Методические рекомендации для самостоятельной работы
Оценка 4.8

Методические рекомендации для самостоятельной работы

Оценка 4.8
docx
русский язык
08.10.2024
Методические рекомендации для самостоятельной работы
Методические рекомендации для самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД. 02 Литература для студентов очной формы обучения
ОУД.01 Русский язык МУ самост.работ.docx

Министерство науки и высшего образования РФ

Самарский колледж строительства и предпринимательства (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего

образования

«Национальный исследовательский Московский государственный строительный

университет»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Методические рекомендации

по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

по дисциплине

«Русский язык»

для студентов очной формы обучения

специальностей технологического (технического) профиля


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2020


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Автор-составитель: Дудникова Ю.И., преподаватель высшей категории


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

для студентов составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины

«Русский язык», разработанной для специальностей технологического (технического)

профиля


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2


 


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка                                                                                                                                                   4

Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы                                                              6

Порядок выполнения внеаудиторной самостоятельной работы                                                         7

Литература                                                                                                                                                                            29


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3


 

1. Пояснительная записка

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной

работы       по      дисциплине        «Русский      язык»     предназначены        для      обучающихся        по

специальностям технологического (технического) профиля.

Общий объём времени, отведённого на самостоятельную работу, составляет 45 часов.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов  это планируемая учебная,

учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во

внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя.

Целью самостоятельной работы студентов является:

    систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных теоретических

знаний и практических умений студентов;

    овладение практическими навыками работы с нормативной и справочной литературой;

    развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы,

самостоятельности, ответственности и организованности;

    формирование      самостоятельности         профессионального        мышления:       способности       к

профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

    овладение практическими навыками применения информационно-коммуникационных

технологий в профессиональной деятельности;

    развитие исследовательских умений.

Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:

    готовность студентов к самостоятельному труду;

    мотивация получения знаний;

    наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного

материала;

    система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;

    консультационная помощь преподавателя.

Формы самостоятельной работы студентов определяются рабочей программой

учебной дисциплины «Русский язык» и календарно-тематическим планом.

Задачи самостоятельной работы:

    закрепить знание теоретического материала по дисциплине «Русский язык», используя

необходимый инструментарий, практическим путем (изучение теоретического материала,

базовых понятий дисциплины, выполнение творческих и графических работ, подготовка

к тестированию, устному опросу, диктанту и т. д.);

    применить полученные знания и умения для формирования собственной позиции

(выполнение практических заданий, написание исследовательской работы);

    содействовать       развитию      творческой      личности,       обладающей      высокой      зрелостью,

готовностью и способностью преодолевать жизненные трудности.

Программой          дисциплины           предусматривается           выполнение          внеаудиторной

самостоятельной работы, направленной на формирование

умений:

 проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и

разновидностей языка;

 извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов,

справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в

электронном виде на различных информационных носителях;

 соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного

русского литературного языка;

 использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного

текста.

знаний:

 связи языка и истории, культуры русского и других народов;

 основных единиц и уровней языка, их признаков и взаимосвязей;

4


 


–орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных норм

современного русского литературного языка; норм речевого поведения в социально-

культурной, учебно-научной, официально деловой сферах общения.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


5


 п/

п

Наименование самостоятельной работы

Количество

часов

1

Составление конспекта «Язык и речь»

2

2

Составление официального документа (резюме)

2

3

Написание сказки в заданном стиле

2

4

Анализ текста

2

5

Работа с орфоэпическим словарем

4

6

Подготовка реферата на тему «Заимствованная лексика»

4

7

Выполнение задания по теме «Лексические нормы»

4

8

Выполнение упражнений по теме «Словообразование»

4

9

Составление презентации на тему «Основные выразительные средства

морфологии»

4

10

Выполнение упражнений по теме «Глагол»

2

11

Выполнение упражнений по теме «Категория состояния»

2

12

Составление таблицы «Правописание НЕ с разными частями речи»

2

13

Заполнение таблицы «Виды связи в словосочетаниях» примерами из текста

1

14

Выполнение упражнений по теме «Второстепенные члены предложения»

2

15

Составление памятки по теме «Обособление второстепенных членов

предложения»

2

16

Написание доклада на тему «Использование обращений в разных стилях

речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения

к нему»

4

17

Составление презентации по разделу «Синтаксис»

2

 

всего

45

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы

 
6


 


3. Порядок выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

Самостоятельная работа №1

Составление конспекта «Язык и речь»

 

Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из неё главное,

систематизировать имеющийся материал

Содержание задания: подготовить конспекта «Язык и речь»

Объем часов: 2

 

Инструкция по выполнению

Подготовить конспект по теме «Язык и речь», используя теоретический материал учебника

Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для студентов профессиональных

образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО, 2016.

Формы отчетности.

конспект в тетради

Критерии оценки: - оценка «5» ставится, если студент написал конспект полностью;

- оценка «4» ставится, если студент написал конспект с небольшими недочетами;

- оценка «3» ставится за работу, в которой написано не менее половины конспекта;

- оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины конспекта.

Виды контроля самостоятельной работы студентов:

- проверка тетрадей.

 

Самостоятельная работа №2

Составление официального документа (резюме)

Цель: способствовать усвоению учащимися основных норм официально-делового стиля,

развитию навыков его использования на практике.

Содержание задания: составить резюме

Объем часов: 2

 

Инструкция по выполнению

Оформите резюме, содержащее современные требования к составлению данного

документа.

Требования к составлению резюме:

А) графические требования:

 резюме оформляется печатным текстом на листе формата А4, шрифт Times New

Roman, кегль 14, междустрочный интервал 1,5, поля: левое  2 см, правое, верхнее и нижнее

 1 см.

 оформление резюме должно быть составлено по строго указанному плану, текст

располагается только на одной странице

Б) требования к содержанию:

 резюме состоит из нескольких частей: обращение к адресату (работодателю),

оглашение требований к работе, сообщение личных данных

 резюме должно быть оформлено следующим образом*:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


7


Образование

Среднее специальное

Образовательное учреждение

ГАПОУ «Самарский колледж сервиса

производственного оборудования»

Форма обучения

Очная

Специальность

Технолог машиностроения

 


Вниманию директора ОАО «Восток»

Макарова Дмитрия Николаевича

 

РЕЗЮМЕ

Абрамовой Ольги Викторовны

Должность: технолог

Оклад: 10 000 рублей (десять тысяч рублей)

О себе

Дата рождения: 14.05.1996 год

Гражданство: РФ

Семейное положение: не замужем

Место проживания: УР, г. Самара, ул. Гагарина, д.60, кв.56

Контактные номера: 8(34147)45678, 89771234567

Адрес электронной почты: Abramova @ mail .ru

 


 

Данные о полученном образовании:

 

Дополнительно о себе:

 
 обладаю знаниями в области технологии машиностроения;

 общительна, умею находить общий язык с людьми;

 адекватно реагирую на критику со стороны, исполнительна, пунктуальна;

 проходила практику в ОАО «Восток» в период с 15 по 25 марта 2013 года, оценка за

практику  «5» («отлично»);

 уверенный пользователь ПК, работаю в программах Microsoft Word, Microsoft Exel;

 знаю английский язык на разговорном уровне со словарём


 

 

 

 

 

 

* ЗАПРЕЩАЕТСЯ использовать те же данные клиента, что приведёны в шаблоне

оформления.

 

Критерии оценки:

-оценка          «5»         ставится,         если          студент         выполнил           всё          задание          верно;

- оценка «4» ставится, если студент выполнил правильно не менее ¾ задания;

- оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины задания;

- оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины требований к

заданию.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8


 

Самостоятельная работа №3

Написание сказки в заданном стиле

 

Цель: развитие творческих способностей обучающихся

Содержание задания: написать сказку в заданном стиле.

Объем часов: 2

 

Инструкция по выполнению

1. Выбрать сказку из предложенных на выбор.

2. Просмотреть данные образцы.

3. Написать свою сказку в одном из предложенных стилей.

Список сказок:

Три поросенка

Красная шапочка

Колобок

Кот в сапогах

Стили русского литературного языка, которые можно использовать в задании: разговорный,

публицистический, официально-деловой, научный.

Образцы:

Сказка Колобок.

