Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Хабаровский промышленно-экономический техникум»
Методические рекомендации
к выполнению
самостоятельной работы обучающихся с ОВЗ по
дисциплине «Обществознание»
Яценко Ольга Ивановна
Номинация:
«Лучшая методическая разработка мероприятий по организации самостоятельной работы обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»
Хабаровск-2021
Содержание
Рецензия 4
Аннотация 5
Пояснительная записка 6
Раздел 1. ЧЕЛОВЕК. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 8
Тема 1.1 Природа человека. Человек. Индивид. Личность 8
Тема 1.2 Наука и образование в современном мире 10
РАЗДЕЛ 2. Общество как сложная динамическая система 11
Тема 2.1 Общество как сложная динамическая система. Типология обществ 12
Тема 2.2 Глобальные проблемы современности 14
Тема 2.3 Мораль, искусство и религии как элементы духовной культуры 16
РАЗДЕЛ 3. Экономика 18
Тема 3.1 Экономика и ее роль в жизни общества 18
Тема 3.2 Рынок. Фирма. Роль государства в экономике 19
Тема 3.3 Основные проблемы в экономике России. Элементы международной экономики 21
РАЗДЕЛ 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 22
Тема 4.1 Социальная структура общества 22
Тема 4.2 Социальные общности и группы. Социальные общности и группы 23
Семья. Молодежь
РАЗДЕЛ 5. ПОЛИТИКА 24
Тема 5.1 Политическая система общества. Государство в политической системе 24
Тема 5.2 Политика – правовая сфера общества 26
РАЗДЕЛ 6. ПРАВО 28
Тема 6.1 Право в системе социальных норм. Нормативно-правовые акты 28
Система Российского права
Заключение 30 Используемыеисточники 31 Приложения
Рецензия
На методическую разработку мероприятий по организации самостоятельной работы обучающихся с ОВЗ и инвалидностью по дисциплине «Обществознание»
преподавателя КГБ ПОУ ХПЭТ Яценко Ольги Ивановны
Методические рекомендации к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Обществознание» - это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе обучающихся по сопровождению образовательного процесса при обучении лиц, имеющих нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
Методическое пособие разработано в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по дисциплине «Обществознание», проверяет знания обучающихся по всем разделам курса. В данном пособии представлены задания, реализующие системно-деятельностный подход в обучении, которые можно использовать как на учебных занятиях, так и для самостоятельной работы обучающихся во внеурочное время.
Учебно-методическое пособие состоит из шести разделов, в которых представлены разноуровневые вопросы и задания для усвоения и закрепления новых знаний, полученных при работе с учебной литературой, первоисточниками, схемами и таблицами, интернет-ресурсами.
В данном сборнике охвачены разделы:
· Человек в системе общественных отношений
· Общество как сложная динамическая система
· Экономика
· Социальные отношения
· Политика
· Право
Система заданий, представленная в пособии позволяет развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать, решать проблемные задачи, аргументировать собственное суждение, развивать критическое мышление.
Учебное пособие позволяет проводить контроль знаний обучающихся как по отдельной теме, так и по всему разделу, учитывая индивидуальные способности обучающихся разных специальностей.
Практическая значимость учебного пособия состоит в приобретении обучающимися личностных, предметных и метапредметных умений и навыков.
Предлагаемый материал носит рекомендательный характер, может быть использован преподавателями обществознания, организующими учебный процесс обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Рецензент
Аннотация
Методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Обществознание» по сопровождению образовательного процесса при обучающихся, имеющих нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, предназначено для обучающихся 1 курса.
Обязательным условием организации и сопровождения образовательного процесса является учет возможностей здоровья обучающегося, психофизиологических особенностей, способностей, ориентированность на перспективы развития обучающегося, раскрытие его потенциала. Особенности данного методического пособия заключаются в том, что оно способствует развитию навыков самостоятельной работы, служит активации познавательной деятельности обучающихся.
Методическое пособие разработано в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по дисциплине «Обществознание», проверяет знания обучающихся по всем разделам курса. Пособие представлено в виде сборника разноуровневых заданий по темам и разделам, разъясняющих и иллюстрирующих сопровождение образовательного процесса. Обучающиеся расширяют и систематизируют свои знания о человеке и обществе, основных сферах жизни общества, размышляют над многими проблемными вопросами современного общественного развития.
В методические рекомендации по организации самостоятельной работы включены: памятка-алгоритм приемов работы с текстом, составление плана при работе с текстом, написания эссе, конспекта, реферата, памятка-алгоритм по составлению таблиц, схем.
Учебно-методическое пособие состоит из шести разделов, в которых представлены разноуровневые вопросы и задания для усвоения и закрепления новых знаний, полученных при работе с учебной литературой, первоисточниками, схемами и таблицами, интернет-ресурсами.
При выполнении заданий обучающиеся изучают новые термины, заполняют таблицы, работают с первоисточниками, пишут эссе, решают проблемные вопросы и задачи.
Система заданий, представленная в пособии позволяет развивать умения: анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать, решать проблемные задачи, аргументировать собственное суждение, развивать критическое мышление.
Учебное пособие позволяет проводить контроль знаний обучающихся как по отдельной теме, так и по всему разделу преподавателям, организующим процесс для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Пояснительная записка
Реализация государственной политики в области образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предполагает возможность получения ими полноценного среднего профессионального образования, приобретения такой специальности, которая дает возможность стать равноправным членомобщества.
Методические рекомендации для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Обществознание» разработаны в соответствии с ФГОС СПО, дидактическими рекомендациями по организации самостоятельной работы обучающихся и рабочей программой дисциплины «Обществознание».
Целью методических рекомендаций для самостоятельной работы обучающихся является организация, управление самостоятельной работы в процессе изучения данной дисциплины обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья.
