Кобинированный урок по физике в 11 классе. Это конспект урока изучение нового материала.Цели:
Образовательные: обобщить знания по теме «Геометрическая и волновая оптика»; способствовать осознанию учащимися волновой природы света; продолжить формирование умения применять теоретические знания для объяснения явлений природы; способствовать формированию интереса к физике.
Воспитательные: Воспитывать нравственные и эстетические представления, формировать систему взглядов на мир.
Развивающие: развивать чувство ответственности, взаимоответственности, уверенности в себе; способствовать развитию самостоятельной познавательной активности учеников, обогащению словарного запаса научной терминологией.
Оборудование к уроку: самодельные приборы для наблюдения дифракции света, мыльная жидкость, компакт-диск с записью, прибор для определения длины волны с помощью дифракционной решётки, компьютеры (компьютерные программы «Физика в картинках»), таблицы по интерференции и дифракции света, магнитофон.
Волновая природа света.doc
План – конспект урока «Волновая природа света».
Тип урока: комбинированный урок.
Цели:
Образовательные: обобщить знания по теме «Геометрическая и волновая оптика»;
способствовать осознанию учащимися волновой природы света; продолжить
формирование умения применять теоретические знания для объяснения явлений
природы; способствовать формированию интереса к физике.
Воспитательные: Воспитывать нравственные и эстетические представления,
формировать систему взглядов на мир.
Развивающие: развивать чувство ответственности, взаимоответственности,
уверенности в себе; способствовать развитию самостоятельной познавательной
активности учеников, обогащению словарного запаса научной терминологией.
Оборудование к уроку: самодельные приборы для наблюдения дифракции света,
мыльная жидкость, компактдиск с записью, прибор для определения длины волны с
помощью дифракционной решётки, компьютеры (компьютерные программы «Физика в
картинках»), таблицы по интерференции и дифракции света, магнитофон.
План урока:
№
1
2
3
4
5
6
7
Этап урока
Вступительное слово учителя
Тест
Практическая работа
Проведение компьютерного эксперимента
Решение задач
Заключительное слово
Домашнее задание
Время, мин
2
5
10
15
10
2
1
Ход занятия
Учитель.
Свет... Такое короткое и в то же время такое ёмкое слово. «В слове «свет»
заключена вся физика», говорил С. И. Вавилов. Выдающиеся мыслители и учёные
осознавали фундаментальную роль света в окружающем нас мире задолго до выявления
истинной природы света. Вот только некоторые из них: Пифагор, Евклид, Птолемей,
Р. Декарт, И. Ньютон, X. Гюйгенс, Т. Юнг. Все они придерживались разных точек
зрения, но вместе с тем понимали, что свет чудный дар природы вечной... Итак,
тема нашего занятия «Волновая природа света».
Мы с вами уже выяснили, что свет является электромагнитной волной.
Электромагнитные волны существуют в колоссальном интервале длин волн и частот.
А теперь небольшая разминка. У каждого на столе лежит карточка, куда вы
будете записывать заработанные баллы.
Фамилия ученика
№ группы. Полученная отметка.
1
2
3
4
5
6
7
8
Тест
Вопросы
Интерференция
Дифракция
Длина
волны
Задачи
Творч.
задачи
Тест: Поставьте в тетради только номера утверждений или вопросов и
соответственно ответ — «да» или «нет».
Для точного определения показателя преломления вещества
необходим монохроматический свет. Да.
Если на пуговицу нанести штриховку, то её можно сделать
«перламутровой». — Да.
Угол преломления света всегда меньше угла падения. — Нет.
Расцветку крыльев стрекозы можно объяснить только дисперсией.
Нет. Дисперсию можно наблюдать при прохождении белого света через
линзу. — Да.
Угол падения всегда равен углу отражения. Да.
Различие в свете связано с длиной волны. Да.
Могут ли интерферировать световые волны, идущие от двух
электрических ламп? Нет.
Воздушные пузыри блестят вследствие полного отражения света от
границы вода воздух. — Да.
10.
Скорость света в вакууме самая большая в природе. Да.
Учитель.
На доске показаны правильные ответы. Подсчитайте количество набранных баллов
(за каждый правильный ответ 1 балл) и поставьте их в свою карточку.
Сейчас садитесь парами так, как вы хотите. Следующее задание. Каждая пара
выбирает вопрос из представленных на карточках, которые находятся у вас на
партах.
Примеры вопросов.
Почему фонари, рассматриваемые через иней на стекле, кажутся окружёнными
кольцами, цвета которых чередуются в таком порядке: голубой, зеленый, оранжевый,
красный?
Почему вокруг прищуренных ресниц видны радужные полоски?
Какое явление создаёт на небе радугу?
Капля бензина в лужах без красок рисует цветную картину. Как называется такое
явление и где оно применятся?
Тонкий луч света скользнул через щель в ставне в тёмную комнату и, пролетев
через графин с водой, рассыпался сотнями разноцветных искорок по стенам. Как
называется это явление и где оно применятся?
