Методические рекомендации по подготовке обучающихся к ГИА (блок "Орфография")
Оценка 4.8

Методические рекомендации по подготовке обучающихся к ГИА (блок "Орфография")

Оценка 4.8
Памятки
docx
русский язык
5 кл—11 кл
30.12.2020
Методические рекомендации по подготовке обучающихся к ГИА (блок "Орфография")
Итоговая аттестация в формате ЕГЭ – это проверка эффективности учебной деятельности обучающихся. И мы, учителя, готовимся к этому серьёзному мероприятию вместе с учениками, ищем эффективные способы подготовки к его успешному преодолению. Чем раньше учитель начнёт подготовку к экзамену, тем выше будет результат. Предлагаем вашему вниманию несколько таблиц и алгоритмов, которые облегчат подготовку к экзаменам.
Метод. рекомендации.docx

Орфографические нормы в системе подготовки к ЕГЭ по русскому языку

 

Итоговая аттестация в формате ЕГЭ – это проверка эффективности учебной деятельности обучающихся. И мы, учителя, готовимся к этому серьёзному мероприятию вместе с учениками, ищем эффективные способы подготовки к его успешному преодолению. Чем раньше учитель начнёт подготовку к экзамену, тем выше будет результат.

Несомненно, основная нагрузка по подготовке к итоговой аттестации начнётся в выпускных классах, но работу необходимо организовать с 5 класса. Изучение орфограмм в школьном курсе приходится на 5-7 классы, поэтому целесообразно вести с обучающимися в этот период справочники, в которых представлены таблицы с типами орфограмм. Системная работа по выявлению орфограмм, обозначению и их объяснению в дальнейшем поможет успешно справиться с заданиями ЕГЭ и ОГЭ. В 8-9 классах большее внимание будет уделено синтаксису простого и сложного предложения. В 10-11 классах необходимо не только повторить правила русского языка, но и уделить внимание культуре речи, стилистике и другим аспектам языка.

Задания КИМ различаются по форме и уровню трудности, который определяется характером проверяемого знания, уровнем умения и способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение, извлечение, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний.

В задании 9 нужно найти слова, в которых пропущена одна и та же буква. Задание проверяет знание целого ряда орфограмм:
1) приставки с неизменяемым составом (сделать, пошёл);
2) приставки с беглой гласной О (предоставить);
3) приставки, заканчивающиеся на -З/-С (испечь, разбежался);
4) приставки ПРЕ-, ПРИ- (предобрый, прилететь);
5) гласные Ы/И после приставок (отыскать, поиграл);
6) употребление разделительных Ь и Ъ (скамья, трехъярусный).

Задание 10 проверяет знания в области правописания суффиксов, кроме н и нн (умение применять и правила проверяется в задании 15).

Для выполнения задания 11 нужно повторить правописание суффиксов различных частей речи, а для 12 – суффиксов причастий, а также окончаний глаголов.

Задание 15 предполагает проверку правописания суффиксов -Н-/-НН-. В данном случае нужно выписать все цифры, на месте которых нужно написать -НН- (украшеННыми, позолочеННым).  Ошибки в задании 14, как правило,  связаны с неразличением прилагательных и причастий, правописание которых регулируют различные правила.

Следует обратить внимание на следующие трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся при выполнении заданий экзаменационной работы в формате ЕГЭ из блока «Орфография». Для успешного выполнения таких заданий требуется умение проводить морфемный, фонетический, морфологический, лексический анализ слова. И хотя уровень выполнения орфографических заданий выше, чем других из школьного курса, что объясняется сформированностью орфографических навыков. При этом следует отметить, что задания 8-15 проверяют состояние орфографических умений, а не практическую грамотность, в основе которой лежат автоматизированные навыки письма. Уровень практической орфографической грамотности невысок, что подтверждает анализ написания сочинения. 

Формирование орфографической грамотности происходит поэтапно путём длительных тренировок.

