|
Министерство образования и науки Пермского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский центр образования № 1» |
|
Методические рекомендации |
Методические рекомендации
для обучающихся
по составлению отчета по производственной практике ПП 02.01. Пробные занятия по
внеурочной работе в начальной школе
Специальность 44.02.02. Преподавание в начальных классах
2016
|
Должность |
Ф.И.О. |
Дата |
Разработал |
Преподаватель спец. дисциплин |
Коурова В.С. |
09.06.2016 |
Проверено и согласовано на заседании ЦМК |
Председатель ЦМК |
Котельникова М.А. |
10.06.2016 |
Версия 1.0 |
|
|
|
Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой производственной практики ПП 02.01. «Пробные занятия по внеурочной работе в начальной школе» по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах.
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
___________ М.Е. Стасюк
«15» июня 2016 г.
Составитель: В.С. Коурова, преподаватель специальных дисциплин.
Методические рекомендации
рассмотрены на заседании ЦМК
педагогических дисциплин
Протокол № 4 от «10» июня 2016 г.
Председатель ЦМК _______ М.А. Котельникова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Производственная практика ПП 02.01. «Пробные занятия по внеурочной работе в начальной школе» является частью программы профессионального модуля ПМ 02. «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников», играет важнейшую роль в системе профессионального становления будущего учителя начальных классов. Она отражает уровень теоретической подготовки, полученной на занятиях, создает возможность закрепления, углубления и использования знаний для решения практических задач, вооружает студентов первоначальным опытом работы учителя-профессионала, оказывает мощное влияние на процесс формирования личности педагога.
Цель практики: овладение видом профессиональной деятельности - организация внеурочной деятельности и общения младших школьников, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.
ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.
ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.
ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.
ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников.
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
Задачи практики:
1) Развивать умение наблюдать за процессом внеурочной деятельности в начальной школе.
2) Развивать умения целеполагания и планирования внеурочных занятий и мероприятий.
3) Формировать умения проведения внеурочных занятий и мероприятий, руководства внеурочной деятельностью младших школьников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, интересами обучающихся и социальными запросами их родителей.
4) Формировать умения целенаправленно выбирать и применять эффективные методы и приемы проведения внеурочных занятий и мероприятий.
5) Формировать умения проводить структурный анализ и самоанализ пробных внеурочных занятий и мероприятий.
6) Формировать умения оформления документации, обеспечивающей обучение по программам внеурочной деятельности начального общего образования.
Виды работ: наблюдение внеурочных занятий; планирование, подготовка и проведение по плану внеурочных занятий, анализ и самоанализ проведенных внеурочных занятий.
В ходе производственной практики студент:
- подчиняется правилам внутреннего распорядка образовательной организации, распоряжениям администрации ОО, руководителя практики;
- следит за строгим соблюдением правил техники безопасности, охране жизни и здоровья детей;
- своевременно выполняет все виды работ, предусмотренные программой педагогической практики;
- занимается самовоспитанием и самообразованием, соблюдает нормы педагогической этики, развивает культуру общения и речи, соблюдает требования, предъявляемые к внешнему виду учителя;
- своевременно и аккуратно ведет документацию практики;
- при подготовке и проведении пробного занятий и занятия студент должен дважды проконсультироваться у учителя-наставника и руководителя практики, получить у них подписи, заверяющие конспект занятия, что означает допуск практиканта к проведению занятия;
- на рабочем месте студент-практикант обязан присутствовать за 15 минут до начала урока, подготовить все необходимые дидактические и методические материалы;
- по окончании урока или занятия студент обязан, навести порядок на рабочем месте, проанализировать проведение своего урока и уроков других студентов, проведённых в этот день, и сделать необходимые записи в дневнике производственной практики.
По результатам практики студент предоставляет отчет по практике, в который входят следующие документы:
- письменный отчет (Приложение 1);
- конспекты всех проведенных уроков;
- анализы и самоанализы занятий (по 2 экземпляра);
- аттестационный лист;
- характеристика с места прохождения практики, подписанная учителем-куратором.
1 ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА
1.1 Требования к структуре отчета по практике
Отчет по производственной практике ПП 02.01. «Пробные занятия по внеурочной работе в начальной школе» имеет следующую структуру:
1) Титульный лист (Образец представлен в Приложении 1)
2) ОГЛАВЛЕНИЕ
3) ВВЕДЕНИЕ
4) Основная часть отчета, разделенная на тематические разделы, например:
5) ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6) ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
7) ПРИЛОЖЕНИЕ
Объем отчета без приложений составляет 15-20 страниц печатного текста. Объем приложений зависит от количества и содержания разработанных материалов.
1.1.1 Титульный лист
На титульном листе в верхнем колонтитуле располагается: эмблема Учреждения, полное наименование учредителя (Министерство образования и науки Пермского края), полное наименование Учреждения, название отчета. В центре титульного листа дублируется название отчета. В нижнем колонтитуле титульного листа указывается фамилия и инициалы автора отчета, название и номер группы, а также фамилия и инициалы руководителя практики, проверившего отчет. Обозначаются даты составления и сдачи отчета на проверку. Над нижним колонтитулом по центру размещают год составления отчета. Далее на каждой странице в нижнем колонтитуле внизу справа ставиться номер страницы.