Можно ли для определения длины световой волны использовать явление отражения и
преломления света?
При освещении тонкой пленки параллельными белыми лучами наблюдается радужная
окраска пленки. Чем это можно объяснить?
Почему красный свет рассеивается туманом меньше, чем свет другого цвета?
За правильный ответ 1 балл.
Практическая работа
Задание 1: интерференция в тонких плёнках.
«Мыльный пузырь, витая в воздухе, зажигается всеми оттенками цветов, присущими
окружающим предметам. Мыльный пузырь, пожалуй, самое изысканное «чудо природы»,
писал Марк Твен.
Рассмотрите мыльный пузырь и ответьте:
Какое явление делает мыльный пузырь достойным восхищения?
При каком условии возможно это явление?
В каком порядке располагаются цвета на мыльной плёнке?
Почему?
Ребята работают под музыку.
За 3 правильных ответа — 2 балла, за 12 1 балл.
Задание 2: наблюдение дифракции.
Посмотрите сквозь лоскуток капрона, перо, узкую и широкую щели на горящую свечу
и ответьте:
Что вы наблюдаете по контуру пламени?
Как называется наблюдаемое явление?
В каком порядке располагаются цвета?
Ребята работают под музыку.
Критерии выставления оценок такие же, как в предыдущем случае.
Задание 3. Мы выяснили: белый свет сложный, условно состоит из семи цветов;
для лучей разного цвета показатель преломления вещества разный, т.е. он зависит
от длины световой волны. Определим на опыте длину световой волны с помощью
дифракционной решётки с известным периодом d= 0,00005 м.
Ребята по группам под музыку рассчитывают длины волн: по красному максимуму 1го
порядка, красному 2го порядка; жёлтому 1го порядка; жёлтому 2го порядка.
Теперь проверим в компьютерном эксперименте правильность ваших расчётов. За
Почему вы не видели дифракцию от широкой щели? От чего зависит положение дифракционных максимумов?
правильные результаты поставьте себе в карточку 2 балла. Используя компьютерную
программу «Физика в картинках» или «Открытая физика 2,5» раздел «Дифракционная
решётка как спектральный прибор», проведите компьютерный эксперимент и ответьте
на вопросы:
Может ли использоваться максимум нулевого порядка для разрешения
спектральных линий?
Когда дифракционные максимумы становятся более узкими?
Проверьте ваши ответы и поставьте оценку: 1 балл, если все правильные. Решите
задачу (1 балл). Примеры задач:
Спектр получен с помощью дифракционной решётки с периодом 6 мкм. Дифракционный
максимум 2го порядка получен на расстоянии 1,3 см от центрального и на
расстоянии 10 см от линзы до экрана. Определите длину световой волны?
Определите постоянную дифракционной решетки, если при ее освещении светом с
длиной волны 656 нм второй спектр виден под углом 150.
При помощи дифракционной решетки с периодом 0,02 мм получено первое
дифракционное изображение на расстоянии з,6 см от центрального и на расстоянии
1,8 м от решетки. Найдите длину световой волны.
Какое число штрихов на единицу длины имеет дифракционная решетка, если зеленая
нм) в спектре первого порядка наблюдается под углом 200?
линия ртути (
1,546
Задание 4. В рамках данной темы придумайте, сформулируйте и решите задачу.
Проведите компьютерный эксперимент и проверьте ваш ответ.
Пример задачи, придуманной ребятами.
Длина волны жёлтого цвета равна 589 нм. Дифракционное изображение щели 3го
порядка оказалось расположенным на расстоянии 1,5 см от центрального
изображения, а расстояние от линзы до экрана 12 см. Каков период решётки?
Заключительное слово.
Учитель.
Итак, сегодня мы убедились на практике, что свет это электромагнитные волны,
поэтому, как и в случае любых других волн, наблюдается интерференция и дифракция
света. Мы измерили длину волны с помощью спектрального прибора дифракционной
решётки и ещё раз убедились, что свет чудный дар природы вечной...
Свет ежедневно, ежечасно дарит нам волшебные мгновения «наслажденья красотой»
Учащиеся подсчитывают свои баллы и выставляют себе отметки: «5» за 2022 балла;
«4» 1719 баллов; «3» 1316 баллов).
ДЗ: Заполните таблицу. (Таблицы выдаются ученикам)
Таблица
Явление, связанное
со светом
Интерференция
Дифракция
Проявления в природе,
использование в технике
Определени
е
Теория, объясняющая
явление
Дисперсия
Поляризация
Литература:
В.А. Касьянов. Физика 11 класс.
Г.Н. Степанова. Сборник задач по физике 911 класс.
А. П. Рымкевич. Сборник задач по физике 911 класс.
В.Г. Пайкес. Дидактические материалы по физике 11 класс.
Волновая природа света
Волновая природа света
Волновая природа света
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.