Орфографическая грамотность – это способность учащихся правильно писать самостоятельно или под диктовку при условии возможности проверить написанное любым способом.

Методика обучения орфографии базируется на следующих принципах:

·         изучение орфографии в тесной связи с изучением фонетики, морфемики, морфологии и синтаксиса;

·         сопоставление различных явлений (звук и буква, фонема в сильной и слабой позиции);

·         структурно-семантический принцип (опора на знание состава и значения морфем в слове).

Изучение орфографии невозможно без опоры на знания и умения, полученные в процессе изучения всех разделов науки о языке.

Чтобы писать в соответствии с орфо­графическим правилом, учащийся дол­жен:
- обнаружить орфограмму (опозна­вательный этап анализа);
- установить, какое орфографическое правило необходимо применить в данном случае (выборочный этап анализа);
- решить вопрос о конкретном на­писании, выделив существенные при­знаки, необходимые и достаточные для применения орфографического пра­вила (заключительный этап анализа).

При подготовке к ЕГЭ необходимо повторить изученный материал, поэтому на уроках русского языка большое место занимает работа по усвоению орфографии на основе обобщающих таблиц, алгоритмов, графических схем. Применение метода интенсивного обучения (автором данной методики является учитель-практик Т.Я. Фролова) способствует активизации деятельности обучающихся и эффективной подготовке к ГИА.

Предлагаем вашему вниманию несколько таблиц и алгоритмов, которые облегчат подготовку к экзаменам.

 

 

 

 

 

 

 

 

Правописание гласных в корне слова

(задание 9)

Безударные гласные в корне слова обычно вызывают сомнения в написании. Эти гласные делятся на три типа: проверяемые ударением, непроверяемые, чередующиеся.

1)    Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы на эту гласную падало ударение:

В л..су – лЕс (в лесу)

З..мой – зИмний (зимой)

2) Есть слова, к которым нельзя подобрать проверочные слова. Написание безударных гласных в таких словах надо запоминать. В случае сомнения проверять по орфографическому словарю.

М..роз – мороз (словарное слово)

 

Правописание чередующихся гласных

Выбор гласной зависит от места ударения

Гор/гар

Без ударения

Гореть

Под ударением

Загар

Зор/зар

Без ударения

Заря

Искл.: зорянка, зоревать

Под ударением

Зорька

Клан/клон

Без ударения

склонение

Под ударением

Кланяться

Наклонная

Твар/твор

Без ударения

творение

Под ударением

Тварь

Затвор

Плав/плов

Без ударения

Пишем А

Исключение: пловец, пловчиха

Под ударением

плавать

 

 

Выбор гласной зависит от суффикса после корня

 

Нет суффикса А

Есть суффикс А

 

Кос/кас

О

коснулся

А

Касался

Лож/лаг

положить

Полагать

 

Бер/бир

Е

заберу

И

Забираю

Дер/дир

обдеру

Обдираю

Мер/мир

Замер

Замираю

Тер/тир

Потёр

Потираю

Пер/пир

Запереть

Запирать

Блест/блист

блестеть

Блистать

Жег/жиг

зажечь

Зажигать

Стел/стил

подстелить

Подстилать

Чет/чит

вычет

Вычитать

Искл.: сочетать, сочетание

у/а/я/им(ин)

Замять

Взять

Вынуть

сжать

Заминать

Взимать

Вынимать

Сжимать

 

 

Выбор гласной зависит от последних букв корня

Лаг/лож

Полагать

Положить

Раст/ращ/рос

Расти, выращивать

Вырос

Исключения: Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, рост, отрасль

Скак/скоч

Скакать

Соскочить

Исключения: скачу, скачи, скачок

 

Выбор гласной зависит от значения корня

Равн/ровн

Равн – равный, одинаковый

Уравнять

Сравнять (сделать одинаковым, например, счёт)

Ровн – гладкий, ровный

Выровнять

Сровнять (убрать неровности)

Исключения: равнина, уровень, равняться

Мак/мок

Мак – опускаться, погружаться в жидкость

Макнуть

Обмакнуть

Мок – пропустить жидкость, стать мокрым

Промокнуть

Промокашка

 

 

 

 

 

 

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

(задание 10)

 

Большинство приставок в русском языке – неизменяемые. Это значит, они пишутся одинаково, независимо от условий. Например: на-, под-, от-, с- и другие.

