утверждений   и продолжите его. (Слайд 6)Вивдюк М.А. Растения леса зимой. .ppt Я научился (научилась) … Теперь я могу…  Было интересно…  Было трудно… У   вас   на   партах   остался   нераспечатанный конверт.   Откройте   его.   В   нем   8   карточек (Слайд   №7).  Вивдюк   М.А.   Растения   леса зимой.     .pptПоложите   их   перед   собой. Выберите и покажите ту, которая выражает ваше ощущение от сегодняшнего урока. Учитель предлагает задание на дом по выбору:   Исследовательское задание.   На   парте   у   каждого   ученика   рисунок­ изображение     дерева.   Используя дополнительную   литературу,   определите возраст дерева  по годичным кольцам.  Творческое задание. Написать сочинение­миниатюру  на тему: «О чём могут рассказать годовые кольца?» Спасибо за сотрудничество.  Урок закончен.   спила   Методические рекомендации по проведению урока, ссылки на используемые источники и электронные образовательные ресурсы Методические рекомендации по проведению урока..doc Личная финансовая безопасность. Проблемный вопрос ­ Ребята, кто из вас считает себя модным человеком?  ­ Что значит быть модным в наше время?  Учитель. Да, модным в наше время быть  это не только модно одеваться, иметь дорогой телефон, носить хорошую одежду, но и идти в ногу со временем, быть всесторонне грамотным.  Я тоже себя  считаю  модным человеком, мои интересы разносторонние. Я, например, много читаю, а Читательская грамотность  – это всегда было очень модно Слайд  ­ А как вы думаете  финансовая грамотность ­ это модно? Слайд Финансовая грамотность –это модно. Рассмотрите плакат.  Прочитайте явную и скрытую информацию, изложенную на плакате.  ­ Постарайтесь ответить на вопрос,  почему  финансово грамотным быть модно? информацию ­ Финансово грамотный человек умеет распоряжаться своими деньгами. ­   А   ещё   какого   человека   можно   назвать     финансово   грамотным?  Слайд    На   этот   вопрос   вам поможет ответить рисунок. Попытайтесь закончить высказывание  Финансово грамотный человек – это …. ­ Кто­нибудь из вас получает от родных деньги на карманные расходы?    И никто из присутствующих в классной комнате не хочет, чтобы их денежки потерялись. А чтобы деньги не терялись, мы должны уметь грамотно ими распоряжаться, то есть, должны быть финансово грамотными людьми. Вы согласны с этим мнением.  Финансовая   грамотность   стала   необходимым   жизненным   навыком,   как   умение   читать   и писать.  Финансово грамотный человек подсчитывает свои расходы и доходы,  Финансово грамотный человек ведёт семейный или личный бюджет, не влезает в излишние долги,  Финансово грамотный человек имеет сбережения.   Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием, Финансовая грамотность строить долгосрочные планы и добиваться успеха. В толковом словаре живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля встречается такая пословица   Финансово грамотен ­ значит защищён. Слайд Объясните значение этой пословицы. Учитель Синонимом слова защищён является слово обезопасен, то есть это действие, направленное на сохранение здоровья человека, материальных благ, достатка и т.п. Учитель  Какие правила безопасности вам известны? Плакат на доске Вспомним их. Дети читают стихотворения по цепочке и делают выводы. Учитель открывает каждое правило. Мойте руки и плоды, чтобы не было беды. Безопасность в приёме пищи Если увидишь огоньки или дым, поскорее звони – телефон 01!Безопасность при пожаре Чтобы   смог   ты   без   труда,   бегать,   прыгать   и   стоять,     Надо   обувь   по   размеру   и   погоде выбирать. Безопасность в одежде и обуви  Не бегай по школе, уймись ты поскорей, не злись, не толкайся и будь подобрей. Безопасное поведение в школе  Тонкий лёд – иди в обход. Безопасность на льду Не ходи на красный свет, у тебя двух жизней нет. Безопасность на дороге Если хочешь в интернете только пользу получать. Нужно думать головою, что, когда и где искать. Ни за что, при всём желанье, телефон свой не вводи, и на сайты без проверки, ты один не заходи. Безопасность в Интернете. ­ А  бывают ли правила финансовой безопасности? Как вы думаете ­ это место для какого правила? Финансовой безопасности Тема занятия: Разговор наш  продолжим о личной финансовой безопасности Сегодня на занятии попытаемся ответить на вопросы: Кто охотится за нашими деньгами?