Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области
«Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»
(БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ОП.04 ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА С ОСНОВАМИ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ
ТЕМА: «РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ»
Специальность 34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка) основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена |
|
Квалификация: медицинская сестра / медицинский брат Форма обучения: очная Нормативный срок обучения – 2 года 10 месяцев на базе среднего общего образования |
г. Череповец
2017 год
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующие видам деятельности:
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
Практическое занятие № 2. Реализация наследственной информации.
(2 ч.)
Вопросы для повторения:
1. Химическое строение и генетическая роль нуклеиновых кислот: ДНК и РНК.
2. Репликация ДНК.
3. Структура и свойства генов. Генетический код.
4. Строение белковых молекул.
5. Функции белков.
6. Реализация генетической информации: транскрипция, процессинг, трансляция.
Задачи:
При решении задач этого типа следует учитывать следующие закономерности:
1. Полимерная цепь информационной РНК (и-РНК) строго комплементарна одной из цепей молекулы ДНК, с той только разницей, что при транкрипции в молекуле и-РНК напротив аденина (А) расположится урацил (У).
2. В полипептидной цепи белка каждая из аминокислот кодируется тремя последовательно расположенными нуклеотидами, называемыми кодоном.
3. Три свободных последовательно расположенных нуклеотида в молекуле транспортной РНК (т-РНК), комплементарные определенному кодону, называются антикодоном.
Для решения задач воспользуйтесь справочными материалами (см. приложения)
Задача 1. В схемах участков молекул РНК и ДНК расставьте первые буквы названий соединений, составляющих нуклеотиды: А - аденин, Г - гуанин, Ц - цитозин, Т - тимин, У - урацил, Ф – остаток фосфорной кислоты, Р - рибоза, Д - дезоксирибоза. На схеме обозначьте: нуклеотид, триплет, водородные связи.
Задача 2. На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды располагаются в последовательности ТТЦТЦТАЦГТАТ. Выполните схему двухцепочечной молекулы ДНК, объясните, каким свойством ДНК при этом вы руководствовались? Какова длина в нанометрах, если каждый нуклеотид занимает 0, 34 нм по длине цепи ДНК. Сколько нуклеотидов и сколько триплетов содержится в этой последовательности ДНК?
Задача 3. Определите аминокислотный состав полипептида, который кодируется следующей последовательностью иРНК: ЦЦА ЦЦУ ГГУ УУУ ГГЦ.
Задача 4. Одна из цепей молекулы ДНК имеет следующий порядок нуклеотидов: ААГГЦТЦТАГГТАЦЦАГТ. Определите последовательность нуклеотидов в комплементарной цепи. Определите последовательность кодонов иРНК, синтезированной на комплементарной цепи. Определите последовательность аминокислот в полипептиде, закодированном в комплементарной цепи.
Задача 5. Участок полипептида представлен следующими аминокислотами: -сер-вал-глу-мет-тир-ала-вал-. Какое количество нуклеотидов входит в состав гена?
Задача 6. Последовательность нуклеотидов на иРНК ЦГГГГЦУУЦУАЦААЦГАУГАГ. Укажите соответствующий этой последовательности участок гена антисмысловой нити ДНК, а также фрагмент белка, соответствующий данному участку ДНК.
Задача 7. Первые 9 аминокислот в β-цепи инсулина: фенилаланин -валин - аспарагиновая кислота - глутамин - гистидин - лейцин - цистеин -глицин - серин. Определите один из вариантов структуры участка ДНК, кодирующего эту часть цепи инсулина.
Задача 8. У человека, больного цистинурией (содержание в моче большего, чем в норме, числа аминокислот) с мочой выделяются аминокислоты, которым соответствуют следующие триплеты информационной РНК: УЦУ, УГУ, ГЦУ, ГГУ, ЦАА, АГА, ААА. У здорового человека в моче обнаруживается аланин, серин, глутаминовая кислота и глицин. Выделение каких аминокислот с мочой характерно для больных цистинурией?
Задача 9. Дан участок ДНК – ГТТЦТААААГГГЦЦЦ… Какова структура закодированного гена? Какова структура белка, если под воздействием химических мутагенов восьмой нуклеотид будет заменен цитозиновым? Перейдет ли такое изменение ДНК потомству?
Задача 10. Какие изменения произойдут в строении белка, если на участке гена ТААТЦАААГААЦАААА между 10 и 11 нуклеотидами включается цитозин, между 13 и 14 тимин.
Задача 11. У больных серповидноклеточной анемией в 6-ом положении β-цепи молекулы гемоглобина глутаминовая кислота замещена на валин. Чем отличается ДНК человека, больного серповидноклеточной анемией, от ДНК здорового человека?
