МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГАПОУ «АГИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. БАЗАРА РИНЧИНО» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Оценка 4.7

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГАПОУ «АГИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. БАЗАРА РИНЧИНО» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
астрономия
2 кл—5 кл
04.04.2020
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГАПОУ «АГИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. БАЗАРА РИНЧИНО» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы обучающихся и студентов ГАПОУ «Агинский педагогический колледж им. Базара Ринчино» раскрывают теоретико-методологические характеристики и способы организации самостоятельной работы студентов.
Методич. реком СРС по астрономии Жимбаева.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГАПОУ «АГИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. БАЗАРА РИНЧИНО»

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработал: Жимбаева Цыпылма Черниновна

преподаватель астрономии,

кандидат культурологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Агинское, 2020

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                        

 стр.

 

1. Введение ………………………………………………………………………..3                                                                                                        

2. Общие требования к организации самостоятельной работы  обучающихся в условиях  реализации ФГОС …………………………………………………….4

3. Структура методических указаний к выполнению самостоятельной работы обучающихся ……………………………………………………………………..9

4. Заключение ………………………………………………. …………………..13                                                                                                    
5. Информационные источники  …………………………………
.…………...14                                                                       

6. Приложения

Приложение А. Титульный лист (образец)                                                                                                                                                    

Приложение Б. Оборотная сторона титульного листа (образец)                                                                                                                                                                 

Приложение  В. Содержание                                                                                                                                                                                

Приложение Г. Макет пояснительной  записки                                                                                                                                   

Приложение Д. Примеры самостоятельных работ                                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Методические рекомендации по организации и проведению
самостоятельной работы обучающихся и студентов ГАПОУ «Агинский педагогический колледж им. Базара Ринчино» (далее – Методические рекомендации) раскрывают теоретико-методологические характеристики и способы организации самостоятельной работы студентов. Методические
рекомендации направлены на совершенствование деятельности
педагогических работников по планированию, организации и контролю
выполнения самостоятельной работы студентами и обучающимися (далее –
студентами).

Методические рекомендации разработаны в соответствии с Законом
Российской Федерации «Об образовании в РФ», Федеральными
государственными образовательными стандартами среднего
профессионального образования (ФГОС СПО), Федеральным
государственным образовательным стандартом среднего общего образования
далее ФГОС СОО), Уставом колледжа, Положением о самостоятельной
работе студентов в ГАПОУ «Агинский педагогический колледж им. Базара Ринчино».

Объем самостоятельной работы определяется ФГОС СПО и находит
отражение в учебном плане, рабочих программах учебных дисциплин и
профессиональных модулей. Самостоятельная работа должна сопровождаться методическим обеспечением с указанием объема времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Организация самостоятельной работы должна обеспечивать развитие
умений, навыков, общих и профессиональных компетенций студентов.
Задания для самостоятельной работы должны содействовать получению

 

 

2. Общие требования к организации самостоятельной работы  обучающихся в условиях  реализации ФГОС

 

Самостоятельная работа студентов – это планируемая учебно-профессиональная, учебно-исследовательская деятельность студентов, осуществляемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя.

В условиях  реализации ФГОС СПО цель самостоятельной работы заключается в формировании навыков самообразовательной деятельности, приобретении опыта творческой, исследовательской работы, развитии самостоятельности, ответственности, организованности в решении учебных и профессиональных проблем. Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

– систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных
теоретических знаний и практических умений студентов, самостоятельное
овладение новым учебным материалом;

– формирование умений учебно-профессиональной и
профессиональной деятельности, профессиональных компетенций;

– формирование культуры умственного труда студентов;

– развитие общих компетенций, включающих в себя способность
осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения учебно-профессиональных задач, профессионального
и личностного развития;

– использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования учебно-профессиональной деятельности;

– формирование самостоятельности профессионального мышления: способности к профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию,
самореализации;

– овладение практическими навыками применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; развитие
проектных, исследовательских умений.

В             учебном процессе среднего профессионального учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине, по профессиональному модулю выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством педагога и по его заданию.

Внеаудиторная  самостоятельная  работа    планируемая  учебная,

учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве педагога, но без его непосредственного участия (таблица 1).

Таблица 1

Примеры аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы

 

Аудиторная самостоятельная работа

Внеаудиторная самостоятельная работа

-     конспектирование лекций;

-     выполнение и разбор заданий (в часы практических занятий);

-     выполнение и защита лабораторных работ (во время проведения лабораторных работ);

-     выполнение курсовых работ и выпускной квалификационной работы в рамках получения консультаций педагогов;

-     обобщение опыта в процессе прохождения и оформления результатов практик.

 

-      подготовка к семинарами, практическим занятиям,  лабораторным работам (включая публичные выступления, деловые  игры,  круглые столы, текущий контроль и т.д.);

-      выполнение  домашних  заданий  (в виде решения отдельных задач проведения типовых расчетов, расчетно-компьютерных и индивидуальных работ по отдельным разделам содержания дисциплин и т.д.);

-      подготовка творческих работ (докладов, контрольных работ, рефератов, эссе и групповых проектов;

-      конспектирование и реферирование литературы;

-      самостоятельный поиск информации в Интернете.

 

 

Самостоятельной работы может быть организована:

1.               непосредственно в процессе аудиторных занятий –  на лекциях; практических и лабораторных работ.

2.            в контакте с педагогом вне рамок расписания – на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.

3.                 в библиотеке, дома, в общежитии при выполнении студентом учебных и творческих задач.

Самостоятельная работа студентов может быть организована в индивидуальной, групповой и фронтальной формах.

Фронтальная самостоятельная работа предполагает общее для всех задание, общий инструктаж педагога по выполнению задания, использование общих приемов организации и руководства дальнейшими действиями студентов. Целесообразна на этапе изучения новой темы, а также на начальном этапе формирования умений.

