Методические указания
Оценка 4.7

Методические указания

Оценка 4.7
docx
20.01.2022
Методические указания
Методические указания по дисциплине Физическая культура.docx

 

 

 

 

 

Методические указания

по дисциплине «Физическая культура»

 по основным видам физических упражнений

для студентов очного отделения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020

 

Пояснительная записка

Всестороннее развитие личности предполагает овладение студентами основ физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие , оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, здоровый образ жизни. Мотивы и основные способы (умения) осуществлять физкультурно – оздоровительную и спортивную деятельность.

1. Основные цели учебной программы  физического воспитания в учреждении:

1.Формирование физической активности обучающихся, обладающих высокими духовными, морально-волевыми и этическими качествами, способных к долголетнему труду и защите Отечества.

2.Оптимизация физического (двигательного) развития человека, всестороннее развитие и совершенствование индивидуальных физических (двигательных), духовны, моральных и нравственных качеств, характеризующих в целом общественно активную личность; обеспечение на этой основе  подготовленности каждого обучающегося к активной трудовой, оборонной и другим общественно полезным видам деятельности.

В целях повышения образовательного уровня в учебной программе по физической культуре предусмотрено  решение следующих задач:

повышение и   укрепление уровня здоровья обучающихся,                                          содействие нормальному физическому развитию;                                  обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;                                                                      целенаправленное, коррекционно-оздоровительное развитие двигательных (физических) качеств; развитие двигательных (кондиционных и координационных способностей;                                                                             освоение общекультурных базовых теоретических знаний о физической культуре  и спорте, их роли, месте, функции, значимости экономической эффективности и социальной востребованности;                                                               воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности, укрепления здоровья;                                                              содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психологических процессов и свойств личности; воспитание коллективных ориентиров  и ценностей социализации  личности в постоянно изменяющемся обществе;  формирование навыков здорового образа жизни;    максимальная реализация индивидуальных двигательных способностей и оптимального развития возможностей организма;                                                                               ориентация на индивидуальную профессионально-прикладную физическую подготовку при выборе прогнозируемой (будущей) профессии. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 . Программа  курса и общие методические указания   

1 Легкая атлетика

2 Гимнастика

3 Лыжная подготовка

 4 Волейбол

 5 Баскетбол

 6 Настольный теннис 

В разделе «легкая атлетика» включены упражнения в ходьбе, беге, прыжках, метанию.

Гимнастика включает: строевые упражнения (построение, перестроение) обще-развивающие  упражнения, нетрадиционные виды гимнастики.

Лыжная подготовка включает: обучение техники лыжных ходов, технику выполнения поворотов, способы подъёмов, спусков и торможения.

Волейбол включает: обучение техники верхних и нижних передач, подаче, приёму, нападающему удару, игре на блоке, тактике игры.

В разделе баскетбол входят: обучение техники передачи и приёма мяча, ведению, броску мяча в кольцо с места и в движении, штрафные броски, тактика игры.

Курс спортивных игр предусматривает развитие физических качеств, овладение техникой и практикой.

Теоретический и практический разделы программы предусматривают самостоятельные формы занятий.

Контрольный раздел включает в себя тестирование, опрос поведение контрольных занятий и приём контрольных нормативов по всем видам, включенных в программу  по физическому воспитанию.

Учитывая региональные особенности, в программу  включен  раздел лыжная подготовка, целью которой является оздоровление студентов колледжа, закаливание, популяризация лыжного спорта, обучение основам лыжной подготовки необходимой для самостоятельных занятий.

В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление:

Об утренней гимнастике, о пользе, о задачах, требованиях  к организации проведению;

Истории олимпийского движения;

О влиянии на здоровье человека вредных привычек;

О значении производственной гимнастики, условиях и основных формах её проведения;

О вспомогательных гигиенических средствах, их влиянии на работоспособность и восстановление;

О сущности спорта и физической культуры и их роль в обществе;

Об оздоровительных видах гимнастики;

О массаже и само массаже как средствах оздоровления и восстановления.