Разговорный стиль.

Жили-были дед и бабка. Жили скромно  без достатка. Ели редьку, пили квас. Вот такой

нехитрый ужин каждый день: из раза в раз. Вот на этой грустной ноте и начну я свой рассказ.

Раз «нашло» на старика: «В доме где-то точно была неучтенная мука». Он на бабку строго

смотрит, та тихонько взгляд отводит.

- Да, муки немножко есть. Есть да не про вашу честь. Ты своей немытой рожей ее трогать не

моги.                    Собиралась                     я                   испечь                    к                   именинам                    пироги.

- Что за гнусную змею я пригрел в своем дому. Или ты меня не знаешь? Ну-ка быстро подь

сюда - чтобы не позже получаса на столе была еда. Может ты не понимаешь? Я сейчас убью

кого-то!             Объясняю             по-английски:               вери            хангри                          жрать            охота.

- Все исполню сей же час. Ты испей покуда квас. Для такого дурака испеку я колобка. Все

равно              зубов              уж              нету                             хоть               полижешь               шарик               этот.

- Вот и ладно, вот и чудно. Так бы сразу. Что те трудно? Нелегко меня понять? Думаешь мне

не противно  грубой силой угрожать? Только знай, моя голубка. Ты в моих приоритетах

стоишь сразу за желудком. Хоть ты лбом об стенку бей  понимаешь, кто главней?

Бабка горестно вздохнула, на него рукой махнула, положив на сгиб другой. Получился жест

плохой. Замесила молча тесто, разогрела в печке место. И скатав то тесто в шар, прямо в пыл

его и в жар, на ухвате поднесла и заслонкой печь закрыла. Вот такие вот дела.

Колобку          старик          был         рад,         обе          ноздри         подставляя          и         вдыхая         аромат.

- Соблюдала ль в рецептуре ты, старуха, каждый пункт? Не хочу я отравиться, потребляя в

одиночку хлебобулочный продукт?

Научный стиль

Колобо́к  персонаж одноимённой русской народной сказки, изображаемый в виде

небольшого хлеба шарообразной формы жёлтого цвета, который сбежал от испёкших его

бабушки             и            дедушки,             разных             зверей,            но            был            съеден            лисой.

Имеет аналоги в сказках многих других народов: американский пряничный человечек,

английский Джонни-пончик, имеются похожие славянские, скандинавские и немецкие

сказки, сюжет также встречается в узбекских, татарских сказках и других. Согласно

классификатору сюжетов Аарне-Томпсона, сказка относится к типу 2025  «убежавший

блин».

Публицистический стиль

 

9


 


Дорогие друзья! Перед нами стоит важная задача  правильное воспитание подрастающего

поколения. Мы должны использовать все имеющиеся педагогические методы во благо

поставленной                                                                                                                                                                             цели.

Актуальна                             сегодня                           проблема                           беспризорных                             детей.

Ведь почему сбежал из дому Колобок? Вероятно, он был педагогически запущенным

ребёнком, ему не хватало родительского внимания и заботы. Почему его без присмотра

оставили остывать на окне одного? Почему родители не заняли своего ребёнка

развивающими дидактическими играми, не уделили ему должного внимания? Где была

общественность?

«Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Хорошенько выдохнуть все

мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет

движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее

красоту.               Может              быть,               поэтому               Колобок               сбежал               из              дому?

Молодому поколению свойственно стремление искать и находить лучшее, это стремление

обогащает человека духовно. Колобок стремился расширить сферу жизни, того жизненного

простора,        в       котором       жил,       но       отсутствие         жизненного        опыта       погубило        его.

О чём самом важном для себя и для других думал Колобок, когда бежал из дома в лес?

Может быть, о том, что надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них

прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную

красоту» обогащает человека духовно.

Педагогическая ошибка в воспитании Колобка заключалась в том, что никто не помог

личности развиться. Задача педагогики  всестороннее гармоничное развитие личности.

Сейчас       введена      министром       образования      Ивановым      новая      задача            подготовить

универсального потребителя. Решались бы проблемы по-новому методу, то и Колобок

покатился бы не за околицу, на природу, в лес в поисках красоты, а пошёл бы в универсам,

где многолюдно и безопасно для его жизни, и вернулся бы домой в целости и сохранности.

Вседозволенность Колобка привели его к непомерному хвастовству: он самонадеянно

рассказывал         всем,        как        обманул        бабушку,         дедушку,        зайца,        волка,        медведя.

Так за что же наказан Колобок? Он наказан за наши педагогические ошибки!

Но и тут мешает ограниченность нашего бытового знания. Жизнь не может быть сведена к

бытовым впечатлениям. Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за пределами нашего

восприятия, иметь как бы «предчувствие» открывающегося или могущего нам открыться

нового. Самая большая ценность в мире  жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и

растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении  и в прошлом, и в настоящем, и в

будущем... А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали

раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.

Официально-деловой стиль

Директору сельского совета Якимчуку Г.Д.

Бабы и деда Петренко

 

заявление.

 

В связи с побегом Колобка из дома просим освободить нас от участия в сборе урожая

сроком на три дня: с 25 по 28 сентября 2016 года  и оказать помощь в поисках сбежавшего

из дому.

 

25 сентября 2016года. Подпись.


 

 

 

 

 

 


10


 

ЗАПРЕЩАЕТСЯ использовать образцы.

Критерии оценивания:

Отметка «5».Студент творчески подошел к выполнению задания, признаки стиля

прослеживаются.

Отметка «4».Студент выполнил задание, допустив некоторые неточности.

Отметка «3».Студент выполнил задание с соблюдением не всех признаков стиля.

Отметка «2».Студент не выполнил задание или признаки стиля не прослеживаются.

 

 

Самостоятельная работа  4

Анализ художественного текста

Цель: сформировать навык распознавания художественного текста на основе знаний его

особенностей.

Содержание задания: подобрать текст художественного стиля.

Объем часов: 2

Инструкция по выполнению

1. Прочитать стр 43-46. учебника про художественный стиль

Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для студентов профессиональных

образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО, 2016.

2. Устно ответить на вопрос: «Каковы специфические черты и основные функции

художественного стиля?»

3. Ознакомиться с текстами художественного стиля, данными в упражнениях после

параграфа.

4. В периодической печати найти текст художественного стиля объемом 1-1,5 тетрадные

страницы.

5. Записать текст в тетрадь.

6. Сделать анализ текста по плану.

План анализа художественного текста:

1) определи тему и идею текста;

2) определи читательский адрес текста;

3) определи вид, жанр и стиль текста;

4) фонетико- стилистическая характеристика текста;

лексико-семантический анализ; словообразовательный и морфологический

анализ.

Формат выполненной работы: наличие текста художественного стиля в тетради, устный

анализ текста

Контроль выполнения: проверка тетради, устный опрос.

 

Критерии оценки: - оценка «5» ставится, если студент выполнил все задания верно;

- оценка «4» ставится, если студент выполнил правильно не менее ¾ задания;

- оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;

- оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Виды контроля самостоятельной работы студентов:

- проверка тетрадей;

- устный ответ

 

Самостоятельная работа  5

Работа с орфоэпическим словарем

Цель: познакомиться с особенностями русского ударения и произношения;

- изучить орфоэпические нормы; уметь находить орфоэпические ошибки в своей речи.

 

 

11


 

Содержание задания: работа с орфоэпическим словарем.

Объем часов: 4

Инструкция по выполнению

1. Выписать из Орфоэпического словаря русского языка под ред. Р. И. Аванесова.  М., 1985

10-15 слов с вариантным ударением.

2. Выписать 15-20 слов, относящихся к будущей профессиональной деятельности.

Расставить ударения, запомнить место ударения в этих словах.

3. Поставить и записать глаголы в прошедшем времени, указать в них ударение.

4. Записать по 10 заимствованных слов, в которых:

· согласные перед «е» произносится твердо;

· согласные перед «е» произносятся мягко.