_______________ Как их распознать?__________________ Что делать, если всё­таки вас обманули?______________________ Разобраться в этих вопросах нам помогут герои любимых сказок на новый лад. Инсценировка  сказки «Как дед с бабой свой бизнес открыли»  автором которой является семья Самбураковых, а Полина – представитель этой семьи. Распечатать сказку для гостей. Действующие лица: дед, баба, курица. Андрей Ж., Артём, Полина С. Голубева К. Слайд Жили­были дед да баба. Жили, не тужили. И тут у них деньги закончились. Деваться некуда деду с бабой, пришлось им искать работу.  ­ Слышь, баба! Пойду­ка я к царю­батюшке, спрошу за работу, может, ему нужен министр какой или советник. ­Ты что, старый, ошалел! Какой министр, какой советник, тебя только сторожем могут взять или конюшни убирать предложат. ­Нет, старая, на такую работу я не соглашусь. ­А на что мы жить будем, деньги­то с неба не сыплются. За любую работу надо хвататься в нашем­ то возрасте. ­Да ну тебя, баба, ­ сказал дед, махнув рукой. Пойду я к царю, да все разузнаю. ­Ну­ну! ­ ответила ему баба. – На тебе пять рублей, купи муки, я хоть хлеба напеку. Слайд И пошел дед к царю. Шел он лесами, полями и вдруг видит – навстречу ему идет курица. ­Куд­куда, куд­куда, ты откуда и куда?­ спрашивает курица деда. ­ Да видишь ли, курица, иду я к царю­батюшке, на работу устраиваться. ­Вот ты, старый, даешь, кто же в наше время­то работает! ­А как же, милая, народ деньги зарабатывает? ­Сейчас все свои сбережения вкладывают в бизнес. ­Какой такой бизнес?  ­Бизнес ­ это когда ты бизнесмену свои денежки отдаёшь, а он тебе через месяц ­ другой в тысячу раз больше возвращает. ­Вот те на!­ удивился дед­ вот так чудо! Где же мне такого бизнесмена  найти? ­Ну, так я тебе чем не бизнесменша? Ты мне дай сколько у тебя есть деньжат, а я тебя за это яйца золотые нести буду. ­Прямо таки золотые?! ­Золотые. Слайд  Отдал дед курице пять рублей, что бабка ему на муку давала и пошел довольный домой. Слайд А в то время, пока дед к царю ходил, бабка себе приработок нашла, швейным делом занялась. Народ  ей  рубахи  да  штаны  стал  носить,  чтобы  она  их  подшивала     да  дыры  залатывала.   Этим ремеслом деньги зарабатывала. Вернулся дед домой. Глядит, а  бабка его за швейной машиной сидит,  шьёт. Слайд ­Ты что, старая, делаешь? ­ Не видишь, что ли? Шью, бизнес я открыла, деньги зарабатываю. ­Да какой же это бизнес? ­ говорит ей дед, да усмехается.  ­Бизнес ­ это когда ты бизнесмену свои денежки отдаешь, а он тебе через месяц­ другой в тысячу раз больше возвращает. ­Да с чего же он тебе деньги вернет, дурень ты старый. Ты что, те деньги, которые  я тебе на муку давала, мошенникам Отдал? ­Почему мошенникам?  ­ разозлился дед.  Я их курице отдал, она мне за это яйца золотые нести будет. ­Ой, что ж ты, старый, совсем из ума выжил. И где ж та курица, которая   яйца золотые нести тебе будет? ­Вот те раз, а об этом   я и не подумал. Деньги отдал, а где искать ее не спросил. Вот я дурень старый, обманула меня курица. Что же  мне делать теперь? ­Что делать, что делать? Работать надо, просто так деньги с неба не супятся. Я вот шью да подшиваю, а ты можешь обувь чинить. ­И правда  ­ обрадовался дед  ­ обувь я чиню хорошо, сносу не будет, а если за это еще деньги платить будут… Слайд С   тех   пор     стали   жить   старик   со   старухой   в   материальном   достатке.   Баба   одежду   шьёт   да подшивает, а дед обувь чинит, а  народ им за это деньги платит. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. Учитель Вернёмся к вопросам ­ Кто охотится за вашими деньгами?__мошенники (обманщики) Учитель   Финансовые   мошенники   ­   это   люди,   совершающие   противоправные   действия   в сфере   денежного   обращения   путём   обмана,   злоупотреблением   доверия,   и   других манипуляций с целью обогащения. пытаются зарабатывать деньги на чужой доверчивости.  ­ Как их распознать?  Нарисуйте словесный портрет мошенника (Вспомните образ курицы из сказки) (Ласковый, выманивает деньги,  хитрый, незнакомец) Незнакомые люди, которые стараются войти к вам в доверие.  