Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности по теме «Поговорим о толерантности»
Оценка 4.6

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности по теме «Поговорим о толерантности»

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
воспитательная работа
10 кл
10.03.2019
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности по теме «Поговорим о толерантности»
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности.docx
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Краснодарское президентское кадетское училище» УТВЕРЖДАЮ  Заведующий отделом воспитательной работы А.Г. Лашко «___»___________2019 г.     Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности духовно­нравственной направленности по теме «Поговорим о толерантности» СОСТАВИТЕЛЬ: Губренко А.Л., воспитатель учебного курса  10­го классов г. Краснодар 2019 г.  Методическое обоснование Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности посвящена проблеме   формирования   у   воспитанников   довузовских   образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации основных ключевых компетенций   личности,   нравственных   качеств   будущих   профессиональных военных   (патриотического   сознания,   толерантности,  высокой   социальной активности,   гражданской   ответственности,   духовности),   их   готовности   к выполнению долга на гражданском и военном поприще. Методическая   разработка   раскрывает   вопросы   проектирования образовательного   процесса   на   основе   использования   принципов   ФГОС   ООО, военного компонента, системно­деятельностного подхода. Методическая   разработка   (может   быть   использована)   для   педагогов: старших   воспитателей   (начальников   курса),   воспитателей   учебных   курсов довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, а также классных руководителей общеобразовательных учреждений. Актуальность  методической   разработки   воспитательного   занятия «Поговорим   о   толерантности»   заключается   в   крайне   высокой   потребности российского   общества   в   патриотическом   и   толерантном   воспитании подрастающего   поколения,   в   том   числе,   воспитанников   учреждений Министерства   обороны   Российской   Федерации,  формирования   у   них чувства национального   достоинства,   национального   самосознания,   нравственного   и духовного развития, в  необходимости исполнения государственного заказа на разносторонне   развитую,   мобильную,   политкорректную   личность   военного офицера. В   настоящее   время   одной   из   важных   задач   формирования   личности подрастающего поколения является воспитание патриотизма, толерантности и активной   гражданской   позиции.  Воспитанники   (учащиеся,   молодежь)   должны любить   свою   Родину,   уважать,   сохранять   и   преумножать   традиции   русского народа,   беречь   и   чтить   героическое   наследие   России,   быть   активными участниками в жизнедеятельности государства. Толерантность  – это  то, без  чего  наша  страна, да и весь мир рискуют погрузиться   в   хаос.   В   России   проблема   нетерпимости   в   последние   годы становится очень серьезной. Обучающиеся, а тем более воспитанники, будущие офицеры,   должны   уважать   традиции   других   народов,   быть   толерантными   к укладу   жизни   разных   национальностей   и   нетерпимыми   ко   всем   проявления экстремизма в современном мире.  Ведь толерантность это не просто качество, которое мы развиваем в воспитанниках, но и определенный стиль их жизни в будущем. Таким образом, поднимая тему толерантности, происходит касание непосредственно разных сторон в воспитании личности обучающегося.  Государству   всегда   жизненно   необходимы   здоровые,   мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.   Принимая   же   во   внимание   тот   факт,   что   именно   в   подростковом возрасте   происходит  становление  доминирующих   интересов  и  у  большинства воспитанников возникают профессиональные намерения, закладываются основы и   намечаются   общие   направления   формирования   моральных   и   социальных установок личности, в данной методической разработке рассматривается одна из   социально­значимых   в   настоящее   время   проблем   России   –   иностранные трудящиеся. Данный вопрос рассматривается в контексте анализа выявления и классификации   рисков   (положительных   и   отрицательных),   сопровождающих миграционные   процессы   в   различных   сферах   жизнедеятельности   российского общества,   влияющих   на   толерантные   установки   обучающихся.   