МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕРЕЗНИКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОП.05 «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ»
Технический профиль профессионального образования
2019
Методические рекомендации по выполнению практических работ дисциплины «Основы экономики» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413), на основе примерной программы общеобразовательной дисциплины «Обществознание», рекомендованной ФГАУ ФИРО от 23 июля 2015 года для профессий технического профиля:
-15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Организация разработчик: ГБПОУ «Березниковский политехнический техникум».
Разработчик: Иванов С.А.
Рекомендована (одобрена) цикловой методической комиссией «Общеобразовательных дисциплин»
Протокол №_____ от «____»____20_____ г.
Председатель ЦМК______________А.М. Шерстобитова
Утверждена на заседании Методического совета
Протокол №_______ от « » ______ 20___г.
Председатель Методического совета ____________Д.А. Парцвания
М.П.
Содержание
1. Содержание…………………………………………………………………………………..3
2. Пояснительная записка………………………………….…..……........................................4
3. Текстовое описание самостоятельных работ..……………………………………..………5
4. Заключение………………………………………………………………………...………..30
5. Список источников литературы………………………………......………………............31
Пояснительная записка
Методические рекомендации для практических работ являются одним из видов учебной работы обучающихся.
Методические рекомендации для практических работ предназначены для обучающихся по профессии СПО:
15.01.05 - Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
Цель учебной дисциплины: формирование у студентов фундамента теоретических знаний и практических навыков в области хозяйственной деятельности организации (предприятия) в соответствии с формами и методами ведения бизнеса в современных рыночных условиях, развитие ключевых профессиональных компетенций.
Задачи учебной дисциплины:
- уяснение ключевых понятий, связанных с деятельностью
организации (предприятия);
- изучение экономического механизма функционирования предприятия;
- освоение методики планово - экономических расчетов;
- изучение и приобретение навыков оценки показателей, характеризующих различные аспекты деятельности организации (предприятия); а также оценки его экономической эффективности в целом;
- выработка умения выбирать правильную экономическую стратегию и тактику поведения предприятия в постоянно изменяющейся рыночной среде, самостоятельно принимать решения, затрагивающие различные аспекты производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Учебно-методический комплект дисциплины составлен в соответствии с ФГОС СПО
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
- знать:
- сущность организации как основного звена экономики отраслей;
- основные принципы построения экономической системы организации;
- принципы и методы управления основными и оборотными средствами;
- методы оценки эффективности их использования;
- организацию производственного и технологического процессов;
- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
- способы экономии ресурсов, в том числе основные энергосберегающие технологии;
- механизмы ценообразования, формы оплаты труда;
- основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчета.
- уметь:
- определять организационно-правовые формы организаций;
- находить и использовать необходимую экономическую информацию;
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
- заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;
- рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации;
- иметь практический опыт:
- применения знаний при решении конкретных профессиональных задач;
- планирования и организации работы предприятия и его структурных подразделений;
- анализа процесса и результатов деятельности организации.
Тема 1.1. Потребности. Свободные и экономические блага. Основные экономические проблемы. Ограниченность ресурсов
2. Самостоятельная внеаудиторная работа студента: Проработка конспектов занятий, учебной литературы по теме «Потребности» Л. Н. Куликов «Основы экономической теории»
Цель: - овладение знаниями о видах потребностей
Обеспечение:
- учебная литература:
Л. Н. Куликов «Основы экономической теории», М.: Финансы и статистика,2010
- задание для выполнения работы.
В результате выполнения данной работы студент должен
знать:
- виды потребностей;
Форма контроля – выборочная проверка конспекта
Приступая к работе, следует обратиться к соответствующим главам учебников по экономике. 1) Ознакомьтесь с учебной литературой по данному вопросу
2) составьте собственное мнение по данному вопросу
Контрольные вопросы к самостоятельной работе:
1. что такое потребность?
2. Назовите основные виды потребностей
3. Экономика состоит из
а) учений о трудовой стоимости и прибыли
б) политической экономии и марксизма
в) изучения рынка и деятельности фирмы
г) макроэкономики и микроэкономики
4. Что из перечисленного относится к экономическим благам:
а) энергия, полезные ископаемые
б) воздух, вода
в) климат, природа
г) горы, вулканы
5. Производственные возможности – это:
а) наибольший объем производства, который страна может достичь при использовании всех факторов производства
б) средства удовлетворения потребностей человека
в) выражение нужды, недостатка в чем-либо. Необходимом для поддержания жизнедеятельности человека
г) все виды природных ресурсов: лес, вода, полезные ископаемые, которые затрачиваются в процессе производства
3. Самостоятельная внеаудиторная работа студента: Дополнения конспекта Ограниченность экономических ресурсов
Цель: - формирование знаний об основных видах ресурсов
Обеспечение:
- учебная литература:
Л. Н. Куликов «Основы экономической теории», М.: Финансы и статистика,2010
- задание для выполнения работы.
