Методические рекомендации по проведению социологического опроса (анкетирования) на тему: «Я и природа»
Оценка 5

Методические рекомендации по проведению социологического опроса (анкетирования) на тему: «Я и природа»

Оценка 5
docx
06.03.2020
Методические рекомендации по проведению  социологического опроса (анкетирования)  на тему: «Я и природа»
Соц опрос АНКЕТА Я И ПРИРОДА 2018.docx

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования города Ростова-на-Дону

«Детский эколого-биологический центр»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации по проведению

социологического опроса (анкетирования)
на тему:
«Я и природа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: методист МБУ ДО ДЭБЦ

      Розникова О.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2018 г.


 

 

 

Содержание:

1.     Цель и задачи ……………………………………………………….............. 3

2.     Аннотация ……………………………………………………………………3 

3.     Опрос как метод исследования ……………………………………………. 4 

4.     Анкетирование и его классификация ……………………………………... 5

5.     Этапы проведения анкетирования ………………………………………… 6

Приложение 1 ……………………………………………………………………… 7

Приложение 2 ……………………………………………………………………… 8


 

 

Цель социологического опроса – выявление степени осведомленности детей и их родителей по вопросам природосбережения и природовосстановления.

Задачи:

-     привлечение внимания учащихся и взрослых к природному, культурному наследию своей местности.

-     воспитание бережного отношения к природным богатствам своего края и осознания необходимости рационального природопользования.

-     объединение усилий учащихся и педагогов для изучения региональных особенностей (природных, экологических) своего края.

-     развитие интереса к исследовательской деятельности в области регионального природопользования.

 

Аннотация

Настоящие методические рекомендации разработаны для использования педагогами дополнительного образования при организации мероприятий, направленных на изучение информированности обучающихся, а также их родителей по проблемам охраны окружающей среды и привлечения к природоохранной деятельности.


 

1.     Опрос как метод исследования.

 

Метод опроса в социологических исследованиях занимает особое положение и является наиболее авторитетным и популярным, так как имеет ряд весьма существенных преимуществ по сравнению с методами наблюдения и анализа документов. Грамотное использование метода опроса требует от исследователя выяснения, насколько он соответствует тем задачам, которые предполагается решать. Другими словами, нагрузка на опрос по сбору первичной информации в каждом конкретном исследовании может быть различной. Опрос — это метод непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации путем социально-психологического взаимодействия между исследователем и опрашиваемым. Главным достоинством метода опроса является широта охвата различных областей социальной практики. С помощью этого метода можно получить информацию о любых проблемах в жизни современного общества. Познавательные возможности его практически безграничны, а огромное преимущество состоит в результативности опроса большого количества людей в максимально короткие сроки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.    Анкетирование и его классификация

Анкетирование — это метод получения первичной социологической информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных ответов анкеты. Специфика метода состоит в том, что при его использовании источником социологической информации является человек (респондент) — непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Респондент – субъект анкетирования, от которого получают информацию в соответствии с содержанием опросного листа. Интервьюер (исследователь) – человек, проводящий социологическое исследование методом опроса. Виды анкетирования многообразны и группируются попарно в соответствии с несколькими признаками. В зависимости от количества опрашиваемых различают два вида анкетирования: сплошное и выборочное. Сплошное анкетирование предусматривает опрос всей генеральной совокупности изучаемых лиц, а при выборочном анкетировании опрашивается лишь часть генеральной совокупности — выборка. Именно этот вид анкетирования является наиболее распространенным. В зависимости от способа общения исследователя с респондентом различают личное и заочное анкетирование.

Личное анкетирование предусматривает непосредственный контакт исследователя с респондентом, когда анкета заполняется в его присутствии. Этот способ анкетирования имеет два преимущества: во-первых, гарантирует полный возврат анкет и, во-вторых, позволяет контролировать правильность их заполнения. Личный опрос может носить групповой и индивидуальный характер. Заочное анкетирование характеризуется тем, что респондент отвечает на вопросы анкеты в отсутствии исследователя.

