Методические указания для лабораторно-практического занятия по теме: "Реализация наследственной информации" по дисциплине: "Генетика человека с основами медицинской генетики"
Оценка 5

Методические указания для лабораторно-практического занятия по теме: "Реализация наследственной информации" по дисциплине: "Генетика человека с основами медицинской генетики"

Оценка 5
Контроль знаний +1
docx
07.05.2020
Методические указания для лабораторно-практического занятия по теме: "Реализация наследственной информации" по дисциплине: "Генетика человека с основами медицинской генетики"
Методическое пособие содержит вопросы и задачи по теме: "Реализация наследственной информации" для проведения лабораторно-практического занятия по дисциплине: "Генетика человека с основами медицинской генетики"
Методическое пособие Реализация наследственной информации.docx

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области

«Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»

(БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

ОП.04 ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА С ОСНОВАМИ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ

 

ТЕМА: «РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ»

 

 

Специальность 34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка)

основная профессиональная образовательная программа

среднего профессионального образования

по программе подготовки специалистов среднего звена

 

Квалификация: медицинская сестра / медицинский брат

Форма обучения: очная

Нормативный срок обучения – 2 года 10 месяцев

на базе среднего общего образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Череповец

2017 год

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующие видам деятельности:

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое занятие № 2. Реализация наследственной информации.

(2 ч.)

Вопросы для повторения:

1.     Химическое строение и генетическая роль нуклеиновых кислот: ДНК и РНК.

2.     Репликация ДНК.

3.     Структура и свойства генов. Генетический код.

4.     Строение белковых молекул.

5.     Функции белков.

6.     Реализация генетической информации: транскрипция, процессинг, трансляция.

Задачи:

При решении задач этого типа следует учитывать следующие закономерности:

1.     Полимерная цепь информационной РНК (и-РНК) строго комплементарна одной из цепей молекулы ДНК, с той только разницей, что при  транкрипции в молекуле и-РНК напротив аденина (А) расположится урацил (У).

2.     В полипептидной цепи белка каждая из аминокислот кодируется тремя последовательно расположенными нуклеотидами, называемыми кодоном.

3.     Три свободных последовательно расположенных нуклеотида в молекуле транспортной РНК (т-РНК), комплементарные определенному кодону, называются антикодоном.

Для решения задач воспользуйтесь справочными материалами (см. приложения)

 

Задача 1. В схемах участков молекул РНК и ДНК расставьте первые буквы названий соединений, составляющих нуклеотиды: А - аденин, Г - гуанин, Ц - цитозин, Т - тимин, У - урацил, Ф – остаток фосфорной кислоты, Р - рибоза, Д - дезоксирибоза. На схеме обозначьте: нуклеотид, триплет, водородные связи.

 

Задача 2. На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды располагаются в последовательности ТТЦТЦТАЦГТАТ. Выполните схему двухцепочечной молекулы ДНК, объясните, каким свойством ДНК при этом вы руководствовались? Какова длина в нанометрах, если каждый нуклеотид занимает 0, 34 нм по длине цепи ДНК. Сколько нуклеотидов и сколько триплетов содержится в этой последовательности ДНК?

Задача 3. Определите аминокислотный состав полипептида, который кодируется следующей последовательностью иРНК: ЦЦА ЦЦУ ГГУ УУУ ГГЦ.

 

Задача 4. Одна из цепей молекулы ДНК имеет следующий порядок нуклеотидов: ААГГЦТЦТАГГТАЦЦАГТ. Определите последовательность нуклеотидов в комплементарной цепи. Определите последовательность кодонов иРНК, синтезированной на комплементарной цепи. Определите последовательность аминокислот в полипептиде, закодированном в комплементарной цепи.

 

Задача 5. Участок полипептида представлен следующими аминокислотами: -сер-вал-глу-мет-тир-ала-вал-. Какое количество нуклеотидов входит в состав гена?

