В данной статье описывается опыт работы учителя русского языка и литературы в 5-11 классах. Описываются подходы, формы, методы, способы работы учителя на уроках. Приводятся иллюстративные примеры элементов технологии критического мышления. Показана эффективность использования конкретных форм и методов работы на уроках.
Статья Методическая система учителя.docx
Методическая система учителя
При разработке плана профессионального саморазвития, я отталкивалась от своих личных
образовательных потребностей, а они – от образовательных потребностей обучающихся.
Проанализировав свою многолетнюю профессиональную деятельность, я поняла, что важно перейти от
русского языка, как дисциплины, «науки для немногих», к русскому языку для всех – предмету
увлекательному, связанному с жизнью и историей, как к компетентности. Так я выявила для себя
главную проблему: моя сложившаяся традиционная система деятельности не позволяет создать условия
для формирования одинаковых ключевых компетентностей у разных обучающихся. В связи с этим
сформулировала цель своей методической системы: освоить и внедрить такие элементы эффективной
педагогической деятельности, которые сформировали у меня не только дидактическую, а, прежде
всего, управленческую компетенцию. Такая профессиональная перестройка позволила бы решить
следующие задачи: разработать способы, формы и средства педагогического воздействия, которые
преодолеют формальное усвоение знаний по моим предметам и сделают это усвоение личностно
значимым, событийным. Создать выверенную методическую систему, которая основана на
взаимодействии обучающихся и проблемной организации учебного материала.
Моя методическая стратегия состоит в следующем: анализ различных вариантов решения
поставленных педагогических задач, повышение квалификации, отказ от стереотипов, апробация и
обоснование своей методической системы, сотрудничество с коллегами внутри образовательного
учреждения, представление своей методической системы за рамками своего образовательного
учреждения. Смещение акцентов со «знаниевого» на компетентностный подход привело к поиску
новых подходов и методов обучения обучающихся, когда они приобретают умения использовать
полученные знания в различных жизненных ситуациях.
Я поняла, что внедрение деятельностного подхода в обучении решает мои педагогические
задачи. Стараясь внести элементы событийности на уроках, использую приёмы следующих
педагогических технологий: социоигровой, критического мышления, проектноисследовательской
деятельности, информационнокоммуникационного обучения. Эти технологии оказались приемлемыми
для реализации моих педагогических задач, а значит и достижения цели своей методической системы.
Остановлюсь подробнее на технологии критического мышления, которая является ведущей в моей
методической системе. Применение приемов именно этой технологии способствует формированию
универсальных учебных действий и обеспечивает включение каждого в учебный процесс, где через свою
деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.
Вопервых, большое внимание уделяю «прологу» урока. В 60 % случаев ребята сами выходят на
тему и цель урока. Формы «пролога» могут быть разнообразными: отрывок из фильма или
мультфильма, пословицы, стихи, загадки, проблемные вопросы, тексты из художественной литературы
и многое другое. Например, для выхода на тему «Гласные в суффиксах существительных –ек, ик.» (6
класс) я показала отрывок из мультфильма «В стране невыученных уроков». Затем на стадии вызова
использую приём «Что я знаю», который побуждает обучающихся самостоятельно находить ответы,
затем их сравнивать с другими и делать выводы. На стадии осмысления приём «Взаимоопрос»,
который позволяет самостоятельно осмысливать информацию, формулировать вопросы, искать ответы.
На стадии рефлексии часто использую приём «Синквейн» (обучающиеся проявляют творчество и
выражают отношение к изучаемому явлению, делают обобщения. Развивается речь, обогащается
словарный запас).
Деятельностный подход обуславливает и набор методов обучения: Коммуникативные (дискуссия,
диалог, полемика, метод проектов, презентации). Обучающиеся учатся не только излагать изучаемый материал, но и спорить, доказывая свою точку зрения. А это так необходимо будет на экзамене при
написании сочинениярассуждения.
