Методические рекомендации "Организация и подготовка предметной недели как одной из форм внеклассной работы"
Оценка 4.8

Методические рекомендации "Организация и подготовка предметной недели как одной из форм внеклассной работы"

Оценка 4.8
doc
10.05.2020
Методические рекомендации "Организация и подготовка предметной недели как одной из форм внеклассной работы"
4 предметная неделя.doc

 

Организация и подготовка предметной недели как одной из форм внеклассной работы по русской литературе

 

 

В наше время, время компьютерных технологий и искусственного интеллекта, люди всё больше убеждаются, что нельзя обойтись без доброты, нравственности, духовности. Именно сегодня, когда прилавки книжных магазинов изобилуют литературой «массового потребления», именно сегодня, когда человека стали ценить за рациональность и практичность, больше всего стал ощущаться дефицит чувств. А ведь человек создан не только для того, чтобы считать деньги, думать где, как и когда их можно больше заработать. Человек создан для того, чтобы любить и ненавидеть, сердиться и сочувствовать, доверять и прощать.

Почему сейчас такое происходит? Почему, вместо того, чтобы взять в руки томик Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, человек зачитывается произведениями зарубежной фантастики? Потому что мы оторвались от духовного наследия, от народных традиций, от литературной классики. Хотя, нет. Нельзя сказать, что совсем оторвались. Что-то ещё осталось, жаль только, что осталось оно только в детстве. Ведь и теперь мамы поют детям колыбельные песни, которые они помнят от своих мам, а не песню группы «Братья Гримм», да и рассказывают они сказки Шарля Перро, Г.Х. Андерсена, А.С. Пушкина, а не «Принцессу на кириешках» Д. Донцовой. Значит что-то ещё есть, значит не совсем оторвались и что-то ещё можно будет вернуть. Именно в этом и заключается задача литературы – воспитывать духовно богатую нацию, эстетический вкус людей.

Однако полное, глубокое изучение литературы невозможно без внеклассной работы, ведь довольно объёмный материал и ограниченное количество часов позволяют не изучить, а «схватить» только самое главное, то, чего уже недостаточно для современного ученика, что не всегда даёт возможность получить ответы на возникшие вопросы, не способствует самореализации. А внеклассная работа по литературе может помочь дополнить уроки, закрепить и углубить знания ученика.

Напомню, что внеклассная работа проводится для того, чтобы закрепить, углубить знания учеников, а также дополнить их интересными сведениями и материалами. На фоне уроков она выглядит как своеобразный выход из будней, праздник. Когда учащиеся готовятся к мероприятию, они всегда ждут чего-то необычного, интересного, яркого. И нельзя никого из желающих оставить «за кадром». Один из главных принципов внеклассной работы – общедоступность. Но при этом необходимо учитывать возрастные психологические особенности и образовательный уровень учащихся, ведь каждый из них готовится, каждый хочет, чтобы его оценили, заметили, похвалили.

На уроке не каждый может быть на виду; получив оценку, ученик несколько уроков имеет возможность не учиться, «отдохнуть». А внеклассная работа даёт возможность каждому показать себя.

Ещё один из принципов внеклассной работы – добровольность. Она должна проводиться без принуждения, хотя сидеть и ждать, пока появится активность у учащихся, учителю тоже не приходится. Его задача – заинтересовать, стимулировать, убедить ученика проявить себя. И тогда работа закипит. Учитель контролирует, советует, поддерживает творческий поиск учащихся, если надо, то направляет в нужное русло.

Однако и тут нужна мера: слишком строгий режим, когда всё отрепетировано и «зарепетировано», когда расписана каждая минута, а контроль становится жёстким, ученик теряет интерес к происходящему, он думает не о том, как он говорит, а о том, как ему не запутаться, не забыть чего-либо, не пропустить нужную фразу. Он уже не участник, а исполнитель, и никакой речи не может идти о самореализации и самовыражении.

Современными методиками разработаны различные формы и виды внеклассной работы по литературе.

1.       В зависимости от количества участников выделяются следующие формы:

a)                 массовая – к подготовке и к самому мероприятию подключается большое количество учеников, которые не объединены классами, ученики разных возрастов;

б) камерная – к подготовке и проведению мероприятия подключаются ученики из разных классов, но их немного. Это ученики, которые интересуются обозначенной темой;

в) групповая – создаются небольшие творческие коллективы, группы для того, чтобы подготовить конференцию, конкурс, викторину, тематическую газету;

г) индивидуальная -  это работа с учениками, которые получили индивидуальные задания, поручения к подготовке мероприятия, выступают в роли ведущих, или работа с теми, кто пробует свои силы в литературе.

2.  В зависимости от форм и видов внеклассная работа делится:

а) постоянная – руководство внеклассным чтением;

б) цикличная – работа кружков, музеев, клубов;

в) эпизодическая.

Внеклассная работа – это проведение литературных праздников, предметных недель, вечеров, утренников, экскурсий, конференций, диспутов, викторин, конкурсов т.д., а также издание журналов, газет, написание докладов, рефератов, сочинений, отзывов, рецензий, заметок.    Каждая форма внеклассной работы имеет свою специфику.

Итак, предметная неделя. Основное требование к этой форме работы – содержательность и разнообразие, она должна обеспечить активное участие педагогов и учащихся, дать возможность реализовать их умения, навыки, знания. Она должна быть интересна, познавательна для учащихся всех возрастов.

В данном случае лучше всего подходят литературные заочные путешествия, конкурсы, литературно - музыкальные посиделки, викторины, интеллектуальные игры, литературные вечера, утренники.

Во-первых, надо поставить перед собой цели для реализации задуманного.

Во-вторых, придумать, спланировать мероприятия, согласно вкусам, требованиям и возможностям педагогов и учащихся.

Для начала надо создать инициативную группу и с ней разработать план проведения мероприятий. За месяц до проведения тематической недели создаётся организационный комитет, в который будут входить учащиеся разных классов, выбирается руководитель комитета, отвечающий за его работу. Школьная редколлегия выполняет информационную функцию, выдаёт календарь недели, что позволяет привлечь внимание учащихся к проводимым мероприятиям и сконцентрировать его на соответствующих их возрасту и интересам.

     Однако не только мероприятиями должна быть насыщена неделя. Одновременно учителям необходимо продумать интересные формы уроков, использование на них ярких, занимательных материалов, познавательной информации. В то же время необходимо избегать излишней нагрузки, перенасыщенности, которые могут исказить глубину восприятия, запоминаемость.

Секрет простой: продуманное до мелочей планирование, соревновательные элементы и как можно меньше репетиций. Участники мероприятий должны точно знать только свои фрагменты, всё остальное и для них должно быть новым, неожиданным, интересным, захватывающим. Должна быть радость открытия. И тогда, возможно, на этих мероприятиях удастся сказать что-то такое, о чём не успели поговорить на уроках, и недосказанного станет меньше.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                       

 

 

 

 

 


Организация и подготовка предметной недели как одной из форм внеклассной работы по русской литературе

Организация и подготовка предметной недели как одной из форм внеклассной работы по русской литературе

Его задача – заинтересовать, стимулировать, убедить ученика проявить себя

Его задача – заинтересовать, стимулировать, убедить ученика проявить себя

Школьная редколлегия выполняет информационную функцию, выдаёт календарь недели, что позволяет привлечь внимание учащихся к проводимым мероприятиям и сконцентрировать его на соответствующих их возрасту и интересам

Школьная редколлегия выполняет информационную функцию, выдаёт календарь недели, что позволяет привлечь внимание учащихся к проводимым мероприятиям и сконцентрировать его на соответствующих их возрасту и интересам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2020