Проверить себя по словарю

Рекомендуемые источники (литература, интернет):

1. Словарь ударений русского языка. Резниченко И.Л.  М.: «АСТ-ПРЕСС», 2008

2. Орфоэпический словарь русского языка под ред. Р. И. Аванесова.  М., 1985

Виды контроля самостоятельной работы студентов:

- проверка тетрадей

Критерии оценки:

- оценка «5» ставится, если студент выполнил все задания верно;

- оценка «4» ставится, если студент выполнил правильно не менее ¾ задания;

- оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;

- оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

 

Самостоятельная работа №6

Подготовка реферата на тему «Заимствованная лексика»

 

Цель: углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений

студентов по теме

Содержание задания: написать реферат на тему: «Заимствованная лексика»

Объем часов: 4

Примерная тематика:

1. Заимствованная лексика ограниченного употребления.

2. Заимствования из английского языка.

3. Заимствования из немецкого языка.

4. Процесс заимствования иноязычных слов.

5. История и причины заимствований.

Требования к написанию реферата:

А) графические требования:

 реферат оформляется печатным текстом на листе формата А4, шрифт Times New

Roman, кегль 14, междустрочный интервал 1,5, поля: левое  2,5 см, правое, верхнее 

1 см., нижнее  1,5 см.

 страницы должны быть пронумерованы снизу в правом углу, титульный лист и лист с

содержанием не нумеруются; количество страниц  не менее 15

 не разрешается двустороннее оформление текста на листе, объём реферата не менее

10 печатных листов;

 оформление титульного листа реферата должно иметь указанный ниже вид

 

Самарский колледж строительства и предпринимательства (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования

«Национальный исследовательский Московский государственный строительный

университет»

12


 

 

 

 

Дисциплина «Русский язык»

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

«Заимствованная лексика»

 

 

 

Выполнил: Иванова Инна,

студентка группы 406 -1ГД

 

Проверил: Дудникова Ю.И,

преподаватель русского языка

и литературы

 

 

 

 

2020

 

 

Б) требования к содержанию реферата:

 реферат (от лат. refero  сообщаю)  краткое письменное изложение содержания

научной работы, либо доклад на заданную тему, сделанный на основе

критического обзора соответствующих источников информации.

 реферат должен соответствовать заявленной теме

 реферат должен обязательно включать:

1) титульный лист (см. оформление выше)

2) содержание

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

 

1. <…> ………………………………………………………………………4

2. <…> ………………………………………………………………………5

3. <…> ………………………………………………………………………6

 

Заключение …………………………………………………………………7

 

Список литературы ……………………………………………………….8

 

Приложение …………………………………………………………………9

 

3) введение  неотъемлемая часть реферата, так как содержит подробное обоснование

выбора данной темы, указание актуальности темы, обозначение          целей и задач данного

реферата.

 

13


 

4) основная часть  делится на главы, главы могут делиться на подглавы или параграфы; в

данной части необходимо представить основной материал по теме; как правило, материал

должен быть лаконичен и содержателен; основная часть должна содержать ссылки на

источники, указанные в списке литературы (ссылка заключается в квадратные скобки,

указывается номер источника по списку литературы) или же указывается номер приложения

5) заключение  представляет собой обобщение, вывод по теме

6) список литературы  указываются источники, с помощью которых был подготовлен

реферат; источники располагаются в алфавитном порядке и оформляются по особым

правилам:

 фамилия и инициалы автора,

 название книги, пособия, статьи и т.д. с заглавной буквы, далее ставится точка, тире,

город, в котором издан источник (разрешено ставить лишь начальные буквы городов

Москва, Ленинград, особые сокращения имеют города: Санкт-Петербург  СПб, Ростов-на-

Дону  РнД, остальные города пишутся полностью), далее ставится точка, затем указывается

год издания, вновь ставится точка;

 если указывается статья из учебного пособия, справочника или учебника,

используется знак /

Например: Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Словари русского языка.

Типы словарей/ Современный русский язык  М., 2008.

 особое оформление имеют источники, связанные со СМИ;

 если указывается статья из журнала или газеты, используется специальный знак //,

далее следует название СМИ, ставятся точка, тире, указывается номер издания, вновь

ставятся точка и тире, затем обозначается год издания.

Например: Кондрашов А.И. Когнитивная лингвистика// Психолингвистика.  №1.  2012.

7) приложение  в приложение обычно выносятся портреты известных личностей, таблицы

и графики, диаграммы, фотографии и т.д.; каждое приложение подписывается.

Основные требования к результатам работы:

                 - соответствие темы реферата содержанию;

                 - достаточность и современность привлеченных к рассмотрению

                    источников;

                 - аналитичность работы;

                 - методологическая корректность;

                 - нетривиальность суждений;

                 - новизна взгляда;

                 - обоснованность выводов;

                 - логичность построения;

                 - использование понятийного аппарата;

                 - стиль работы и оформление реферата.

Рекомендуемые источники (литература, интернет):

1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2016.

2. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. А.

И.Власенков, Л. М.Рыбченкова.  М., 2016.

3. 4. Интернет-ресурсы.

Критерии оценки:

- оценка «5» ставится, если студент полно раскрыл содержание материала, изложил его

грамотным языком, в логической последовательности, точно используя терминологию;

показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами,

применять их при выполнении практического задания;

- оценка «4» ставится, если в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие

логическское содержание ответа; допущены два-три недочета при освещении основного

содержания ответа.

 

14


 

- оценка «3» ставится, если неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала,

имелись        затруднения         в       определении        понятий,        использовании         лингвистической

терминологии.

- оценка «2» ставится, если не раскрыто основное содержание учебного материала;

обнаружено незнание или непонимание студентом большей части учебного материала;

допущены ошибки в определении понятий.

 

Самостоятельная работа  7

Выполнение задания по теме «Лексические нормы»

 

Цель: углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений

студентов по теме «Лексические нормы»

Содержание задания: выполнить задания по теме «Лексические нормы»

Объем часов: 4

Инструкция по выполнению

Упражнение №1. Выпишите номера предложений, где выделенное слово употреблено

неверно.

I

1. Рос сыночек ненаглядный не по дням, а по часам.

2. Его дом находился в одном из непроглядных окраинных двориков.

3. Тьма была настолько неприглядной, что не видно было даже собственных рук.

4. Неоглядные просторы расстилались перед путниками.

5. Его безоглядная храбрость была оценена по заслугам.

6. Вопреки ожиданиям, средство оказалось по-настоящему действенным.

7. Действительных мотивов преступления никто не узнал.

8. Действующий распорядок строг и у многих вызывает недоумение.

9. Жизненный опыт помогал ему в запутанных ситуациях.

10. Житейские мелочи стали раздражать его все больше.

11. Искусственно написанную картину всегда легко отличить от дилетантских

поделок.

12. Более пятидесяти лет ученые пытаются создать искусный разум.

II

1. У моего нового знакомого не было никакой морали, никаких жизненных

принципов, отчего окружающие люди считали его опасным и непредсказуемым.

2. Его житейские силы были на исходе, но воля не слабела.

3. Самый действительный способ начать все успевать  рассчитать свой день по

часам.

4. Я взял с собой один кожаный чемодан и два важных документа, действующих не

только в пределах моей страны.

5. Действенной причиной отказа от столь выгодного предложения была болезнь

близкого друга.

6. Левша  искусственный мастер, который подковал крошечную блоху.

7. Он славился как искусный врач.

8. Платье на ней было совсем неприглядное, какого-то скучного цвета.

9. Сквозь непроглядную лесную чащу до нас доносились удивительные звуки.

10. Безоглядная желтая степь лежала перед ним.

11. Всю зиму я пытался найти действенное средство от непроходящей простуды.

12. Это не действующий храм, а музей.

 

Упражнение №2

-Установите соответствие между словами и их значениями.

1) пиетет                      5)мюзикл                9)гротеск

15


 

2) цинизм                       6) водевиль          10) меркантильность

3) эпатаж                   7)бенефис             11) инфантильность

4) эйфория                 8)элегия                  12) популизм

A. Скандальная выходка; вызов окружающим, намеренное нарушение общепринятых

норм и правил.

Б. Глубокое уважение, почтительное, благоговейное отношение к кому-либо или к

чему-либо.

B. Состояние радости, душевного подъёма.

Г. Бесстыдство, наглость, грубая откровенность; вызывающе-презрительное

отношение к общепринятым нормам нравственности и морали.

Д. Лирическое произведение, проникнутое грустью.

Е. Изображение      чего-нибудь      в      фантастическом, уродливо-комическом виде.

