Различные формы проведения классных часов
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания
в рамках реализации ФГОС на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Меняется время. Становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако значимость классного руководителя не снижается. Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Вот некоторые определения понятия:
1) Классный час – это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы .(Н.И.Болдырев)
2) Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.(Н.Е. Щуркова)
3) Классный час – это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия. (Е.В.Титова)
Классный час имеет свои задачи, определенные организационные формы и методы проведения, содержание, определяет роль и функции классного руководителя и его взаимоотношения с детьми.
Классный час выполняет следующие функции:
1 ) просветительскую - дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране, за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие.
2 ) ориентирующую - способствует формированию отношения к окружающему миру, выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в жизни. Эти две функции тесно связаны, т. к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они незнакомы.
3 ) направляющую - призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.
4 ) формирующую - формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения
высказывания, отстаивания своего мнения.
Сравним традиционный классный час и личностно-ориентированный классный час по основным критериям.
Целевой компонент
Традиционный классный час
Направленность на усвоение принятых в обществе ценностей, норм, отношений и образцов поведения, т.е. на формирование социально-типичного поведения.
Личностно-ориентированный классный час
Развитие индивидуальности, субъектности и креативности ребенка, проектирование и становление уникального образа его жизнедеятельности.
Содержательный компонент
Традиционный классный час
Содержание составляет социально одобряемый опыт построения деятельности, общения и отношений, Регламентируется нормативно-программными документами. Субъектом определения темы и содержания классного часа является педагог, и лишь в редких случаях субъектную роль выполняют обучающиеся.
Личностно-ориентированный классный час
Содержание является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности ребенка. В определении темы и содержания классного часа наряду с педагогом субъектными полномочиями обладает большинство обучающихся.
Организационно-деятельностный компонент
Традиционный классный час
Главным и часто единственным организатором является учитель. Взаимодействие строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы, субъект-объектных отношений между участниками классного часа.
Личностно-ориентированный классный час
Обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Преобладают субъект-субъектные отношения.
Оценочно-аналитический компонент
Традиционный классный час
При анализе и оценке эффективности классного часа внимание обращается на объем, новизну и духовную ценность передаваемой информации, культуру и оригинальность ее изложения, качество ее усвоения обучающимися.
Личностно-ориентированный классный час
Критерии оценки – проявление и обогащение жизненного опыта студента, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся, комфортность и активность их участия в классном часе.
Алгоритм подготовки и проведения личностно-
ориентированного классного часа
· Совместное планирование тематики классных часов на учебный год.
· Уточнение темы классного часа, генерирование идей по его подготовке и проведению.
· Выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения.
· Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа.
· Составление совместного сценарного плана классного часа.
· Проведение классного часа.
· Анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.
Продолжительность классного часа
· 1-4 курс – более 1 часа (когда рассматривается актуальная тема, которая заинтересовала каждого ученика).
Типичные ошибки проведения классного часа
1.Активность педагога при частичной или полной пассивности детей.
2. |
Однообразие методов – только беседа или рассказ. |
|
3. |
Преобладание методов формирования сознания над |
методами |
формирования поведения. |
|
|
4. |
Создание учебной атмосферы урока. |
|
5. |
Назидательность. |
|
Виды проведения классного часа
· Организационный (коллективное обсуждение классных и школьных дел).
· Час подведения итогов (четверти, года).
· Час для разрешения конфликтной ситуации, возникшей в классе.
· Тематический.
· Час для решения конкретных воспитательных задач определенных в плане.
· Интеллектуально-познавательный.
Интеллектуально-познавательный классный час Цели: 1. Развивать познавательный интерес обучающихся.
2. Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию.
Тематический классный час Цели: 1. Развивать кругозор обучающихся.
2. Способствовать духовному развитию, формированию интересов и духовных потребностей.
Нравственный классный час
Цели: 1. Просвещение обучающихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок .
2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений
3. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одногруппников.
4. Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать точку зрения и уважать чужую точку зрения, и др.) (нельзя проводить часто).
Информационный классный час
Цели: 1. Формирование у обчающихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района.
2. Применение знаний, полученных на уроках истории и обществознания.
3. Формирование своего отношения к происходящему.
4. Развитие исследовательских умений.
Формы классного часа
Формы классного часа могут быть самыми различными.