Групповая самостоятельная работа используется для совместной проработки учебного материала, выполнения лабораторных работ и практических заданий, взаимной проверки письменных заданий, организации проектной, исследовательской деятельности.

При организации индивидуальной самостоятельной работы роль студента в определении содержания работы, выборе способа ее выполнения является ведущей. Организация индивидуальной самостоятельной работы обеспечивает возможность стимулирования активности студента; возможность его сотрудничества с педагогом.

По целевому признаку виды самостоятельной работы студентов можно разделить на несколько групп: овладение знаниями, закрепление и систематизация знаний, формирование общих и профессиональных компетенций (таблица 2).

Таблица 2

Классификация видов самостоятельной работы по целевому признаку

Цель

Тип урока

Виды самостоятельной работы

Овладение знаниями

Урок изучения нового материала

-     конспектирование текста;

-     чтение текста (учебника, литературы, материалов в Интернет);

-     составление плана текста;

-     графическое изображение текста.

Закрепление и систематизация знаний

Урок закрепления

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок обобщения и систематизации знаний

-     поиск информации в сети;

-     изучение конспекта лекции, текста учебника;

-     ответы на контрольные вопросы;

-     составление презентации, разработка буклета / памятки;

-     решение задач и упражнений по образцу;

-     составление плана и тезисов ответа;

-     подготовка тезисов сообщений, рефератов, докладов, информационных сообщений;

-     составление библиографии, тематических кроссвордов.

Формирование общих и профессиональных компетенций

Урок комплексного применения знаний

-       поиск информации в сети;

-       поиск информации в сети;

-       доработка конспекта лекции;

-       составление  вопросов к изученному материалу;

-       организация диалога в сети;

-       решение задач и упражнений;

-       выполнение расчетно-графических работ;

-         проектирование и моделирование компонентов профессиональной деятельности.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

-       решение задач и упражнений;

-       ответы на контрольные вопросы;

-        выполнение расчетно-графических работ

 

Таким образом, заданиями для самостоятельной работы могут быть:

-       Написание реферата, эссе, конспекта первоисточника, информационного сообщения.  Создание презентаций.

-       Составление глоссария, опорного конспекта, сводной таблицы по теме, кроссвордов. 

-       Составление тестовых заданий и эталонов ответов к ним. 

-       Составление и решение ситуационных задач (кейсов). 

-       Разработка схем.

-       Подготовка иллюстраций (рисунков), графиков, диаграмм.

А видами самостоятельной работы:

-       конспектирование текста;

-       чтение текста (учебника, литературы, материалов в Интернет);

-       составление плана текста;

-       графическое изображение текста;

-       поиск информации в сети;

-       изучение конспекта лекции, текста учебника;

-       ответы на контрольные вопросы;

-       составление презентации;

-       решение задач и упражнений по образцу;

-       подготовка тезисов сообщений, рефератов, докладов, информационных сообщений;

-       поиск информации в сети; доработка конспекта лекции;

-       составление вопросов к изученному материалу;

-       организация диалога в сети;

-       решение задач и упражнений;

-       выполнение расчетно-графических работ;

-       проектирование и моделирование компонентов профессиональной деятельности;

-       ответы на контрольные вопросы;

-       выполнение расчетно-графических работ.

3. Структура методических указаний к выполнению самостоятельной работы обучающихся

 

Педагогические работники самостоятельно планируют объем времени, отведенного на внеаудиторную самостоятельную работу, эмпирически определяя затраты времени на самостоятельное выполнение конкретного учебного задания.

Задачи педагога по планированию и организации самостоятельной работы студента:

1.            Составление плана самостоятельной работы студента по дисциплине. Планирование объема времени, отведенного на самостоятельную работу.

2.            Обеспечение условий организации самостоятельной работы: наличие и доступность справочных, учебно-методических и материалов; технических средств.

3.            Разработка и выдача заданий для самостоятельной работы.

4.            Проведение инструктажа по выполнению самостоятельной работы; организация консультаций по выполнению заданий (устный инструктаж, письменная инструкция).

5.            Контроль за ходом выполнения и результатом самостоятельной работы студента.

В процессе организации самостоятельной работы выделяются следующие этапы:

1 этап: подготовительный - определение целей, составление плана урока; подготовка методического обеспечения, оборудования;

2 этап: основной - реализация самостоятельной работы в ходе освоения программы учебной дисциплины и профессионального модуля – аудиторной и внеаудиторной; фиксирование результатов;

3 этап: заключительный - мониторинг эффективности использования применяемых форм самостоятельной работы, проведение корректирующих действий.

Объем времени, отведенный на   внеаудиторную работу, находит отражение:

– в рабочем учебном плане: в целом по теоретическому обучению, по каждому из циклов, по каждой дисциплине (профессиональному модулю);

– в рабочих программах учебных дисциплин (профессиональных модулей) с распределением по разделам и темам;

–  в календарно-тематических планах.

При отборе содержания самостоятельной работы педагогический работник ориентируется на общие и профессиональные компетенции, которые должны быть освоены при изучении учебной дисциплины, освоении профессионального модуля.

При разработке рабочей программы учебной дисциплины (профессионального модуля) педагогическим работником устанавливаются содержание и объем теоретической учебной информации, и виды самостоятельной работы по разделам и темам. Эта информация находит свое выражение в тематическом плане организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по разделам и темам (таблица 3).

Таблица 3

Пример тематического плана

Наименование раздела, темы

Виды внеаудиторной самостоятельной работы

Количество часов на СР

Раздел I. …

Тема 1.1.  …

 

4

Тема 1.2.  …

 

2

Тема 1.п.  …

 

 

Раздел II. …

Тема 2.1. ...

 

2

Тема 2.2. …

 

4

 

 

 

Кафедры (предметные (цикловые) комиссии) на своих заседаниях рассматривают рабочие программы учебных дисциплин (профессиональных модулей), оценивая эффективность распределения внеаудиторной самостоятельной работы по разделам и темам с учетом сложности и объема изучаемого материала, выбора методов ее организации и проведения.