Проблемное изложение изучаемого материала (например, при изучении темы «Деепричастие»,
знакомство с этой новой для обучающихся частью речи происходит через создание проблемной
ситуации в начале урока, когда даётся цепочка слов, в которой есть деепричастие. Учащиеся не могут
определить часть речи у этого «лишнего» в цепочке слова).
Метод незаконченных предложений (использую при проверке знаний, фронтальный опрос учащихся).
Например, после изучения темы «Предлог» даю задание продолжить предложения: Предлог – это.., по
составу предлоги бывают … и т. д.
Метод придумывания это способ создания обучающимися продукта в результате собственных
определенных умственных действий. Например: придумать по картине Комарова «Наводнение» свою
историю о том, с чего всё началось: как зайчишка оказался на дереве, как могло всё закончиться для
него.
Метод «Если бы...». Предлагаю описать, что произойдет, если в мире чтолибо изменится. Например:
«Если бы не было знаков препинания…», «Если бы я был(а) президентом…», «Если бы у меня была
волшебная палочка…». Этот метод хорошо применять при изучении темы «Условное наклонение
глагола» в 6 классе.
Лингвистическая сказка как способ запоминания орфографического, пунктуационного правила и
признаков частей речи. Этот метод часто применяю в своей педагогической практике как один из
вариантов домашнего задания. Из своих наблюдений сделала вывод об эффективности данного метода:
учащиеся, которые сочиняли лингвистические сказки, намного лучше и осознанней запоминали правила
русского языка.
Все эти перечисленные методы помогают обучающимся находить нестандартные пути решения
проблемы, подходить творчески, а не по шаблону.
Так как урок – это основная форма деятельности обучающихся, то я осуществляю эту деятельность
через учебные занятия. Использую следующие формы организации учебной деятельности:
индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, нестандартные уроки (урокигра, урок
загадка, урокпутешествие, уроккомпозиция, урокрасследование, уроксуд, интегрированные уроки).
Например, урокигра «Его Величество Глагол» провожу в 5 классе при повторении темы «Глагол»,
ребята, выполняя игровые задания, вспоминают все морфологические и синтаксические признаки
глагола и получают задание: написать сказку о глаголе; уроксуд в 11 классе после изучения пьесы
М.Горького «На дне» обучающиеся выносят приговор Луке; урокпутешествие по сказкам А.С.
Пушкина в 5 классе; урок литературномузыкальная композиция о поэтах серебряного века в 11
классе, интегрированные уроки: «Тайны китайской живописи» (МХК и изобразительное искусство),
«Сочинениерассуждение по сказке Г.Х. Андерсена «Ель» (русский язык, литература и психология),
«Народная кукла» (МХК, литература), «Символика цвета в поэзии А.Блока» (русский язык,
литература, психология), «Значение цвета в лирике С.А. Есенина» (литература, психология).
Работа в группах сменного состава (использую следующие формы взаимодействия: диктант с
последующей взаимопроверкой; «печатная машинка» (проводится при изучении правописания новых
слов и при работе над ошибками), обучающиеся «прохлопывают» побуквенно каждое слово, речь
запрещена, учатся видеть и слышать других, взаимодействовать друг с другом; «пазлы» собрать какие
функции выполняют союзы, предлоги). Работа с различной текстовой информацией: «блуждание по тексту», чтение с остановками,
прочтение «след в след», «диктант на дружбу», творческий тест (впиши пропущенное слово или
закончи предложения).
Оформление промежуточного результата: защита групповой работы в виде кроссворда, викторины,
стихотворения, ребуса, теста, диктанта.
Обучающиеся конструктивно работают в малых группах переменного состава, владеют навыками
сотрудничества, учатся слушать и слышать друг друга, легко принимают нестандартные формы работы,
умеют анализировать и оценивать результаты своей деятельности.
Использование на уроках новых педагогических технологий даёт дополнительные возможности для
обучающихся быть успешными. Правильно выстроенная педагогическая деятельность приводит к
педагогическим эффектам, а значит и высоким результатам при выполнении контрольных,
диагностических, экзаменационных работ обучающимися.
Методическая система учителя
Методическая система учителя
Методическая система учителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.