МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

  • docx
  • 01.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методические приемы по проведению уроков учебной практики.docx

 

 

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«Армавирский механико – технологический техникум»

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ  

пм.04 Выполнение работ по профессии 18599 «Слесарь-ремонтник»

Для специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)

 

 

 

 

 

 

2022

 

 

 

 

 

Содержание

Стр.

 

Аннотация……………………………………………………………. …………………….3

Пояснительная записка……………………………………………… …………………….4

Содержание………………………………………………………………………………….5

План урока учебной практики ……………………………………………………………..8

 


Аннотация

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования поставил в качестве главных результатов образования освоение общих и профессиональных компетенций.

Целью современного образования становится развитие  обучающегося ОУ как субъекта познавательной деятельности.

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося.

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
               Ужесточение требований к квалификации и направлению подготовки выпускников выявило необходимость пересмотра программ к требованиям работодателей и рынка труда.

Стандарты нового поколения разрабатывались на компетентностной основе.

Под компетентностью понимается способность и готовность работника к деятельности, основанной на знаниях и опыте, приобретенных благодаря обучению.

Компетентностный подход в подготовке специалистов заключается в привитии и развитие у обучающихся набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе.

В отличие от термина «квалификация», компетенции включают помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию и прочие.

Модернизация производства предъявляет новые требования к рабочим профессиям и специальностям  это знание новых технологий, которые требуют не только практико-ориентированных знаний нового оборудования, инструментов, но и условий выполнения технологических процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Методические рекомендации, предназначены для оказания помощи мастерам производственного обучения, имеющим небольшой стаж работы в ОУ, при проведении уроков учебной практики.

План урока учебной практики должен соответствовать  рабочей программе профессионального модуля (далее - примерная программа) – которая является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по рабочим профессиям, специальностям в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) и соответствующих профессиональных компетенций (ПК).

Цель урока учебной практики заключается в том, что обучающиеся на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы и способы выполнения действий и операций, необходимые для последующего формирования у них навыков и умений выполнения производственных работ по определенной рабочей профессии и специальности.

Обучающимся недостаточно просто запомнить и изучить учебный материал; они должны его понять, переработать и воспроизвести при выполнении задания.

Следовательно, основная цель - не запоминание информации, а умение переработать и применять ее на практике.

Форма обучения – это количественный или структурный вариант согласованных действий между мастером производственного обучения и обучающимся.

Выбор форм обучения зависит от типа урока, от запланированных видов деятельности, от спецификации проводимых инструктажей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Направленность урока (занятия) учебной практики заключается в том, чтобы обучающиеся на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы, способы выполнения производственных действий, операций, необходимые для последующего формирования освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) и соответствующих профессиональных компетенций (ПК) по определенной рабочей профессии и специальности.

Урок (занятие) учебной практики – центральное звено в организации учебно-воспитательного процесса и профессионального образования обучающихся.

Подготовка мастера производственного обучения к уроку учебной практики является одной из важнейших функциональных обязанностей.

Готовясь к уроку, мастер определяет его структуру и время на каждый этап.

Обязательные этапы каждого урока – вводный, текущий, и заключительный инструктаж, которые занимают определенное место на уроке.

Мастер, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, намечает, кто, и какие виды работ будет выполнять, подготавливает заготовки, материалы, приспособления и инструмент для выполнения санитарно-технических работ, все необходимое к уроку.

 

Классификацию  уроков (занятий) учебной практики можно представить следующим образом:

вводный урок – занятие ознакомительно – информационного характера, представляющее, как правило, первоначальное знакомство с содержанием профессии, правилами поведения в мастерских или на предприятии.

Проводится обычно в начале учебного периода.

урок по изучению трудовых приемов и операций – занятие по формированию у обучающихся первоначальных профессиональных умений; 

урок по выполнению комплексных работ – занятие, на котором при выполнение простых или сложных работ комплексного характера формируются, закрепляются и совершенствуются умения, характерные для профессии;

урок по проверки знаний, навыков и умений обучающихся (контрольно – проверочный).

 


Урок состоит из:


1.   Организационного момента (1–2% времени занятия):

выявление отсутствующих обучающихся;

проверка внешнего рабочего вида (соответствие одежды требованиям безопасности труда;

организация внимания и готовности обучающихся к уроку;

 

2.   Вводного  инструктажа  урока (12–15% времени занятия):

сообщение темы;

ознакомление с целями;

мотивация деятельности обучающихся;

повторение материала;

показ и выполнение трудовых приемов, освоенных на предыдущих уроках (актуализация знаний, умений обучающихся);

инструктирование, формирование ориентировочной основы

учебно-производственной деятельности по новой теме урока (показ, объяснение приемов, способов работы, показ техпроцесса, чертежей, инструкционно - технологических карт и др.);

пробные выполнения изучаемых новых трудовых приемов, умений;

объяснение приемов самоконтроля и контроля мастера;

закрепление требований безопасности труда;

определение и разъяснение заданий обучающимся по выполнению операций, упражнений, учебно-производственных работ;

сообщение норм времени, критериев оценок;

организация рабочего места.