Задача 12. Участок гена, кодирующий полипептид, имеет следующий порядок азотистых оснований: ААААЦЦААААТАЦТТГТАЦГА. Во время репликации четвертый слева аденин выпал. Определите структуру полипептидной цепи в норме и после выпадения аденина.
Задача 13. Участок гена, кодирующий полипептид, имеет следующий порядок азотистых оснований:
АГГГТАТЦТЦАААТГААГ. Какие изменения произойдут в структуре белка, если 15-й нуклеотид заменится на цитозиновый? Как называется такой вид мутации?
Задача 14. Участок гена, кодирующий полипептид, имеет следующий порядок азотистых оснований: ГАА ТГГ ЦГА ЦТТ ГЦА. Какие изменения произойдут в структуре белка, если 9-й нуклеотид заменится на тиминовый? Как называется такой вид мутации?
Задача 15. Какова молекулярная масса гена двух цепей ДНК, если в одной цепи запрограммирован белок с молекулярной массой 1500? (Молекулярная масса одной аминокислоты в среднем – 100, одного нуклеотида – 345).
Задача 16. Белок состоит из 200 аминокислот. Какую длину имеет определяющий его ген, если расстояние между двумя соседними нуклеотидами в спирализованной молекуле ДНК (измеренное вдоль оси спирали) составляет 0,34 нм?
Задача 17. Сколько содержится адениновых, тиминовых и гуаниновых нуклеотидов во фрагменте молекулы ДНК, если в нем обнаружено 950 цитозиновых нуклеотидов, составляющих 20% от общего количества нуклеотидов в этом фрагменте ДНК?
Задача 18. Сколько содержится адениновых, тиминовых и цитозиновых нуклеотидов во фрагменте молекулы ДНК, если в нем обнаружено 880 гуаниновых нуклеотидов, составляющих 22% от общего количества нуклеотидов в этом фрагменте ДНК?
Задача 19. Исследования показали, что 34% от общего числа нуклеотидов и-РНК приходится на гуанин, 18% - на урацил, 28% - на цитозин, 20% - на аденин. Определите процентный состав азотистых оснований двухцепочечной ДНК, комплементарной копией с которой является указанная иРНК.
Задача 20. Всякое ли изменение последовательности нуклеотидов ДНК сказывается на структуре и функции белка? Ответ поясните.
Контроль знаний:
Вариант 1.
1. Дайте определения понятиям: репарация, ген, интрон, генетический код, трансляция, процессинг.
2. Сформулируйте сходства ДНК и РНК.
3. Сформулируйте «Правило Чаргаффа».
4. В чем биологическое значение репликации ДНК?
5. Перечислите свойства генетического кода.
6. Нервная клетка не делится. Нужны ли ей нуклеотиды ДНК? Ответ поясните.
Вариант 2.
1. Дайте определения понятиям: репликация, экзон, кодон, транскрипция, полисома, элонгация.
2. Сформулируйте отличия ДНК от РНК.
3. В чем состоит значение репарации ДНК?
4. Перечислите свойства генов.
5. Какие виды РНК выделяют? Перечислите функции РНК каждого вида.
6. Взрослый человек не растет. Обязательно ли он должен получать с пищей белки или их можно заменить равноценным по калорийности количеством углеводов и жиров? Ответ поясните.
Список литературы
Основные источники:
1. Генетика человека с основами медицинской генетики [Электронный ресурс] : учебник / Е. К. Хандогина, И. Д. Терехова, С. С. Жилина и др.- 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. – Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970429570.html
Дополнительные источники:
1. Медицинская генетика [Электронный ресурс] : учебник / под ред. Н. П. Бочкова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. – Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970429860.html
2. Медицинская генетика : учебник для студентов мед.училищ и колледжей / под ред. Н.П. Бочкова. - М. : Мастерство, 2002. - 192 с. 30 экз.
3. Тимолянова Е.К. Медицинская генетика для медсестер и фельдшеров : учеб. пособие / Е.К. Тимолянова. - Ростов н/Д : Феникс, 2003. - 304 с. : ил. 3 экз.
4. Биология : учебник для мед.училищ / под ред. В.Н. Ярыгина. - М. : Медицина, 1987. - 448 с. : ил. - (Учеб. литература. Для учащихся мед.училищ). 215 экз.
5. Основы медицинской генетики : учеб. пособие / под ред. Е.К. Хандогиной. - М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004. - 176 с. : ил. - (Профессиональное образование). 3 экз.
Приложение
1. Таблица генетического (аминокислотного) кода.
2. Двойная спираль ДНК имеет диаметр 20 нм и каждый виток в 10 пар нуклеотидов равен 3,4 нм (по Д. Уотсону и Ф. Крику).
Длина 1 нуклеотида = 0,34 нм
3. Молекулярная масса 1 нуклеотида равна 345 ед., молекулярная масса 1 аминокислоты равна 100 ед.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.