В результате выполнения данной работы студент должен
знать:
- виды экономических ресурсов;
Форма контроля – выборочная проверка конспекта
Приступая к работе, следует обратиться к соответствующим главам учебников по экономике. 1) Ознакомьтесь с учебной литературой по данному вопросу
2) составьте собственное мнение по данному вопросу 3) составьте классификацию ресурсов
Контрольные вопросы к самостоятельной работе:
1. Что называется ресурсами?
2. Назовите основные виды экономических ресурсов.
3. Назовите основные причины ограниченности экономических ресурсов.
4. сформулируйте проблему ограниченности экономических ресурсов
Тема 1.2. Факторы производства и факторные доходы
4. Самостоятельная внеаудиторная работа студента: Дополнения конспекта «Факторы производства»
Цель: - формирование знаний об основных факторах производства
Обеспечение:
- учебная литература:
Основная:
1. Л. Н. Куликов «Основы экономической теории», М.: Финансы и статистика,2010
2. Е. Ф.Борисов «Основы экономики», М.: Дрофа, 2008
Дополнительная:
3. Гомола А.И. Гражданское право: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – 5-е изд., испр. и доп. – М., 2011.
4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М., 2008.
- задание для выполнения работы.
В результате выполнения данной работы студент должен
знать:
- основные факторы производства;
Форма контроля – выборочная проверка конспекта
Приступая к работе, следует обратиться к соответствующим главам учебников по экономике. 1) Ознакомьтесь с учебной литературой по данному вопросу
2) составьте собственное мнение по данному вопросу 3) составьте итоговую таблицу «Факторы производства и факторные доходы»
Контрольные вопросы к самостоятельной работе:
1. Что называют факторами производства?
2. Назовите виды факторов производства.
3. Все виды природных ресурсов: лес, вода, полезные ископаемые, которые затрачиваются в процессе производства называются:
а) земля
б) труд
в) капитал
г) предпринимательство
4. Здание, машины, оборудование, транспорт, сырье, материалы, своей суммарной денежной стоимостью представляют собой:
а) капитал
б) труд
в) земля
г) предпринимательство
5. Самостоятельная внеаудиторная работа студента: Работа с нормативными актами (ГК РФ) по теме «Предпринимательство»
Цель: - формирование умений работать с нормативными актами.
Обеспечение:
- Нормативный документ:
Трудовой кодекс РФ, «Инфра-М», М.. 2013
- учебная литература:
Л. Н. Куликов «Основы экономической теории», М.: Финансы и статистика,2010
- задание для выполнения работы.
В результате выполнения данной работы студент должен
знать:
- виды предпринимателства
Форма контроля – самоотчет
Приступая к работе, следует обратиться к Гражданскому Кодексу РФ, соответствующим главам учебников по экономике. 1) Ознакомьтесь с учебной литературой и нормативными актами по данному вопросу
2) составьте собственное мнение по данному вопросу
Контрольные вопросы к самостоятельной работе:
1. что такое предпринимательство
2. назовите основные виды предпринимательства
3. Какой фактор производства соединяет в единую систему три остальных фактора:
а) предпринимательство
б) труд
в) капитал
г) земля
Тема 1.3. Выбор и альтернативная стоимость
6. Самостоятельная внеаудиторная работа студента: Подготовка докладов на тему: «Потребительная и меновая стоимость»
Цель: - овладение знаниями о различных видах стоимости
Обеспечение:
- учебная литература:
Основная:
1. Л. Н. Куликов «Основы экономической теории», М.: Финансы и статистика,2010
2. Е. Ф.Борисов «Основы экономики», М.: Дрофа, 2008
Дополнительная:
3. Гомола А.И. Гражданское право: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – 5-е изд., испр. и доп. – М., 2011.
4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М., 2008.
- задание для выполнения работы.
В результате выполнения данной работы студент должен
знать:
- понятие потребительской стоимости;
- понятие меновой стоимости;
Уметь:
- излагать основные тезисы в форме доклада.
Форма контроля – проверка докладов
Приступая к работе, следует обратиться к соответствующим главам учебников по экономике. 1) Ознакомьтесь с учебной литературой по данному вопросу
2) составьте собственное мнение по данному вопросу 3) оформите текст доклада. По возможности дополняя его схемами и таблицами, а так же примерами
Контрольные вопросы к самостоятельной работе:
1. что такое стоимость?
2. что такое меновая стоимость?
3. что такое потребительская стоимость и в чем ее отличие от меновой?
4. приведите примеры
Тема 1.4. Типы экономических систем
7. Самостоятельная внеаудиторная работа студента: Подготовка рефератов на тему: «Типы экономических систем»
Цель: - формирование знаний об основных типах экономических систем
Обеспечение:
- учебная литература:
Основная:
1. Л. Н. Куликов «Основы экономической теории», М.: Финансы и статистика,2010
2. Е. Ф.Борисов «Основы экономики», М.: Дрофа, 2008
Дополнительная:
3. Гомола А.И. Гражданское право: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – 5-е изд., испр. и доп. – М., 2011.
4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М., 2008.
- задание для выполнения работы.
В результате выполнения данной работы студент должен
знать:
- основные типы экономических систем;
Форма контроля –проверка рефератов
Приступая к работе, следует обратиться к соответствующим главам учебников по экономике. 1) Ознакомьтесь с учебной литературой по данному вопросу
2) составьте собственное мнение по данному вопросу 3) оформите реферат по всем правилам 4) подготовьтесь к защите реферата
Контрольные вопросы к самостоятельной работе:
1. Назовите основные типы экономических систем
2. Если экономические проблемы решаются и рынком, и государством, то экономика является…
а) командной
б) традиционной
в) смешанной
г) социалистической
3. В основе любой эффективной экономики лежит
а) государство
б) рынок
в) монополии
г) монопсонии
4. В какой экономической системе отсутствует частная собственность на средства производства
а) командной
б) рыночной
в) традиционной
г) смешанной
Тема 1.5. Собственность. Конкуренция
8. Самостоятельная внеаудиторная работа студента: Дополнения конспекта «Антимонопольная политика государства»
Цель: - формирование знаний об основных направлениях антимонопольной политики государства
Обеспечение:
- учебная литература:
Л. Н. Куликов «Основы экономической теории», М.: Финансы и статистика,2010
Интернет ресурсы:
1.www.vedomosti.ru – Газета "Ведомости
2. www.minfin.ru - Министерство финансов РФ
- задание для выполнения работы.
В результате выполнения данной работы студент должен
знать:
- понятие антимонопольной политики;
- основные направления антимонопольной политики
Форма контроля – выборочная проверка конспекта
Приступая к работе, следует обратиться к соответствующим главам учебников по экономике. 1) Ознакомьтесь с учебной литературой по данному вопросу
2) составьте собственное мнение по данному вопросу 3) обратитесь к интернет-источникам
Контрольные вопросы к самостоятельной работе:
1. Что такое антимонопольная политика?
2. Кто осуществляет антимонопольную политику?
3. Какова основная цель антимонопольной политики?
4. Назовите основные направления антимонопольной политики
Тема 1.6. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена
9. Самостоятельная внеаудиторная работа студента: Подготовка и оформление проекта «Ограниченность экономических ресурсов»
Цель: - формирование умений работать с различными источниками информации.
Обеспечение:
- учебная литература:
Основная:
1. Л. Н. Куликов «Основы экономической теории», М.: Финансы и статистика,2010
2. Е. Ф.Борисов «Основы экономики», М.: Дрофа, 2008
Дополнительная:
1. Гомола А.И. Гражданское право: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – 5-е изд., испр. и доп. – М., 2007.
2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М., 2008.
3. Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
4. В. Г. Сладога «Основы экономики» М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008
- задание для выполнения работы.
В результате выполнения данной работы студент должен
знать:
- виды экономических ресурсов;
Форма контроля – выборочная проверка конспекта
Приступая к работе, следует обратиться к соответствующим главам учебников по экономике. 1) Ознакомьтесь с учебной литературой по данному вопросу
2) составьте собственное мнение по данному вопросу 3) подготовьте электронную презентацию и текст доклада
Контрольные вопросы к самостоятельной работе:
1. Если экономические проблемы решаются и рынком, и государством, то экономика является…
а) командной
б) традиционной
в) смешанной
г) социалистической
3. В основе любой эффективной экономики лежит
а) государство
б) рынок
в) монополии
г) монопсонии
4. В какой экономической системе отсутствует частная собственность на средства производства
а) командной
б) рыночной
в) традиционной
г) смешанной
5. Все виды природных ресурсов: лес, вода, полезные ископаемые, которые затрачиваются в процессе производства называются:
а) земля
б) труд
в) капитал
г) предпринимательство
6. Здание, машины, оборудование, транспорт, сырье, материалы, своей суммарной денежной стоимостью представляют собой:
а) капитал
б) труд
в) земля
г) предпринимательство
Тема 2. Статистические величины в статистике
10. Самостоятельная внеаудиторная работа студента: дополнение конспекта лекций по теме «Виды относительных величин».
Цель: - овладение знаниями о видах относительных показателей.
Обеспечение:
- учебная литература:
Обеспечение:
- учебная литература:
Л. Н. Куликов «Основы экономической теории», М.: Финансы и статистика,2010
- задание для выполнения работы.
В результате выполнения данной работы студент должен
знать:
- виды потребностей;
Форма контроля – выборочная проверка конспекта
Приступая к работе, следует обратиться к соответствующим главам учебников по экономике. 1) Ознакомьтесь с учебной литературой по данному вопросу
2) составьте собственное мнение по данному вопросу
Контрольные вопросы к самостоятельной работе:
1. Что называется статистическим показателем?
2. Что характеризуют относительные показатели.
3. Виды относительных показателей.
11. Самостоятельная внеаудиторная работа студента: решение задач «Расчет относительных величин».
Цель: - научится производить расчет относительных показателей.
Обеспечение:
- учебная литература:
Обеспечение:
- учебная литература:
Л. Н. Куликов «Основы экономической теории», М.: Финансы и статистика,2010
- задание для выполнения работы.
В результате выполнения данной работы студент должен
знать:
- виды потребностей;
Форма контроля – выборочная проверка конспекта
Приступая к работе, следует обратиться к соответствующим главам учебников по экономике. 1) Ознакомьтесь с учебной литературой по данному вопросу
2) составьте собственное мнение по данному вопросу
Контрольные вопросы к самостоятельной работе:
1. Как рассчитывается относительный показатель плана?
2. Как рассчитывается относительный показатель динамики?
3. Как рассчитывается относительный показатель структуры?
4. Как рассчитывается относительный показатель координации?
5. Как рассчитывается относительный показатель интенсивности?
6. Как рассчитывается относительный показатель сравнения?
12. Самостоятельная внеаудиторная работа студента: дополнение конспекта: «Свойства средних величин».
Цель: овладение знаниями о свойствах средних величин.
Обеспечение:
- учебная литература:
Обеспечение:
- учебная литература:
Л. Н. Куликов «Основы экономической теории», М.: Финансы и статистика,2010
- задание для выполнения работы.
В результате выполнения данной работы студент должен
знать:
- виды потребностей;
Форма контроля – выборочная проверка конспекта
Приступая к работе, следует обратиться к соответствующим главам учебников по экономике. 1) Ознакомьтесь с учебной литературой по данному вопросу
2) составьте собственное мнение по данному вопросу
Контрольные вопросы к самостоятельной работе:
1. Какое значение имеет средняя величина в статистике?
2. В каких случаях используется средняя арифметическая?
3. Охарактеризуйте свойства средней арифметической.
4. В каких случаях используется средняя гармоническая?
5. В каких случаях используется средняя квадратическая?
6. В каких случаях используется средняя геометрическая?
13. Самостоятельная внеаудиторная работа студента: Решение задач «Расчет средних величин».
Цель: научиться рассчитывать средние показатели по несгруппированным и сгруппированным данным.
Обеспечение:
- учебная литература:
Обеспечение:
- учебная литература:
Л. Н. Куликов «Основы экономической теории», М.: Финансы и статистика,2010
- задание для выполнения работы.
В результате выполнения данной работы студент должен
знать:
- виды потребностей;
Форма контроля – выборочная проверка конспекта
Приступая к работе, следует обратиться к соответствующим главам учебников по экономике. 1) Ознакомьтесь с учебной литературой по данному вопросу
2) составьте собственное мнение по данному вопросу
Контрольные вопросы к самостоятельной работе:
1. Приведите формулы для расчета средней арифметической простой и взвешенной.
2. Как вычисляется средняя гармоническая?
3. Как вычисляется средняя квадратическая?
4. Как вычисляется средняя геометрическая?
14. Самостоятельная внеаудиторная работа студента: Решение задач «Расчет структурных средних».
Цель: научиться рассчитывать моду и медиану для дискретного и интервального вариационного ряда.
Обеспечение:
- учебная литература:
Обеспечение:
- учебная литература:
Л. Н. Куликов «Основы экономической теории», М.: Финансы и статистика,2010
- задание для выполнения работы.