Выбор форм классного часа зависит:
· от уровня развития коллектива;
· от особенностей учебной группы;
Классные часы проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от
поставленной цели, опыта классного руководителя и колледжных условий.
Основные формы проведения классного часа:
· дискуссионные формы
· формы состязательного характера
· творческие формы
· игровые формы
· формы психологического просвещения
· подвижные формы
· формы работы вне колледжа
1. Дискуссионные формы:
- диспут,
- дискуссия,
- конференция,
- круглый стол,
- вечер вопросов и ответов,
- встреча с приглашенными людьми,
- лекция,
- лекторий,
- аукцион;
2. Формы состязательного характера:
- конкурс,
- викторина,
- квиз,
- квест
- путешествие,
- КВН,
- эстафета полезных дел,
- смотр,
- парад,
- презентация,
- турнир,
- олимпиада;
3. Творческие формы:
- фестиваль,
- выставка,
- устный журнал,
- живая газета,
- творческий труд,
- представление (проектов),
- юморина,
- спектакль,
- концерт,
- ярмарка;
4. Игровые формы:
- ролевые игры,
- сюжетные игры,
- интеллектуальные,
- игры – катастрофы;
5. Формы психологического просвещения:
- тренинг,
- исследование;
6. Подвижные формы:
- веселые старты,
- малая олимпиада,
- колледжная олимпиада,
- день...(атлетики, здоровья и т.д.);
7. Формы работы вне школы:
- экскурсия,
- поход,
- выход (концерт, цирковое, театральное представление).
Новые формы классных часов:
· Классный час – алфавитный (Учитель называет букву и спрашивает, какая тема классного часа на эту букву интересует обучающихся).
· Классный час - игра «Откровение» (можно использовать в качестве
игры на классном часе духовно-нравственного направления).
Пусть каждый желающий расскажет о своем товарище из группы «только хорошие новости» - чем замечателен это человек, что он сделал, кому помог, каковы его интересы, его невероятные поступки, привычки, пристрастия. Необходимо только соблюсти одно условие. При рассказе нельзя называть имя и фамилию этого человека. Хорошо, если студенты догадаются, о ком идет речь и хорошо так же и то, что в процессе рассказа одногруппники вольно или невольно озвучивают свои ценности, взгляды на людей, интересы.
· Классный час «Почтовый ящик»
В ящик с прорезью обучающиеся закладывают напечатанные или любым образом написанные вопросы так, что если автор записки пожелает, он может остаться инкогнито. Куратор отвечает на те из них, на которые он может ответить, если же вопросы требуют специальной подготовки, и ответы на них очень важны для студентов, то возможно проведение на следующий день второго классного часа.
· Час беседы «Один на один»
Час разговора по душам или час секретной подготовки к какому-нибудь событию, о котором не должны знать все.
· Классный час «Вопросом на вопрос»
Группа делится на 2-3 команды, 3 человека выбираются в жюри. Каждая
команда задает другой команде вопрос по заранее объявленной теме, красота
вопроса и оригинальность, точность, образность, юмористичность ответа
жюри оценивает по 5-балльной шкале.
Тема: «Должен ли я родителям?»
Возможные вопросы:
- Если родители постоянно выходят из себя, кричат, обвиняют - что с ними происходит и можно ли это простить?
- Что ты купишь родителям с первой получки?
- Как бы ты воспитывал своих детей, если бы они у тебя были?
- Самые замечательные качества твоих родителей.
· Час таинственных дел
В обстановке полной таинственности, чтобы ни одна мышь или муха не узнали, группа готовится к какому-нибудь событию. Это может быть концерт к юбилею любимого преподавателя или к какому-то колледжному празднику; подготовка спектакля, самодеятельного подарка, газеты или к конкурсу.
· Толерантные классные часы
«Все равно ты молодец…»
Участники объединяются в пары. Первый обращается к партнеру с фразой: «Меня не любят за то, что…», Второй выслушав, должен отреагировать, начиная словами: «Все равно ты молодец, потому что…» Затем участники меняются ролями.
«Постоять в чужих туфлях»
1.Участникам предлагается подумать и ответить на вопрос:
- Какова была бы ваша жизнь, если бы вы были: мышью, пойманной в мышеловку и не знающей, как оттуда выбраться; подростком, которого сверстники не принимают в игру; человеком, попавшим на необитаемый остров?
