Методические рекомендации к самостоятельной работе по ДУП.01.2
Оценка 4.8

Методические рекомендации к самостоятельной работе по ДУП.01.2

Оценка 4.8
Домашняя работа
docx
биология
10 кл—11 кл
07.04.2021
Методические рекомендации к самостоятельной работе по ДУП.01.2
Материал содержит требования к самостоятельной работе студентов по предмету ДУП.01.2 раздел биология и задания самостоятельных работ по всему курсу
Методич. рек. к сам. работе ДУП.01.2. ШО.docx

Министерство образования Московской области

Филиал государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет»

в городе Зарайске – Зарайский педагогический колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические указания  по организации и проведению

внеаудиторной самостоятельной работы студентов

по учебному предмету ДУП.01.2. Основы естественных наук  

специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зарайск 2020

Методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов по учебному предмету ДУП.01.2.Основы естественных наук по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

 

Рассмотрено

на заседании ПЦК общеобразовательных

и общепрофессиональных дисциплин

Протокол № 01  от 27 августа  2020г.

 

Председатель ПЦК_____________ А.А. Коновалова                 

 

Утверждаю

Заместитель директора по УМР  ____________ Л.В. Самодурова

28 августа 2020г.                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

стр.

1.       

Пояснительная записка

4

2.       

Виды самостоятельных работ

7

3.       

Рекомендации студентам по выполнению заданий самостоятельной работы

7

4.       

Распределение часов на выполнение самостоятельной работы студентов по разделам и темам

8

5.       

Самостоятельная работа № 1

8

6.       

Самостоятельная работа № 2

9

7.       

Самостоятельная работа № 3

11

8.       

Самостоятельная работа № 4

12

9.       

Самостоятельная работа № 5

15

10.   

Приложение 1

17

11.   

Приложение 2

18

12.   

Приложение 3

19

13.   

Приложение 4

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов по учебному предмету ДУП.01.2.Основы естественных наук по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.   

Цель методических указаний: оказание помощи студентам в выполнении самостоятельной работы по учебному предмету ДУП.01.2.Основы естественных наук

Настоящие методические указания направлены на освоение студентами следующих результатов обучения по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах:

личностных:

-       устойчивый интерес к истории и достижениям в области естествознания;

-       готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные естественнонаучные знания;

-       объективное осознание значимости компетенций в области естествознания для человека и общества;

-       умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

-       готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения естественнонаучной направленности, используя для этого доступные источники информации;

-       умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

-       умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания;

-        сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития естественных наук;

-        умение анализировать последствия влияния естественнонаучных процессов на жизнь и деятельность человека;

метапредметных:

-        умение использовать такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон естественных явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

-        владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем по естествознанию;

-        умение использовать различные источники по естествознанию для получения достоверной научной информации, умение оценить ее достоверность;

-        владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по различным вопросам естествознания, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме естественнонаучного характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий;

предметных:

-       сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество—природа»;

-       сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

-       владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

-       владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

-       сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

-        сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры приводить примеры роли естествознания в формировании научного мировоззрения на основе эволюции естественнонаучной картины мира (физическая, механическая, электродинамическая, квантово-полевая), а также единства законов природы во Вселенной;

-        классифицировать уровни научного познания и их составляющие: миры (наномир и микромир, макромир, мегамир), физические явления, химические реакции, биологические процессы, уровни организации материи, уровни организации жизни;

-        иллюстрировать на примерах действие и практическое применение основных фундаментальных физических теорий и законов: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории (в основных элементах);

-        распознавать физические процессы в контексте межпредметных связей;

-        использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;

-        описывать условия применения физических моделей (материальная точка, математический маятник, абсолютно твердое тело, идеальный газ, идеальная тепловая машина, планетарная модель атома Резерфорда, нуклонная модель ядра, модель атома водорода по Бору) при решении физических задач;

-        решать качественные и практико-ориентированные физические задачи с явно заданной физической моделью в контексте межпредметных связей;

-        предсказывать свойства химических элементов на основании периодического закона;

-        классифицировать виды химических превращений и предсказывать их возможные продукты;

-        рассчитывать количественные характеристики простейших химических превращений, используя для расчета законы сохранения массы веществ, постоянства состава, Авогадро;

-        предсказывать изменения скорости химических реакций в зависимости от температуры и наличия катализатора;

-        применять понятие о химическом равновесии для описания свойств обратимых процессов;

-        приводить примеры практического использования химических веществ и их реакций в промышленности и в быту;

