Государственное общеобразовательное учреждение
«Республиканский центр образования»
УКП «РДБ»
Методические рекомендации по теме «Формирование самооценки обучающихся
в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО»
Автор - Громова Елена Ивановна, учитель начальных классов
Сыктывкар
2020г.
Важнейшим психологическим фактором формирования учебной деятельности учащегося является самооценка. Она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время.
Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.
Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации), должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в начальной школе.
Система контроля и оценивания учебной работы школьника не ограничивается узкой целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Необходимо ставить более важную социальную задачу: развитие у школьников умения проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Эту работу нужно вести на уроках и во внеурочной деятельности.
В своей работе использую разнообразные приемы самооценки и самоконтроля:
Приемы по формированию самоконтроля и самооценки |
Основание выбора приема |
Результативность применения |
||||||||||||||
Словесные |
Развивают самоконтроль и самооценку: В конце уроков задаются следующие вопросы: Что ты узнал на уроке? Чему научился? За что себя можешь похвалить? Над чем еще надо поработать? Какие задания тебе понравились? Какие задания показались трудными? Достиг ли ты поставленную в начале урока цель? Помогают в оценивании своих достижений: Сегодня на уроке я … Мне удалось… Я могу похвалить… Я недостаточно… Я старался… |
Осознанное восприятие учебного материала, понимание границ своих знаний; повышение уровня ответственности за учебную деятельность; проявление способности к оценке собственных изменений на основе чувства долга, навыков самопознания |
||||||||||||||
«Говорящие рисунки» |
Для самооценки своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям. Пример: Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то выбери веселый помидор. Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то «спокойный» помидор
Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то выбери грустный помидор.
|
Формирование самоконтроля и самооценки |
||||||||||||||
«Лесенка успеха» |
Для самооценки своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям. Пример: Если вы не поняли новое знание, ничего не запомнили, у вас осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справились, то поставьте синий кружок на 1-ой ступеньке; Если у вас остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки, то поставьте синий кружок на 2-ой ступеньке Если вы хорошо усвоили новое знание и можете его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил, то поставьте синий кружок на 3-ой ступеньке
знаю
умею
|
Формирование самоконтроля и самооценки |
||||||||||||||
«Дерево успехов» |
Для самооценки своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям. Пример: Прикрепите на дерево: красный листок – все удалось; желтый листок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось; зеленый листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.
|
Формирование самоконтроля и самооценки |
||||||||||||||
«Светофор» |
Для самооценки своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям: зеленый – работа прошла успешно; желтый – что-то осталось непонятным; красный – есть значительные затруднения.
|
Формирование самоконтроля и самооценки |
||||||||||||||
Презентации, тренажеры и тесты |
На слайде презентации содержится формулировка задания и варианты ответа, с помощью анимации отмечается правильный ответ. Пример: https://drive.google.com/file/d/1oRo9pVluRnhMmqP-wJs2oVJR7A0oD_FK/view?usp=sharing
|
Формирование самоконтроля и самооценки |
||||||||||||||
Сверка с написанным образцом |
Происходит операция сравнения выполненной работы с эталоном, в результате которой выявляется степень правильности работы, ее качество |
Формирование самоконтроля и самооценки |
||||||||||||||
Взаимопроверка с товарищем |
||||||||||||||||
Коллективное выполнение задания и коллективная проверка |
Таким образом, важнейшим условием формирования самоконтроля является вовлечение школьников в разнообразные формы проверки усвоения знаний и умений. Это формирует у учащихся самоконтроль и самооценку, навыки по работе с учебным материалом, практический опыт работы. Систематическое применение разнообразных приёмов формирования оценочной деятельности у обучающихся развивает личностные, коммуникативные и регулятивные УУД, активизирует познавательную деятельность обучающихся учащихся начальных классов.
Список использованных источников:
Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. // Начальная школа, №15, 2006
Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М.,
2002.
Ларина А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе:
методическое пособие. – Калининград: КОИРО, 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования. ФГОС. – М: Просвещение.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.