Уровни организации живой материи
Оценка 4.8

Уровни организации живой материи

Оценка 4.8
Домашнее обучение +2
docx
биология
9 кл—10 кл
12.01.2025
Уровни организации живой материи
Дается краткая характеристика уровней организации живой материи.Затем приводится решение задач по теме урока. Для проверки усвоения материала приводится дидактический материал "Уровни организации живой материи"
Тема Уровни организации живой материи.docx

Тема: Уровни организации живой природы

Цель: развивать понятия «биосистема», «жизнь», «уровень организации живой материи», продолжить формирование знаний об основных свойствах живого.

Задачи:

Обучающие: научить давать определение понятию «уровень организации живой материи», определять критерии живых систем;

Развивающие: развивать умения школьников самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой, выделять главное, развивать коммуникативные способности учащихся;

Воспитывающие: формировать научное мировоззрение учащихся, осуществлять нравственное и экологическое воспитание школьников.

Средства обучения: электронная презентация, ПК, экран, мультимедиа-проектор, карточки с заданиями для работы в группах.

Под уровнем организации живой материи подразумевают то функциональное место, которое данный биологический объект занимает в общей системе организации природы.

 

Выделяют несколько уровней организации живых систем, которые отражают соподчинённость, иерархичность структурной организации жизни.

 

  • Молекулярный (молекулярно-генетический) уровень — самый низкий уровень проявления жизни. Структурными элементами этого уровня являются молекулы нуклеиновых кислот, белков, липидов, углеводов и других органических веществ. На этом уровне происходят явления, связанные с размножением и обменом веществ. Изучением жизни на молекулярном уровне занимается молекулярная биология.
  • Клеточный уровень представлен клеткой — основной единицей строения, функционирования и размножения живых организмов. Процессы, связанные с функционированием клеток, изучает цитология.
  • Тканевый уровень изучает гистология.

Ткань — это совокупность межклеточного вещества и сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям клеток. 

  • Органный уровень. Орган включает в свой состав несколько тканей.

Орган — это часть организма, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение и занимающая в организме определённое место.   

  • Организменный уровень изучают разные науки, например, физиология и аутэкология (экология особей). Особь как целостный организм представляет собой элементарную единицу жизни. В другой форме жизнь в природе не существует.

Организм — это любое живое тело, способное существовать самостоятельно и обладающее рядом свойств, которые отличают его от неживых тел.

  • Популяционно-видовой уровень характеризуется объединением родственных особей в группы — популяции, а популяций — в виды. Здесь действуют законы внутривидовых взаимоотношений, возникают и накапливаются мутации, происходит естественный отбор. Этот уровень организации изучают такие науки, как демэкология (или популяционная экология), эволюционное учение.

Популяция — это совокупность свободно скрещивающихся организмов одного вида, обитающих долгое время на общей территории, относительно изолированных от других таких же совокупностей.

  • Биогеоценотический уровень представлен экосистемами, т. е. сообществами, образованными популяциями разных видов и окружающей средой. Этот уровень организации изучает биоценология, или синэкология (экология сообществ).

Биогеоценоз — это совокупность всех видов с различной сложностью организации и всех факторов среды их обитания.

  • Биосферный уровень — это высший уровень организации жизни. Биосфера состоит из всех биогеоценозов, существующих на Земле. Как и любой живой системе, биосфере характерен круговорот веществ и превращение энергии.

Уровень

Элементарная единица

Основные процессы

Молекулярный

Макромолекулы органических веществ, ген

Копирование и передача наследственной информации, биосинтез

Клеточный

Органоиды клетки, клетка

Обмен веществ, деление клеток, регуляция внутриклеточных процессов

Тканево-органный

Ткани, органы

Обмен веществ и энергии, реагирование на раздражение

Организменный

Система органов, особь

Согласованная деятельность разных систем органов, поддержание гомеостаза

Популяционно-видовой

Особи, группы особей

Рождаемость, смертность. Элементарные эволюционные преобразования

Биогеоценотический

Экосистема

Поддержание динамической устойчивости биосистемы как целостности

Биосферный

Оболочки планеты, биогеоценозы

Взаимодействие живого и неживого вещества, биологический круговорот веществ и поток энергии

2. Решение биологических задач.

Задача 1: Живые организмы отличаются от неживых систем сложностью и структурной и функциональной упорядоченностью. Выявите черты сходства и отличия живых организмов от объектов неживой природы. Приведите примеры.

Задача 2: Мир живой природы представляет собой совокупность биологических систем разного уровня организации, которые находятся в непрерывном взаимодействии. Раскройте взаимосвязь различных уровней структурной организации животного мира. Приведите примеры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания для проверки усвоения материала: Выполните задания указанные в дидактическом материале по теме «Уровни организации живой материи»

.

 

 Дидактический материал по теме «Уровни организации живой материи»

 

1. Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запищите в текст цифры, выбранных ответов.

Живая природа представляет собой сложно - организованную … (А) систему.

… (Б) - структурная и функциональная единица, а также единица размножения и развития всех живых организмов. … (В) - это совокупность сходных по строению клеток и межклеточного вещества, объединенных выполнением общей функции. (Г) – это самый низкий уровень организации жизни. (Д) – самый высокий уровень организации живой материи.

Перечень терминов:


1) молекулярный

2) иерархическая

3) клетка

4) биосферный

5) ткань


 

2. Заполните правую колонку таблицы « Уровни организации живой материи»

Биологический объект

Уровень организации

Молекулы белка

 

Корень

 

Вода

 

Нуклеиновая кислота

 

Растение

 

Животное

 

Древесина

 

Сосновый бор

 

Популяция зайцев

 

 

3. Ниже приведен перечень понятий. Все они, кроме двух, являются уровнями организации живого. Найдите два понятия, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.


1) биосферный

2) генный

3) популяционно-видовой

4) биогеоценотический

5) биогенный

 

4.         Соотнесите какому уровню организации соответствует объект:

           

Береза карельская

Молекулярный

Клетка крови     

Клеточный

Кожа

Организменный 

Вода

Органно-тканевой

Заяц

Популяционно-видовой

 

 


 

5.         Соотнеси свойство живой системы с конкретным примером:

1.      зимняя спячка у млекопитающих;

2.       поглощение кислорода при дыхании и выделении углекислого газа;

3.       рост гибридного мицелия под землей;

4.       сезонные миграции (перелеты) птиц.

а) способность к обмену веществ, энергии и информации с окружающей средой;

б) способность адаптироваться к условиям среды;

в) способность к движению;

г) способность к размножению по законам наследственности и изменчивости

 

6. Расположите в правильном порядке уровни организации жизни, начиная с наименьшего.

1) биоценоз

2) популяция

3) нейрон

4) многоклеточный организм

5) биосфера

Ответ:


 

Тема: Уровни организации живой природы

Тема: Уровни организации живой природы

Популяция — это совокупность свободно скрещивающихся организмов одного вида, обитающих долгое время на общей территории, относительно изолированных от других таких же совокупностей

Популяция — это совокупность свободно скрещивающихся организмов одного вида, обитающих долгое время на общей территории, относительно изолированных от других таких же совокупностей

Задания для проверки усвоения материала:

Задания для проверки усвоения материала:

Соотнеси свойство живой системы с конкретным примером: 1

Соотнеси свойство живой системы с конкретным примером: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2025
Посмотрите также: