Министерство образования и науки Курской области
ОБПОУ «Областной многопрофильный колледж имени Даниила Гранина»
|
Методические рекомендации по выполнению курсового проекта по МДК.03.01. Система технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин и механизмов ПМ.03 Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники
35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
|
Калиновка 2023 г. |
Методические рекомендации по выполнению курсового проекта разработаны на основе рабочей программы ПМ.ОЗ и Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) 09.12.2016 N 1564 по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО ) базовой подготовки 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования |
Организация-разработчик: ОБПОУ «Областной многопрофильный колледж им. Даниила Гранина».
Разработчик: Федосенко Александр Михайлович, преподаватель ОБПОУ «Областной многопрофильный колледж им. Даниила Гранина».
РАССМОТРЕНО предметной цикловой комиссией Заместитель директора по Протокол №1 от «29» августа 2023 г. учебной работе ОБПОУ «ОМК Председатель ПЦК им. Даниила Гранина» ______________ Шипулин Д.С. ___________ Л.Н.Сухорукова Подпись Ф.И.О. подпись Ф.И.О.
|
2 |
1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ |
В условиях перехода АПК к рыночной экономике, сопровождаемого сокращением машинотракторного парка, увеличением срока эксплуатации машин, резко возрастает значение ремонта и технического обслуживания (ТО) сельскохозяйственной техники с использованием средств диагностирования. Поддержание парка машин в работоспособном состоянии, увеличение наработки на отказ во многом определяется квалификацией специалистов, их умением правильно организовывать работу подразделений, служб, обеспечивающих производственную и техническую эксплуатацию тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин. Чтобы успешно выполнять свои обязанности, специалист должен знать прогрессивные направления развития производства, владеть современными методами решения технических и других вопросов, уметь рационально организовывать работу МТП с использованием новейших достижений науки и передового опыта. Назначение настоящих методических рекомендаций - помочь студентам овладеть методикой проектирования с использованием информационных технологий и получения навыков самостоятельного решения вопросов организации и развития ремонтно-обслуживающей базы предприятий АПК различной собственности. |
2. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА |
2Л. Цели и задачи проектирования Курсовой проект профессионального модуля ПМ 03 Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники имеет целью закрепить полученные студентами знания в области техники и технологии ремонта машин, планировании и организации ремонта машинотракторного парка и научить самостоятельно применять их в ремонтных мастерских АПК. Проект ставит перед студентами следующие основные задачи : - закрепить и углубить теоретические знания; - усвоить методику технологических расчётов, основ проектирования и организации производства; - привить навыки пользования справочной литературой, стандартами, программами, сметными нормами, периодической и учебной литературой; |
2.2. Требования, предъявляемые к выполнению проектов В курсовых проектах должны учитывать необходимость: |
3 |
- использования наиболее рациональных методов организации и управления производством по техническому обслуживанию и ремонту машин; - механизации и автоматизации трудоёмких производственных процессов; - применение современной технологии технического обслуживания и текущего ремонта машин, а также высокопроизводительного технологического оборудования, инструмента и оснастки; -улучшения условий труда для рабочих в соответствии с современными требованиями охраны труда; - разработки необходимой технической документации на рабочем месте, способствующей интенсификации производства и росту производительности труда. 2.3. Объём курсового проекта Курсовой проект состоит из задания, пояснительной записки и графической части. Пояснительная записка, в объёме 25-30 листов печатного текста, выполняется на бумаге формата А4 (297x210) с рамками установленного образца. Текст пояснительной записки следует оформлять шрифтом Times New Roman 14, без сокращения слов (за исключением общепринятых сокращений) на одной стороне листа. Материал в пояснительной записке располагается в следующем порядке: - титульный лист (приложение 1); - задание на проектирование ( приложение 2); - оглавление пояснительной записки с указанием страниц; - введение; - пояснения и расчёты по заданию ( основной материал); - заключение; - список используемой