ФГБОУ ВО Мичуринский государственный аграрный университет Центр – колледж прикладных квалификаций
Методические рекомендации по проведению внеклассного мероприятия по дисциплине «Литература» на тему: « И вечная любовь звучит в душе!»
Преподаватель Лазина Н.А.
Мичуринск – 2023г.
Введение
Экономическая нестабильность в стране, размывание нравственных и этических ценностей, резкое снижение социальной активности молодежи, кризис семьи и отношений между родителями и детьми заставляют поособому относиться к проблемам воспитания современной молодежи. Именно поэтому в последнее время воспитательный процесс в большей степени направлен на нравственное оздоровление молодого поколения и на формирование активной жизненной позиции. Особенно остро стоит вопрос о состоянии нравственного и духовного воспитания.
Огромное значение в жизни человека занимает семья. В ней мы растем, воспитываемся. Именно в семье закладываются характер и идеалы человека, усваиваются моральные и нравственные нормы, приобретаются вкусы, манеры и привычки. Многие вопросы нашей жизни решаются именно в семейном кругу. Но семейные отношения должны строиться только на доверии, доброжелательстве, взаимном уважении и, главное, любви. Только тогда семью можно назвать счастливой.
Во все времена любовь правила миром. Благодаря этому чувству великие художники, композиторы и писатели создавали свои великие шедевры. Знакомство с их жизнью и творчеством может оказать большое влияние на воспитание высоконравственной личности. Поэтому при организации воспитательного мероприятия очень важно обращать внимание студентов на то, какое значение для человека имеет внутренняя красота, красота его души; как важно в жизни уметь любить, строить свои отношения на согласии и взаимопомощи, быть добрее к окружающим тебя людям.
Данные методические рекомендации содержат методику организации и проведения внеклассного мероприятия по дисциплине «Литература» « И вечная любовь звучит в душе!». Мероприятие целесообразно проводить со студентами первого курса, так как оно организуется в рамках изучаемой дисциплины. Но материал можно использовать и для проведения классного часа с любой возрастной группой в целях развития интереса к русской литературе и обогащения ее нравственного и духовного мира.
Основными целями мероприятия являются:
- создание атмосферы духовного общения и духовной свободы, взаимного доверия и понимания;
- закрепление и расширение представлений студентов о теме любви – вечной теме русской литературы;
- на примере лучших образов любовной лирики показать высоту и красоту такого вечного чувства, как любовь;
- привитие интереса к русской литературе и развитие творческих способностей студентов;
- воспитание высоконравственной личности, способной на глубокое искреннее чувство.
В целях создания романтической атмосферы, реализации поставленных целей рекомендуется организовать мероприятие в форме литературной гостиной. Это способствует созданию более доброжелательных отношений между участниками, располагает их к более глубокому знакомству с русской литературой.
Подготовку к мероприятию целесообразно начать за месяц до его проведения, так как его организация предполагает большую подготовительную работу. Для более успешной организации подготовительного этапа необходимо создать несколько групп студентов, каждая из которых отвечала бы за свой блок работы: за художественное оформление, за подготовку сценария, за подбор презентационного материала, за музыкальное сопровождение.
Ответственным за подготовку сценария необходимо определить, творчеству каких писателей и поэтов будет посвящено мероприятие, чьи произведения позволяют в большей мере раскрыть непобедимую силу любви. Далее на основе подобранного материала составляется сценарий.
Ответственным за художественное оформление, опираясь на разработанный сценарий, необходимо подготовить плакаты, стенгазеты, посвященные теме любви в русской литературе, подобрать высказывания великих людей о любви.
Ответственным за подбор презентационного материала рекомендуется работать совместно с группой, отвечающей за музыкальное оформление, так как презентация должна иметь музыкальное сопровождение. При работе над музыкальным оформлением рекомендуется использовать как классическую, так и современную музыку. Особое внимание следует уделить использованию романсов на стихи известных поэтов, на чтение стихотворений профессиональными актерами, видеоматериала на заданную тему. При подборе музыкального сопровождения к сценическому представлению необходимо обратить внимание на звуковые эффекты (звук поезда, звуки ночи), которые могут сыграть немаловажную роль при его восприятии.