В результате выполнения данной работы студент должен
знать:
- виды потребностей;
Форма контроля – выборочная проверка конспекта
Приступая к работе, следует обратиться к соответствующим главам учебников по экономике. 1) Ознакомьтесь с учебной литературой по данному вопросу
2) составьте собственное мнение по данному вопросу
Контрольные вопросы к самостоятельной работе:
1. Что такое структурные характеристики вариационного ряда?
2. Что такое мода и медиана и как они вычисляются?
Обеспечение:
- учебная литература:
Л. Н. Куликов «Основы экономической теории», М.: Финансы и статистика,2010
- задание для выполнения работы.
В результате выполнения данной работы студент должен
знать:
- виды потребностей;
Форма контроля – выборочная проверка конспекта
Приступая к работе, следует обратиться к соответствующим главам учебников по экономике. 1) Ознакомьтесь с учебной литературой по данному вопросу
2) составьте собственное мнение по данному вопросу
Обеспечение:
- учебная литература:
Л. Н. Куликов «Основы экономической теории», М.: Финансы и статистика,2010
- задание для выполнения работы.
В результате выполнения данной работы студент должен
знать:
- виды потребностей;
Форма контроля – выборочная проверка конспекта
Приступая к работе, следует обратиться к соответствующим главам учебников по экономике. 1) Ознакомьтесь с учебной литературой по данному вопросу
2) составьте собственное мнение по данному вопросу
Обеспечение:
- учебная литература:
Л. Н. Куликов «Основы экономической теории», М.: Финансы и статистика,2010
- задание для выполнения работы.
В результате выполнения данной работы студент должен
знать:
- виды потребностей;
Форма контроля – выборочная проверка конспекта
Приступая к работе, следует обратиться к соответствующим главам учебников по экономике. 1) Ознакомьтесь с учебной литературой по данному вопросу
2) составьте собственное мнение по данному вопросу
Обеспечение:
- учебная литература:
Л. Н. Куликов «Основы экономической теории», М.: Финансы и статистика,2010
- задание для выполнения работы.
В результате выполнения данной работы студент должен
знать:
- виды потребностей;
Форма контроля – выборочная проверка конспекта
Приступая к работе, следует обратиться к соответствующим главам учебников по экономике. 1) Ознакомьтесь с учебной литературой по данному вопросу
2) составьте собственное мнение по данному вопросу
Обеспечение:
- учебная литература:
Л. Н. Куликов «Основы экономической теории», М.: Финансы и статистика,2010
- задание для выполнения работы.
В результате выполнения данной работы студент должен
знать:
- виды потребностей;
Форма контроля – выборочная проверка конспекта
Приступая к работе, следует обратиться к соответствующим главам учебников по экономике. 1) Ознакомьтесь с учебной литературой по данному вопросу
2) составьте собственное мнение по данному вопросу
Обеспечение:
- учебная литература:
Л. Н. Куликов «Основы экономической теории», М.: Финансы и статистика,2010
- задание для выполнения работы.
В результате выполнения данной работы студент должен
знать:
- виды потребностей;
Форма контроля – выборочная проверка конспекта
Приступая к работе, следует обратиться к соответствующим главам учебников по экономике. 1) Ознакомьтесь с учебной литературой по данному вопросу
2) составьте собственное мнение по данному вопросу
Обеспечение:
- учебная литература:
Л. Н. Куликов «Основы экономической теории», М.: Финансы и статистика,2010
- задание для выполнения работы.
В результате выполнения данной работы студент должен
знать:
- виды потребностей;
Форма контроля – выборочная проверка конспекта
Приступая к работе, следует обратиться к соответствующим главам учебников по экономике. 1) Ознакомьтесь с учебной литературой по данному вопросу
2) составьте собственное мнение по данному вопросу
Обеспечение:
- учебная литература:
Л. Н. Куликов «Основы экономической теории», М.: Финансы и статистика,2010
- задание для выполнения работы.
В результате выполнения данной работы студент должен
знать:
- виды потребностей;
Форма контроля – выборочная проверка конспекта
Приступая к работе, следует обратиться к соответствующим главам учебников по экономике. 1) Ознакомьтесь с учебной литературой по данному вопросу
2) составьте собственное мнение по данному вопросу
Обеспечение:
- учебная литература:
Л. Н. Куликов «Основы экономической теории», М.: Финансы и статистика,2010
- задание для выполнения работы.
В результате выполнения данной работы студент должен
знать:
- виды потребностей;
Форма контроля – выборочная проверка конспекта
Приступая к работе, следует обратиться к соответствующим главам учебников по экономике. 1) Ознакомьтесь с учебной литературой по данному вопросу
2) составьте собственное мнение по данному вопросу
Обеспечение:
- учебная литература:
Л. Н. Куликов «Основы экономической теории», М.: Финансы и статистика,2010
- задание для выполнения работы.
