Методические материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (задание 22)
Оценка 5

Методические материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (задание 22)

Оценка 5
docx
30.10.2024
Методические материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (задание 22)
Материал представляет собой актуальный список терминов, краткий словарик с примерами и задания 22 ЕГЭ 2025
22-ЕГЭ.docx

Список средств выразительности, проверяемых в задании 22 (2025 г.)

  • Фонетические средства: аллитерация, ассонанс.
  • Тропы: метафора, олицетворение, гипербола, литота, метонимия, сравнение, эпитет
  • Синтаксические средства: риторическое восклицание, риторический вопрос, риторическое обращение
  • Приёмы: лексический повтор, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, вопросно-ответная форма изложения, градация, многосоюзие, бессоюзие, инверсия, парцелляция, антитеза (противопоставление)

1.       Фонетические средства (аллитерация, ассонанс)

АЛЛИТЕРАЦИЯ – стилистический прием, при котором повторяются согласные.

Примеры:
Тише едешь, дальше будешь;

Коси, коса, пока роса, роса долой – и ты домой;


Колос от колоса – не слыхать и голоса;


Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой.    (А. Пушкин)

Чуть слышно, бесшумно 

Шуршат камыши.   (К. Бальмонт)

АССОНАНС – повтор одинаковых или похожих гласных звуков (преимущественно ударных).

Примеры:
Зеленеют земли перелеском, 
Снежный месяц бледным, летним блеском… (А. Белый) 

Роман внушительный, старинный, 
Отменно длинный, длинный, длинный, 
Нравоучительный и чинный, 
Без элегических затей.   (А.С. Пушкин)

2.       Тропы (метафора, олицетворение, гипербола, литота, метонимия, сравнение, эпитет)

ЭПИТЕТ – эмоционально-красочное определение, несущее особую эмоциональную и смысловую нагрузку. Чаще всего эпитет выражен прилагательным, реже - наречием.

! Не следует смешивать эпитет и обыкновенное определение. Определение указывает на признак предмета, а при помощи эпитета автор передает свое отношение к увиденному, подчеркивает определенный признак предмета/явления, воздействует на читателя. Сравните: каменная стена (относительное прилагательное) / говорил с каменным лицом (эпитет)

Примеры:
Добрый ветер; живительная влага; робкое дыхание; горящие глаза; дорожная тоска;
 
Лесов таинственная сень 

С печальным шумом обнажалась… (А. С. Пушкин).

Гордо реет буревестник (М. Горький)

ГИПЕРБОЛА – преувеличение размеров или свойств предмета, человека, явления.

Примеры:
Сто лет не виделись.

Я говорил это тысячу раз.


Это длилось целую вечность.


Шаровары шириной в Черное море. (Н.Гоголь)

ЛИТОТА – преуменьшение размеров или свойств предмета, человека, явления.

Примеры:
Жизнь человека – один миг.

Небо с овчинку; мальчик с пальчик.


Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка… (А.С. Грибоедов)

МЕТАФОРА – скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков. Иными, словами метафора – сокращенное сравнение, лишенное союзов или других сравнительных слов. Метафору можно переделать в сравнение.

! Чаще всего метафора выражена либо двумя существительными («нить дружбы», «море поклонников», «на дне души»), либо сочетанием глагола и существительного («сердце очерствело», «душа закрылась», «тоска рвалась из письма», «книги помогли взлететь», «победить одиночество», «слова распирали грудь», «план лопнул», «боль сдавливала сердце», «сердце облилось жалостью», «спугнуть счастье», «обида вырвалась на волю», «мечта разлетелась в куски», «ухватиться за слова», «звуки летели»).
Примеры:
В крови горит огонь желанья. (А.С. Пушкин)

Грустя, и плача, и смеясь, 

Звенят ручьи моих стихов. (А.Блок)

Пчела из кельи восковой 

Летит за данью полевой. (А.С. Пушкин)

МЕТОНИМИЯ – замена одного слова или выражения другим на основе близости значений.

Примеры:
Тарелку съел;

У него бойкое перо;


Весь дом ушел;


Выпить целый самовар;


Янтарь на трубках Цареграда, 

Фарфор и бронза на столе…

Вдруг из-за двери в бале зальной

Фагот и флейта раздались.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленного.

