Методические рекомендации по выставочной деятельности школьных библиотек
Оценка 4.8

Методические рекомендации по выставочной деятельности школьных библиотек

Оценка 4.8
Особые потребности
docx
другое
Взрослым
25.06.2020
Методические рекомендации по выставочной деятельности школьных библиотек
методические материалы для школьного библиотекаря
Методические рекомендации по выставке.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Л.В. Смирных с. Леонидово

 

 


 


Методические рекомендации по выставочной деятельности школьных библиотек

1.                  ОРГАНИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ ВЫСТАВОК

    Библиотечная выставка - систематическое собрание различных видов и типов произведений печати и других носителей информации, объединенным определенным принципом отбора, рекомендуемых пользователям библиотек для обозрения и ознакомления.

Непосредственный показ самих книг и других источников информации, сопровождаемый ярким, образным раскрытием их содержания, служит задачам привлечения внимания к чтению, облегчает поиск необходимых изданий.

        Работа над любой выставкой складывается из определённых технологических моментов. Методики организации конкретных библиотечных выставок – совокупность методов, приёмов и средств выставочной работы, направленных на достижение конкретных целей, в нашем случае создание экспозиций, отвечающих потребностям некоторой группы пользователей, отражающих информационные ресурсы библиотеки, могут быть разнообразными, т.е. какие-то технологические моменты включать (этапы), какие-то – нет.

Рассмотрим подробнее алгоритм оформления выставки:

? Выбор темы; ? определение целевого и читательского назначения; ? отбор документов; ? подбор вспомогательных материалов; ? разработка структуры; ? оформление; ? реклама; ? анализ эффективности. Этапы разработки и оформления книжной выставки:

1.                  Уточнение, согласование, выбор темы. Тема должна соответствовать двум требованиям:

Во - первых, должна быть актуальной (проблемной) на сегодняшний день и интересной.
Во - вторых, тему необходимо конкретизировать. Например, выставка на тему « Жизнь и творчество А.С. Пушкина» очень объёмная по содержанию, поэтому лучше её конкретизировать и выбрать в качестве темы определённый период жизни писателя «Лицейские годы», «Болдинская осень», жанр или тему в творчестве «Повести Пушкина», «Любовная лирика», малоизвестные факты биографии «Неизвестный Пушкин» и т.д.

2.                  Целевое и читательское назначение. Признаки, оказывающие наибольшее влияние на содержание и характер восприятия представленного материала: возраст, пол, образование. В зависимости от них одна и та же тема предполагает различную структуру (разделы) выставки, оформление и отбор документов.

3.                  Выявление и отбор документов. Используя библиографические и методические пособия, (каталоги и картотеки), выявляем все документы, какие есть в библиотеке по данной теме – книги, статьи из периодики, аудио- и видео - материалы. Подбираем их в фонде, знакомимся, отбираем соответствующие цели и читательскому адресу. Предпочтение отдаём документам, содержащим новую информацию, имеющим привлекательный внешний вид.

4.                  Определение структуры выставки - определение заголовка, названий разделов, подбор цитат, иллюстраций, предметной среды. Главное требование здесь - структура должна способствовать раскрытию содержания темы и акцентировать внимание на наиболее важных проблемах.Заголовок должен быть:

Ø    информационно ёмким

Ø    лаконичным (4-5 слов)

Ø    нешаблонным (свиток, книга…)

Заголовком может быть крылатая фраза, афоризм, пословица, поговорка, строчка из песни, стихотворения («Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…», «С чего начинается Родина», «Посеешь характер - пожнёшь судьбу ») и.д.
Руководствуясь логикой, идеей выставки, определяем количество разделов, книг, наличие цитат, пояснительных текстов. Желательно, чтобы один из разделов носил краеведческий характер.
Самые разнообразные предметы и аксессуары можно использовать  как дополнение к оформлению выставок, помимо художественных элементов (иллюстраций – портретов, плакатов, репродукций, фотографий и т.д.)

- декоративные элементы – цветы, драпировки, игрушки, вышитые полотенца, хохлома, гжель и др.;

- природный материал – шишки, ракушки, камни, корни, ветки…;

- творческие работы – рисунки, поделки, отзывы, мини-сочинения;

- вещи и предметы, помогающие создать образ человека или эпохи – веер, свечи, бинокль, солдатский котелок и др.

Обязательное условие при работе особенно на данном этапе – соблюдение вкуса и чувства меры.

5.                  Группировка документов. На основании проработанных двух предыдущих пунктов, отобранные документы группируем согласно разделам выставки.

6.                  Оформление книжной выставки. Значение правильного оформления книжной выставки велико, особенно для читателей школьной библиотеки. Необходимо как можно ярче и образнее раскрыть содержание книги, её ценность. Это позволит сделать восприятие книги юными читателями более понятным, эмоциональным и  образным.
Выставка должна привлекать непроизвольное внимание читателей. Соблюдая правила библиотечного дизайна, имея высокий уровень эстетического вкуса, библиотекарь может создать выставку привлекательную и интересную. Что же нам предлагают использовать при оформлении выставок на страницах профессиональных журналов?

– использовать самые разные материалы – ватман, цветную бумагу, картон, ткань, пенопласт;

– правильно подбирать и сочетать цвета. Желательно использовать при оформлении не более трёх. Исключение составляют выставки, где пестрота оправдана названием « Разноцветные страницы», «Весёлая мозаика» и др.

– правильно подбирать шрифты (соответствие содержанию выставки)

– наклонное, вертикальное размещение заголовков, цитат, иллюстративного материала;

– объёмную организацию информационной среды – разрезанные смещённые иллюстрации – оживляет визуальное пространство;

– объёмные носители информации в виде склеенных кубов, шаров, конусов…;

– подвесные цитаты;

– атрибутивные ряды – дублирование изображений, или в разном масштабе, или в разных ракурсах;

– фигурное размещение документов: веером, дугой, уступами, наклонно…;

– ленты, какие-то символы: листочки, цветочки и т.д.

7.                  Реклама выставки. Как и любая форма деятельности, библиотечная выставка нуждается в рекламе, одновременно являясь способом рекламы самой библиотеки, проявлением её стиля – чем более интересны и привлекательны библиотечные выставки для читателей, тем приятнее впечатления о библиотеке в целом.

Рекламно-информационная поддержка книжной выставки – это создание рекламных сообщений и публикаций, причём, к сообщению предъявляются свои требования: даётся новая информация, которая должна убеждать в полезности рекламируемой выставки, учитывая возрастные особенности читателей.

Рекламное сообщение может быть внутренним  и внешним.  Наиболее распространённые традиционные формы рекламных сообщений – плакаты-объявления, индивидуальные приглашения.

Можно рассказать о выставке в индивидуальной беседе одному читателю или сразу нескольким, провести краткий обзор лучших книг или подробный рекомендательный всех представленных документов. Оживление читательской активности может вызвать конкурс, вопросы викторины по книгам с выставки.

Ещё одним средством распространения рекламы библиотечных выставок, ориентированным как на потенциальных, так и активных читателей, является сайт библиотеки.

Самая интересная и эффективная, но при этом самая сложная и трудоёмкая форма представления книжной выставки – это её премьера (презентация), первый показ. Премьеру можно превратить в праздник для читателей. Она может включать литературно-музыкальную композицию, отрывки из фильмов, викторины, конкурсы. Таким образом, реклама выставки даже может при желании перерасти в комплексное массовое мероприятие.

8.                  Анализ эффективности книжной выставки. Очень важный этап. Анализ эффективности выставочной деятельности помогает выявить интересы и потребности читателей, позволяет планировать выставочную работу в соответствии с читательскими ожиданиями.

Прежде всего, эффективность нужно учесть. Для этого в «Дневнике библиотеки» можно выделить отдельную графу, в которую ежедневно заносится число документов, взятых с выставки читателями. Соответствующая запись делается и  в читательском формуляре. Сравнивая число представленных документов на выставке, и количество выданных, вычисляют коэффициент эффективности книжной выставки и делают выводы. Коэффициент эффективности книжной выставки равен отношению числа книговыдач с выставки к числу документов, представленных на выставке:

Ø    Кн. выдача с выставки / Колич. выставленных книг.

Можно определить и коэффициент популярности какого-либо издания:

Ø    Колич. названий выданных книг / Колич. названий представленных книг на выставке.

Если эффективность низкая, необходимо выяснить, почему выставка не пользовалась спросом. Для этого анализируют все этапы организации выставки, начиная с выбора темы, заканчивая рекламой, и определяют допущенные ошибки. Высокую эффективность также изучают, определяя причины успеха.

Широко используют в работе метод опроса – беседы, интервью, анкетирование, письменные опросы. Большой объём информации даёт метод наблюдения. Библиотекарь составляет таблицу наблюдения, куда заносит единицы наблюдения:

Ø    Прошёл мимо, не обратил внимания;

Ø    Прошёл мимо, но обратил внимание;

Ø    Подошёл к выставке, посмотрел и отошёл;

Ø    Подошёл к выставке, посмотрел отдельные книги;

Ø    Посмотрел выставку, взял с неё книгу почитать домой.

Анализируя эффективность выставочной деятельности, можно избежать ошибок в дальнейшей работе, делая каждую новую выставку яркой, содержательной и  запоминающейся.

И ещё, что очень важно, книжная выставка всегда была и должна оставаться частью, или даже лучше, если будет основой целого комплекса мероприятий, посвящённых определённой теме. В этот комплекс могут входить самые разные формы индивидуальной и массовой библиотечной работы с детьми и руководителями детского чтения: беседы, громкие чтения, обзоры, викторины, игры, конкурсы, утренники, обсуждения, дни информаций, дни библиографии и др.