В современной дидактике самостоятельная работа студентов рассматривается, с одной стороны, как вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства, но под руководством преподавателя, а с другой - как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, формирования у них методов организации такой деятельности. Эффект от самостоятельной работы студентов можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в учебно-воспитательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения.
Выполнение обучающимися заданий данного курса призвано обеспечить овладение общекультурными компетенциями:
- обеспечивать научно-исследовательскую деятельность, знание эвристических возможностей гуманитарных наук;
- владеть культурой мышления, способностью в письменной речи правильно (логически) оформить результаты мыслительной деятельности;
- применять технологии проблемного обучения;
- использовать информационные технологии для приобретения новых знаний.
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен освоить необходимые умения:
- осуществлять поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук; анализировать, обобщать, систематизировать полученные знания;
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.
необходимые знания:
- ключевых понятий;
- закономерностей развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
- социальных свойств человека, его места в системе общественных отношений;
- особенностей различных общественных наук; путей и способов социального и гуманитарного познания.
Данные методические рекомендации предполагают разнообразные задания по курсу обществознание, чтобы полнее и глубже освоить предмет, отработать навыки самостоятельной работы, успешно пройти промежуточную аттестацию. Задания для выполнения самостоятельной работы разбиты по разделам и темам.
.
РАЗДЕЛ 1. ЧЕЛОВЕК. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
Цель:
1. Закрепление и применение знаний.
2. Обобщение и систематизация знаний. Время выполнения: 2 ч.
Самостоятельная работа
по теме 1.1 Природа человека. Человек. Индивид. Личность
Выполните задания, используя материалы учебника Л.Н. Боголюбов, Обществознание 10 кл., профильный уровень (стр. 80-90; 301-311); Обществознание под. Редакцией Б.И.Фёдорова, Юрайт (стр.14-22).
Задание № 1. На основании материала учебника дайте определение терминам:
Задание № 2. Определите, какие суждения о социализации из правой колонки соотносятся с явлениями, перечисленными в левой колонке.
Суждения |
Явления |
Вторичная социализация |
Это почти тоже, что и социализация, однако в отличие от социализации является целенаправленным процессом. |
Семья |
Это формируется в формировании социализации |
Десоциализация |
Так называют процесс, который происходит с человеком в старости, когда он выходит на пенсию и отдаляется от дел |
Вторичная социализация |
В результате этого процесса не только человек приспосабливается к среде, но и среда приспосабливается к человеку. |
Воспитание |
Это процесс, который занимает возраст человека |
Представление о себе (собственный образ) |
Это играет наиболее важную роль в процессе социализации |
Интеграция
|
Примером этого могут быть: Группа в детском саду, класс, отряд в лагере. |
Задание № 3. Проанализировать текст, выделить основные идеи текста, сделать вывод. Документ из работы современного отечественного психолога В.А. Петровского «Личность в психологии: парадигма субъективности».
Задание № 4.Написать Эссе (по выбору темы)
Критерии оценивания:
Задания №1,2 - оцениваются оценкой 3;
Задание №1,2, 3 - оценивается оценкой 4;
Задание №1,2,3, 4– оценивается оценкой 5.
Самостоятельная работа
по теме 1.2 Наука и образование в современном мире
Время выполнения: 2ч.
Цель:
1. Закрепление и применение знаний.
2. Обобщение и систематизация знаний.
Выполните задания, используя материалы учебника Л.Н. Боголюбов, Обществознание 10 кл., профил. Уровень (стр. 7-17; 17-26); Обществознание под. Редакцией Б.И.Фёдорова, Юрайт (стр.14-22).
Задание № 1. Заполните таблицу используя материалы учебника
Наука |
Предмет изучения |
Социология |
|
Психология |
|
Философия |
|
Антропология |
|
Социальная антропология |
|
Социальная психология |
|
Педагогика |
|
Психоанализ |
|
Экономика |
|
Политология |
|
Юриспруденция |
|
Культурология |
|
История |
Задание № 2. Какую роль играют в человеческой истории возникновение и развитие науки?
Выполните задание, используя материалы учебника Обществознание под. Редакцией Б.И.Фёдорова, Юрайт (стр.-45-48).
Задание № 3. Работа с источником. Прочитайте отрывок из книги В.У. Кемерова «Философия об обществознании»
Сам термин «социально-гуманитарное познание» указывает на то, что обществознание «составлено» из двух разных видов познания, т.е. термин этот фиксирует не столько связь, сколько различия. Ситуация становления научного обществознания «подкрепила» эти различия, обособив, с одной стороны, социальные науки, ориентированные на изучение структур, общих связей и закономерностей, и, с другой стороны, гуманитарное познание с его установкой на конкретно индивидуальное описание явлений и событий общественной жизни, человеческих взаимодействий и личностей. Вопрос о соотношении социального и гуманитарного в обществознании был предметом постоянных дискуссий; в ходе этих дискуссий побеждали то сторонники четкого методологического определения дисциплин (и соответственно размежевания), то сторонники их методологического сближения (и соответствующей предметной интеграции). Однако важно отметить, что указанное различение и противопоставление социальных и гуманитарных дисциплин научного обществознания в основном трактовались как ситуация «естественная», соответствующая общей логике разделения и связывания человеческой деятельности. Само оформление этой ситуации в недолгой и недавней истории становления научного обществознания, как правило, во внимание не принималось.
