Оперативный комментарий и пояснение
При проведении занятия большое значение имеют указания взрослого (В/М), играющие роль внешнего управляющего момента, с помощью которого занимающиеся могут хорошо представить себе собственные действия, ориентирующие их, что и как делать:
название движения,
основные моменты техники выполнения,
направление,
подсчет и т.д –
помогающие исправить более или менее грубые ошибки и корректирующие действия занимающихся, тем самым применяя принцип обратной связи и поточный метод выполнения упражнений.
Визуальное управление группой
Разработанная в США условная знаковая система управления группой значительно облегчает проведение занятий оздоровительной аэробикой. Например, тренер показывает направление движения с пояснением, что делать, указывает количество повторений и т.д.:
Обычно визуальное управление сопровождается словесными указаниями: например, показывается направление движения с пояснением, что делать.
Комментировать выполнение упражнений, давать пояснения и визуально управлять группой необходимо четко и уверенно.
К невербальным методам управления группой относятся также выразительные движения телом.
Взрослый (В/М) должен движениями подчеркивать моменты расслабления, напряжения, характер элементов и т.п.
Большое значение имеет мимика.
Нельзя проводить занятия с выражением недовольства, раздражительности и усталости на лице.
Самоконтроль действий.
Очень большое значение в проведении занятий имеет использование зеркала. Занимающиеся могут контролировать свои движения и сличать их с действиями взрослого (В/М).
В связи с обучением возникает еще одна важная проблема – как показывать упражнения? Всегда ли нужно это делать лицом к занимающимся, в зеркальном отображении?
Огромную помощь при этом оказывают зеркала, наличие которых в залах (где занимаются дети) не только улучшает дизайн, но и важно для обучения, технически правильного выполнения упражнений, лучшего контакта с занимающимися.
Однако длительное выполнение взрослым (В/М) упражнений спиной к ним может вызвать у некоторых из них отрицательную реакцию. Поэтому, когда отдельные движения или комбинация освоены достаточно хорошо, тренер поворачивается лицом к занимающимся и выполняет движения в зеркальном отображении.
Однако существуют и исключения из правил.
Многих движений из танцевальных видов аэробики занимающийся выполняет движение вперед с правой ноги, взрослый (В/М) – также вперед, но с левой ноги. При выполнении различного рода движений с поворотами – например, шаг вперед с поворотом кругом – взрослый (В/М) несколько раз повторяет движение с группой в положении спиной, а затем уже лицом к ней.
Симметричное обучение
Необходимо помнить, что движения должны выполняться в обе стороны: равномерная нагрузка способствует гармоничному развитию.
Известно, что в процессе развития организм человека, несмотря на симметричное строение двигательного анализатора, претерпевает асимметричные изменения, в результате которых одна из конечностей формируется в ведущую (доминирующую), а другая – в подчиненную (не доминирующую).
Наиболее характерным выражением двигательной асимметрии является преимущественное использование им правой или левой руки, что получило название право- и леворукости. Как показали исследования в области общей и спортивной педагогики, лучше всего осваивать и тренировать движения вначале доминирующей рукой или ногой, а потом не доминирующей.
Этот принцип рационально использовать при индивидуальном тренинге, а вот на занятиях с большой группой, когда приходится выполнять различные перемещения по площадке, вступает в силу закон подчинения меньшинства большинству, а, как известно, большинство людей – правши.
Принципы симметричного обучения должны соблюдаться при составлении комбинаций. Для этого необходимо помнить о тех элементах, которые дают смену ноги в комбинации.
Обычно они используются в начале или в конце комбинации и в процессе обучения и тренировок обеспечивают симметричную нагрузку на правую и левую стороны.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.