2.КЛАССИФИКАЦИЯ КНИЖНЫХ ВЫСТАВОК

По статусу – самостоятельные или сопровождающие массовые мероприятия; по содержанию – универсальные, отраслевые, тематические, персональные; по целевому назначению – в помощь учебе, для повышения общеобразовательного уровня; по времени публикации и поступления в библиотеку новых поступлений; по месту экспонирования – организуемые в библиотеке или за ее пределами; по срокам функционирования – постонные, длительные, кратковременные; по видам изданий – книжные, журнальные, газетные; по конструкционным особенностям – витринные, внутристеллажные, внутриполочные, передвижные.

Специалисты, связанные с практикой, огромное количество выставок, в свою очередь, разделили на традиционные и нетрадиционные формы организации.

Традиционные книжные выставки

Какие традиционные виды книжных выставок используются в библиотеках?

На протяжении нескольких десятилетий в библиотечной практике активно используются традиционные виды книжных выставок:

Ø    выставки новых поступлений;

Ø    выставки по актуальным темам и проблемам;

Ø    персональные выставки;

Ø    жанровые выставки;

Ø    выставки к знаменательным и памятным датам;

Ø    выставки в помощь учебному процессу.

В чем особенность выставки новых поступлений?

Цель выставки – познакомить читателей с новыми документами – книгами, газетами, журналами, аудио- и видеоматериалами, поступившими в библиотеку. Чаще всего эти выставки универсальны по содержанию. На них представлены книги по разным отраслям знаний и художественные, поэтому порядок расположения документов на таких выставках должен быть систематическим, то есть по системе таблиц ББК. Традиционный для такой выставки заголовок –  «Новые книги». Он давно уже стал шаблоном, поэтому стоит поискать новые варианты названий, например: «К нам новая книга пришла», «Новинки на книжной полке», «Новинки из книжной корзинки». В качестве цитаты можно поместить такое обращение:

Ø    Друзья,

Ø    Потеснитесь немного,

Ø    Торжественный час настает.

Ø    Своей интересной, чудесной дорогой

Ø    К нам новая книга идет.

Как правильно оформить выставку по актуальным темам и проблемам?

Выставки по актуальным темам и проблемам пользуются большой популярностью в библиотеках. Главная цель такой выставки – привлечь внимание читателей к конкретной теме, проблеме, побудить к чтению книг и других документов по этой теме путем представления и рекомендации лучших из них. Задача библиотекаря – выбрать актуальную, интересную читателям тему. Это могут быть:

Ø    экология («В святой обители природы», «Экология: отравлен хлеб и воздух выпит»);

Ø    авиация («Голубая рапсодия»);

Ø    космос («Там, на неведомых орбитах, следы невиданных Планет»);

Ø    краеведение

Ø    первая любовь («О чем девчонки столько говорят?»);

Ø    этикет («Буратино хочет знать, как себя держать») и многие другие. 

Пример: тематической выставки «Здравствуй, милая картошка!»

Цель: Заинтересовать читателей литературой о картофеле.
Читательский адрес: дети среднего и старшего школьного возраста, руководители детского чтения. Цитата: Тот не знает наслажденья, Кто картошки не едал.

Разделы выставки:

1.                  «Страницы «картофельной» летописи». Материал об истории появления картофеля в России и у нас на Севере, о «картофельных бунтах» и других исторических событиях, связанных с картофелем.

2.                  «Вот это овощ!» Картофель как биологический вид: особенности строения, химический состав, сорта и др.

3.                  «Чтобы был богатым урожай». Рекомендации специалистов по выращиванию картофеля, советы опытных огородников. 4. В книгу рекордов. Материал о необычных клубнях (самом большом, круглом, квадратном и других — необыкновенных форм). Здесь же представлены сами причудливые клубни (напоминающие фигуру человека, собаки, дракона, пирамидку и др.), собранные читателями и библиотекарями.

4.                  «Когда с сольцой ее память...» - Рецепты приготовления самых разных блюд из картофеля – как опубликованные в книгах, газетах и журналах, так и рекомендуемые самими читателями.

5.                  «Низко бьем тебе челом». Стихи, песни, пословицы, поговорки о картошке, а также художественная проза, авторы которой рассказывают о том, как картофель помогал выжить людям в трудные периоды нашей истории (например, произведения Ф.А.Абрамова).

Такая выставка может быть результатом большой работы, проведенной библиотекарем с читателями разных возрастных групп. Дети младшего школьного возраста с удовольствием примут участие в конкурсе на самый диковинный клубень картофеля. Собранные детьми «экспонаты» используются для оформления четвертого раздела выставки.

Подросткам можно предложить записать воспоминания своих бабушек и дедушек о том, как картошка помогла выжить в голодные военные и послевоенные годы. Эти воспоминания и сочинения самих ребят уместно представить в последнем разделе выставки. Родителей, учителей, всех взрослых читателей можно попросить поделиться собственными «секретами» выращивания хорошего урожая картофеля, а также рецептами «фирменных» семейных картофельных блюд. Их лучше всего представить в пятом разделе выставки.

Всех участников конкурсов можно пригласить на заключительный праздник «Картошку все мы уважаем», который провести в форме тематического вечера. В программу такого вечера могут войти:

Ø    рассказ ведущего (или ведущих) об интересных исторических событиях и фактах, связанных с картофелем;

Ø    воспоминания героев детских сочинений; • викторина; •инсценировки отрывков из художественных произведений;

Ø    конкурс чтецов стихов;

Ø    награждение участников и победителей всех конкурсов и викторин; • дегустация блюд, приготовленных из картофеля; • чаепитие с картофельными пирогами и др.

Как правильно оформить персональную выставку?

Цель – привлечь внимание к какой-то личности, персоне, пробудить желание как можно больше узнать об этом человеке, его жизни и деятельности. Такая выставка может быть посвящена художнику, писателю, поэту, композитору, ученому, политику, историческому лицу и др., например: «Последний русский самодержец» (о Николае II) «Открыватель неведомых стран» (о Льве Кассиле); «фантазии сеньора Родари» (о Джанни Родари);

Традиционно на персональной выставке присутствуют три раздела:

Ø    первый раздел рассказывает о жизни личности, персоны;

Ø    второй раздел посвящен ее деятельности;

Ø    третий раздел представляет сами произведения, труды этого человека.

Пример персональной выставки: «Удивительная страна Гринландия».

Цель: Познакомить читателей с жизнью и творчеством А.С.Грина.

Цитата:

Он жил среди нас, этот сказочник странный,

Создавший страну, где на берег туманный

С прославленных бригов бегут на заре

Высокие люди с улыбкой обманной…

С извечной, как солнце, мечтой о добре.

(В.Саянов )

Разделы выставки:

1. Создатель Гринландии.

2. Годы, проведенные на Севере.

3. Волшебный мир Александра Грина.

4. Под Алыми парусами романтики.

В чем особенность выставок к знаменательным и памятным датам?

Цель выставки, оформляемой к знаменательной или памятной дате – представить информацию о каком-то событии, празднике, его истории и традициях, дать советы и рекомендации по его проведению.

Традиционно в библиотеке оформляются выставки к «красным» дням календаря:

1.                  к Новому году («Весело, весело встретим Новый год», «Новогодняя мозаика», «Новогодний калейдоскоп»;

2.                  ко дню Защитника Отечества («Есть такая профессия – Родину защищать», «На страже Отчизны», «Наша армия родная»);

3.                  к празднику 8 Марта («Милая моя», «За что они нас любят, «дамская мозаика»);

4.                  ко дню Победы («Поклонимся великим тем годам», «Этот день мы приближали, как могли»).

В последние годы в библиотеках оформляются выставки, посвященные христианским праздника – Рождеству («Свет Вифлеемской звезды»), Пасхе («Праздник всех праздников»), Троице («Праздник русской березки») и праздникам народного календаря, например, Кузьминкам («Первый зимний праздник») и др. Большой популярностью у читателей пользуются выставки ко дню Святого Валентина («Праздник всех влюбленных», «С любимыми не расставайтесь!»), к Татьяниному дню («Она звалась Татьяной», «Таня, Танечка, Танюша»). Интересные выставки можно оформить ко дню Матери («За что «спасибо» маме говорят»), ко дню пожилого человека («Бабушка рядышком с дедушкой»).

Что представляет собой жанровая выставка?

Цель - привлечь внимание читателей к книгам определенного жанра, заинтересовать, побудить к чтению. Как это сделать? Один из вариантов – представить на выставке не только произведения определенного жанра, но и материал о возникновении этого жанра, его основателях, интересные и малоизвестные факты из его истории. Первыми помощниками  школьного библиотекаря в подготовке такой выставки будут «Энциклопедический словарь юного литературоведа», «Словарь литературоведческих терминов» и популярная литература из раздела «Занимательное литературоведение».

Например, можно оформить выставку, посвященную детективному жанру. Назвать ее –«Мой нежно любимый детектив». Цель выставки — познакомить читателей с историей и различными направлениям детективного жанра, лучшими произведениями, написанными в этом жанре.

Разделами такой выставки могут стать названия разных видов детективной литературы: «Классический», «Психологический», «Ироничный», «Остросюжетный», «Детский».

Как правильно оформить выставку в помощь изучению учебных программ?