Различия социальных наук и гуманитарного познания проявлялись и в отношениях научного обществознания с повседневным сознанием людей. Социальные науки четко противопоставлялись повседневному сознанию как специфическая область теорий, понятий и концепций, «возвышающихся» над непосредственным отображением людьми их обыденной жизни. Гуманитарное познание в значительно большей степени считалось со схемами повседневного человеческого опыта, опиралось на них, более того, часто оценивало научные построения через их соответствие формам индивидуального бытия и сознания. Иными словами, если для социальных наук люди были элементами той объективной картины, которую эти науки определяли, то для гуманитарного познания, напротив, формы научной деятельности проясняли свое значение как схемы, включенные в совместную и индивидуальную жизнь людей.
Ответьте на вопросы: 1. Какие два вида познания включает обществознание? 2. Чем отличаются социальные науки от гуманитарного познания? 3. Что связывает социальные и гуманитарные научные дисциплины?
Критерии оценивания:
Задания №1 - оцениваются оценкой 3;
Задание №1,2, - оценивается оценкой 4;
Задание №1,2,3, – оценивается оценкой 5.
РАЗДЕЛ 2. Общество как сложная динамическая система
Время выполнения: 2ч.
Цель:
1. Закрепление и применение знаний.
2. Обобщение и систематизация знаний.
Самостоятельная работа
по теме 2.1 Общество как сложная динамическая система. Типология обществ
Выполните задания, используя материалы учебника Л.Н. Боголюбова, Обществознание 10 кл., профильный уровень (стр. 109-121)
Заданние № 1. Заполните пропуски в таблице. Общество обладает признаками, которые можно представить в виде таблицы.
Признаки общества |
Комментарий |
Наличие территории |
|
Культура |
|
История |
|
Наличие внутренней дифференциации |
|
Задание № 2. Сопоставьте характеристику обществ.
Старшеклассник выполнил домашнее задание,
в котором описалэкономические характеристики разных типов общества. Но учитель
поставил ему двойку. За что? Может быть, он что-то напутал ?
Результаты его усилий отражены в таблице.
В капиталистическом обществе |
Подающая часть людей(три четверти занятого населения) трудится в промышленности (индустрии). |
В постиндустриальном обществе |
Большинство занятого населения трудится в аграрном секторе (сельском хозяйстве) |
В доиндустриальном обществе |
Большинство занятого населения трудится не в промышленности , а в сфере обслуживания и информации. |
В индустриальном обществе |
Подавляющая часть людей (три четверти занятого населения ) являются наемными работниками или нанимателями. |
Задание № 3. Изучить документ Н.А.Бердяева, проанализировать текст, сделать вывод.
Душа России
Как человек должен относиться к земле своей, русский человек к русской земле? Вот наша проблема. Образ родной земли не есть только образ матери, это также – образ невесты и жены, которую человек оплодотворяет своим голосом, своим мужественным светоносным и оформляющим началом, образ дитяти. Прежде всего, человек должен любить свою землю, Любить во всех ее противоречиях, с ее грехами и недостатками. Без любви к своей земле человек бессилен что-нибудь сотворить, бессилен овладеть землей. Без стихии земли мужественный дух бессилен. Но любовь человека к земле не есть рабство человека у земли , не есть пассивное в нее погружение и растворение в ее стихии. Любовь человека к земле должна быть мужественной. Мужественная любовь есть выход из натуралистической зависимости, из родовой погруженности в стихийный первородный коллективизм. В России все еще слишком господствует не только натуральное хозяйство в ее материальной жизни, но и натуральное хозяйство в ее духовной жизни. Из этого периода натурального хозяйства в муках выходит русский народ, и процесс этот болезнен и мучителен. Русское отщепенство и скитальчество связано с этим отрыванием от родовой натуралистической зависимости, принятой за высшее состояние. Отрыв этот не есть отрыв от родной земли. И русские отщепенцы и скитальцы остаются русскими, характерно национальными. Наша любовь к русской земле, Многострадальной и женственной, превышает все эпохи, все отношения и все идеологические построения. Душа России – не буржуазная душа, - душа, не склоняющаяся перед золотым тельцом, и уже за одно это можно любить ее бесконечно. Россия дорога и любима в самых своих чудовищных противоречиях, в загадочной своей антиномичности, в своей таинственности. Это все почувствовали, когда началась война.
Бердяев Н.А. Русская идея. – М., 2005
Задание № 4.
1. Назовите основные черты, отличающие, по вашему мнению общества. Чем они отличаются друг от друга?
2. Назовите характерные черты традиционного и индустриального общества. Чем они отличаются друг от друга
3. Охарактеризуйте современное, Российское общество с точки зрения типологии обществ вы бы отнесли общество, в котором мы с вами живём?
4. Одни исследователи считают, что Российское общество имеет перспективу развиться в что это новый тип общества?
5. Что такое информационное общество? Назовите его основные характеристики. Можно ли сказать,
Критерии оценивания:
Задания №1,2 - оцениваются оценкой 3;
Задание №1,2, 3 - оценивается оценкой 4;
Самостоятельная работа
по теме 2.2 Глобальные проблемы современности
Цель: Обобщить знания о глобальных проблемах, развивать умения работать с дополнительной литературой и аргументировать свое мнение.
Время выполнения: 2ч.
Выполните задания, используя материалы учебника Л.Н. Боголюбова, Обществознание 10 кл., профил. Уровень (стр. 80-90; 301-311); Обществознание под. Редакцией Б.И.Фёдорова, Юрайт (стр.14-22).
Задание № 1. Дать характеристику понятия глобальных проблем. Назовите известные вам глобальные проблемы
Задание 2. Подберите материалы из учебников и интернет ресурсов по следующим проблемам: социально-политические, социально-экономические, демографическая, проблема природных ресурсов, социально-экологические проблемы.
Задание 3. Подготовить Эссе по выбору темы:
1. Будущее человечества как философская проблема.
2. Глобальные проблемы цивилизации в истории социально-философской мысли.
3. Влияние науки на будущее человечества.