Ж. Короткая комическая пьеса, обычно с танцами, пением.

З.Спектакль в честь одного из его участников как выражение признания заслуг,

мастерства артиста.

И. Музыкально-сценическое произведение, преимущественно комедийного характера.

К. Сохранение во взрослом возрасте внешности или черт характера, свойственных

детям.

Л. Попытка добиться своих целей в политике, обращаясь к широким массам и вселяя

в них веру в возможность быстрого и простого решения сложных социально-

экономических проблем.

М. Мелочная расчётливость, подчинение своих действий соображениям личной

выгоды.

Упражнение 3.

Вместо точек употребите один из паронимов, данных в скобках.

Группа школьников  (пришла - зашла) в музей на лекцию. Мы все завтра 

(придем - выйдем) на стадион, чтобы посмотреть игру своей любимой команды.

Перед подвигом защитников Отечества мы (преклоняем - склоняем) голову. Мы так

давно не виделись, что вначале я его даже не (узнал - признал). На голове отца (одета

- надета) меховая шапка.

Упражнение 4.

Составьте словосочетания с данные паронимами. За справками обращайтесь к

словарям паронимов или словарям трудностей русского языка.

1) Артистический - артистичный, архаический - архаичный, асимметрический -

асимметричный, завладеть - овладеть, обессилить - обессилеть, стать - встать,

основать - обосновать, героизм - героика - героичность, тема - тематика, реально -

реалистически, индивидуальный - индивидуалистический, оклик - отклик, соседний -

соседский, аллегоричный - аллегорический.

2) Дипломант - дипломник, значимый - значительный, нетерпимый - нетерпеливый,

опростить - упростить, патриотичный - патриотический, типичный - типический,

трагичный - трагический, сценичный - сценический, заразный - заразительный,

проблема - проблематика, плодовитый - плодотворный, туристский - туристический,

психически - психологически, комедия - комизм, акцент - акцентирование.

3) Высокий - высотный, единый - единственный, злой - злобный, лесной - лесистый,

правда - правдивость, производство - производительность, осудить - обсудить,

отразить - отобразить, решающий - решительный, факты - факторы, читальный -

читательский.

Рекомендуемые источники (литература, интернет):

1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2016.

2. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. А.

И.Власенков, Л. М.Рыбченкова.  М., 2008.

3. Интернет-ресурсы.

16


 

Критерии оценки:

- оценка «5» ставится, если студент выполнил все задания верно;

- оценка «4» ставится, если студент выполнил правильно не менее ¾ задания;

- оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины

заданий;

 

Самостоятельная работа  8

Выполнение упражнений по теме «Словообразование»

Цель: повторение и обобщение полученных теоретических знаний и практических умений

студентов по теме «Словообразование»

Содержание задания: выполнить задания по теме «Словообразование»

Объем часов: 4

 

Инструкция по выполнению

1. Выделите основу и окончание

Волчий, хороший, делегаций, премий, герой, гроздей, кафе, делая, далеко, срочно, акция,

медвежий, синий, издавна, играя, змей, семеро.

2. Произведите морфемный разбор слов.

По-хорошему, доброта, втроем, красиво, сладковатый, по-нашему, красота, издавна, забежал,

синеватый

3. Составить и записать тексты:

а) научного стиля;

б) разговорного стиля, используя слова (отражающие специфику вашей будущей профессии)

образованные       с      помощью      эмоционально-экспрессивных          приставок       и      суффиксов,

отражающие специфику вашей будущей профессии.

2. Перепишите текст в тетрадь для самостоятельных работ, вставляя пропущенные буквы и

знаки препинания. Выполните морфемный разбор отмеченных слов.

Выбравшись на лужайку перед старым двух..тажным сараем Женя вынула из к..рмана

рогатку и нат..нув р..зинку запустила2 в небо маленького карто(н/нн)ого2 параш..тиста.

Взлетев (к)верху ногами параш..тист перевернулся2. Над ним ра..крылся2 голубой бумажный2

купол но тут крепче рванул ветер параш..тиста поволокло в сторону и он и..чез за тёмным

чердач?ным окном сарая.

Авария! Карто(н/нн)ого человека надо было выручать2. Женя обошла сарай через

дырявую крышу которого разб..гались2 во все стороны тонкие веревоч?ные2 провода. Она

подт..щила к окну трухлявую лес?ницу и взобравшись2 по ней спрыгнула на пол ч..рдака.

Рекомендуемые источники (литература, интернет):

1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2016.

2. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка.  М.: 2004.

Формы отчетности

- записи в тетради

Критерии оценки:

- оценка «5» ставится, если студент выполнил все задания верно;

- оценка «4» ставится, если студент выполнил правильно не менее ¾ задания;

- оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;

- оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Виды контроля самостоятельной работы студентов:

- проверка тетрадей

 

Самостоятельная работа  9

Составление презентации на тему «Основные выразительные средства морфологии»

Цель: повторение и обобщение полученных теоретических знаний и практических умений

студентов по теме «Морфология»

17


 

Содержание задания: составить презентацию на тему «Основные выразительные средства

морфологии»

Объем часов: 4

Инструкция по выполнению

Презентация выполняется в соответствии с требованиями к оформлению.

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление

информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд

требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Общий порядок слайдов

               Титульный лист

               План презентации

               Основная часть

               Заключение (выводы)

Оформление слайдов

Стиль

Соблюдение единого стиля оформления. Следует избегать стилей, которые будут отвлекать

от самой презентации. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны

преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Фон

Для фона предпочтительны холодные тона.

Использование цвета

На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для

заголовка, один для текста. Для фона и текста необходимо использовать контрастные цвета.

Следует обратить внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

Анимационные эффекты

Использование возможностей компьютерной анимации для представления информации на

слайде. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны

отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Содержание информации

Использование коротких слов и предложений, минимального количества предлогов,

наречий, прилагательных. Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице

Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация

должна располагаться в центре экрана. Если на слайде располагается картинка, надпись

должна располагаться под ней.

Шрифты

Для заголовков  не менее 24. Для информации не менее 18. Шрифты без засечек легче

читать с большого расстояния. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной

презентации. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или

подчеркивание. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы выделения информации

Следует использовать       рамки, границы, заливку, штриховку, стрелки, рисунки, диаграммы,

схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут

единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Наибольшая

эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на

каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом;            с

таблицами; с диаграммами.

Критерии оценивания мультимедийной презентации:

18


 

1) наличие хорошо продуманной анимации, не мешающей восприятию материала;

2) правильный подбор цветовой гаммы, контрастности;

3) соблюдение масштаба, подбор размера и вида шрифта;

4) соответствие названия выбранной теме;

5) указание целей, хода работы, авторов;

6) отсутствие грамматических, орфографических, логических ошибок;

7) текст хорошо написан, и сформированные идеи ясно изложены и структурированы;

8) слайды представлены в логической последовательности;

9) красивое оформление презентации.

10) информация об источниках собрана и представлена в правильном формате.

Отметка «5». Работа соответствует всем критериям.

Отметка «4». В работе допущены негрубые ошибки, имеются нарушения 1-2 критериев.

Отметка «3». В работе допущены грубые ошибки, имеются нарушения критериев.

Отметка «2». Работа не соответствует критериям.

 

 

Самостоятельная работа  10

Выполнение упражнений по теме «Глагол»

Цель: повторение и обобщение полученных теоретических знаний и практических умений

студентов по теме «Глагол»

Содержание задания: выполнить упражнения по теме «Глагол»

Объем часов: 2

Инструкция по выполнению

1.                            Выполнить упражнение

Поставьте глаголы в соответствующей форме.

1 Вариант:

1) В случае раздражения носоглотки ее (полоскать) раствором соды с водой. 2) Во мраке

засветилась яркая точка, вспыхнула и тут же (померкнуть). 3) Лодки не стоят неподвижно,

они (колыхаться) на воде. 4) Как только получишь денежный перевод, (уведомить,

повелительное наклонение) меня о его получении. 5) Собрание выбирает комиссию и

(уполномочить) ее составить проект резолюции. 6) Неприятельский отряд (вторгнуться,

прош. вр.) в район расположения наших войск. 7) Дует ветер, дождь (брызгать, наст. вр.) в

лицо.8) Несколько дней волк (рыскать, настоящее время) по лесу в поисках добычи. 9)

Жестокий лесной пожар (обезлесить) нашу местность. 10) За последние годы равнина

(обезлесить), а река стала мелеть.