Для повышения результативности самостоятельной работы педагог разрабатывает учебно-методическое обеспечение, которое включает в себя средства обучения и средства контроля.

Средства обучения условно можно разделить на три группы:

1) учебно-методические средства, использующиеся для руководства самостоятельной деятельностью студентов:

- методические указания по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы студентов (приложения 1-3);

- алгоритмы и образцы выполнения заданий;

- тематика рефератов, докладов и творческих работ;

-  списки основной и дополнительной литературы;

-  задания для самостоятельной работы.

2)                  дидактические средства, которые могут быть источником самостоятельного приобретения знаний (первоисточники, документы, тексты литературных источников, сборники задач и упражнений, комплекты журналов и газет, учебные фильмы, карты, таблицы, приборы, коллекции и т.п.);

3)                технические средства, при помощи которых предъявляется и обрабатывается учебная информация (компьютеры, аудио- и видеотехника).

Инструктаж по выполнению задания самостоятельной работы проводится перед выполнением студентами самостоятельной работы. Инструктаж включает:

–  цель задания,

–  его содержание,

–  сроки выполнения,

–  ориентировочный объем работы,

–  основные требования к результатам работы,

–  критерии оценки.

В процессе инструктажа педагогический работник предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится педагогическим работником за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

При предъявлении видов заданий на самостоятельную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к студентам.

В                  качестве  форм  и  методов  контроля  могут  быть  использованы:

тестирование, защита творческих работ (реферата, эссе, презентации, глоссария, кроссвордов схем, иллюстраций), представление проектов и др.

Контроль результатов самостоятельной работы может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением продукта творческой самостоятельной деятельности студентов.

Критерии оценки результатов:

–  степень овладения студентом учебного материала;

– умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

–  степень развития общих и профессиональных компетенций;

–  навыки оформления материала в соответствии с требованиями;

–  умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;

– степень развитости навыков использовать теоретический запас знаний на практике;

– умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить ее решение;

– степень развитости навыков использовать электронные образовательные ресурсы; навыки формирования собственной позиции, еѐ оценки и аргументирования.

 

 

4. Заключение

 

Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработаны в соответствии рабочей программой дисциплины для специальностей среднего профессионального образования и является частью учебно-методического комплекса.

Самостоятельная работа студентов должна продолжить работу по формированию абстрактного мышления, гуманистического мировоззрения, умения получать и критически осмысливать философскую информацию из различных источников и самостоятельно ориентироваться в ней, умения анализировать, систематизировать применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера, а так же подготовить будущего специалиста к профессиональным действиям.

Самостоятельная работа является логическим продолжением аудиторных занятий, проводится по заданию преподавателя, который инструктирует студентов и устанавливает сроки выполнения задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Информационные источники

1.   Библиотека  материалов  [электронный  ресурс]:  образовательный

интернет-проект «Инфоурок». – Режим доступа: https://infourok.ru/ metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-samostoyatelnoy-raboti-studentov-spo-460420.html

2.   Быковец О.А., Организация самостоятельной работы обучающихся при реализации ФГОС НПО и СПО. – М.: ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ, 2014.

3.   Георге, И.В. Некоторые аспекты разработки программы самостоятельной работы студентов, направленной на формирование профессиональной компетентности [Текст] // Среднее профессиональное образование. – 2011. – № 3.

4.   Котельникова Л.А. Организация самостоятельной работы тудентов

в           среднем профессиональном образовании: Учебное пособие. – Уфа: ИРО РБ, 2017.

5.   Особенности организации самостоятельной работы в соответствии с ФГОС СПО [электронный ресурс]: сайт Doc player. – Режим доступа: http://docplayer.ru/50645209-Osobennosti-organizacii-samostoyatelnoy-raboty-v-sootvetstvii-s-fgos-spo.html

6.   Следуя за результатами: формы и виды самостоятельной работы студентов СПО по ФГОС [электронный ресурс]: сайт Академии профессионального развития. – Режим доступа: https://academy-prof.ru/blog/samostoyatelnaya-rabota-studentov-spo

7.   Тришина, Е.С. Организация самостоятельной работы студентов как средство повышения профессиональной компетентности будущих педагогов [Текст] / Е.С. Тришина // Среднее профессиональное образование. - 2016. - № 9.

 

 

 

 

6. Приложения

Приложение А. Титульный лист (образец)

 

Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

 «Агинский педагогический колледж им. Базара Ринчино»

 

 

 

 

           

 

 

 

                                                  

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению самостоятельной работы студентов

по дисциплине ОУД.10 Астрономия

по специальности  СПО

44.02.02.  Преподавание в начальных классах углубленной подготовки

 

 

 

 

Составитель: Ц.Ч. Жимбаева

                                                                                                      преподаватель астрономии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Агинское, 2020

 

 

 

Приложение Б. Оборотная сторона титульного листа (образец)

 

Программа учебной дисциплины «Астрономия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) (приказ Министерства образования и науки от 05.11.2009 №535) среднего профессионального образования (далее СПО) и примерной программы Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» (далее – ФГАУ «Фиро»)  по специальности 44.02.02.  Преподавание в начальных классах углубленной подготовки

 

Организация-разработчик:  ГАПОУ «Агинский педагогический колледж им. Базара Ринчино»

 

Разработчик: Жимбаева Ц.Ч., канд. культурологии, преподаватель астрономии ГАПОУ «Агинский педагогический колледж им. Базара Ринчино»

 

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

 

Заключение Экспертного совета № 2  от «18» апреля 2018 г.

                                                   

 

 

 

 

 

Рассмотрена на заседании кафедры естественно-математических дисциплин

 

Протокол ___ от «___» ________ 201___­­ года                                                                           

 Зав. кафедрой_____________ Э.В. Цыренжапова

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  В. Содержание

 

 

Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗДЕЛАМ И ТЕМАМ

2.  МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО  ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНКРЕТНЫХ ВИДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

2.1.