литературы. Пояснительная записка своим построением должна соответствовать заданию на курсовое проектирование, его разделам и подразделам. Титульный лист выполняется на компьютере в соответствии с образцом (см. приложение 1). Графическая часть курсового проекта выполняется на 2-х листах формата А2 чертёжной бумаги в полном соответствии с ГОСТами ЕСКД . Конкретный объём графической части устанавливается заданием по проектированию таким образом, чтобы наиболее полно было освещено содержание проекта. В графическую часть проекта могут входить график загрузки мастерской, планировка производственного участка, технологическая карта. Чертежи выполняются в компьютерной графике. Чтобы чертежи вложить в папку с расчётно-пояснительной запиской, их складывают гармошкой до формата А4, изображением наружу, так, чтобы штамп был на верхней лицевой стороне сложенного листа. 2.4, Организация выполнения и приёма курсовых проектов. |
4 |
Бланки заданий изготавливаются типографским или другим способом на листе формата А4 (см. приложение 2 форма 1). Руководит курсовым проектированием преподаватель соответствующего модуля, который перед началом выдаёт задание, разъясняет задачи проектирования, план и объём пояснительной записки, графической части проекта, сообщает примерное распределение времени на выполнение отдельных частей задания. Курсовой проект в установленный срок студент сдаёт руководителю, который проверяет качество выполнения всех частей проекта и его соответствие объёму, указанному в задании. Окончательный приём выполненных проектов проводится в форме открытой защиты. Студент, не уложившийся в срок, отведённый на выполнение проекта или получивший неудовлетворительную оценку, получает другое задание и ему устанавливается новый срок для его выполнения. Законченные и принятые курсовые проекты, хранятся до окончания студентами обучения в колледже. 2.5. Рекомендуемая тематика курсовых проектов Для выполнения курсовых проектов рекомендуются следующие темы: - Планирование и организация технического обслуживания и ремонта машин в хозяйстве с проектированием производственного участка центральной ремонтной мастерской. Для проектирования предлагаются следующие производственные участки по вариантам: 1 - ремонтно-монтажный 2 - ремонт двигателей 3 - обкатки и испытания двигателей 4 - медницко-жестяницкий 5 - ремонта топливной аппаратуры 6 - ремонта электрооборудования 7 - кузнечный 8 - сварочный 9 - слесарно-механический В технологической части студентам предлагается разработать технологию ремонта деталей тракторов и сельскохозяйственных машин согласно вариантов. 2.6 Задание для курсового проектирования и содержание Задание на проектирование выдаётся индивидуально каждому по конкретному хозяйству. Форму задания см. в приложении 2. |
5 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА |
Введение 1. Годовой план ремонта и технического обслуживания машин. 1.1 Расчёт количества ремонтов и технических обслуживаний тракторов. 1.2 Расчёт количеств ремонтов и технических обслуживаний автомобилей. 1.3 Расчёт количества ремонтов комбайнов и сельскохозяйственных машин. 2. Распределение ремонтов и технических обслуживаний по месту их выполнения. 3. Годовой объём ремонтно-профилактических работ ЦРМ. 3.1 Определение трудоёмкости ремонтов и технического обслуживания тракторов и комбайнов. 3.2 Определение трудоёмкости ремонтов автомобилей. 3.3 Определение трудоёмкости дополнительных работ. 3.4 Определение общей трудоёмкости работ в мастерской. 4. Планирование загрузки и определение штата ЦРМ. 4.1 Составление годового календарного плана работ 4.2 Определение штата ЦРМ. 5. Организация труда и основные параметры производственного процесса. 5.1 Организация труда в ЦРМ. 5.. 2 Определение такта и фронта ремонта. 5.3 График ремонтного цикла. 6. Проектирование производственного участка ремонтной мастерской. 6.1 Определение трудоёмкости работ выполняемых на участке. 6.2 Определение количества рабочих. 6.3 Подбор технологического оборудования 6.4 Определение площади участка. 6.5 Компоновка производственного участка. 7. Охрана труда. 7.1 Расчёт освещения участка. 7.2 Расчёт вентиляции участка. 7.3 Техника безопасности и противопожарные мероприятия на участке. 8. Технологическая часть. 8.1 Составление технологического графика технического обслуживания. 9. Экономическая часть 9.1 Определение себестоимости технического обслуживания Литература |
6 |
|
|
|
|
|
|
||||
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кроме того, она разработана к применению типового, универсального материала по маршрутному технологическому процессу, обслуживанию тракторов в конкретных условиях.