-        классифицировать основные биологические макромолекулы и базовые процессы, в которых они участвуют;

-        распознавать отличия в строении животных и растительных клеток, а также одноклеточных организмов по описанию, на изображениях или под микроскопом;

-        сравнивать виды деления клетки (митоз и мейоз); определять стадии митоза по изображениям;

-        объяснять роль фотосинтеза в геологических процессах на Земле и поддержании существования жизни;

-        сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям;

-        делать выводы и умозаключения на основе данного сравнения; устанавливать связь структуры и функции организмов;

-        различать основные признаки популяции и биологического вида;

-        выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов; прогнозировать изменение экосистем под действием внешних факторов;

-        находить сходство и различия человека и животных; определять модель экологически правильного поведения в окружающей среде; оценивать антропогенные изменения в биосфере;

-        описывать основные научные гипотезы о происхождении Вселенной, Солнечной системы и планет;

-        выделять общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов;

-        использовать естественнонаучную терминологию при описании явлений окружающего мира;

-        классифицировать полезные ископаемые по химическому составу, методам добычи, области их использования в технологии;

-        применять естественнонаучные понятия и концепции для описания современных технологических достижений, включая нанотехнологию и биотехнологию;

-        распознавать принципы работы и извлекать из описания наиболее важные характеристики приборов и технических устройств;

-        использовать элементы исследовательского метода для выявления взаимосвязей между объектами и явлениями; проводить наблюдение, измерение и описание;

-        применять в демонстрационных и исследовательских целях современные приборы для измерения и наблюдения, используя описание или предложенный алгоритм эксперимента;

-        выделять персональный вклад великих ученых в формирование современной естественнонаучной картины мира;

-        осознавать необходимость соблюдения предписаний и техники безопасности, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии, электрических приборов, сложных механизмов;

-        выделять основные признаки здорового образа жизни; объяснять роль отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, мутагенов на здоровье организма и зародышевое развитие; определять возможные причины наследственных заболеваний.

 

В результате освоения дисциплины обучающиеся осваивают элементы компетенций

Код

Компетенция

ОК.1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК.2

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК.4

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК.5

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК.6

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

Виды  самостоятельных работ

 

1.      Основные признаки живого.

2.      Клетка - единица строения и жизнедеятельности организма.

3.      Химический состав клетки.

4.      Строение и функции клетки.

5.      Вирусы и бактериофаги.

6.      Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

7.      Деление клетки.

8.      Размножение и индивидуальное развитие организмов.

9.      Организм – единое целое.

10.  Закономерности наследственности.

11.  Закономерности изменчивости. 

12.  Предмет, задачи и методы селекции.

13.  Генная инженерия и биотехнологии.

14.  Эволюция органического мира.

15.  Микроэволюция.

16.  Макроэволюция.

17.  Возникновение жизни на Земле.

18.  Происхождение человека.

19.  Биосфера и человек.

20.  Основы экологии.

21.  Ноосфера.

22.  Изучение особенностей развития живого организма.

23.  Характеристика особенностей индивидуального развития организма.  

24.  Способы размножения живых организмов.

25.  Изготовление дидактических пособий в соответствии с темами программы.

26.  Подбор и оформление занимательного материала по темам программы.

27.  Зарисовки в альбоме различных форм живых организмов и их органоидов, органов.

28.  Дорисовка  рисунка и выделение части организмов.   

29.  Составление словаря биологических терминов.

30.  Составление  конспектов по темам программы.    

31.  Составление  электронных презентаций по программе изучения живых организмов.

 

 

Рекомендации студентам по выполнению заданий  самостоятельной работы

 

Студентам  следует руководствоваться следующими правилами по планированию и выполнению самостоятельной работы:

1.    Прежде  чем приступить к  выполнению задания,  прочитайте  рекомендации по работе, предназначенные для  выполнения конкретного задания в  данном пособии.

2.    Ознакомьтесь с перечнем, рекомендуемой литературы  к данному заданию.

3.    Прочтите текст  конспекта лекции по данной  теме.

4.    Выполните предложенные задания. Если  возникнут затруднения в  процессе работы, обратитесь за  консультацией к  преподавателю.

5.    Во время выполнения задания постоянно контролируйте себя и свою деятельность. Корректируйте работу с учетом получаемых результатов.

6.    При выполнении задания старайтесь укладываться в рекомендованное для ее выполнение время.

7.    По окончании работы проанализируйте её результаты, оцените их степень совпадения с поставленной целью.