Самостоятельная   работа   в   процессе   семинарско-

                 практического занятия

2.2.

Написание реферата

2.3.

Написание эссе

2.4.

Работа с текстами.

2.5.

Создание мультимедийной презентации

2.6.

Составление глоссария

2.7.

Составление рисунков, схем, таблиц

2…. И т.п.

2….. Подготовка к контрольным работам

2….. Подготовка к экзамену

3. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ

Раздел I. ….

 

 

Раздел II:  …

 

 

 

Перечень рекомендуемой литературы

 

Приложения

 

 

Приложение 1. Темы рефератов

 

 

 

Приложение 2. Образец титульного листа реферата

 

 

Приложение 3. Пример оформления списка использованных источников

 

 

                   

 

 

 

 

 

Приложение Г. Макет пояснительной  записки

 Пояснительная записка

(на примере ОУД.10 Астрономия)

 

Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработаны в соответствии рабочей программой дисциплины «Астрономия» для специальностей среднего профессионального образования и является частью учебно-методического комплекса.

Самостоятельная работа студентов должна продолжить работу по формированию абстрактного мышления, гуманистического мировоззрения, умения получать и критически осмысливать философскую информацию из различных источников и самостоятельно ориентироваться в ней, умения анализировать, систематизировать применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера, а так же подготовить будущего специалиста к профессиональным действиям.

Самостоятельная работа является логическим продолжением аудиторных занятий, проводится по заданию преподавателя, который инструктирует студентов и устанавливает сроки выполнения задания.

Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:

·       готовность студентов к самостоятельному труду;

·       мотив к получению знаний;

·       наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;

·       система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;

·       консультационная помощь.

Методические указания для самостоятельной работы студентов содержат информацию о том, сколько и какие темы выносятся на самостоятельное изучение, основную и дополнительную литературу, инструкции по выполнению работ и критерии оценки, оснащение (литература). Целью методических указаний для самостоятельной работы студентов является организация и управление самостоятельной работой студентов в процессе изучения данной дисциплины.

По учебному плану по дисциплине «Астрономия» на самостоятельную работу студентов отводится 16 часа.

Выполненная работа позволит приобрести не только знания, но и умения, навыки, а также поможет выработать свою методику подготовки, что очень важно в дальнейшем процессе обучения. Если потребуется консультация, то ее можно получить у преподавателя по графику его работы.

Целью методических рекомендаций является обеспечение эффективности самостоятельной работы студентов с источниками на основе организации её изучения.

Задачами методических рекомендаций по самостоятельной работе являются:

- активизация самостоятельной работы студентов;

- содействие развития творческого отношения к данной дисциплине;

- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать факты;

- управление познавательной деятельностью студентов;

- формирование абстрактного мышления, гуманистического мировоззрения;

- формирование умения получать и критически осмысливать философскую информацию из различных источников.

Функциями методических рекомендаций по самостоятельной работе являются:

- определение содержания работы студентов по овладению программным материалом;

- установление требований к результатам изучения дисциплины.

Сроки выполнения и виды отчётности самостоятельной работы определяются преподавателем и доводятся до сведения студентов на уроках.

Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

-     сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития астрономической науки;

-     устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии;

-     умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и деятельности человека;

-     чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной астрономической науки;

-     готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли астрономических компетенций в этом;

-     умение использовать достижения современной астрономической науки и технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

-     умение самостоятельно добывать новые для себя астрономические знания, используя для этого доступные источники информации;

-     умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

-     умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

метапредметных:

-     умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

-     владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии;

-     умение использовать различные источники по астрономии для получения достоверной научной информации, умение оценить ее достоверность;

-     владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий;

-     использование различных видов познавательной деятельности для решения астрономических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;

-     использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон астрономических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

-     умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

-     умение использовать различные источники для получения информации, оценивать ее достоверность;

-     умение анализировать и представлять информацию в различных видах;

-     умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;

• предметных:

-     сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;

-     понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;

-     владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;

-     сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;

-     осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области

-     сформированность представлений о роли и месте астрономии в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;

-     владение основополагающими астрономическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование терминологии и символики;

-     владение основными методами научного познания, используемыми в астрономии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

-     сформированность умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между астрономическими физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

-     сформированность умения решать задачи;

-     сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;

-  сформированность собственной позиции по отношению к информации, получаемой из разных источников.

Правила выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

Выполняется весь объем внеаудиторной самостоятельной работы, согласно требованиям данных методических указаний.

После выполнения работы студент должен представить отчет о проведенной работе с обсуждением полученных результатов и выводов.

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Д. Примеры самостоятельных работ

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1

 

Наименование: Выполнение доклада

 

Цель доклада: сформировать у обучающихся навыки сбора, систематизации и анализа информации по заданной теме.

Перечень формируемых компетенций:

1.

2.

...

Исходные требования

Выбор темы доклада определяется обучающимися самостоятельно в соответствии с «Перечнем тем докладов» (Приложение) и утверждается педагогом дополнительного образования. Перечень тем докладов периодически обновляется и дополняется. Обучающиеся вправе самостоятельно выбрать любую тему доклада, выходящую за рамки Перечня, которая, на их взгляд, представляет определённый интерес, при условии её предварительного согласования с педагогом.

 

Перечень тем докладов:

1.

...

...

12.

 

Методические рекомендации по подготовке доклада

Составление доклада осуществляется по следующему алгоритму:

1.                  Выбор темы

Если Вам даётся список тем, по которым можно написать доклад, то старайтесь выбрать из этого списка такую тему, к которой у вас есть определённый интерес. Или некоторые наработки по другим темам, которые, однако, вполне можно включить и в нынешний доклад.

2.                  Выбор источников информации по данной теме, ознакомление с её содержанием

Внимание! Комбинируйте различные источники информации.

Позаботьтесь о том, чтобы ваш доклад включал в себя как можно больше качественных источников и не ограничивался только информацией из Интернета.

