Методические рекомендации по теме «Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО»
Оценка 5

Методические рекомендации по теме «Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО»

Оценка 5
docx
29.04.2020
Методические рекомендации по теме «Формирование самооценки обучающихся                            в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО»
Статья.docx

Государственное общеобразовательное учреждение

«Республиканский центр образования»

УКП «РДБ»

 

                              

                          

 

 

 

 

           

 

     

 

      Методические рекомендации по теме «Формирование самооценки обучающихся

                           в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО»

     

 

 

                     

 

                       Автор - Громова Елена Ивановна, учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  Сыктывкар

2020г.

        Важнейшим психологическим фактором формирования учебной деятельности учащегося является самооценка. Она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время.

        Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

        Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации), должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в начальной школе.

          Система контроля и оценивания учебной работы школьника не ограничивается узкой целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Необходимо ставить более важную социальную задачу: развитие у школьников умения проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Эту работу нужно вести на уроках и во внеурочной деятельности.

В своей работе использую разнообразные приемы самооценки и самоконтроля:

                                        

Приемы по формированию самоконтроля и самооценки

Основание

выбора приема

Результативность применения

Словесные

Развивают самоконтроль и самооценку:

В конце уроков задаются следующие вопросы:

Что ты узнал на уроке?

Чему научился?

За что себя можешь похвалить?

Над чем еще надо поработать?

Какие задания тебе понравились?

Какие задания показались трудными?

Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?

Помогают в оценивании своих достижений:

Сегодня на уроке я …

Мне удалось…

Я могу похвалить…

Я недостаточно…

Я старался…

Осознанное восприятие учебного материала, понимание границ своих знаний;

повышение уровня ответственности за учебную деятельность;

проявление способности к оценке собственных изменений на основе чувства долга, навыков самопознания

«Говорящие рисунки»

Для самооценки своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям.

Пример:

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то выбери веселый помидор.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получа­лось, то «спокойный» помидор


Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то выбери грустный помидор.


 

Формирование самоконтроля и самооценки

«Лесенка успеха»

Для самооценки своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям.

Пример:

Если вы не поняли новое знание, ничего не запомнили, у вас осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справились, то поставьте синий кружок на 1-ой ступеньке;

Если у вас остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки, то поставьте синий кружок на 2-ой ступеньке

Если вы хорошо усвоили новое знание и можете его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил, то поставьте синий кружок на 3-ой ступеньке

 

 

 

 

знаю

 

 

 

 

 

        умею

 

 

Формирование самоконтроля и самооценки

«Дерево успехов»

Для самооценки своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям.

Пример:

Прикрепите на дерево:

красный листок – все удалось;

желтый листок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось;

зеленый листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.

 

Формирование самоконтроля и самооценки

«Светофор»

Для самооценки своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям:

зеленый – работа прошла успешно;

желтый – что-то осталось непонятным;

красный – есть значительные затруднения.

 

 

Формирование самоконтроля и самооценки

Презентации, тренажеры и тесты

На слайде презентации содержится формулировка задания и варианты ответа, с помощью анимации отмечается правильный ответ.

Пример:       https://drive.google.com/file/d/1oRo9pVluRnhMmqP-wJs2oVJR7A0oD_FK/view?usp=sharing

 

 

Формирование самоконтроля и самооценки

Сверка с написанным образцом

Происходит операция сравнения выполненной работы с эталоном, в результате которой выявляется степень правильности работы, ее качество

Формирование самоконтроля и самооценки

Взаимопроверка с товарищем

Коллективное выполнение задания и коллективная проверка

 

          Таким образом, важнейшим условием формирования самоконтроля является вовлечение школьников в разнообразные формы проверки усвоения знаний и умений. Это формирует у учащихся самоконтроль и самооценку, навыки по работе с учебным материалом, практический опыт работы. Систематическое применение разнообразных приёмов формирования оценочной деятельности у обучающихся развивает личностные, коммуникативные и регулятивные УУД, активизирует познавательную деятельность обучающихся учащихся начальных классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Список использованных источников:

 Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. // Начальная школа, №15, 2006

 Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М.,     

 2002.

 Ларина А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе:

 методическое пособие. – Калининград: КОИРО, 2011.

 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего 

 образования. ФГОС. – М: Просвещение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное общеобразовательное учреждение «Республиканский центр образования»

Государственное общеобразовательное учреждение «Республиканский центр образования»

Важнейшим психологическим фактором формирования учебной деятельности учащегося является самооценка

Важнейшим психологическим фактором формирования учебной деятельности учащегося является самооценка

Я могу похвалить… Я недостаточно…

Я могу похвалить… Я недостаточно…

Формирование самоконтроля и самооценки «Дерево успехов»

Формирование самоконтроля и самооценки «Дерево успехов»

Презентации, тренажеры и тесты

Презентации, тренажеры и тесты

Список использованных источников:

Список использованных источников:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2020