муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Ростова-на-Дону
«Детский эколого-биологический центр»
Методические рекомендации по проведению
социологического опроса
(анкетирования)
на тему: «Я и природа»
Составитель: методист МБУ ДО ДЭБЦ
Розникова О.А.
Ростов-на-Дону
2018 г.
Содержание:
1. Цель и задачи ……………………………………………………….............. 3
2. Аннотация ……………………………………………………………………3
3. Опрос как метод исследования ……………………………………………. 4
4. Анкетирование и его классификация ……………………………………... 5
5. Этапы проведения анкетирования ………………………………………… 6
Приложение 1 ……………………………………………………………………… 7
Приложение 2 ……………………………………………………………………… 8
Цель социологического опроса – выявление степени осведомленности детей и их родителей по вопросам природосбережения и природовосстановления.
Задачи:
- привлечение внимания учащихся и взрослых к природному, культурному наследию своей местности.
- воспитание бережного отношения к природным богатствам своего края и осознания необходимости рационального природопользования.
- объединение усилий учащихся и педагогов для изучения региональных особенностей (природных, экологических) своего края.
- развитие интереса к исследовательской деятельности в области регионального природопользования.
Аннотация
Настоящие методические рекомендации разработаны для использования педагогами дополнительного образования при организации мероприятий, направленных на изучение информированности обучающихся, а также их родителей по проблемам охраны окружающей среды и привлечения к природоохранной деятельности.
1. Опрос как метод исследования.
Метод опроса в социологических исследованиях занимает особое положение и является наиболее авторитетным и популярным, так как имеет ряд весьма существенных преимуществ по сравнению с методами наблюдения и анализа документов. Грамотное использование метода опроса требует от исследователя выяснения, насколько он соответствует тем задачам, которые предполагается решать. Другими словами, нагрузка на опрос по сбору первичной информации в каждом конкретном исследовании может быть различной. Опрос — это метод непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации путем социально-психологического взаимодействия между исследователем и опрашиваемым. Главным достоинством метода опроса является широта охвата различных областей социальной практики. С помощью этого метода можно получить информацию о любых проблемах в жизни современного общества. Познавательные возможности его практически безграничны, а огромное преимущество состоит в результативности опроса большого количества людей в максимально короткие сроки.
2. Анкетирование и его классификация
Анкетирование — это метод получения первичной социологической информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных ответов анкеты. Специфика метода состоит в том, что при его использовании источником социологической информации является человек (респондент) — непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Респондент – субъект анкетирования, от которого получают информацию в соответствии с содержанием опросного листа. Интервьюер (исследователь) – человек, проводящий социологическое исследование методом опроса. Виды анкетирования многообразны и группируются попарно в соответствии с несколькими признаками. В зависимости от количества опрашиваемых различают два вида анкетирования: сплошное и выборочное. Сплошное анкетирование предусматривает опрос всей генеральной совокупности изучаемых лиц, а при выборочном анкетировании опрашивается лишь часть генеральной совокупности — выборка. Именно этот вид анкетирования является наиболее распространенным. В зависимости от способа общения исследователя с респондентом различают личное и заочное анкетирование.
Личное анкетирование предусматривает непосредственный контакт исследователя с респондентом, когда анкета заполняется в его присутствии. Этот способ анкетирования имеет два преимущества: во-первых, гарантирует полный возврат анкет и, во-вторых, позволяет контролировать правильность их заполнения. Личный опрос может носить групповой и индивидуальный характер. Заочное анкетирование характеризуется тем, что респондент отвечает на вопросы анкеты в отсутствии исследователя.
Раздаточное анкетирование предусматривает личное вручение анкеты респонденту. Преимущества его состоят в личном контакте исследователя с респондентом, который повышает заинтересованность последнего в исследовании, дает возможность проконсультировать респондента о правилах заполнения анкеты. Недостатки раздаточного анкетирования заключаются в сравнительно низком проценте возврата анкет. Эффективность анкетирования во многом зависит от грамотного построения и содержания анкеты.
3. Этапы проведения анкетирования:
1.Подготовительный:
- проведение инструктажа педагогов дополнительного образования (дать общую информацию по теме анкеты, предупредить педагогов ДО, что анкету родители заполняют самостоятельно и без коллективного обсуждения).
- согласовать время проведения анкетирования, размножить анкеты по количеству обучающихся.
2.Сбор анкет:
- время проведения анкетирования – после уроков, в дни, когда в классах наименьшее число занятий;
- объяснить ученикам цель проведения анкетирования и раздать анкеты;
- сообщить ученикам сроки сдачи анкет и назвать имя, кому можно их сдать (классные руководители, старосты классов).