3. Составление плана доклада, сообщения

4. Написание доклада

Как правило, доклад состоит из:

-      вступления,

-      основной части;

-      заключения.

Важно! После написания доклада прочитать текст и отредактировать его.

После написания доклада Вам предстоит устное публичное выступление.

Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут.

Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.

Устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям:

-      критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам,

-      критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности,

-      критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.

В самом выступлении:

-      Вступление составляет 10-15% общего времени,

-      Основная часть – 60-70%,

-      Заключение – 20-25%.

Вступление включает в себя представление автора, название доклада, чёткое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к основному тезису выступления:

-  фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;

-  суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;

-  мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.

Результатом вступления должны стать заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к выступающему и будущей теме.

План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.

К аргументации в пользу стержневой идеи проекта можно привлекать фото-, видеофрагметы, аудиозаписи, фактологический материал. Цифровые данные для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как обилие цифр скорее утомляет слушателей, нежели вызывает интерес.

Внимание! Ошибками в основной части доклада являются: выход за пределы рассматриваемых вопросов, усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов (декларативность, бездоказательность), отсутствие связи между частями выступления, несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения).

В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. В заключении желательно выразить своё мнение и отношение к излагаемой теме и её содержанию.

В ключевых высказываниях следует использовать фразы, программирующие заинтересованность. Вот некоторые обороты, способствующие повышению интереса:

- «Это Вам позволит…»

- «Благодаря этому вы получите…»

- «Это позволит избежать…»

- «Это дает дополнительно…»

- «За счет этого вы можете…»

Помните! Бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика у слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.

Короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.

Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания в письменной. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы.

Особое место во время сообщения занимает обращение к аудитории.. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.

После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.

Формы контроля: устное выступление.

Критерии оценки за устное выступление:

оценку «отлично» получают работы, в которых делаются самостоятельные выводы, дается аргументированная критика и самостоятельный анализ фактического материала на основе глубоких знаний литературы по данной теме;

оценка «хорошо» ставится тогда, когда в работе, выполненной на достаточном теоретическом уровне, полно и всесторонне освещаются вопросы темы, но нет должной степени самостоятельности;

оценку «удовлетворительно» имеют работы, в которых правильно освещены основные вопросы темы, но не проявилось умение логически стройного их изложения, самостоя­тельного анализа источников, содержатся отдельные ошибочные положения;

оценку «неудовлетворительно» обучающихся получает в случае, когда не может ответить на вопросы, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной проблемы.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Основные источники:

Дополнительные источники:

Интернет – ресурсы:

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2

 

Наименование: Выполнение исследовательской работы

 

Цель исследовательской работы: развитие самостоятельного, критического и логического мышления обучающихся.

Перечень формируемых компетенций:

1.

2.

...

Исходные требования

Выбор темы исследовательской работы определяется обучающимися самостоятельно в соответствии с «Перечнем тем исследовательских работ» (Приложение) и утверждается педагогом дополнительного образования. Перечень тем исследовательских работ периодически обновляется и дополняется. Обучающиеся вправе самостоятельно выбрать любую тему исследовательской работы, выходящую за рамки Перечня, которая, на их взгляд представляет интерес для исследования, при условии её предварительного согласования с педагогом.

 

Перечень тем исследовательских работ:

1.

...

...

12.

 

Методические рекомендации по выполнению исследовательской работы:

Исследовательская работа это письменный отчёт о каком-либо явлении или процессе. В ходе исследовательской работы составитель должен ответить на вопросы: зачем (исследовательская проблема), что (область исследования), и как (метод исследования) исследовали и каковы результаты и выводы, которых достигли в ходе работы.

Тема исследовательской работы может охватывать любую предметную сферу.

В исследовательской работе нельзя представлять мнения других авторов, не делая ссылок. В исследовательской работе можно использовать выводы других авторов, но, сравнивая и анализируя эти выводы, необходимо сделать собственные.

Исследовательская работа может быть:

-         Описательная

-         Эмпирическая (исследование связей двух явлений)

Составление работы

Выбор темы и постановка цели

Исследовательская работа начинается с выбора темы. Тему работы обучающийся выбирает самостоятельно соответствии с «Перечнем тем исследовательских работ» (Приложение). Когда тема выбрана, необходимо определить цель работы – что данной работой хотят выяснить или достичь. При выборе темы необходимо выяснить, достаточно ли материала по данной тематике, как предметной литературы, так и эмпирических исследований. Тема исследовательской работы должна быть сформулирована конкретно и чётко.

Построение работы. План работы

Работа состоит из запланированных частей и их подтем. Как правило, в ходе работы начальная схема меняется, но этот этап является важным для логического построения работы.

Введение

Во введении (примерно 1/10 часть работы) автор должен с точки зрения актуальности и новизны обосновать выбора темы и поставить цель исследования. Во введении надо зафиксировать исследуемую проблему, её предполагаемое решение или гипотезу, пути достижения цели или доказательства гипотезы и методы исследовательской работы. Даётся обзор построения исследовательской работы.

Основная часть

Основная часть обычно содержит три части.

В первой части даётся обзор того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении оно ранее изучалось. Такая характеристика даётся в обзоре литературы по проблеме, который делается на основе анализа прочитанной литературы, нескольких работ.

Во второй части описывается то, что и как делал автор для доказательства выдвинутой гипотезы, представляет собой методику исследования.

В третьей части описываются результаты, полученные в ходе исследования (рисунки, таблицы, диаграммы т.д.) При эмпирическом исследовании эта часть должна содержать результаты статистических данных и метод определения их достоверности.

В ходе обоснования должно выявиться личное мнение автора к результатам исследования.

Выводы или заключение

Завершается работа выводами, в которых излагается результаты исследования. Выводы это в своём роде краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.