Незнакомый человек, не вызывающий никакого подозрения,  ­ Что делать, если всё­таки вас обманули таким образом? Слайд Позвонить  в полицию, попросить помощи у взрослых. Совет Будь бдителен, особенно с незнакомыми людьми. Ваня, подытожь, пожалуйста. Узнали,   что   в   нашем   обществе   есть   категория   людей,   которые   не   прочь   поживиться   нашими деньгами незаконным способом. Надо быть бдительными и не поддаваться уловкам незнакомых людей. ­Существуют ли мошенники­невидимки? Мы с вами современные люди, которые могут проводить денежные операции и по безналичному расчёту.  ­Это как? С помощью банковской карты, СМС­сообщений и т.п.  ­У кого из вас есть своя банковская карта? ­А кому родители доверяют расплачиваться в магазине за покупки с помощью банковской карты?   карте? Каким образом?  Могут   ли   мошенники   поживиться   вашими   деньгами,   которые   хранятся   на   банковской Попытаемся ответить на этот вопрос с помощью сказки. А если бы события в  сказке развивались  так: Инсценировка …, что баба деду пять рублей перевела с карты на карту. ­ Слышь, баба! Пойду­ка я к царю­батюшке, спрошу за работу, может, ему нужен министр какой или советник. ­Ты что, старый, ошалел! Какой министр, какой советник, тебя только сторожем могут взять или конюшни убирать предложат  ­Да ну тебя, баба, ­ сказал дед, махнув рукой. Пойду я к царю, да все разузнаю. ­Ну­ну!  ­ ответила ему баба.  – Переведу­ка я   тебе   хлеба напеку. Ты пин­код её запомни, чтобы пользоваться смог. И пошёл дед к царю. Слайд Изображение карты  пять рублей, купи муки, хоть    на карточку      ­ А в такой ситуации курица  смогла бы деда обвести вокруг пальца? Как? Почему? Учитель. Продолжим сказку.  Шел он лесами, полями и вдруг обнаружил, что потерял банковскую карту.  ­Какие действия должен предпринять дед? Позвонить и заблокировать, а через две недели банк выпустит новую карту. Рассмотрим ещё один эпизод из сказки. Кирилл По полю бежала  Муха­цокотуха. Муха, Муха­Цокотуха,   Кирилл Позолоченное брюхо.  Муха по полю пошла,  Муха банковскую карточку нашла. ­ Можно ли Муху назвать мошенницей? Посоветуйте Мухе – Цокотухе, какие она должна предпринять действия в этом случае? А события могли бы развернуться и так: Пошла Муха на базар,  И   купила   по   чужой   карте   самовар.   Карта   была   с   вайфаем   и   деньги   списывались     обычным прикладыванием карты  к терминалу. ­А в такой ситуации Муху­цокотуху можно назвать мошенницей? Вывод:  Банковская   карта­   это   надёжный   кошелёк   для   хранения   денег.   Но   надо   знать   самое   главное правило в обращении с банковской картой ­  держи в строгом секрете данные своей карты, а если она потерялась – срочно заблокировать, чужой картой пользоваться нельзя – это хищение денег. ­ Как защититься от мошенников? Совет Будь бдителен! Рассмотрим ситуации из жизни.  Работа в группах. Прочитайте текст задания  и попытайтесь лаконично, с обоснованием, ответить на него. Дети работают в группах. Группа 1. Тебе позвонил «якобы  сотрудник банка» и попросил продиктовать  все данные карты.  Тебе   сообщают,   что   счёт   заблокирован,   с   него   похитили   деньги   и   необходимо   срочно получить данные, чтобы всё исправить. Ваши действия. Группа 2. Ты выиграл миллион! Тебе сообщают о том, что ты выиграл миллион рублей.  Нужно только оплатить налог за приз. Ваши действия. Группа 3. В кафе или в магазине вашу карту унесли с поля вашего зрения. Ваши действия. Группа 4. Ты получил сообщение от друга срочно перевести ему  немного денег на карточку, так как он попал в беду. Ваши действия. Перезвонить другу. Группа   5.   Ты   подписался   на   бесплатное   скачивание   игры.  Вас   просят   ввести   на   сайте мобильный номер. Ваши действия.  Послушаем ваши ответы.  Сформулируем вывод:     надо быть бдительными и не поддаваться уловкам незнакомых людей; держать в строгом секрете данные своей банковской карты; не верить подозрительным звонкам и СМС­сообщениям Учитель. Это и есть основные правила финансовой безопасности. Открываю на плакате оставшееся окошко.     