Методические рекомендации к уроку: «Первая мировая война и ее влияние на развитие европейской цивилизации».
Оценка 4.8

Методические рекомендации к уроку: «Первая мировая война и ее влияние на развитие европейской цивилизации».

Оценка 4.8
docx
03.08.2023
Методические рекомендации к уроку: «Первая мировая война и ее влияние на развитие европейской цивилизации».
9. О. Е. Метод. рекомендации Первая мировая война..docx

Методические рекомендации к уроку: «Первая мировая война и ее влияние на развитие европейской цивилизации».

Тема урока: «Первая мировая война и ее влияние на развитие европейской цивилизации».

На уроке предусмотрена групповая работа обучающихся с использованием игровых и ролевых элементов. В классах с высокой наполняемостью роль определяется для всей группы обучающихся — одна роль на группу. В малокомплектных классах у каждого отдельного ученика может быть своя роль. Между группами организуется дискуссия, в которой все участники группы действуют в логике заданной ролевой установки. Роли могут распределяться учителем или выбираются на основе жеребьевки.

Участники дискуссии знакомятся с правилами ведения дискуссии, с критериями, по которым будет оцениваться работа групп. Учитель при подготовке к уроку определяет круг рассматриваемых проблем и подпроблем, количество групп, ролевые направленности групп и в соответствии с этим готовит необходимый для работы каждой группы материал. Учитель определяет, должны ли пакеты материалов, предоставляемых группам, иметь одинаковое содержание или его следует отбирать отдельно для каждой группы. Определяет необходимость использования видеоматериалов и подготовки презентации к уроку. Помогает в подготовке групп к выступлению. Ведущий руководит работой групп, организует дискуссию. Ведущим может быть как учитель, так и старшеклассник. Ведущий должен быть хорошо подготовлен. Он задает вопросы, обобщает выдвигаемые положения, обращает внимание на их противоречивость, если это проявляется в ходе дискуссии. На данном уроке предлагается организовать группы журналистов, историков, политиков, аналитиков. Группам предлагается обсудить три вопроса, но, в зависимости от подготовленности групп, количество обсуждаемых вопросов можно сократить. Можно отдельно организовать группу экспертов, которые будут оценивать работу групп на критериальной основе, можно функцию оценивания передать самим группам. У каждой группы своя задача: - журналисты озвучивают проблемные вопросы, представляют свою точку зрения по поставленной проблеме, иллюстрируют ее документами, фотографиями, свидетельствами современников; - историки поясняют историческую ситуацию, складывающуюся вокруг проблемы, комментируют происходившие события, используя фактологический материал, строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; - политики поясняют логику принятых решений, предполагаемые последствия этих решений для государств; - аналитики предлагают обобщенные выводы о последствиях действий государств в ходе Первой мировой войны и последствиях войны для судеб Европы и мира; - группы, при необходимости, помогают своему выступающему, все участники дискуссии могут задавать выступающему вопросы, включаться в обсуждение, высказывать свое мнение; - эксперты оценивают работу групп. Каждая проблема или блок проблем обсуждаются группами последовательно. Каждая группа принимает участие в обсуждении в той после- довательности, которая задана учителем или ведущим. По обсуждаемой проблеме каждая группа определяет свой вариант вывода, озвучивает его. По окончании обсуждения каждой проблемы учитель или ведущий сопоставляют выводы групп, которые могут быть взаимоисключающими, подводят краткие итоги. Выводы записываются на доске. В конце урока, таким образом, на доске прописаны выводы по всем обсуждаемым вопросам. В старших классах желательно предварительное самостоятельное повторение или ознакомление с событиями Первой мировой войны по учебникам истории и материалам, предложенным учителем. Цель урока: способствовать развитию гражданского самосознания, формированию чувства сопричастности российского гражданина к своей стране и ее истории, уважения к подвигу народов России, отстаивавших территориальный, политический, экономический суверенитет своей Родины в Первой мировой войне. Формируемые результаты освоения основной образовательной программы: - личностные: формирование гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности на основе изучения исторического опыта России и человечества, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

- метапредметные:

· умение самостоятельно определять цели деятельности, анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия;

· умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее;

· умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и учебного сотрудничества;

· устанавливать причинно-следственные связи;

· объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе изучения событий, документальных материалов; - предметные: применение фактологических знаний и предметных умений (работа с картой) при обсуждении заданных дискуссионных тем. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение урока: - компьютер, проектор, электронная интерактивная доска;

- пакеты материалов для работы групп; - презентация к уроку; - подборка карт по Первой мировой войне [http://vek-noviy.ru/pervaya-mirovaya-voyna-1914-1918-godov/pervayamirovaya-voyna-kartyi-voennyih-deystviy.html]

Этапы урока:

1. Организационный этап Обучающиеся организуются в группы, знакомятся с правилами работы в группах, правилами участия в дискуссии.

2. Актуализации и мотивации учебной деятельности.