Для обеспечения обученного мастера-наладчика непосредственно на рабочем месте необходимой технологической документацией в ГОСНИТИ разработана принципиально новая система технического обслуживания: график с
использованием символов, схем, что позволяет обеспечить мастера-наладчика непосредственно на рабочем месте технологической информацией, необходимой для качественного проведения операций технического обслуживания тракторов.
На графике линиями со стрелками показана последовательность проведения операции технического обслуживания для каждого работника, звена отдельно.
Например, верхняя (сплошная) линия для мастера-наладчика, нижняя (пунктирная) для тракториста. Линии соединяют прямоугольники, каждый из которых обозначает отдельную операцию технического обслуживания. Каждый прямоугольник разделен на четыре части. В первой (верхней) части с помощью определенного символа указано сопряжение операции. Во второй части лаконично записано наименование составной части трактора, которая подвергается обслуживанию: например, ремень вентилятора и генератора и т.д.
В третьей части приведены технические условия на выполнение, данной операции технического обслуживания. Они изображены в виде схем с надписями, включающими марку применяемого масла и смазки, допускаемое значение параметра и т.д. это позволяет мастеру-наладчику уяснить сущность выполняемой операции.
Дополнительно, в четвертой части (нижней) прямоугольника могут быть указаны модели и шифры оборудования, приспособлений, рекомендованных при выполнении данной операции.
Технологический график позволяет установить последовательность выполнения операций технического обслуживания и распределение их между исполнителями с учетом конкретных условий.
Такой график легко оформить в виде плаката для использования в мастерских и на станциях технического обслуживания.
Опыт применения технологических графиков ТО, разработанных ГОС НИТИ для тракторов К-744 и Джон Дир показал, что мастера-наладчики быстро и безошибочно «читают» приведенную для них профессиональную информацию.
Использование технологических графиков непосредственно на рабочих местах позволило упорядочить технологический процесс технического обслуживания трактора, избежать пропуска отдельных операций и соблюдать технические требования к операции, что является залогом поддержания тракторов в постоянной готовности к выполнению механизированных сельскохозяйственных работ.
21
8.2 Нормирование ремонтных работ.
Нормы времени при выполнении ремонтно-профилактических работ устанавливают по таблицам нормативов, определенных расчётно-аналитическим способом, фотографированием рабочего места или хронометражем.
В курсовом проекте нормы времени устанавливаем по таблицам, используя формулу:
Тн =Тшт+ +Тпз
n мин (30)
где Тшт - штучное время, мин
Тпз - подготовительно-заключительное время , мин, n - количество деталей в партии.
Норма времени устанавливается по всем ремонтным операциям и сводится в таблицу 6.
9.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
9.1 Определение себестоимости ТО трактора
Техническое обслуживание ТО трактора непосредственно проводят в мастерской на пункте диагностики с помощью диагностических приборов и приспособлений.
Себестоимость технического обслуживания определяем по формуле
Сто = Спр.п + Св + Сз.ч. + Ср.м + Сох
Где - Спр.м - полная зарплата производственных рабочих, руб.
Св - отчисления в страховой взнос, руб;
Сс.ч. - стоимость запасных частей, руб;
Срм - стоимость ремонтных материалов;
Сох - стоимость общепроизводственных накладных расходов. Руб.