*Есть приставки про- и пра-. Выбор гласной зависит от значения:

·        Значение «предок», «предшественник» - пишем пра-

Прообраз (запомнить)

·        В остальных случаях пишем про-

В русском языке стечение согласных (три согласных и более) – нетипичная ситуация). Поэтому, когда на стыке морфем (приставки и корня) стекаются более двух согласных, а приставка тоже заканчивается на согласный, для удобства произношения появляется гласный звук (на письме ВСЕГДА БУКВА О): брать – собрать. (это всё равно неизменяемая приставка).

Правописание приставок пре- и при-

Выбор гласной в приставке зависит от её значения.

Пишем приставку при-, если она обозначает:

1.     Приближение, присоединение: пришить, придвинуть, привинтить и др.

2.     Неполноту действия: прикрикнуть, прикрыть и под.

3.     Отношение к чему-либо, расположение вблизи чего-либо: привокзальная площадь

Пишем приставку пре-, если она близка по значению к:

1.     Очень:  прекрасный, премудрый

2.     Пере-: преломить (переломить), прервать (перервать)

Примечания:

·        Паронимы

Претворить – притворить

Претворить – это воплотить в жизнь: претворить мечту

Притворить – это не полностью закрыть: притворить окно

Призреть (присмотреть) – презреть (выразить неприятие, неуважение)

 

·        Заимствованные слова

Президент, презент, претендент, препарат (в этих словах пре – часть корня)

·        Слова без приставок русского происхождения

Приключение, присяга (в этих словах при – часть корня).

 

Очень часто в словах с приставками пре- и при- значение приставки затемнено, поэтому в случае сомнения обращаемся к орфографическому словарю. К экзамену стараемся слова запомнить:

Причудливый, превратить, преследовать

Приставки на з/с

 

Эти приставки состоят из двух и более букв.

В русском языке есть приставка С- и нет приставки З-.

Приставки оканчиваются на С, если корень начинается с глухого согласного: рассказ, исполнить.

Приставки оканчиваются на З если корень начинается со звонкого согласного: разбудить, извести.

Без/бес

Воз/вос (вз/вс)

Из/ис

Низ/нис (нет варианта с буквой Е)

Через(чрез)/черес

Раз/рас (роз/рос)

РазыскАть - рОзыск

Здесь, здание, здоровье и все от них образованные. В этих словах З – часть корня.

В русском языке нет приставки З.

Несдобровать - в этом слове две приставки: не-, с-, нездоровый

Ниспадать, низвергаться

 

Приставки рас/раз – рос/роз

В этих приставках двойное чередование: з//с и а//о

Выбор гласной зависит от ударения: под ударением пишем О, без ударения пишем А. Например, разЫскать – рОзыск

 

Чередование И/Ы после приставок, оканчивающихся на согласный

 

1. После русских приставок, оканчивающихся на согласный (кроме меж- и сверх-), пишется Ы: предыстория, предыюньский, сымпровизировать, подыскать, небезызвестный, безысходный.

2. После русских приставок меж- и сверх- сохраняется гласная И, так как после Ж и Х в русском языке Ы не употребляется.

3. В слове взимать в соответствии с произношением пишется буква И. во всех других образованиях от этого корня пишется Ы (изымать, подымать).

Но пишем снимать, отнимать, поднимать: в этих словах корень -НИМ.

4. После иноязычных приставок, оканчивающихся на согласный (дез-, контр-, пан-, суб-, пост-, супер-, транс-), сохраняется буква И: дезинфекция, контригра, суперигра.