2.Участникам предлагается выбрать один из этих персонажей постараться сыграть роль, почувствовать себя на его месте и описать свои чувства, состояние.
3.Участникам предлагается представить себя: лилипутом среди людей; человеком среди лилипутов; новорожденным ребенком; глубоким стариком; слепым; глухим.
4.Участникам необходимо изобразить один из персонажей и описать свои чувства, состояние.
5. Участники должны рассказать о чувствах, которые они испытывали, наблюдая разыгрываемые сцены.
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЧАСА
Форма |
Краткое описание форм |
Тематика |
Агитбригата |
форма политического и нравственного воспитания, обеспечивающая органическое соединение глубокого содержания с яркими художественно-выразительными, эмоциональными формами. Главное в выступлениях – это современность, меткость, острота исполняемых скетчей, куплетов, сценок, которые призывают молодежь не оставаться безразличной, а активно включаться в жизнь общества. |
«За здоровый образ жизни»; «Красота спасет мир» |
Интеллектуальный аукцион |
игровая форма состязательной интеллектуальной деятельности. Чтобы «купить» предлагаемый «товар» (книгу, репродукцию, диск и т.п.), надо предъявить «плату» в виде определенной порции знаний о предмете. Разыгрываемую «ценность» приобретает тот, кто сообщил необходимые сведения до третьего удара гонга. |
«Детство человечества»; «Отходы и доходы» |
Беседа за «круглым столом» |
разговор, обмен мнениями: · обращение к конкретной проблеме; · коллективность обсуждения, свободный обмен мнениями; · ограниченность числа участников такой беседы, как правило, одним коллективом группы. |
«Я и моя будущая семья»; «Секреты освоения профессии» |
Сократовская беседа |
развернутое рассмотрение множества вариантов решений при большом разнообразии условий с целью принятия единого решения по мировоззренческой проблеме. Сократовский метод состоит в предъявлении учащимся системы вопросов, последовательные ответы на которые приводят к истине. Проблемный вопрос «обрастает» большим числом мелких и частных вопросов, ведущих учащихся к общему ответу. Каждый участник сократовской беседы самостоятельно делает для себя выбор. |
«Зачем человеку совесть»; «Жизнь как деяние» |
Брейн-ринг |
это интеллектуальная игра, способствующая развитию познавательных способностей учащихся, логики мышления, популяризации среди молодежи знаний по разным отраслям науки и культуры. Правила проведения заимствованы из одноименной теле-игры, которая основана на принципе состязательности, сообразительности и быстроте реакции при ответах на различные вопросы. |
«Интеллектуальный лабиринт»; «Трудовое право и подросток» |
Вахта памяти |
серия мероприятий, направленных на воспитание патриотизма и уважительного отношения к героическим поступкам своих соотечественников: ветеранам Великой Отечественной войны, воинам-интернационалистам. В эти дни организуются встречи с ветеранами, конкурсы патриотических стихов и песен, коллективный просмотр и обсуждение кинофильма, читательская конференция, тематические конкурсы и викторины, военно-спортивные соревнования, игры. Завершается день музыкально-тематической композицией или праздничным концертом. |
«Помним – значит, живем»; «Равнение на героев Победы»; «Их именами названы» |
Вечер |
одно из самых популярных и любимых учащимися мероприятий. Тематика вечеров разнообразна: одни из них могут быть приурочены к памятным датам и праздникам, другие - интересным фактам истории страны, различным проблемам общественно-политической жизни, литературе, искусству, природе. Инициативная творческая группа разрабатывает программу предстоящего вечера, продумывает сценарий, организовывает репетиции, готовит объявление-анонс и пригласительные билеты. Успех проведения вечера зависит от тематики, содержательной насыщенности и эмоциональной выразительности |
«Посвящение в первокурсники»; «Возьмемся за руки, друзья!»; «Моя любимая профессия» |
Викторина |
это занимательная игра, в процессе которой в определенной последовательности (логической, хронологической и др.) перед учащимися ставятся вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой. Различают исторические, литературные, музыкальные, научно-технические, морально-этические и смешанные викторины |
«Классики литературы о смысле жизни»; «Экология и мы» |
Квиз |