2 Вариант:

1) После контузии он все больше и больше (глохнуть, прошедшее время). 2) Дерево

(развесить) густые ветки. 3) Я (обессилеть), если дальше буду работать с таким

напряжением. 4) Горький с детства (проникнуться) сочувствием к своему народу. 5) Мы

ваши документы (класть) в папки и сдадим в приемную комиссию. 6) Наступила весна,

текут ручьи, с крыш (капать). 7) В настоящее время жюри (подытожить, прошедшее время),

результаты конкурса. 8) Специалисты сказали, что я скоро (выздороветь). 9) Но ползут по

кругу стрелки, время (двигаться) вперед. 10) С трудом (двигаться, настоящее время)

усталые лошади.

3 Вариант:

1) Пока бак стиральной машины (сохнуть, прошедшее время) после окраски, мы беседовали

с бригадиром. 2) Ученые (двигать) науку вперед. 3) Им (двигать) желание приобрести

хорошее образование. 4) В уголке (дремать, наст. вр.) соседская кошка. 5) Слава богу, я от

них теперь не (зависеть, настоящее время). 6) Незнакомец вдруг неожиданно (исчезнуть). 7)

Ветер (трепать, наст. вр.) ее волосы. 8) Ветер как поднялся, так неожиданно и (стихнуть). 9)

Врач сказал, что я скоро (выздороветь). 10) Кожа от мороза (шершаветь, настоящее время).

4 Вариант:

19


 

1) В чем вы меня за (подозривать)? 2) Ученый (оспоривать) мнение других исследователей.

3) В конце рабочего дня Никифоров обычно звонил Кате, и они (условливаться) о встрече.

4) Права участвовать в конкурсе (удостаиваться) лучшие воспитанники. 5) Результаты он

начал (подытоживать) уже в поезде. 6) В Пушкине (сосредоточиваться) лучшие стороны

великой нации. 7) Нарушения (обусловливаться) рядом факторов. 8) Несколько человек из

семьи Дюпонов решают судьбы людей, которые их на это не (уполномочивать). 9) Мать

всегда старалась (приурочивать) свой отпуск к школьным каникулам. 10) С лица (капать,

наст. вр.) пот.

5 Вариант:

1) Над нами не (капать, наст. вр.). 2) Мать (метаться, наст. вр.) по комнате. 3) Кто-то (махать,

наст. вр.) рукой. 4) По деревне (рыскать, наст. вр.) полицейские. 5) Оба они с любовью

(чтить, наст. вр.) память о ней. 6) Стая морских птиц (колыхаться, наст. вр.) на волнах. 7)

Лошадь (махать, наст. вр.) хвостом. 8) Кошка жалобно (мяукать, наст. вр.). 9) Он (метаться,

наст. вр.) как дикий зверь. 10) Как только получишь перевод, (уведомить, повел. накл.)

меня.

Рекомендуемые источники (литература, интернет):

1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2016.

3. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. А.

И.Власенков, Л. М.Рыбченкова.  М., 2008.

4. Интернет-ресурсы.

Критерии оценки:

-оценка          «5»         ставится,         если           студент         выполнил           все          задания          верно;

-оценка      «4»     ставится,     если      студент     выполнил       правильно      не     менее     ¾      задания;

-оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;

-оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий

 

Самостоятельная работа  10

Составление опорного конспекта по теме «Категория состояния»

Цель: повторение и обобщение полученных теоретических знаний и практических умений

студентов по теме «Категория состояния»

Содержание задания: Составление опорного конспекта по теме «Категория состояния»

Объем часов: 2

Инструкция по выполнению

Упражнение 1. Найдите предложение, в котором выделенное слово представляет собой

категорию состояния. Определите, какими частями речи являются остальные выделенные

слова.

I.1. Река еще не замерзла, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах,

покрытых белым снегом. 2. Столичный шум меня тревожит; всегда в нем грустно я живу. З.

Как грустно мне твое явленье, весна, весна! пора любви! 4. Но грустно думать, что

напрасно была нам молодость дана. (Из произв.А. Пушкина.)

II.1. Она по-русски плохо знала, журналов наших не читала и выражалася с трудом на языке

своем родном. 2. Жду ответа, но плохо надеюсь. 3. Однако уж мне становилось плохо. (Из

произв.А. Пушкuна.)

III.1. Ищу напрасно впечатлений: она прошла, пора стихов, пора любви, веселых снов, пора

сердечных вдохновении. 2. Так увидимся мы вскоре, а теперь пора нам в море. 3. Довольно,

сокройся! Пора миновалась,            земля       освежилась,        и       буря       промчалась.        4.      Стояла

чудная пора. (Из произв.А. Пушкина.)

IV.1. Сергей торопился, но тихо шагал. 2. Все тихо - ни песни, ни речи.(Н. Некрасов.) 3.

Сегодня здесь относительно тихо. 4. Позднее, правда, у Гурьяна появился опасный

соперник. Появился совсем незаметно, тихо и в короткое время оказался предметом

всеобщего и удивленного внимания.(М. Алексеев.)

 

20


 

V.1. «Так вот ты какая!» - Сергей говорил, лицо его весело было.(Н. Некрасов.) 2. Все наше

семейство поехало в Крым. И Пушкин отправился с нами. Мы ехали весело. (Н. Некрасов.) 3.

Нам, бабушка, скучно! В ненастные дни, когда мы в портретной садились и ты начинала

рассказывать нам, так весело было!..(Н. Некрасов.) 4. Трудились весело и круто, за совесть,

словом, не за страх.(В. Торопыгин.)

VI. 1. С рассветом спокойно и крепко заснуло дитя, и щечки его заалели.(Н. Некрасов.) 2.

Сегодня        в      отделении спокойно. Больные             спят,      тяжелых        нет.(В.         Дягилев.) 3.           Все

было спокойно - толпа не ушла.(Н. Некрасов.) 4. Мать как-то спокойно сидела, казалось, не

веря еще и теперь, чтоб дочка уехать посмела...(Н. Некрасов.)

Упражнение 2. Укажите предложение, где выделенное слово не является категорией

состояния. В остальных случаях выявите функции и грамматические признаки слов

категории состояния.

I. 1. Ты почти по-мужски трудилась, перед сном - не поднять руки. Нелегко тебе

приходилось.(Н.           Корнеев.) 2.            А       замужней       станете,        обо        мне       заплачете        -       их

[письма]легко достанете и легко припрячете.(К. Симонов.) 3. Нашим женщинам нелегко, и

когда еще будет легче.(Н. Корнеев.) 4. Ты прав: поэту легче жить - в свободном слове есть

отрада.(Н. Некрасов.)

II.1. Но тихо. День еще далек, и люди спят кругом.(А. Твардовский.) 2. Только вскоре

стало тихо -              переправа           сорвалась.(А.             Твардовский.) 3.                  Где-то            близко           у

калитки тихо звякнуло кольцо.(А. Твардовский.) 4. «Как тихо, спокойно и торжественно...»

- подумал князь Андрей.(Л. Толстой.).

III.1.      Вот     сейчас      мать      здесь...     Мне трудно на           нее     смотреть.(Н.        Амосов.) 2.         Как

ни трудно, как ни худо - не сдавай, вперёд гляди.(А. Твардовский.) 3. Как трудно в сапогах

шагать в июле.(М. Львов.) 4. Я трудно жил. Мне 6ыло жить не просто.(М. Львов.).

IV.1. Но пора читателей познакомить с настоящим героем нашей повести. 2.Пора вставать:

седьмой уж час. 3. А то давно пора бы мне подумать о младой княжне и об ужасном Черном

море. 4. Была та смутная пора, когда Россия молодая, в бореньях силы напрягая, мужала с

гением Петра. (Из произв.А. Пушкина.)

Упражнение 3. Определите, что обозначают выделенные слова категории состояния (1.

Состояние природы; 2. Состояние окружающей среды; 3. Физическое или психическое

состояние живых существ; 4. Необходимость, возможность, долженствование... 4. Оценку

состояния или положения).

1. Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца.(А. Грибоедов.)