У каждого из вас на парте остался нераспечатанный конверт. Распечатайте его перед вами 8 картинок. Выберите и покажите ту картинку, которая выражает ваше ощущение от сегодняшнего занятия. Скажите, мы достигли целей, которые ставили в начале занятия? Выберите утверждение ­ Сегодня на уроке…. Я научился (научилась)… ­Было интересно… ­Было трудно… ­ Я понял (поняла), что… Я уверена, что никакие мошенники вас вокруг пальца не обведут. Финансово грамотным быть – это……МОДНО! Не надо читать     Что же такое – финансовая безопасность?  Этот вопрос меня заинтересовал, и мне захотелось   ответить   на   этот   вопрос.   «Порывшись»   в   интернете,   поговорив   с взрослыми,   я   вывела   свою   версию   понятия   «   финансовая   безопасность».          Разговаривая с взрослыми и сверстниками   на тему финансовой безопасности, часто приходилось слышать, что это « когда ты ни от кого не зависишь, у тебя дома надежный сейф с суперсиганализацией,  набитый деньгами, просто много денег».          В общем,  по  – моему  мнению,  люди  не  совсем   правильно  понимают  личную финансовую безопасность. Почему? Да потому, что этому нигде не учат! На самом деле это серьезный комплекс мероприятий, включающий в себя различные способы защиты   человека,   его   финансовой   жизни   в   современном   мире.   И   обойтись   здесь какими   –   то   шуточными   высказываниями   не   удастся,   так   же,   как   и   шуточными действиями.   Сложно   или   нет   создать   себе   самостоятельно   систему   финансовой безопасности?   При   наличии   знаний   и   желания,   доступно   абсолютно   каждому.   Для   чего   нужна   личная   финансовая   безопасность?       Представьте себе, а некоторым возможно и представлять не потребуется, у Вас нет ресурсов   для   осуществления   своей   жизнедеятельности,   то   есть   нечем   платить   за жилье,   тепло,   воду,   одежду,   свет,   пищу.   В   какое   состояние   Вы   переходите? Правильный ответ ­ в состояние человека один на один с окружающим Вас миром, возможно безразличным, возможно агрессивным, но 100% не должным Вам НИЧЕГО! И вам, если Вы не позаботились о своей финансовой безопасности, придется в нем выживать, имея в своем распоряжении только свое тело и свои способности. Это реальность! Как часто вы сможете это делать вновь и вновь? 10­20 раз? Если Вам 30, 40, 50 , 60 лет, на сколько Вас хватит? Если Вы работаете по найму не факт, что через некоторое время Вы не лишитесь работы, если вы занимаетесь бизнесом не факт, что Ваш бизнес будет постоянно процветать. И здесь мы подходим к первому принципу   финансовой   безопасности.   Чем   бы   вы   не   занимались:   бизнесом   или работали   по   найму   ВСЕГДА   НУЖНО   ИМЕТЬ   НЕПРИКОСНОВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ЗАПАС или другими словами ПОДУШКУ БЕЗОПАСНОСТИ. Об этом говорят и пишут все финансовые консультанты. Наши родители, бабушки и дедушки тоже имели такой запас, только называли они его на «черный день».Сейчас модно   говорить   о   том,   что   если   о   чем­то   плохом   думать,   то   оно   непременно сбудется, откладываем мы на «черный день», значит он и придет. Не хочу спорить, но есть и другая пословица, «Знал бы, где упасть, соломки бы подстелил». Давайте будем ориентироваться на «соломку», ведь и спасение утопающих, дело рук самих утопающих. И я прихожу к выводу, что финансовое благополучие человека на 90 % зависит не   от   того,   как   много   он   зарабатывает,   а   от   того,   насколько   эффективно   он распоряжается   тем,   что   уже   имеет   и   сколько   у   него   остается   свободных   денег. Вопросы   финансов   затрагивают   все   сферы   жизни   современного   человека,   а   финансовая грамотность   стала   необходимым   жизненным   навыком,   как   умение   читать   и   писать.   Финансово грамотный человек подсчитывает свои расходы и доходы, ведёт семейный или личный бюджет, не влезает в излишние долги, имеет финансовую «подушку безопасности». Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием, строить долгосрочные планы и добиваться успеха.

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)

Методическая разработка занятия на тему: "Личная финансовая безопасность" по курсу "Основы финансовой безопасности (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2019