Беседа учителя с классом: - Юрий Максимиленко написал такие строки о Первой мировой войне: Я брежу этою войной… Страна, страна… еще страна… Войной больна… - Что вы знаете о Первой мировой войне? Учитель обобщает сказанное, группа историков конкретизирует знания о событиях Первой мировой войны с привлечением хронологической таблицы.

3. Постановка цели дискуссии, определение цели и задач работы групп Ведущий предлагает вопросы для обсуждения: - Была ли Первая мировая война неизбежной? - Россия в Первой мировой войне: победы и поражения. - Результаты и последствия Первой мировой войны. Группы обсуждают представленный список вопросов и при необходимости его корректируют.

4. Дискуссия Следующий этап работы групп - изучение материалов по первому вопросу. У всех групп по данному вопросу подборка материалов одинаковая. Обсуждение первого вопроса «Была ли Первая мировая война неизбежной?» начинает группа журналистов. С использованием карты поясняется содержание таблицы «Основные спорные вопросы в международных отношениях европейских государств к началу Первой мировой войны», положения таблицы анализируются и озвучиваются. Вывод о вероятности или отсутствии возможности избежать войны делается с опорой на мнения историков, которые представлены в документе «Историки о неизбежности Первой мировой войны». Остальные группы поочередно высказывают свое мнение об обоснованности выводов группы журналистов, представляют, аргументируя свою точку зрения по данной проблематике. Вывод записывается на доске. Второй вопрос - «Россия в Первой мировой войне: победы и поражения», представляют сразу две группы: историки и политики. Задача историков кратко рассказать о двух сложившихся военнополитических блоках — Антанта и ее союзники и Центральные державы (Тройственный союз) и их союзники (Приложение 4). С привязкой к карте перечислить основные битвы Первой мировой войны (Приложение 5), показывая особенности этих сражений (например, битва при Сомме, когда военное командование Великобритании в течение одного дня потеряло 60 000 солдат). Историки должны выделить участие и роль России в Первой мировой войне как спасительницы союзнических армий, рассказать о героизме русских воинов, среди которых было немало уроженцев Ярославской земли, представить свои выводы. Политики могут построить анализ ситуации на комментировании фрагмента статьи У. Черчилля – «Ни к одной стране судьба не была так жестока, как к России. Её корабль пошел ко дну, когда гавань была в виду. Она уже претерпела бурю, когда все обрушилось. Все жертвы были уже принесены, вся работа завершена. Отчаяние и измена овладели властью, когда задача была уже выполнена…» Политики характеризуют ситуацию, сложившуюся в государстве, делают вывод о влиянии ситуации на ведение военных действий и итогов войны. Остальные группы дополняют выступления основных докладчиков. Учитель и ведущий акцентируют внимание на проблеме обсуждения, к какому лагерю можно отнести Россию — лагерю победителей или побежденных? Третий вопрос — «Результаты и последствия Первой мировой войны», раскрывает группа аналитиков. В выступлении должны быть отмечены особенности Первой мировой войны, ее итоги, новые явления в общественной жизни и международных отношениях, которые она породила. При обсуждении выступления группы аналитиков необходимо обратить внимание на новые явления и угрозы, которые могут сегодня привести к военным конфликтам: зависимость каждого отдельного государства от глобализации мировых процессов, экономические и информационные войны, гонка вооружений, применение таких видов оружия, которые могут мгновенно перевести военный конфликт из разряда локальных в глобальный, и т.д.

5. Обобщение итогов дискуссии.

В результате обсуждения проблемных вопросов на доске представляются выводы, к которым пришли группы, анализируя роль России в Первой мировой войне и влияние войны на развитие европейской цивилизации. Учитель заканчивает урок небольшим общим обсуждением, задав вопрос классу: какие уроки преподала человечеству Первая мировая война? Или предложить объяснить смысл афоризма, который приписывается первому канцлеру Германской империи Отто фон Бисмарку (1815– 1898 гг.): «Даже победоносная война — это зло, которое должно быть предупреждено мудростью народов»).

6. Листы экспертных оценок работы групп вывешиваются на доске.

 Информационные ресурсы:

1. http://histrf.ru/uploads/media/default/0001/08/b66a91b514b9abdcdecb b44de845aca510372073.pdf — методические рекомендации по проведению Всероссийского открытого урока, посвященного 100-летию начала Первой мировой войны;

2. http://www.kommersant.ru/doc/2535133 — отечественная и иностранная пресса о событиях лета 1914 года; 3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2 %D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0% B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0 — Первая мировая война;


 

Методические рекомендации к уроку: «Первая мировая война и ее влияние на развитие европейской цивилизации»

Методические рекомендации к уроку: «Первая мировая война и ее влияние на развитие европейской цивилизации»

Первой мировой войны по учебникам истории и материалам, предложенным учителем

Первой мировой войны по учебникам истории и материалам, предложенным учителем

Группы обсуждают представленный список вопросов и при необходимости его корректируют

Группы обсуждают представленный список вопросов и при необходимости его корректируют

Или предложить объяснить смысл афоризма, который приписывается первому канцлеру

Или предложить объяснить смысл афоризма, который приписывается первому канцлеру
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.08.2023