Знать и уметь использовать:

методы воспитания физических качеств (силы, выносливости, ловкости, быстроты);

рациональный суточный режим;

основные принципы закаливания, формы, механизмы воздействия;

преимущества рационального питания;

гигиенические требования к местам занятий, одежде  и обуви;

самоконтроль при занятиях физкультурой;

преимущества здорового образа жизни и его составляющие;

правила организации самостоятельных занятий физической культурой;  

 

 

 

Раздел  1. Легкая атлетика

 Использование программного материала по легкой атлетике, направлены на совершенствование техники спринтерского и длительного бега, прыжка в длину, метание в цель и на дальность с разбега; развитие выносливости, скоростно - силовых, скоростных и координационных способностей; овладение знаниями, навыками самостоятельных занятий, совершенствование организаторских умений. Согласно основной направленности раздела по легкой атлетике в данных методических указаниях  излагается учебный материал соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Физическая культура» для средних специальных учебных заведений. 

Тема 1.1 Техника бега на короткие дистанции

 Понятие «бег на короткие дистанции» объединяет группу беговых видов легкоатлетической программы. В эту группу видов входит бег на дистанции протяжённостью 400 м, а также различные виды эстафетного бега, включающие этапы спринтерского бега. Бег на короткие  дистанции, как правило, характеризует максимальной интенсивностью пробегания всей дистанции в анаэробном режиме.

      Вопросы для самопроверки

1.      Стартовый  разбег, бег по прямой, финиширование.

2.      Установка колодок в  беге  на короткие дистанции.

3.      Эстафетный бег, правила передачи  передача эстафетной палочки.

Тема 1.2 Техника прыжков в длину  

Наиболее примитивная и практически не требующая обучения, это техника прыжка  в длину «согнув ноги». Данная техника отличалась естественностью и простой движений; после вылета в «шаге» прыгнув сгибает ноги и, наклоняя туловище вперёд к распрямляющимся  ногам, приземляется. К отрицательным моментам данной техники  можно отнести возникновение движения вперёд, что приводит к ранней группировке  и повреждённому  падению ног приземлении, сокращающих длину прыжка.

 

 

      Вопросы для самопроверки

     1. Прыжки в длину с места.

     2. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги».

     3.  Разбег. Техника подбора ноги, отталкивание. «Фаза полёта», приземление.

     4. Правила проведения соревнований по прыжкам в длину. Судейская практика.

Тема 1.3 Техника бега на средние и дальние дистанции

 Технику бега условно можно разделить на стартовое ускорение, бег по дистанции,  финиш и остановку после бега. В основе современной техники бега лежит стремление добиться более быстрого продвижения при условии экономичности, свободы и естественности движения. Бег на средние дистанции  несколько отличается от бега на короткие дистанции меньшей длиной шага, более прямым положением туловища, менее высоким подъёмом колена маховой ноги, нерезким выпрямлением толчковой ноги, работой рук и более глубоким и ритмичным дыханием. Главным показателем техники бега являются мощность усилий и экономичность движения.

Вопросы для самопроверки                                                                    

1.Высокий старт.

2.Техника бега по дистанции.

3.Преодоление препятствий.

Раздел 2. Гимнастика

Тема 2.1 Гимнастика обще развивающая.

 Виды упражнений, применяемых на занятиях гимнастикой, весьма многочисленны и разнообразны, и каждый из них имеет свою специфику. Эту специфику надо учитывать, так как она в значительной мере определяет выбор методов обучения и форм организации занятий.

 

Вопросы для самопроверки

1.Выполнение упражнений на гибкость.

2. Подтягивание, отжимания

Тема 2.3 Акробатика

В разделе акробатических включено много новых и достаточно сложных упражнений для юношей. Все они требуют подробного рассмотрения. Что касается материала для девушек, то для работы с ними рекомендуется  комбинации  из ранее изученных элементов.

Вопросы для самопроверки

1.Техника кувырков вперёд и назад.

2.Стойка на лопатках, на голове, на руках, мостик, полу шпагат, шпагат, опорный прыжок.