         Исходя из правила, по-разному пишутся слова

Предынфарктный – русская приставка, есть чередование

Постинфарктный – иноязычная приставка, нет чередования

5. После числительных двух-, трёх-, четырёх- (оканчивающихся на Х) сохраняется буква И: двухигольный, трёхимпульсный.

6. В сложносокращённых словах сохраняется гласная И: санинспекция, Воениздат, спортинвентарь.

 

 

 

Разделительные Ъ и Ь

 

Разделительный Ъ употребляется после приставки, оканчивающейся на согласный, перед гласными буквами Е,Ё,Ю,Я.

Разделительный твёрдый знак указывает на то, что предшествующий согласный звук твёрдый и при произношении не сливается с гласным, а звучит раздельно. При этом гласные буквы обозначают два звука: Е [ЙЭ], Ё [ЙО], Ю [ЙУ], Я [ЙА].

Подъезд –  

Разделительный Ь знак употребляется в случае, если согласный и гласный произносятся раздельно, гласный при этом обозначает два звука, а согласный – мягкий. При этом разделительный мягкий знак может стоять в корне или после него, но НЕ МЕЖДУ ПРИСТАВКОЙ И КОРНЕМ. Разделительный Ь знак употребляется перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

Вьюга, ладья, пьеса

В заимствованных словах написание Ъ и Ь не зависят от места. Такие слова проверяем по словарю и запоминаем: адъютант (в корне Ъ), дьяк (в корне Ь).

 

 

 

 

 

 

 

 

Правописание суффиксов

(задание 11)

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

(кроме н-нн)

Суффикс

Правило

Пример

Ив-ев

Под ударением пишем суффикс ИВ, без ударения- суффикс ЕВ

Милостивый, юродивый

ЛенИвый

ключевОй

ЧИВ/ЛИВ

Всегда пишутся одинаково

Причудливый, обидчивый

ИСТ

Всегда пишется одинаково

порывистый

ЧАТ

Всегда пишется одинаково

Ступенчатый, решётчатый

ОВАТ/ЕВАТ

Всегда пишутся одинаково во всех словах

Молодцеватый

Виноватый

ОНЬК/ЕНЬК

Чёрненький

Сухонький

Исключения: заинька, паинька

ЕНСК/ИНСК

Суффикс ИНСК пишется в прилагательных, образованных от слов, оканчивающихся на –ИН, -И(Ы),

 -А(Я)

В остальных случаях пишется суффикс ЕНСК

Исключения: пензенский, пресненский, коломенский

Мытищинский (от Мытищи)

Екатерининский (от Екатерина)

нищенский

 

В суффиксах прилагательных после шипящих и Ц под ударением пишем О, без ударения – Е:

бойцОвский, пастУшеский

 

СУФФИКСЫ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

1.     Суффиксы, которые являются неизменяемыми и не зависят ни от каких условий:

Суффикс

Слово

ОТН

Беготня

ОВН

Болтовня

ОТ

Широта

ОСТЬ

Поверхность

ЕТ

Нищета

ЕСТЬ

Плавучесть

ЕСТВ

Юношество

ИН

Вышина

ИЗН

Кривизна

ИН(СТВ)

Большинство

 

 

 

 

2.     Суффиксы, при помощи которых образуются слова с новым лексическим значением:

Суффикс

Правило

Пример

ЧИК/ЩИК

После согласных Д, Т, З, С, Ж пишется суффикс ЧИК, в остальных случаях - ЩИК

доклаДчик, прокаТчик, перебеЖчик, расскаЗчик, перепиСчик

дрессировщик, барабанщик

После буквы Л перед суффиксом ЩИК пишется Ь: вальщик

Запомните: в словах, образованных от заимствованных, после Т пишется ЩИК: брильянтщик, процентщик.