4. Спектр современных глобальных проблем
5. Пути преодоления глобальных проблем человечества.
Критерии оценивания:
Задания №1 - оцениваются оценкой 3;
Задание №1,2, - оценивается оценкой 4;
Задание №1,2,3, – оценивается оценкой 5.
дание №1,2,3, 4 – оценивается оценкой 5.
Самостоятельная работа
по теме 2.3 Мораль, искусство и религии как элементы духовной культуры
Время выполнения: 2ч.
Цель:
Выполните задания, используя материалы учебника Л.Н. Боголюбова, Обществознание 10 кл., профильный уровень (стр. 318-32, 349-358);Обществознание под. Редакцией Б.И.Фёдорова, Юрайт (стр.39-45, 89-105)
Задание № 1. Заполните таблицу используя учебник Л.Н. Боголюбова, Обществознание 10 кл., профильный уровень (стр. 7-26).
Типы мировоззрения |
Характерные черты |
Обыденное |
|
Мифологическое |
|
Религиозное |
|
Философское |
|
Научное |
|
Задание № 2. На основании материала учебника Л.Н. Боголюбова, Обществознание 10 кл.(с.100-110) дайте определение терминам:
Задание № 3Изучить документ Н.А.Бердяева, проанализировать текст, сделать вывод.
Из книги
отечественного философа Э. В. Ильенкова «Философия и культура».
« Ум» («мудрость») - это не «знание» само по
себе, не coвокупность сведений, заложенных образованием в память, не информация
и не совокупность правил сочетания слов со словами, терминов с терминами. Это -
умение правильно знаниями распоряжаться, умение соотносить эти знания с фактами
и событиями реальной жизни, объективной реальности, и главное - самостоятельно
эти знания добывать, пополнять - так издавна определяет «ум» всякая
действительно умная философия. И обязательно ведет к образованию ума, мышления.
В состязании на простое заучивание сведений caмый умный человек не сможет
тягаться с самой глупой и нeсовершенной электронно-вычислительной машиной.
Однако именно в этом eгo преимущество перед нею - преимущество наличия ума...
Умный человек - в отличие от глупого - дaже при небольшом запасе усвоенных в
школе знаний умеет применять этот запас к решению вопросов, встающих перед
каждым из нас ежеминутно и ежечасно в жизни. Пусть даже эти вопросы несложные.
И наоборот, глупый человек даже при oгpoмнoм запасе хранящихся в eгo памяти
знаний то и дело попадает впросак в самых несложных жизненных ситуациях,
требующих самостоятельного, заранее (т. е. априори) не предусмотренного, не
предписанного решения...
Задание № 4. Составьте схему, используя следующие понятия:
«Мировоззрение», «субъекты мировоззрения», «факторы, влияющие на формирование мировоззрения», «основные вопросы мировоззрения», «типы мировоззрения», «человек», «группа», «общество», «общность родины», «язык», «культура», «история», «имущественное положение», «образование», «уровень знаний», «отношение человека к миру», «место человека в мире», «познание мира», «обыденное мировоззрение», «мифологическое мировоззрение», «религиозное мировоззрение», «философское мировоззрение», «научное мировоззрение»
Критерии оценивания:
Задания №1 - оцениваются оценкой 3;
Задание №1,2 - оценивается оценкой 4;
Задание №1,2,3, – оценивается оценкой 5.
РАЗДЕЛ 3. Экономика
Самостоятельная работа
по теме 3.1 Экономика и ее роль в жизни общества
Цель: Время выполнения 4 ч.
Задание № 1. Дайте определение понятиям используя материалы учебника под.редакциейБ.И.Фёдорова, Обществознание Юрайт (стр. 185-252)
Задание № 2. Заполните таблицу, используя материалы учебника Обществознание, Л.Н. Боголюбова, Обществознание 10 кл., с.29-40.
Экономические системы |
Характерные черты |
Традиционная |
|
Административно – командная |
|
Рыночная |
Задание № 3. Заполните таблицу:
Разделы экономической науки, используя материалы учебника Обществознание, Л.Н. Боголюбова,
Обществознание 11кл., с.16-29.
Микроэкономика |
|
Макроэкономика |
|
Мировая экономика |
|
Задание № 4. . Докажите, что:
Чем выше квалификация, тем больше возможностей выторговать высокую зарплату и сильнее контроль рыночного предложения.
Критерии оценивания:
Задания №1 - оцениваются оценкой 3;
Задание №1,2,3 - оцениваются оценкой 4;
Задание №1,2,3,4 – оцениваются оценкой 5.
Самостоятельная работа
по теме 3.2 Рынок.Фирма. Роль государства в экономике
Время выполнения: 4 ч.
Цель:
Задание № 1. На основании материала учебникаЛ.Н. Боголюбова, Обществознание 11 кл.(с.53-65); учебника под редакцией Б.И.Фёдорова, Обществознание Юрайт (стр. 202-222) установите соответствие между понятием и определением:
Конкуренция - это процесс движения потребительских благ и производственных ресурсов от одного участника экономической деятельности к другому.
Кредитная карточка - это металлические деньги: со строгофиксированным весом и стоимостью.
Обмен - это выпуск новых партий бумажных денег.
Эмиссия - это переполнение сферы обращения бумажными деньгами из-за чрезмерного их выпуска.
Монеты - это именной денежный документ, выпущенный кредитным учреждением (банком), удостоверяющий личность владельца банковского счета и дающий ему право на приобретение товаров и услуг в розничной торговле без оплаты наличными деньгами.
Товар - это форма хозяйственных связей между потребителями и производителями в сфере обмена, механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ.
Инфляция - это денежное выражение стоимости товаров и услуг.