Целесообразно подготовить две презентации для проведения мероприятия: 1. Любовь в жизни человека (ей предшествуют вступительные слова преподавателя и ведущих о любви); 2. Любовь в жизни и творчестве русских писателей и поэтов (основная часть мероприятия).
Весь сценарий рекомендуется разделить на 5 новелл, каждая из которых включает историю любви одного из знаменитых русских поэтов или писателей. В целях создания определенного колорита в аудитории, настроя, атмосферы, соответствующих целям мероприятия, новеллы могут сопровождаться презентацией, исполнением романсов, чтением стихотворений, как самими студентами, так и профессиональными актерами, просмотром видеоотрывков. Особое место в мероприятии может занимать сценическое представление, так как при использовании именно этой формы студенты будут иметь возможность продемонстрировать свое сценическое мастерство и знания классической литературы. Это позволит им с большей точностью передать атмосферу изображаемой эпохи, проникнуться духом того времени.
Проведение данного мероприятия имеет огромное воспитательное значение. Оно способствует развитию нравственной культуры студентов, формированию у них позитивного отношения к жизни и друг к другу.
Сценарий внеклассного мероприятия
«И вечная любовь звучит в душе»
Вступительное слово преподавателя: Сегодня мы поговорим с вами о любви. К этой теме мы обращаемся потому, что в последнее время проблема нравственности особенно остро стоит в нашем обществе. Хочется надеяться, что каждый из вас в жизни будет способен на глубокое чувство, и такие качества как терпение, взаимопонимание и вера будут всегда рядом с вами.
Любить тоже надо уметь.
Тема любви всегда была актуальна в литературе. Ведь любовь- это самое чистое и прекрасное чувство, которое воспевалось ещё с античных времен. Это чувство, заставляющее совершать подвиги и идти на преступление, чувство, способное свернуть горы, изменить ход истории, чувство, дающее счастье и вдохновение и заставляющее страдать, чувство, без которого жизнь не имеет смысла.
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле. Сочинил же какой-то бездельник, Что бывает любовь на земле.
И от лености или со скуки Все поверили, так и живут: Ждут свиданий, боятся разлуки И любовные песни поют.
Но иным открывается тайна, И почиет на них тишина...
Я на это наткнулась случайно И с тех пор все как будто больна.
(А. Ахматова)
Презентация «Влюбленные пары».
Ведущие читают высказывания великих людей о любви:
Ведущий 1: Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остается. Л.Н. Толстой.
Ведущий 2: Любить – значит видеть человека таким, каким его задумал Бог. Ф.М. Достоевский.
Ведущий 1: Любить глубоко - это значит забыть о себе. Ж. Руссо. Ведущий 2: Где любят нас - лишь там очаг родимый. Дж. Байрон.
Ведущий 1: Всякая любовь хочет быть вечной. Эрих Мария Ремарк.
Ведущий 2: Нам всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас от того, что хороши те, кто нас любит. Л. Н.Толстой.
Ведущий 1: Всегда любите друг друга всей душой. В мире нет почти ничего, кроме любви. В. Гюго.
Ведущий 2: В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для другого. Н. Г. Чернышевский.
Ведущий 1: Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь. Ф. Ницше.
Ведущий 1: Сегодня мы поговорим с вами о любви, о том, как любили великие люди. Во все времена о любви говорили, говорят и будут говорить. «Тайна сия велика есть…» — повторяем мы порой старинную, возвышенную формулу о любви, повторяем часто бездумно, а нередко и иронично. А это действительно тайна. И она, в самом деле, велика. Эта тайна явственно живет в стихах и письмах великих поэтов и писателей…
Ведущий 2: (читает Сонет 56 В. Шекспира)
Проснись, любовь! Твое ли острие Тупей, чем жало голода и жажды? Как ни обильны яства и питье, Нельзя навек насытиться однажды.
Так и любовь. Ее голодный взгляд
Сегодня утолен до утомленья,
А завтра снова ты огнем объят, Рожденным для горенья, а не тленья.
