Методические рекомендации для обучающихся при решении задач по физике
Оценка 5

Методические рекомендации для обучающихся при решении задач по физике

Оценка 5
doc
физика
11 кл
02.05.2022
Методические рекомендации для обучающихся при решении задач по физике
Методические рекомендации разработаны для обучающихся 10-11классов в рамках работы элективного курса «Методы решения задач по физике». Цель физики - познать природу, открывая новое, человек познаёт мир и меняет себя. Однако на пути познания предстоит решать различные задачи. Вот почему необходимо научиться не только ставить задачи, но и их решать. Цель – найти путь решения различных задач. Для достижения цели используется инструментарии – компьютерные технологии, ЦОР, ЦОК ученика Работа с задачами всегда представляет разнообразную деятельность обучающихся и учителей.
Методические рекомендации.doc

Методические рекомендации

для обучающихся при решении задач

по физике

О.М.Яруллина

МБОУ «Мишелёвская СОШ №19»

bom1952@yandex.ru

 

      Методические рекомендации   разработаны для обучающихся 10-11классов в рамках работы элективного курса «Методы решения задач по физике».

     Цель физики - познать природу, открывая новое, человек познаёт мир и меняет себя. Однако на пути познания предстоит решать различные задачи.

Вот почему необходимо научиться не только ставить задачи, но и их решать.  

      Цель – найти путь решения  различных задач. Для достижения цели используется инструментарии – компьютерные технологии, ЦОР, ЦОК ученика

     Работа с задачами всегда представляет разнообразную деятельность обучающихся и учителей.

 При решении задач предлагается:

·         получение знаний о разнообразии мира физических задач

·         коллективное  групповое решение экспериментальных и исследовательских задач

·         самостоятельное решение

·         поиск новых способов решения

·         составление условий задачи: индивидуальное и групповое

·         представление приемов решения домашних задач

·         поиск информации через экскурсии для условий задачи

·         анализ недостатков при решении задач ЕГЭ высокого уровня

При решении задачи необходимо знать общие сведения о самой задач

Итак, первый этап:

Найти ответы на вопросы:

·         что дано по условию задачи: физические объекты,

·         определить  о каких явлениях идёт речь в задаче,

·          какие известны параметры этих объектов или явлений,

·         четко определить условия задачи (замкнутая система, сопротивлением воздуха пренебречь и др.),

·         определить какие связи между физическими объектами

Второй этап:

Определить  к какому  виду  относится задача:

·         абстрактная

·         качественная

·         количественная

·         сюжетная

Третий этап:

Определить способ решения задачи.

Задание 1:

Провести классификацию задач и определить способы их решения:

1.Тело бросили вертикально вверх. На максимальной его высоте подъема как изменилась полная механическая энергия?

2.Почему не горит лист бумаги, которым обернули деревянный брусок, при внесении в пламя спиртовки?

3.  Определите скорость пульки при выстреле из детского пистолета?

4.Какая часть воздуха ушла при нагревании на 5 градусов?

Будет ли кипеть вода в макаронах?

5.Что влияет на точность хода карманных часов?

Четвёртый этап:

Научиться рассуждать, мыслить, выполнять математические действия, проявлять настойчивость.

·         анализ условия задачи

·         определение способа решения и законов, необходимых для решения, системы отсчёта

·         решение в общем виде

·         анализ решения, проверка размерности

Задание 2. Рассмотрим пример из раздела «Законы динамики»:

 Тележка и  груз, связанные  между собой нерастяжимой нитью, перекинутой через блок. Масса груза подобрана так, что первоначально  покоящаяся тележка  после толчка вправо движется равномерно по поверхности трибометра. С каким ускорением будет двигаться тележка, если её толкнуть влево? Масса грузика в 9 раз меньше массы тележки. Массами блока и нити пренебречь.

Анализ представленного явления в задачи:

·         решаем задачу в ИСО, связанную с землёй

·         объекты: тележка и груз движутся поступательно, значит, используем модель материальной точки, не учитываем их размеры

·         движение объектов и их взаимодействие в ИСО описываются законами Ньютона:_второй и третий

·         модуль силы натяжения нити один и тот же, нить невесома, блок идеален, трения нет

·         нить нерастяжима, значит ускорения тележки и груза при их прямолинейном поступательном движении одинаковы

План решения:

·         описание движения тележки и груза: уравнения движения в векторном виде

·         проектируем уравнения движения  на оси системы отсчёта

Решение:

·         показать все силы, действующие на объекты

·         записать их уравнения движения в векторном виде

·         записать уравнения движения в скалярном виде

·         т.к.ускорения равны, находим их значения из уравнений и приравниваем

·         выражаем силу натяжения нити, учитывая, что сила сопротивления = mg, после подстановки данных, получаем ответ: a=2м/с2 .

При решении подобных задач требуется внимательность: сделать чертёж, показать силы и выполнить математические преобразования. Если не соблюдать эти требования, то могут возникнуть затруднения при решении задачи.


Методические рекомендации для обучающихся при решении задач по физике

Методические рекомендации для обучающихся при решении задач по физике

Тело бросили вертикально вверх

Тело бросили вертикально вверх
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2022