 

Распределение часов на выполнение самостоятельной работы студентов по разделам и темам   учебного предмета ДУП.01.2. Основы естественных наук

 

Наименование

раздела

Темы самостоятельной работы

Количество часов на ВСР

Раздел 4. Биология

 

Тема 4.1. Учение о клетке

Написать конспект лекции по теме «Обмен веществ и превращение энергии в клетке»

2

Создание презентации на тему «Обмен веществ в клетке»

4

Создание презентации на тему «Биосинтез белка»

4

Решение задач по молекулярной биологии

2

Тема 4.3. Эволюция органического мира

Создание презентации на тему «Происхождение жизни на Земле»

4

Всего:

16

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 01

Тема 4.1. Учение о клетке

 

Вид и содержание самостоятельной внеаудиторной работы:

 

ТЕМА: Обмен веществ и превращение энергии в клетке.  

 

Цель: изучить этапы обмена веществ и энергии - главных процессов жизни как отдельной клетки, так и организма в целом, а также их этапы.

Формат выполненной работы: написание конспекта лекции.  

 

Критерии оценки:

-        нравственная сторона;

-        научность и информативность (современный научный уровень);

-        доказательность и аргументированность,

-        наличие достаточного количества примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств;

-        четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов;

-        методическая обработка – выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках;

-        изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий;

-        научность, доступность, единство формы и содержания.

 

 

Контроль выполнения: текущий контроль.

Норма времени: 2 часа. 

 

Содержание работы:

1.       Дать определение и описать сущность процессов метаболизма в живой системе.

2.       Объяснить как происходит энергетический обмен.

3.       Объяснить сущность пластического обмена.

4.       Дать определение процесса фотосинтеза, указать условия для его проведения и объяснить фазы фотосинтеза.

5.       Дать определение процесса хемосинтеза, привести примеры, объяснить в чем его сущность.

 

Методические рекомендации:

1.      Нужно записывать лекцию по смысловым блокам: каждый блок соответствует пункту плана лекции. Должна быть четкая нумерация (удобно использоваться подпункты, отступ слева и маркеры списка). Также используйте красную строку.

2.      Ключевые слова можно сократить до одной заглавной буквы, а потом использовать это обозначение в тексте.

3.        Можно использовать специальные сокращения для стержневых понятий научной дисциплины, например: интеллектуальные системы (ИС), жанр (Ж), литература (Л), фонетика (Ф), предикат (П). Такие сокращения будут «действовать» в пределах конспектов по одной дисциплине. Для страховки можно выписывать выбранные сокращения на последнюю страницу тетради или на обложку.

4.        Удобно сокращать распространённые длинные слова, чтобы не тратить лишнего времени.

5.      Везде, где можно, использовать аббревиатуру или значок – используйте. Когда не успеваете, можно пропускать гласные буквы в словах, они не помешают понимать написанное.

6.      Знаете английский или другие языки? Возможно, некоторые слова на них пишутся короче. Это можно использовать.

7.        Классификации и периодизации предпочтительнее конспектировать не в текстовом виде, а в виде схем, диаграмм, рисунков. Это очень важное правило, верх мастерства.

8.        Используйте пространственную запись.

 

Рекомендуемые источники информации:

1.      Естествознание. Биология: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования/Л.А. Паршутина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. -352 с.

2.      Константинов В.М., Резанов А. Г., Фадеева Е. О. Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. В. М. Константинова. – 12-е изд., стер. — М., «Академия», 2014.

3.      Материалы лекции.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 02

Тема 4.1. Учение о клетке

 

Вид и содержание самостоятельной внеаудиторной работы:

 

ТЕМА: Обмен веществ в клетке.

 

Цель: изучить процессы метаболизма в живой клетке.

 

Формат выполненной работы: создание презентации.

 

Критерии оценки:

 

Шкала оценивания

Критерии  оценки

5

(отлично)

1. Методические рекомендации к оформлению  презентации выполнены полностью: выдержаны содержательный критерий, логический критерий, речевой критерий, психологический критерий, критерий соблюдения дизайн-эргономических требований.

2. Презентация представлена на зачётном уроке или сдана в печатном виде (при условии уважительной причины отсутствия на уроке)

4

(хорошо)

1.  Методические рекомендации к оформлению  презентации выполнены полностью

2.  Презентация  не представлена на уроке, сдана в печатном виде (без уважительной причины отсутствия на уроке)

3

(удовлетворительно)

1.  Методические рекомендации к оформлению  презентации  выполнены  не полностью

2.  Презентация  не представлена на уроке, сдана в печатном виде (без уважительной причины отсутствия на уроке)

2

(неудовлетворительно)

1.  Методические рекомендации к оформлению  презентации  не выполнены 

2.  Презентация  не представлена на уроке, сдана в печатном виде  с большим нарушением сроков сдачи

 

Контроль выполнения: учёт наличия результатов самостоятельной работы, представляемых в письменной форме.  Выступление с сообщением на уроке.