 

3. Самостоятельной  работы обучающихся и текущий инструктаж мастером (70–85% времени занятия):

Деятельность обучающихся:

выполнение упражнений, самостоятельна работа, формирование новых трудовых приемов, умений, способов работы;

самоконтроль техпроцесса, технических требований, требований безопасности труда;

самостоятельная работа, выполнение учебно-производственных заданий.

 

Деятельность мастера производственного обучения: мотивация обучающихся по видам учебно-производственных работ:

наблюдение;

целевые обходы;

индивидуальное инструктирование;

коллективное инструктирование;

закрепление с обучающимися новых способов, приемов работы по выполнению операции или производственной работы;

прием результатов работы;

оценивание;

определение дополнительных заданий сильными учащимися.

 

4. Заключительного  инструктажа (5–6% времени):

сообщение о достижении целей урока;

анализ, самоанализ выполнения учебно-производственных работ или трудовых операций;

разбор типичных ошибок, допущенных дефектов;

анализ выполнения норм времени и выработки, соблюдения правил безопасности труда;

сообщение оценок;

сообщение темы следующего урока;

объяснение домашнего задания;

уборка рабочих мест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План урока учебной практики

по рабочей профессии, специальности (код) _____

 (профессия, специальность) ______

ПМ ________________________________

 

Тема урока: _________________________________________________________

 

Тип урока: _________________________________________________________

(Пример)

вводный урок

урок по изучению трудовых приемов и операций

урок по выполнению комплексных работ

урок по проверки знаний, навыков и умений обучающихся (контрольно – проверочный).

 

Цели урока

1.            Обучающая:

(Пример)

Создание оптимальных условий для формирования у обучающихся профессиональных компетенций  с соблюдением правил технологии, техники безопасности, санитарии, личной гигиены и организации рабочего места.

Формирование у обучающихся    практических профессиональных компетенций, приобретение первоначального практического опыта  по всем  видам профессиональной деятельности;

Формирования общих и профессиональных компетенций, а также приобретение опыта практической работы  по профессии, специальности;

2.            Воспитательная:

(Пример)

Способствовать воспитанию у обучающихся аккуратности, наблюдательности, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональным обязанностям, к качеству изделий, бережному отношению к сырью, инвентарю и оборудованию.

3.            Развивающая:

(Пример)

Способствовать развитию таких профессиональных способностей, как зрительное восприятие, глазомер, координацию движения, ручная ловкость, осязательные ощущения, долговременная, зрительная и двигательная память, пространственное воображение.

А так же личных качеств: ответственность, аккуратность, наблюдательность, самостоятельность.

Формировать и развивать умения анализировать;

Научить обучающихся расчленять изучаемый производственный объект на составные части, выделять отдельные существенные его стороны, переходить от конкретного к абстрактному, устанавливать связи причины и следствия;

Проводить сравнение (научить обучающихся находить различное и сходное, выделять существенные признаки сравнимых производственных объектов и процессов, устанавливать последовательность в развитии знаний и умений и т.д.);

Научить  обучающихся умениям  рационально организовать и планировать свой труд, анализировать учебно-производственные работы с позиции достижения наилучших результатов при наименьших затратах;

Находить пути совершенствования своего труда и повышения его эффективности, снижения материальных и трудовых затрат;

Развивать технологическое мышление и профессиональную интуицию;

Формировать умения: осуществлять планирования своих действий, выбирать наиболее рациональное их сочетание и чередование с учетом вида работу, производственной ситуации и т.д.;

Своевременно распознавать неполадки в работе оборудования или подмечать признаки отклонений от нормального хода технологического процесса;

Развивать умения в оперативности мышления в анализе сигнальных признаков нарушений технологического процесса, предвидеть возможные виды брака;

Научить применять теоретические знания на практике;

Формировать умения быстро и точно реагировать на новую непредсказуемую производственную ситуацию и находить неожиданные и нестандартные решения;

Задачами урока учебной практики (производственного обучения) являются:

 

обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для профессии  (код)______ (специальность)_________ и необходимых для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по профессии;

приобретение опыта работы на новой технике и по новым технологиям;

развитие  способностей быстрого освоения новых технологий и адаптации к изменяющимся условиям производства;

уметь творчески пользоваться информацией;

быстро выполнять расчёты;

выбирать наиболее рациональные способы в работе.

воспитание творческого отношения к труду, организованности, дисциплинированности, культуре мышления и поведения.

 

Межпредметная связь:

 

Учебные дисциплины (общепрофессионального цикла)

Учебные дисциплины (профессионального цикла)

ПМ

МДК

 

 

 

 

 

 

 

Материальное оснащение урока:

 

Оборудование: __________________________________________________

 

Инвентарь: _________________________________________________________

 

Сырье: _________________________________________________________

 

Дидактический материал:

Инструкции:

Технологические карты:

Технологические схемы и т.д.:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru