Рекомендуемая методика проведения урокаТема: «Нанесение размеров»
Цель урока: Изучить основные правила и нормы нанесения размеров на чертеже; научиться наносить размеры на проекции предметов различных форм; развивать пространственное мышление (представление о форме предметов).
Задачи урока:
Дать понятие и научить выполнять на чертеже
Единицы измерения
Выносные линиии
Размерные линиии
Стрелки
Размерные числа
Классификация размеров
Способы нанесения размеров
План урока(примерный)
I. Организационный момент
II. Фронтальный опрос предыдущего материала
III. Коррекция знаний по опросу
IV. Постановка целей урока
V. Изложение нового материала:
а) Стандарт (ГОСТ 2.307-68);б) Единицы измерения;в) Выносные линии;г) Размерные линии;д) Стрелки;е) Размерные числа;ж) Классификация размеров;з) Способы нанесения размеров.
VI. Закрепление материала
VII. Графические упражнения
VIII. Задание на дом
IX. Подведение итогов урока
Проверка знаний(полученных на предыдущем уроке)
1. Подготовка к уроку учащихся. Проверка наличия необходимых чертежных принадлежностей, половина тетрадного листа для фронтального опроса. На листе в верхнем правом углу написаны: Фамилия, класс. Учащиеся готовы для начала урока.
2. Учитель проводит опрос. Учащиеся отвечают на вопросы письменно на приготовленных листах (половина), обозначая № (номер) вопроса(вопросы не записывают) по порядку. Вопросы записаны на доске.Вопросы:1. Что называется чертежом?2. Что такое стандарт ЕСКД?3. Какие размеры имеет лист формата А4?4. Каково назначение сплошной тонкой линии? Какова её толщина?5. Какова маркеровка карандаша для проведения сплошной тонкой линии?6. Начертить горизонтально сплошную тонкую линию.
Через 5 минут учитель предлагает сдать листки на проверку. С последних столов "ответы" передаются на стол учителя.
3. Для выяснения ошибок и неточностей, допущенных при опросе, на уроке, после сдачи листов, учитель излагает правильные ответы:
ЭТАЛОН ОТВЕТОВ (на поставленные вопросы)
1) Чертеж - это документ, содержащий изображение предмета, изделия (или архитектурного сооружения) и другие данные (размеры, масштаб, технические требования), необходимые для его изготовления (строительства) и контроля.2) Стандарт ЕСКД - это нормативный документ, устанавливающий единые правила выполнения и оформления конструкторских документов для всех отраслей промышленности (единая система конструкторской документации), утвержденный Государственным комитетом по стандартизации.3) А4 - размеры сторон 210x297.4) Сплошная тонкая линия предназначена для нанесения размерных и выносных линий, штриховки, полок линий-выносок, линий построения. Толщина S/3 до S/2. 5) Карандаши для проведения сплошной тонкой линии должны быть твердыми T, 2T, 3T.6)
Сплошная тонкая и Сплошная толстая основная
Единицы измерения
Существует два вида размеров: угловые и линейные. В практике используются линейные, так как они проставляются в миллиметрах без обозначения (мм.) измерения и характеризуют длину, ширину, высоту, толщину, диаметр, радиус различных частей изображаемого предмета. Угловые размеры указываются в градусах, минутах и секундах с обозначением единиц измерения (6°, 5', 10") и характеризуют величину угла.
При нанесении размеров, прежде всего, надо определить необходимость каждого размера на чертеже. Общее количество размеров должно быть минимальным, но достаточным для изготовления и контроля. Наносить лишние размеры или повторять их на чертеже не следует.
Подставленные размеры должны обеспечить не только возможность построения изображения, но и изготовления того, что изображено.Стандартом установлены правила нанесения размеров. Линия, используемая для выполнения размеров - сплошная тонкая
Выносные линии
При нанесении размеров для указания границ измерения, и выноса размера за контур изображения, проводят прямыеЛинии, которые называют выносными. Их следует проводить перпендикулярно прямолинейному отрезку элемента детали, размер которого указывают. Линии, в основном, располагают вне контура изображения вида (проекции) предмета.Выносные линии, выходящие за стрелки, должны быть равными от 2 до 5 мм и одинаковыми на всем чертеже.Выносные линии допускается проводить от линии невидимого контура только при случае, если отпадает необходимость выполнять дополнительное изображение.
