Методические рекомендации по сопровождению младшего школьника с РАС и его семьи
Оценка 4.6

Методические рекомендации по сопровождению младшего школьника с РАС и его семьи

Оценка 4.6
docx
09.02.2024
Методические рекомендации по сопровождению младшего школьника с РАС  и его семьи
методические рекомендации
Методические рекомендации РАС Симонова Н.А. 1.docx

Министерство просвещения Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Отдел дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по сопровождению младшего школьника с РАС и его семьи

 

 

 

 

 

выполнена

учителем начальных классов

МАОУ «СОШ №47» г.Пермь

Симоновой Натальи Александровны

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРМЬ

2023

 

 

Пояснительная записка

В современном обществе семья – это важное звено в развитии и воспитании подрастающего поколения, становлении личности маленького гражданина. Одна из актуальных задач в воспитании ребёнка в семье заключается в принятии его таким, какой он есть.  Принятие и понимание ребёнка с расстройствами аутистического спектра, один из первых и значимых этапов в организации жизни в семье. Родители, часто становятся равнодушными, пассивными, или возможно, излишне опекают ребёнка, и поэтому обучение родителей, включение их в образовательный процесс, будут способствовать, социализации и обучению ребёнка.  

Цель нашей работы: оказание помощи родителям в организации взаимодействия с ребёнком с расстройствами аутистического спектра.

Актуальность темы

Психическое развитие ребёнка с РАС искажено, в рамках социального взаимодействия и решения практических задач (навыков самообслуживания и образования), трудности возникают и в общении с близкими людьми.  Задача специалистов (педагогов, психолога, дефектолога, логопеда): создать условия, обучения родителей в организации взаимодействия и развития способностей ребёнка.

Работа с семьёй делится на несколько этапов:

1.                 Знакомство с семьёй. В процессе первой встречи наблюдаем за организацией общения в семье: детско-родительское, между родителями и другими членами семьи, которые участвуют в общении.

2.                 Наблюдение за поведением ребёнка в новых условиях, сформированностью реальных навыков ребёнка.

3.                   Согласованность правил сотрудничества семьи и образовательного учреждения.

4.                 Организация тьюторского сопровождения.

5.                 Организация практических занятий с родителями и ребёнком. Формирование навыков в разных ситуациях (закрепляем положительное поведение ребёнка, занимаемся ежедневно) для достижения положительных результатов в развитии ребёнка.

6.                 Вовлечение родителей в групповую работу (микрогруппы), сопровождение ребёнка на учебных и коррекционных занятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература

1.                 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования
обучающихся с расстройствами аутистического спектра, 2022

2.                 Родителям, воспитывающим детей с расстройствами аутистического спектра: методические рекомендации/Т.А.Титеева. - Южно-Сахалинск;  изд-во ИРОСО, 2016 – 40с. – (Методические рекомендации)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Имя ребёнка: Кирилл М.

Возраст: 8 лет 6 месяцев

Класс: 2

И.О.родителей: Наталья Валерьевна, Сергей Иванович

Ф.И.О. учителя: Симонова Наталья Александровна

Ф.И.О. специалистов сопровождения:

Учитель-логопед: З. Александра Николаевна

Педагог-психолог: У. Алёна Александровна

Учитель-дефектолог: Я.  Ольга Павловна

Заключение и рекомендации ПМПК:

обучение во втором классе по адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития;

занятия с педагогом-психологом с целью формирования временных и пространственных представлений, мнестических операций по потенциальным возможностям, развития коммуникативных навыков;

занятия с учителем-логопедом с целью формирования навыка чтения и письма

Основная программа класса:

НОО ООО, у Кирилла АООП НООО с ЗПР, вариант 7.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Продолжительность и частота

1 раз в неделю по 30 минут

1 раз в неделю 30 минут

1 раз в неделю 35 минут

На протяжении планируемого периода

Формы занятий

Групповая

Групповая работа

Индивидуальная  работа

Сопровождение на уроках

Направления коррекционной работы

формирование коммуникативных навыков

обучение работе по образцу;

развитие мелкой моторики

работа над пониманием инструкции;

формирование навыков письма;

развитие звуко-буквенного анализа

отработка коммуникативных  навыков, чтение ребёнку вслух, организация дополнительного образования

Специалисты сопровождения

Педагог-психолог

Учитель-дефектолог

Учитель-логопед

Тьютор (родитель)

 

 

 

Приложение 3.