1.1.2 Оглавление
В содержании указывается страничный состав. Приводится нумерация разделов отчета с их полными названиями.
1.1.3 Введение
Во введении указываются цели и задачи практики, даты и место прохождения практики, актуальность и значимость работ, выполняемых во время практики, а также класс и фамилия учителя-куратора (классного руководителя) на месте практики.
1.1.4 Основная часть отчета
В основной части отчета рекомендуется делить всю информацию на тематические разделы, их примерное содержание может быть следующим:
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Данный раздел описывает, каким образом была организована производственная практика в начальной школе.
1.1. График прохождения практики
График прохождения производственной практики рекомендуется оформить в виде таблицы с указанием дат всех проводимых и наблюдаемых занятий и мероприятий, время проведения, класс, на котором было проведено занятие, тематику и краткое содержание деятельности на данном занятии или мероприятии.
Дата |
Время |
Класс |
Тема занятия, мероприятия |
|
|
|
Наблюдение и анализ занятия по теме «…» |
|
|
|
Проведение и самоанализ занятия по теме «…» |
|
|
|
Организация помощи в подготовке и проведении мероприятия по теме «…» |
|
|
|
|
1.2. Характеристика школы и класса
В данном подразделе дается описание образовательной организации, принципов ее работы в области внеурочной деятельности (направление деятельности, проводимые кружки и секции на базе ОО, кадровый состав, задействованный во внеурочную работу, используемые помещения и материально-техническое оснащение на базе практики), а также класса, который находился в подчинении практиканта. При описании класса необходимо описать количественный состав, результаты проведенных наблюдений и исследований в рамках внеурочной работы (интересы обучающихся, их занятость во внеурочное время, посещение учреждений дополнительного образования и т.д.).
2. САМОАНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРАКТИКЕ
В данном разделе проводится анализ собственной деятельности за время прохождения производственной практики. Его можно разделить на тематические блоки:
2.1. Общий самоанализ проведенных занятий, мероприятий
2.2. Полученные знания, умения и навыки в ходе прохождения практики
2.3. Методическая помощь со стороны учителя и руководителя практики
1.1.5 Заключение
В заключении подводятся итоги деятельности за период прохождения производственной деятельности. Указываются предложения и замечания по организации практики, а также свои впечатления от проведенной работы.
1.1.6 Список используемых источников
В данном подразделе указывается список основной и дополнительной литературы (сквозная нумерация), а также Интернет-ресурсы, используемые для подготовки внеурочных занятий и мероприятий.
1.1.7 Приложения
В приложение помещаются все разработанные материалы в ходе прохождения производственной практики. Основные из них представлены ниже, но могут дополняться по усмотрению практиканта.
Приложение 1. Разработки внеурочных занятий и мероприятий.
Приложение 2. Анализы внеурочных занятий и мероприятий.
Приложение 3. Самоанализы внеурочных занятий и мероприятий.
Приложение 4. Характеристика с места прохождения практики.
1.2 Технические требования к оформлению отчета по практике
Текстовая часть выполняется с применением печатающих и графических устройств персональных компьютеров:
- на листах бумаги формата А4;
- через 1,5 междустрочных интервала;
- шрифт 14 Times New Roman;
- форматирование по ширине.
Текст следует размещать на одной стороне листа бумаги. Допускается только двустороннее оформление титульного листа. Абзацы в тексте начинаются отступом 1,25 см. В тексте не допускаются переносы.
Страницы нумеруются в нижнем правом углу страницы. Титульный лист не включается в общую нумерацию. Нумерация проставляется с оборотной стороны титульного листа. При этом соблюдается сквозная нумерация по всему тексту.
Поля постоянные: верхнее и нижнее поле – 2 см; левое поле – 2,5 см; правое поле – 1,5 см.
Заголовки разделов, частей, пунктов, подпунктов печатаются шрифтом 14 TimesNewRoman, выделяются полужирным шрифтом, располагаются по центру.
При наборе текста между заголовком и текстом оставляют одну пустую строку, между текстом и последующим заголовком – две пустые строки. Точки в конце заголовка не ставятся.
При оформлении отчета по практике могут использоваться ссылки:
- ссылки на таблицы, иллюстрации, приложения и т.п.; необходимо указывать их названия и порядковые номера;
- ссылки на документы (библиографические ссылки). Приводятся в виде порядкового номера этого документа в списке источников информации.
В списках основной и дополнительной литературы рекомендуется использовать следующие элементы описания:
- автор (книги, статьи);
- название (книги, статьи);
- источник публикации (для статьи - журнал, сборник и т.д.):
- место издания;
- издательство;
- год издания.
Издания в списке источников информации приводят в алфавитном, хронологическом или тематическом порядке. Используется сквозная нумерация.
Приложение 1
Образец оформления титульного листа в отчете по производственной практике ПП 02.01. Пробные занятия по внеурочной работе в начальной школе
|
Министерство образования и науки Пермского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский центр образования № 1» |
|
ОТЧЕТ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ |
Отчет
по производственной практике
ПП 02.01 Пробные занятия по внеурочной работе в начальной школе
|
|
Ф.И.О. |
Подпись |
Дата |
Автор |
Обучающийся группы ___ |
|
|
|
Руководитель |
Преподаватель спец. дисциплин |
|
|
|
20__
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.