Тема 2.4 Нетрадиционные виды гимнастики  

Нетрадиционные виды гимнастики к ней относятся: ходьба, бег, плавание, катание на коньках, лыжах, велосипеде, и другие виды двигательной активности. Выполнение обще развивающих и танцевальных упражнений, объединённых  в непрерывно  выполняемый комплекс, также стимулирует работу сердечно – сосудистой и дыхательной систем.

Вопросы для самопроверки

1.     Шейпинг

2.     Аэробика

3.      Фитнес.

Раздел 3 Лыжная подготовка

Тема 3.1 Техника ходов

 Под техникой передвижения на лыжах подразумеваются целесообразные, эффективные и экономные движения лыжника, направленные на приобретение наибольшей скорости передвижения. Применяемый в настоящее время попеременный ход отличался более высокой посадкой и меньшим наклоном туловища. Одновременные ходы получили своё название за одновременный толчок обеими палками. Одновременные ходы бывают без шажными , одношажными и двухшажными, в зависимости от числа скользящих шагов, выполненных перед толчками палками.

       Вопросы для самопроверки

1.     Попеременный двухшажный ход.

2.      Попеременный четырёхшажный ход.

3.     Одновременный двухшажный ход.

4.     Одновременный одношажный ход.

Тема 3.2 Техника торможения

Техника спуска с гор на лыжах имеет целью сохранение нужного направления и равновесия. Следующий этап обучения ставит своей целью научить регулировать скорость – тормозить и останавливаться. Для того чтобы осуществить торможения лыжами, необходимо, чтобы одна или обе лыжи были поставлены на рёбра под углом к направлению движения. На прямых спусках тормозить можно, поставив лыжи в положение плуга или полуплуга (упора), а на косых – полуплугом  или боковым соскальзыванием  на ребрах-«юзом»

Вопросы для самопроверки

1. Торможение плугом.

2. Торможение «упором».

 3. Торможение боковым  соскальзыванием.

Тема 3.3 Техника поворотов

 Существуют ряд  способов поворотов на лыжах, на ходу является основным как у высококвалифицированных лыжников, так и у новичков. Переступание начинается с внутренней лыжи по отношению к повороту. Поворот  плугом применяется на пологих реже средней крутизны склонах на небольшой скорости. Есть несколько способов преодоления подъёмов на лыжах: попеременным способом,  полуёлочкой , ёлочкой и лесенкой. Название трёх последних способов дано в соответствии с отпечатками следов от лыж при подъёме.

  Вопросы для самопроверки

1. Поворот переступанием.

2. Поворот плугом.

3. Поворот упором.

4. Подъём лесенкой, полулесенкой, елочкой.  

Раздел 4 Волейбол

Тема 4.1 Техника перемещения в стойках

Одним из показателей физической культуры , является умение демонстрировать и применять в игре или в процессе выполнения специально созданного комплексного упражнения основные технико –тактические действия одной из спортивных игр. В этой связи с целью комплексного овладения техникой  и тактикой волейбола совершенствуются ранее изученные игровые приёмы  и изучаются новые, дающие возможность студентам  вести игру в соответствии с существующими правилами. Для этого необходимо освоить приём мяча сверху двумя руками с последующим падением-перекатом на спину, приём мяча снизу двумя руками с последующим падением-перекатом на спину, верхнюю прямую подачу из-за лицевой лини, блокирование одиночное  и групповое (двойное) и нападающий удар с изменением направления полёта мяча.

      Вопросы для самопроверки

1.     Передача мяча сверху, снизу на месте, в движении.

2.     Нападающий удар, блок.

 

 

Тема 4.2 Подача мяча в волейболе, учебная игра.

 Подача предназначена не только для введения мяча в игру, она может быть также эффективным средством, затрудняющим или срывающим атаку соперника. Игра может считаться эффективной только в том случае, когда они в полной мере и уверенно умею применять изученные игровые приёмы в сложных условиях игры. Поэтому нужно уделять должное внимание не только совершенствованию индивидуальных тактических действий при выполнение основных приёмов игры в нападении и защите, но и освоению более сложных групповых и командных тактических действий.

      Вопросы для самопроверки

1.     Подача нижняя прямая. Подача боковая (верхняя и нижняя).  Подача верхняя прямая.