Использованная литература

Количество использованной литературы показывает объём материала, который обучающийся проработал в ходе исследовательской работы. Источниками могут служить монографии, сборники статей, научные журналы, базы данных в Интернете и т.д. При выборе литературы рекомендуется выбирать более новые издания. В использованной литературе указываются только те материалы, на которые ссылается автор.

Приложения

Приложения связаны с основной частью работы, это самый интересный первичный и дополнительный материал, представленный чаще всего графически (таблицы, формы анкет и т.д.).

Язык работы

Работа должна быть написана чётким и ясным литературным языком, присущим для данного предмета. Сленг и фразы из просторечия не допустимы в исследовательской работе.

Оформление работы

Общие требования

Исследовательская работа выполняется на формате А4 в мягком переплёте. Работа должна быть выполнена на компьютере. Работа пишется только на одной стороне страницы. Размер шрифта 12 Times New Roman, обычный, интервал между строк 1,5. Размер полей: верхнего и нижнего 3 см, левого 4 см, правого 2 см. Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа. Цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы, на титульном листе номер страницы не ставят. Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинаются с новой страницы. Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трём интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.

Логическое построение работы:

-      Титульный лист

-      Оглавление

-      Введение

-      Содержание по главам

-      Заключение

-      Использованная литература

-      Приложения

Титульный лист

На титульном листе должны быть следующие данные:

1. Название учебного заведения

2. Название работы (без кавычек и большими буквами)

3. Вид работы (исследовательская работа, реферат и т.д.)

4. Имя и фамилия автора

5. Имя и должность руководителя

6. Город и год выполнения работы

Оглавление

Оглавление помещается после титульного листа, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Ссылки

Если в работе содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки.

Защита исследовательской работы

Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, а кратко отразить основное содержание всех глав и разделов работы. Надо иметь в виду, что допускаемая регламентом продолжительность выступления 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. Иногда приходится "жертвовать” и некоторыми важными моментами, если без них можно обойтись. При изложении материала следует придерживаться отдельного плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой исследовательской работы. Все остальное, если у аудитории возник интерес излагается в ответах на вопросы.

Выступление обучающегося должно содержать:

-      цель работы;

-      описание проблемы;

-      выводы и предложения автора по решению проблемы.

Фактические и числовые данные, имеющие большой объем, а также рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии и т.д. могут быть вынесены в конец работы – в приложения. Все приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены, а в тексте работы должны быть сделаны ссылки на них.

Картографический материал должен иметь условные обозначения, масштаб. Объем работы не ограничен.

К учебно-исследовательским работам должны прилагаться тезисы объемом не более одной страницы (межстрочный интервал – одинарный). В “шапке” тезисов следует указать название работы, фамилию, имя, класс автора, ФИО педагога (если имеется), название региона.

 

Форма контроля: защита исследовательской работы

Критерии оценки исследовательской работы:

оценка «отлично» выставляется за исследовательскую работу, которая носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами;

оценка «хорошо» выставляется за грамотно выполненную во всех отношениях исследовательскую работу при наличии небольших недочетов в её содержании или оформлении;

оценка «удовлетворительно» выставляется за исследовательскую работу, которая удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в ней просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы;

оценка «неудовлетворительно» выставляется за исследовательскую работу, которая не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Основные источники:

Дополнительные источники:

Интернет – ресурсы:

 

 

Написание реферата

Реферат – это самостоятельная учебно-исследовательская работа студентов, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Базовые рекомендации. Тему реферата предоставляет преподаватель из списка, размещенного в методических указаниях. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала должно носить проблемно-поисковый характер. Содержание работы должно отражать:

-     знание современного состояния проблемы;

-     обоснование выбранной темы;

-     использование известных результатов и фактов;

-     полноту цитируемой литературы;

-     актуальность поставленной проблемы.    

Структура реферата:

1. Титульный лист (дается в Приложении).

2. Содержание (на отдельной странице). Указываются названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

3. Введение. Аргументируется актуальность исследования. Далее констатируется, что сделано в данной области предшественниками. Обязательно формулируются цель и задачи реферата.

4. Основная часть. Подчиняется собственному плану, что отражается в разделении текста на главы, параграфы, пункты.

5. Заключение. В краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. 7. Список используемых источников (дается в Приложении).

6. Приложение. Может включать графики, таблицы, расчеты.

Инструкция: Выберете тему из предложенной преподавателем тематики. Вы можете самостоятельно предложить тему с учетом изучаемого теоретического материала. Подберите и изучите основные источники по теме. Обработайте и систематизируйте подобранную информацию по теме. Проанализируйте собранный материал. Напишите реферат или доклад на компьютере. Подготовьте публичное выступление по материалам реферата или доклада, желательно подготовить презентацию.

Критерии оценки реферата: соответствие содержания теме; глубина проработки материала; логичность и четкость изложения материала; свободное владение материалом.

 

Составление глоссария

Глоссарий – словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, комментариями и примерами.

Базовые рекомендации: глоссарий оформляется письменно, включает название и значение терминов, слов и понятий в алфавитном порядке.

Инструкция: Прочитайте и изучите материалы, рекомендуемые преподавателем по данной теме, учебники, техническую литературу, материалы электронных библиотек или другие Интернет-ресурсы. Выберите в изученном материале главные термины, непонятные слова. Подберите к ним и запишите основные определения. Критически осмыслите подобранные определения и попытайтесь их упростить в плане устранения избыточности и повторений. Оформите работу. Критерии оценки: соответствие терминов теме; конкретизация трактовки терминов в соответствии со спецификой дисциплины.

 

Составление и решение ситуационных задач (кейсов)

Это вид самостоятельной работы студента по систематизации информации в рамках постановки или решения конкретных проблем. Решение ситуационных задач – менее сложное действие, чем их создание. И

в      первом, и во втором случае требуется самостоятельный мыслительный поиск самой проблемы, ее решения.