 

3.     Суффиксы, которые придают слову новые добавочные оттенки:

Суффикс

Правило

Пример

ЕЦ/ИЦ

В существительных мужского рода пишется суффикс ЕЦ

В существительных женского рода пишется суффикс ИЦ

В существительных среднего рода пишется:

ЕЦ, если ударение падает на окончание

ИЦ, если ударение падает не на окончание

Гвардеец, кореец

 

Сестрица, метелица

 

 

 

ПисьмецО

 

крЕслице

ИНК/ЕНК

Суффикс ИНК пишется, если существительное образовано от слова на –ИН(А)

В остальных случаях пишется суффикс ЕНК

Горошинка (горошИНА)

 

Вишенка, песенка

ИЧК/ЕЧК

Суффикс ИЧК пишется в существительных, образованных от слов на –ИЦ(А)

В остальных случаях пишется суффикс ЕЧК

Умничка (умнИЦА)

 

Утречко, ситечко

ИК/ЕК

Если в Р.п. гласная из суффикса выпадает, то пишем ЕК, если не выпадает, пишем ИК

Замочек – замочка

Ключик - ключика

 

Нищета, нищенство, варево, кружево, курево, месиво, топливо

ТРУДНЫЕ случаи О/Ё после шипящих

Ночёвка, сгущёнка, тушёнка – пишутся через Ё.

Сгущёнка, тушёнка: они образованы от причастий (отглагольных прилагательных) тушёный сгущённый, поэтому в существительных сохраняется Ё из суффикса причастия (в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется Ё)

Ночёвка – образовано от глагола ночевать (ночевАть – ночую). Этот глагольный суффикс сохраняется в существительном.

По правилу (существительных) с буквой О пишутся подобные по строению слова: речОвка, мелочОвка, плащОвка

 

 

 

 

СУФФИКСЫ ГЛАГОЛОВ

Суффиксы глаголов

1. -ова-/-ева-, -ива-/-ыва-, -ва-

Порядок действий:

·       Поставить ударение

·       Если ударение падает на -ва-, то перед -ва- пишем Е:

Разбуш..ваться - разбушеваться

·       Если ударение на -ва- не падает, надо поставить глагол в 1 л., ед.ч.

-ва- пропало

-ва- осталось на месте

Пишем суффикс -ова- или -ева-

Пишем суффикс –ива- или –ыва-

ПреслЕд..вать

Преследую - преследовать

РазглЯд..вать

Разглядываю - разглядывать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАВОПИСАНИЕ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ, ГЛАСНЫХ В СУФФИКСАХ ПРИЧАСТИЙ И ГЛАСНЫХ ПЕРЕД СУФФИКСАМИ ПРИЧАСТИЙ

(задание 12)

 

1 спряжение

2 спряжение

 

Ед.ч.

Мн.ч.

Ед.ч.

Мн.ч

1 лицо

 

-ем

 

-им

2 лицо

-ешь

-ете

-ишь

-ите

3 лицо

-ет

-ут, -ют

-ит

-ат, -ят

 

Для глаголов с безударным окончанием

2 спряжение

1 спряжение

Ко второму спряжению относятся:

1) все глаголы на –ить, кроме

2) 4 глагола на –ать: гнать, дышать, слышать, держать

3) 7 глаголов на –еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть

 

брить, стелить, зиждиться, зыбиться

 

ВСЕ

ОСТАЛЬНЫЕ

ГЛАГОЛЫ

 

Появление приставки на спряжение глагола не влияет. Суффикс обычно меняет спряжение глагола.

Приставка ВЫ- перетягивает на себя ударение, поэтому у глаголов с такой приставкой спряжение определяем, отбросив приставку.

 

Причастия

Причастия бывают действительными и страдательными, настоящего и прошедшего времени.

Образуются причастия при помощи суффиксов от глаголов.

 

Действительные

Страдательные

Наст.вр.

1 спр.

-ущ, -ющ

2 спр.

-ащ, -ящ

1 спр.

-ом, -ем

2 спр.

-им

Пр.вр.