Чтобы любовь была нам дорога,
Пусть океаном будет час разлуки, Пусть двое, выходя на берега, Один к другому простирает руки. Пусть зимней стужей будет этот час, Чтобы весна теплей пригрела нас.
Ведущий 1: Мы говорим сегодня о большой любви, естественной и долгожданной, как солнце, расплавляющее изнутри тяжкое, уродливое тело тысячелетней тучи. Великие говорили: «Сказать „Я тебя люблю“ — значит сказать „Ты не умрешь“». Кто знает, может быть, они и не стали бы великими, если бы не полюбили, не испытали космическую мощь чувства, что движет солнцем и светилами.
Ведущий 2: Новелла первая: история любви Александра Сергеевича Пушкина и Натальи Николаевны Гончаровой.
(презентация А.С. Пушкин и Н.Н. Гончарова, звучит вальс Свиридова) Юноша читает стихотворение Федотова «Бал»:
Загадочно свечи мерцали, Скользил под ногами паркет. Был бал. И они танцевали Любимый ее минуэт. Воздушное белое платье Касалось его сюртука,
Влюбленным и рукопожатья Достаточно было пока.
Фамильная брошь золотая,
Да тонкий алмазный браслет, Металла невинность святая За гением пылким вослед. Была она так грациозна,
Так прелести юной полна, Что дам пожилых и серьезных, И тех покорила она.
Кружилась она и не знала,
Что будет с ним рядом века, Богиня столичного бала В изящных своих башмачках.
Веселая музыка снова
Пьянила ее, как вино, Она лишь пока Гончарова, Ей Пушкиной стать суждено!
Качались у вееров перья,
Звон шпор, мишура эполет…
И девушки в платьях вечерних Ревниво смотрели в лорнет.
Юноша (в образе Пушкина) и девушка (в образе Н. Гончаровой) танцуют вальс.
В исполнении актера звучит стихотворение «Ты и вы»:
Пустое "вы" сердечным "ты"
Она, обмолвясь, заменила, И все счастливые мечты В душе влюбленной возбудила. Пред ней задумчиво стою;
Свести очей с нее нет силы;
И говорю ей: "как вы милы!"
И мыслю: "как тебя люблю!"
Ведущий 2: Мы открываем самые прекрасные и самые трагические страницы из жизни Пушкина. По шутливому признанию поэта, Гончарова была его «стотринадцатая любовь». Но те увлечения, те порывы страстей, которые волновали его в молодости, не были еще той любовью, тем всеобъемлющим чувством, которое пришло к нему на рубеже нового периода жизни. Бурно прожита молодость, настала пора зрелости. Жажда личного семейного счастья, стремление любить и быть любимым — вот какие чувства владели им в эти годы.
Пушкин: Я встретился с Натали в декабре 1828 года. «Когда я увидел ее в первый раз,— писал я позднее Наталье Ивановне (матери Гончаровой),— я полюбил ее, голова у меня кружилась».
Ведущий 1: Уже в конце апреля 1828 года Пушкин делает предложение. Ответ матери неопределенен: «Дочь еще слишком молода». Пушкин уезжает на Кавказ, бросается в гущу сражений, быть может, ищет смерти. И только в конце сентября возвращается в Москву. В начале апреля он снова делает предложение, и на этот раз оно было принято. 18 февраля 1831 года в церкви вознесения, что у Никитских ворот, Пушкин и Натали обвенчались. Поэт был счастлив, введя в свой дом молодую красавицу-жену.
Юноша читает стихотворение А. Пушкина «Мадонна»:
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков
Пречистая и наш божественный спаситель - Она с величием, он с разумом в очах - Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.
Ведущий 2: В разлуке письма Пушкина к Наталье Николаевне особенно искренни, полны любви и нежности. В сравнительно короткий период их совместной жизни — шесть лет, в течение которых поэт несколько раз покидал Петербург — наибольшее количество писем — 64 — написал он жене.
Пушкин: «Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив…». Наталье Николаевне не было равных во всем Петербурге среди самых красивых женщин. Я тоже считал, что жена моя — прелесть, любил «это милое, чистое доброе созданье», любил ее душу больше красивого лица. Царица моя, мой ангел, красавица моя, кумир мой, прекрасное мое сокровище.
