МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ШКОЛЬНОЙ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Оценка 4.9

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ШКОЛЬНОЙ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Оценка 4.9
docx
23.07.2024
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ  И ОФОРМЛЕНИЮ ШКОЛЬНОЙ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Методические рекомендации.docx

Трощинская-Степушина Т.Е.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ

И ОФОРМЛЕНИЮ ШКОЛЬНОЙ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

 

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Сегодня акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся как неотъемлемой части образования, одного из направлений его модернизации.

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.

Важное место в реализации приоритетных направлений образования в современном информационном обществе занимает научно-исследовательская деятельность учащихся, цель которой – приобщение учащихся к научной работе, творческое развитие личности, пробуждение инициативы, стремления к самостоятельному поиску, выявление профессиональных предпочтений, формирование умений публичного выступления, лидерских качеств.

Научно-исследовательская работа – это система методов, средств и организационных мероприятий, обеспечивающих усвоение разных этапов научно-исследовательского цикла, который включает фундаментальные (научные) исследования, проектные работы. В отношении школьного обучения под научно-исследовательской работой понимается самостоятельная исследовательская, творческая работа учащегося, выполненная под руководством педагога, содержание и объем которой выходят за рамки учебной программы. При этом функции руководителя заключаются в помощи при выборе темы исследования и ее формулировке, руководстве во время составления списка литературы (библиографии по теме), помощи в составлении плана работы, определении конкретных заданий, обсуждении результатов исследования, в оформлении работы, проверке и корректировке текста.

При организации научно-исследовательской деятельности в учреждениях общего среднего образования необходимо помнить, что привлечение учащихся к исследовательской деятельности никоим образом не связано с тем, чтобы настраивать их на обязательное открытие чего-либо совершенно нового в области человеческих знаний. Главная задача состоит в том, чтобы привить учащимся вкус к исследовательской деятельности, потребность в мыслительной работе, требующей усердия, старательности, самостоятельности мышления.

Исходя из этого положения, роль педагога в руководстве исследовательской деятельностью учащегося заключается не в том, чтобы быть корректором собранных учеником материалов по той или иной теме. Учитель, который руководит научно-исследовательской работой учащегося, – это прежде всего старший товарищ, который является одновременно консультантом, советчиком, помощником в самостоятельной исследовательской деятельности своего ученика.

Именно такой подход к организации научно-исследовательской деятельности дает положительные результаты, формирует мотивацию участия в активной творческой деятельности, способствует пониманию учащимися необходимости развития своих способностей для дальнейшего личностного развития, успешного профессионального становления. Учреждение образования, заинтересованное в воспитании учащихся, способных к самовыражению, создает все условия для того, чтобы ученик мог заявить о себе, попробовать и почувствовать свои умения уже в стенах учебного заведения.

Написание любой научно-исследовательской работы включает в себя следующие этапы:

диагностический (выбор темы, определение цели и задач исследования);

прогностический (формулирование проблемы, ее актуальности и новизны);

организационный (сбор информации, составление списка литературы; запись, переработка и систематизация материала; составление плана работы; написание научно-исследовательской работы; формулирование выводов и заключения; редактирование текста, прогнозирование наиболее вероятностных вопросов и ответов на них; публичное выступление).

Поскольку научно-исследовательская работа – это работа определенного жанра, то при ее написании должны быть соблюдены соответствующие требования. Самое главное из которых заключается в том, что любая научно-исследовательская работа, независимо от темы и содержания, должна соответствовать строго определенной логике: от обоснования актуальности темы, ее новизны, определения проблемы, цели и задач исследования – до формулирования выводов. В хорошо написанной работе все должно быть подчинено единой идее, все должно быть взаимосвязано и взаимообусловлено.

Начальным этапом работы является выбор темы. Выбор темы работы – очень важный момент, поскольку тема предопределяет весь дальнейший ход работы. Тема работы не должна быть ни слишком широкой, ни слишком узкой. В то же время, чем меньше слов в названии темы, тем она шире, охватывает более широкое поле деятельности (Фразеологизмы в русском языке). И наоборот, – чем больше слов в названии, тем тема уже, охватывает более узкую область (Фразеологизмы с компонентом цветообозначения в русском языке).