Выставки по школьным программам – самые распространенные в школьных библиотеках. К сожалению, они же – самые скучные и неинтересные. А ведь их цель расширить рамки школьного предмета, рассказать о многом удивительном и интересном, о чем ребенку не удалось узнать на уроке, и тем самым заинтересовать, увлечь предметом. Как же достичь этого? Начнем с заголовка. Взгляд читателя скользит, не останавливаясь, по давно надоевшим названиям – «За страницами школьных учебников», «В стране интересных уроков». А давайте попробуем назвать выставку «Удивительные приключения в стране Математика» или «Путешествие в Средневековье». Но красивому названию должно соответствовать содержание и оформление выставки. Например, название выставки «Путешествие в Средневековье» можно написать шрифтом, стилизованным под готический, а рядом с выставкой поместить макет средневекового замка и нарисованную на картоне фигуру рыцаря. Рядом с рыцарем можно поставить небольшой сундучок. В него вложить карточки с вопросами, ответы на которые ребята найдут в книгах, представленных на выставке. На щите рыцаря написать обращение к читателям с предложением ответить на вопросы, а листочки с ответами накалывать на копье рыцаря.

Для того, чтобы тема выставки соответствовала изучаемому разделу школьной программы, чтобы она была востребована в дни предметных олимпиад, недель, необходимо сотрудничество библиотекаря с учителями-предметниками. Выставка, оформленная в библиотеке, беседы и обзоры книг с выставки могут войти в программу предметной школьной недели, а победители конкурсов и викторин и самые активные читатели будут награждены при подведении итогов недели. Такая работа способствует востребованности и результативности библиотечной выставки.

Надпись: Нетрадиционные виды книжных выставок

 

Пытаясь удовлетворить возрастающие потребности читателей на библиотечные услуги, учитывая разнообразие их интересов, библиотекари пришли к тому, что у традиционных видов выставок стали появляться нетрадиционные формы.

Персональная или тематическая выставка, дополненная дискуссией, становится гораздо интереснее и уже приобретает форму выставки-дискуссии.

Цель книжной выставки-дискуссии – вызвать у читателей желание поспорить подискутировать, высказать своё мнение по какому-то вопросу. Для этого необходимо представить на выставке литературу, освещающую выбранную проблему с разных точек зрения.

Возьмём историческую тематику. Всем известно, что никакое явление нельзя оценивать однозначно, тем более деятельность большинства политических и исторических личностей.

Пример: «Николай II: кто он?»

Разделы:

1.                  Великий самодержец?

2.                  Кровавый убийца?

3.                  Невинная жертва обстоятельств

Обращение к читателям может послужить цитатой:

«Личность последнего русского императора до сих пор будоражит умы и вызывает споры. А какой точки зрения придерживаетесь вы?»

Крайне полезна для детей будет организация выставок-словарей. Их цель – объяснять значение терминов и понятий, представлять дополнительную информацию о них. Термины могут быть какие угодно – экономические, политические, литературоведческие…

Названиями разделов служат понятия, цитаты – определения понятий из толкового словаря. Рядом книги.

Пример: Выставка-словарь «Из копилки деда Литературоведа».

Цель – объяснить значение некоторых литературоведческих терминов, познакомить с интересным материалом.

Разделы:

1.                  ПРОТОТИП- реальное лицо, подсказавшее автору образ главного героя.

2.                  ПСЕВДОНИМ – выдуманное имя или знак, которым автор подписывает своё произведение.

3.                  ПАРОДИЯ – комический образ художественного произведения, стиля, жанра.

4.                  ПЛАГИАТ – литературное воровство, публикация чужого произведения или его части под своим именем.

Задание – опрос: Вспомнить непонятные слова, значение которых хотелось бы узнать. По итогам года, выбрав лучшего читателя, можно оформить выставку одного формуляра при активном участии самого же читателя. На ней можно представить увеличенную копию читательского формуляра, прочитанные книги, журналы. Подобрать цитаты к разделам мог бы сам читатель. А на презентации выставки он же мог бы рассказать и о наиболее понравившихся книгах, о роли библиотеки в своей жизни. Можно оформить и такие выставки как:

Ø    Выставка - отзыв «Семейное чтение для сердца и разума»,

Ø    Выставка - стихотворение «На заповедных Дятловых горах»,

Ø    Выставка - итог «Читаем вместе»,

Ø    Выставка - цитата «Чтение это жизнь, наполненная смыслом»,

Ø    Выставка - карта «Тайна книжной вселенной»,

Ø    Выставка-иллюстрация « Имя А.М.Горького объединило всех»,

Ø    Выставка юбилейных материалов « Творчество. Книга. Дети».

Ø    Выставка-путешествие «Сохраним природу вместе»;

Ø    Выставка-экскурсия «В стране интересных книг»;

Ø    Выставка-вернисаж « Азбука русской живописи» о жанрах в живописи;

Ø    Выставка – инсталляция (установка, монтаж) «Помогите найти Я».

Ø    Выставка-театр

Ø    Выставка-викторина

Ø    Выставка-урок

 

Портфолио читателя: - ФИО; - школа, класс; - фото читателя; - автобиография; - читательский интерес; - увлечения; - литературное досье (формуляр читателя); - анкета; - высказывания о роли книги и библиотеки в его жизни; - отзыв о прочитанных книгах; - творческая работа (сочинения, стихотворения и т.д.); - советы другим читателям. Выставка - интервью.                Выставка – кроссворд. Кроссворд – излюбленное интеллектуальное развлечение. Разгадывание его – это не только прекрасный способ проверить свою эрудицию, но и повод существенно пополнить ее. Смотрите! Думайте! Читайте! Обращение к читателю! Юный друг! Перед тобой книжная выставка - кроссворд о птицах знакомых и незнакомых – наших далеких и близких соседях по планете. Кто они? Какие они, эти наши сосди? Как они уживаются с нами.

 

Все виды выставок просто невозможно перечислить. Более подробно стоит остановиться на выставках с использованием мультимедийных технологий.

Электронные выставки (виртуальные) – синтез традиционного книжного и новейшего электронного способов представления информации. Уже существуют различные виды таких выставок. Основа их всё та же - совокупность библиографических описаний, иллюстративный материал. Электронные выставки могут быть представлены в виде каталога, иметь гиперссылки со списками литературы по разделам, насыщены викторинами, конкурсами, играми и т.д. Какие дополнительные возможности предоставляет виртуальная выставка библиотекарям и читателям?

Во-первых, использование информационных технологий. Само «участие» компьютера в беседе, присутствие героев книг на экране монитора, анимация, - всё это приводит не только детей, но иногда и взрослых просто в восторг!

Во-вторых, выставка рассчитана на разную аудиторию. И один человек и большая группа читателей могут познакомиться самостоятельно с книгами, или на мероприятии с библиотекарем. А если её представить в Интернете – познакомиться сможет каждый желающий.

Для презентации может быть представлено большое количество книг.
Восприятие через компьютер служит своеобразной приманкой для читателей, особенно детей. Яркие, красочные, с мультипликацией, с использованием игровых моментов, переключающие внимание детей с анимационных заставок на статичную страничку – всё это делает виртуальную выставку живой и динамичной.

Процесс создания электронной книжной выставки требует высокой профессиональной подготовки библиотекарей, (автоматизации), серьёзной материально-технической базы самой библиотеки, да можно упомянуть и о повышении информационной грамотности самих пользователей – детей.

Сегодня дети и подростки ищут информацию и тексты книг в интернете на своих ноутбуках, планшетах, iPad-ах или iPhone-ах. Они работают на этих гаджетах как в школах и библиотеках, так и в любом другом месте. Библиотекари, разрабатывая виртуальные книжные выставки для них, берут на себя особую ответственность за привлекательность рекомендуемых книг, ведь пустующие школьные библиотеки должны компенсироваться "виртуальными библиотеками", наполненными читателями и посетителями. Именно поэтому виртуальные книжные выставки такого рода - по сути, презентация изданий для детей, которые раскрывают их содержание, а также доступ к материалам библиографического, фактографического, энциклопедического характера, существующим в электронном виде и доступным через Интернет, должны быть представлены в каком-то интересном, возможно, необычном, виде. В каком?

Задачи, которые выполняет виртуальная книжная выставка

Ø    Популяризирует книжный фонд школьной библиотеки

Ø    Предлагает заинтересоваться темой

Ø    Представляет информацию об определенных изданиях, о проводимых в библиотеке мероприятиях

Ø    Дает возможность обратиться к другим ресурсам Интернет по определенной теме: (в текстовом режиме предоставить дополнительную информацию о документе, в какой библиотеке взять, где купить, есть возможность получения электронной копии и т.д.).

Структура виртуальной выставки, как и обычной, должна состоять из разделов, сопровождаться цитатами, вступительными статьями, иллюстративным материалом и т.п.

Выставка должна быть удобна для восприятия пользователем в веб-пространстве, и может содержать следующие разновидности информации:

Данные об изданиях

Ø    визуальные (изображение обложи, оцифрованные части книги: предисловие, вступление и т.п.)

Ø    библиографические данные (библиографическая запись + шифры фонда библиотеки, представляющей выставку)

Ø    аналитическую информацию (аннотации, рефераты к изданиям, рецензии, отзывы читателей и т.п.)

Ø    оцифрованные части книги (главы, наиболее интересные выдержки и прочее)

Ø    ссылки на полные тексты книги, если они доступны в библиотеке или в сети Интернет

Дополнительные материалы по теме выставки, существующие в сети

Ø    ссылки на Интернет-ресурсы (биографии, критические статьи, рецензии, отзывы, тематические сайты)

Ø    сведения о наличии книг в других библиотеках, Интернет-магазинах и пр.

Ø    изображения: портреты, иллюстрации, фотографии тематического характера

Дополнительная информация, представленная создателями выставки, и сведения о дополнительном сервисе

Ø    биографические, библиографические, энциклопедические сведения по теме выставки (биографии авторов и других персон, библиографические списки, исторические сведения и пр.)