2.     Тактика игры в нападении.

3.     Тактика игры в защите.

4.      Приём подачи. 

Раздел 5 Баскетбол

Тема 5.1 Передача мяча в игре разными способами

 С изучением техники игры развиваются двигательные качества с акцентом на быстроту, координацию движений, скоростно силовые качества. Передачи мяча выполняются на близкие, средние и дальние расстояния двумя руками, одной рукой из-за головы и с отскоком об пол.

 Вопросы для самопроверки:

1. Передача мяча двумя руками от груди с отскоком от пола.

2. Передача одной рукой от плеча. Стойка.

3. Передача в движении.

Тема 5.2 Ведение мяча в игре

Игрок с мячом может непосредственно поразить корзину броском со средней и дальней дистанции, а также пройти под корзину с ведением. Для этого он должен освоить примеры обыгрывания защитника, такие, как вышагивание, скрестный шаг, поворот.

Вопросы для самопроверки

1. Ведение мяча одной рукой, двумя руками попеременно, высокое, низкое.

2. Ведение с изменением с изменением направления движения, скорости          высоты отскока 

Тема 5.3 Броски мяча

  Броски мяча выполняются преимущественно одной и двумя руками от головы. Это броски целесообразно применять при плотной опеке противника. В эти бросках мяч перед выпуском держится высоко, и это заставляет защитника подходить ближе к нападающему, тем самым последнему легче производить уход.

Вопросы для самопроверки

1. Техника броска с места, в движении, в прыжке, штрафной бросок. Бросок со средней дистанции, трёх очковый бросок.  

Тема 5.4 Тактика игры

Командные нападения строится из взаимодействия двух и трёх игроков. В свою очередь, все взаимодействия двух и трёх игроков базируется  на трёх основных движениях игрока без мяча: к корзине, к партнёру без мяча. Наряду с умением реализовать численное превосходство  в ситуациях 2х1, 3х2, внимание обращается на другие элементы быстрого прорыва – старт игроков передней линии и своевременную первую передачу. Проводится обучение основам тактики игры в групповых взаимодействиях  3х3. Знакомятся с системой нападения через центрового игрока, совершенствуются элементы личной системы защиты.

1. Вопросы для самопроверки

2. Тактика индивидуальной игры в защите, в нападении.

3. Тактика командной игры в защите и в нападении. 

4. Правила игры. Судейская  практика.


 

Методические указания по дисциплине «Физическая культура» по основным видам физических упражнений для студентов очного отделения 2020

Методические указания по дисциплине «Физическая культура» по основным видам физических упражнений для студентов очного отделения 2020

Пояснительная записка Всестороннее развитие личности предполагает овладение студентами основ физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие , оптимальный уровень двигательных способностей, знания…

Пояснительная записка Всестороннее развитие личности предполагает овладение студентами основ физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие , оптимальный уровень двигательных способностей, знания…

ориентиров и ценностей социализации личности в постоянно изменяющемся обществе; формирование навыков здорового образа жизни; максимальная реализация индивидуальных двигательных способностей и оптимального развития возможностей организма; ориентация…

ориентиров и ценностей социализации личности в постоянно изменяющемся обществе; формирование навыков здорового образа жизни; максимальная реализация индивидуальных двигательных способностей и оптимального развития возможностей организма; ориентация…

Программа курса и общие методические указания 1

Программа курса и общие методические указания 1

В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление:

В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление:

Раздел 1. Легкая атлетика

Раздел 1. Легкая атлетика

Вопросы для самопроверки 1

Вопросы для самопроверки 1

Подтягивание, отжимания Тема 2

Подтягивание, отжимания Тема 2

Попеременный двухшажный ход. 2

Попеременный двухшажный ход. 2

Подъём лесенкой, полулесенкой, елочкой

Подъём лесенкой, полулесенкой, елочкой

Тактика игры в нападении. 2.

Тактика игры в нападении. 2.

Техника броска с места, в движении, в прыжке, штрафной бросок

Техника броска с места, в движении, в прыжке, штрафной бросок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2022