Квиз (от англ. quiz) – это командное соревнование на логику, сообразительность и смекалку, в ходе которого один или несколько участников отвечают на поставленные им вопросы. В квиз входит несколько раундов с определенной тематикой и несколькими вопросами. Классический квиз включает семь раундов по семь вопросов. В каждом раунде все вопросы, посвящены определённой теме. Перед началом квиза каждая команда имеет на своем столе бланки для записи ответов, ручки и несколько пустых листов для заметок. После того, как ведущий зачитает вопрос, игроки записывают ответ на бланке. На поиск ответа отводится определенное время, в течение которого игроки используют логическое мышление, сообразительность, эрудицию, умение играть в команде. Часто вопросы дополняются фотографиями, аудио- и видеорядом. На некоторых играх из предлагаемых возможных вариантов ответов игрокам предлагается выбрать правильный. После завершения раунда есть дополнительное время на заполнение бланков, после чего бланки сдаются для подведения итогов. В это время ведущий объявляет правильные ответы. Так происходит после каждого раунда. В игре предусмотрено несколько перерывов, во время которых подводятся промежуточные итоги. По количеству верных ответов команды получают очки. Победа присуждается команде, набравшей наибольшее количество очков. Этапы игры могут быть нескольких видов: o Этапы, содержащие исключительно устные вопросы. o Этапы, где задания сформулированы в виде картинок (кадр из фильма, логотип известной фирмы. Вопросом же может быть автор картины, её название, главный персонаж фильма, название фирмы или любая другая информация, непосредственно связанная с объектом на экране). o Этапы музыкальные. Здесь необходимо будет прослушать отрывок и ответить на вопрос ведущего. |
«В человеке должно быть все прекрасно…» «Хорошо ли я знаю историю своей страны?» «Что? Где? Когда?» «Брейн-ринг» «Своя игра» |
Гостиная (поэтическая, музыкальная, педагогическая…) |
форма занятий, способствующая объединению людей для свободного общения по интересам. Требования: сбор гостей сопровождается музыкой (достаточно тихой, мелодичной, мягких ритмов). Выбираются ведущие (хозяева гостиной), которые руководят ходом гостиной. Начинается гостиная с представления гостей. Затем участники гостиной делятся своими воспоминаниями. Каждый гость несет в себе свое прошлое как историю своей личности. Тематика гостиной определяет и тему воспоминаний: в музыкальной гостиной вспоминают эпизоды своей жизни, связанные с музыкой; в поэтической – то, что определило сегодняшний интерес к поэзии; в спортивной – случаи, связанные со спортом. Выступления гостей сопровождаются обмениванием «дружескими сувенирами»: «Что я вам принес…». В соответствие с темой гостиной преподносятся «сувениры» в виде слайдов, фотографий или открыток, сообщений и советов на данную тему. |
«В мире поэзии»; «Есть целый мир в душе моей»; «Что в имени тебе моем»; « Я и спорт» |
Дебаты |
это воспитательное мероприятие в форме формального спора по определенным правилам, где команды, защищая разные позиции некоего спорного утверждения («ЗА» и «ПРОТИВ»), пытаются убедить третью сторону, судей, в том, что их позиция верна. Приводимые аргументы должны быть подкреплены доказательствами. Помимо критического мышления, дебаты развивают и исследовательские навыки. |
«Отцы и дети»; «Мы между прошлым и будущим» |
«Дебаты Карла Поппера» |
тип дебатов для развития умения работать в командах. Члены команд заранее знакомятся с проблемой, проводят исследовательскую работу с литературой (факты, статистика, примеры), рассматривают проблему с разных сторон, готовят аргументы и контраргументы, подготавливают вопросы для своих оппонентов. Команды отстаивают не свою личную точку зрения на проблему, а ту, которая досталась ей при жеребьёвке или по договоренности. Представляются лишь два из многочисленных подходов к проблеме. Личные убеждения могут и должны вырабатываться лишь после изучения вопроса и происходить это должно в ходе реальной жизни. |
«Жизнь на Западе: заманчивая и пугающая"; «Истоки терроризма» |
«Дебаты парламентские» |
соревнование навыков аргументации, риторики и находчивости, которое напоминает дебаты в палате парламента. По 2 игрока из команд Правительства и Оппозиции рассматривают тему, предложенную в палате. На каждый раунд предлагают разные темы. Дебатами руководит спикер палаты, который выполняет функцию судьи во время раунда. Премьер-министр объявляет тему, представляет ключевые слова, задает тон игре и определяет направление, в котором будет проходить игра. Основа парламентских дебатов – это умение быстро и логично мыслить и высказывать свои мысли. |
«Общественный порядок и свобода личности»; «Закон и порядок» |
День гения |