Норма времени: 4 часа.

 

Содержание работы (на выбор):

1.       Докажите, что обмен веществ – основные процессы жизнедеятельности организма.

2.       Объясните сущность, этапы, условия и значение энергетического обмена.

3.       Объясните сущность, этапы, условия и значение пластического обмена веществ.

4.       Объясните сущность, этапы, условия и значение процесса фотосинтеза. Хемосинтез.

 

Методические рекомендации:

При выполнении задания необходимо: руководствоваться требованиями к написанию и оформлению сообщений (Приложение 3). Оформление титульного листа (Приложение 2), требования к презентации (Приложение 4).

 

Рекомендуемые источники информации:

1.      Естествознание. Биология: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования/Л.А. Паршутина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. -352 с.

2.      Константинов В.М., Резанов А. Г., Фадеева Е. О. Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. В. М. Константинова. – 12-е изд., стер. — М., «Академия», 2014.

3.      Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442397

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 03

Тема 4.1. Учение о клетке

 

Вид и содержание самостоятельной внеаудиторной работы:

 

ТЕМА: Биосинтез белка.

 

Цель: углубить знания о метаболизме клеток путем реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка; продолжить формирование знаний о хранении информации о белках в ДНК, познакомить с понятием генетический код и основными его свойствами; рассмотреть особенности транскрипции у эукариот как одного из этапов биосинтеза.

 

Формат выполненной работы: создание презентации.

 

Критерии оценки:

 

Шкала оценивания

Критерии  оценки

5

(отлично)

1. Методические рекомендации к оформлению  презентации выполнены полностью: выдержаны содержательный критерий, логический критерий, речевой критерий, психологический критерий, критерий соблюдения дизайн-эргономических требований.

2. Презентация представлена на зачётном уроке или сдана в печатном виде (при условии уважительной причины отсутствия на уроке)

4

(хорошо)

1.  Методические рекомендации к оформлению  презентации выполнены полностью

2.  Презентация  не представлена на уроке, сдана в печатном виде (без уважительной причины отсутствия на уроке)

3

(удовлетворительно)

1.  Методические рекомендации к оформлению  презентации  выполнены  не полностью

2.  Презентация  не представлена на уроке, сдана в печатном виде (без уважительной причины отсутствия на уроке)

2

(неудовлетворительно)

1.  Методические рекомендации к оформлению  презентации  не выполнены 

2.  Презентация  не представлена на уроке, сдана в печатном виде  с большим нарушением сроков сдачи

 

Контроль выполнения: учёт наличия результатов самостоятельной работы, представляемых в письменной форме.  Выступление с сообщением на уроке.

Норма времени: 4 часа.

 

Содержание работы (на выбор):

1.      Дайте общую характеристику биосинтеза в клетке.

2.      Объясните, что собой представляет генетический код и его свойства.

3.      Объясните, как происходит синтез полипептидной цепи.

4.      Объясните процесс транскрипции.

5.      Объясните процесс трансляции.

6.      Назовите условия прохождения биосинтеза белка в клетке.

7.      Докажите важность значения процесса биосинтеза для живой клетки.

 

Методические рекомендации:

При выполнении задания необходимо: руководствоваться требованиями к написанию и оформлению сообщений (Приложение 3). Оформление титульного листа (Приложение 2), требования к презентации (Приложение 4).

 

Рекомендуемые источники информации:

1.      Естествознание. Биология: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования/Л.А. Паршутина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. -352 с.

2.      Константинов В.М., Резанов А. Г., Фадеева Е. О. Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. В. М. Константинова. – 12-е изд., стер. — М., «Академия», 2014.

3.      Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442397

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 04

Тема 4.1. Учение о клетке

 

Вид и содержание самостоятельной внеаудиторной работы:

 

ТЕМА: Решение задач по молекулярной биологии.

 

Цель: научиться решать задачи по молекулярной биологии.

 

Формат выполненной работы: решение задач.

 

Критерии оценки:

-        правильность оформления задачи;

-        последовательность решения задачи;

-        правильно восстановленная последовательность нуклеотидов в молекуле и-РНК (ДНК);

-        правильно восстановленная последовательность аминокислот в молекуле белка;

-        правильно сделаны расчеты задачи; 

-        наличие ссылки на принцип комплементарности;

-        установлена зависимость между удвоенным(выпавшем) триплетом и еще одной аминокислотой в белке;

-        написание ответа задачи.  