2. Мне грустно потому, что весело тебе.(М. Лермонтов.)

3.Морозно. Дорога              бела,          и         гладка,           ни          тучи         на          всем         небосклоне.(Н.

Некрасов.) 4.Приятно русскому с русским обняться...(В. Маяковский.)

5. Петербургские окна. Сине и темно. Город сном и покоем скован.(В. Маяковский.)

6. В небе так бездонно и сине, ласточки на проводе лопочут.(В. Боков.)

7. В воздухе сыро, тепло, белый туман за прудами.(А. Блок.)

8. А у хорька темно в глазах от боли и морда вся в крови.(К. Паустовский.)

9. Нам было знойно и морозно, но шла работа, как война.(Д. Бедный.)

10. Но зачем она, кому она, страна Муравия, нужна, когда такая жизнь кругом,

когда сподручней мне,- и торкнул в землю посошком,- вот в этой жить стране.(А.

Твардовский.)

11. И хоть был обеспокойно, оставался невредим под огнем косым, трехслойным, под

навесным и прямым.(А. Твардовский.)

12. Землю Италии Владимир Ильич видел впервые. И было досадно, что только вот так - из

окна вагона. (3.Гусева.)

13. Восточная Пруссия. Богатые поместья...Безлюдно. По всему видно, что хозяева бежали

поспешно.(Р. Аронова.)

14. Можно в лес ходить за грибами, можно в лес ходить за стихами.(В. Торопыгин.)

 

21


 

15.Хорошо бы уже иметь эту машину. 16. Больные уходят из сада в палатки. Им

тоже стыдно на меня смотреть.

17. На улицах было тихо...         (Е. Пермитин.)

18. От души нам жаль этого человека.

19. Ей много надо, старой маме: она в тревоге весь свой век, что ты свой путь прошел с

боями, как настоящий человек.(Н. Корнеев.)

20. Мужчины умирают, если нужно, и потому живут в веках они.(М. Львов.)

Упражнение 4. Определите, что обозначают выделенные слова категории состояния: 1)

состояние природы; 2) состояние окружающей среды; 3) физическое или психическое

состояние живых существ; 4) модальное состояние; 5) оценку состояния или положения; 6)

состояние временных или пространственных отношений.

1. Бестужев увидел длинную струю дыма, различил пороховой запах - от него

стало тошно на сердце, - выронил пистолет и упал лицом вперед на вытоптанную тропинку

(Пауст.).

2. В компании Борис умел и анекдот рассказать, и спеть, и изобразить любого из нас

голосом, ужимками; вокруг него всегда было весело, он хорошо подходил к непрочному

нашему житью (Гр.).

3. Я знаю только один путь: нужно работать, нужно работать всем и каждому над собой,

улучшать себя и общество в целом (Пр.).

4. - Многого я не предвидел в твоей жизни; тяжко тебе было, но не должно же тотчас класть

оружие; достоинство жизни человеческой в борьбе... награду надо выстрадать (Герц.).

5.Нельзя, да и не нужно всем выступать на первый план; делай каждый свое в своем кругу, -

дело везде найдется (Герц.).

6. В мелколесье душно, пахнет прелью, хлюпает под ногами черная торфяная вода (Пауст.).

7. Все заметили, что уже поздно, пора спать, и Татьяна погасила в гостиной большую лампу

(Ч.).

8. Егорушке стало казаться, что это пела трава, в своей песне она просила у кого-то

прощения и клялась, что ей невыносимо больно, грустно и жалко себя (Ч.).

9. Mне было холодно, я дрожал, как в лихорадке, и говорил с трудом, хриплым голосом (Ч.).

10. Самый обыкновенный вопрос или какое-нибудь требование Гоголь умел так сказать

забавно, что мы начинали хохотать; иногда было нам даже совестно перед Гоголем,

осо6енно когда мы бывали окружены толпою слушателей (A.K.).

11. Вопреки словам Алексея Дмитриевича, мне не стало страшно.

12. В эту зиму в лазарете было особенно пусто и глухо (Пауст.).

13. Mне очень было прискорбно, что не удалось с вами проститься перед моим отъездом,

тем более что отсутствие мое, вероятно, продолжится на несколько лет (Г.).

14. После грозы вдруг стало очень холодно, начался сильный северный ветер (Пришв.).

15. Я отыскал твой дом в песчаном переулке. Там было в полдень ветрено и сухо(Черн.).

16. И светло мне, и сладко, и грустно Жить на этой земле не спеша, где глаза затуманились

Русью И приблизилась к звездам душа. (Черн.)

17. Mне одиноко, когда меня покидают друзья, Одиноко, если нет женщины рядом, которую

люблю, Одиноко перед чистым, белым листом, Пока не появились на нем стихи (Черн.).

18. На душе моей скверно и жутко, как в лесу в дождливую осеннюю ночь. Мне досадно,

противно, жалко (Ч.).

19. Во дворе школы, занятой под призывников, в коридорах и в зале перед учительской...

было людно (Ив. С.)

20. Но вы соперники в любви, Живите дружно, если можно(П.).

21. Сложа руки, нельзя было оставаться, я оделся и вышел из дому без определенной цели.

Это было первое несчастье, падавшее на мою голову, мне было скверно, меня мучило мое

бессилие (Герц.).

 

 

22


Не с разными частями речи

части речи

СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

 

 

 

Упражнение 5. Определите, с какой частью речи соотносятся слова категории состояния: 1) с

кратким прилагательным или наречием; 2) с именем существительным; 3) несоотносительно

ни с какой частью peчи.

1. [Синцову] было странно, что этот совсем молодой, бойкий, xoзяйственный парнишка

только вчера впервые дрался с немцами, а сей час уже говорит об этом как о чем-то

привычном (Сим.).2. везде было так мелко, что было видно дно с подводными травами, но

оно как-то не мешало той бездонной глубине, в которую уходило отраженнoe небо с

облаками (Бун.). З. Свет был так силен, что в caмом oтдаленном месте я различал с

точностью черты людей, можно сказать, чтo  света было жарко глазам (А.Г.). 4. Нельзя

кое-как, наспех, излагать сложные явления, особенно если они еще имеют произойти: вы

вносите путаницу в самый процесс развития замысла (А.Г.). 5. В половине пятого я взял

трубку телефона; мне было невесело, меж тем я должен был говорить с веселым оживлением

затейника (А.Г.). 6. Мы не терзаем, не казним - не нужно крови нам и стонов, Но жить с

убийцей не хотим (П.). 7. Уж стол накрыт; давно пора, Хозяйка ждет нетерпеливо (П.). 8. Не

привыкнув решительно ни к какого рода делам, [Негров] не мог сообразить, что надобно

делать, занимался мелочами и был доволен (Герц.). 9. Просторно было и светло, покой лежал

на всем вокруг, и на травах, и на деревьях копилась роса, тяжелая летняя роса... (Пр.).

Рекомендуемые источники (литература, интернет):

1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2016.

3. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. А.

И.Власенков, Л. М.Рыбченкова.  М., 2008.

4. Интернет-ресурсы.

Критерии оценки:

-оценка          «5»         ставится,         если          студент         выполнил           все          задания          верно;

-оценка      «4»     ставится,     если      студент     выполнил      правильно      не     менее      ¾     задания;

-оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;

-оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий

 

Самостоятельная работа  12

Составление таблицы «Правописание НЕ с разными частями речи»

Цель: систематизация знаний по теме «Правописание НЕ с разными частями речи»

Содержание задания:           составить таблицу по теме «Правописание НЕ с разными частями

речи»

Объем часов: 2

Инструкция по выполнению

1.           Вспомнить правила правописания частицы НЕ с разными частями речи.

 

 

2.           Систематизировать их, составив таблицу.

 

Рекомендуемые источники (литература, интернет):

 
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2016.

3. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. А.

И.Власенков, Л. М.Рыбченкова.  М., 2008.

4. Интернет-ресурсы.