Раздаточное анкетирование предусматривает личное вручение анкеты респонденту. Преимущества его состоят в личном контакте исследователя с респондентом, который повышает заинтересованность последнего в исследовании, дает возможность проконсультировать респондента о правилах заполнения анкеты. Недостатки раздаточного анкетирования заключаются в сравнительно низком проценте возврата анкет. Эффективность анкетирования во многом зависит от грамотного построения и содержания анкеты.


 

3.    Этапы проведения анкетирования:

 

1.Подготовительный:

- проведение инструктажа педагогов дополнительного образования (дать общую информацию по теме анкеты, предупредить педагогов ДО, что анкету родители заполняют самостоятельно и без коллективного обсуждения).

- согласовать время проведения анкетирования, размножить анкеты по количеству обучающихся.  

 

2.Сбор анкет:

- время проведения анкетирования – после уроков, в дни, когда в классах наименьшее число занятий;

- объяснить ученикам цель проведения анкетирования и раздать анкеты;

- сообщить ученикам сроки сдачи анкет и назвать имя, кому можно их сдать (классные руководители, старосты классов).

 

3.Проверка и анализ анкет:

- проверить правильность заполнения анкет;

- подготовить отчет;

- довести результаты анкетирования до сведения родителей на собраниях и через информационные стенды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

 «Я и природа»

        Проведение данного анкетирования проводится педагогом дополнительного образования Детского эколого-биологического центра для определения востребованных форм работы по вопросам природосбережения. Анкетирование проводится анонимно, информация будет использована только в целях исследования проблемы.

Дорогие ребята!
Предлагаем Вам честно и откровенно ответить на ряд вопросов, используя в качестве ответов один из трех вариантов: "да", "нет", "не знаю".

 

Вопросы

да

нет

не знаю

1

Хорошо ли Вы относитесь к природе?

 

 

 

2

По отношению к природе можно ли судить об общем уровне развития, уровне культуры человека?

 

 

 

3

Всегда ли Вы бережете красоту вокруг себя?

 

 

 

4

Замечаете ли Вы окружающую природу по дороге в школу?

 

 

 

5

Зависит ли Ваше настроение от состояния природы?

 

 

 

6

Отмечаете ли Вы изменения в природе по дороге в школу, гуляя в парке?

 

 

 

7

Сделаете ли Вы замечание своему сверстнику, если увидите, что он ломает ветку, срывает цветы с клумбы и т. п.?

 

 

 

8

Любите ли Вы заниматься садоводством, собирать грибы или ловить рыбу?

 

 

 

9

Когда Вы читаете книгу, внимательно ли Вы читаете описания природы?

 

 

 

10

Любите ли Вы рассматривать в музеях пейзажную живопись?

 

 

 

11

Знаете ли Вы музыкальные произведения, посвященные природе?

 

 

 

12

Приходилось ли Вам сочинять стихи о природе?

 

 

 

13

Всегда ли Вы добросовестно ухаживаете за домашними животными (собакой, кошкой)?

 

 

 

14

Регулярно ли Вы поливаете комнатные растения?

 

 

 

15

Любите ли Вы рисовать цветы, деревья, животных?

 

 

 

Обработка анкеты:

Рекомендуется ответу «да» присваивать 2 балла; ответу «нет» - 0 баллов; ответу «не знаю» - 1 балл:

·  25-30 баллов - у вас чувствительная душа, вы любите природу и заботитесь о ней!

·  30-20 баллов - в целом вы хорошо относитесь к природе, но должны быть более активны в ее охране и заботе о ней. 

·  8-10 баллов - ваше отношение к природе мало осоз­нано и не очень активно, уделяйте природе больше внимания.

 


АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Я и природа»

Уважаемые родители!

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и преумножать наши богатства, если вы хотите участвовать в жизни вашего ребенка, с целью формирования бережного отношения детей к окружающей среде, к рациональному использованию природных ресурсов, предлагаем ответить на вопросы.

Проведение данного анкетирования проводится педагогом дополнительного образования Детского эколого-биологического центра для определения востребованных форм работы по вопросам ресурсосбережения. Анкетирование проводится анонимно, информация будет использована только в целях исследования проблемы.