Требования к теме научно-исследовательской работы:

актуальность и новизна (соответствие современному состоянию определенной науки);

научность (корректность употребления терминов, понятий, формулировок);

проблемность (тема должна иметь исследовательско-поисковый характер);

точность (соответствие объективно существующим в науке фактам);

оригинальность (тема не должна быть шаблонной).

 

Следующий этап – проведение исследования. Применительно к исследованиям гуманитарного профиля, этот этап начинается на стадии изучения литературы и письменных источников. Анализ литературы – важнейший элемент исследовательской деятельности, поскольку он позволяет понять состояние дел, познакомиться с результатами ранее проведенных исследований, уточнить задачи научного поиска и т.д. Поэтому формулировка задачи исследования «проанализировать литературу» – бессмысленна, т.к. анализ литературы – метод, он должен применяться для решения других задач. Всегда надо задавать вопрос: зачем анализировать литературу, что надо понять, узнать, увидеть в результате этого анализа?

В составлении списка литературы обязательно участие самого исследователя. Ошибкой научного руководителя является то, что он дает учащимся готовый перечень дежурных изданий и, тем самым, лишает его возможности приобрести навык самостоятельной работы в библиотеке: работы с системой библиотечных, в том числе и электронных, каталогов, правильного оформления.

Общие рекомендации для работы с литературой:

1.Изучение научных публикаций  по теме желательно начинать с работ общего характера, а затем уже вести поиск узкоспециального материала.

2. При работе с уже готовым библиографическим списком, а также при его составлении учащийся должен ориентироваться в структуре издания, т.к. отдельные её элементы обладают определенными функциями и являются носителями информации.

3. Работая с литературой по теме, учащийся должен владеть различными типами чтения, предполагающую разную степень глубины проникновения в материал:

а) просмотровое чтение –  знакомство с общим содержанием книги;

б) ознакомительное (выборочное) чтение поможет в поиске ответа на определенные вопросы в нескольких источниках информации, в сравнении и сопоставлении найденной информации, а также в выработке собственной точки зрения;

в) изучающее чтение – активный вид подробного, внимательного обдуманного чтения. Его цель – получение необходимой информации, понимание логики доказательств, поиск ответов на поставленные вопросы. Этот вид чтения формирует умение критически воспринимать информацию.

4. Учащихся необходимо знакомить со способами фиксирования необходимой информации и способами её оформления (карточки, отдельная тетрадь и т.д.), учить создавать «банк данных» по теме работы: выписки в виде конспектов, выписка цитат и т.п.

5. Необходимо объяснить учащимся, что не вся выписанная информация может оказаться необходимой, не нужно пытаться включить в исследование весь имеющийся материал, если это может повредить целостности и логичности исследования. Доказательства не могут строиться на одних цитатах.

6. При изучении литературы не следует стремиться к заимствованию материала. Правильнее будет сопоставить, проанализировать найденную информацию, сделать выводы и составить собственное мнение по изучаемой проблеме.

После изучения литературы и создания банка данных по теме необходимо провести систематизацию накопленного материала. Для этого учащимся можно порекомендовать скомпоновать карточки (выписки и т.п.) по главам, учитывая логическую последовательность и те вопросы, которые будут рассмотрены в главах. Рекомендуется составить развернутый план исследования по каждой главе (вопросы, методы исследования).

На этом этапе происходит и накопление практического материала: проведение интервью, бесед, наблюдение, сравнение и т.д. Впоследствии весь практический материал также группируется по главам, проводится подбор методов его обработки. Исследователь создаёт словарь терминов, которые необходимы для описания хода и результатов исследования.

Вслед за проведением собственно исследования необходимо «отрефлексировать» полученные результаты: проанализировать, насколько они позволяют подтвердить выдвинутую гипотезу, уточнить их соответствие поставленным целям. После проведения рефлексивной части можно приступить к планированию следующего этапа работы – оформлению результатов исследования.

 

Следующий после выбора темы этап связан с выработкой структуры исследовательской работы. При этом необходимо придерживаться общих требований, в соответствии с которыми в структуру исследовательской работы входят: титульный лист; содержание; перечень условных обозначений (при необходимости); введение; основная часть; заключение; библиография (список литературы); приложение (при необходимости).