Критерии оценки:

-оценка          «5»         ставится,         если          студент         выполнил           все          задания          верно;

-оценка      «4»     ставится,     если      студент     выполнил      правильно      не     менее      ¾     задания;

-оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;

-оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

 

23


Подчинительная связь в словосочетаниях

Управление

Согласование

Примыкание

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа  13

Заполнение таблицы «Виды связи в словосочетаниях» примерами из текста

Цель: систематизация знаний по теме «Словосочетание»

Содержание задания: заполнить таблицу по теме «Словосочетание»

Объем часов: 1

Инструкция по выполнению

Выписать из данных предложений словосочетания и определить вид связи

 

 

 

Заполните таблицу, выписав словосочетания из предложений

 

Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть. Деревья

 
понемногу выступали из тьмы, и по вершинам их вдруг прошёлся такой сильный и свежий

ветер, что лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко.

Последние звёзды тихо погасли в посветлевшем небе. По тому, как светились курчавые

головы сосен и острые шпили елей, угадывалось, что занявшийся день обещает быть ясным,

морозным, ядрёным.

(По Б. Полевому)

Рекомендуемые источники (литература, интернет):

1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2016.

3. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. А.

И.Власенков, Л. М.Рыбченкова.  М., 2008.

4. Интернет-ресурсы.

Критерии оценки:

-оценка          «5»         ставится,         если           студент         выполнил           все          задания           верно;

-оценка      «4»     ставится,     если      студент     выполнил       правильно      не     менее     ¾     задания;

-оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;

-оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

 

 

Самостоятельная работа  14

Выполнение упражнений по теме «Второстепенные члены предложения»

Цель: систематизация знаний по теме «Второстепенные члены предложения»

Содержание задания: заполнить таблицу по теме «Второстепенные члены предложения»

Объем часов: 2

Инструкция по выполнению

 

1. Подчеркните однородные члены предложения. В каком предложении есть авторский знак

препинания?

- Отсчитав вторую налево комнату, я вошел в нее и сначала в ней никого не заметил. Были в

ней         только:          скамья,          два        стула,        стол         и         какие-то          растения          у        окна.

Высокий, тучный, пожилой и бритый человек с белой колючей щетиной на подбородке

появился в дверях. Нос у него был толстый, малиновый и похожий на сливу; глаза и брови 

блестящие            и           черные.            На           конце           носа           сверкали            стальные            очки.

Он ушел. Я робко присел на свою парту, открыл отведенный мне еще пустой ящик, опять

захлопнул и начал смотреть перед собой.

2.     Вставьте     пропущенные       буквы,      исправьте       орфографические       ошибки.      Расставьте

пропущенные знаки препинания.Подчеркните однородные члены предложения.

Есть блаженное слово  провинция, есть чудесное слово  уезд. Столицами восторгаю_ся,

восхищаю_ся,                    гордя_ся.                   Умиляет                  душу                 только                  провинция.

24


 

Держался город на трех китах: вокзал, тюрьма, женская г_мназия... От вокзальной площади 

самый вокзал, как некий форум стоял на возвышении,  причудливыми зигзагами

разбегались в низ не повторимые не проходимые не пост_жимые то заходившие в тупички то

друг дружку обгонявшие и пересекавшие, русские, южнорусские улицы. А на окраине

города  Казенный сад, с высоким украинским тополем, а под сенью тополей выщербл_ные

от времени скамейки и вырез_ные на них перочинным ножом дни, месяцы, годы, имена,

инициалы и пронзенные стрелой отлюбившие перегоревшие испепеленные сердца.

Достопр_мечательностью города была, конечно, деревянная каланча. И факт остается

фактом: до степей Новороссии римские легионеры так и не дошли и никаких виадуков в

наследи_ грядущим векам не оставили. А уж сколько пожаров вот этими самыми ведрами

потушили  и не упомнить даже. Главных улиц в Новограде две. Одна  чинная,

аристократическая, для праздного гуляния и взаимного лицезрения. Другая  торговая,

шумная, не сдерж_ная и, не взирая на свое обещающее наименование, без всякого даже

намека на перспективу. Из окрестных деревень тянулись возы с дровами  грабом, ольхой,

березою.

Въезжали во двор не маз_ные скрипучие телеги наполн_ные всяким добром, припасами и

снедью. Обкладывали соломой и ставили в погреб разбухшие от рассола кадушки с кислыми

яблоками, грибами, моч_ными арбузами, сливами, помидорами, кваш_ной капустой и

соле_ыми огурцами. От всего этого изобилия и щедрот земных шел прелый душный и

щекоч_щий об_няние запах. И ощущение уверенности незыбл_мости прочности и покоя

безраздельно овл_девало душой.

Обведите кружком запятые, которыми разделены однородные определения.

3. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните

обособленные причастные и деепричастные обороты.

На стене затянутой тисне_ым золотом с_фьяном висел большой фотографический портрет

человека с артистической ш_велюрой пр_щуренными глазами подкруче_ыми усами и с

л_рнетом в руках. ...Он дочитал бумагу сбросил п_нсне на черном шнурке протер утомле_ые

глаза и окон(?)чательно повернувшись спиной к бюро уставился на меня н(?)чего (не)говоря.

Он прямо и откр_ве_о смотрел мне в глаза внимательно изучая меня, как изучают новый

только      что      пр_обрете_ый        механизм.       Стены       предба_ика       были      обильно      увеш_ны

фотографиями дагерротипами и к_ртинками среди которых царствовал большой масл_ыми

красками писа_ый п_ртрет предст_вительного мужчины в сюртуке с бакенбардами по моде

семидесятых годов. ...Но следующая акварель пор_зила меня выше всякой меры. В бедной

комнате в кресле сидел человек с дли_ейшим птич_м носом больными и встревож_ными

глазами с волосами ни_падавшими прямыми прядями на изм_жде_ые щеки во фрачке син_м.

Рукопись на коленях свеча в шандале на столе. )

Найдите однородные определения. Определите значения слов сафьян, л_рнет, п_нсне,

дагерротип, шандал.

Рекомендуемые источники (литература, интернет):

1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2016.

3. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. А.

И.Власенков, Л. М.Рыбченкова.  М., 2008.

4. Интернет-ресурсы.

Критерии оценки:

-оценка          «5»         ставится,         если          студент         выполнил           все          задания          верно;

-оценка      «4»     ставится,     если      студент     выполнил      правильно      не     менее      ¾     задания;

-оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;

-оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

 

 

Самостоятельная работа  15

Составление памятки по теме «Обособление второстепенных членов предложения»

25


 

Цель: систематизация знаний по теме «Обособление второстепенных членов предложения»

Содержание задания:           заполнить таблицу по теме «Обособление второстепенных членов

предложения»

Объем часов: 2

Инструкция по выполнению

3.           Вспомнить правила обособления второстепенных членов предложения.

4.           Систематизировать их, составив таблицу в свободной форме.

Рекомендуемые источники (литература, интернет):

1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2016.

3. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. А.

И.Власенков, Л. М.Рыбченкова.  М., 2008.

4. Интернет-ресурсы.

Критерии оценки:

-оценка          «5»         ставится,         если          студент         выполнил           все          задания          верно;

-оценка      «4»     ставится,     если      студент     выполнил      правильно      не     менее      ¾     задания;

-оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;

-оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

 

Самостоятельная работа  16

Написание доклада на тему «Использование обращений в разных стилях речи как

средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему»

Цель: систематизация знаний по теме «Обращение»

Содержание задания: написать доклад по теме «Обращение»

Объем часов: 4

 

Инструкция по выполнению

Этапы работы над сообщением

1. Подбор и изучение Интернет-источников по теме.

2. Обработка и систематизация информации.

3. Написание сообщения.

4. Публичное выступление с сообщением.

Структура сообщения

1. Титульный лист

2. План

3. Текст сообщения

Требования к оформлению сообщения

1. Общий объем сообщения 3-5 страниц.

2. Сообщение выполняется на стандартной белой бумаге формата А-4 (верхнее, нижнее и

правое поля  1,5 см; левое  2,5 см).

3. Текст печатается обычным шрифтом TimesNewRoman (размер шрифта  12).

4. Заголовки  полужирным шрифтом TimesNewRoman (размер шрифта  14).

5. Интервал между строками  полуторный.

6. Текст оформляется на одной стороне листа.

7. План и разделы сообщения (при наличии) не выделяются на отдельных листах.

8. Титульный лист оформляется по единым требованиям. (Приложение 1).

 

Критерии оценивания:

1. Соответствие содержания работы теме.

2. Логичность и последовательность изложения.

3. Обоснованность и доказательность выводов.