данная форма воспитательной работы содействует расширению представления молодых людей о неисчерпаемых возможностях человека, их максимальном уровне развития у отдельных людей. Цель проведения Дня гения – познакомить учащихся с великими, гениальными, выдающимися людьми разных времен и народов, помочь понять им, что гениальность – это не только исключительные способности к какому-то виду деятельности, но и огромное терпение, целеустремленность, неустанный труд. День гения сочетает в себе комплекс ярких, содержательных мероприятий как познавательного, так и ценностно-ориентировочного плана, проводимых в течение всего дня и посвященных кому-нибудь из великих людей (подготовка соответствующих стендов, стенгазет, выставок; проведение устного журнала, тематического вечера, викторины, заседания, литературной (музыкальной) гостиной) |
«Великолепная семерка»; «Великие мира»; «Сорок пять минут с «Великим»; «Человек и его судьба»; |
«Дискуссионные качели» |
воспитательное мероприятие в форме ритмичного чередования суждений по предложенной теме: как на качелях два партнера обеспечивают взлет вверх за счет поочередных толчков – «бросков» своей мысли. Группы (или два человека) располагаются друг против друга. При произнесении ведущим вопроса «качели» начинают раскачиваться… Возможна «перекличка» афоризмов, отстаивающих 2 разных точки зрения обсуждаемой проблемы. |
«Творцы и потребители»; «Женственность и мужественность» |
Заочное путешествие |
проводится с целью более глубокого ознакомления молодежи с экономикой, наукой, культурой как своей, так и других стран. Основные задачи «путешествия»: расширить кругозор воспитанников; пополнить багаж знаний; стимулировать познавательную активность. Для организации заочного путешествия создается штаб из представителей учащихся и педагогов, который разрабатывает маршрут «путешествия», его «привалы», подбирает и рекомендует литературу для прочтения, определяет задания творческим группам коллектива и отдельным учащимся. В ходе подготовки учащиеся знакомятся с периодической печатью и рекомендованной литературой, встречаются со специалистами, посещают памятные места, предприятия, учреждения, культурные центры, готовят сообщения и наглядный материал. |
«Всякое дело человеком ставится, человеком и славится»; «Историческая экспедиция» |
Защита проекта |
форма групповой деятельности, участники которой представляют и защищают подготовленный ими фантастический перспективный проект – прогноз о будущем какого-либо современного явления. Разработка проекта и его защита дает возможность выявить познавательные интересы, знания, мечты учащихся, развивать воображение, интерес к поисковой деятельности. Подготовка «Защиты проекта» включает: § определение темы проекта; § формирование нескольких групп по разработке проектов; § оформление проектов каждой группы; § подготовка соответствующих докладов; § распределение ролей среди членов группы на «защите» проекта (мечтатель-докладчик, критик-оппонент, союзник, пропагандист, финансист и др.); § выбор ведущего игры. Сама процедура «защиты» проектов может быть как коллективной, так и индивидуальной. Проекты могут быть представлены в виде моделей, схем, чертежей, рисунков. В ходе защиты задаются вопросы учащимся, происходит обмен мнениями о достоинствах и недостатках рассматриваемого проекта. Окончательную оценку всем проектам дает жюри на основе разработанных критериев и по номинациям |
«Мы и наша специальность»; «Город будущего»; «Проект моего будущего: когда мне будет 18…» |
Исторический экскурс |
это ролевое игровое воспроизведение эпизода из прошлого, главная цель которого – извлечь урок на будущее для собственной жизни. Эпизодом для анализа избирается то, что сообщает история, повествуя о наиважнейших для человечества событиях, факты о выдающейся личности, также то, что произошло вчера (это уже прошлое) с кем-то из знакомых. Спектр исторического выбора здесь максимальный. Фабула игры задается содержанием свершившегося. Смысл состоит не только в воспроизведении исторического эпизода, но и в реакциях свидетелей, наблюдателей, современников, оказавшихся рядом с событием. Поэтому участникам раздаются роли, чтобы можно было представить, как по-разному вели себя персонажи исторического события. |
«Есть в России уголок…»; «Путешествие в историю»; |
Конференция |
одна из сложных форм воспитательной работы, включающая рассмотрение общественно-политических проблем. Главное требование к организации конференции – это отражение в ее содержании наиболее актуальных проблем современности. Работа по подготовке конференции предусматривает несколько этапов: 1. Определение темы конференции. Составление программы конференции, определение тематики докладов. 2. Подготовка рефератов, выбор докладчиков. 3. Заслушивание 3-4 докладов. 4. Обсуждение прослушанных докладов, подведение итогов. |