Содержание научно-исследовательской работы включает следующие компоненты: введение, название глав и параграфов, заключение, список используемых источников, названия приложений и соответствующие номера страниц.

Во «Введении» обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность и новизна, формулируются цель и задачи исследования.

При определении актуальности необходимо учитывать, что это не что иное, как выявление степени разработанности темы, определение места исследования среди подобных в этой области. Другими словами, необходимо показать, что уже сделано в этой области другими и что предстоит выполнить автору данной работы. Установление новизны предусматривает показ отличия полученных результатов от уже известных.

Цель исследования – основное направление исследовательской деятельности. Это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы над исследованием. Формулирование цели позволяет ответить на вопрос «Зачем проводится исследование?».

Задачи это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели. Задачи исследования конкретизируют цель, определяют основное содержание работы. Задачи трансформируются в названия разделов (подразделов).

При формулировании задач обычно употребляются следующие глаголы: определить, раскрыть, создать, выявить, разработать, установить, обосновать и др. Необходимо избегать употребления таких слов, как изучить, проанализировать, рассмотреть, исследовать и под., поскольку они передают процесс достижения цели. Другими словами, мы, например, читаем и анализируем толковый словарь, фразеологические словари, чтобы выявить в них фразеологизмы с компонентом цветообозначения. Значит, задачей нашей работы будет не проанализировать словари, а выявить и выписать фразеологизмы с компонентом цветообозначения из определенных текстов (например, словарей).

Типичными ошибками в формулировании задач являются следующие:

задача формулируется более широко, чем цель;

задача формулируется почти так же, как и цель;

задачи располагаются непоследовательно;

большое количество задач.

Основная часть делится на разделы и подразделы, в которых осуществляется аналитический обзор литературы по теме, дается анализ определенных научных явлений в аспекте проблемы исследования. Чаще всего научно-исследовательская работа состоит из двух разделов. Первый раздел содержит, как правило, теоретический материал, а во втором анализируется практический материал в аспекте проблемы исследования. Иногда же, если проблема исследования делится на относительно самостоятельные части (подпроблемы, частные проблемы), тогда количество разделов может быть больше. В таком случае первый раздел (общий) содержит теоретический материал, а последующие посвящены каждой отдельной подпроблеме и могут содержать как теоретический, так и практический материал. Причем, название первого раздела зачастую может быть созвучно проблеме исследования, а второго раздела – созвучно теме работы. Названия же подразделов могут быть созвучны отдельным задачам исследования. Но, естественно, могут быть и другие, самые разные варианты структуры работы.

Необходимо помнить, что каждый раздел (подраздел) работы необходимо заканчивать краткими выводами.

Самое сложное – написать заключение и особенно сформулировать выводы проведенного исследования.

В разделе «Заключение» сжато излагается сущность научных результатов работы, обобщаются полученные данные в виде выводов, тезисов. При этом необходимо, чтобы количество и содержание пунктов заключения соотносились с задачами и содержанием работы. Еще один важный момент: выводы должны быть сформулированы в содержательном плане, т.е. не просто называются результаты исследования, а и сжато раскрывается их сущность.

Для уточнения логики построения всей работы полезен следующий прием: сопоставьте задачи исследования с названиями разделов (подразделов) работы и с выводами в заключении. Если количество и содержание задач и выводов согласуются между собой и соответствуют названиям разделов (подразделов), значит логическая структура вашей работы выдержана. Такой прием позволяет определить все логические огрехи исследования и его выводов, исправление которых позволит придать работе логическую цельность и стройность.

Автор научно-исследовательской работы обязан ссылаться на источники и материалы, которыми он пользуется в процессе собственного исследования. Список использованных источников (книги, монографии, газетные или журнальные статьи, статьи в сборниках материалов конференций или научных трудов, адреса сайтов и др.) составляется в алфавитном порядке фамилий авторов либо по мере появления их в тексте работы. Причем в последнее время предпочтение отдается составлению списка литературы по мере появления ссылок в тексте работы. При этом в тексте сноски обозначаются квадратными скобками с указанием в них порядкового номера источника в списке и через запятую указывается номер страницы (страниц), например: [4, с. 23], где 4 – номер источника в списке литературы, 23 – номер страницы.