 

Контроль выполнения: текущий контроль.

Норма времени: 2 часа.

 

Содержание работы:

1.       Основы молекулярной биологии.

2.       Терминология и обозначения в задачах по молекулярной биологии.

3.       Примеры решения задач по молекулярной биологии.

4.       Решение задач (индивидуально, в паре).

 

Методические рекомендации:

1.      Изучите единицы измерения.

В биологии используются основные и производные единицы международной системы единиц : длины, массы, энергии, работы, теплоты и т.д..

Единицы длины - метр (м).1 м = 10 дм = 100 см = мк = нм, 1 нм = м.

Единицы массы - килограмма (кг).1 кг = г (г); 1 г = нг (нанограммов);

1 Дальтон - единица молекулярной массы, равной массе атома водорода.

Единица энергии, работы и количества теплоты - джоуль (Дж).

1 Дж = эрг = 0,2388 кал; 1 кал = 4,1868 Дж.

В процессе решения любой задачи выделяют определенные этапы.

2.      Анализ задачи. Внимательно прочитайте содержание задачи, осмыслите ее и определите:

-        к какому разделу или теме относится задача,

-        найдите, что дано и что необходимо найти.

3.      Сокращенная запись условия.

-        С помощью условных обозначений коротко запищит, что дано и что нужно найти (как на уроках химии или физики).

-        Подумайте, какие из постоянных известных вам величин можно использовать при решении задачи, запишите их.

4.      Оформление записи задачи.

Место, что осталось после короткого записи условия задачи, условно разделите на две части. В левой части запишите данные, которые вы будете использовать, в правой - решение. Действий в задаче может быть несколько. Записывайте их так: 1) ...; 2) ...; 3) ... и т.д.

5.      Решение задачи.

-        Решайте задачу поэтапно.

-        На каждом этапе кратко сформулируйте вопрос.

-        Тщательно проверяйте результаты расчетов.

-        Проверьте всю ли информацию из условия задачи использовали.

-        При необходимости выберите другой способ решения.

6.      Завершающий этап.

Проверьте правильность решения в целом, сформулируйте и запишите окончательный ответ.

 Правила решения и критерии оценивания задач по молекулярной биологии

Для решения задач данного типа необходимы знания о строении и свойствах ДНК и РНК, принципе комплементарности, коде ДНК и его свойствах, механизме биосинтеза белка, этапах диссимиляции глюкозы, роли АТФ в клеточном метаболизме.

Основные биологические понятия:

ген – участок ДНК, в матричной цепи которого зашифрована информация о первичной структуре одной полипептидной цепи; матрица для синтеза всех видов РНК;

генетический код – система записи информации о порядке аминокислот в белковой молекуле в виде последовательности нуклеотидов ДНК или РНК;

триплет (кодон) – три последовательно соединенных нуклеотида ДНК или РНК, несущих информацию об определенной аминокислоте;

антикодон – кодовый триплет т-РНК, комплементарный кодону и-РНК и определяющий аминокислоту, которую переносит данная т-РНК;

комплементарность – свойство азотистых оснований избирательно соединяться друг с другом (А-Т (У), Ц-Г);

репликация – процесс удвоения ДНК в соответствии с принципом комплементарности;

транскрипция («переписывание») – процесс синтеза и-РНК на кодирующей цепи гена в соответствии с принципом комплементарности;

трансляция – процесс синтеза белковой молекулы на рибосоме в соответствии с последовательностью кодонов и-РНК;

правило Чаргаффа – правило соответствия количества пуриновых (А+Г) нуклеотидов в молекуле ДНК количеству пиримидиновых (Т+Ц) нуклеотидов. Следствие: в любой двуцепочной структуре нуклеиновых кислот количество адениловых нуклеотидов равно количеству тимидиловых (уридиловых), а количество гуаниловых нуклеотидов равно количеству цитидиловых, т. е. А = Т(У); Г = Ц;

экзон – фрагмент гена эукариот, несущий информацию о структуре белковой молекулы;

интрон – фрагмент гена эукариот, не несущий информации о структуре белковой молекулы;

зрелая и-РНК (матричная) – и-РНК эукариот, образовавшаяся в результате рестрикции и сплайсинга и состоящая только из экзонов;

диссимиляция глюкозы – процесс ферментативного расщепления и окисления глюкозы;

фосфорилирование – процесс образования АТФ из АДФ и остатка фосфорной кислоты;

гликолиз – процесс ферментативного расщепления глюкозы без участия кислорода до c образованием 2 молекул АТФ;

аэробный гликолиз – процесс ферментативного расщепления и окисления органических веществ (в том числе, глюкозы) до конечных продуктов с участием кислорода как акцептора электронов в ходе окислительного фосфорилирования;

дыхание – процесс окисления сложных органических веществ до более простых с целью аккумуляции энергии в АТФ.