Задача 6. Последовательность нуклеотидов на иРНК ЦГГГГЦУУЦУАЦААЦГАУГАГ. Укажите соответствующий этой последовательности участок гена антисмысловой нити ДНК, а также фрагмент белка, соответствующий данному участку ДНК.

Задача 7. Первые 9 аминокислот в β-цепи инсулина: фенилаланин -валин - аспарагиновая кислота - глутамин - гистидин - лейцин - цистеин -глицин - серин. Определите один из вариантов структуры участка ДНК, кодирующего эту часть цепи инсулина.

Задача 8. У человека, больного цистинурией (содержание в моче большего, чем в норме, числа аминокислот) с мочой выделяются аминокислоты, которым соответствуют следующие триплеты информационной РНК: УЦУ, УГУ, ГЦУ, ГГУ, ЦАА, АГА, ААА. У здорового человека в моче обнаруживается аланин, серин, глутаминовая кислота и глицин. Выделение каких аминокислот с мочой характерно для больных цистинурией?

 

Задача 9. Дан участок ДНК – ГТТЦТААААГГГЦЦЦ… Какова структура закодированного гена? Какова структура белка, если под воздействием химических мутагенов восьмой нуклеотид будет заменен цитозиновым? Перейдет ли такое изменение ДНК потомству?

Задача 10. Какие изменения произойдут в строении белка, если на участке гена ТААТЦАААГААЦАААА между 10 и 11 нуклеотидами включается цитозин, между 13 и 14 тимин.

Задача 11. У больных серповидноклеточной анемией в 6-ом положении β-цепи молекулы гемоглобина глутаминовая кислота замещена на валин. Чем отличается ДНК человека, больного серповидноклеточной анемией, от ДНК здорового человека?

Задача 12. Участок гена, кодирующий полипептид, имеет следующий порядок азотистых оснований: ААААЦЦААААТАЦТТГТАЦГА. Во время репликации четвертый слева аденин выпал. Определите структуру полипептидной цепи в норме и после выпадения аденина.

Задача 13. Участок гена, кодирующий полипептид, имеет следующий порядок азотистых оснований:

АГГГТАТЦТЦАААТГААГ. Какие изменения произойдут в структуре белка, если 15-й нуклеотид заменится на цитозиновый? Как называется такой вид мутации?

Задача 14. Участок гена, кодирующий полипептид, имеет следующий порядок азотистых оснований: ГАА ТГГ ЦГА ЦТТ ГЦА. Какие изменения произойдут в структуре белка, если 9-й нуклеотид заменится на тиминовый? Как называется такой вид мутации?

Задача 15. Какова молекулярная масса гена двух цепей ДНК, если в одной цепи запрограммирован белок с молекулярной массой 1500? (Молекулярная масса одной аминокислоты в среднем – 100, одного нуклеотида – 345).

Задача 16. Белок состоит из 200 аминокислот. Какую длину имеет определяющий его ген, если расстояние между двумя соседними нуклеотидами в спирализованной молекуле ДНК (измеренное вдоль оси спирали) составляет 0,34 нм?

Задача 17. Сколько содержится адениновых, тиминовых и гуаниновых нуклеотидов во фрагменте молекулы ДНК, если в нем обнаружено 950 цитозиновых нуклеотидов, составляющих 20% от общего количества нуклеотидов в этом фрагменте ДНК?

Задача 18. Сколько содержится адениновых, тиминовых и цитозиновых нуклеотидов во фрагменте молекулы ДНК, если в нем обнаружено 880 гуаниновых нуклеотидов, составляющих 22% от общего количества нуклеотидов в этом фрагменте ДНК?

Задача 19. Исследования показали, что 34% от общего числа нуклеотидов и-РНК приходится на гуанин, 18% - на урацил, 28% - на цитозин, 20% - на аденин. Определите процентный состав азотистых оснований двухцепочечной ДНК, комплементарной копией с которой является указанная иРНК.

Задача 20. Всякое ли изменение последовательности нуклеотидов ДНК сказывается на структуре и функции белка? Ответ поясните.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контроль знаний:

Вариант 1.

1.     Дайте определения понятиям: репарация, ген, интрон, генетический код, трансляция, процессинг.

2.     Сформулируйте сходства ДНК и РНК.

3.     Сформулируйте «Правило Чаргаффа».

4.     В чем биологическое значение репликации ДНК?

5.     Перечислите свойства генетического кода.

6.     Нервная клетка не делится. Нужны ли ей нуклеотиды ДНК? Ответ поясните.

 

Вариант 2.

1.     Дайте определения понятиям: репликация, экзон, кодон, транскрипция, полисома, элонгация.

2.     Сформулируйте отличия ДНК от РНК.

3.     В чем состоит значение репарации ДНК?

4.     Перечислите свойства генов.

5.     Какие виды РНК выделяют? Перечислите функции РНК каждого вида.

6.     Взрослый человек не растет. Обязательно ли он должен получать с пищей белки или их можно заменить равноценным по калорийности количеством углеводов и жиров? Ответ поясните.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Основные источники:

1.     Генетика человека с основами медицинской генетики [Электронный ресурс] : учебник / Е. К. Хандогина, И. Д. Терехова, С. С. Жилина и др.- 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. – Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970429570.html

 

Дополнительные источники:

1.     Медицинская генетика [Электронный ресурс] : учебник / под ред. Н. П. Бочкова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. – Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970429860.html

2.     Медицинская генетика : учебник для студентов мед.училищ и колледжей / под ред. Н.П. Бочкова. - М. : Мастерство, 2002. - 192 с.  30 экз.

3.     Тимолянова Е.К.  Медицинская генетика для медсестер и фельдшеров : учеб. пособие / Е.К. Тимолянова. - Ростов н/Д : Феникс, 2003. - 304 с. : ил.  3 экз.

4.     Биология : учебник для мед.училищ / под ред. В.Н. Ярыгина. - М. : Медицина, 1987. - 448 с. : ил. -  (Учеб. литература. Для учащихся мед.училищ).         215 экз.

5.     Основы медицинской генетики : учеб. пособие / под ред. Е.К. Хандогиной. - М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004. - 176 с. : ил. -  (Профессиональное образование).   3 экз.

 

 

 

 

Приложение

1. Таблица генетического (аминокислотного) кода.

2. Двойная спираль ДНК имеет диаметр 20 нм и каждый виток в 10 пар нуклеотидов равен 3,4 нм (по Д. Уотсону и Ф. Крику).

Длина 1 нуклеотида = 0,34 нм

3. Молекулярная масса 1 нуклеотида равна 345 ед., молекулярная масса 1 аминокислоты равна 100 ед.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями , включающими в себя способность:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями , включающими в себя способность:

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса

Практическое занятие № 2. Реализация наследственной информации

Практическое занятие № 2. Реализация наследственной информации

Задача 1. В схемах участков молекул

Задача 1. В схемах участков молекул

Задача 5 . Участок полипептида представлен следующими аминокислотами: -сер-вал-глу-мет-тир-ала-вал-

Задача 5 . Участок полипептида представлен следующими аминокислотами: -сер-вал-глу-мет-тир-ала-вал-

ДНК человека, больного серповидноклеточной анемией, от

ДНК человека, больного серповидноклеточной анемией, от

ДНК? Задача 19. Исследования показали, что 34% от общего числа нуклеотидов и-РНК приходится на гуанин, 18% - на урацил, 28% - на цитозин, 20% -…

ДНК? Задача 19. Исследования показали, что 34% от общего числа нуклеотидов и-РНК приходится на гуанин, 18% - на урацил, 28% - на цитозин, 20% -…

Контроль знаний: Вариант 1. 1

Контроль знаний: Вариант 1. 1

Список литературы Основные источники: 1

Список литературы Основные источники: 1

Приложение 1. Таблица генетического (аминокислотного) кода

Приложение 1. Таблица генетического (аминокислотного) кода
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2020