Оформляется список использованных источников в соответствии с правилами библиографического описания (см. приложение к сборнику). В раздел «Приложения» включается вспомогательный материал. Он формируется в случае необходимости более полного раскрытия содержания и результатов исследований (в тексте работы обязательно должны быть ссылки на приложения). Число приложений определяется автором работы.

В этот раздел могут включаться:

промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты;

схемы, таблицы и иллюстрации вспомогательного характера;

копии архивных документов;

фотографии, графики, карты, анкеты и т.д.;

словари языковых явлений, исследуемых в работе;

рекомендации по практическому использованию полученных результатов и другое.

Приложение, как правило, размещается после основного содержания и продолжает нумерацию страниц всей работы. При необходимости приложение может оформляться как самостоятельная часть и иметь форму буклета, части книги, брошюры и т.д. (в таком случае приложение имеет самостоятельную нумерацию). При оформлении приложений отдельной частью (книгой) на титульном листе под названием работы печатается прописными буквами слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» (или «ПРИЛОЖЕНИЯ»).

К тексту научно-исследовательской работы прилагаются тезисы.

Тезисы (от греч. thesis– положение, утверждение) – сжато сформулированные основные положения исходного текста. В тезисах отражается существенная информация, которая помогает адекватно восстановить текст, кратко пересказать его. Как правило, тезисы не требуют примеров, иллюстраций. Часто они нумеруются – так легче сохранить логику авторских рассуждений.

В данном случае тезисы должны в сжатом виде передавать основные положения научно-исследовательской работы. В них должны быть отражены актуальность темы, цель и задачи исследования, сжато передано основное содержание работы, позволяющее судить о сущности проведенного исследования и его результатах.

Если в работе соблюдена описанная выше логика построения (цель, задачи, содержание и заключение согласуются между собой), то структура тезисов может быть следующей: актуальность темы, цель и задачи исследования, выводы, так как в них не просто называются результаты исследования, а и сжато раскрывается их сущность. Для более ясного изложения сущности проведенного исследования основные положения и выводы при необходимости лучше проиллюстрировать 1 – 3 примерами.

 

Этап 3. Оформление результатов исследования

 

Оформление результатов исследования – один из самых трудоемких и ответственных этапов работы, который требует внимания и времени. Оформление результатов начинается с компоновки подготовленных текстов по главам в соответствии со структурой работы (что проводится уже на этапе проведения исследования). После того, как главы сформированы (написаны), следует их внимательно прочитать и отредактировать как с точки зрения орфографии, так и по содержанию (сверить цифры, даты, сноски, цитаты и т.д.). По прочтению каждой главы и осуществлению правки следует приступить к написанию выводов к каждой главе. Вывод по главе  обычно содержит краткое изложение сущности вопроса, рассматриваемого в ней, и обобщение результатов проделанного анализа.

Далее составляется заключение по всей работе. Только после этого приступают к написанию введения к работе. Затем следует составление списка литературы.

Практические рекомендации учащимся и их руководителям по написанию и оформлению текста учебного исследования приведены в приложении.  

 

Методика обучения учащихся публично представлять

результаты своего исследования (по Е.В.Тягловой)

 

1.О чём говорить? Нужно выделить главный тезис доклада. Эта фраза должна:

 – утверждать главную мысль и предопределять цель речи, требовать дополнительного сопровождения ля более полного раскрытия;

– быть краткой, ясной и не содержать противоречий;

– иметь опорное, главное в исследование понятие.

2. Зачем говорить? Рекомендуется сформулировать то, чего вы хотите достичь вашим выступлением. Запрограммируйте реакцию слушателей и по ней оценивайте, как воспринимается ваше выступление.

3. Сколько говорить? Время выступления запрограммировано регламентом конференции или конкурса исследовательских работ. Это 8 – 10 минут. Поэтому важно отобрать для выступления самое существенное, больше внимания уделить экспериментальной части и выводам.

4. Кому говорить? Стиль речи и её терминологическая сложность напрямую зависят от аудитории.

5. Где говорить? На тактику построения речи существенно влияют условия. Как правило, в классной комнате выступать легче, чем в большом актовом зале.

