Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРАКТИКЕ ВОСПИТАТЕЛЯ
Оценка 4.8

Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРАКТИКЕ ВОСПИТАТЕЛЯ

Оценка 4.8
Лекции
docx
воспитательная работа
10 кл
10.03.2019
Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА  В ПРАКТИКЕ ВОСПИТАТЕЛЯ
В статье рассматривается системно - деятельностный подход, который лежит в основе стандартов нового поколения и ориентирован не на само содержание образования, хотя с ним связан, а на результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам. Приводится пример применения системно - деятельностного подхода при работе в кадетском училище. Статья рекомендована воспитателям кадетских, суворовских и нахимовских училищ, методистам по учебно-воспитательной работе.
Документ Microsoft Word (4).docx
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНО­ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА  В ПРАКТИКЕ ВОСПИТАТЕЛЯ А. В. Замша, воспитатель 10­го учебного курса  Краснодарского президентского кадетского училища                                                                                                                    соавтор Губренко А.Л., воспитатель 10­го учебного курса  Краснодарского президентского кадетского училища АННОТАЦИЯ В статье рассматривается системно ­ деятельностный подход, который лежит  в основе стандартов нового поколения и ориентирован   не на само  содержание образования, хотя с ним связан, а на результаты образования,  результаты деятельности и требования к этим результатам.  Приводится  пример применения системно ­ деятельностного подхода при работе в  кадетском училище. Статья рекомендована воспитателям кадетских,  суворовских и нахимовских училищ, методистам по учебно­воспитательной  работе.  Abstract The article gives the analysis of systematic activity­oriented approach,  which is the basis of a new generation of standards and focuses not on the content  of education itself , although it is associated with it, but on  the results of  education, results of activities and requirements for these results. An example of  the implementation of the systematic activity­oriented approach, working in the  Cadet Academy, is given. The article is recommended to mentors of Cadet,  Suvorov and Nakhimov schools , head teachers.   АКТУАЛЬНОСТЬ данной статьи обусловлена использованием в  образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение у  кадет самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую  информацию, выдвигать гипотезы и делать выводы. Общая дидактика и  частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы,  связанные с развитием у воспитанников умений и навыков самостоятельности  и саморазвития, что предполагает поиск новых форм и методов обучения,  обновление содержания образования. Ключевые слова:     системно ­ деятельностный подход в воспитании ,    Keywords:  проектная деятельность ,  соуправление ,  ролевые и деловые игры. systematic activity­oriented approach   project work  coleading  role plays and business games   THE IMPLEMENTATION OF THE SYSTEMATIC ACTIVITY­ORIENTED APPROACH IN EDUCATOR’S WORK EXPERIENCE. Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная   система,   нацеленная   на   результат,   необходимое   условие жизни,   развития   и   образования   человека.   В   соответствии   с   Федеральными государственными   образовательными   стандартами   общего   образования воспитание   кадетов   Краснодарского   президентского   кадетского   училища ориентировано на реализацию системно­деятельностного подхода.  Основная идея системно­деятельностного подхода в воспитании связана не   с   самой   деятельностью   как   таковой,   а   с   деятельностью   как   средством становления   и   развития   субъектности   ребенка.   То   есть,   в   процессе   и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается   личность,   способная   выбирать,   оценивать,   программировать, конструировать   те   виды   деятельности,   которые   адекватны   её   природе, удовлетворяют её потребности в саморазвитии и самореализации.  Суть   воспитания   с   точки   зрения   системно­деятельностного   подхода заключается  в том, что в центре внимания стоит совместная деятельность воспитанников и взрослых по реализации совместно выработанных целей и задач.   Совместный   поиск   ценностей,   норм   и   законов   жизни   в   процессе деятельности   и   составляет   содержание   воспитательного   процесса, реализуемого в контексте системно­деятельностного     Основной целью   воспитателя   при   реализации   данного   подхода   является   создание установки   кадетов   на   самостоятельность,   свободы   выбора,   достижение личностных и метапредметных образовательных результатов.   Системно­ деятельностный   подход   предполагает   раскрытие   перед   воспитанником спектра   возможностей   и   создание   у   него   установки   на   свободный,   но ответственный   выбор   той   или   иной   возможности.   