4. Грамотность изложения сообщения.

5. Соответствие оформления работы требованиям.

26


 

 


Отметка «5». Сообщение соответствует всем критериям.

Отметка «4». Имеются незначительные нарушения 1-2 критериев.

Отметка «3». Имеются значительные нарушения 2 и более критериев.

Отметка «2». Работа не соответствует критериям.

Рекомендуемые интернет  источники:

    http://gramota.ru

    https://gorussian.ru/русскоязычные-диалекты-особенности

    http://evartist.narod.ru/text1/73.htm

 

 

Приложение 1 (образец титульного листа)

 

Самарский колледж строительства и предпринимательства (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего

образования

«Национальный исследовательский Московский государственный строительный

университет»


 

 

 

 

 


Доклад на тему

«Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и

передачи авторского отношения к нему»

 

 

 

 

Выполнил Иванов Олег, гр. 356 – 3 СЗ

Преподаватель Дудникова Ю.И.


 

 

 

 

 


2020

 

Самостоятельная работа  17

Составление презентации по разделу «Синтаксис»

Цель: систематизация знаний по теме «Синтаксис»

Содержание задания: составить презентацию по разделу «Синтаксис»

Объем часов: 2

 

 

Инструкция по выполнению

 

Инструкция по выполнению

Презентация выполняется в соответствии с требованиями к оформлению.

 

 

27


 

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление

информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд

требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Общий порядок слайдов

               Титульный лист

               План презентации

               Основная часть

               Заключение (выводы)

Оформление слайдов

Стиль

Соблюдение единого стиля оформления. Следует избегать стилей, которые будут отвлекать

от самой презентации. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны

преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Фон

Для фона предпочтительны холодные тона.

Использование цвета

На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для

заголовка, один для текста. Для фона и текста необходимо использовать контрастные цвета.

Следует обратить внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

Анимационные эффекты

Использование возможностей компьютерной анимации для представления информации на

слайде. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны

отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Содержание информации

Использование коротких слов и предложений, минимального количества предлогов,

наречий, прилагательных. Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице

Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация

должна располагаться в центре экрана. Если на слайде располагается картинка, надпись

должна располагаться под ней.

Шрифты

Для заголовков  не менее 24. Для информации не менее 18. Шрифты без засечек легче

читать с большого расстояния. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной

презентации. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или

подчеркивание. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы выделения информации

Следует использовать       рамки, границы, заливку, штриховку, стрелки, рисунки, диаграммы,

схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут

единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Наибольшая

эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на

каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом;            с

таблицами; с диаграммами.

Критерии оценивания мультимедийной презентации:

1) наличие хорошо продуманной анимации, не мешающей восприятию материала;

2) правильный подбор цветовой гаммы, контрастности;

3) соблюдение масштаба, подбор размера и вида шрифта;

4) соответствие названия выбранной теме;

5) указание целей, хода работы, авторов;

28


 


6) отсутствие грамматических, орфографических, логических ошибок;

7) текст хорошо написан, и сформированные идеи ясно изложены и структурированы;

8) слайды представлены в логической последовательности;

9) красивое оформление презентации.

10) информация об источниках собрана и представлена в правильном формате.

Отметка «5». Работа соответствует всем критериям.

Отметка «4». В работе допущены негрубые ошибки, имеются нарушения 1-2 критериев.

Отметка «3». В работе допущены грубые ошибки, имеются нарушения критериев.

Отметка «2». Работа не соответствует критериям

 

 

Литература

 

1. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: учебник.  М., 2016.

2. Машина О.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие.– М., 2011 (ЭБС

ZNANIUM.COM).

3. Самойлова Е.А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие  М., 2014 (ЭБС

ZNANIUM.COM).

4. Самсонов Н.Б. Русский язык и культура речи Учебное пособие - М., 2010.

5. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. - М., 2015.

6. Введенская Л. А. Культура речи.  Ростов на Дону, 2012.

7. Петрова Н.Е. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии: учебное пособие - М.,

2010 (ЭБС ZNANIUM.COM).

8. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для студентов профессиональных

образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО.  М., 2017.

 

Словари

1. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка: иллюстрированное издание / В.И. Даль. - М.:

Эксмо, 2015.

2. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и

фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцов. - М.: ОНИКС-ЛИТ,

Мир и Образование, 2012.

3. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь современного русского языка: Около 100000 слов / Д.Н.

Ушаков. - М.: Аделант, 2013.

 

Интернет-ресурсы

www.gramota.ru

www.gramma.ru

www.slovesnik.ru

www.slovari.ru

www.philology.ru

www.ruscentr.ru

www.onlinedics.ru/

http://gramota.ru

https://gorussian.ru/ру сскоя зычные- диалекты- особенности

http://evartist.narod.ru/text1/73.htm


 

 

 

 

 

 

 


29


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство науки и высшего образования

Министерство науки и высшего образования

Автор-составитель: Дудникова

Автор-составитель: Дудникова

СОДЕРЖАНИЕ П ояснитель ная записка 4

СОДЕРЖАНИЕ П ояснитель ная записка 4

Пояснител ьная записка М етодичес кие реком ендации по вы пол нению в неаудиторной сам остоятел ь ной работы по дисциплине «Русский язык» предназн ачены…

Пояснител ьная записка М етодичес кие реком ендации по вы пол нению в неаудиторной сам остоятел ь ной работы по дисциплине «Русский язык» предназн ачены…

–орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка; норм речевого поведения в социально- культурной, учебно-научной, официально деловой сферах общения. 5

–орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка; норм речевого поведения в социально- культурной, учебно-научной, официально деловой сферах общения. 5

Наименование самостоятельной работы

Наименование самостоятельной работы

Порядок выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

Порядок выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

Образование Среднее специальное

Образование Среднее специальное

Самостоятельная работа №3

Самостоятельная работа №3

Дорогие друзья! Перед нами стоит важная задача – правильное воспитание подрастающего поколения

Дорогие друзья! Перед нами стоит важная задача – правильное воспитание подрастающего поколения

ЗАПРЕЩАЕТСЯ использовать образцы

ЗАПРЕЩАЕТСЯ использовать образцы

Содержание задания: работа с орфоэпическим словарем

Содержание задания: работа с орфоэпическим словарем

Дисциплина «Русский язык»

Дисциплина «Русский язык»

Москва, Ленинград, особые сокращения имеют города:

Москва, Ленинград, особые сокращения имеют города:

Сам ост оя т ельная р абота № 7

Сам ост оя т ельная р абота № 7

A. Скандальная выходка; вызов окружающим, намеренное нарушение общепринятых норм и правил

A. Скандальная выходка; вызов окружающим, намеренное нарушение общепринятых норм и правил

Критерии оценки: - оценка «5» ставится, если студент выполнил все задания верно; - оценка «4» ставится, если студент выполнил правильно не менее ¾ задания; -…

Критерии оценки: - оценка «5» ставится, если студент выполнил все задания верно; - оценка «4» ставится, если студент выполнил правильно не менее ¾ задания; -…

Содержание задания: составить презентацию на тему «Основные выразительные средства морфологии»

Содержание задания: составить презентацию на тему «Основные выразительные средства морфологии»

Отметка «5». Работа соответствует всем критериям

Отметка «5». Работа соответствует всем критериям

В чем вы меня за (подозривать)? 2)

В чем вы меня за (подозривать)? 2)

V. 1. «Так вот ты какая!» -

V. 1. «Так вот ты какая!» -

Хорошо бы уже иметь эту машину

Хорошо бы уже иметь эту машину

Не с разными частями речи части речи

Не с разными частями речи части речи

Подчинительная связь в словосочетаниях

Подчинительная связь в словосочетаниях

Держался город на трех китах: вокзал, тюрьма, женская г_мназия

Держался город на трех китах: вокзал, тюрьма, женская г_мназия

Цель: систематизация знаний по теме «Обособление второстепенных членов предложения»

Цель: систематизация знаний по теме «Обособление второстепенных членов предложения»

Отметка «5». Сообщение соответствует всем критериям

Отметка «5». Сообщение соответствует всем критериям

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них

Отметка «5». Работа соответствует всем критериям

Отметка «5». Работа соответствует всем критериям
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2024