Ø    указание о возможности заказать электронную копию

Ø    указание о возможности заказать книгу по МБА.

I. Разработка модели электронной книжной выставки:

Ø    Выберите тему вашей электронной выставки.

Ø    Проанализируйте, какой материал будет вам необходим для организации выставки.

Ø    Подберите необходимые вам книги и иллюстрации.

Ø    Составьте схему выставки.

II. Техническая подготовка проекта.

Ø    Проведите сканирование иллюстраций, подготовьте текстовые материалы.

Ø    Создайте на диске отдельную папку, в которой будут храниться ваши предварительные материалы.

III. Оформление работ в формате Power Point.

Ø    Создайте 6-10 слайдов презентации самостоятельно или используя шаблоны.

Ø    Проиллюстрируйте слайды, используя подготовленные материалы, а также эффекты анимации.

Ø    Проведите предварительный просмотр выставки.

Ø    Исправьте замеченные вами недостатки.

Ø    Подготовьте электронную выставку  к показу.

На материале любой выставки можно разработать её электронный вариант. Таким образом, выставка приобретёт форму компьютерной презентации.

Выставки – кроссворды, викторины, вопросы, игры, советы являются диалоговыми выставками и предполагают обратную связь с читателями.

Пример электронной (виртуальной) выставки: (приложение №1)

Методические рекомендации по составлению паспорта выставки

Учет выдачи литературы с выставки может осуществляться путем обозначения количества выданных с  выставки книг в Дневнике учета работы библиотеки (и/или Паспорте книжной выставки).

Паспорт книжной выставки представляет собой документ, утвержденный  управленческим органом образовательного учреждения, правомочным принимать локальные нормативные акты.

В Паспорте книжной выставки учет ведется по следующим параметрам:

 

Страница

Содержание

1 страница

 Полное название общеобразовательного  учреждения

ТЕМА ВЫСТАВКИ

с. Леонидово 20__г.

2 страница

Читательское назначение:

Целевое назначение:

      Сроки экспонирования:

 

       Заглавие:

       Цитаты:

       Разделы:

       Список литературы и иллюстраций:

       Оценка эффективности:

       Библиографическое обеспечение:

       Средства  рекламы выставки:

       Сопутствующие мероприятия:

3 страница

Допускается приложение в виде фотографий выставки.

 

Пример паспорта выставки: (приложение №2)

Заключение

Исследования содержательных и технологических аспектов организации выставок в  школьный библиотеке позволяют говорить о том, что инновационные процессы серьёзно затронули этот вид библиотечной деятельности, хотели мы того или нет, более того, организация выставок на данном этапе приобретает некоторые черты проектной деятельности:

Ø    решение какой-либо проблемы;

Ø    получение конкретного результата;

Ø    презентация созданного продукта.

Время не стоит на месте, настойчиво диктует необходимость перемен. Мы и сами видим, в жизнь активно внедряются проектные технологии. Следовательно,  школьная библиотека, работая в проектной технологии по выставочной деятельности, решает уже целый спектр задач:

1.                  Раскрывает фонд;

2.                  Рекламирует лучшие книги и попутно свою продукцию;

3.                  Интегрирует функциональные обязанности;

4.                  Расширяет пространство культуры, образования, информации;

5.                  Предоставляет образовательные услуги;

6.                  Создаёт привлекательный имидж библиотеки в педагогическом и библиотечном сообществе.

Таким образом, мы плавно подошли к пониманию того, что сегодня выставочная деятельность включает в себя не просто оформление выставки, а её проектирование, организацию, создание, то есть – это творческий трудоёмкий процесс. Сегодня выставочная деятельность рассматривается как образовательный проект, в котором участники получают информационные, коммуникативные знания, обучаются проектной технологии, выстраивают социальное партнёрство и приобретают навыки культуры чтения и направлена на:

Ø    привлечение читателей;

Ø    активизацию творческой и познавательной деятельности;

Ø    продвижение современной литературы и современных авторов в
круг чтения подростков;

Ø    формирование информационной культуры учащихся;

Ø    развитие навыков управления коллективной и индивидуальной
деятельностью;

Ø    непрерывное образование библиотечных кадров.

Различные формы выставок не только привлекают внимание, но и активизируют познавательную деятельность читателей, способствуют повышению уровня восприятия, вызывая всплеск эмоций. Возможности таких выставок огромны для развития творческих способностей наших читателей. Работа над выставками с инновационными моментами интересной становится и для самих библиотекарей.

В заключение можно сказать, что на сегодняшний день библиотечная книжная выставка представляет собой авторский образовательный проект, включающий как сотрудников, так и пользователей в непрерывный процесс образования. Это сочетание разнообразных форм и методов работы, компьютерные технологии, высокие технические возможности, позволяют традиционную выставочную деятельность наполнить новым содержанием, но главным её элементом по-прежнему продолжает оставаться книга, а главной целью – пропаганда книги и чтения.

Составитель: Клепикова Е.В. школьный библиотекарь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Приложение №1)

Русская доблесть и слава: виртуальная книжная выставка

РАЗДЕЛ 1. ГДЕ БОЙ КИПИТ, ГДЕ РУССКИЙ ШТЫК БУШУЕТ

РАЗДЕЛ 1

Братцы! Грудью послужите,
Гряньте бодро на врага.
И вселенной докажите,
Сколько Русь вам дорога
!

Н.Астафьев

 

Когинов Ю.И. Бог рати он

 

 

 

 

1.    Когинов Ю.И. Багратион : историч. роман / Ю.И.Когинов. - М :  Астрель : АСТ, 2004. – 525 с. - (Золотая б-ка исторического романа).
Роман современного писателя-историка Юрия Когинова посвящен Петру Ивановичу Багратиону — князь, генерал, любимец и правая рука Суворова, друг Кутузова, был «орлом» русской армии — так называли его солдаты. Свою славу храбреца Багратион пронес от стен Очакова через горы Италии и Швейцарии до Бородинского поля, где французская граната поставила точку в его героической биографии.

Балязин В.Н. Верность и терпение

2.    Балязин В.Н. Верность и терпение : историч. роман / В.Н.Балязин. – М. : Астрель : АСТ, 2004. – 540 с. - (Золотая б-ка исторического романа).
Выходец из старинного шотландского рода, Михаил Богданович Барклай-де-Толли прошел боевой путь от вахмистра карабинерского полка до главнокомандующего армией. Он принимал участие во многих войнах: с Турцией в 1787-1791 гг., со Швецией в 1788-1790 и 1808-1809 гг. и, наконец, с наполеоновской Францией в 1806-1807 и 1812-1815 гг. О жизни одного из самых прославленных российских полководцев  рассказывает роман известного писателя-историка.

Шефов Н.А. Самые знаменитые войны и битвы России

 

 

3.    Шефов Н.А. Самые знаменитые войны и битвы России / Н.А.Шефов. — М. : Вече, 2002. — 528 с. - (Самые знаменитые).
Серия «Самые знаменитые» призвана воссоздать наиболее выдающиеся события и достижения культуры в истории России, а также представить портреты самых известных россиян — от полководцев и путешественников до изобретателей и эмигрантов. Настоящая книга посвящена ратной истории России. В ней увлекательно и всесторонне описываются основные войны и битвы, которые на протяжении тысячелетия «гремели» на просторах государства Российского — от Аскольда и Дира до Сталина и Брежнева.

Соколов Б.В. 100 великих войн

 

4.    Соколов Б.В. 100 великих войн / Б.В.Соколов. — М. : Вече, 2009. — 432 с. - (100 великих).
Величие подвига и напряжение народного духа с древних времен сопутствовали войне. За последние три-четыре тысячи лет едва ли не все народы прошли через такие испытания. А потому история войн — это и история цивилизации: от битвы за Трою и взятия Карфагена до войны с Наполеоном и Второй мировой. Слава и бесчестие целых стран и народов, триумфы и поражения армий, доблесть полководцев и тяготы военного быта, — сюжеты этой книги вечны, как сам наш суровый мир.

Лубченков Ю.Н. Война 1812 года

5.    Лубченков Ю.Н. Война 1812 года : для мл. и сред. шк. возраста / Ю.Н. Лубченков ; худож. А.Чаузов. – М. : Белый город, 2004. – 48 с. : ил. – (История России).
Увлекательные рассказы о самоотверженной борьбе русских людей с армией Наполеона, о знаменитых полководцах и забытых героях.

Герои 1812 года

6.    Герои 1812 года : сборник / сост. В. Левченко. — М. : Мол. гвардия, 1987. — 608 с. : ил., 23 л. ил.- (Жизнь замечат. людей : Сер. биогр. ; Вып. 11 (680)).
В сборнике рассказывается о жизни и деятельности замечательных героев Отечественной войны 1812 года: Барклае-де-Толли, Платове, братьях Тучковых, Курине и других.

            Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре

 

 

7.    Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре : быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века) / Ю.М.Лотман. — 2-е изд., доп. — СПб. : Искусство-СПБ, 1999. — 415 с., 5 л. ил.
Автор — выдающийся теоретик и историк культуры, основатель тартуско-московской семиотической школы. Его читательская аудитория огромна — от специалистов, которым адресованы труды по типологии культуры, до школьников, взявших в руки «Комментарий к «Евгению Онегину». Книга создана на основе цикла телевизионных лекций, рассказывающих о культуре русского дворянства. Минувшая эпоха представлена через реалии повседневной жизни, блестяще воссозданные в главах «Дуэль», «Карточная игра», «Бал» и др. Книга населена героями русской литературы и историческими лицами — среди них Петр I, Суворов, Александр I, декабристы. Фактическая новизна и широкий круг литературных ассоциаций, фундаментальность и живость изложения делают ее ценнейшим изданием, в котором любой читатель найдет интересное и полезное для себя.
Для учащихся книга станет необходимым дополнением к курсу русской истории и литературы.