Такой вид самостоятельной работы направлен на развитие мышления, творческих умений, усвоение знаний, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем. Следует отметить, что такие знания более прочные, они позволяют студенту видеть, ставить и разрешать как стандартные, так и не стандартные задачи, которые могут возникнуть в дальнейшем в профессиональной деятельности.

Продумывая систему проблемных вопросов, студент должен опираться на уже имеющуюся базу данных, но не повторять вопросы уже содержащиеся в прежних заданиях по теме.

Проблемные вопросы должны отражать интеллектуальные затруднения и вызывать целенаправленный мыслительный поиск.

Характеристики выбранной для ситуационной задачи проблемы и способы ее решения являются отправной точкой для оценки качества этого вида работ. В динамике обучения сложность проблемы нарастает, и к его завершению должна соответствовать сложности задач, поставленных профессиональной деятельностью на начальном этапе.

Базовые рекомендации

Оформляются задачи и эталоны ответов к ним письменно.

При составлении ситуационных задач студент должен:

-     изучить учебную информацию по теме;

-     провести системно – структурированный анализ содержания темы;

-     выделить проблему, имеющую интеллектуальное затруднение, согласовать с преподавателем;

-     дать обстоятельную характеристику условий задачи;

-     критически осмыслить варианты и попытаться их модифицировать (упростить в плане избыточности);

-     выбрать оптимальный вариант (подобрать известные и стандартные алгоритмы действия) или варианты разрешения проблемы (если она на стандартная);

-     оформить и сдать на контроль в установленный срок.

Критерии оценки:

-     соответствие содержания задачи теме;

-     содержание задачи носит проблемный характер;

-     решение задачи правильное, демонстрирует применение аналитического и творческого подходов;

-     продемонстрированы умения работы в ситуации неоднозначности и неопределенности.

 

Создание мультимедийной презентации

Мультимедийная презентация, созданная в программе Power Point, является наглядным представлением результатов своего учебного труда, дополнением реферата, доклада.

Базовые рекомендации:

Общий объем презентации – 13-15 слайдов.

Структура презентации

Алгоритм выстраивания презентации соответствует логической структуре работы и отражает последовательность ее этапов.

Слайд 1: «титульный лист», на котором указано полное наименование колледжа, тема научно-исследовательской (исследовательской) работы, информация об авторе и руководителе.

Слайд 2: актуальность (один абзац), допускаются рисунки.

Слайд 3: цель, задачи; объект и предмет исследования.

Слайды 5 – 13/18: основные тезисы выступления, отражающие содержание практической части ВКР с использованием схем, графиков, диаграмм, формул, математических моделей, таблиц.

Слайды перед выводами: прогнозируемые результаты исследования, (графики, гистограммы, диаграммы, схемы); экономическая эффективность проекта. доказательство социальной значимости и т.п..

Слайд предпоследний: выводы исследования.

Итоговый слайд.

Оформление презентации.

В        презентации необходимо выделить ключевые понятия, теории, проблемы, которые раскрываются в презентации в виде схем, диаграмм, таблиц, дополняющих или помогающих лучшему восприятию текста доклада. Предложения в презентации должны быть короткими, максимум – 7 слов. Каждая отдельная информация должна быть в отдельном предложении или на отдельном слайде.

Следует использовать одну цветовую гамму во всей презентации. Шрифт, выбираемый для презентации, должен обеспечивать читаемость на экране информации. Размер шрифта на слайдах должен быть преимущественно 24-28; допустимо использование меньшего размера, но не менее 18. Заголовки выделяются и пишутся размером шрифта не менее 36. Рекомендуется цветом или жирным шрифтом выделять ключевые фрагменты. Рекомендуемые шрифты: Arial. Times New Roman, Calibri, Century Gothic

Каждый слайд должен иметь заголовок. Все заголовки должны быть выполнены в едином стиле. Содержание материала, представленного в одном слайде, должно соответствовать заголовку слайда.

Инструкция:

Внимательно прочитайте материал, по которому требуется создать презентацию.

Выполните отбор нужного материала.

Используя программу MS Power Point, оформите тезисы на слайдах (краткая запись главной мысли), согласно структуре презентации.

Продумайте дизайн презентации.

Оформите презентацию в соответствии с требованиями.

Критерии оценки:

–  наличие титульного слайда с заголовком;

– логическая последовательность и доступное изложение текстовой информации;

–  применение графиков и таблиц;

–  дизайн презентации.

 

Составление кроссвордов

Базовые рекомендации. Общее правило вопрос должен быть коротким. В одном кроссворде должны встречаться вопросы всех типов сложности, чтобы любой смог его решить (возможно частично). Объем кроссворда не менее 10 слов. Все слова должны быть существительными в именительном падеже. Допускается использование числительных и прилагательных в отдельных случаях (названия населенных пунктов, фамилии и т.д.)

Желательно применять единственное число, но в контексте возможны варианты (рог - рога, волос - волоса, человек - люди)

Все слова читаются только слева направо или сверху вниз. Любые сочетания букв, стоящих в соседних клетках (но не по диагонали) должны составить какое-нибудь слово.

Каждое слово, за исключением состоящих из двух-трех букв (а по возможности и они тоже) должны пересекаться другими словами не менее двух раз, т.е. проверяться как можно большим числом букв. Это необходимо для удобства отгадывания впоследствии.

Вопросы могут быть заданы в любой творческой форме - картинки, пропущенные слова в фразе, синонимы, антонимы и т.д.

Инструкция:

Перед составлением вопросов к словам важно правильно пронумеровать их. Делается это так: в сетке слов, выполненной на листочке в клетку, внимательно с самой верхней строки, слева направо ищут буквы, начальные для какого-нибудь слова, и присваивают им очередные номера.

Выпишите все слова по горизонтали, затем по вертикали.

Критерии оценки кроссвордов:

–  объем кроссворда (количество слов);

–  грамотность составления вопросов.

 

Составление рисунков, схем, таблиц

Рисунки, схемы, таблицы - графический способ отображения информации. Это более простой вид графического способа отображения информации, целью ее является умение выделить главные элементы и установить между ними соотношение. Второстепенные детали опускаются.