-вш-, -ш-

-т-, -н(н)-, -ен(н)-

 

Гласные в суффиксах причастий настоящего времени зависят от спряжения глагола

Кле..щий – клеить (2) – клеящий

Се..щий – сеять (1) – сеющий

Запомнить: движимый

Гласные перед суффиксами причастий прошедшего времени зависят от инфинитива.

1. У действительных причастий гласная инфинитива сохраняется в причастии (перед суффиксом вш):

Склеить – склеивший

Посеять – посеявший

2. У страдательных причастий гласная инфинитива сохраняется только у глаголов на –ать, ять.

Посеять – посеянный

У остальных глаголов при образовании причастия гласная отсекается и используется суффикс –ен(н), а после шипящих – ён(н).

Построить – построенный

Испечь – испечённый

Сжечь – сожжённый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ

(Задание 15)

Имена прилагательные (отыменные и непроизводные)

Пишем Н:

1. Если прилагательное непроизводное (состоит из корня и окончания)

Юный, румяный, все прилагательные, обозначающие цвета: синий, багряный

2. Производные прилагательные с основой без Н, образованные при помощи суффикса Н

Книжный – книга

3. Производные прилагательные, образованные при помощи суффиксов ИН, АН, ЯН

Серебряный, кожаный, звериный

Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный

4. В притяжательных прилагательных (отвечают на вопрос ЧЕЙ?)

Бараний, фазаний, вороний

 

Пишем НН:

1. Если прилагательное образовано от слова с основой на Н

Туман – туманный

2. Если прилагательное образовано при помощи суффиксов ОНН, ЕНН

Совершенный

Революционный

Ветреный, неветреный

Подветренный, заветренный

 

В кратких прилагательных пишем столько Н, сколько в полных.

Истинный – истинна (ж.р.), истинен (м.р.), истинно (ср.р.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово, образованное от глагола

1Форма полная?    

Нет                                              да

      

           2. Есть приставка, кроме не-?

         нет                                                                                        да

 


           3. Есть суффиксы ОВА, ЕВА, ИРОВА

         Нет                                                                                 да

 

           4. Образовано от глагола сов. вида?

           Нет                                                                          да

 

 

          5. Есть зависимое слово?

        Нет                                                                 да

 

 


Пишем Н                                                                  Пишем НН

      

Наречие

В наречиях на –о, -е пишем столько Н, сколько в слове, от которого наречие образовано.

Интересно - интересный

Совершенно – совершенный

 

 

СЛОВА НАИЗУСТЬ

Безымянный, бесприданница, бешеный, гостиная, леность, Масленица, мошенник, мученик, надменный, племянник, приданое, пряный, пудреница, путаник, путаница, рьяный, священный, смышлёный, труженик, (не)виданный, (не)виденный, (не)гаданный, (не)жданный, (не)званый, (не)ожиданный, (не)прошеный, (не)слыханный, нечаянный, деланный, жеваный, кованый, желанный, обещанный, отчаянный, рождённый, чеканный, читаный, недюжинный

В ИМЕНАХ СУЩЕ СТВИ ТЕЛЬНЫХ

-Н-

-НН-

Если образовано от прилагательного с   -Н- : Багряница (багряный), ветреник (ветреный), торфяник (торфяной), масленица (масленый), копчености (копченый) и др.

Если образовано от существительного с основой на -Н-:    Дружинник (от дружина)

Если образовано от прилагательного с         -НН-:    Болезненность (от болезненный)

В ОТЫМЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Если образовано от существительного с помощью суффиксов –ИН-/ -АН-/-ЯН-

Голубиный (от голубь), кожаный (от кожа), дровяной (от дрова)

 

ЗАПОМНИТЬ: стеклянный, оловянный, деревянный.

 

 

Если образовано от существительного с помощью –ЕНН-/ -ОНН- :  Искусственный (от искусство), дискуссионный (от дискуссия) и др.

ЗАПОМНИТЬ: ветреный

Если образовано от прилагательных с помощью –ЕНН- (со значением «высокая степень признака») : Высоченный (от высокий), широченный (от широкий) и т. д.