Ведущий 1: Давно нет Александра Сергеевича и Натальи Николаевны. Но остались письма и стихи — свидетельства их любви.
Звучит романс «Я вас любил».
Ведущий 2: Новелла вторая: Е. Денисьева и Ф.И. Тютчев. (презентация Е. Денисьева и Ф.Тютчев, звучит музыка Р. Клайдерман К.
Элизе)
Ведущий 1: Роман Федора Ивановича Тютчева с Еленой Денисьевой стал самым сильным в его жизни. Они встретились, когда ей было — 24, ему — 47... и развивался он пугающе стремительно!
Через полтора десятилетия Тютчев напишет:
Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло С того блаженно-рокового дня,
Как душу всю она свою вдохнула, Как всю себя перелила в меня..
В течение 14 лет Денисьева была тайной любовью Тютчева. Да, он любил их обеих — и Денисьеву, и жену. Кем он был для них: злодей, не желающий делать зла, друг, бессильный совершить добро? Его убеждения находились в постоянном противоречии с его поступками.
Ведущий 2: Как все сплелось, как запуталось? Когда Леля — Елена Александровна Денисьева — умерла, наступило время страшного раскаяния. Тютчев жестоко укорял себя, что, в сущности, именно он сгубил ее тем двусмысленным положением, в которое поставил, не имея сил порвать с семьей, где его любили, и духовная привязанность к которой оказалась не менее сильной, чем его сердечное влечение. Елена Александровна умерла, но осталось ее имя, олицетворяющее в отечественной литературе одну из вершин философской лирики поэта:
О, как убийственно мы любим! Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Юноша читает стихотворение Ф. Тютчева «Весь день она лежала в забытьи»:
Весь день она лежала в забытьи -
И всю её уж тени покрывали - Лил тёплый, летний дождь - его струи По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она - И начала прислушиваться к шуму, И долго слушала - увлечена, Погружена в сознательную думу... И вот, как бы беседуя с собой, Сознательно она проговорила:
(Я был при ней, убитый, но живой) "О, как всё это я любила!" Любила ты, и так, как ты, любить - нет, никому ещё не удавалось – О, Господи!.. и это пережить... И сердце на клочки не разорвалось...
Звучит романс «Я встретил вас».
Ведущий 2: Новелла третья: А. Блок и Л. Менделеева.
(презентация А. Блок и Л.Менделеева, звучит «Баллада для Аделины»)
Ведущий 1: Ее мы посвящаем великому поэту, имя которого золотыми буквами вписано в историю русской поэзии. Значение творчества Александра Блока невозможно переоценить. Он — слава и гордость русской нации. Его поэтическая звезда сияет высоко над сегодняшним днем, а свет поэзии льется мерно, величаво и гордо.
Чтец:
Ты в поля отошла без возврата!
Да святится Имя Твое! Снова красные копья заката Протянули ко мне острие. Лишь к твоей золотой свирели
В черный день устами прильну, Если все мольбы отзвенели, Утомленный, в поле усну! Ты пройдешь в золотой порфире Уж не мне глаза разомкнуть,
Дай вздохнуть в этом сонном мире, Целовать излученный путь.
Ведущий 2: Блок встретил случайно Менделееву на балконе Малого театра во время представления «Короля Лира». Он окончательно уверился в том, что она – его судьба. В ту зиму Блок бродил по Петербургу в поисках Ее – своей великой любви, которую он назовет потом Таинственной Девой, Вечной Женой, Прекрасной Дамой… И случайно встреченная Любовь Дмитриевна естественным и таинственным образом слилась в его представлении с тем возвышенным образом, который он искал.
Ведущий 1: Любовь Дмитриевна по своему складу характера была абсолютной противоположностью мятущемуся Блоку. Она как могла сопротивлялась, когда Блок пытался привить ей свои понятия о «несказанном», повторяя: «Пожалуйста, без мистики!». Блок оказался в досадном положении: та, кого он сделал героиней своей религии и мифологии, отказывалась от предназначенной ей роли. Любовь Дмитриевна даже хотела из-за этого порвать с ним всяческие отношения. Не порвала. Он хотел покончить с собой. Не покончил. Она постепенно вновь становится суровой, надменной и недоступной. Блок сходил с ума.