Данная методическая   разработка   формирует   у  будущих   военных   офицеров   умение разбираться   в   этом   сложном   процессе,   формирует   толерантное   отношение   к национальным,  расовым  и   культурным   различиям,  способность  разбираться  в этом   сложном   процессе, прогнозировать   и   предупреждать   всякого рода опасности,   а   при   их   возникновении   ­   умение   управлять   ими   с   целью минимизации   возможных   потерь,  исключающих   стихийность   и непредсказуемость [9, c.162]. Новизна темы занятия заключается в сочетании традиционных подходов и новаций   в   решении   актуальной   проблемы   воспитания   толерантности   и патриотизма у обучающихся, путем систематизации их знаний о противоречии миграционных процессов, происходящих в России и их влиянии на различные общественные стороны и сферы жизни, умения разбираться в роли миграции в экономическом   развитии   страны,   воздействии   ее   на   социальную   обстановку, уровень и образ жизни населения, умении воспитанников (будущих офицеров) принимать   локальные   профессиональные   решения   данной   проблемы   на начальном этапе (без применения силы).  Место в содержании образования: внеурочная деятельность Тип занятия: урок общеметодологической направленности Форма занятия: дебаты Цель методической разработки:  раскрыть опыт проведения уроков по формированию   у   воспитанников   активной   жизненной   позиции   к   социально значимым проблемам, существующих в российском обществе Цель  занятия:  формировать   у   обучающихся   толерантность   мышления, повышать   уровень   их   коммуникативной   культуры   для   преодоления   и предупреждения социально­эмоциональных проблем при адаптации в социуме Задачи занятия: ­ углубить представление воспитанников о предстоящей теме дискуссии; ­ познакомить со значением термина «толерантность»; ­   показать   формирование   новой   социальной   общности   на   территории России; ­ показать сложности взаимодействия различных социальных общностей в современной России; ­ сформировать понимание негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме,  ­   показать   необходимость   адекватного   оценивания   ситуации,   умения принимать компетентные решения, обеспечивающие безопасность страны; ­   развивать   критическое   мышление,   умение   вести   диалог   и аргументировать свою позицию; ­ находить компромиссные решения обсуждаемой проблемы; ­   способствовать   формированию   толерантного   отношения   к   различным нациям, проживающим на территории России. Участники: обучающиеся 10­го класса Оборудование,   оформление,   реквизиты:  мультимедийная   установка, презентация, видеоролики, раздаточный материал, приложения Планируемые результаты и формирование УУД: Предметные УУД: формирование знаний об иностранных трудящихся в России и их особенностях, о влиянии данного сообщества на жизнедеятельность россиян; Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи; Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели, осуществление смыслового чтения, сравнение, обобщение фактов; Коммуникативные   УУД:   проявление   активности   во   взаимодействии   и решении   коммуникативных   и   познавательных   задач,   формулирование собственного мнения, умение работать в группах; Личностные   УУД:   воспитание   чувства   взаимоуважения,   развитие сотрудничества при работе в группах, воспитание толерантности, интереса к предмету, осознание своей собственной позиции к перемещению иностранных трудящихся   и   процессам,   связанным   с   данным   действом,   необходимости создания системы безопасности своей страны.  Использование современных педагогических технологий Название современных Инновационные приёмы и Этапы мероприятия, на педагогических технологий, применяемых в воспитательном процессе Информационно­ коммуникативная технология   технологии Элементы личностно­ ориентированного обучения Элементы   мультимедийной технологии методы работы которых технология применяется Поисковый метод Метод ориентировки   ценностной   подборка этап Подготовительный (поиск,   и обработка   информации   для презентации и дискуссии) Мотивация организационный момент и     Мультимедийная презентация, Целеполагание,   постановка проблемы технологии технологии   Элементы целеполагания Элементы   групповой деятельности Элементы встречных усилий   технологии   метод видеофрагменты Метод   дебатов, тематического обсуждения Метод способа обучения Фронтальный   «Учебный диалог» коллективного метод   Элементы развития мышления     технологии критического Метод рефлексии   часть, Основная актуализация Работа в группах, участие в мини­дебатах Закрепление   и   проверка усвоенных   знаний,   участие обучающихся в беседе Рефлексия Приёмы мотивирования обучающихся: 1) эмоциональные (поощрение); 2)   познавательные   (опора   на   жизненный   опыт   обучающегося,   создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений); 3) работа в парах и группах; 4) стимуляция вопросов со стороны учащихся; 5) волевые (рефлексия поведения, прогнозирование различных ситуаций будущей жизнедеятельности); Оригинальные педагогические подходы: культурологический подход; системно­деятельностный подход; компетентностный подход; аксиологический подход; социализирующий подход; онтологический подход. 