Полную заработную плату определяем по формуле
Спр.н = Спр + Сдоп + Св
Где Спр - основная заработная плата, руб;
Сдоп. - дополнительная заработанная плата (принимаем 15% от основной), руб;
Св - страховой взнос (принимаем 26.1%) от (Спр + Сдоп), руб.
Основную зарплату определяем по формуле
Спр = tизд * Сr * К
Где tизд - трудоемкость ТО трактора чел.ч;
Сr - часовая тарифная ставка рабочего по среднему разряду (принимаем 35,5 руб)
К - коэффициент учитывающий доплату за сверх учетные часы (принимаем
1,03); 22
К - коэффициент учитывающий доплату за сверх учетные часы (принимаем
1,03);
Дополнительная заработанная плата
Сдоп =
Начисления в страховой взнос
Св =
Полная заработная плата составляет
Спрп = Спр + Сдоп + Св
Стоимость запасных частей составляет определенный процент плановой
стоимости ТО. Для практических расчетов стоимость запасных частей
принимаем равной 40% плановой стоимости ТО
Плановая стоимость ТО трактора примерно составляет 15859 руб.
Тогда Сз = 40% * 15859 = 6343,80 руб.
Стоимость ремонтных материалов составляет 38% от стоимости запасных
частей.
Срм = 0,08 * 6343,80 = 2410,56 руб.
При расчете себестоимости ТО трактора выполняемого в хозяйстве, учитывают только общепроизводственные накладные расходы. В
настоящее время составляют 142% от основной заработной платы.
Планируемую годовую экономию от снижения себестоимости ТО определяем по формуле:
Эг = СПТО-3 – СТО-3
23
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
В заключении студент должен дать анализ выполненной работы по курсовому проектированию. Описать, что он предлагает нового в организации ремонтного производства исходного предприятия.
Заключение должно быть объёмом не более одной станицы.
24
Приложение 1
Министерство образования и науки Курской области
ОБПОУ «Областной многопрофильный колледж имени Даниила Гранина»
Курсовой проект
Тема:____________________________________________________________
по МДК.03.01. Система технического обслуживания и ремонта
сельскохозяйственных машин и механизмов
ПМ.03 Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники
35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
Выполнил_________________
ФИО студент____курса_____группа
Проверил__________________
ФИО
Дата сдачи _________________
Оценка ____________________
Калиновка
Приложение 3
Периодичность ремонтов и технических обслуживаний тракторов |
Марка трактора |
Тех. обслуживание |
Ремонт |
|||||||
ТО-3 |
ТР |
КР |
|||||||
м/час |
кг |
у.э.га |
м/час. |
КТ |
у.э..га |
м/час. |
кг. |
у.э.га |
|
К-701 |
43200 |
36800 |
3120 |
86400 |
73600 |
6200 |
259200 |
220800 |
19040 |
Т-150К |
22400 |
19200 |
1920 |
44800 |
38400 |
3840 |
134400 |
115200 |
11790 |
ДТ-75 |
16000 |
13440 |
1240 |
32000 |
26880 |
2480 |
96000 |
80640 |
7260 |
МТЗ-82 |
9600 |
8000 |
840 |
19200 |
16000 |
1680 |
57600 |
48000 |
5600 |
Т-40М |
8640 |
7200 |
600 |
17280 |
14400 |
1200 |
47700 |
39730 |
3280 |
Приложение 4 |
Средние нормативные трудоемкости на ТО, ТР и КР тракторы |
Марка трактора |
Трудоемкость одного ТО чел.-ч |
Трудоемкость ТР (чел.-ч) |
Трудоемкость КР (чел.-ч) |
|
ТО-3 |
СТО |
|||
К-701 |
25,2 |
18,3 |
297 |
726 |
Т-150 |
42,3 |
5,3 |
241 |
565 |
ДТ-75 |
21,4 |
17,1 |
268 |
369 |
МТЗ-82 |
19,8 |
3,5 |
163 |
311 |
Т-40 |
18 |
19,8 |
126 |
251 |
Приложение 5 |
Кратность обмена воздуха |
Участок |
Кв |
Участок |
Кв |
Сварочный |
4...6 |
Испытание двигателя |
4...6 |
Кузнечный |
4...6 |
Разбороч,- моечный |
4 |
Ремонта топливной аппаратуры |
4 |
Ремонта электрооборудования |
3...4 |
Приложение 6
Нормативы освещенности различных отделений мастерской.
