МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Вспомним известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро...».
Изобразительное творчество - одно из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний изобразительной грамоты. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. У ребенка возникает желание передать в рисунках свои впечатления. Он берет в руки карандаш и рисует...
Основная цель учителя изобразительного искусства - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, научить шире и разностороннее видеть окружающий мир, воспитать в них чувство прекрасного, развить личностные способности.
Основная цель предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как форм эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культур.
Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий, распространение электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание школьника и его восприятие окружающего мира. Одним из средств повышения мотивации и индивидуализации обучения современного ученика, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона является использование информационно-коммуникационных технологий, которые открывают новые возможности не только на пути познания, но и для реализации творческого потенциала через интеграцию получаемых знаний, исследование, проектирование, новаторство.
Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства помогает в получении информации из различных источников, повышает уровень использования наглядности на уроке, повышает производительность урока, способствует развитию умения оперировать полученными знаниями.
Большую помощь средства ИКТ оказывают при создании коллективных творческих проектов, что позволяет школьникам выступать в роли авторов, созидателей. Это повышает творческий потенциал, расширяет общий кругозор, способствует расширению языковых знаний, развивает мотивацию детей к познанию и творчеству, содействует личностному и профессиональному самоопределению учащихся.
Используя средства ИКТ учитель более эффективно может управлять деятельностью школьников, оперативно отслеживать результаты обучения, принимать меры по повышению качества знаний обучающихся, совершенствовать методическое мастерство.
Благодаря использованию электронных образовательных ресурсов, интернета, сканера, проектора решаются проблемы отсутствия достаточного количества наглядных пособий и отдаленности музеев и выставочных залов.
Одним из очевидных достоинств урока с применением ИКТ является усиление наглядности. Проектор позволяет транслировать информацию и обеспечивать крупный, качественный показ материала целому классу, без потери драгоценного времени на уроке. Проведение уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий стимулирует процесс обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на уроках изобразительного искусства позволяет развивать познавательные способности каждого ученика, создаёт эмоциональный настрой, что положительно сказывается на развитии художественного творчества.
Виды информационно-коммуникационных технологий
Презентации
Для учителя наиболее эффективным является создание своих собственных мультимедийных продуктов. Презентации, созданные лично учителем для своего урока, полностью отвечают уровню знаний класса, задачам урока, целям учителя на данный момент, материал в них дается компактно, в нужной последовательности, нет ничего лишнего, всё «работает» на достижение цели и задач конкретного урока. Презентация играет огромную роль в подаче информации, т.к. большую часть информации человек воспринимает с помощью органов зрения, а презентация дает широкие возможности для наглядного представления информации. Но необходимо помнить, что живую речь учителя сложно заменить напечатанным текстом, даже если он полно раскрывает тему урока. А определения, выведенные на экран, позволяют учащимся запоминать правила точнее и быстрее. При демонстрации презентации мы получаем возможность активного общения, возможность отвечать на вопросы, делать необходимые пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусства.
Слайд-фильмы
Их можно использовать на всех темах и включать в любой этап урока, они, как правило, не имеют текстового сопровождения, демонстрация сопровождается кратким комментарием учителя. Выбор слайдов надо производить так, чтобы сначала прошли сложные произведения, способные вызвать эмоции, затем слайды с фрагментами, а в конце нужно показывать произведения, несложные по композиции, приближенные к теме урока, чтобы у детей сложилось впечатление, что они тоже смогут сделать работу такого плана.
Тестовые задания
Выведенные на экран, тестовые задания позволяют использовать оценочные методы обучения, задание-выбор (необходимо выбрать правильный ответ из имеющихся); задание-сопоставление (установить связь в двух списках); задание-ранжирование (правильная последовательность) и т.д.
Интерактивная доска
Большим подспорьем в работе является интерактивная доска. Ее применение на уроке даёт ряд преимуществ: можно выводить на экран доски презентацию, репродукции картин, создавать и перемещать объекты, запускать видео, выделять важные моменты цветными пометками, разгадывать кроссворд, выполненный в программе Exсel, вписывая ответы в клетки прямо на экране.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся.
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания, которые способствуют раскрытию творческих способностей учащихся, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых, повышению уровня сформированности информационной культуры учеников, повышению качества обучения, а также приобретению этической, эстетической и интеллектуальной чуткости.
Использованная литература:
1. Полат Е. С., Новые педагогические и информационные технологии в системе школьного образования. - М., АСНДЕМА, 2001.
2. Роберт И.В., Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах // Информатика и образование. - 2001. - № 5.
3. Апатова Н.В., Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.
4. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www. pedsovet.org.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.