Задачи по теме «Принцип комплементарности, правило Чаргаффа»

Для решения задач этого типа необходимо знание принципа комплементарности, строения и свойств ДНК и РНК, правило Чаргаффа.

Необходимые пояснения:

  • Один шаг это полный виток спирали ДНК–поворот на 360o
  • Один шаг составляют 10 пар нуклеотидов
  • Длина одного шага – 3,4 нм
  • Расстояние между двумя нуклеотидами – 0,34 нм
  • Молекулярная масса одного нуклеотида – 345 г/моль
  • Молекулярная масса одной аминокислоты – 120 г/мол
  • В молекуле ДНК: А+Г=Т+Ц (Правило Чаргаффа: ∑(А) = ∑(Т), ∑(Г) = ∑(Ц), ∑(А+Г) =∑(Т+Ц)
  • Комплементарность нуклеотидов: А=Т; Г=Ц
  • Цепи ДНК удерживаются водородными связями, которые образуются между комплементарными азотистыми основаниями: аденин с тимином соединяются 2 водородными связями, а гуанин с цитозином тремя.
  • В среднем один белок содержит 400 аминокислот;
  • вычисление молекулярной массы белка:

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/631232/img1.gif 
где Мmin – минимальная молекулярная масса белка,
а – атомная или молекулярная масса компонента,
в – процентное содержание компонента.

 

Рекомендуемые источники информации:

1.      Естествознание. Биология: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования/Л.А. Паршутина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. -352 с.

2.      Константинов В.М., Резанов А. Г., Фадеева Е. О. Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. В. М. Константинова. – 12-е изд., стер. — М., «Академия», 2014.

3.      Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442397

4.      Конспект лекции.

5.      Задания в тетради.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 05

 Тема 4.3. Эволюция органического мира

 

Вид и содержание самостоятельной внеаудиторной работы:

 

ТЕМА: Происхождение жизни на Земле.

 

Цель: изучить современные представления о возникновении жизни на Земле и формы ее проявления.

 

Формат выполненной работы: создание презентации.

 

Критерии оценки:

 

Шкала оценивания

Критерии  оценки

5

(отлично)

1. Методические рекомендации к оформлению  презентации выполнены полностью: выдержаны содержательный критерий, логический критерий, речевой критерий, психологический критерий, критерий соблюдения дизайн-эргономических требований.

2. Презентация представлена на зачётном уроке или сдана в печатном виде (при условии уважительной причины отсутствия на уроке)

4

(хорошо)

1.  Методические рекомендации к оформлению  презентации выполнены полностью

2.  Презентация  не представлена на уроке, сдана в печатном виде (без уважительной причины отсутствия на уроке)

3

(удовлетворительно)

1.  Методические рекомендации к оформлению  презентации  выполнены  не полностью

2.  Презентация  не представлена на уроке, сдана в печатном виде (без уважительной причины отсутствия на уроке)

2

(неудовлетворительно)

1.  Методические рекомендации к оформлению  презентации  не выполнены 

2.  Презентация  не представлена на уроке, сдана в печатном виде  с большим нарушением сроков сдачи

 

Контроль выполнения: учёт наличия результатов самостоятельной работы, представляемых в письменной форме.  Выступление с сообщением на уроке.

Норма времени: 4 часа.

 

Содержание работы:

1.      Дайте характеристику современным представлениям о происхождении жизни на Земле.

2.      Назовите условия появления жизни.

3.      Укажите геологию Земли (кратко).

4.      Укажите основные этапы эволюции живых организмов по плану:

а) эра, период, продолжительность;

б) климат;

в) растительный мир: виды, их особенности строения;

г) животный мир: виды, их особенности усложнения организации;

д) сделайте выводы по работе.

 

Методические рекомендации:

При выполнении задания необходимо: руководствоваться требованиями к написанию и оформлению сообщений (Приложение 3). Оформление титульного листа (Приложение 2), требования к презентации (Приложение 4).

 

Рекомендуемые источники информации:

1.      Естествознание. Биология: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования/Л.А. Паршутина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. -352 с.