(Звучит вальс Хачатуряна)
Ведущий 2: В ночь с 7 на 8 ноября курсистки устраивали в зале Дворянского собрания благотворительный бал. Любовь Дмитриевна пришла с двумя подругами, в парижском голубом платье. Как только Блок появился в зале, он не раздумывая направился к тому месту, где она сидела – хотя она была на втором этаже и ее не было видно из зала. Они оба поняли, что это – судьба. После бала он сделал ей предложение. И она приняла его.
Ведущий 2: Свое чувство они долго скрывали. Лишь в самом конце декабря Блок рассказал обо всем матери. 2 января он сделал официальное предложение семье Менделеевых. Дмитрий Иванович был очень доволен тем, что его дочь решила связать свою судьбу с внуком Бекетова. К этому времени Блок уже стал приобретать известность как талантливый поэт.
Ведущий 1: Любови Дмитриевне Менделеевой посвящен цикл стихов «Стихи о прекрасной даме».
Юноша читает стихотворение Александра Блока «Незнакомка»:
Мы встречались с тобой на закате. Ты веслом рассекала залив. Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.
Были странны безмолвные встречи. Впереди - на песчаной косе, Загорались вечерние свечи.
Кто-то думал о бледной красе.
Приближений, сближений, сгорании Не приемлет лазурная тишь... Мы встречались в вечернем тумане, Где у берега рябь и камыш.
Ни тоски, ни любви, ни обиды, Всё померкло, прошло, отошло.. Белый стан, голоса панихиды И твое золотое весло.
Ведущий 1: Новелла четвертая: Анна Ахматова и Николай Гумилев.
(презентация А. Ахматова и А. Блок, звучит «Весенний вальс»)
Ведущий 2: В дальних далях начала XX века взошла поэзия Анны Ахматовой и Николая Гумилева, а с ней и их любовь.
Сцена: юноша и девушка говорят о своей любви, обращаясь к залу.
Ахматова: Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилева. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Люблю ли я его, я не знаю, но кажется мне, что люблю.
Гумилев:
Вот я один в вечерний тихий час, Я буду думать лишь о Вас, о Вас. Возьмусь за книгу, но прочту: «Она», И вновь душа пьяна и смятена.
Я брошусь на скрипучую кровать,
Подушка жжет… Нет, мне не спать, а ждать. И крадучись я подойду к окну,
На дымный луг взгляну и на луну.
Вон там, у клумб. Вы мне сказали: «Да».
О, это «да» со мною навсегда.
И вдруг сознанье бросит мне в ответ,
Что вас, покорной, не было и нет,
Что ваше «да», ваш трепет у сосны,
Ваш поцелуй — лишь бред весны и сны.
Ахматова: Коля собирается приехать ко мне. Я безумно счастлива. Он пишет мне непонятные слова, и я хожу с письмом к знакомым и спрашиваю объяснений. Он так любит меня, что даже страшно. Как вы думаете, что скажет папа, когда узнает о моем решении? Если он будет против брака, я убегу, тайно обвенчаюсь с Николя.
Помолись о нищей, о потерянной,
О моей живой душе,
Ты в своих путях всегда уверенный, Свет узревший в шалаше.
И тебе, печально благодарная,
Я за это расскажу потом,
Как меня томила ночь угарная, Как дышало утро льдом.
Гумилев:
Из логова змиева,
Из города Киева,
Я взял не жену, а колдунью. Я думал — забавницу, Гадал — своенравницу, Веселую птицу — певунью.
Покликаешь — морщится,
Обнимешь — топорщится,
А выйдет луна — затомится,
И смотрит, и стонет,
Как будто хоронит
Кого-то,— и хочет топиться.
Твержу ей: крещеному С тобой по-мудреному
Возиться теперь мне не в пору;
Снеси-ка истому ты
В днепровские омуты, На грешную Лысую гору.
Ведущий 2: К сожалению, брак Анны Ахматовой и Николая Гумилева не сложился. Расставшись, каждый из них пошел навстречу своей трагедии. Видеофрагмент из спектакля «Юнона и Авось», звучит песня «Я тебя никогда не забуду», танцуют юноша и девушка.