Цена - это продукт труда, удовлетворяющий какую-либо потребность
и предназначенный не для собственного потребления производителем, а для продажи.
Задание №2. Заполните таблицу: «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности»
Организационно-правовая сфера |
Участники |
Вклады |
Учредители |
Достоинства |
Недостатки |
Товарищества |
|
|
|
|
|
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) |
|
|
|
|
|
Акционерное общество (ОАО, ЗАО) |
|
|
|
|
|
Государственные и муниципальные унитарные предприятия |
|
|
|
|
|
Задание № 3. На основании материала учебника Л.Н. Боголюбова, Обществознание 11 кл (с 77-89); Б.И.Фёдорова, Обществознание Юрайт (стр. 222-232) перечислите и охарактеризуйте меры, с помощью которых современное государство может регулировать экономические процессы.
Задание № 4. Составьтеплан – конспект, используя учебник Л.Н. Боголюбова, Обществознание 11 кл (с. 34-35); учебника под редакцией Б.И.Фёдорова, Обществознание Юрайт (стр. 215-218)по теме: Конкуренция и ее виды.
Задание № 5. Написать эссе:
1. Экономическая конкуренция –
соперничество в интересах друг друга.
2. Мир устроен так, что потребность у людей в избытке, а средств – в недостатке.
4. Известно, что молодежь,люди зрелые и пожилые по-разному относятся к труду, для одних он является «отбываловкой на работе», для других – средством прокормить семью и продвинуться о службе, для третьих…
Критерии оценивания.
Задания №1,2,3 - оцениваются оценкой 3;
Задание №1,2,3,4 - оцениваются оценкой 4;
Задание №1,2,3, 4,5 – оцениваются оценкой 5.
Самостоятельная работа
по теме 3.3 Основные проблемы в экономике России. Элементы международной экономики
Время выполнения: 2ч.
Цель:
Задание № 1. Составьте план-конспект используя учебник Л.Н. Боголюбова, Обществознание 11 кл (с. 120-122) по теме: Глобальные проблемы экономики.
Задание № 2. Объясните смысл следующего высказывания: «Налоги – это цена, которую мы платим за услуги государства». Проиллюстрируйте своё мнение примерами.
Задание 3.Составьте презентациюиспользуя, материалы учебника Л.Н. Боголюбова, Обществознание 11 кл (с. 77-89); учебника под редакцией Б.И.Фёдорова, Обществознание Юрайт (стр. 240- 245) по теме: «Государство и экономика».
Задание 4. Выполните реферат на тему: «Особенности экономики современной России: От экономики сырьевой к экономике инновационной» используя дополнительную литературу.
Критерии оценивания.
Задание №1,2 - оценивается оценкой 3;
Задания №1,2,3 - оценивается оценкой 4;
Задание №1,2,3,4 - оценивается оценкой 5.
РАЗДЕЛ 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Самостоятельная работа
по теме 4.1 Социальная структура общества
Время выполнения: 2ч
Цель:
1. Усвоение и закрепление новых знаний полученных при работе с учебной литературой.
2. Формирование умений и навыков при составлении таблиц и схем.
3. Воспитание самоконтроля.
Задание № 1. Дайте определение понятиям используя материалы учебник учебник Л.Н. Боголюбова, Обществознание 10 кл. (стр. 151-162).
Задание № 2. Можно ли следующие типы людей считать социальными ролями: Хиппи, гуляющие прохожие, ученики, кузина, русский, мусульманин, пенсионер, водитель, пациент.
Какой социальный статус, по вашему мнению, можно считать высоким и почему?
Чем отличается социальный статус и понятие социальная роль?
Задание № 3. Прокомментируйте высказывание «Общество предоставляет собой сеть социальных ролей». Объясните, что понимается под «открытым» и «закрытым» обществом? В чем между ними разница?
Задание № 4. Объясните, что понимается под «открытым» и «закрытым» обществом? В чем между ними разница?
Критерии оценивания.
Задание №1,2 - оценивается оценкой 3;
Задания №1,2,3 - оценивается оценкой 4;
Задание №1,2,3,4 - оценивается оценкой 5.
Самостоятельная работа
по теме 4.2 Социальные общности и группы.
Социальные общности и группы. Семья. Молодежь
Время выполнения: 2ч.
Цель:
Задание 1.Составьте конспект используя материалы учебника под редакцией Б.И.Фёдорова, Обществознание Юрайт (стр. 63- 66); учебник Л.Н. Боголюбова, Обществознание, 10 кл. (стр. 151-156) по теме: Важнейшие социальные общности и группы.
Задание 2. Решить задачи.
1. Многие люди участвуют во встречах выпускников, даже спустя много лет после того, как закончили школу. Иногда не исключительно быстро находит контакта с бывшими товарищами по классу. А иногда обнаруживает, что их трудно узнать, а потом оказывается, что и говорить с ними уже не о чем. Чем на билет можно объяснить такое явление?
2. Во всех фирмах существует правило не назначать руководителем отдела человека, который сам сформировался как специалист в этом отделе. А ведь такой человек располагает больше информации об отделе. К тому же его хорошо знает все работники отдел. Почему охотнее предлагают человека со стороны, которому приходится с большим трудом вписываться в новый коллектив?
Задание 3. Выполните реферат по выбору темы: «Семья как малая социальная группа», «Роль семьи в обществе», «Проблема лидерства в семье», «Права и обязанности детей и родителей», «Неполная семья», используя дополнительную литературу.
Задание 4. Выполнить презентацию по теме: Молодежь в современном обществе
Молодежь как социальная группа, Гражданское совершеннолетие, Образование и профессиональная подготовка, Трудовая деятельность, Молодежная субкультура.
Критерии оценивания.