2.      Константинов В.М., Резанов А. Г., Фадеева Е. О. Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. В. М. Константинова. – 12-е изд., стер. — М., «Академия», 2014.

3.      Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442397

 

Составил преподаватель – Новикова Ж.Н.

Дата 25.08.2020 г.

Подпись ________________

 


Приложение 1

Требования к оформлению текстовых материалов

При применении ПК устанавливаются следующие поля: верхнее – 2 см; нижнее – 3.5 см; правое – 1,5 см; левое – 3 см (для установки полей используйте команду: Файл/Параметры страницы).

Текст должен быть набран в текстовом редакторе Microsoft Word с полуторным интервалом (воспользуйтесь командой Формат/Абзац/ Междустрочный/Полуторный) на одной стороне бумаги формата А4. Абзацный отступ – 1,5 см. выравнивание – по ширине.

Вид шрифта: Times New Roman.

Размер шрифра: для текста – 14; для заголовков – 16; для подзаголовков – 14; для формул – 14; для таблиц – 9, 10 или 12.

Заголовки разделов (глав), подразделов печатаются с заглавной буквы (Технико-экономическая характеристика работы станции), нумеруются арабскими цифрами без точки в конце и записываются с абзацного отступа.

Переносы слов в заголовках и подзаголовках не допускаются.

Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно двум интервалам (размер шрифта 14). Расстояние между заголовками раздела и подраздела – один интервал (размер шрифта 14).

При наборе текста учитывайте правила ввода текста:

1.  После знаков препинания пробел обязателен, до знаков препинания пробел не ставится

2. После скобок и кавычек пробел не ставится.

3. До и после тире пробел обязателен. До и после дефиса пробел не ставится.

4. После заголовков точки не ставятся.

Разделы и подразделы

Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа (части, книги), обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацевого отступа. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.

Если документ не имеет подразделов, то нумерация пунктов в нем должна быть в пределах каждого раздела, и номер пункта должен состоять из номеров раздела и пункта, разделенных точкой. В конце номера пункта точка не ставится.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Если в документе одна таблица, она должна быть обозначена "Таблица 1" или "Таблица В.1", если она приведена в приложении В.

Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Название таблицы следует помещать слева над таблицей без абзацного отступа

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Филиал государственного образовательного учреждения

высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет» в городе Зарайске - Зарайский педагогический колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Название работы (Сообщение, конспект, отчет)

Тема

 

 

 

Выполнил (а): ФИО студента

Специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах,

курс, группа

 

Преподаватель: Новикова Ж.Н.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зарайск,  2020

 

Приложение 3

Требования к содержанию и оформлению сообщений

 

Сообщение -  это письменная работа обучающегося в размере не более 5-7 листов, которая  может не содержать практической части, а ограничиваться только теоретическими сведениями по  исследуемой теме.

Сообщение  должно содержать:

-     титульный лист,

-     оглавление,

-     введение,

-     основную часть (разделы, части),

-     выводы (заключительная часть),

-     приложения (может не быть),

-     пронумерованный список использованной литературы (не менее 5-ти источников).

Во введении следует отразить место рассматриваемого вопроса в естественнонаучной проблематике, его теоретическое и прикладное значение. (Обосновать выбор данной темы, коротко рассказать о том, почему именно она заинтересовала автора). Указываются цель и задачи сообщения, дается характеристика используемой литературы.

Основная часть должна излагаться в соответствии с планом, четко и последовательно, желательно своими словами. Здесь в логической последовательности излагается материал по теме. Эту главу при необходимости можно разбить на подпункты -  2.1., 2.2. (с указанием в оглавлении соответствующих страниц). Могут быть представлены таблицы, графики, схемы.

Выводы (заключительная часть) подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме сообщения, предлагаются рекомендации.

Общий объём сообщения  - 5-7 страниц печатного или рукописного текста  (с учётом титульного листа, содержания и списка литературы) на бумаге формата А4, на одной стороне листа. Он не нумеруется, однако считается первой страницей.

Для  набора текста используется  программа Microsoft Word или  OpenOffice.org Writer. Текст печатается шрифтом «Times New Roman»: размер шрифта - 14, междустрочный интервал - 1,5 с соблюдением размера полей: левое - 30 мм, правое — 10, верхнее и нижнее - по 25 мм; при наборе таблиц размер шрифта меняется на 12.

Насыщенность букв и знаков в строке должна быть ровной и однотипной. Примесь частично напечатанных отдельных букв, цифр, слов, вписанных от руки, не допускается.