1) 2) 3) 4) 5) 6) Методические   рекомендации   по   проведению   занятия:    педагогу, проводящему   внеурочное   занятие   социальной   направленности,   необходимо помнить следующие правила их проведения. 1. Обеспечивать непринужденную и доброжелательную обстановку во время занятия, способствующую раскрепощению и снятию напряжения. 2. Без   принуждения   вовлекать   обучающихся   в   процесс   занятия   по внеурочной   деятельности,   педагогически   целесообразно   чередуя   ролевой функционал участников. 3. Придерживаться   чётко   продуманной   логики   занятия, преемственности этапов. 4. Активизировать   познавательную   и   практическую   деятельность, вовлекая   каждого   воспитанника   в   высказывании   и   обосновании   своей   точки зрения по обсуждаемой проблеме. 5. Привлекать обучающихся к участию в определении целей и задач занятия,   стремиться   обеспечить   каждому   учащемуся   личностное   восприятие педагогического замысла. 6. Знать   возможности   обучающихся,   уметь   видеть   перспективы утверждения этих возможностей и формирования ценностных ориентаций. 7. Гибко   выстраивать   структурные   части   занятия,   своевременно улавливать   изменения   в   настроении   обучающихся   и   вносить   необходимые коррективы. 8. Уметь переходить от монолога к диалогу, к проблемным беседам, обсуждениям, к эмоциональной отзывчивости обучающихся [1, c.141]. Список литературы 1.   Аверкиева   Г.   В.   Педагогическая   практика   как   рефлексивная   среда формирования профессионального опыта будущего учителя / Г. В. Аверкиева, С. С.   Щекина   //   Журнал   «Вестник   Северного   (Арктического)   федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки». – 2014. С. 141­147. 2.   Асмолов,   А.   Г.   Системно­деятельностный   подход   к   разработке стандартов нового поколения // Педагогика. – 2009. – С.18­22  3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2009. ­ 378 с.  4. Зеер Э.Ф. Профориентология : Теория и практика: учеб. пособие для высш. школы / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова – М : Издат.центр Академический Проект Фонд «Мир», 2015. – 192 с.  5.  Зимняя   И.   А.  Педагогическая   психология   :   учеб.   для   вузов  /   И.  А. Зимняя. – 3­е изд., пересмотр. ­ М. : МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2010. – 447 с.  6. Кокарева З. А. Проектирование уроков и внеурочных занятий с позиций системно – деятельностного подхода. // Начальная школа плюс до и после. – 2013. 7. Круподерова Е. П. Повышение квалификации на основе изучения опыта педагогов / Е. П. Круподерова // Журнал «Вестник Мининского университета». – 2014. № 2.  8.   Федеральный   Государственный   образовательный   стандарт   среднего общего образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки   Российской   Федерации   от   29   июня   2017   года   №   613   /   Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2017г. 9.   Фефелова   О.   Е.   Инновационный   педагогический   опыт:   от концептуальной идеи к антропопрактике инновационного образования / О. Е. Фефелова // Журнал «Теория и практика общественного развития». – 2013. – № 8. С. 162 ­ 164.

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности по теме «Поговорим о толерантности»

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности по теме «Поговорим о толерантности»

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности по теме «Поговорим о толерантности»

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности по теме «Поговорим о толерантности»

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности по теме «Поговорим о толерантности»

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности по теме «Поговорим о толерантности»

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности по теме «Поговорим о толерантности»

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности по теме «Поговорим о толерантности»

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности по теме «Поговорим о толерантности»

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности по теме «Поговорим о толерантности»

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности по теме «Поговорим о толерантности»

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности по теме «Поговорим о толерантности»

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности по теме «Поговорим о толерантности»

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности по теме «Поговорим о толерантности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2019