Ведущий 1: Новелла пятая: Любовь в жизни Ивана Алексеевича Бунина.
(на фоне музыки песни группы «Принцесса Авеню» «Ирония любви») Ведущий 1(девушка): Тайна любви явственно живет в произведениях Ивана Алексеевича Бунина.
Бунин: «Всякая любовь великое счастье, даже если она не разделена». «Неужели вы еще не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно. Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, а их, этих любовных катастроф, было немало в моей жизни, вернее, почти каждая моя любовь была катастрофой, я был близок к самоубийству».
Ведущий 1(девушка): Любовь в произведениях И. А. Бунина предстает как огромная, грозная сила, способная перевернуть всю жизнь и мироощущение героев. Она трагична и приносит человеку страдание, но она же и дает ему незабываемые минуты счастья, возвышая его, поднимая его над миром житейской суеты и запоминаясь на всю жизнь.
Бунин: Беру твою руку и долго смотрю на нее,
Ты в сладкой истоме глаза поднимаешь несмело:
Вот в этой руке – все твое бытие,
Я всю тебя чувствую – душу и тело.
Инсценировка отрывка из рассказа И.А. Бунина «Руся»: (сцена 1: в вагоне)
Звук останавливающегося поезда. — Почему мы стоим?
(Он облокотился на окно, она на его плечо)
— Однажды я жил в этой местности на каникулах. Был репетитором в одной дачной усадьбе, верстах в пяти отсюда. Скучная местность. Мелкий лес, сороки, комары и стрекозы. Вида нигде никакого. В усадьбе любоваться горизонтом можно было только с мезонина. Дом, конечно, в русском дачном стиле и очень запущенный, — хозяева были люди обедневшие, — за домом некоторое подобие сада, за садом не то озеро, не то болото, заросшее кугой и кувшинками, и неизбежная плоскодонка возле топкого берега.
— И, конечно, скучающая дачная девица, которую ты катал по этому болоту. — Да, все, как полагается. Только девица была совсем не скучающая. Катал я ее всего больше по ночам, и выходило даже поэтично. На западе небо всю ночь зеленоватое, прозрачное, и там, на горизонте, вот как сейчас, все что-то тлеет и тлеет. На противоположном берегу было темно от мелкого леса, но за ним всю ночь стоял этот странный полусвет. И везде невообразимая тишина — только комары ноют и стрекозы летают. Никогда не думал, что они летают по ночам, — оказалось, что зачем-то летают. Прямо страшно.
(Звук проезжающего мимо поезда, вагон тронулся).
— Ну и что же у вас с этой девицей было? Настоящий роман? Ты почему-то никогда не рассказывал мне о ней. Какая она была?
— Худая, высокая. Носила желтый ситцевый сарафан и крестьянские чуньки на босу ногу, плетенные из какой-то разноцветной шерсти.
— А как ее звали?
— Руся.
— Это что же за имя?
— Очень простое — Маруся.
— Ну и что же, ты был очень влюблен в нее?
— Конечно, казалось, что ужасно.
— А она?
Он помолчал и сухо ответил:
— Вероятно, и ей так казалось. Но пойдем спать. Я ужасно устал за день.
— Очень мило! Только даром заинтересовал. Ну, расскажи хоть в двух словах, чем и как ваш роман кончился.
— Да ничем. Уехал, и делу конец.
— Почему же ты не женился на ней?
— Очевидно, предчувствовал, что встречу тебя.
— Нет, серьезно?
— Ну, потому, что я застрелился, а она закололась кинжалом...
(Звучит музыка. Герой в задумчивости сидит в купе один.)
Ведущий: Воспоминания давно минувших дней завладели его душой.
(сцена 2: в имении)
— Не угощайте его, папа, напрасно. Он вареников не любит. Впрочем, он и окрошки не любит, и лапши не любит, и простоквашу презирает, и творог ненавидит.
— Можно узнать, какие премудрости вы изволите штудировать?
— Историю Французской революции.
— Ах, бог мой! Я и не знала, что у нас в доме оказался революционер.
— А что ж вы свою живопись забросили?