Наименование участков (отделений) |
Естественное освещение |
Искусственное освещение |
||
Коэффициент освещенности |
Отношение световой поверхности окон к площади пола |
Минимальная освещенность, Еср ЛК |
||
При лампах накаливания |
При люминесцентных лампах |
|||
Разборочно -моечное, кузнечное сварочное, медницкое, испытательное, столярное, инструментальное, кладовая |
0,3... 0,4 |
1:6 |
50 |
100 |
Комплектовочное, сборочное |
0,3... 0,4 |
1:6 |
75 |
150 |
Электрическое, ремонта топливной аппаратуры |
0,4 |
1:6 |
100 |
150 |
Приложение 7
Технические характеристики вентиляторов
Вентиляторы |
Показатели |
|||
Тип |
Номер |
Производительность м\ч |
Полное давление ,Па |
|
Ц4-70 |
2,5 |
1850 |
780 |
0,45 |
Ц470 |
3 |
550...3300 |
160...1150 |
0,6 |
Ц4-70 |
3 |
800 |
300 |
0,45 |
Ц4-70 |
3 |
1000 |
350 |
0,50 |
Ц4-70 |
3 |
1500 |
500 |
0,52 |
Ц4-70 |
3 |
2000 |
700 |
0,56 |
Ц4-70 |
3 |
2250 |
900 |
0,60 |
Ц4-70 |
3 |
3000 |
1100 |
0,65 |
Ц4-70 |
4 |
3000 |
350 |
0,56 |
КЦЗ-90 |
4 |
2000... 3200 |
170 |
0,45 |
КЦЗ-90 |
5 |
3600... 6500 |
260 |
0,5 |
ЦЗ-04 |
4 |
3500 |
50 |
0,65 |
ЦЗ-04 |
5 |
6000 |
70 |
0,07 |
06-320 |
4 |
1200... 6500 |
40...330 |
0,65 |
60-320 |
5 |
2200... 6300 |
60...130 |
0,67 |
Приложение 8
№ п\п |
Тип электродвигателя |
Номинальная мощность электродвигателя |
1 |
4А63А4 |
0,25 |
2 |
4А71В4 |
0,75 |
3 |
4А80В4 |
1,5 |
Электродвигатели для привода вентиляторов |
Приложение 9 |
Примерное распределение трудоемкостей работ по участкам мастерской (в процентах). |
Вид работ |
Трудоемкость работ по участкам мастерской, % |
|||||||||
|
||||||||||
Разборочно моечный. |
Ремонта двигателей |
Испытательный (обкаточный) |
Метдницко- жестяницкий. |
Ремонт электрооборудования |
Ремонт топливной аппаратуры |
Кузнечный. |
Сварочный. |
Слесарных работ |
Станочных работ |
|
Ремонт тракторов. |
14,7 |
11,3 |
13,3 |
5,0 |
4,0 |
4,5 |
4,5 |
12,5 |
- |
10,9 |
Ремонт автомобилей. |
12,2 |
14,2 |
13,3 |
5,0 |
5,0 |
2,0 |
2,6 |
13,0 |
- |
9,3 |
Ремонт комбайнов зерновых. |
12,5 |
12,5 |
13,3 |
4,5 |
4,0 |
2,0 |
2,0 |
12,4 |
- |
12,8 |
ТО-3 тракторов и ТО-2 автомобилей. |
10 |
- |
- |
5,0 |
- |
- |
6,0 |
2,0 |
- |
7,0 |
Ремонт оборудования, приспособлений и инструмента, |
- |
- |
- |
2,0 |
1,0 |
- |
4,0 |
3,0 |
68,0 |
20,0 |
Восстановление и изготовление деталей. |
- |
- |
- |
5,0 |
5,0 |
2,0 |
7,0 |
3,0 |
10,0 |
80,0 |
ТО и ремонт оборудования животноводческих ферм. |
- |
- |
- |