В результате выполнения данной работы студент должен
знать:
- виды потребностей;
Форма контроля – выборочная проверка конспекта
Приступая к работе, следует обратиться к соответствующим главам учебников по экономике. 1) Ознакомьтесь с учебной литературой по данному вопросу
2) составьте собственное мнение по данному вопросу
Обеспечение:
- учебная литература:
Л. Н. Куликов «Основы экономической теории», М.: Финансы и статистика,2010
- задание для выполнения работы.
В результате выполнения данной работы студент должен
знать:
- виды потребностей;
Форма контроля – выборочная проверка конспекта
Приступая к работе, следует обратиться к соответствующим главам учебников по экономике. 1) Ознакомьтесь с учебной литературой по данному вопросу
2) составьте собственное мнение по данному вопросу
Обеспечение:
- учебная литература:
Л. Н. Куликов «Основы экономической теории», М.: Финансы и статистика,2010
- задание для выполнения работы.
В результате выполнения данной работы студент должен
знать:
- виды потребностей;
Форма контроля – выборочная проверка конспекта
Приступая к работе, следует обратиться к соответствующим главам учебников по экономике. 1) Ознакомьтесь с учебной литературой по данному вопросу
2) составьте собственное мнение по данному вопросу
Обеспечение:
- учебная литература:
Л. Н. Куликов «Основы экономической теории», М.: Финансы и статистика,2010
- задание для выполнения работы.
В результате выполнения данной работы студент должен
знать:
- виды потребностей;
Форма контроля – выборочная проверка конспекта
Приступая к работе, следует обратиться к соответствующим главам учебников по экономике. 1) Ознакомьтесь с учебной литературой по данному вопросу
2) составьте собственное мнение по данному вопросу
Обеспечение:
- учебная литература:
Л. Н. Куликов «Основы экономической теории», М.: Финансы и статистика,2010
- задание для выполнения работы.
В результате выполнения данной работы студент должен
знать:
- виды потребностей;
Форма контроля – выборочная проверка конспекта
Приступая к работе, следует обратиться к соответствующим главам учебников по экономике. 1) Ознакомьтесь с учебной литературой по данному вопросу
2) составьте собственное мнение по данному вопросу
Обеспечение:
- учебная литература:
Л. Н. Куликов «Основы экономической теории», М.: Финансы и статистика,2010
- задание для выполнения работы.
В результате выполнения данной работы студент должен
знать:
- виды потребностей;
Форма контроля – выборочная проверка конспекта
Приступая к работе, следует обратиться к соответствующим главам учебников по экономике. 1) Ознакомьтесь с учебной литературой по данному вопросу
2) составьте собственное мнение по данному вопросу
Домашние задания по дисциплине статистика
Задание 1
Выберите объект статистического наблюдения (например, страховых компаний, учреждений здравоохранения, коммунальных предприятий, культурно-просветительных учреждений, государственной и коммерческой торговой сети, высших учебных заведений и др.). Для избранного объекта:
1) сформулируйте цель статистического наблюдения;
Форма контроля – выборочная проверка конспекта.
Студент должен
Список литературы:
1. Н.Л. Котерова, Микроэкономика, - М.: ИЦ Академия, 2006.
2. Муравьева Т.В., Волкова Н.А., Зиньковская Н.В. Экономика фирмы: Учебник; - М.:Академия, 2008.
Самостоятельная работа № 2 (тема 1.1). Для овладения знаниями:
Чтение и конспектирование текста учебника по теме «Ограниченность экономических ресурсов».
Форма контроля – выборочная проверка конспекта.
Цель работы: определиться понятием ограниченности ресурсов
Студент должен
Знать: определения ресурсов, экономических ресурсов, ограниченности экономических ресурсов
Уметь: объяснять причины ограниченности ресурсов
Список литературы:
1. Н.Л. Котерова, Микроэкономика, - М.: ИЦ Академия, 2006.
2. Муравьева Т.В., Волкова Н.А., Зиньковская Н.В. Экономика фирмы: Учебник; - М.:Академия, 2008.
Методические рекомендации:
1) Ознакомьтесь с учебной литературой по данному вопросу
2) составьте собственное мнение по данному вопросу
1. Самостоятельная работа № 2. (Тема 1.1)_ Для овладения знаниями:
Выписки определений из экономического словаря.
Форма контроля – выборочная проверка конспекта.
