Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Армавирский механико – технологический техникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
пм.04 Выполнение работ по профессии 18599 «Слесарь-ремонтник»
Для специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
2022
Содержание
Стр.
Аннотация……………………………………………………………. …………………….3
Пояснительная записка……………………………………………… …………………….4
Содержание………………………………………………………………………………….5
План урока учебной практики ……………………………………………………………..8
Аннотация
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования поставил в качестве главных результатов образования освоение общих и профессиональных компетенций.
Целью современного образования становится развитие обучающегося ОУ как субъекта познавательной деятельности.
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося.
Современное образование отказывается от традиционного
представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков;
формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
Ужесточение требований к квалификации и направлению подготовки выпускников
выявило необходимость пересмотра программ к требованиям работодателей и рынка
труда.
Стандарты нового поколения разрабатывались на компетентностной основе.
Под компетентностью понимается способность и готовность работника к деятельности, основанной на знаниях и опыте, приобретенных благодаря обучению.
Компетентностный подход в подготовке специалистов заключается в привитии и развитие у обучающихся набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе.
В отличие от термина «квалификация», компетенции включают помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию и прочие.
Модернизация производства предъявляет новые требования к рабочим профессиям и специальностям это знание новых технологий, которые требуют не только практико-ориентированных знаний нового оборудования, инструментов, но и условий выполнения технологических процессов.
Пояснительная записка
Методические рекомендации, предназначены для оказания помощи мастерам производственного обучения, имеющим небольшой стаж работы в ОУ, при проведении уроков учебной практики.
План урока учебной практики должен соответствовать рабочей программе профессионального модуля (далее - примерная программа) – которая является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по рабочим профессиям, специальностям в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) и соответствующих профессиональных компетенций (ПК).
Цель урока учебной практики заключается в том, что обучающиеся на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы и способы выполнения действий и операций, необходимые для последующего формирования у них навыков и умений выполнения производственных работ по определенной рабочей профессии и специальности.
Обучающимся недостаточно просто запомнить и изучить учебный материал; они должны его понять, переработать и воспроизвести при выполнении задания.
Следовательно, основная цель - не запоминание информации, а умение переработать и применять ее на практике.
Форма обучения – это количественный или структурный вариант согласованных действий между мастером производственного обучения и обучающимся.
Выбор форм обучения зависит от типа урока, от запланированных видов деятельности, от спецификации проводимых инструктажей.
Содержание
Направленность урока (занятия) учебной практики заключается в том, чтобы обучающиеся на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы, способы выполнения производственных действий, операций, необходимые для последующего формирования освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) и соответствующих профессиональных компетенций (ПК) по определенной рабочей профессии и специальности.
Урок (занятие) учебной практики – центральное звено в организации учебно-воспитательного процесса и профессионального образования обучающихся.
Подготовка мастера производственного обучения к уроку учебной практики является одной из важнейших функциональных обязанностей.
Готовясь к уроку, мастер определяет его структуру и время на каждый этап.
Обязательные этапы каждого урока – вводный, текущий, и заключительный инструктаж, которые занимают определенное место на уроке.
Мастер, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, намечает, кто, и какие виды работ будет выполнять, подготавливает заготовки, материалы, приспособления и инструмент для выполнения санитарно-технических работ, все необходимое к уроку.
Классификацию уроков (занятий) учебной практики можно представить следующим образом:
вводный урок – занятие ознакомительно – информационного характера, представляющее, как правило, первоначальное знакомство с содержанием профессии, правилами поведения в мастерских или на предприятии.
Проводится обычно в начале учебного периода.
урок по изучению трудовых приемов и операций – занятие по формированию у обучающихся первоначальных профессиональных умений;
урок по выполнению комплексных работ – занятие, на котором при выполнение простых или сложных работ комплексного характера формируются, закрепляются и совершенствуются умения, характерные для профессии;
урок по проверки знаний, навыков и умений обучающихся (контрольно – проверочный).
Урок состоит из:
1.
Организационного момента (1–2% времени занятия):
выявление отсутствующих обучающихся;
проверка внешнего рабочего вида (соответствие одежды требованиям безопасности труда;
организация внимания и готовности обучающихся к уроку;
2. Вводного инструктажа урока (12–15% времени занятия):
сообщение темы;
ознакомление с целями;
мотивация деятельности обучающихся;
повторение материала;
показ и выполнение трудовых приемов, освоенных на предыдущих уроках (актуализация знаний, умений обучающихся);
инструктирование, формирование ориентировочной основы
учебно-производственной деятельности по новой теме урока (показ, объяснение приемов, способов работы, показ техпроцесса, чертежей, инструкционно - технологических карт и др.);
пробные выполнения изучаемых новых трудовых приемов, умений;
объяснение приемов самоконтроля и контроля мастера;
закрепление требований безопасности труда;
определение и разъяснение заданий обучающимся по выполнению операций, упражнений, учебно-производственных работ;
сообщение норм времени, критериев оценок;
организация рабочего места.