«Защита прав человека – двигатель общественного прогресса»; «Государственная символика России» |
Лекция-рассуждение |
форма ценностно-поисковой деятельности учащихся, направленная на развитие библиографических навыков работы с различными источниками, интеллектуальных и аналитических способностей (анализировать материал, составлять план выступлений, грамотно, четко выражать свои мысли с использованием фактов, примеров), навыков самоорганизации (контролировать себя во время выступления, умело распределять время выступления, быть внимательным к аудитории). Содержание выступления должно отражать не только сугубо теоретический материал, но и включать элементы рассуждения по заданной теме (т.е. несколько взглядов на проблему). |
«Толерантность русского народа»; «Искусство быть собой» |
Открытая кафедра |
форма воспитательной работы с учащимися по развитию их социальной и гражданской позиции. Участники мысленно представляют, что перед ними стоит кафедра, с которой можно сказать свое слово всему миру, высказать свое мнение о сущности современных социальных, политических, экономических событий. При этом воспитанник может выбрать для себя любую роль: президента, депутата, директора учебного заведения, предприятия, так же как и выступать от своего имени. |
«Человек и проблемы войны и мира»; «Бизнес и политика» |
Открытый микрофон |
форма публицистической деятельности молодежи. Учащиеся выступают перед своим коллективом с каким-либо вопросом, имеющим отношение к организации жизни в учебном заведении, касающимся социальных преобразований или затрагивающим взаимоотношения в коллективе. Микрофон «открыт» для каждого: и для учащихся группы, и для педагогов, и для административных и технических работников училища, и для родителей. |
«Лестница на вершину»; «Моя профессия нужна людям» |
Презентация мира |
форма духовно-нравственной деятельности, в которой раскрывается предметное восприятие реальности. В результате организуемой деятельности учащимся предъявляется какой-либо предмет для описания его роли в жизни человека. Презентация объекта – это всестороннее рассмотрение явления с позиции жизненно-ценностной, обнаружение за предметной реальностью отношенческого мира. Избирается любой предмет из окружающей учащихся действительности (например, на драпированном столике – очки, на демонстрационном кубе – кусочек мела и др.), задается вопрос о его роли в жизни человека, о личном отношении к данному предмету. Предметом презентации может стать явление, событие, факт, процесс. |
«Мои ценности»; «Любовь стара как мироздание»; «Патриотизм: истинный и мнимый» |
Публичная лекция |
лекция научного или философского плана с морально-этической или психологической тематикой перед свободной аудиторией учебного заведения: учащимися разных курсов, преподавателей, родителей. Жестко ограниченное время проведения лекции – 15-20 минут, не более, - позволяет проводить ее во время большого перерыва. Особенностями данного мероприятия являются увлекательность логического развертывания положений, доказательность суждений, лаконичность формулировок, наличие 2-3 ярких необычных примеров к тезисам лекции, а также эстетическое оформление, влияющее на состояние и настроение слушателей. |
«Человек и деньги», «Жизнь и смерть»; «Профессия и социальный статус личности» |
Разброс мнений |
это оперативная и гибкая форма организации группового дела с целью выявления общественного мнения и содержащая организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по какой-либо проблеме или теме. Методическим ключом служит многочисленный набор карточек с недописанными фразами самого общего характера. Начальная фраза дает направление мысли, помогает учащемуся в первый момент беседы начать разговор и определяет ракурс взгляда на поставленный вопрос. Недописанные фразы могут быть следующего характера: «Мне кажется, что в этом вопросе главным является…», «Моя точка зрения заключается в…» и т.д. |
«Мои жизненные планы»; «Что несет нам Интернет?»; «Армия – школа жизни?» |
Ролевая игра «Суд над…» |
это вид имитационной игры, которая проводится в форме «судебного процесса» над негативными явлениями жизни современного общества (равнодушие, наркомания, хулиганство и т.д.), человеческими пороками (лень, жадность, цинизм), безнравственными поступками (предательство, воровство) |
«Суд над сигаретой»; «Обвиняются наркотики» |
Ток-шоу |