Михайлов О. Н. Славный год войны народной

8.    Михайлов О. Н. Славный год войны народной : повесть / О.Н.Михайлов ; худож. О.Пархаев.—M. : Дет. лит., 1990.— 191 с. : ил.
Повесть о наиболее ярких и героических страницах Отечественной войны 1812 года.

Артемов В. В. Русские полководцы

9.    Артемов В. В. Русские полководцы / В.В.Артемов. - М. : ООО «Изд-во «РОСМЭН-ПРЕСС», 2002. — 351 с. — (Великие русские).
Слава русского оружия и военных побед — важная страница истории Отечества, забывать которую мы не вправе. Очерки, посвященные великим русским полководцам и военачальникам - Святославу, Румянцеву, Суворову, Кутузову, Скобелеву, Жукову и др., рассказывают о ярких моментах нашей военной истории, о роли этих людей в военных кампаниях и жизни России.

Куранов Ю. Н. Дело генерала Раевского

10.    Куранов Ю. Н. Дело генерала Раевского : из истории войны 1812 года : роман / Ю.Н.Куранов ; оформл. В.И.Харламова.—М. : АРМАДА, 1997.—469 с. - (Россия. История в романах).
Роман известного поэта и писателя Юрия Куранова рассказывает о герое Отечественной войны 1812 года генерале Николае Николаевиче Раевском.

Лубченков Ю.Н. Русские полководцы

11.    Лубченков Ю.Н. Русские полководцы / Ю.Н. Лубченков ; худож. О.Пархаев. М. : Белый город, 2005. - 48 с. : ил. – (История России).
Книга расскажет о славных деяниях великих русских полководцев — от князя Святослава до маршала Георгия Жукова, защищавших Отечество на полях сражений. Их имена навечно вписаны в историю России.

Любецкий С. М. Русь и русские в 1812 году

 

12.    Любецкий С. М. Русь и русские в 1812 году : книга для чтения всех возрастов / С.М.Любецкий.— М. : Современник, 1994. — 303 с. : ил. - (История России в рассказах для детей).
Книга С.М.Любецкого увидела свет в 1869 году. Обращенная к сыновьям и внукам героев 1812 года, она была не столько историческим очерком событий великой и грозной эпохи, сколько живым, искренним и горячим рассказом очевидца, сердцем пережившего время тяжких испытаний и небывалого единения россиян.
Приложения, дополняющие книгу С.М.Любецкого, содержат интересные факты, касающиеся личности и политики Александра I и Наполеона I Бонапарта. Множество иллюстраций, помещенных в книге, зримо представляют реалии незабываемой эпохи. Книга рассчитана на читателя всех возрастов.

Сироткин В.Г. Отечественная война 1812 года

13.    Сироткин В.Г. Отечественная война 1812 года : кн. для учащихся ст. классов сред. шк. / В.Г.Сироткин. - М.: Просвещение, 1988. - 255с.: ил.
В книге в популярной форме рассказывается о героической странице в истории нашей Родины — Отечественной войне 1812 года. С учетом последних достижений науки дается предыстория войны, ход военных действий, показан народный характер войны, даны портреты прославленных героев 1812 года.

Сурмина, И.О.Самые знаменитые герои России

 

14.    Сурмина, И.О. Самые знаменитые герои России / И. Сурмина. - М. : Вече, 2003. - 432 с. : ил. - (Самые знаменитые).
За многовековую историю Российского государства, защищая свое Отечество, проявили бесстрашие тысячи и тысячи героев. Рассказать даже о небольшой части из них невозможно, тем более, что у каждого будет свой субъективный взгляд на героев. Автор данной книги стремилась представить в первую очередь тех, кто являлись героями в представлении своих современников, ибо с течением времени менялись и оценки, и взгляды на деяния многих русских воинов. Читатель узнает много интересного о судьбах людей, о которых и по сей день можно сказать словами Даля: «витязь, храбрый воин, доблестный воитель, богатырь, чудо-воин, доблестный сподвижник…» Книга охватывает исторический период с X по середину XX века.

 

РАЗДЕЛ 2. ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ БОРОДИНА

РАЗДЕЛ 2. ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ БОРОДИНА

Сей день пребудет
вечным памятником
мужества и отличной
храбрости российских
воинов
.

М.И.Кутузов

 

100 великих битв

 

 

1.    100 великих битв / руков. авт. коллектива и науч. ред. А.Н.Мячин. — М. : Вече, 2002. - 640 с. - (100 великих).
Эта книга открывает новую оригинальную серию издательства "Вече", посвященную самым величественным эпизодам мировой истории, культуры и выдающимся личностям всех времен и народов.
Сражения и битвы мировой истории всегда вызывали интерес любознательного читателя. До настоящего времени в нашей стране не существовало издания, в котором излагались бы самые известные битвы (сражения) истории человечества. Книга "100 великих битв" в известной мере восполняет этот пробел, не претендуя на всю полноту освещения истории военных сражений.

Шефов Н.А. Битвы России

2.    Шефов Н.А. Битвы России / Н.А.Шефов. — М. : ООО «Изд-во ACT», 2004. — 704 с. : ил. — (Военно-историческая библиотека).
От князя Игоря до маршала Жукова. От А — Августовской операции в Первой мировой войне до Я — Ясско-Кишиневской операции в войне Великой Отечественной.
Перед вами уникальная энциклопедия, в которой впервые предпринята попытка систематизации всех основных битв и военных операций, где участвовали воины Руси, России и СССР. Всего представлено свыше 700 статей, расположенных в алфавитном порядке. Энциклопедия содержит подробные приложения и снабжена картами важнейших битв и операций.
Книга будет интересна как широкому кругу читателей, так и специалистам.

Герои русской истории

3.    Герои русской истории : для сред. шк. возраста / ред. Л. Жукова ; худож. А.Чаузов, О.Пархаев, О. Корчагина. – М. : Белый город, 2006. – 431 с. : ил.
Книга рассказывает о великих людях России: князьях, царях, святых, полководцах, первооткрывателях, писателях, художниках, композиторах, ученых – более 250 имен, прославивших нашу страну.

Балязин В. Н. 1000 занимательных сюжетов из русской истории

 

 4.  Балязин В. Н. 1000 занимательных сюжетов из русской истории : справочное изд. / В.Н. Балязин. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 320 с. : ил.
Долгое время, обучая истории, учителя более всего обращали внимание учеников на «развитие производительных сил и соответствующих их уровню производственных отношений». История людей оставалась на втором плане, чаще всего привлекаясь на первый план в случаях «обострения классовой борьбы».
В этой книге действующими лицами являются цари и полководцы, святые и мыслители, писатели и актеры, солдаты и крестьяне, казаки и купцы — все те, кто соборно и артельно по мере своего разумения и сил строил и оберегал наше Отечество и более, чем о собственной жизни, радел о благополучии и славе России.
1000 маленьких рассказов, легенд, крылатых слов и прочей занятной и поучительной всякой всячины — именно так определял содержание своей книги автор.

Ермильченко Н.В. История Москвы

5.    Ермильченко Н.В. История Москвы : для сред. шк. возраста / Н.В. Ермильченко. – М. : Белый город, 2004. – 48 с. : ил. – (История России).
Увлекательная история о становлении столицы России с древнейших времен до наших дней.

 

Калинов В.И. Русские победы

6.    Калинов В.И. Русские победы / В.И. Калинов ; ил. О. Пархаева, В. Михайлова. – М. : Белый город», 2002. – 48 с. : ил. – (История России).
Книга рассказывает об истории русской армии со времен Вещего Олега до военных побед XX века.

Сергиенко К.К. Бородинское пробуждение

7.    Сергиенко К.К. Бородинское пробуждение : повесть / К.К. Сергиенко ; худож. Л. Дурасов. – М. : Дет. лит., 1990. – 208с.
Книга о решающих днях Отечественной войны 1812 года, о Москве в канун французского нашествия, о Бородинской битве.

     Бородинская битва : русская доблесть и слава

 

8.    Бородинская битва : русская доблесть и слава / авт.-сост. В.Феклушин // Детская энциклопедия АиФ. – 2010. - № 8. – С. 1-56.
Скоро мы будем отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. Это было великое испытание для нашего народа и одна из самых славных страниц российской истории. Русская армия, во главе с великим полководцем Михаилом Илларионовичем Кутузовым, народ России, охваченный единым патриотическим чувством, отстояли честь и независимость своей страны, уничтожили считавшуюся непобедимой армию Наполеона.
Одна из самых ожесточённых битв Отечественной войны 1812 года произошла на Бородинском поле 26 августа (по новому стилю - 7 сентября) в 120 километрах от Москвы. По словам М.И. Кутузова, «неприятель в превосходных силах не смог сломить дух русского солдата с бодростью жертвовавшего жизнью за Отечество». Император Наполеон признался, что в этой битве, которая продолжалась пятнадцать часов, его войска «выказали наиболее доблести и одержали наименьший успех». Великий русский писатель Лев Толстой считал, что при Бородине вражескому нашествию была нанесена смертельная рана. Вовремя не получив подкрепления, Кутузов решился сдать Москву неприятелю, но Наполеон не встретил мира в древней русской столице: на борьбу с захватчиками поднялся весь народ. Через месяц неприятель был вынужден оставить город. Так началось отступление наполеоновских войск из России, завершившееся его полным изгнанием. «Война окончена за полным истреблением неприятеля», - писал фельдмаршал Кутузов.
Об этих славных событиях расскажет очередной выпуск журнала «Детская энциклопедия».

