Методические рекомендации для педагогов: «Предупреждения по употреблению психоактивных веществ подростками».

  • docx
  • 01.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ШАХ. 7 Методические рекомендации для педагогов.docx

 

Методические рекомендации для педагогов: «Предупреждения по  употреблению психоактивных веществ подростками».

Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом отмечается 26 июня. К сожалению, зависимость от употребления психоактивных веществ представляет собой основную часть всех поведенческих и личностных расстройств и является основным фактором, разрушающим физическое и психическое здоровье нации. К тому же зависимость, особенно наркомания и алкоголизм, лежит в основе проявления асоциального и преступного поведения, вандализма и терроризма среди всех возрастных групп населения, особенно среди молодежи.

В профилактической деятельности вредных и пагубных привычек, следует учитывать особенности подросткового возраста (переход от детства к взрослости), свойственные проявления в поведении подростков: негативизм, конформность, неустойчивость самооценки, склонность к аутодеструктивному (связанному с риском) и аффективному поведению, желание в принадлежности к значимой для ребенка группе (порой и с антиобщественной направленностью), чувство неуверенности, тревожности, одиночества, трудности во взаимоотношениях с родителями, отсутствие эмоциональной близости с близкими, порой «заставляют» обратиться к психоактивным веществам, как «психологическим воротам», позволяющим найти подросткам выход из жизненно сложных ситуаций.

Что делать, если вы предполагаете, что подросток потребляет наркотики:

если подросток находится в состоянии наркотического опьянения, либо в неадекватном состоянии, необходимо обеспечить безопасность его и окружающих, обеспечить оказание медицинской помощи (вызов скорой помощи), информировать администрацию образовательной организации, родителей ребенка либо лиц их заменяющих и работников полиции;

при подозрении об употреблении наркотиков подростком, при наличии признаков их потребления, а также поступлении информации о местах возможного потребления и сбыта наркотиков направлять информационное письмо в территориальный УМВД;

в случае появления сведений, не терпящих принятия безотлагательных мер, информацию передать по телефону сотрудникам наркоконтроля либо инспекции по делам несовершеннолетних.

Если Вы подозреваете учащегося в злоупотреблении наркотиков, то наиболее оправданы следующие действия:

1. Корректно сообщить о своих подозрениях родителям (законным представителям) данного ребенка.

2. При подозрении на групповое потребление наркотиков провести повторные беседы с родителями всех членов группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собрания с приглашением врача психиатра-нарколога, работника правоохранительных органов.

3. Организовать индивидуальные встречи подростков и/или их родителей с врачом-наркологом.

4. Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в таком режиме. Работа по профилактике ПАВ среди подростков, в условиях общеобразовательных школ, должна практиковаться, как система содействия подросткам в решении задач их взросления и должна быть направлена на сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья подростков. Содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

Педагогам важно знать, что может удержать подростков от употребления психоактивных веществ:

хороший контакт с родителями подростка (открытость, доверие);

заполнение свободного времени подростка, конструктивными формами досуга, ссылаясь на его увлечения интересы в свободное от учебы время;

включение ребенка в разнообразные сферы жизнедеятельности (секции, кружки, физкультурно-оздоровительные мероприятия, организации акций по профилактике ПАВ);

общее дело, как предмет единения (походы, спорт, любая совместная, проективная деятельность);

участие в молодежных, детско-подростковых организациях, которые негативно относятся к употреблению ПАВ, на базе школ важно поддерживать и привлекать к профилактической деятельности лидеров подростков групп, активно создавать волонтерское движение, в стенах общеобразовательных школ.

Именно в процессе профилактической деятельности, необходимо выстраивать активную работу сотрудничества образовательной организации не только с детьми, но и привлекать к участию родителей, волонтеров, лидеров подростковых, молодежных, общественных организаций, которые могут оказать посильное влияние на сознание подростка, на пути отказа от проб и употребления ПАВ.