дискуссия с возможно большим числом участников. Смысл проведения ток-шоу не сводится к выработке единой точки зрения на обсуждаемую проблему. Его назначение – включить молодых людей в ситуацию нравственного выбора путем соотнесения своих ценностных установок с суждениями одногруппников, с общепринятыми нравственными требованиями. При подготовке важно определить способ постановки проблемы: рассказ человека в маске, «история маски»; демонстрация фрагмента кино- или видеофильма; прочтение ситуации из книги, журнальной или газетной статьи; инсценировка ситуации |
«Я – профессионал»; «Семь – Я»; «Жизненные ценности»; «Бизнес и мораль» |
Турниры |
форма познавательной деятельности учащихся. Это творческое состязание нескольких команд-участников (обычно по 5 человек), в котором команды по очереди «атакуют» и «обороняются», задают вопросы «противнику» и коллективно готовят ответы на вопросы соперников по игре. Турниры бывают однопрофильные или комплексные, когда туры состязаний посвящены различной тематике. Количество туров в игре определяется количеством команд-участниц. После завершения турнира каждая команда подводит итоги тура, за проведение которого она была ответственной. Победителем турнира становится команда, набравшая наибольшее суммарное количество баллов. |
«Твои гражданские права и обязанности»; «Фейерверк профессий»; «Турнир знатоков природы» |
Турнир ораторов |
Форма познавательной деятельности учащихся, направленная на развитие ораторских способностей учащихся. В ходе турнира выдвигаются параметры состязания: логика выступления, художественность речи, общение с публикой, пластическая выразительность, этичность, умение демонстрировать наглядный материал и др. Жюри намечает темы для выступлений ораторов-конкурсантов: общую – для первого тура; несколько – для жеребьевки во втором туре; несколько – для свободного выбора во время заключительного тура. Выступление ораторов регламентировано и организуется по формуле «тезис – аргумент – иллюстрация». |
«Нет уз святее товарищества»; «Современная молодежь: какая она?» |
Уроки замечательной личности |
воспитательное мероприятие по материалам художественного наследия, биографии и жизнеописания великих людей – писателей, композиторов, художников, ученых, путешественников, философов, героев войны и труда. При проведении используются различные методические приемы: рассказ педагога и учащихся, комментированное чтение, размышления по изречениям, эстафета мнений и др. |
«Встреча с профессионалом»; «Рождественские встречи»; «Встреча с поэтом» |
Устный журнал |
своеобразная форма работы, которая позволяет ярко, эмоционально донести до воспитанников важную информацию из области политики, науки, техники, литературы, искусства; проводится устный журнал самими учащимися. Часть журнала, который освещает один вопрос, условно называют «страничка» журнала. Общий его объем 3-5 «страниц». Устный журнал может иметь тематический или обзорный характер. |
«Духовность и нравственность»; «Что такое гражданство» |
«Философский стол» |
одна из наиболее сложных форм воспитательной работы с учащимися по вопросам мировоззренческого характера, требующая как минимум серьезной философской подготовки педагога по обсуждаемой проблеме. Перед участниками «философского стола» ставится вопрос, ответ на который они ищут в философской литературе. В качестве одного из условий беседы выдвигается опора на конкретные житейские наблюдения и факты. Искусство педагога проявляется в том, чтобы своевременно связать суждения воспитанников, поддержать их смелую мысль, заметить тех, кто не обрел еще решимости сказать свое слово. Главная цель проведения «философского стола» в стимулировании стремления учащихся самостоятельно анализировать, размышлять и искать ответы на глобальные вопросы. |
«Что нужно для полного счастья?»; «Труд и творчество»; «Свобода – это» |
Эстафета мнений |
Ценностно-ориентационная форма деятельности, заключающаяся в поочередном высказывании мнений учащихся по определенной тематике. Суть состоит в том, что один или группа учащихся начинает эстафету, остальные ее продолжают, все более углубляясь и детализируя предложенную тему. |
«Бесконфликтное поведение…»; «Что значит уметь работать?» |
Вывод: классный час играет большую роль в жизни обучающихся. Это гибкая по содержанию и структуре форма массовой воспитательной работы, которая представляет собой специально организуемое во внеурочное время общение куратора с группой с целью содействия формированию, развитию коллектива группы и самоактуализации участников образовательного взаимодействия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.