МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Как сдать устное собеседование
Как вести себя в день собеседования? Оказавшись в аудитории и получив первое задание, приступайте к подготовке.
1. Чтение текста
На подготовку дается 2 минуты. И это время нужно распределить правильно. Следуйте предложенному алгоритму.
Алгоритм выполнения задания 1
1. Вдумчиво прочитайте текст в первый раз, уделив внимание каждому слову. Это позволит избежать искажения слов при чтении. Понимая смысл прочитанного, Вы не сможете заменить слово в тексте на другое.
2. Во время первого прочтения отметьте слова, вызывающие трудности в произношении, чтобы во время контрольного чтения уделить им внимание и прочитать правильно.
3. Поставьте ударения в проблемных словах. Часто такими проблемными словом становятся фамилия героя текста, географические названия, термины.
4. Прочитайте отдельно каждое трудно выговариваемое слово. Лучше, если время позволяет, сделать это несколько раз. Так оно точнее отложится в памяти.
5. Прочитайте текст во второй раз, уделив особое внимание проблемным словам. Читайте текст полушёпотом, не про себя. Это настроит на ответ.
6. Прочитайте текст выразительно. Темп чтения - средний.
2. Пересказ текста
На подготовку дается 2 минуты.
ПОМНИТЕ, что для чтения - пересказа используется текст рассуждения-объяснения. В тексте содержатся
1) ТЕЗИС - названный в тексте человек знаменит;
2) ТРИ АРГУМЕНТА:
а) его профессиональные достижения,
б) черты его характера или факты из его биографии;
в) его помнят потомки.
Алгоритм выполнения задания 2
1.Перечитайте про себя текст.
2. Определите, о чём говорится в каждом абзаце.
3. Составьте план текста к каждому абзацу.
4. Выпишите в «Поле для заметок» ключевые слова, которые помогут Вам при пересказе текста.
5. Используйте предложенную схему.
Лист наблюдений
№ абзаца |
О чем идет речь? |
Ключевые слова |
1-2 предложения, отражающие микротему абзаца |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Проверьте по тексту, не упущено ли что-нибудь важное.
7. Перескажите текст, пользуясь своими записями.
8. Не забудьте вставить цитату (заучивать её не нужно).
Образцы введения цитаты.
1) предложения с прямой речью: Пушкин писал своему другу Чаадаеву: «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!»
2) предложения с косвенной речью: А. П. Чехов подчёркивал, что «...праздная жизнь не может быть чистою»
3) предложениями с вводными словами: По словам А. М. Горького, «искусство должно облагораживать людей».
4. Диалог
Алгоритм выполнения задания 4
1.Выслушайте вопрос экзаменатора-собеседника. Определите ключевое слово вопроса.
2.Исключите односложные ответы: «да», «нет», «конечно».
3. Формулируйте полный ответ, используя сложноподчиненные предложения с союзами: потому что, так как, если, вследствие того что, несмотря на то что и т.п.
4. Введите в свои ответы вводные слова и словосочетания: во-первых, во-вторых, наконец, таким образом, я думаю, по-видимому, мне кажется, уверен и т.п.
5. Темп речи при ответе должен быть средним: старайтесь не тараторить, не «мямлить», не делайте длинных пауз, избегайте слов-паразитов.
Монолог-повествование
ШАГ №1. Внимательно читаем тему монолога-повествования.
Например. Тема - «Традиции моей семьи» (повествование на основе жизненного опыта).
ШАГ №2. Определяем событие, о котором будем рассказывать в монологе.
ШАГ №3. Мысленно отвечаем на вопросы, составляем план повествования.
ПЛАН повествования.
1. Где и когда произошло событие?
2. Кто участники события?
3. Как событие планировалось (подготавливалось)?
4. Как событие начиналось, продолжалось, заканчивалось?
5. Какой эпизод события Вам больше всего запомнился?
6. Как участники события относились к происходящему?
ШАГ №4. Создаём ВСТУПИТЕЛЬНОЕ и ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ предложения монолога-повествования.
Для ЗАЧЁТА Вам нужно произнести не менее 10 фраз!
! При описании события глаголы используются в форме прошедшего времени.
! В начале и в конце повествования смотрите рекомендации по теме в карточке участника-собеседника!
Монолог-рассуждение
ШАГ №1. Внимательно читаем тему нашего рассуждения и главный вопрос, на который будем отвечать. Этот ответ - ТЕЗИС нашего рассуждения.
ШАГ №2. Внимательно просматриваем дополнительные вопросы по теме в карточке собеседника.
ШАГ №3. Мысленно отвечаем на вопросы, составляем план рассуждения.
МОНОЛОГ-РАССУЖДЕНИЕ выстраивается по следующему плану.
1. ТЕЗИС (ответ на главный вопрос).
2. 1-ый аргумент.
3. 2-ой аргумент.
4. Вывод.
Для ЗАЧЁТА Вам нужно произнести не менее 10 фраз!
Используйте вводные конструкции: я думаю, возможно, вероятно, по моему мнению, по-видимому.
Заканчивая рассуждение, используйте вводные конструкции: таким образом, значит, итак, следовательно.
Задание 3. Монолог. Описание фотографии.
1 фраза. На фотографии мы видим... (далее добавляем тему фотографии).
Например: Тема этой фотографии - «Прогулка всей семьёй».
Значит, первая фраза звучит так: «На фотографии мы видим прогулку всей семьёй».
! Фраза «На фотографии» используется только один раз в начале монолога.
! Все глаголы в монологе используются в настоящем времени.
ШАГ №1. Создаём 1-3 фразы, описывая внешние признаки людей.
Например: Семья состоит из пяти человек: папы, мамы и троих детей. Все члены семьи одеты в летнюю спортивную одежду.
ШАГ №2. Создаём 1-3 фразы, описывая признаки действий и эмоций людей.
Например: Родители вместе с детьми катаются на велосипедах. Лица у всех радостные, так как движение доставляет им удовольствие.
ШАГ №3. Создаём 1-3 фразы, описывая признаки времени и места действия.
Например: Семья путешествует по просёлочной дороге. Вокруг прекрасные виды летней природы. Лес радует пышной зеленью, вдали виднеются луга, река.
ШАГ №4. Создаём заключительные фразы монолога:
1 фразу, которая описывает значение действий, изображённых на фотографии.
Например: Хорошо кататься на велосипеде летним солнечным днём всей семьёй, так как это полезно для здоровья и улучшает отношения между родителями и детьми.
+ 1 фразу, которая описывает Ваши эмоции по поводу фотографии.
Например: Мне эта фотография показалась интересной.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.