Задания №1,2 - оцениваются оценкой 3;
Задание №1,2,3 - оценивается оценкой 4;
Задание №1,2,3,4 – оценивается оценкой 5.
РАЗДЕЛ 5. ПОЛИТИКА
Самостоятельная работа
по теме 5.1 Политическая система общества. Государство в политической системе
Время выполнения: 4ч
Цель:
Время выполнения: 2ч.
Задание № 1. Изучите схему политическая система общества. Используя материалы учебника Л.Н. Боголюбова, Обществознание, 11кл.(стр. 155-167)ответьте на вопросы:
1. Какое из трех определений точнее всего отражает ваше понимание политической системы общества? Свой ответ обосновать.
Политическая система - это механизм, с помощью которого осуществляется политическая власть и управление обществом в интересах определенного блока социальных сил.
Политическая система – это комплекс структур и институтов, важнейшими из которых являются: Государство, политический режим, аолитические движения и партии.
Политическая система общества представляет собой совокупность социальных институтов государственно организованного общества, осуществляющих определенные политические функции.
2. Каковы структурные компоненты политической системы? Охарактеризуйте их.
Структура политической системы общества
|
Политическая система общества |
|
||
Государство |
|
Институты гражданского общества |
||
Властные институты государства |
Политические партии, общественно-политического движения |
|||
Законодательные органы в центре и на местах |
Творческие объединения |
|||
Центральные и местные органы исполнительной власти |
Профессиональные, молодежные организации |
|||
Высшие и местные судебные органы Органы прокурорского надзора |
Политическая культура и политическое сознание субъектов |
|||
Средства массовой информации или »четвертая власть» |
Религиозные объединения и их органы |
|||
|
Местное управление |
|
||
Задание № 2.Составьте конспект используя материалы учебника под редакцией Б.И.Фёдорова, Обществознание Юрайт (стр. 63- 66);учебник Л.Н. Боголюбова, Обществознание 11 кл. (стр. 179-183). Что такое государство? Охарактеризуйте государство в политической системе.
Задание №3. Используя материалы учебника Л.Н. Боголюбова, Обществознание, 11кл.(стр. 178-183) ответьте на вопрос: Какими признаками характеризуется современное государство?
Задание № 4. . Используя материалы учебника Л.Н. Боголюбова, Обществознание, 11кл. проф. уровень (стр. 180-183), изобразите в виде схемы основные направления внутренней и внешней политики. Поясните каждое из них на конкретных примерах.
(экономическая, государственно-правовая, информационная.Внешняя политика, оборонная, иностранная, социальная, внутренняя политика, международная торговля, стратегическая, культурная, тактическая, экологическая, информационная, научно-техническая, сотрудничество с другими государствами.
Критерии оценивания.
Задания №1,2 - оцениваются оценкой 3;
Задание №1,2,3 - оценивается оценкой 4;
Задание №1,2,3,4 – оценивается оценкой 5.
Самостоятельная работа
по теме 5.2 Политика – правовая сфера общества
Задание № 1.Используя материалы учебника Л.Н. Боголюбова, Обществознание, 11кл.(стр265-276), учебника под редакцией Б.И.Фёдорова, Обществознание Юрайт (стр. 260- 320) выполните задания: В приведенной ниже таблице есть ошибка. Исправьте её
Легитимная власть |
||
Харизматическая власть |
Традиционная власть |
Легальная власть |
Люди подчиняются лидеру (вождю, королю, президенту) в силу сложившихся традиций и обычаев. Народ уважает их именно за то, что они поддерживают существующий строй. Примером служит королевские и царские династии античности, средневековья и нового времени |
Люди подчиняются лидеру (вождю, королю, президенту) в силу его исключительно личных качеств. Такие лидеры появляются обычно в период великих социальных потрясений. Они бросают вызов существующему порядку, воплощения либо доброе, либо злое начало. Пример: Иисус Христос, Ленин, Гитлер |
Люди подчиняются лидеру (вождю, королю, президенту) потом, что их наделил правом приказывать какой-либо законодательный орган, например парламент, руководство странной для лидеров является не только служением обществу, но и работой. Чиновники из госаппарата – типичные служители закона |
Задание № 2. При каком виде власти – харизматической, традиционной или легальной – происходит следующее:
· Подданные проявляют преданность правителям, наделенным властью в соответствии с обычаем.
· Подчиненные следуют обезличенным нормам, принципам и правилам, поэтому они подчиняются лишь тем, кто наделен соответствующими полномочиями.
· Верность вождю и поддержка со стороны его последователей передаются от одного поколения другому.
· Господство связано с верой в правильность юридических норм и необходимость их выполнения.
· Приходится прибегать к возвеличиванию личности вождя, авторитет которого освящают институты власти.
· Служащие получают фиксированное жалованье.
· Господство основывается на преданности человеку, наделенному некой высшей мистической силой.
· Подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.
Задание № 3. С точки зрения территориального устройства все государства подразделяется унитарный (единое государственное образование) федерации (союз, юридически относительно самостоятельных государственных образований штатов, кантонов, земель, союзных республик и так далее) конференции (государственно правовые объединения). Подумайте и скажите, какому из этих типа вы отнесли бы следующие стран: США, Канада, Бразилия, Украина, Португалия, Россия, Казахстан, Бельгия, Уругвай Индия, Германия, Мексика, Италия, Китай.
Задание № 4. Какие события наполняют политическую жизнь обществу? Кто выступает ее действующими лицами? Можно ли утверждать, что политическая жизнь общество это совокупность повседневных взаимодействий (людей индивидов группировок партии) по поводу активного участия в политической системе общества?
Задание № 5. Президентская республика имеет следующие черты:
· Президент, как глава исполнительной власти формируют правительство, институты, парламентская ответственность отсутствует.