Базовые рекомендации: составление рисунков, схем, таблиц служит не только для запоминания материала. Такая работа становится средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном

материале, классифицировать информацию. Выделяют основные составляющие более сложного понятия, ключевые слова и т. п. и располагаются в последовательности - от общего понятия к его частным составляющим.

Инструкция:

Прочитайте и изучите материалы, рекомендуемые преподавателем по данной теме, учебники, техническую литературу, материалы электронных библиотек или другие Интернет-ресурсы.

Подберите факты для составления схемы. Выделите среди них основные, общие понятия.

Продумайте, какие из входящих в тему понятий являются основными и запишите их в схеме так, чтобы они образовали основу. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.

Сгруппируйте факты в логической последовательности.

Дайте название выделенным группам.

Заполните схему данными.

Критерии оценки:

–  соответствие содержания теме;

–  правильная структурированность информации;

–  наличие логической связи изложенной информации;

–  творческий подход к выполнению задания.

 


Скачано с www.znanio.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

СОДЕРЖАНИЕ стр

СОДЕРЖАНИЕ стр

Введение Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы обучающихся и студентов

Введение Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы обучающихся и студентов

Общие требования к организации самостоятельной работы обучающихся в условиях реализации

Общие требования к организации самостоятельной работы обучающихся в условиях реализации

В учебном процессе среднего профессионального учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная

В учебном процессе среднего профессионального учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная

Самостоятельная работа студентов может быть организована в индивидуальной, групповой и фронтальной формах

Самостоятельная работа студентов может быть организована в индивидуальной, групповой и фронтальной формах

Овладение знаниями Урок изучения нового материала - конспектирование текста; - чтение текста (учебника, литературы, материалов в

Овладение знаниями Урок изучения нового материала - конспектирование текста; - чтение текста (учебника, литературы, материалов в

Написание реферата, эссе, конспекта первоисточника, информационного сообщения

Написание реферата, эссе, конспекта первоисточника, информационного сообщения

Структура методических указаний к выполнению самостоятельной работы обучающихся

Структура методических указаний к выполнению самостоятельной работы обучающихся

Объем времени , отведенный на внеаудиторную работу, находит отражение: – в рабочем учебном плане: в целом по теоретическому обучению, по каждому из циклов, по каждой…

Объем времени , отведенный на внеаудиторную работу, находит отражение: – в рабочем учебном плане: в целом по теоретическому обучению, по каждому из циклов, по каждой…

Кафедры (предметные (цикловые) комиссии) на своих заседаниях рассматривают рабочие программы учебных дисциплин (профессиональных модулей), оценивая эффективность распределения внеаудиторной самостоятельной работы по разделам и темам с…

Кафедры (предметные (цикловые) комиссии) на своих заседаниях рассматривают рабочие программы учебных дисциплин (профессиональных модулей), оценивая эффективность распределения внеаудиторной самостоятельной работы по разделам и темам с…

В процессе инструктажа педагогический работник предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания

В процессе инструктажа педагогический работник предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания

Заключение Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработаны в соответствии рабочей программой дисциплины для специальностей среднего профессионального образования и является частью учебно-методического комплекса

Заключение Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработаны в соответствии рабочей программой дисциплины для специальностей среднего профессионального образования и является частью учебно-методического комплекса

Информационные источники 1.

Информационные источники 1.

Приложения Приложение А. Титульный лист (образец)

Приложения Приложение А. Титульный лист (образец)

Приложение Б. Оборотная сторона титульного листа (образец)

Приложение Б. Оборотная сторона титульного листа (образец)

Приложение В. Содержание

Приложение В. Содержание

Приложение Г. Макет пояснительной записки

Приложение Г. Макет пояснительной записки

Задачами методических рекомендаций по самостоятельной работе являются: - активизация самостоятельной работы студентов; - содействие развития творческого отношения к данной дисциплине; - овладение умениями опознавать, анализировать,…

Задачами методических рекомендаций по самостоятельной работе являются: - активизация самостоятельной работы студентов; - содействие развития творческого отношения к данной дисциплине; - овладение умениями опознавать, анализировать,…

Солнечной системы, эволюции звезд и

Солнечной системы, эволюции звезд и

Вселенной явлений; - владение основополагающими астрономическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование терминологии и символики; - владение основными методами научного познания, используемыми в астрономии:…

Вселенной явлений; - владение основополагающими астрономическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование терминологии и символики; - владение основными методами научного познания, используемыми в астрономии:…

Приложение Д. Примеры самостоятельных работ

Приложение Д. Примеры самостоятельных работ

В самом выступлении: -

В самом выступлении: -

Короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные

Короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные

Перечня, которая, на их взгляд представляет интерес для исследования, при условии её предварительного согласования с педагогом

Перечня, которая, на их взгляд представляет интерес для исследования, при условии её предварительного согласования с педагогом

В ходе обоснования должно выявиться личное мнение автора к результатам исследования

В ходе обоснования должно выявиться личное мнение автора к результатам исследования

Ссылки Если в работе содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или…

Ссылки Если в работе содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или…

Написание реферата Реферат – это самостоятельная учебно-исследовательская работа студентов, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее

Написание реферата Реферат – это самостоятельная учебно-исследовательская работа студентов, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее

Это вид самостоятельной работы студента по систематизации информации в рамках постановки или решения конкретных проблем

Это вид самостоятельной работы студента по систематизации информации в рамках постановки или решения конкретных проблем

Слайд 1: «титульный лист», на котором указано полное наименование колледжа, тема научно-исследовательской (исследовательской) работы, информация об авторе и руководителе

Слайд 1: «титульный лист», на котором указано полное наименование колледжа, тема научно-исследовательской (исследовательской) работы, информация об авторе и руководителе

Все слова читаются только слева направо или сверху вниз

Все слова читаются только слева направо или сверху вниз
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2020