Брагин М.Г. В грозную пору. 1812 год

9.    Брагин М.Г. В грозную пору. 1812 год / М.Г. Брагин ; худож. В. Перцов. – М. : Малыш, 1984. – 127 с. : ил.
Это было в 1812 году. На Россию шла войной французская армия под командованием императора Франции Наполеона Бонапарта. На пути Наполеона к мировому господству лежала стояла огромная страна – Россия…

Ганин Е. 1812 год

 

10.     Ганин Е. 1812 год // Детская энциклопедия АиФ. – 2008. - № 5. – С. 1-70.
Отечественной война 1812 года была великим испытанием для нашего народа и одной из самых славных страниц российской истории. Русская армия во главе с великим полководцем Михаилом Илларионовичем Кутузовым, народ России, охваченный единым патриотическим чувством, отстояли честь и независимость своей страны, уничтожили считавшуюся непобедимой армию Наполеона. Эта война первой в нашей истории получила официальное название Отечественной.
Почему память об этой, такой далекой по времени от нас, баталии так важна? В первую очередь потому, что это была не просто война двух государств, двух армий. Против перешедшей границы Великой армии поднялся в тот памятный год весь народ. Профессиональные военные сражались на Бородинском поле, под стенами Смоленска и Малоярославца, многие москвичи, а также крестьяне стали ополченцами, партизанами, громившими вместе с военными французские тылы. Очень скоро против Наполеона воевала вся страна – «просто война» превратилась в войну Отечественную.
Память об Отечественной войне 1812 года осталась не только в учебниках истории. Посмотрите на карту Москвы: память о тех славных годах, о героях былых сражений – в названиях площадей и улиц; в памятниках, монументах и мемориальных досках…

Лермонтов М.Ю. Бородино

11.    Лермонтов М.Ю. Бородино. – Любое издание.
«- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?»
Этим строкам уже более полутора веков. Событиям, которые в них описаны – два века. Но читаешь стихотворение – и кажется, что Бородинское сражение произошло только вчера….

 

 

 

РАЗДЕЛ 3. ДВА ВОИНА, ДВА ВЕЛИКАНА

РАЗДЕЛ 3. ДВА ВОИНА, ДВА ВЕЛИКАНА

 

 

 

Бонапарт… не подумал,
что двум нациям,
равно храбрым и могущественным,

в сущности, не о чем спорить
и они должны не истреблять,
а взаимно уважать друг друга
.

М.И. Кутузов

Шишов А.В. 100 великих военачальников

1.    Шишов А.В. 100 великих военачальников / А.В. Шишов. - М. : Вече, 2004. - 608 с. : ил. – (Сто великих).
Автор книги «100 великих военачальников» — профессиональный военный историк. За критерий оценки величия каждое полководческой личности он взял, прежде всего, одержанные победы, и насколько эти победы определили исход тех или иных войн. Наполеон и Жуков, Цезарь и Суворов; Ганнибал и Тимур, Аврелиан и Вашингтон жили в совершенно разные эпохи и в разных условиях, но их личный вклад в военное искусство несомненен...

Жилин П.А. Фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов

2.    Жилин П.А. Фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов : жизнь и полководческая деятельность / П.А. Жилин. - 3-е изд., доп. - М. : Воениздат, 1988. — 368 с. : 10 л. ил.
Фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов - великий русский полководец и выдающийся военный теоретик. Таким его и показывает в своей монографии член-корреспондент Академии наук CCCP генерал-лейтенант П.А. Жилин, отдавший много лет кропотливому исследованию жизни и полководческой деятельности М. И. Кутузова.
Книга рассчитана на массового читателя.

Тарле Е.В. Нашествие Наполеона на Россию

 

3.    Тарле Е.В. Нашествие Наполеона на Россию. 1812 год / Е.В .Тарле. - М. : Воениздат, 1992. - 304 с. : ил.
Академик Е.В. Тарле — автор многих книг по русской военной истории, монографий о Кутузове, Наполеоне, Нахимове, Ушакове. Наибольшей известностью пользуется его военно-исторический очерк о нашествии Наполеона на Россию в 1812 г. В нем автор нарисовал широкую панораму боевых действий, воссоздал образы русских полководцев и военачальников, руководителей партизанского движения и героев войны 1812 г. Книга содержит богатейший фактический материал, оригинальные авторские размышления и выводы. Впервые издавалась в 1938 г., была переведена на многие языки. Печатается по изданию 1943 г., рассчитана на широкий круг читателей.

Михайлов О. Н. Кутузов

4.    Михайлов О. Н. Кутузов : историч. роман / О.Н. Михайлов. - М. : «Астрель» : ACT, 2004, - 571, [5] с. - (Золотая б-ка исторического романа).
Исторический роман известного современного писателя Олега Михайлова рассказывает о герое войны 1812 года фельдмаршале Михаиле Илларионовиче Кутузове (1745-1813).

Раковский Л. Кутузов

5.    Раковский Л. Кутузов : роман / Л. Раковский.— Л. : Лениздат, 1986.—655 с.
Роман о великом русском полководце и выдающемся дипломатическом деятеле. В работе над книгой использованы многочисленные исторические документы и мемуары участников Отечественной войны 1812 года.

Шишов А.В. 100 великих героев

 

 

6. Шишов А.В. 100 великих героев / А.В. Шишов. - М. : Вече, 2007. - 480 с. -(Сто великих).
Книга военного историка и писателя А.В. Шишова посвящена великим героям разных стран и эпох. Хронологические рамки этой популярной энциклопедии — от государств Древнего Востока и античности до начала XX века. (Героям ушедшего столетия можно посвятить отдельный том, и даже не один).
Слово «герой» пришло в наше миропонимание из Древней Греции. Первоначально эллины называли героями легендарных вождей, обитавших на вершине горы Олимп. Позднее этим словом стали называть прославленных в битвах, походах и войнах военачальников и рядовых воинов. Безусловно, всех героев роднит беспримерная доблесть, великая самоотверженность во имя высокой цели, исключительная смелость. Только это позволяет под символом «героизма» поставить воедино Илью Муромца и Александра Македонского, Атиллу и Милоша Обилича, Александра Невского и Жана Ланна, Лакшми-Баи и Христиана Девета, Яна Жижку и Спартака...

 

 

 

Ришелье ; Оливер Кромвель ; Наполеон I ; Князь Бисмарк

 

 

 

 

7.    Ришелье ; Оливер Кромвель ; Наполеон I ; Князь Бисмарк : биогр. очерки / послесл. Н. Попова ; оформл. худож. Е.Г. Клодта. — М. : Республика, 1994. — 320 с. : ил. - (Б-ка Флорентия Павленкова. Биографическая серия). – Содерж. : Ришелье / В.Л. Ранцов. Оливер Кромвель / Е.А. Соловьев. Наполеон I / А.С. Трачевский. Князь Бисмарк / Р.И.Сементковский.
В сборник вошли биографические очерки о ярких личностях — Ришелье, Оливере Кромвеле, Наполеоне I, Бисмарке. Они жили в разное время, в разных странах и олицетворяли различные политические направления. Объединяет же этих государственных деятелей то, что каждый из них оставил заметный след в мировой истории. Впервые очерки были опубликованы в конце прошлого века в Петербурге крупнейшим русским издателем популярной литературы Ф. Ф. Павленковым (1839—1900) в задуманной и осуществленной им уникальной библиотеке "Жизнь замечательных людей", предшественнице современной "ЖЗЛ". Конечно, на предлагаемой авторами трактовке фактов и событий лежит печать того времени, но читателя привлечет прежде всего богатый познавательный материал, содержащийся' в очерках.
Издание иллюстрировано. Тексты очерков подверглись небольшой правке в соответствии с современными нормами русского языка.
Для широкого круга читателей.

Моруа А. Наполеон / А.Моруа. Жизнь Наполеона / Стендаль

8.    Моруа А. Наполеон / А. Моруа. Жизнь Наполеона / Стендаль // Всемирная роман-газета. – 1999. - № 1-2. – С. 1-80.
Великие судьбы непредсказуемы. Кто угадал бы в 1769 году, что только явившийся на свет корсиканский мальчик воздвигнет во Франции империю и будет раздавать своим братьям троны Европы? Кто мог бы предвидеть в 1794 году, что юный лейтенант, недавно почувствовавший себя французом, станет в 1800 году повелителем этой страны? Кто осмелился бы в 1810 году утверждать, что через пять лет эта сверкающая звезда угаснет? Кто мог бы вообразить в 1815 году, что шесть лет ссылки послужат пьедесталом для самой грандиозной посмертной славы девятнадцатого века? И кто мог тогда подумать, что этот человек, который в течение двадцати лет водил французов в сражения, сначала к победам, а потом и к поражению, останется им дорог.

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 4. КАЗАКИ В ВОЙНЕ 1812 ГОДА

РАЗДЕЛ 4. КАЗАКИ В ВОЙНЕ 1812 ГОДА

Казаки делают чудеса,
бьют и артиллерию,
и пехотные колонны!

М.И.Кутузов

Ратушняк В.Н. История Кубани с древнейших времен до конца XIX в

1.    Ратушняк В.Н. История Кубани с древнейших времен до конца XIX в. : учебник для уч-ся ст. классов общеобразовательных учреждений и студентов средних специальных-учебных заведений / В.Н. Ратушняк. – Краснодар : ОИПЦ «Перспективы образования», 2000. - 232 с.
Учебник содержит сведения об участии казаков-черноморцев в Отечественной войне 1812 года.