3,0 |
- |
- |
12,0 |
5,0 |
21,0 |
8,0 |
Прочие (неучтенные) работы. |
- |
- |
- |
11,0 |
- |
- |
8,0 |
16,0 |
27,0 |
33,0 |
Приложение 10
Значение коэффициентов, учитывающих рабочие зоны и проходы. |
Производственный участок. |
q |
Разборочно-моечный |
3,5-4,0 |
Мотороремонтный |
4,0-4,5 |
Испытательная станция |
4,0-4,5 |
Медницко-жестяницкий |
3,5-4,0 |
По ремонту электрооборудования |
3,5-4,0 |
По ремонту топливной аппаратуры и гидросистем |
4,0-4,5 |
Кузнечно-сварочный |
5,0-5,5 |
Слесарно-механический |
4,0-4,5 |
Приложение 11 |
Продолжительность пребывания машин в ремонте |
Наименование машин |
Марка машин |
Вид ремонта |
Пребывание в ремонте (час) |
Трактор |
К-701 |
ТР |
84 |
Трактор |
Т-150К |
ТР |
70 |
Трактор |
ДТ-75 |
ТР |
70 |
Трактор |
МТЗ-82 |
ТР |
49 |
Трактор |
Т-40 |
ТР |
42 |
ЛИТЕРАТУРА |
Основные источники: 1. В.В. Курчаткин Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве» М. «АКАДЕМА», 2015г. ISBN 978-5-7695-5658-6. 2. В.М.Власов Техническое обслуживание и ремонт автомобилей М. «Академия», 2015г. ISBN 978-5-7695-3923-7. 3. Е.А. Пучин Техническое обслуживание и ремонт тракторов М. «Академия» 2015 г. . ISBN 978-5-7695-2863-4. 4. А. Н. Устинов «Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственных машин» М. «АКАД ЕМА», 2014г. ISBN 978-5-7695-4258- 5. Ульман И.Е., Техническое обслуживание и ремонт машин. М.: Агропромиздат, 1990.-392с. Дополнительные источники: 6 П.В.Ананьин Диагностика и техническое обслуживание машин. М. «Академия» 2015 г. ISBN 978-5-7695-8412-0. 7.С.П.Баженов Основы эксплуатации и ремонта автомобилей и тракторов М. «АКАДЕМА», 2015г. ISBN 978-5-7695-5588-6. 8.В.А.Набоких Эксплуатация и ремонт электрооборудования автомобилей и тракторов» М. «Академия», 2014г. ISBN 978-5-7695-5030-2. 9.И.С.Турчевский Электрооборудование автомобилей М. «Форум-инфра- М». 2015 г. ISBN 978-5-7695-4357-6. 10.Л.И.Епифанцев «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей М. «Форум-инфра», 2014г. ISBN 978-5-7695-3615-0. 11.Е.А.Ленивцев Современные тракторы класса 5 тонн: Устройство и эксплуатация Самара, 2014г. Литература справочная: 12.В.Н. Батищев. Справочник мастера по техническому обслуживанию и ремонту машин.М. «Академия» 2014 г. ISBN 978-5-7695-4743-0. 13.Серия. Технический справочник. Пенза.»Агротехсер Интернет-ресурс: 14.IPRbooks 15.«Лань» 16.Научная электронная библиотека elibrary.ry |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.