 

Заранее благодарны за помощь.

Вопрос

да

нет

Убеждены ли Вы в необходимости сохранения природы?

 

 

Проявляете ли Вы интерес к экологическим проблемам?

 

 

Имеет ли ценность природа для человека?

 

 

Как Вы оцениваете уровень своей экологической культуры?

 

 

Испытываете ли Вы потребность в постоянном общении с природой?

 

 

Часто ли вы отдыхаете среди природы (в том числе в городских скверах, парках и т. п.)?

 

 

Знаете ли  Вы формы охраняемых природных территорий?

 

 

Знаете ли Вы, какие заповедники расположены на территории России и Ростовской области?

 

 

Часто ли Вы задумываетесь в жизни о проблемах экологии?

 

 

Задание для ребят: Подсчитайте, сложив число утвердительных и отрицательных ответов.
Если вы получили:

  • 8-9 ответов «да» - родители хорошо осведомлены о важности сохранения природы, окружающей среды, и могут оказать значительную помощь при проведении работы.

 

  • 4–7 ответов «да» является показателем среднего рейтинга. Отношение к природе осознается глубоко и правильно. Активней выступайте в защиту окружа­ющей среды.

 

  • 1–3 ответа «да» говорит, к сожалению, о мало осознанном отношении к природе. Родителям необходима ваша помощь в изучении и понимании экологических проблем. Постарайтесь быть внимательнее к природе.

 

 

Помните, что при любых результатах анкетирования ваши совместные действия – одно из главных условий привлечения к природоохранной деятельности и бережного отношения к природным ресурсам.

 


 

Результаты выборочного  социологического опроса (анкетирования)

на тему: «Я и природа»

 

Природа - это не то, что мы получили
в наследство от предков, а то, что мы
взяли взаймы у потомков.

 

Для выявления актуальности и важности поставленной проблемы разработаны анкеты для социологического опроса жителей города Ростова-на-Дону «Анкета для родителей» и школьников общеобразовательных учреждений «Анкета для учащихся».

Целью социологического опроса – являлось выявление степени осведомленности детей и их родителей по вопросам природосбережения и природовосстановления. Что они знают о природе, часто ли задумываются в жизни о проблемах экологии и какое она имеет значение для школьников и их родителей.

Анализ проверенного социологического исследования показал, что выбранная проблема природосбережения и природовостановления по мнению жителей города, учащихся школ актуальна в данный момент.

Для того чтобы привлечь внимание школьников и родителей города Ростова-на-Дону к проблеме природосбережения, методистами МБУ ДО «Детский экологи-биологический центр» разработаны методические рекомендации проведения социологического опроса «Я и природа». В социологическом опросе приняли участие 8 районов города Ростова-на-Дону, самыми активными были МБОУ «Лицей №13», МБОУ «Школа №20», МБОУ «Школа №23», МБОУ «Школа №44», МБОУ «Лицей №57», МБОУ «Школа №36», МБОУ «Школа №100», а также МБУ ДО города Ростова-на-Дону «Центр детского технического творчества» и МБУ ДО города Ростова-на-Дону «Детский эколого-биологический центр». Педагоги образовательных учреждений провели  единый урок посвященный заповедникам России, беседы о природосбережении и приодовостанавлении. Материал уроков был направлен  способствовать формированию экологического сознания  и воспитанию экологической культуры школьников.  Для младших классов учителя провели  беседы с целью привлечения внимания учащихся к природному, культурному наследию своей местности, а также на уроках дети рисовали, читали сказки и стихи о природе. Для учащихся средних и старших классов проведены беседы о природовостановлении, дискуссии о природосбережении, а также развитие интереса к исследовательской деятельности в области регионального природопользования. После проведенных мероприятий педагоги предложили учащимся заполнить анкеты, объяснив ребятам цель проведения анкетирования. Опрос проводился анонимно.  


 

В анкетировании приняло участие более 10 000 обучающихся и родителей.