6.Как говорить? Рекомендуется говорить не очень быстро. Важно произвести глубокое впечатление ораторским искусством. Речь должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной.

7. Что говорить? Важно позаботиться о соответствующей аргументации, подтверждающей основной и вспомогательный тезисы. Рекомендуется строить выступление с учетом следующих советов: понятие, несущее главную мысль, повторить не менее семи раз, а основной тезис – не менее четырех раз; привести впечатляющие аргументы, примеры, факты, убедительные выводы. 

 

Примерная структура выступления учащегося

 

1.   Подготовка аудитории к восприятию, стимулирование  интереса слушателей к докладчику.

2.   Постановка проблемы, демонстрация её актуальности, основной тезис (идея, гипотеза) исследования.

3.   Объявление цели, задач исследования и плана доклада.

4.   Рассказ о том, как решалась первая задача и какие получены результаты.

5.   Рассказ о том, как решалась вторая задача исследования и какие получены выводы (и далее по каждой задаче).

6.   Возвращение к основному тезису исследования, демонстрация того, что цель достигнута.

7.   Формулировка выводов.

В статье Е.Тягловой предлагаются полезные рекомендации для ответов на вопросы, которые получает докладчик [14].

 

Как подготовить доклад  для  защиты исследовательской работы

 

Для того чтобы вложиться в 7 – 8 минут выступления (2 – 3 минуты оставляем для установления психологического комфорта), необходимо 5 страниц печатного текста (размер шрифта 14 и интервал 1,5).

1.Во введении (примерно 1 страница) необходимо привлечь внимание слушателей, установить с ними контакт. Введение посвящено цели  и задачам работы, её актуальности.

2. Основная часть (примерно 3 страницы) должна раскрыть сущность и итоги исследования: акцент на новой информации, полученной в процессе научного поиска; перспективы дальнейшего развития темы.

3. В заключении (примерно 1 страница) необходимо сказать главное, подвести итог сказанному, дать в сжатом виде итоги проделанной работы и рекомендации по их практическому использованию. 

Ответы на вопросы – важный этап успешной защиты работы. При этом необходимо обязательно сохранять культуру поведения и избегать категоричности. Вопросы может задать и члены жюри, и любой из присутствующих на выступлении, и учащийся должен быть к этому готов. Вопросов не нужно бояться. Вопрос дает ещё одну возможность продемонстрировать учащемуся обстоятельность и глубину изучения темы. Если докладчику задают вопрос, то это значит, что тема заинтересовала, привлекла внимание слушателей. Кроме того, вопросы часто позволяют увидеть новые направления  для дальнейшего исследования.

 

Обратите внимание на форму ответа на вопросы:

 

1.      Спасибо за вопрос:

а) мой ответ …; Согласно этике проведения научных дискуссий, перед тем, как отвечать по существу на заданный вопрос, принято поблагодарить его автора. Ведь спрашивающий проявил интерес к вашей работе.

б) у меня, к сожалению, нет ответа, поскольку рассмотрение этого вопроса не входило в границы моего исследования.

2. Спасибо, ваш вопрос понял (-а) … .

3. Извините, я не понял (-а) вопроса. Повторите его, пожалуйста! В противном случае, есть опасность того, что вы отвечаете не на вопрос, который вам задали, а на свою версию вопроса. Не стоит впадать в другую крайность – начинать уточнять очевидные и понятные вещи.

4. Правильно ли я понял, что заданный вопрос …?

5. Ответ на заданный вопрос требует достаточно подробного объяснения, если на это будет выделено время, я готов(-а) ответить на него. 

Поскольку устное выступление является своего рода сценическим искусством, т.е. включает в себя владение мимикой, жестами, рекомендуется организовать предварительное выступление учащегося перед небольшой аудиторией, например, перед классом. Это поможет докладчику во время выступления на конференции чувствовать себя увереннее.

 

Рекомендации по составлению презентации:

 

– не должна повторять текст выступления,

– на слайды выносятся определения, термины, материалы, которые имеют принципиальное значение для представленного исследования,

– графики, рисунки, диаграммы, фотографии и т.п. должны по возможности максимально заполнять поле экрана,

– цветовое оформление фона слайдов не должно вызывать усталости и раздражения для глаз,

– категорически нельзя читать слайды и «перегружать» их,

-– на слайде не должно быть больше 20 – 25 слов.