Важно   учить   кадета самостоятельно   ставить   перед   собой   цель   и   находить   пути,   в   том   числе средства   её   достижения,   помогать   развивать   умения   контроля   и самоконтроля, оценки и самооценки. Предлагаемая   структура   воспитательного   занятия   на   основании   системно­ деятельностного   подхода   включает   в   себя   элементы   создания   проблемной подхода. целевую   установку, ситуации,   мотивирования   к   деятельности, проектирования решений проблемной ситуации, выполнения действий, анализ и   необходимую   корректировку   результатов   деятельности   и   подведение итогов. Наиболее   эффективные   результаты   в   работе   воспитателя,   на   наш   взгляд, связаны с соблюдением следующих принципов воспитания кадетов в русле системно­деятельностного подхода:  ­ подари воспитаннику радость творчества, осознание авторского голоса; ­ веди кадета от собственного опыта к общественному; ­ будь не «над», а «рядом»;  ­ радуйся вопросу, но отвечать не спеши;  ­ учи анализировать каждый этап работы; ­ оценивая результаты деятельности, стимулируй активность воспитанника. При работе с воспитанниками кадетского училища применяются следующие основные   педагогические   технологии   реализации   системно­деятельностного подхода:   проектная   деятельность;   деловые   и   ролевые   игры;   коллективные творческие дела; соуправление. Проектная   деятельность   дает   возможность   раскрытия   творческого потенциала воспитанников, является дидактическим средством активизации познавательной   деятельности,   развития   креативности   и   одновременно формирования определенных личностных качеств. В проектной деятельности повышается активность кадетов в самостоятельном получении знаний.  Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная   работа,   имеющая   социально   значимый   результат.   В   основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в   одно   целое.   Использование   проектной   деятельности   позволяет сформировать   активную   жизненную   позицию   воспитанников,   развить творческое   мышление,   умение   самостоятельно,   разнообразными   способами находить   информацию   об   интересующем   предмете   или   явлении   и использовать полученные знания для последующего создания новых объектов действительности.   Это   видно   на   примере   поисково­творческого   проекта «Подвигу народа жить в веках», разработанного и апробированного вместе с воспитанниками нашего класса.  На первом этапе работы над проектом была сформирована проблема: найти ответ на вопрос «почему советские люди победили в Великой Отечественной войне?» Для кадет было очевидным то, что эта проблема важна для них, что её разрешение очень необходимо в преддверии празднования всей страной 70 ­ летия Великой победы. Таким образом, кадеты подошли к аналитическому процессу работы ­ ответу на вопросы: что можно сделать и как найти способ решения   проблемы?   На   стадии   проблематизации   воспитанники самостоятельно, в свободной дискуссии пришли к постановке цели работы: изучить малоизвестные страницы истории подвигов советских людей в годы ВОВ. Определив цель, мы приступили ко второму этапу работы над проектом и   создали   рабочую   группу.   Кадеты   распределяли   роли,   выбирали руководителя, совместно с нами планировали свою деятельность. Во время работы каждый ощутил себя неотъемлемой частью коллектива, чувствовал личную   ответственность   за   все   происходящее   и   за   выступления   перед публикой.   Далее   приступили   к   реализации   замысла,   к   исследовательской работе,   это   был   уже   соответственно   третий   этап   работы   над   проектом. Воспитанники самостоятельно оформили весь материал, который получили в результате исследования, при этом воспитатель в большей степени выполнял функцию   наблюдателя.   Из   всего   предложенного   были   отобраны   наиболее интересные   и   содержательные   факты.   Последним   этапом   проекта   стала презентация, которая подытожила проделанную воспитанниками работу.  В   результате   работы   над   данным   проектом   были   достигнуты   следующие основные эффекты. Исследовательская работа «В чем сила земли русской?», выполненная   Сергеем   Приймаком,   завоевала   1   место   в   училищной конференции социальных проектов. Состоялась поездка с ребятами в Крым по местам боевой славы.   Был получен практический творческий продукт ­ презентация  «Подвигу   народа   жить   в  веках».  Кадеты   приняли   участие   во Всероссийской акции "Карта памяти", где творческие работы выполнялись в технике   акварели.   Ребята   стали   инициаторами   выпуска   календарей,   с изображенными на них памятниками героям ВОВ, у которых побывали кадеты курса. Этап рефлексии деятельности   необходим в учебном проектировании, так   как   нацелен   на   развитие   у   воспитанников   навыков   самоанализа.   Он позволил   кадетам   самостоятельно   оценить   результаты   своей   деятельности. Участники   проекта   решили   представить   лучшие   работы   на   Всероссийский заочный конкурс исследовательских работ «Познание и творчество». Важное   место   в   реализации   системно   ­   деятельностного   подхода   в воспитании занимают здоровьесберегающие технологии. Сегодня, как мы все понимаем, вопрос сохранения, и укрепления здоровья воспитанников стоит очень   остро.   Поэтому   для   формирования,   сохранения   и   укрепления целостного   здоровья   кадетов   в   деятельность   нашего   класса   внедряются здоровьесберегающие   технологии,   которые   помогают   не   только   сохранить здоровье   воспитанников,   но   и   приучить   его   к   активной   здоровой   жизни. Созданию   оптимальной   здоровьесберегающей   среды   для   воспитанников способствует   демократический   стиль   общения,   игровые   технологии,   часы ЛФК и УФЗ, динамические минутки и паузы на самоподготовке, спортивно­ массовая   работа. Учитываются   возрастные   особенности   воспитанников, требования   к   образовательному   процессу,   к   учебным   помещениям, помещениям в спальном корпусе.  Во   внеурочной   деятельности   воспитатель   и   классный   руководитель используют в воспитании кадетов технологию коллективно­творческого дела (КТД). Коллективно­творческое дело – это форма работы, которая обучает правилам   и   формам   совместной   деятельности,   направлена   на   развитие творческих, интеллектуальных способностей и реализацию коммуникативных потребностей.  