Методическая система учителя
Оценка 4.9

Методическая система учителя

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
русский язык
5 кл—11 кл
27.03.2019
Методическая система учителя
В данной статье описывается опыт работы учителя русского языка и литературы в 5-11 классах. Описываются подходы, формы, методы, способы работы учителя на уроках. Приводятся иллюстративные примеры элементов технологии критического мышления. Показана эффективность использования конкретных форм и методов работы на уроках.
Статья Методическая система учителя.docx
Методическая система учителя      При разработке плана профессионального саморазвития,  я отталкивалась от своих личных  образовательных потребностей, а они – от образовательных потребностей обучающихся.  Проанализировав свою многолетнюю профессиональную деятельность, я поняла, что важно перейти от  русского языка, как дисциплины, «науки для немногих», к русскому языку для всех – предмету  увлекательному, связанному с жизнью и историей, как к компетентности. Так я выявила для себя  главную проблему: моя сложившаяся традиционная система деятельности не позволяет создать условия для формирования одинаковых ключевых компетентностей у разных обучающихся. В связи с этим  сформулировала цель своей методической системы: освоить и внедрить такие элементы эффективной  педагогической деятельности, которые сформировали у меня не только дидактическую, а,  прежде  всего,  управленческую компетенцию. Такая профессиональная перестройка позволила бы решить  следующие задачи: разработать способы, формы и средства педагогического воздействия, которые  преодолеют формальное усвоение знаний по моим предметам и сделают это усвоение личностно­ значимым, событийным. Создать выверенную методическую систему, которая основана на  взаимодействии обучающихся и проблемной организации учебного материала.            Моя методическая стратегия состоит в следующем: анализ различных вариантов решения  поставленных педагогических задач, повышение квалификации, отказ от стереотипов, апробация и  обоснование своей методической системы, сотрудничество с коллегами внутри образовательного  учреждения, представление своей методической системы за рамками своего образовательного  учреждения. Смещение акцентов со «знаниевого» на компетентностный подход привело  к   поиску  новых подходов и методов обучения обучающихся, когда они приобретают умения использовать  полученные знания в различных жизненных ситуациях.            Я поняла, что внедрение деятельностного подхода в обучении решает мои педагогические  задачи. Стараясь внести элементы событийности на уроках, использую приёмы следующих  педагогических технологий: социо­игровой, критического мышления,  проектно­исследовательской  деятельности, информационно­коммуникационного обучения. Эти технологии  оказались приемлемыми для реализации моих педагогических задач, а значит и достижения цели своей методической системы.  Остановлюсь подробнее на технологии критического мышления, которая является ведущей в моей  методической системе. Применение приемов именно этой технологии  способствует формированию  универсальных учебных действий и обеспечивает включение каждого в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.             Во­первых, большое внимание уделяю «прологу» урока. В 60 % случаев ребята сами выходят на  тему и цель урока. Формы «пролога» могут быть разнообразными: отрывок из фильма или  мультфильма, пословицы, стихи, загадки, проблемные вопросы, тексты из художественной литературы   и многое другое. Например, для выхода на тему «Гласные в суффиксах существительных –ек­, ­ик­.» (6  класс) я показала отрывок из мультфильма «В стране невыученных уроков». Затем на стадии вызова  использую приём «Что я знаю», который побуждает обучающихся самостоятельно находить ответы,  затем их сравнивать с другими и делать выводы. На стадии осмысления ­ приём «Взаимоопрос»,  который позволяет самостоятельно осмысливать информацию, формулировать вопросы, искать ответы. На стадии рефлексии часто использую приём  «Синквейн» (обучающиеся проявляют творчество и  выражают  отношение к изучаемому явлению, делают обобщения.  Развивается  речь, обогащается  словарный запас).      Деятельностный подход обуславливает и набор методов обучения: Коммуникативные (дискуссия,  диалог, полемика,  метод проектов, презентации). Обучающиеся учатся не только излагать изучаемый материал, но и спорить, доказывая свою точку зрения.  А это так необходимо будет на экзамене при  написании сочинения­рассуждения.       