Энциклопедия Кубанского казачества

2.    Энциклопедия Кубанского казачества / под общ. ред. В.Н. Ратушняка. – Краснодар : Традиция, 2011. - 504 с. : ил.
Энциклопедия содержит разнообразные и обобщающие сведения о кубанском казачестве. Почти семьдесят компетентных авторов, опираясь на последние достижения кубанского казаковедения, представили для неё необходимые сведения по истории, быту, культуре кубанских казаков. Книга рассчитана на широкий круг читателей, в первую очередь будет  полезна казакам, учащимся казачьих кадетских корпусов, школ и классов казачьей направленности. Энциклопедия кубанского казачества издана при поддержке администрации Краснодарского края и Кубанского войскового казачьего общества.

История казачества России

3.    История казачества России : учеб. пособие / отв. ред. А.В. Венков. - Ростов н/Д : Изд-во Рост. ун-та, 2001. - 256 с. : ил.
Учебное пособие по истории казачества России включает большой объем известных истории фактов образования, становления, развития казачества в кратком изложении. Особое внимание уделяется вопросу об участии казачьих войск в служении России и охране границ Отечества. Помещены краткие биографии наиболее известных казачьих вождей.
Подготовлено преподавателями исторического факультета Ростовского государственного университета по заказу Войскового казачьего общества «Всевеликое Войско Донское» и Министерства по делам национальностей.
Предназначено для учащихся кадетских корпусов и других казачьих учебных заведений.

Шишов А.В. 100 великих казаков

4.    Шишов А.В. 100 великих казаков /А.В. Шишов. - М. : Вече, 2007. - 480 с. — (Сто великих).
Книга военного историка и писателя А.В .Шишова повествует о жизни и деяниях ста великих казаков, наиболее выдающихся представителей казачества за всю историю нашего Отечества — от легендарного Ильи Муромца до писателя Михаила Шолохова. Казачество — уникальное военно-служилое сословие, внесшее огромный вклад в становление Московской Руси и Российской империи. Это сообщество вольных людей, создававшееся столетиями, выдвинуло из своей среды прославленных землепроходцев и военачальников, бунтарей и иерархов православной церкви, исследователей и писателей.

Гордеев А.А. История казачества

5.    Гордеев А.А. История казачества / А.А. Гордеев. — М. : Вече, 2008. - 640 с. : ил.
Этот обширный исторический труд написан Андреем Андреевичем Гордеевым - потомственным донским казаком, офицером-фронтовиком, служившим в Донской белоказачьей армии. Еще при жизни автора книга стала заметным явлением в изданиях белой эмиграции.
В «Истории казачества» удивительным образом соединились военная летопись России и хроника ратных дел русского казачества. Автор рассказывает не только о важнейших сражениях, но и о малых боях, принесших славу русскому оружию. Читатели познакомятся с историческими судьбами всех казачьих войск Российской державы: Донского и Уральского, Кубанского и Терского, Оренбургского и Астраханского, Сибирского и Семиреченского, Забайкальского и Енисейского.

 

РАЗДЕЛ 5. ПОМНИТ ВСЯ РОССИЯ

РАЗДЕЛ 5. ПОМНИТ ВСЯ РОССИЯ

Описание Бородинского сражения
будет всегда несовершенным,
какая бы кисть или перо
не предприняли начертать оное
.

С. Селивановский

Жуковский В.А. Избранные сочинения

1.    Жуковский В.А. Избранные сочинения / В.А .Жуковский ; вступ. статья, сост. и примеч. И. Семенко. — М. : Худож. лит., 1982. - 431 с. - (Биб-ка классики. Русская лит-ра).
Однотомник В.А. Жуковского «Избранные сочинения» состоит из трех разделов: «Лирика», «Баллады», «Поэмы. Повести в стихах. Сказки» и включает лучшее из творческого наследия выдающегося русского поэта (1783—1852).

Недаром помнит вся Россия...

2.     Недаром помнит вся Россия... : сборник / сoст. В.Г. Левченко, В.В. Володин. - М. : Мол. гвардия, 1987. — 303 с. : ил. — (Б-ка юношества).
Сборник посвящен 175-летию Отечественной войны 1812 года. Это своеобразная летопись войны,  составленная из произведений русских писателей, записок, писем, воспоминаний современников об этом крупнейшем событии XIX века. Победа над наполеоновской «великой армией» оказала большое влияние на ход политической жизни России, дала толчок развитию революционных идей в среде дворянства, повлияла на культуру.

Давыдов Д. В. Стихотворения. Военные записки

3.    Давыдов Д. В. Стихотворения. Военные записки / Д.В. Давыдов ; сост., вступит. ст. и примеч. В.И. Сахарова.— М. : ОЛМА-ПРЕСС, 1999. - 543 с. : ил., 1 л. портр. - (Б-ка классической поэзии).
В сборник вошло все поэтическое наследие известного поэта и легендарного партизана, героя Отечественной войны 1812 г. Дениса Давыдова (1784—1839), а также его «Военные записки». В «Военных записках» читатель найдет, помимо захватывающих описаний военных действий партизанского отряда, очерки о Суворове, Наполеоне, цесаревиче Константине Павловиче, написанные на основе собственных впечатлений автора с присущим ему блеском и остроумием.

Толстой Л. Н. Война и мир

4. Толстой Л. Н. Война и мир : роман : В 4 т. : Т. 3 / Л.Н. Толстой ; коммент. Л. Д. Громовой-Опульской ; худож. А. В. Николаев. — М. : Дет. лит., 2003. — 489 с. : ил. — (Школьная б-ка).
В книгу входит третий том романа-эпопеи «Война и мир».

Поле славы

 

5.    Поле славы / сост. В.И. Калугин ; предисл. И.Ф. Стаднюка ; ввод. статьи В.И. Калугина и А.Б. Иванова. — 2-е изд. — М. : Мол. гвардия, 1988. — 351 с, ил. — (Отечество).
Книга-альбом о ратных подвигах русских воинов на знаменитых полях сражений от Куликовского и Бородинского до Перекопа и Прохоровки создана на основе произведений русских, советских писателей на тему защиты Отечества и работ художников-палешан, воспроизводящих в своем творчестве подвиги русского воинства. Книга способствует патриотическому воспитанию молодежи в духе любви к Родине и готовности ее защищать.

Бородинская панорама

6.    Бородинская панорама : путеводитель / Л.В.Ефремова, И.Я.Крайванова, О.П.Андреева, Т.Д.Шувалова, О.П.Панков. - 4-е изд., перераб. - М. : Моск. рабочий, 1985. -157 с. : ил.
Краткий путеводитель по музею-панораме «Бородинская битва» знакомит с экспозицией музея и с выдающимся произведением русского панорамного искусства — Бородинской панорамой  Ф. А. Рубо.

Бородино, 1812

7.    Бородино, 1812 / Б.С.Абалихин, Л.П.Богданов, В.П.Бучнева и др. ; отв. ред. П.А. Жилин. - М. : Мысль, 1987.—383 с. : ил., схем., карт.
Юбилейное издание к 175-летию Бородинского сражения. Большое количество цветных иллюстраций, популярный текст позволяют четко и зримо представить историю Отечественной войны 1812 года и проследить буквально по часам весь ход грандиозной Бородинской битвы. Для широких кругов читателей.

Давыдов Д. В. Гусарская исповедь

8.    Давыдов Д. В. Гусарская исповедь : стихотворения / Д.В. Давыдов. - М. : ТОО Летопись, 1997. - 169 с., портр. - (Мир поэзии).
Денис Васильевич Давыдов (1784—1839) — особая фигура в русской литературе пушкинского времени. Воин, поэт, писатель — Д. Давыдов явился создателем жанра «гусарской лирики», оказав влияние на соседние литературные жанры. Жуковский, Вяземский, Батюшков и сам Пушкин находили его творчество оригинальным и совершенным. В книгу вошли все стихотворные произведения этого интересного поэта, в том числе ставшие известными песнями и романсами.

Памятники истории России

 

9.    Памятники истории России / сост. В. Л. Егоров, Л.В. Максакова ; худож. Г.И. Метченко. - М. : Сов. Россия, 1987. - 152 с. : ил.
В сборник вошли очерки, посвященные историческим памятникам, находящимся на территории Российской Федерации. Объединенные воедино, они раскрывают картину героического прошлого русского народа, основные вехи истории Отечества, воскрешают страницы борьбы России за свободу и независимость, рассказывают о героях войн, о государственных и политических деятелях. Книга богато иллюстрирована. Авторы очерков — ученые, журналисты, сотрудники музеев, реставрационных организаций. Книга рассчитана на широкие читательские круги.

Данилевский Г. П. Княжна Тараканова ; Сожженная Москва

10.    Данилевский Г. П. Княжна Тараканова ; Сожженная Москва : историч. романы / Г.П. Данилевский ; сост., вступ. ст. и примеч. В.П. Мещерякова.—М. : Сов. Россия, 1983. —352 с., 1 л. портр. — (Биография Отечества).
Вошедшие в книгу романы принадлежат к лучшим историческим произведениям Григория Данилевского. Внимательный, пристальный взгляд писателя-патриота и гуманиста, свежий, непредвзятый подход к исследуемым историческим явлениям, тонкое проникновение в эпоху, постижение и яркое художественное воплощение ее духа, ее характера — вот что присуще творчеству Данилевского, исторического романиста, идет ли речь о драматической, еще не до конца разгаданной тайне XVIII века или о доблестном подвиге русских людей в Отечественной войне 1812 года.