3. Самостоятельной работы обучающихся и текущий инструктаж мастером (70–85% времени занятия):
Деятельность обучающихся:
выполнение упражнений, самостоятельна работа, формирование новых трудовых приемов, умений, способов работы;
самоконтроль техпроцесса, технических требований, требований безопасности труда;
самостоятельная работа, выполнение учебно-производственных заданий.
Деятельность мастера производственного обучения: мотивация обучающихся по видам учебно-производственных работ:
наблюдение;
целевые обходы;
индивидуальное инструктирование;
коллективное инструктирование;
закрепление с обучающимися новых способов, приемов работы по выполнению операции или производственной работы;
прием результатов работы;
оценивание;
определение дополнительных заданий сильными учащимися.
4. Заключительного инструктажа (5–6% времени):
сообщение о достижении целей урока;
анализ, самоанализ выполнения учебно-производственных работ или трудовых операций;
разбор типичных ошибок, допущенных дефектов;
анализ выполнения норм времени и выработки, соблюдения правил безопасности труда;
сообщение оценок;
сообщение темы следующего урока;
объяснение домашнего задания;
уборка рабочих мест.
План урока учебной практики
по рабочей профессии, специальности (код) _____
(профессия, специальность) ______
ПМ ________________________________
Тема урока: _________________________________________________________
Тип урока: _________________________________________________________
(Пример)
вводный урок
урок по изучению трудовых приемов и операций
урок по выполнению комплексных работ
урок по проверки знаний, навыков и умений обучающихся (контрольно – проверочный).
Цели урока
1. Обучающая:
(Пример)
Создание оптимальных условий для формирования у обучающихся профессиональных компетенций с соблюдением правил технологии, техники безопасности, санитарии, личной гигиены и организации рабочего места.
Формирование у обучающихся практических профессиональных компетенций, приобретение первоначального практического опыта по всем видам профессиональной деятельности;
Формирования общих и профессиональных компетенций, а также приобретение опыта практической работы по профессии, специальности;
2. Воспитательная:
(Пример)
Способствовать воспитанию у обучающихся аккуратности, наблюдательности, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональным обязанностям, к качеству изделий, бережному отношению к сырью, инвентарю и оборудованию.
3. Развивающая:
(Пример)
Способствовать развитию таких профессиональных способностей, как зрительное восприятие, глазомер, координацию движения, ручная ловкость, осязательные ощущения, долговременная, зрительная и двигательная память, пространственное воображение.
А так же личных качеств: ответственность, аккуратность, наблюдательность, самостоятельность.
Формировать и развивать умения анализировать;
Научить обучающихся расчленять изучаемый производственный объект на составные части, выделять отдельные существенные его стороны, переходить от конкретного к абстрактному, устанавливать связи причины и следствия;
Проводить сравнение (научить обучающихся находить различное и сходное, выделять существенные признаки сравнимых производственных объектов и процессов, устанавливать последовательность в развитии знаний и умений и т.д.);
Научить обучающихся умениям рационально организовать и планировать свой труд, анализировать учебно-производственные работы с позиции достижения наилучших результатов при наименьших затратах;
Находить пути совершенствования своего труда и повышения его эффективности, снижения материальных и трудовых затрат;
Развивать технологическое мышление и профессиональную интуицию;
Формировать умения: осуществлять планирования своих действий, выбирать наиболее рациональное их сочетание и чередование с учетом вида работу, производственной ситуации и т.д.;
Своевременно распознавать неполадки в работе оборудования или подмечать признаки отклонений от нормального хода технологического процесса;
Развивать умения в оперативности мышления в анализе сигнальных признаков нарушений технологического процесса, предвидеть возможные виды брака;
Научить применять теоретические знания на практике;
Формировать умения быстро и точно реагировать на новую непредсказуемую производственную ситуацию и находить неожиданные и нестандартные решения;
Задачами урока учебной практики (производственного обучения) являются:
обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для профессии (код)______ (специальность)_________ и необходимых для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по профессии;
приобретение опыта работы на новой технике и по новым технологиям;
развитие способностей быстрого освоения новых технологий и адаптации к изменяющимся условиям производства;
уметь творчески пользоваться информацией;
быстро выполнять расчёты;
выбирать наиболее рациональные способы в работе.
воспитание творческого отношения к труду, организованности, дисциплинированности, культуре мышления и поведения.
Межпредметная связь:
Учебные дисциплины (общепрофессионального цикла) |
Учебные дисциплины (профессионального цикла) |
ПМ |
МДК |
Материальное оснащение урока:
Оборудование: __________________________________________________
Инвентарь: _________________________________________________________
Сырье: _________________________________________________________
Дидактический материал:
Инструкции:
Технологические карты:
Технологические схемы и т.д.:
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.