Примеры:
О чем ты воешь, ветр ночной, 
О чем так сетуешь безумно?   (Ф.И. Тютчев)

...Нева всю ночь

рвалася к морю против бури, 
не одолев их буйной дури...
и спорить стало ей не в мочь..   (А.С. Пушкин)

СРАВНЕНИЕ – уподобление одной ситуации другой, одного явления другому.

Примеры:
Глаза, как океаны;

Мои стихи бегут, как ручьи;


Лентой бархатной чернеет 

Груда вспаханной земли.

Разливы рек ее, подобные морям... (М.Ю. Лермонтов)


Девичьи лица ярче роз.. (А.С. Пушкин)

Обратите внимание! Сравнение – троп, сравнительный оборот – синтаксическое средство.
Сравнительный оборот, в отличие от сравнения, может не обладать яркой образностью, не нести в себе переносного значения.

3.       Синтаксические средства (риторическое восклицание / обращение, риторический вопрос) 

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС / ВОСКЛИЦАНИЕ / ОБРАЩЕНИЕ – вопрос, восклицание, обращение, не имеющие адресата.

Примеры:
Отчего мне так грустно, береза?

Здравствуй, солнышко!


Что за люди!


Обманчивей и снов надежды. 

Что слава? шепот ли чтеца? 
Гоненье ль низкого невежды?
Иль восхищение глупца?  (А.С. Пушкин)

Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу... (Н.В. Гоголь)


Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? (И.С. Тургенев)

4.       Приёмы (лексический повтор, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, вопросно-ответная форма изложения, градация, многосоюзие, бессоюзие, инверсия, парцелляция, антитеза (противопоставление)

АНАФОРА – единоначатие, повторение начальных слов, строк или фраз.

Примеры:
Наше оружие — наши песни, 
Наше золото — звенящие голоса.

Это – круто налившийся свист, 

Это – щёлканье сдавленных льдинок, 
Это – ночь, леденящая лист, 
Это – двух соловьёв поединок.

Опять с вековой тоскою 

Пригнулись к земле ковыли, 
Опять за туманной рекою 
Ты кличешь меня издали.

ЭПИФОРА – повторение одного и того же слова, фразы в конце отрезка речи.

Примеры:
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

Это есть художник Альтман, очень старый человек

По-немецки значит Альтман — очень старый человек.  

Вот что. Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я тоже солдат...(М.А. Шолохов)

Хамить не надо по телефону. Лгать не надо по телефону. (М.А. Булгаков)
Обратите внимание! Анафора и эпифора могут быть как в отдельных предложениях (причём не обязательно соседних), так и внутри одного предложения. Например: Каждый хочет быть любимым, каждый желает любить.  

АНТИТЕЗА – противопоставление противоположных понятий, положений, образов. В рамках антитезы могут противопоставляться слова/ словосочетания/ предложения. В основе антитеза часто лежат антонимы (в том числе контекстные*). Часто антитеза выражается при помощи противительных союзов А/НО.

Примеры:
Полюбил богатый – бедную, 
Полюбил ученый – глупую, 
Полюбил румяный – бледную,
Полюбил хороший – вредную.

Прекрасна, как ангел небесный, 

Как демон, коварна и зла.

То истиной дышит в ней все, 

То все в ней притворно и ложно! 
Понять невозможно её, 
Зато не любить невозможно.

Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт;/
Ты румян как маков цвет,
Я как смерть и тощ и бледен.

ГРАДАЦИЯ – последовательное нагнетание или ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор.

Примеры:
Не жалею, не зову, не плачу
Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Все грани чувств, все грани правды стерты: 

В мирах, в годах, в часах.

Но чернеют пламенные дали — 

Не уйти, не встать и не вздохнуть.

Поежился, с задавленной тоской оглядел чавкающих, хлюпающих, жрущих людей. (М.А. Шолохов)

ИНВЕРСИЯ – нарушение порядка слов в предложении. Приблизительная норма: обстоятельство места или времени (ко всему предложению) + определение + подлежащее + обстоятельство образа действия + сказуемое + дополнение + обстоятельство.

Примеры:
И томных дев устремлены
На вас внимательные очи (А. С. Пушкин).