3.Проверка и анализ анкет:
- проверить правильность заполнения анкет;
- подготовить отчет;
- довести результаты анкетирования до сведения родителей на собраниях и через информационные стенды.
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
«Я и природа»
Проведение данного анкетирования проводится педагогом дополнительного образования Детского эколого-биологического центра для определения востребованных форм работы по вопросам природосбережения. Анкетирование проводится анонимно, информация будет использована только в целях исследования проблемы.
Дорогие ребята!
Предлагаем Вам честно и откровенно ответить на ряд вопросов, используя в
качестве ответов один из трех вариантов: "да", "нет",
"не знаю".
№ |
Вопросы |
да |
нет |
не знаю |
1 |
Хорошо ли Вы относитесь к природе? |
|
|
|
2 |
По отношению к природе можно ли судить об общем уровне развития, уровне культуры человека? |
|
|
|
3 |
Всегда ли Вы бережете красоту вокруг себя? |
|
|
|
4 |
Замечаете ли Вы окружающую природу по дороге в школу? |
|
|
|
5 |
Зависит ли Ваше настроение от состояния природы? |
|
|
|
6 |
Отмечаете ли Вы изменения в природе по дороге в школу, гуляя в парке? |
|
|
|
7 |
Сделаете ли Вы замечание своему сверстнику, если увидите, что он ломает ветку, срывает цветы с клумбы и т. п.? |
|
|
|
8 |
Любите ли Вы заниматься садоводством, собирать грибы или ловить рыбу? |
|
|
|
9 |
Когда Вы читаете книгу, внимательно ли Вы читаете описания природы? |
|
|
|
10 |
Любите ли Вы рассматривать в музеях пейзажную живопись? |
|
|
|
11 |
Знаете ли Вы музыкальные произведения, посвященные природе? |
|
|
|
12 |
Приходилось ли Вам сочинять стихи о природе? |
|
|
|
13 |
Всегда ли Вы добросовестно ухаживаете за домашними животными (собакой, кошкой)? |
|
|
|
14 |
Регулярно ли Вы поливаете комнатные растения? |
|
|
|
15 |
Любите ли Вы рисовать цветы, деревья, животных? |
|
|
|
Обработка анкеты:
Рекомендуется ответу «да» присваивать 2 балла; ответу «нет» - 0 баллов; ответу «не знаю» - 1 балл:
· 25-30 баллов - у вас чувствительная душа, вы любите природу и заботитесь о ней!
· 30-20 баллов - в целом вы хорошо относитесь к природе, но должны быть более активны в ее охране и заботе о ней.
· 8-10 баллов - ваше отношение к природе мало осознано и не очень активно, уделяйте природе больше внимания.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Я и природа»
Уважаемые родители!
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и преумножать наши богатства, если вы хотите участвовать в жизни вашего ребенка, с целью формирования бережного отношения детей к окружающей среде, к рациональному использованию природных ресурсов, предлагаем ответить на вопросы.
Проведение данного анкетирования проводится педагогом дополнительного образования Детского эколого-биологического центра для определения востребованных форм работы по вопросам ресурсосбережения. Анкетирование проводится анонимно, информация будет использована только в целях исследования проблемы.
Заранее благодарны за помощь.
Вопрос |
да |
нет |
Убеждены ли Вы в необходимости сохранения природы? |
|
|
Проявляете ли Вы интерес к экологическим проблемам? |
|
|
Имеет ли ценность природа для человека? |
|
|
Как Вы оцениваете уровень своей экологической культуры? |
|
|
Испытываете ли Вы потребность в постоянном общении с природой? |
|
|
Часто ли вы отдыхаете среди природы (в том числе в городских скверах, парках и т. п.)? |
|
|
Знаете ли Вы формы охраняемых природных территорий? |
|
|
Знаете ли Вы, какие заповедники расположены на территории России и Ростовской области? |
|
|
Часто ли Вы задумываетесь в жизни о проблемах экологии? |
|
|
Задание для ребят: Подсчитайте, сложив число
утвердительных и отрицательных ответов.
Если вы получили:
Помните, что при любых результатах анкетирования ваши совместные действия – одно из главных условий привлечения к природоохранной деятельности и бережного отношения к природным ресурсам.
Результаты выборочного социологического опроса (анкетирования)
на тему: «Я и природа»
Природа
- это не то, что мы получили
в наследство от предков, а то, что мы
взяли взаймы у потомков.