Размерные линии
Для определения границы измерения частей, формы предмета проводят как прямую линию, так и дуги окружности, над которыми надписывают размеры, называют размерными линиями.Эти линии изображают полностью и проводят параллельно прямолинейному отрезку элемента детали, размер которого указывается. Размерные линии проводят между выносными линиями, осевыми, иногда допускается проводить непосредственно к линиям видимого контура.По возможности следует избегать пересечения размерных и выносных линий. Не допускается использование линий контура, осевых, центровых, а так же выносных линий в качестве размерных.
Стрелки
Размерные линии, упирающиеся в выносные, осевые, контурные ограничивают стрелками. Форма стрелки представляет определенную геометрическую фигуру, имеющую заданные параметры.
Эти параметры сохраняются на всем чертеже, выбранного формата. (Величина стрелок должна быть одинаковой на всем листе)Если невозможно разместить стрелки на концах размерной линии, то их размещают с наружной стороны выносных.При недостатке места на размерной линии, стрелки можно заменить засечками (под углом 45° к размерной линии), или точками. Допускается прерывать контурную или выносную линию, ограничивающую место положения стрелки
Размерные числа
Надписанные числа, показывающие размеры над размерными линиями называются размерными числами. Существует способ нанесения размерных чисел на чертеже, который помогает определить величину измеряемого отрезка. Он позволяет провести прямую линию без разрыва и надписать число над ней. Размерные числа не следует разделять или пересекать какими бы то ни было линиями чертежа.Цифры размерных чисел при различных наклонах размерных линий следует располагать как показано на рисунке, избегая проведения размерных линий в пределах углов 30° и числа выносятся на полку линии-выноски горизонтально
Размерное число наносят ближе к середине.При отсутствии дополнительных изображений (проекций) определяющих форму предмета перед размерным числом наносят знак ((квадрат), если стороны элемента детали плоские грани. Знак ((диаметр), если элемент состоит из тел вращения, знак R (радиус) при скругленных углах (сопряжениях).
Классификация размеров
Для обеспечения чтения размеров, указываемых на чертежах, их можно разбить с точки зрения определения величины и увязки элементов на семь групп размеров: габаритные, конструктивные, координирующие, технологические, определяющие форму детали, установочные и присоед
Все эти размеры мы подробнее будем рассматривать при изучении сборочных чертежей. В настоящее время - нам нужны габаритные и определяющие форму. Габаритные размеры - наибольшие размеры детали по ширине, высоте, длине. В основном эти размеры используются для выбора заготовки детали, контроля размеров в случае установке детали в устройство. Размеры, определяющие форму - определяют линейные, угловые, скругления, гибочные, характеризующие форму элементов детали.
Способы нанесения размеров
Координатный - нанесение размеров от одной стороны (основной базы) или лесенкой, при этом способе размеры дают четкое построение предмета, где погрешности в размерах не накапливаются.
Цепной - нанесение размеров цепочкой (один за другим), но этот способ исключает один размер (части детали, неподверженный обработке) и здесь нужен справочный размер.
Расстояние между параллельными размерными линиями выбирают одну для всего чертежа от 6 до 10 мм.Толщина плоской детали обозначается буквой s с последующим указанием размерного числа. Длина изделия обозначается малой буквой латинского алфавита - L (эль).
Закрепление материала
Для закрепления нового материала необходимо обсудить следующие вопросы:
1) На основании чего можно судить о величине детали? (размеры).
2) В каких единицах измерения выражают размеры на чертежах? (в мм, градусах, минутах, секундах).
3) Какое расстояние оставляют между контуром изображения и размерными линиями? (от 6 до 10 мм).
4) На сколько мм должны выступать выносные линии за концы стрелок? (от 2 до 5 мм).
5) Какие размеры называются габаритными? (наибольшие размеры предмета по длине, высоте, ширине).
6) Какими знаками обозначаются длина, толщина, квадрат, радиус, диаметр, размер для справок -
Графическая работаПрактическая работа
Навык нанесение размеров должен быть отработан на уроке. Для этого необходимо выполнить задание.
Цель практической работы: освоение техники нанесения размеров на чертеже, предусмотренных ЕСКД.
Задание:
Расположите формат А4 вертикально. Начинайте работу с определения листа расположения на поле чертежа. Нанесите осевые и центровые линии (штрих пунктирные). Именно от них ведите все построения, которые следуют проводить сплошной тонкой линией. Обведите изображение детали сплошной основной линией. Нанесите размеры как показано на образце.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.