Швейцара мимо он стрелой 
(А.С. Пушкин)

Над ухом шепчет голос нежный, 
И змейкой бьется мне в лицо 
Ее волос, моей небрежной 
Рукой измятое, кольцо  (Я.П. Полонский)

Без всякого дела стоял Лоренцо, высокий старик лодочник, беззаботный гуляка и красавец, знаменитый по всей Италии...(И.А. Бунин)

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР – повторение одних и тех же слов как особый стилистический приём, например, для подчёркивания каких-либо деталей в описании, создания экспрессивной окраски.

Примеры:
Прекрасныйчистыйучтивый извозчик повёз его мимо прекрасныхучтивыхчистых городовых по прекраснойчистой, помытой мостовой, мимо прекрасныхчистых домов к тому дому на Канаве, в котором жила Marriette (Л. Толстой)». 

Это еще не сказкаСказка только начинается.

Мне опостылели слова, слова, слова (А. Тарковский)

Обратите внимание! Термин «лексический повтор» одновременно используется в заданиях 22, 26 и 27, но в разных функциях. В задании 26 действует строгое правило: лексический повтор – это повтор одного и того же слова в одной и той же форме. В задании 22 под лексическим повтором может подразумеваться более широкое явление (см. определение). При проверке развёрнутого ответа (задание 27) повтор слова со всеми его словоформами трактуется как речевая ошибка, учитываемая по критерию К10. 

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ – тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста.

Примеры:
Летал сокол по небу, гулял молодец по свету.

Утихает светлый ветер, 

Наступает серый вечер…  (А. Блок)

Все в огне будете гореть неугасимом. 
Все в смоле будете кипеть неутолимой!   (А.Н. Островский)

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ– авторское членение текста (расчленение фразы на части или на отдельные слова).

Примеры:
Я! Говорю! Хватит!
Я думаю. Что вы не правы.


Некто четвертый – это мой страх. Он сидит во мне. Он правит мной. Подсказывает. Корректирует. Вымогает. Удерживает. Бросает в дрожь.
 ...Но идет... Шатается... Одна (А.А. Ахматова)

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. (А.И. Солженицын)

ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ – текст, представленный в виде вопросов и ответов на них.

Примеры:
Для чего нужны книги? Книги нужны, чтобы развиваться, узнавать что-то новое.
Обратите внимание! Вопросно-ответная форма изложения как приём используется прежде всего в монологической речи, когда автор сам задаёт вопрос и сам же на него отвечает.

МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон)  избыточный с грамматической точки зрения повтор союзов (реже – других служебных слов) при соединении однородных членов, частей предложения или предложений в составе сложного синтаксического целого, придающий высказыванию экспрессивный характер.

Примеры:
Парижа я люблю осенний строгий плен и пятна ржавые сбежавшей позолоты, и небо серое, и веток переплёты – чернильно-синие, как нити тёмных вен (М. Волошин);

И плащ, и стрела, и лукавый кинжал... 
  (А.С. Пушкин)

Там - солнца луч и в зной оливы сень, 
А здесь - и гром, и молния, и слёзы… 
   (А.Н. Майков) 

БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – стилистическая фигура, состоящая в намеренном (стилистически мотивированном) опущении союзов в синтаксических конструкциях сочинительного типа (при сочинении, в частности – перечислении членов предложения или частей сложного предложения). Обычно бессоюзие усиливает изображаемое, подчёркивая большое количество, разнообразие, быструю смену событий, силу чувства, мозаичность впечатления и т.п.

Примеры:
В деревне скучно: грязь, ненастье, 
Осенний ветер, мелкий снег. (А.С. Пушкин)


Швед, русский, колет, рубит, режет... (А.С. Пушкин)

 

 

Задание 22 по новой демоверсии ЕГЭ 2025

 

ВАРИАНТ 1

Установите соответствие между предложениями и названиямиизобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них:к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию извторого столбца.



ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

А) Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар…

(А.А. Ахматова)

Б) Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой.

(М.Ю. Лермонтов)

В) Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок.

(Б.Л. Пастернак)

Г) И в пролет не брошусь,
И не выпью яда,
И курок не смогу над виском нажать.

(В.В. Маяковский)

Д) Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.

(С.А. Есенин)


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

1)      метонимия

2)      аллитерация

3)      олицетворение

4)      анафора

5)      парцелляция

6)      ряды однородных членов предложения

7)      сравнение

8)      антитеза

9)      синтаксический параллелизм



 

ВАРИАНТ 2

Установите соответствие между предложениями и названиямиизобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них:к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию извторого столбца.


ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Куда плывете вы? Когда бы не Елена,

Что Троя вам одна, ахейские мужи?

(О.Э. Мандельштам)

Б) Да здравствует пена - веселая пена –

Высокая пена морская!

(М.И. Цветаева)

В) И как ты ни жила, но мало,

Так мало на земле жила.

(А.А. Тарковский)

Г) И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

(А.С. Пушкин)

Д) Ну вот… и огонь потушили,

А я умираю в дыму.

(И.Ф. Анненский)


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

1)      метафора

2)      парцелляция

3)      ассонанс

4)      многосоюзие

5)      антитеза

6)      риторический вопрос

7)      лексический повтор

8)      эпитет

9)      эпифора


 

ВАРИАНТ 3

Установите соответствие между предложениями и названиямиизобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них:к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию извторого столбца.

 


ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

А) Уж ты нива моя, нивушка,

Не скосить тебя с маху единого…

(А.К. Толстой)

Б)Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.

(А.А. Блок)

В) Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

(С.А. Есенин)

Г) Удобрить ее солдатам.
Одобрить ее поэтам.

(И.А. Бродский)

Д) Теркин — дальше. Автор — вслед.

(А.Т. Твардовский)

 


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

 

1)      оксюморон

2)      метафора

3)      анафора

4)      аллитерация

5)      литота

6)      неполное предложение

7)      ассонанс

8)      сравнение

9)      риторическое обращение


 

 

ВАРИАНТ 4

Установите соответствие между предложениями и названиямиизобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них:к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию извторого столбца.

 


ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

А) Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.

(А.А. Ахматова)

Б) Желанья!.. Что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!

(М.Ю. Лермонтов)

В) Его перо любовью дышит,

Не хладно блещет остротой.

(А.С. Пушкин)

Г) Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи.

(Ф.И. Тютчев)

Д) Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

(И.А. Бунин)

 


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

 

1)      сравнение

2)      риторическое восклицание

3)      олицетворение

4)      парцелляция

5)      аллитерация

6)      метонимия

7)      градация

8)      многосоюзие

9)      синтаксический параллелизм


 

ВАРИАНТ 5

Установите соответствие между предложениями и названиямиизобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них:к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию извторого столбца.

 


ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

А) Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

(Н.С. Гумилёв)

Б) И падали два башмачка
Со стуком на пол.

(Б.Л. Пастернак)

В) Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной...

(А.А. Ахматова)

Г) И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

(А.А. Фет)

Д) Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

(К.Д. Бальмонт)

 


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

 

1)      эпитет

2)      инверсия

3)      эпифора

4)      сравнение

5)      ряды однородных членов предложения

6)      аллитерация

7)      перифраз

8)      гипербола

9)      анафора


 


 

Список средств выразительности, проверяемых в задании 22 (2025 г

Список средств выразительности, проверяемых в задании 22 (2025 г

Шаровары шириной в Черное море

Шаровары шириной в Черное море

Мои стихи бегут, как ручьи ;

Мои стихи бегут, как ручьи ;

Хамить не надо по телефону . Лгать не надо по телефону

Хамить не надо по телефону . Лгать не надо по телефону

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР – повторение одних и тех же слов как особый стилистический приём, например, для подчёркивания каких-либо деталей в описании, создания экспрессивной окраски

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР – повторение одних и тех же слов как особый стилистический приём, например, для подчёркивания каких-либо деталей в описании, создания экспрессивной окраски

БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – стилистическая фигура, состоящая в намеренном (стилистически мотивированном) опущении союзов в синтаксических конструкциях сочинительного типа (при сочинении, в частности – перечислении членов предложения…

БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – стилистическая фигура, состоящая в намеренном (стилистически мотивированном) опущении союзов в синтаксических конструкциях сочинительного типа (при сочинении, в частности – перечислении членов предложения…

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА 1) сравнение 2) риторическое восклицание 3) олицетворение 4) парцелляция 5) аллитерация 6) метонимия 7) градация 8) многосоюзие 9) синтаксический параллелизм

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА 1) сравнение 2) риторическое восклицание 3) олицетворение 4) парцелляция 5) аллитерация 6) метонимия 7) градация 8) многосоюзие 9) синтаксический параллелизм
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2024