Данная   методика   предполагает   широкое   участие   каждого   в   выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Например, это «День именинника», новогодний калейдоскоп «Новогодние традиции народов мира», "Минута   славы",   "Ой,   да   Краснодарский   край!"   и   др.   В   процессе   КТД каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в классе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего­то нового. Воспитанники приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много   нового.   Таким   образом,   идут   два   важных   процесса   одновременно   ­ формирование и сплочение классного коллектива, и развитие личности кадета на основе усвоения новых способов деятельности.    в   самостоятельном   поиске   информации. Системно   ­   деятельностный   подход   используется   в   развитии информационно­коммуникативной   культуры воспитанников.   В   этом направлении   воспитатель   поддерживает   ребят   в   работе   с   библиотечными источниками,   Кадеты   с удовольствием   готовят   презентации,   сообщения,   информационные   блоки   к различным видам деятельности. В результате возрастает роль познавательной активности кадетов, их мотивация к самостоятельной работе, креативность.  В воспитательной практике училища реализуется также технология ролевых игр. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра удовлетворяет и одновременно развивает потребность в общении.  Воспитательная   функция   ролевой   игры   заключается   в   том,   что   она воспитывает дисциплину, взаимопомощь, стимулирует активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою   точку   зрения,  инициативность,   умение   найти   оптимальное   решение   в сложных условиях. Ролевая игра формирует у воспитанников способность увидеть себя с позиции партнера по общению. Проводимые с воспитанниками класса ролевые игры   с   элементами   тренинга   развивают   толерантность,   коммуникативные навыки, социальную компетентность. В   процесс   социализации   кадеты   активно   включаются   в   систему   классного соуправления. Известный педагог и знаток детских душ Шалва Амоношвили сказал:   «Нельзя,   чтобы   ребенок   взрослел,   обновлял   свою   жизнь   только   в школе или только в семье. Если мы хотим воспитать в нем личность, то все его   окружение,   все   люди,   которые   направляют   этот   процесс,   должны составлять   целеустремленную   воспитательную   среду».   В   процессе соуправленческой  деятельности  у  воспитанников  развиваются  способности, коммуникативная культура, лидерские качества, вырабатываются социально значимые   качества,   такие   как   активность,   ответственность,   отзывчивость. Ребята   осваивают   социальные   роли,   приобретают   определённые   знания   и навыки,   учатся   планировать,   осуществлять   и   анализировать   собственную деятельность. Как   правило,   соуправление   в   нашем   классе   проявляется   в   планировании деятельности   коллектива,   организации   этой   деятельности,   в   анализе   своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений.   Важной   составляющей   системно­деятельностного   подхода   в воспитании   является   педагогическая   рефлексия   происходящих   событий, которая позволяет воспитателю оценить успешность его работы. Показателями   этой   успешности   становится   рост   самостоятельности воспитанников,   их   уверенности   в   себе,   способности   к   самооорганизации коллективной жизни. Они становятся более активны, инициативны, раскованы в   поведении,   самостоятельны   в   суждениях,   тактичны   в   общении.   Для воспитателя естественным стремлением является рост уровня воспитанности и   самосознания   кадетов,   что   достигается,   в   первую   очередь,   через установление единодушия и взаимопонимания в отношениях с воспитуемыми.  Список литературы: 1. Асмолов   А.Г.,   Бурменская   Г.В.,   Володарская   И.А.   и   др.   /   Под   ред. Асмолова   А.Г.   Формирование   универсальных   учебных   действий   в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. – 2­е изд. – М.: Просвещение, 2011. 2. Концепция ФГОС общего образования/ Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М., Просвещение, 2008. 3. Психологическая   теория   деятельности:   вчера,   сегодня,  завтра  /   Под. ред. А.Н. Леонтьва М.: Смысл, 2006. 4. Селевко   Г.К.   Педагогические   технологии   на   основе   активизации, интенсификации   и   эффективного   управления   учебно­воспитательным процессом. ­ М.: НИИ школьных технологий, 2005.

Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРАКТИКЕ ВОСПИТАТЕЛЯ

Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА  В ПРАКТИКЕ ВОСПИТАТЕЛЯ

Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРАКТИКЕ ВОСПИТАТЕЛЯ

Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА  В ПРАКТИКЕ ВОСПИТАТЕЛЯ

Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРАКТИКЕ ВОСПИТАТЕЛЯ

Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА  В ПРАКТИКЕ ВОСПИТАТЕЛЯ

Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРАКТИКЕ ВОСПИТАТЕЛЯ

Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА  В ПРАКТИКЕ ВОСПИТАТЕЛЯ

Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРАКТИКЕ ВОСПИТАТЕЛЯ

Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА  В ПРАКТИКЕ ВОСПИТАТЕЛЯ

Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРАКТИКЕ ВОСПИТАТЕЛЯ

Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА  В ПРАКТИКЕ ВОСПИТАТЕЛЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2019