Обращаем внимание, что дополнительные баллы за наличие презентации на конференции не предусматриваются.

 

Структура презентации на 7 – 8 минут:

 

1-й слайд. Название работы, Ф.И.О. автора, класс, учреждение образования, Ф.И.О. руководителя, ученая степень и ученое звание, должность, место работы.

2 - 4-й слайды. Методология работы (цель, задачи, предмет, объект, актуальность).

5 - 6-й слайды. Итоги анкетирования (если проводилось).

7 – 8-й слайды. Содержание работы. 

9- 11-й слайды. Итоги по разделам.

12-й слайд. Практическая значимость работы.

13 - 14-й слайды. Итоги исследования.

15-й слайд. Спасибо за внимание!

На 7 – 8 минут достаточно 12 – 15 слайдов [6].

 

Обратите внимание на недостатки, которые могут быть в работе:

 

– отсутствие объяснения используемых научных терминов,

– несоответствие формальным требованиям конкурса, изложенным в Положении,

– тема исследования сформулирована достаточно широко,

– не представлен обзор используемой литературы по теме исследования,

– цель должна быть только одна,

– среди методов ошибочно называют исследование, систематизацию,

– несоответствие оснований и задач исследования,

– нарушение логичности,

– неполнота доказательств: отсутствие точности обоснований,

– реферативно-компилятивный характер работы,

– отсутствие ссылок на цитирование первоисточников,

– отступление от научного стиля,

– неправильное оформление списка использованных источников,

– неправильное оформление содержания, приложений.

 

Таким образом, работа над научным исследованием формирует у учащихся новые качества – широту кругозора, видение проблем и определенную системность, логичность мышления, что пригодится им не только в дальнейшей научной и педагогической деятельности, но и в общении, в быту и вообще в жизни.

 

 

 


 

Трощинская-Степушина Т.Е. МЕТОДИЧЕСКИЕ

Трощинская-Степушина Т.Е. МЕТОДИЧЕСКИЕ

При организации научно-исследовательской деятельности в учреждениях общего среднего образования необходимо помнить, что привлечение учащихся к исследовательской деятельности никоим образом не связано с тем, чтобы настраивать…

При организации научно-исследовательской деятельности в учреждениях общего среднего образования необходимо помнить, что привлечение учащихся к исследовательской деятельности никоим образом не связано с тем, чтобы настраивать…

Начальным этапом работы является выбор темы

Начальным этапом работы является выбор темы

Его цель – получение необходимой информации, понимание логики доказательств, поиск ответов на поставленные вопросы

Его цель – получение необходимой информации, понимание логики доказательств, поиск ответов на поставленные вопросы

Содержание научно-исследовательской работы включает следующие компоненты: введение, название глав и параграфов, заключение, список используемых источников, названия приложений и соответствующие номера страниц

Содержание научно-исследовательской работы включает следующие компоненты: введение, название глав и параграфов, заключение, список используемых источников, названия приложений и соответствующие номера страниц

Причем, название первого раздела зачастую может быть созвучно проблеме исследования, а второго раздела – созвучно теме работы

Причем, название первого раздела зачастую может быть созвучно проблеме исследования, а второго раздела – созвучно теме работы

Приложение, как правило, размещается после основного содержания и продолжает нумерацию страниц всей работы

Приложение, как правило, размещается после основного содержания и продолжает нумерацию страниц всей работы

Далее составляется заключение по всей работе

Далее составляется заключение по всей работе

Рассказ о том, как решалась первая задача и какие получены результаты

Рассказ о том, как решалась первая задача и какие получены результаты

Не стоит впадать в другую крайность – начинать уточнять очевидные и понятные вещи

Не стоит впадать в другую крайность – начинать уточнять очевидные и понятные вещи

Таким образом, работа над научным исследованием формирует у учащихся новые качества – широту кругозора, видение проблем и определенную системность, логичность мышления, что пригодится им не…

Таким образом, работа над научным исследованием формирует у учащихся новые качества – широту кругозора, видение проблем и определенную системность, логичность мышления, что пригодится им не…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.07.2024