Проблемное изложение изучаемого материала (например, при изучении темы «Деепричастие»,   знакомство с этой новой для обучающихся частью речи происходит через создание проблемной  ситуации в начале урока,  когда даётся цепочка слов, в которой есть деепричастие. Учащиеся не могут  определить часть речи у этого «лишнего» в цепочке слова).   Метод незаконченных предложений (использую при проверке знаний, фронтальный опрос учащихся).  Например, после изучения темы «Предлог» даю задание продолжить предложения: Предлог – это.., по  составу предлоги бывают … и т. д.    Метод придумывания ­ это способ создания обучающимися  продукта в результате собственных  определенных умственных действий. Например: придумать по картине Комарова «Наводнение» свою  историю о том, с чего всё началось: как зайчишка оказался на дереве, как могло всё закончиться для  него.    Метод «Если бы...». Предлагаю описать, что произойдет, если в мире что­либо изменится. Например:  «Если бы не было знаков препинания…», «Если бы я был(а) президентом…», «Если бы у меня была  волшебная палочка…». Этот метод хорошо применять  при изучении темы «Условное наклонение  глагола» в 6 классе.    Лингвистическая сказка как способ запоминания орфографического,  пунктуационного правила и  признаков частей речи. Этот метод часто применяю в своей педагогической практике как один из  вариантов домашнего задания. Из своих наблюдений сделала вывод об эффективности данного метода:  учащиеся, которые сочиняли лингвистические сказки, намного лучше и осознанней запоминали правила  русского языка.   Все эти перечисленные методы помогают обучающимся находить нестандартные пути решения  проблемы, подходить творчески, а не по шаблону.      Так как урок – это основная форма деятельности обучающихся, то я осуществляю эту деятельность  через учебные занятия. Использую следующие формы организации учебной деятельности:  индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, нестандартные уроки (урок­игра, урок­ загадка, урок­путешествие, урок­композиция, урок­расследование, урок­суд, интегрированные уроки).  Например, урок­игра «Его Величество Глагол» провожу в 5 классе при повторении темы «Глагол»,  ребята, выполняя игровые задания, вспоминают все морфологические и синтаксические признаки  глагола и получают задание: написать сказку о глаголе; урок­суд в 11 классе после изучения пьесы  М.Горького «На дне» обучающиеся выносят приговор Луке; урок­путешествие по сказкам А.С.  Пушкина в 5 классе; урок литературно­музыкальная композиция  о поэтах  серебряного века в 11  классе, интегрированные уроки:  «Тайны китайской живописи» (МХК и изобразительное искусство),  «Сочинение­рассуждение по сказке Г.Х. Андерсена «Ель» (русский язык, литература и психология),  «Народная кукла» (МХК, литература), «Символика цвета в поэзии А.Блока» (русский язык,  литература, психология), «Значение цвета в лирике С.А. Есенина» (литература, психология).     Работа в группах сменного состава (использую следующие формы взаимодействия: диктант с  последующей взаимопроверкой; «печатная машинка» (проводится при изучении правописания новых  слов и при работе над ошибками), обучающиеся «прохлопывают» побуквенно каждое слово, речь  запрещена, учатся видеть и слышать других, взаимодействовать друг с другом; «пазлы» ­ собрать какие  функции выполняют союзы, предлоги). Работа с различной текстовой информацией: «блуждание по тексту», чтение с остановками,  прочтение «след в след», «диктант на дружбу», творческий тест (впиши пропущенное слово или  закончи предложения).     Оформление промежуточного результата: защита групповой работы в виде кроссворда, викторины,  стихотворения, ребуса, теста, диктанта.      Обучающиеся конструктивно работают в малых группах переменного состава, владеют навыками  сотрудничества, учатся слушать и слышать друг друга, легко принимают нестандартные формы работы, умеют анализировать и оценивать результаты своей деятельности.       Использование на уроках новых педагогических технологий даёт  дополнительные возможности для  обучающихся быть успешными. Правильно выстроенная педагогическая деятельность приводит к  педагогическим эффектам, а значит и высоким результатам  при выполнении контрольных,  диагностических, экзаменационных работ обучающимися.

Методическая система учителя

Методическая система учителя

Методическая система учителя

Методическая система учителя

Методическая система учителя

Методическая система учителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2019