Для выявления актуальности и важности поставленной проблемы разработаны анкеты для социологического опроса жителей города Ростова-на-Дону «Анкета для родителей» и школьников общеобразовательных учреждений «Анкета для учащихся».
Целью социологического опроса – являлось выявление степени осведомленности детей и их родителей по вопросам природосбережения и природовосстановления. Что они знают о природе, часто ли задумываются в жизни о проблемах экологии и какое она имеет значение для школьников и их родителей.
Анализ проверенного социологического исследования показал, что выбранная проблема природосбережения и природовостановления по мнению жителей города, учащихся школ актуальна в данный момент.
Для того чтобы привлечь внимание школьников и родителей города Ростова-на-Дону к проблеме природосбережения, методистами МБУ ДО «Детский экологи-биологический центр» разработаны методические рекомендации проведения социологического опроса «Я и природа». В социологическом опросе приняли участие 8 районов города Ростова-на-Дону, самыми активными были МБОУ «Лицей №13», МБОУ «Школа №20», МБОУ «Школа №23», МБОУ «Школа №44», МБОУ «Лицей №57», МБОУ «Школа №36», МБОУ «Школа №100», а также МБУ ДО города Ростова-на-Дону «Центр детского технического творчества» и МБУ ДО города Ростова-на-Дону «Детский эколого-биологический центр». Педагоги образовательных учреждений провели единый урок посвященный заповедникам России, беседы о природосбережении и приодовостанавлении. Материал уроков был направлен способствовать формированию экологического сознания и воспитанию экологической культуры школьников. Для младших классов учителя провели беседы с целью привлечения внимания учащихся к природному, культурному наследию своей местности, а также на уроках дети рисовали, читали сказки и стихи о природе. Для учащихся средних и старших классов проведены беседы о природовостановлении, дискуссии о природосбережении, а также развитие интереса к исследовательской деятельности в области регионального природопользования. После проведенных мероприятий педагоги предложили учащимся заполнить анкеты, объяснив ребятам цель проведения анкетирования. Опрос проводился анонимно.
В анкетировании приняло участие более 10 000 обучающихся и родителей.
При обработке анкеты «Я и природа» для учащихся в возрасте 6-17 лет, из 100% респондентов в процентном отношении получили результат:
Баллы |
Процент от числа ответивших учащихся |
Результат |
от 11 до 19 |
13,3 % |
Ваше отношение к природе мало осознано и не очень активно, уделяйте природе больше внимания. |
от 20 до 24 |
37,2% |
В целом вы хорошо относитесь к природе, но должны быть более активны в ее охране и заботе о ней. |
от 25 до 30 |
49,5 % |
У вас чувствительная душа, вы любите природу и заботитесь о ней! |
Подсчитав анкетирование родителей, сложив число утвердительных и отрицательных ответов, мы получили:
Баллы |
Процент от числа ответивших родителей |
Результат |
от 8 до 9 |
48 % |
Родители хорошо осведомлены о важности сохранения природы, окружающей среды, и могут оказать значительную помощь при проведении работы. |
от 4 до 7 |
38 % |
Показатель среднего рейтинга. Отношение к природе осознается глубоко и правильно. Активней выступайте в защиту окружающей среды. |
от 1 до 3 |
17 % |
Родителям необходима помощь в изучении и понимании экологических проблем. Постарайтесь быть внимательнее к природе. |
Результаты представленные на диаграммах выше, свидетельствуют о неплохих ответах респондентов, но необходимости внедрения мероприятий, направленных на изучение информированности обучающихся, а также их родителей по проблемам охраны окружающей среды и, разработке комплекса занятий в школах по формированию сознания бережного отношения к природе.
Необходимо, также продолжить использование разнообразных форм работы взаимодействия с семьей - это участие родителей в мероприятиях по охране окружающей среды, творческих конкурсах и социологических опросах по проблеме природосбережения. О проблемах экологии нужно говорить в первую очередь в семье, нужно вести активную пропаганду экологически правильного образа жизни.
На основании проведенного социологического опроса можно сделать выводы, что родители и учащиеся города заинтересованы проблемой природосбережения и природовостановления, что природа - ценный ресурс для всего живого и человечества, школьники задумались о сохранении природных ресурсов и хотят наглядно показать, что сохраняя малое, берегут природу в целом.
Используемые источники:
https://www.bestreferat.ru/referat-103329.html
https://studbooks.net/641032/sotsiologiya/metodicheskaya_chast_raboty
https://studwood.ru/633535/sotsiologiya/anketirovanie_rol_sbore
https://mirznanii.com/a/46760-2/anketnyy-opros-kak-metod-obshcheniya-sotsiologa-s-respondentami-2/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.