· Отсутствует и у президента права, это срочного роспуска парламента.
· Как глава государства, президент ответственный перед народом.
· Президент, как правило, обладает властью, дающей ему право действовать по своему усмотрению, прежде всего чрезвычайных обстоятельств.
Назовите страны, где существует президентские республика.
Критерии оценивания:
Задания №1, 2, 3 - оцениваются оценкой 3;
Задание №1,2, 3, 4 - оценивается оценкой 4;
Задание №1,2,3, 4, 5 – оценивается оценкой 5.
РАЗДЕЛ 6. ПРАВО
Самостоятельная работа
по теме 6.1 Право в системе социальных норм. Нормативно-правовые акты.
Система Российского права
Цель:
1. Закрепление и применение знаний.
2. Обобщение и систематизация знаний. Время выполнения: 2 ч.
Задание № 1. При выполнении заданий использовать источники: Учебник Обществознание Л.Н.Боголюбова, 10 кл. стр. 273-280; Обществознание, под ред. Б.И.Фёдорова, изд-во Юрайт,(с. 331-342).
Составить конспект вопросов используя материалы учебника.
1. Подходы к определению права
2. Источники права, Нормативно-правовые акты - понятие.
3. Норма права - понятие, характеристика, структура.
4. составить схему: Отрасли прав
Задание № 2. Для выполнения заданий использовать учебник Обществознание 11 кл., с.281-284; Обществознание, под ред. Б.И.Фёдорова, изд-во Юрайт, с. 390-400.
Используя материалы учебникасоставьте конспект вопросов: Понятие и особенности трудовых правоотношений. Приведите пример трудовых правоотношений, выделив основные права и обязанности субъектов трудового права.
Задание № 3. Проверьте свои знания и кратко поясните, являются ли действия со стороны работодателя правомерными в следующих случаях:
а) Компания сделала вам предложение о работе, но менеджер по персоналу говорит, что в течение первого года вашей работы будет идти испытательный срок.
б) Запоследние 3 месяца вы 5 раз опоздали на работу. Вас увольняют и отказываются выплатить выходное пособие.
в) При приёме на работу вам сообщают, что, прежде чем приступить к исполнению ваших обязанностей, вы должны прочитать учебное пособие по сетевому маркетингу. Это пособие можно купить в той же фирме, куда вы устраиваетесь, за 3 тыс. р.
г) Работодатель предлагает вам сделку: он назначает вам официальную зарплату 5 тыс. р., а остальное (17 тыс.) отдаёт наличными в конце каждого месяца. Преимущество для вас в том, что с 17 тыс. вам не придётся платить подоходный налог.
д) Пока ваша тётя находилась в отпуске по беременности и родам, в её компании прошло сокращение штата и её уволили, выплатив выходное пособие плюс среднюю зарплату за 2 месяца.
е) Ваша старшая сестра хочет взять отпуск по уходу за ребёнком на 1,5 года. Начальник говорит, что она очень ценный сотрудник, и просит взять отпуск только на 6 месяцев. Если она согласится, он обещает поднять ей зарплату на 20 %.
Задание № 4. Для выполнения заданий использовать учебник Обществознание 11 кл., с.281-284; Обществознание, под ред. Б.И.Фёдорова, изд-во Юрайт, с. 390-400.
Используя материалы учебника ответьте на вопросы 1. Какие документы необходимы работнику при приеме на работу?
2. Трудовой договор. Порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора.
Задание № 5. Решить задачи:
1. Четырнадцатилетний Саша Чугункин украл из магазина шоколадку стоимостью 20 рублей. Кто и к какой ответственности будет привлечен?
2. Шестнадцатилетний Вася Петров, проходя поздно вечером по улице увидел лежащего пьяного гражданина А., и с целью завладения имуществом снял с него пальто, шапку, ботинки, оставив А., на 30-градусном морозе. Потерпевший вскоре замерз. Определите форму вины и ее вид. Подлежит ли он ответственности за наступления смерти?
3. Сотрудник милиции Табаков, возвращаясь с дежурства, встретил знакомую 18 летнюю девушку, которая попросила дать ему подержать оружие. Милиционер вынул обойму и дал девушки пистолет, не проверив патронник. Девушка в шутку приставила ствол к голове друга и нажала на спусковой крючок. Табаков погиб. Есть ли вина девушки?
4. У районного прокурора похитили дочь, потребовав, чтобы тот необоснованно прекратил уголовное дело. В противном случае девочку обещали убить. Прокурор выполнил требования похитителей. Подлежит ли прокурор ответственности?
Критерии оценивания:
Задания №1,2,3 - оцениваются оценкой 3;
Задание №1,2,3,4 - оценивается оценкой 4;
Задание №1,2,3,4,5 – оценивается оценкой 5.
Заключение
Развитие самостоятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является одним из важных условий повышения эффективности учебного процесса.При этом достигается вовлечение всех обучающихся, в соответствии с их индивидуальными способностями в активную деятельность по усвоению знаний.
Современной системой образования ставится вопрос о необходимости широкого использования самостоятельной работы обучающихся с целью повышения качества знаний,Правильно организованная самостоятельная деятельность оказывает коррекционно - развивающее значение:
-способствует развитию устной и письменной речи, высших психических функций.
-оказывает положительное влияние на формирование личностных качеств: активности, целеустремленности, настойчивости, уверенности в собственных силах, умений, навыков и подготовки их к жизни, самостоятельному труду.
Организация самостоятельной работы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – это отбор средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность студентов.
В процессе самостоятельной деятельности студент должен научиться выделять познавательные задачи, выбирать способы их решения, выполнять операции контроля за правильностью решения поставленной задачи, совершенствовать навыки реализации теоретических знаний. Важнейшими функциями самостоятельной работы обучающихся является воспитание морально-волевых качеств, без которых невозможен продуктивный творческий труд.