При обработке анкеты «Я и природа» для учащихся в возрасте 6-17 лет, из 100% респондентов в процентном отношении получили результат:

Баллы

Процент от числа ответивших учащихся

Результат

от 11 до 19

13,3 %

Ваше отношение к природе мало осоз­нано и не очень активно, уделяйте природе больше внимания.

от 20 до 24

37,2%

В целом вы хорошо относитесь к природе, но должны быть более активны в ее охране и заботе о ней.

от 25 до 30

49,5 %

У вас чувствительная душа, вы любите природу и заботитесь о ней!

 

 

Подсчитав анкетирование родителей, сложив число утвердительных и отрицательных ответов, мы получили:

Баллы

Процент от числа ответивших родителей

Результат

от 8 до 9

48 %

Родители хорошо осведомлены о важности сохранения природы, окружающей среды, и могут оказать значительную помощь при проведении работы.

от 4 до 7

38 %

Показатель среднего рейтинга. Отношение к природе осознается глубоко и правильно. Активней выступайте в защиту окружа­ющей среды.

от 1 до 3

17 %

Родителям необходима помощь в изучении и понимании экологических проблем. Постарайтесь быть внимательнее к природе.

 

 

 

Результаты представленные на диаграммах выше, свидетельствуют о неплохих ответах респондентов, но необходимости внедрения мероприятий, направленных на изучение информированности обучающихся, а также их родителей по проблемам охраны окружающей среды и, разработке комплекса занятий в школах по формированию сознания бережного отношения к природе.

Необходимо, также продолжить использование разнообразных форм работы взаимодействия с семьей - это участие родителей в мероприятиях по охране окружающей среды, творческих конкурсах и социологических опросах по проблеме природосбережения. О проблемах экологии нужно говорить в первую очередь в семье, нужно вести активную пропаганду экологически правильного образа жизни.

На основании проведенного социологического опроса можно сделать выводы, что родители и учащиеся города заинтересованы проблемой природосбережения и природовостановления, что природа - ценный ресурс для всего живого и человечества, школьники задумались о сохранении природных ресурсов и хотят наглядно показать, что сохраняя малое, берегут природу в целом.

 

 

 

 

 

Используемые источники:

https://www.bestreferat.ru/referat-103329.html

https://studbooks.net/641032/sotsiologiya/metodicheskaya_chast_raboty

https://studwood.ru/633535/sotsiologiya/anketirovanie_rol_sbore

https://mirznanii.com/a/46760-2/anketnyy-opros-kak-metod-obshcheniya-sotsiologa-s-respondentami-2/


 

Скачано с www.znanio.ru

Ростова-на-Дону «Детский эколого-биологический центр»

Ростова-на-Дону «Детский эколого-биологический центр»

Содержание: 1. Цель и задачи ………………………………………………………

Содержание: 1. Цель и задачи ………………………………………………………

Цель социологического опроса – выявление степени осведомленности детей и их родителей по вопросам природосбережения и природовосстановления

Цель социологического опроса – выявление степени осведомленности детей и их родителей по вопросам природосбережения и природовосстановления

Опрос как метод исследования

Опрос как метод исследования

Анкетирование и его классификация

Анкетирование и его классификация

Этапы проведения анкетирования: 1

Этапы проведения анкетирования: 1

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ «Я и природа»

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ «Я и природа»

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Я и природа»

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Я и природа»

Результаты выборочного социологического опроса (анкетирования) на тему: «Я и природа»

Результаты выборочного социологического опроса (анкетирования) на тему: «Я и природа»

В анкетировании приняло участие более 10 000 обучающихся и родителей

В анкетировании приняло участие более 10 000 обучающихся и родителей

Результаты представленные на диаграммах выше, свидетельствуют о неплохих ответах респондентов, но необходимости внедрения мероприятий, направленных на изучение информированности обучающихся, а также их родителей по проблемам…

Результаты представленные на диаграммах выше, свидетельствуют о неплохих ответах респондентов, но необходимости внедрения мероприятий, направленных на изучение информированности обучающихся, а также их родителей по проблемам…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2020