Музей-панорама «Бородинская битва»

 

11.    Музей-панорама «Бородинская битва» : фотопутеводитель / сост. и авт. текста Л.И. Желаднова ; фото Б.К.Грошникова ; худож. Ю.Н. Маркаров. – М. : Планета, 1986. – 95 с. : ил.
Отечественная война 1812 года – одна из славных страниц нашей истории. В памяти потомков она навсегда останется как воплощение народного гнева против захватчиков, посягнувших на целостность и неприкосновенность Российского государства, как символ великого подвига.
«Перо и резец, кисть и смычок» воспевают героев, отстоявших честь и независимость своей Родины, многие улицы Москвы носят их имена, а на одном из лучших проспектов столицы – Кутузовском – 18 октября 1962 года был открыт музей-панорама «Бородинская битва».

Бородино 1812. Шипка 1877

12.Бородино 1812. Шипка 1877 / Музей-панорама «Бородинская битва» ; Национальный парк-музей «Шипка-Бузлуджа» ; авт. и сост. О. Андреева, И. Христов, Р. Петкова. – София : София Пресс, 1984. – [161] с. : ил.
Совместное издание музея-панорамы «Бородинская битва» (Москва) и Национального парка-музея «Шипка-Бузлуджа» (Болгария) рассказывает об экспонатах, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года и русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями

 здоровья общеобразовательная  школа-интернат №2 I-II вида

Паспорт книжной выставки

P1100566

«В гостях у сказки»

 

г. Ейск

2010 год

Читательское назначение:

Ученики младших классов школы.

 Целевое назначение:

Прививать любовь к чтению, на основе русского народного творчества прививать любовь к Родине, её истории, воспитание доброты, уважения к старшим.

         Сроки экспонирования:

         В течение учебного года.

           

        Заглавие:

        В гостях у сказки.

 

         Цитаты:

            «Добро всегда побеждает зло»

           «Сказка ложь, да в ней намек,

            Добрым молодцам урок»

           «Волшебное слово»

        

Разделы:

v    Сказки для малышей.

v    Русские народные сказки.

v    Любимые сказочники.

 

         Список литературы и иллюстраций:

1.                  Колобок/ Пересказ.Рашина, Худ.Д.Резниченко.- Ростов-на-Дону: «ПРОФ-ПРЕСС», 2003.- Илл

2.                  Кот в сапогах/ Худ. Е.Крыга.- Ростов-на Дону.: «ПРОФ-ПРЕСС, 2003.- Илл.

3.                  Скатерть, баранчик и сума/Обраб.М.А.Булатова, Худ. Р.Кобзарев, Д.Белозерцев.- М.:ООО»Алтей и К», 2002.-Илл

4.                  Маша и медведь / Худ. О.Попугаева, Непомнящий.- С.-Петербург: «Нева», 2000.-Илл.

5.                  Три поросенка.- Ростов-на-Дону: Изд-во «Владис», 2002.- 352с.,илл.

6.                  Репка: Русская народная сказка/ Худ. И.Н.Приходкин.- М.:ООО «Фламинго», 2000.- Илл.

7.                  Русские сказки: для дошкольного и младшего школьно возраста.- Краснодар: «Советская Кубань», 2001.- 64 с., ил.

8.                  Русские сказки про зверей / Сост. О.Капица; Худ. Л.Токмаков.- Владимир: «Золотые ворота», 1993.- 112 с,, ил.

9.                  Русские народные сказки/ Худ. Т.А.Ляхович.-Смоленск: «Посох 1994.- 126 с., ил.

10.              Волшебное слово: Сказки / Сост. И авт.предисл. В.И.Калугин.-М.:Мол.гвардия, 1988.- 383 с., ил.

11.              Русские народные сказки /Худ. Г.Филатов.- М.: «Содействие», 1994.- 58 с., ил.

12.              Андерсен Х.К. снежная королева и другие сказки /Пер. с дат. А.Ганзен; Ил. Бенвенути.- М.: Дом, 1993.- 166 с., ил.

13.              Чуковский К.И. Сказки.- М.: «Советская Россия», 1989.- 140 с.,ил.

14.              Толстой А.Н. Золотой ключик или приключения Буратино/ Худ М.А.Скобелев.- М.:Малыш, 1976.- 138 с., ил

15.              Братья Гримм. Золотой гусь.- С.-Петербург: ИнКа, 1992.- 124 с., ил.

16.              Коллоди Карло. Приключения пиноккио / Пер. с итал. Э.Казакевича.- М.: СП «вазар-Ферро», 1991.- 140 с., ил.

17.              Лагерлеф С. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями / Худ. З.Задунайский, А. Любарской.- М.: Малыш, 1977.- 198 с., ил.

         Оценка эффективности:

            Количество обзоров и бесед проведенных у книжной выставки –1

            Посещаемость  обзорных  экскурсий - 56

            Количество  книг,  выданных с книжной выставки -  24

 

Библиографическое обеспечение:

    Картотека «Загадочная азбука»

         Средства  рекламы выставки:

      Презентация выставки;

      Представления выставки на классных часах..

 

Сопутствующие мероприятия:

     

      Презентация выставки;

      Обзоры и беседы у выставки и на уроках;

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Методические рекомендации по выставочной деятельности школьных библиотек

Методические рекомендации по выставочной деятельности школьных библиотек

Методические рекомендации по выставочной деятельности школьных библиотек 1

Методические рекомендации по выставочной деятельности школьных библиотек 1

Выявление и отбор документов .

Выявление и отбор документов .

Что же нам предлагают использовать при оформлении выставок на страницах профессиональных журналов? – использовать самые разные материалы – ватман, цветную бумагу, картон, ткань, пенопласт; –…

Что же нам предлагают использовать при оформлении выставок на страницах профессиональных журналов? – использовать самые разные материалы – ватман, цветную бумагу, картон, ткань, пенопласт; –…

Таким образом, реклама выставки даже может при желании перерасти в комплексное массовое мероприятие

Таким образом, реклама выставки даже может при желании перерасти в комплексное массовое мероприятие

КЛАССИФИКАЦИЯ КНИЖНЫХ ВЫСТАВОК

КЛАССИФИКАЦИЯ КНИЖНЫХ ВЫСТАВОК

Друзья, Ø Потеснитесь немного, Ø

Друзья, Ø Потеснитесь немного, Ø

Низко бьем тебе челом». Стихи, песни, пословицы, поговорки о картошке, а также художественная проза, авторы которой рассказывают о том, как картофель помогал выжить людям в…

Низко бьем тебе челом». Стихи, песни, пословицы, поговорки о картошке, а также художественная проза, авторы которой рассказывают о том, как картофель помогал выжить людям в…

Создавший страну, где на берег туманный

Создавший страну, где на берег туманный

Например, можно оформить выставку, посвященную детективному жанру

Например, можно оформить выставку, посвященную детективному жанру

Цель книжной выставки-дискуссии – вызвать у читателей желание поспорить подискутировать, высказать своё мнение по какому-то вопросу

Цель книжной выставки-дискуссии – вызвать у читателей желание поспорить подискутировать, высказать своё мнение по какому-то вопросу

Выставка - цитата «Чтение это жизнь, наполненная смыслом», Ø

Выставка - цитата «Чтение это жизнь, наполненная смыслом», Ø

Яркие, красочные, с мультипликацией, с использованием игровых моментов, переключающие внимание детей с анимационных заставок на статичную страничку – всё это делает виртуальную выставку живой и…

Яркие, красочные, с мультипликацией, с использованием игровых моментов, переключающие внимание детей с анимационных заставок на статичную страничку – всё это делает виртуальную выставку живой и…

Интернет Дополнительные материалы по теме выставки, существующие в сети Ø ссылки на

Интернет Дополнительные материалы по теме выставки, существующие в сети Ø ссылки на

Учет выдачи литературы с выставки может осуществляться путем обозначения количества выданных с выставки книг в

Учет выдачи литературы с выставки может осуществляться путем обозначения количества выданных с выставки книг в

Время не стоит на месте, настойчиво диктует необходимость перемен

Время не стоит на месте, настойчиво диктует необходимость перемен

Составитель: Клепикова Е.В. школьный библиотекарь

Составитель: Клепикова Е.В. школьный библиотекарь

Приложение №1) Русская доблесть и слава: виртуальная книжная выставка

Приложение №1) Русская доблесть и слава: виртуальная книжная выставка

Шефов Н.А. Самые знаменитые войны и битвы

Шефов Н.А. Самые знаменитые войны и битвы

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре : быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре : быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало

Лубченков Ю.Н. Русские полководцы /

Лубченков Ю.Н. Русские полководцы /

X по середину XX века.

X по середину XX века.

Герои русской истории : для сред

Герои русской истории : для сред

Бородинская битва : русская доблесть и слава / авт

Бородинская битва : русская доблесть и слава / авт

Эта война первой в нашей истории получила официальное название

Эта война первой в нашей истории получила официальное название

Шишов А.В. 100 великих военачальников /

Шишов А.В. 100 великих военачальников /

Раковский Л. Кутузов : роман /

Раковский Л. Кутузов : роман /

Ришелье ; Оливер Кромвель ; Наполеон

Ришелье ; Оливер Кромвель ; Наполеон

Ратушняк В.Н. История Кубани с древнейших времен до конца

Ратушняк В.Н. История Кубани с древнейших времен до конца

Гордеев А.А. История казачества /

Гордеев А.А. История казачества /

Давыдов Д. В. Стихотворения.

Давыдов Д. В. Стихотворения.

Для широких кругов читателей. 8

Для широких кругов читателей. 8

Музей-панорама «Бородинская битва» : фотопутеводитель / сост

Музей-панорама «Бородинская битва» : фотопутеводитель / сост

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат №2

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат №2

Список литературы и иллюстраций: 1

Список литературы и иллюстраций: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2020