Тема: Уровни организации живой природы
Цель: развивать понятия «биосистема», «жизнь», «уровень организации живой материи», продолжить формирование знаний об основных свойствах живого.
Задачи:
Обучающие: научить давать определение понятию «уровень организации живой материи», определять критерии живых систем;
Развивающие: развивать умения школьников самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой, выделять главное, развивать коммуникативные способности учащихся;
Воспитывающие: формировать научное мировоззрение учащихся, осуществлять нравственное и экологическое воспитание школьников.
Средства обучения: электронная презентация, ПК, экран, мультимедиа-проектор, карточки с заданиями для работы в группах.
Под уровнем организации живой материи подразумевают то функциональное место, которое данный биологический объект занимает в общей системе организации природы.
Выделяют несколько уровней организации живых систем, которые отражают соподчинённость, иерархичность структурной организации жизни.
Ткань — это совокупность межклеточного вещества и сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям клеток.
Орган — это часть организма, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение и занимающая в организме определённое место.
Организм — это любое живое тело, способное существовать самостоятельно и обладающее рядом свойств, которые отличают его от неживых тел.
Популяция — это совокупность свободно скрещивающихся организмов одного вида, обитающих долгое время на общей территории, относительно изолированных от других таких же совокупностей.
Биогеоценоз — это совокупность всех видов с различной сложностью организации и всех факторов среды их обитания.
Уровень |
Элементарная единица |
Основные процессы |
Молекулярный |
Макромолекулы органических веществ, ген |
Копирование и передача наследственной информации, биосинтез |
Клеточный |
Органоиды клетки, клетка |
Обмен веществ, деление клеток, регуляция внутриклеточных процессов |
Тканево-органный |
Ткани, органы |
Обмен веществ и энергии, реагирование на раздражение |
Организменный |
Система органов, особь |
Согласованная деятельность разных систем органов, поддержание гомеостаза |
Популяционно-видовой |
Особи, группы особей |
Рождаемость, смертность. Элементарные эволюционные преобразования |
Биогеоценотический |
Экосистема |
Поддержание динамической устойчивости биосистемы как целостности |
Биосферный |
Оболочки планеты, биогеоценозы |
Взаимодействие живого и неживого вещества, биологический круговорот веществ и поток энергии |
2. Решение биологических задач.
Задача 1: Живые организмы отличаются от неживых систем сложностью и структурной и функциональной упорядоченностью. Выявите черты сходства и отличия живых организмов от объектов неживой природы. Приведите примеры.
Задача 2: Мир живой природы представляет собой совокупность биологических систем разного уровня организации, которые находятся в непрерывном взаимодействии. Раскройте взаимосвязь различных уровней структурной организации животного мира. Приведите примеры.
Задания для проверки усвоения материала: Выполните задания указанные в дидактическом материале по теме «Уровни организации живой материи»
.
Дидактический материал по теме «Уровни организации живой материи»
1. Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запищите в текст цифры, выбранных ответов.
Живая природа представляет собой сложно - организованную … (А) систему.
… (Б) - структурная и функциональная единица, а также единица размножения и развития всех живых организмов. … (В) - это совокупность сходных по строению клеток и межклеточного вещества, объединенных выполнением общей функции. (Г) – это самый низкий уровень организации жизни. (Д) – самый высокий уровень организации живой материи.
Перечень терминов:
1) молекулярный
2) иерархическая
3) клетка
4) биосферный
5) ткань
2. Заполните правую колонку таблицы « Уровни организации живой материи»
Биологический объект |
Уровень организации |
Молекулы белка |
|
Корень |
|
Вода |
|
Нуклеиновая кислота |
|
Растение |
|
Животное |
|
Древесина |
|
Сосновый бор |
|
Популяция зайцев |
|
3. Ниже приведен перечень понятий. Все они, кроме двух, являются уровнями организации живого. Найдите два понятия, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) биосферный
2) генный
3) популяционно-видовой
4) биогеоценотический
5) биогенный
4. Соотнесите какому уровню организации соответствует объект:
Береза карельская |
Молекулярный |
Клетка крови |
Клеточный |
Кожа |
Организменный |
Вода |
Органно-тканевой |
Заяц |
Популяционно-видовой |
5. Соотнеси свойство живой системы с конкретным примером:
1. зимняя спячка у млекопитающих;
2. поглощение кислорода при дыхании и выделении углекислого газа;
3. рост гибридного мицелия под землей;
4. сезонные миграции (перелеты) птиц.
а) способность к обмену веществ, энергии и информации с окружающей средой;
б) способность адаптироваться к условиям среды;
в) способность к движению;
г) способность к размножению по законам наследственности и изменчивости
6. Расположите в правильном порядке уровни организации жизни, начиная с наименьшего.
1) биоценоз
2) популяция
3) нейрон
4) многоклеточный организм
5) биосфера
Ответ:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.