Цель работы: определиться с ролью и значением предмета экономики, его определением
Студент должен
Знать: основные определения : Понятие экономики. Экономические потребности общества. Свободные и экономические блага общества. Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство.
Список литературы:
1. Н.Л. Котерова, Микроэкономика, - М.: ИЦ Академия, 2006.
2. Муравьева Т.В., Волкова Н.А., Зиньковская Н.В. Экономика фирмы: Учебник; - М.:Академия, 2008.
Методические рекомендации:
1) Ознакомьтесь со словарем по данному вопросу
2) выпишите определения в лекционную тетрадь
Самостоятельная работа № 3 (Тема 1.2). Для овладения знаниями:
Чтение и конспектирование текста учебника по теме «Факторы производства».
Форма контроля – выборочная проверка конспекта.
Цель работы: определиться с основными факторами производства
Знать: основные виды факторов производства
Список литературы:
1. Н.Л. Котерова, Микроэкономика, - М.: ИЦ Академия, 2006.
2. Муравьева Т.В., Волкова Н.А., Зиньковская Н.В. Экономика фирмы: Учебник; - М.:Академия, 2008.
Методические рекомендации:
1) Ознакомьтесь с учебной литературой по данному вопросу
2) составьте собственное мнение по данному вопросу
Самостоятельная работа № 4 . (Тема 1.2) Для формирования умений:
решение задач.
Форма контроля- проверка домашнего задания.
Цель работы: научиться рассчитывать прибыль и рентабельность предприятия
Студент должен
Знать: определения прибыли, доходов и рентабельности
Уметь: рассчитывать прибыль и рентабельность предприятия
Список литературы:
1. Н.Л. Котерова, Микроэкономика, - М.: ИЦ Академия, 2006.
2. Муравьева Т.В., Волкова Н.А., Зиньковская Н.В. Экономика фирмы: Учебник; - М.:Академия, 2008.
Методические рекомендации:
1) Ознакомьтесь с учебной литературой по данному вопросу
2) вспомните формулы расчета дохода, прибыли и рентабельности
3) прочитайте условие задачи
4) рассчитайте надлежащие показатели
Самостоятельная работа № 5 (Тема 1.3). Для овладения знаниями:
Чтение и конспектирование текста учебника по теме «Потребительная и меновая стоимость».
Форма контроля – выборочная проверка конспекта.
Цель работы: определиться с понятиями потребительская и меновая стоимость
Знать: основные отличия потребительской и меновой стоимости
Список литературы:
1. Н.Л. Котерова, Микроэкономика, - М.: ИЦ Академия, 2006.
2. Муравьева Т.В., Волкова Н.А., Зиньковская Н.В. Экономика фирмы: Учебник; - М.:Академия, 2008.
Методические рекомендации:
1) Ознакомьтесь с учебной литературой по данному вопросу
2) составьте собственное мнение по данному вопросу
Самостоятельная работа № 5 (Тема 1.3). Для овладения знаниями:
Выписки определений из экономического словаря.
Форма контроля –проверка домашнего задания
Цель работы: определиться с ролью и значением предмета экономики, его определением
Студент должен
Знать: основные определения: Экономический выбор. Метод научной абстракции. Стоимость. Потребительная и меновая стоимость. Альтернативная стоимость. Альтернативные затраты.
Уметь: объяснять значение изучения экономики
Список литературы:
1. Н.Л. Котерова, Микроэкономика, - М.: ИЦ Академия, 2006.
2. Муравьева Т.В., Волкова Н.А., Зиньковская Н.В. Экономика фирмы: Учебник; - М.:Академия, 2008.
Методические рекомендации:
1) Ознакомьтесь с экономическим словарем
2) выпишите необходимые термины
3) запомните толкования терминов
Самостоятельная работа № 6 (Тема 1.4). Для овладения знаниями:
Чтение и конспектирование текста учебника по теме « Типы и модели экономических систем»
Форма контроля – самоотчет
Цель работы: определиться с типами и моделями экономических систем
Студент должен
Знать: основные типы экономических систем
Список литературы:
1. Н.Л. Котерова, Микроэкономика, - М.: ИЦ Академия, 2006.
2. Муравьева Т.В., Волкова Н.А., Зиньковская Н.В. Экономика фирмы: Учебник; - М.:Академия, 2008.
Методические рекомендации:
1) Ознакомьтесь с учебной литературой по данному вопросу
2) составьте собственное мнение по данному вопросу
3) составьте конспект лекции
Самостоятельная работа № 7 (Тема 1.5). Для овладения знаниями:
Чтение и конспектирование текста учебника по теме « Формы собственности»
Форма контроля – выборочная проверка конспекта.
