Управление образования и науки Тамбовской области
ТОГБПОУ «Многоотраслевой колледж»
Методические материалы для внеклассного мероприятия
на тему
«КОММУНИЦИРОВАНИЕ»
Разработал:
Преподаватель Варламова .А.
Моршанск, 2022
Содержание:
I. Вступление. Актуальность работы.
II. Проблема исследования.
III. Цель и задачи проекта.
IV. Предмет и объект исследования.
V. Основная часть.
2.1 Понятие общения
2.2 Виды межличностного общения
2.3 Барьеры общения
2.4 Правила общения. Условия успешного межличностного общения в 6 «б»
VI. Заключение.
VII. Вывод
V. Информационные источники.
Слайд 1
Исследовательский проект: по дисциплине «Обществознание»
на тему «»Общение
Слайд 2 АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
В подростковом возрасте важная роль отводится умению общаться, при этом важно развитие коммуникативных способностей. В данный период возникает высокая потребность в общении. Чтобы люди не испытывали трудности необходимо развивать эти навыки. Сегодня, в век виртуализации, общение посредством информационных технологий позволяет «уравнивать» людей расширять кругозор и общаться без географических границ. Но при этом важно не забывать о «живом общении» друг с другом.
Слайд 3
Также, подростки, при активном использования информационных технологий (компьютеров, смартфонов) могут оторваться от реальной жизни и забыть как общаться в реальном мире. В ходе многочисленных опросов люди назвали одними из главных вызовов будущего - одиночество в сети и отсутствие живого общения.
Слайд 4 ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ
Трудности межличностного «живого» общения (барьеры) в реальном мире (в школе, в дальнейшей жизни) негативно отражаются на успешности личности Поэтому крайне важно выявлять проблемы межличностного отношения в классе , создавая условия для исключения конфликтных ситуаций и создания благоприятной атмосферы для каждой личности.
Слайд 5 ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Являясь членом малой социальной группы, в частности, ученицей 6 «Б» класса, выявить условия, влияющие на успешное формирование межличностных отношений внутри класса.
Слайд 5 ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Рассмотреть понятие межличностных отношений; Выявить условия и факторы, которые влияют на построение и развитие межличностных отношений, и рассмотреть барьеры межличностного общения; Выделить существенные условия, реализация которых будет способствовать созданию благоприятной атмосферы в классе для межличностного общения каждого ученика.
Слайд 6 ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Межличностные взаимоотношения в классе.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – 6 «Б» класс. ЭТО Я – часть социальной группы.
Слайд 7
Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Обмен информацией. Восприятие и понимание партнера. Обмен действиями.
Типы общения межличностный, личностно-групповой, личностно-массовый, межгрупповой, массово-групповой, планетарный (глобально-массовый).
Слайд 8 ВИДЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ
1.Формальный тип общения («контакт масок») — когда отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника.
2. Примитивный тип общения — это оценка другого человека в качестве нужного или мешающего объекта. Если его хотят использовать как «нужника», то с ним активно вступают в контакт, если же он мешает, то его грубо отталкивают. При получении желаемого результата дальнейший интерес к партнеру по общению теряется без желания скрыть это.
3. Функционально-ролевой тип общения — это общение на уровне социальных ролей партнеров (начальник — подчиненный, учитель — ученик.)
Слайд 9 ВИДЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ
4. Деловое общение — это учет особенностей личности, характера, возраста, настроения. При этом интересы дела всегда выступают на первый план, а на втором остаются возможные личностные расхождения.
5. Духовное межличностное общение — это общение между близкими людьми. Такое общение предусматривает разговор на любую тему.
6. Светское общение — это общение людей, отвечающее принятым «в свете» нормам. В процессе такого общения люди, как правило, говорят не то, что думают, а то, что «положено» говорить.
Кодекс светского общения — это вежливость, такт («соблюдай интересы другого»); одобрение, согласие («не порицай другого», «избегай возражений»); симпатии («будь приветлив, доброжелателен»), 7. Манипулятивное общение — это общение, направленное на извлечение выгоды от собеседника. Человек, имеющий такие цели, может использовать разные приемы — лесть, демонстрацию доброты, «пускание пыли в глаза», либо запугивание, обман, шантаж.
Слайд 10 БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ, встречаемые в малой социальной группе (в 6 «б» классе)
1. Ситуационные барьеры– возникают из-за разного взгляда людей на одну и ту же проблему. Например, один ученик может с пониманием и сочувствием отнестись к группе одноклассников, обсуждающих какую-либо тему, в то время как другой будет раздражен шумом, не вникая в суть разговора.
2.Мотивационные барьеры– возникают в том случае, когда человек скрывает реальные мотивы своих высказываний, либо просто не осознает их значимость.
3.Смысловые барьеры– возникают из-за непонимания сути разговора своего собеседника. Трудности и барьеры общения, в этом случае возникают тогда, когда человек не может понять мысль партнера и не улавливает к чему идет разговор.
4.Психологические барьеры– это своеобразный внутренний барьер, тормозящий человека в общении. Чаще всего он появляется из-за страха быть непонятым, не понравиться однокласснику или нарваться на злобную насмешку с его стороны и быть отвергнутым, несмотря на самые искренние проявления добрых намерений.
Слайд 11 УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ в 6 «Б»
Грамотный и профессиональный классный руководитель (имеется). Соблюдение девиза «Один за всех и все за одного» (не всегда). Совместное времяпрепровождение учителя, учеников и родителей (имеется). Возможность учеников видеть в каждом самого себя или в какой-либо ситуации, способность к пониманию причин действий (не у всех, очень редко). Самостоятельное миролюбивое урегулирование конфликтных ситуаций (почти всегда). Дружба и общение вне класса (имеется)
Слайд 12 ВЫВОД:
На основании проведенного исследования можно отметить следующие моменты: В нашем классе на высоком уровне развито межличностное общение, обусловленное выполнением большинства условий. Большое положительное влияние на межличностное общение внутри нашей социальной группы оказывает дружное внеклассное времяпрепровождение, духовное межличностное общение с классным руководителем; межличностное общение между родителями. Существование межличностных конфликтов в классе зачастую обусловлено эмоциональными причинами. Таким образом, работа каждой личности в классе над управлением эмоциями будет способствовать тому, что наш класс станет еще более сплоченной, и каждый отдельный ученик будет чувствовать себя еще более комфортно. А это, в конечном итоге, повлияет не только дружность класса, но и повысит усидчивость и успеваемость учеников.
Слайд 13
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.