В.А.Сухомлинский советовал: «Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний...», т.к. под ней могут быть погребены пытливость и любознательность. Нужно учить молодых учиться, самостоятельно и заинтересованно, проявляя целеустремленность, настойчивость, получая удовольствие от процесса поиска новой информации и от умения красиво, логично её преподнести.
Используемые источники
1. Л.Н. Боголюбова, Обществознание, 10-11 кл. М. «Просвещение», 2018
2. Б.И.Фёдоров, Обществознание М-Юрайт- 2020
3. А.Ф. Никитин, Основы права, 10-11 кл. М. «Дрофа», 2019
4. П.А.Баранов, Обществознание, 10-11 кл. в таблицах и схемах для подготовки к ЕГЭ, 2019
5. А.И.Кравченко, Р.И.Хасбулатова, С.В.Агафонов, Обществознание 10 кл. Учебник ФГОС, «Дрофа», 2020
6. Т.В.Кашанина, Право, 10-11 кл., базовый уровень, учебное пособие в двух частях ФГОС, 2020
7. Е.В.Домашек, Эссе по обществознанию, «Феникс», 2019.
8. В.Я.Хуторская, Обществознание: термины и понятия. Справочник (полезен как инструмент, способствующий освоению учащимися обществоведческих дисциплин и подготовке к поступлению в ВУЗ)
9. М.В.Кудина, М.В.Рыбакова, Г.В.Пушкарева, Обществознание 10-11 кл., Базовый уровень в двух частях, «Русское слово», 2020 (расширяет и систематизирует знания о человеке и обществе, основных сферах общественной жизни, размышляет над многими проблемными вопросами современного общественного развития).
Электронные образовательные ресурсы
Раздел. Общество и человек
www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная библиотека
Раздел II. Основные сферы общественной жизни.
http://percent-sch86.narod.ru - словари и энциклопедии
http://psychology.net.ru - молодежные движения и субкультуры
Раздел. Человек и экономика
Азбука финансов - http://www azbukafinansov. ru
Библиотека экономической и деловой литературы - http://ek-lit.narod.ru
Библиотека Экономической школы - http://sei.e-stile.ru/home
Бизнес и технологии - http://www.e-commerce.ru/biz_tech/index.html
Бюджетная система Российской Федерации - http://www.budgetrf.ru
Словари и энциклопедии - http://dic.academic.ru/
Раздел. Проблемы социально-политической и духовной жизни
Мир психологии - http://psychology.net.ru
Молодежные движения и субкультуры - http://subculture.narod.ru
Научно-аналитический журнал «Информационное общество» - http://www.infosoc.iis.ru
Приложения
Алгоритмы выполнения внеаудиторной самостоятельной работы
Памятка-алгоритм по формированию (развитию) умения доказывать.
1. Доказательство состоит из аргументов (доводов), рассуждения и вывода.
2. Проанализируй задание, уясни, что требуется доказать.
Памятка-алгоритм по формированию умения конспектирования лекции.
1. Запишите план лекции, если он не дан, самостоятельно выделите основные вопросы по ходу лекции, фиксируйте их в виде плана на полях слева.
2. В правой части конспекта пишите самое важное короткими точными фразами своими словами. Не старайся записывать каждое слово лектора, так как при этом можно пропустить главное, потерять нить рассуждения.
Памятка-алгоритм для составления схем.
1. Подготовь рабочее место и канцелярские принадлежности.
2. Прочти текст.
Памятка-алгоритм составления рецензии ответа
1. Выслушай ответ товарища.
1. Фиксируй услышанную информацию в таблицу:
4. Определи собственное отношение по параметрам:
5. владение содержанием (глубина, краткость),
14. Оцени ответ и прокомментируй оценку.
Памятка-алгоритм составления таблицы
1. Прочти текст.
2. Определи признаки, по которым можно систематизировать материал.
Памятка-алгоритм написания реферата.
1. Определи тему, обоснуй ее (покажи актуальность).
2. Изучи состояние проблемы по данной теме.
Реферат - это краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада научного труда.
Объем реферата 10-12 печатных страниц. Содержание реферата:
1. Титульный лист
2. Оглавление
3. Введение
План рецензии реферата:
Данная работа представляет собой... В работе автора, в рецензируемой работе (глаголы: исследуется, освещается, анализируется, описывается, разбирается, рассматривается, раскрывается).
Работа посвящена актуальной теме, актуальной проблеме, актуальным вопросам, комплексу проблем.
Памятка-алгоритм составления плана при работе с текстом.
1. Прочитать текст, продумать прочитанное.
2. Разбить текст на части и озаглавить каждую. В заголовках передать главную мысль каждого фрагмента.
Памятка-алгоритм приемов работы с текстом.
1. Чтение и анализ.
2. Сопоставительный анализ источника и мнения.
Памятка-алгоритм написания конспекта.
1. Перед конспектированием необходимо тщательно изучить конспектируемое произведение.
2. Конспектированию предшествует составление плана.
Памятка-алгоритм написания эссе.
1. Начинать эссе целесообразно с определения личной позиции (на мой взгляд; в данном высказывании есть…; я согласен с тем, что…).
2. В следующем предложении сформулировать свое понимание этого высказывания, перефразировать его.
3. В форме тезисов изложить собственное мнение по теме. Тезисы обосновать с помощью фактов, примеров. Фразы должны быть короткими, емкими, лаконичными.
Критерии оценивания
· Воспроизводящий уровень, т.е. уровень стандарта: выписки понятий, определений; пересказ, узнавание в нем изученных фактов, событий, явлений, составление плана. Эта работа оценивается на "3".
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.