Цель работы: определиться с многообразием форм собственности
Студент должен
Знать: основные формы собственности
Список литературы:
1. Н.Л. Котерова, Микроэкономика, - М.: ИЦ Академия, 2006.
2. Муравьева Т.В., Волкова Н.А., Зиньковская Н.В. Экономика фирмы: Учебник; - М.:Академия, 2008.
Методические рекомендации:
1) Ознакомьтесь с учебной литературой по данному вопросу
2) составьте собственное мнение по данному вопросу
3) составьте коспект лекции
Самостоятельная работа № 8 (Тема 1.5). Для овладения знаниями:
Выписки определений из экономического словаря.
Форма контроля – выборочная проверка домашнего задания
Цель работы: определиться с ролью и значением предмета экономики, его определением
Студент должен
Знать: основные определения : Понятие собственности. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия.
Список литературы:
1. Н.Л. Котерова, Микроэкономика, - М.: ИЦ Академия, 2006.
2. Муравьева Т.В., Волкова Н.А., Зиньковская Н.В. Экономика фирмы: Учебник; - М.:Академия, 2008.
Методические рекомендации:
1) Ознакомьтесь с экономическим словарем
2) выписать надлежащие определения в лекционную тетрадь
3) запомнить определения
Самостоятельная работа № 9 (Тема 1.6). Для овладения знаниями:
Чтение и конспектирование текста учебника по теме «Экономическая свобода».
Форма контроля – выборочная проверка конспекта.
Цель работы: определиться с понятием и значением экономической свободы
Студент должен
Знать: основные определения : Понятие экономической свободы. Специализация и ее значение для формирования рынка. Понятие обмена. Организованный и хаотичный обмен. Принудительный и добровольный обмен. Товарный обмен. Ступени или формы обмена.
Список литературы:
1. Н.Л. Котерова, Микроэкономика, - М.: ИЦ Академия, 2006.
2. Муравьева Т.В., Волкова Н.А., Зиньковская Н.В. Экономика фирмы: Учебник; - М.:Академия, 2008.
Методические рекомендации:
1) Ознакомьтесь с учебной литературой по данному вопросу
2) составьте собственное мнение по данному вопросу
3) составьте конспект лекции
Самостоятельная работа № 9 (Тема 1.6) . Для овладения знаниями:
Выписки определений из экономического словаря.
Форма контроля – выборочная проверка домашнего задания
Цель работы: закрепить знание основных экономических терминов по теме
Студент должен
Знать: основные определения: Организованный, хаотичный обмен. Принудительный и добровольный обмен. Товарный обмен
Список литературы:
1. Н.Л. Котерова, Микроэкономика, - М.: ИЦ Академия, 2006.
2. Муравьева Т.В., Волкова Н.А., Зиньковская Н.В. Экономика фирмы: Учебник; - М.:Академия, 2008.
Методические рекомендации:
1) Ознакомьтесь с экономическим словарем
2) выписать надлежащие определения в лекционную тетрадь
3) запомнить определения
Самостоятельная работа № 10 (тема 2.1). Для овладения знаниями:
Чтение и конспектирование текста учебника по теме «Семейный бюджет».
Форма контроля – выборочная проверка конспекта.
Цель работы: определиться с понятием и методикой составления семейного бюджета
Студент должен
Знать: основные статьи доходов и расходов бюджета
Заключение
Разработанное методическое пособие позволит преподавателю эффективно организовать внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся по экономике:
- правильно поставить цель работы;
- определить посильный объем заданий;
- разработать разнообразные формы и виды заданий;
- четко организовать контроль;
-правильно использовать информационные и материально-технические ресурсы образовательного учреждения;
- соблюсти требования ФГОС по обществознанию.
Список источников
Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).
Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) //
СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994
№ 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996
№ 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001
№ 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006
№ 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.
Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) //
СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.
Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным за-
коном от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.
Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) //
СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.
Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) //
СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. —
№ 15. — Ст. 766.
Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» //
Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.
Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. —
2002.
Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1995. — № 10. —
Ст. 823.
Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1993.
Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре
в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» //
СЗ РФ. — 2012.
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. —
2002. — № 2. — Ст. 133.
Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. —
1995. — 4 мая.
Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. —
1999. — № 18. — Ст. 2222.
Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. — 1996. — 18 мая.
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической
политике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров
и ДПО Министерства образования и наука РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных
программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с
учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования».
Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. — М., 2014.
Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Общество-
знание. — М., 2014.
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. — М., 2014.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.