— Вот-вот и совсем заброшу. Убедилась в своей бездарности.
— А вы покажите мне что-нибудь из ваших писаний.
— А вы думаете, что вы что-нибудь смыслите в живописи?
— Вы страшно самолюбивы.
— Есть тот грех...
— Кажется, дождливый период наших тропических мест кончился. Пойдемте гулять.
(Звучит музыка, они медленно идут, под ногами уж).
— Уж! Уж!
— Ох, какая гадость! Недаром слово ужас происходит от ужа. Они у нас тут повсюду, и в саду, и под домом... И Петя, представьте, берет их в руки!
— Но какой вы молодец! Как вы его здорово спугнули! — Правда хорошо? — сказала она.
На фоне музыки в исполнении актера звучит стихотворение:
Мы рядом шли, но на меня
Уже взглянуть ты не решалась, И в ветре мартовского дня
Пустая наша речь терялась.
Белели стужей облака
Сквозь сад, где падали капели, Бледна была твоя щека,
И, как цветы, глаза синели.
Уже полураскрытых уст
Я избегал касаться взглядом,
Но был еще блаженно пуст
Тот дивный мир, где шли мы рядом.
(Садятся на скамейку)
— Очень хорошо! — ответил он, снимая картуз, и обернулся к ней. Она положила картуз к себе на колени.
— Да не беспокойтесь, киньте куда попало.
Она прижала картуз к груди:
— Нет, я его буду беречь! Ты меня любишь?
— С первого дня нашей встречи!
— И я, — сказала она. — Нет, сначала ненавидела — мне казалось, что ты совсем не замечаешь меня. Но, слава богу, все это уже прошлое. Нынче вечером, как все улягутся, ступай опять сюда же и жди меня. Только выйди из дому как можно осторожнее — мама за каждым шагом моим следит, ревнива до безумия.
— Плед зачем?
— Какой глупый! Холодно. Прикрой меня, я озябла, и садись. Вот так... тихо.
Обними меня.....
(Звуки ночного леса, поют сверчки, шуршание).
— Постой, что это?
— Не бойся, это, верно, лягушка выползает на берег. Или еж в лесу...
— А если козерог?
— Какой козерог?
— Я не знаю. Но ты только подумай: выходит из лесу какой-то козерог, стоит и смотрит... Мне так хорошо, мне хочется болтать страшные глупости!
— Ты меня не разлюбишь? — тихо спрашивал он.
— Глупый. Ужасно глупый! — шептала она.
(Входит ее мать)
— Я все поняла! Я чувствовала, я следила! Негодяй, ей не быть твоею!
Только через мой труп перешагнет она к тебе! Если сбежит с тобой, в тот же день повешусь, брошусь с крыши! Негодяй, вон из моего дома! Марья Викторовна, а вы выбирайте: мать или он! (Она прошептала) — Вы, вы, мама...
— Я очень люблю тебя ! (звучит песня, влюбленные расстаются)
(Сцена в вагоне)
— Все еще грустишь, вспоминаешь свою дачную девицу с костлявыми ступнями? — Грущу, грущу, — ответил он, неприятно усмехаясь. — Дачная девица... Amata nobis quantum amabitur nulla! 1
— Это по-латыни? Что это значит?
— Этого тебе не нужно знать.
— Как ты груб!
На фоне музыки участники инсценировки выходят на поклон.
Ведущий 1: Сегодня мы говорили о любви. О той, что сильнее смерти; о любви, формулу которой пытались разгадать многие философы и мудрецы, но которая так и осталась величайшей тайной мира.
Ведущий 2. О любви написано много. Десятки тысяч строк продиктованы душевным волнением и глубокими раздумьями.
Ведущий 1: О любви написано мало. Мало, потому что чувство это неисчерпаемо. И сколько бы ни было написано о любви, ее новизна, драматизм, прелесть и обаяние не могут быть исчерпаны, пока жив на земле человек и пока бьется его сердце. Ведущий 2. Но для понимания такого состояния нужна душевная зрелость. Вне чувства любви: нет настоящего высокого человеческого существования. “Только влюбленный имеет право на звание человека”,- с гордой уверенностью говорил Александр Блок.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.