1.      Ребенок не смотрит в глаза.

2.      Игнорирует мать (не радуется приходу, не огорчается её уходу)

3.      Говорит о себе в третьем лице (он) или во втором лице (ты).

4.      Не отзывается на своё имя.

5.      Повторяет одни и те же слова, или, наоборот, совсем не говорит, или мычит.

6.      Часто истерики, приступы агрессии.

7.      Боится звуков, посторонних людей, яркого света.

Ведите дневник наблюдений за ребёнком, отмечайте его действия, раздражающие факторы, что предшествовало нежелательному поведению ребёнка. Старайтесь реагировать спокойно, но подкрепляйте положительное поведение ребёнка.

1.      Безопасность: комната и всё пространство квартиры, а также у каждой вещи, должно быть своё место.

2.      Распорядок дня с визуальными подсказками, стереотипное поведение ребёнка соблюдаем, способствуем его социализации.

3.      Поведение за столом и приём пищи – предлагаем предпочитаемую еду, учим пользоваться ложкой (положение взрослого позади или сбоку от ребёнка).

4.      Социально-бытовые навыки начинаем с опрятностью в туалете, мытья рук, чистки зубов, одевание, уборка игрушек; используем визуальные подсказки.

5.      Агрессивное поведение – пытаемся понять причину и переключить на другое действие.

6.      Запреты и требования – без весомой причины не отвлекаем ребёнка от его действий, но при опасном действий должен быть строгий запрет: «Нет».

7.      Организация занятий дома: согласно режиму дня, начиная с 3-5 минут, постепенно увеличивая время.

Прогулка.

1.      Осваивайте пространство постепенно.

2.      Планируйте прогулку заранее, используя мультфильм или картинку.

3.      Приучайте ребёнка пользоваться общественным транспортом, начинайте с одной остановки.

4.      Осваивайте общественные места постепенно, можно взять любимую игрушку, ребёнку будет спокойнее.

Просьбы о помощи

1.      Наблюдайте, по внешним проявлениям постарайтесь понять, что хочет ребёнок.

2.      Не спешите, выполнять просьбу ребёнка, научите его новому действию. «Давай посмотрим» или «Покажи ручкой».

3.      Ребёнку важен результат, и он примет помощь и постарается ответить.

Развитие самостоятельности

1.      Действия могут происходит в присутствии значимого взрослого, но постепенно дистанция увеличивается.

2.      Эмоционально поддержите ребёнка в момент действия.

3.      Используйте визуальные подсказки при выполнении самостоятельных действий ребёнка.

4.      Постепенно можно вносит изменения в привычный ход действия.

При систематической и кропотливой работе в семье с ребёнком будет стойкая положительная динамика в развитии ребёнка.

Визиты к специалистам: психиатру, логопеду, психологу и организация медикаментозного лечения, а также консультация иммунолога, эндокринолога и гастроэнтеролога необходимо ввести в организацию жизни ребёнка.

 

           Ваш ребёнок – это индивидуальность, учитывайте это в воспитании и обучении.

 

 

 

 

 

 

 


 

Министерство просвещения Российской

Министерство просвещения Российской

МАОУ «СОШ №47» г.Пермь Симоновой

МАОУ «СОШ №47» г.Пермь Симоновой

Знакомство с семьёй. В процессе первой встречи наблюдаем за организацией общения в семье: детско-родительское, между родителями и другими членами семьи, которые участвуют в общении

Знакомство с семьёй. В процессе первой встречи наблюдаем за организацией общения в семье: детско-родительское, между родителями и другими членами семьи, которые участвуют в общении

Использованная литература 1

Использованная литература 1

Приложение 1. Имя ребёнка:

Приложение 1. Имя ребёнка:

Приложение 2. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Приложение 2. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Направления коррекционной работы формирование коммуникативных навыков обучение работе по образцу; развитие мелкой моторики работа над пониманием инструкции; формирование навыков письма; развитие звуко-буквенного анализа отработка коммуникативных…

Направления коррекционной работы формирование коммуникативных навыков обучение работе по образцу; развитие мелкой моторики работа над пониманием инструкции; формирование навыков письма; развитие звуко-буквенного анализа отработка коммуникативных…

Безопасность: комната и всё пространство квартиры, а также у каждой вещи, должно быть своё место

Безопасность: комната и всё пространство квартиры, а также у каждой вещи, должно быть своё место

Развитие самостоятельности 1

Развитие самостоятельности 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2024