Таблицы, рисунки, чертежи, схемы и графики, как в тексте, так и в приложении, выполняются на стандартных листах или представляют в виде ксерокопий на белой бумаге такого же размера. Фотографии могут быть наклеены на стандартные листы белой бумаги. Текст работы вкладывается в файл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Требования к оформлению презентационного материала

 

Стиль

-     наличие единого стиля оформления;

-     преобладание основной информации (текст, иллюстрации) над вспомогательной.

Фон

-     предпочтителен холодный тон фона презентации

Использование

цвета

-     применение на одном слайде не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста;

-     использование контрастных цветов для фона и текста.

Анимационные

эффекты

-     умеренное использование анимационных эффектов (они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде)

Содержание

информации

-     использование коротких информативных слов и предложений;

-     привлекательность заголовка (передача сути содержания материала).

Расположение

информации

на странице

-     предпочтительно горизонтальное расположение информации;

-     предпочтительно выравнивание информации по центру экрана.

Шрифты

-     для заголовков кегель – не менее 24;

-     для информации кегель - не менее 18;

-     недопустимо смешивание разные типы шрифтов в одной презентации;

-     применение жирного, курсивного начертания, подчеркивание выделенного текста для смыслового выделения информации;

-     недопустимо злоупотребление прописными буквами. Тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial, Tahoma, Verdana), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем.

Способы выделения информации

-     применение:

-     рамки; границы, заливку;

-     штриховку, стрелки;

-     рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

-     удержание соотношение информации на слайде: 30% – текст 70% – изображение;

-     отображение ключевой, важной информации отдельном слайде.

Правило начального (титульного) слайда и заключительного (последнего) слайда

-     наличие на первом слайде общей информации: тема, ФИО разработчика;

-     наличие на заключительном слайде общей информации о ее разработчике и благодарности слушателям за внимание.

Возможные формы использования

-        демонстрация на экране для всего класса;

-        групповая, самостоятельная работа учащихся;

-        контроль знаний, умений;

-        организация исследовательской и проектной деятельности;

-        использование учителем для подготовки к урокам.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования Московской области

Министерство образования Московской области

Методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов по учебному предмету

Методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов по учебному предмету

Содержание стр

Содержание стр

Пояснительная записка Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов по учебному предмету

Пояснительная записка Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов по учебному предмету

Вселенной; - классифицировать уровни научного познания и их составляющие: миры (наномир и микромир, макромир, мегамир), физические явления, химические реакции, биологические процессы, уровни организации материи, уровни…

Вселенной; - классифицировать уровни научного познания и их составляющие: миры (наномир и микромир, макромир, мегамир), физические явления, химические реакции, биологические процессы, уровни организации материи, уровни…

Земле и поддержании существования жизни; - сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям; - делать выводы и умозаключения на основе данного сравнения; устанавливать связь…

Земле и поддержании существования жизни; - сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям; - делать выводы и умозаключения на основе данного сравнения; устанавливать связь…

Виды самостоятельных работ 1

Виды самостоятельных работ 1

Распределение часов на выполнение самостоятельной работы студентов по разделам и темам учебного предмета

Распределение часов на выполнение самостоятельной работы студентов по разделам и темам учебного предмета

Норма времени : 2 часа.

Норма времени : 2 часа.

Цель: изучить процессы метаболизма в живой клетке

Цель: изучить процессы метаболизма в живой клетке

Константинов В . М ., Резанов

Константинов В . М ., Резанов

Содержание работы ( на выбор): 1

Содержание работы ( на выбор): 1

Контроль выполнения : текущий контроль

Контроль выполнения : текущий контроль

ДНК или РНК; триплет (кодон) – три последовательно соединенных нуклеотида

ДНК или РНК; триплет (кодон) – три последовательно соединенных нуклеотида

В среднем один белок содержит 400 аминокислот; вычисление молекулярной массы белка: где

В среднем один белок содержит 400 аминокислот; вычисление молекулярной массы белка: где

Методические рекомендации к оформлению презентации выполнены не полностью 2

Методические рекомендации к оформлению презентации выполнены не полностью 2

Приложение 1 Требования к оформлению текстовых материалов

Приложение 1 Требования к оформлению текстовых материалов

Приложение 2 Филиал государственного образовательного учреждения высшего образования

Приложение 2 Филиал государственного образовательного учреждения высшего образования

Приложение 3 Требования к содержанию и оформлению сообщений

Приложение 3 Требования к содержанию и оформлению сообщений

Приложение 4 Требования к оформлению презентационного материала

Приложение 4 Требования к оформлению презентационного материала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2021