Если образовано от существительного с основой на –Н- :  Истинный (от истина), старинный (от старина).

Если образовано от существительных на –МЯ при помощи –ЕНН- :  Временный (от время), пламенный (от пламя) и др.

В ПРИЧАСТИЯХ

В кратких страдательных причастиях:

Сочинение написано

 

Если образовано от приставочного глагола (совершенного вида):  Наклеенный (от наклеить), покрашенный (от покрасить).

Если образовано от бесприставочного глагола (несовершенного вида) и есть зависимое слово: Мощенная булыжником дорога, недавно кошенный луг. Груженная песком баржа, крашенный масляной краской пол.

В ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Если образовано от бесприставочного глагола (несовершенного вида) и нет суффиксов –ованн-/ -еванн- :

Бешеная собака (от бесить), вареный картофель (от варить), сушеная ягода (от сушить)

Если образовано от бесприставочного глагола (несовершенного вида) и нет зависимого слова: Крашеный пол, груженая баржа.

!!! В  кратких прилагательных сохраняется столько Н, сколько было в полных   !!!

 

ЗАПОМНИТЬ: приданое, посаженый отец, прощеное воскресение, названый брат.

Если есть суффиксы –ованн-/ -еванн-:

Окольцованный, бронированный.

 

ЗАПОМНИТЬ: нежданный, негаданный, неслыханный, невиданный, деланный, желанный, нечаянный, священный, жеманный, чванный, чеканный, окаянный, медленный, считанный, недреманное (око) и др.

В НАРЕЧИЯХ

 

Прилагательное –Н-/-НН- ===>наречие -Н- /-НН-

Сонный ===> сонно

Бешеный ===> бешено

 

 

 

 


 

Орфографические нормы в системе подготовки к

Орфографические нормы в системе подготовки к

И хотя уровень выполнения орфографических заданий выше, чем других из школьного курса, что объясняется сформированностью орфографических навыков

И хотя уровень выполнения орфографических заданий выше, чем других из школьного курса, что объясняется сформированностью орфографических навыков

Правописание гласных в корне слова (задание 9)

Правописание гласных в корне слова (задание 9)

Пер/пир Зап е реть

Пер/пир Зап е реть

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК (задание 10)

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК (задание 10)

Очень часто в словах с приставками пре- и при- значение приставки затемнено, поэтому в случае сомнения обращаемся к орфографическому словарю

Очень часто в словах с приставками пре- и при- значение приставки затемнено, поэтому в случае сомнения обращаемся к орфографическому словарю

После иноязычных приставок, оканчивающихся на согласный ( дез-, контр-, пан-, суб-, пост-, супер-, транс- ), сохраняется буква

После иноязычных приставок, оканчивающихся на согласный ( дез-, контр-, пан-, суб-, пост-, супер-, транс- ), сохраняется буква

Правописание суффиксов (задание 11)

Правописание суффиксов (задание 11)

ИЗН Крив изн а

ИЗН Крив изн а

Сгущёнка, тушёнка: они образованы от причастий (отглагольных прилагательных) тушёный сгущённый, поэтому в существительных сохраняется Ё из суффикса причастия (в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется…

Сгущёнка, тушёнка: они образованы от причастий (отглагольных прилагательных) тушёный сгущённый, поэтому в существительных сохраняется Ё из суффикса причастия (в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется…

ПРАВОПИСАНИЕ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ

ПРАВОПИСАНИЕ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ

Гласные в суффиксах причастий настоящего времени зависят от спряжения глагола

Гласные в суффиксах причастий настоящего времени зависят от спряжения глагола

ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ

ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ

Слово, образованное от глагола 1Форма полная?

Слово, образованное от глагола 1Форма полная?

СЛОВА НАИЗУСТЬ Безымянный, бесприданница, бешеный, гостиная, леность,

СЛОВА НАИЗУСТЬ Безымянный, бесприданница, бешеный, гостиная, леность,

В ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

В ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Скачать файл