МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для проведения лабораторных и практических занятий ПМ.02 Ведение работ по садово-парковому и ландшафтному строительству МДК.02.01 Цветоводство и декоративное древоводство
Оценка 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для проведения лабораторных и практических занятий ПМ.02 Ведение работ по садово-парковому и ландшафтному строительству МДК.02.01 Цветоводство и декоративное древоводство

Оценка 5
doc
15.11.2021
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для проведения  лабораторных и  практических занятий ПМ.02 Ведение работ по садово-парковому и ландшафтному строительству МДК.02.01 Цветоводство и декоративное древоводство
ПМ.02 МДК.02.01.doc

Министерство науки и высшего образования РФ

Самарский колледж строительства и предпринимательства (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский

Московский государственный строительный университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для проведения  лабораторных и  практических занятий

ПМ.02 Ведение работ по садово-парковому и ландшафтному строительству

МДК.02.01 Цветоводство и декоративное древоводство

для студентов очной формы обучения

по специальности

35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              2020


           

 

           Одобрено

         предметно-цикловой комиссией

         ___________________________

       протокол № ____ от ______________

      Председатель ПЦК_________ Хохлова Н.П.

        «___»_________

 

 

 

 

 

     Разработчик: Попкова В.А., преподаватель высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических занятий составлены для студентов в соответствии с рабочей программой профессионального модуля ПМ 02. «Ведение работ по садово-парковому и ландшафтному строительству», разработанной по специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство.

 

 

 

 

                                               ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания по выполнению практических работ по  МДК. 02.01  «Цветоводство и декоративное древоводство» предназначено для обучающихся  по специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство (базовая подготовка).

Практические занятия являются важным элементом учебного процесса. В ходе выполнения практических работ обучающиеся систематизируют и закрепляют полученные теоретические знания, развивают интеллектуальные и профессиональные умения, формируют элементы компетенций будущих специалистов.

Практические работы позволяют получать практический опыт по соответствующим, профессиональным компетенциям:

ПК 2.1. Анализировать спрос на услуги садово-паркового и ландшафтного строительства;

ПК 2.2. Продвигать услуги по садово-парковому и ландшафтному строительству на рынке услуг;

ПК 2.3. Организовывать садово-парковые и ландшафтные работы;

ПК2.4. Контролировать и оценивать качество садово-парковых и ландшафтных работ.

Описание каждой практической работы содержит номер, название и цель работы, формируемые в процессе выполнения работы знания, умения и элементы компетенций, теоретическое изложение необходимого материала (при необходимости примеры выполнения заданий), варианты заданий, описание алгоритма выполнения работы и контрольные вопросы (с целью выявить и устранить недочеты в освоении материала).

Для получения дополнительной, более подробной информации по основным вопросам темы в конце методических рекомендаций приведен перечень информационных источников.

Отчеты студентов по практическим работам должны содержать номер, название и цель работы, выполненные задания и их результаты, ответы на контрольные вопросы и выводы по проделанной работе.

Рекомендуемые критерии оценки выполнения отчётных работ

 

Оцениваемые навыки

Методы оценки

Граничные критерии оценки

Отлично

неудовлетворительно

1.

Отношение к работе

Наблюдение руководителя, просмотр материалов

Все материалы представлены в указанный срок, не требуется дополнительного времени на завершение

В отведённое для работы время не уложился.  Демонстрирует полное безразличие к работ е, требует постоянного давления для выполнения задания.

2.

Способность выполнять полученное задание

Просмотр материалов

Без затруднений выполняет полученное задание

Не способен использовать простейшие действия для получения конкретного результата.  Большое число ошибок, требуется доскональная проверка результатов.

3.

Умение использовать полученные ранее знания и навыки для выполнения полученного задания.

Наблюдения руководителя, просмотр материалов

Без дополнительных пояснений (указаний) использует навыки и умения, полученные при изучении дисциплины

Не способен использовать знания, полученные при изучении дисциплины

4.

Оформление работ

Просмотр материалов

Все материалы оформлены согласно стандартным требованиям, инструкций

Работа оформлена в высшей степени небрежно, с неточностями и ошибками

5.

Умение отвечать на вопросы пользоваться профессиональной и общей лексикой при сдаче самостоятельной работы

Собеседование

Грамотно отвечает на поставленные вопросы, используя профессиональную лексику.  Может обосновывать свою точку зрения по проблеме.

Показывает незнания дисциплины при ответе на вопросы, низкий интеллект, узкий кругозор, ограниченный словарный запас.  Чётко выраженная неуверенность в ответ.

 

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ.

 

                   Студент, находясь в лаборатории должен:

·        соблюдать осторожность при обращении с оборудованием

                  режущие и колющие инструменты класть на рабочем месте острыми      концами    от себя

·       постоянно поддерживать порядок и чистоту на своем рабочем месте;

                  необходимо поддерживать расстояние от глаз до тетради, которая    должна быть хорошо освещена, в диапазоне 55 – 65 см;

·        при использовании технических средств обучения принимаются меры предосторожности, установленные в общем порядке для всех учебных предметов.

·        учебные фильмы демонстрируются в кабинете (лаборатории) только на узкопленочных кинопроекторах, причем пленки обязательно должны быть несгораемыми;

·        выход из кабинета (лаборатории), где демонстрируются фильмы, должен вести непосредственно на лестничную площадку, в рекреацию или коридор. Вторая створка двери должна легко открываться. Около двери кабинета (лаборатории) не должно быть предметов, затрудняющих свободный выход из помещения;

·        запрещается принимать пищу и напитки;

·        запрещается использование инсектицидов для борьбы с насекомыми - вредителями комнатных растений. Допускается обработка растений мыльным раствором или мыльной пеной, табачным настоем, 5%-ным раствором мочевины;

·        при получении травм, а также при плохом самочувствии студенты должны немедленно сообщить об этом преподавателю.

 

 

Содержание отчёта и требования к его оформлению

 

1.      Отчёт по практической работе выполняется в соответствии с требованиями действующих стандартов на листах А-4.

2.      Отчёт включает в себя все разделы, отражающие все этапы выполнения работы.

2.1.            Номер, название и цель работы.

2.2.            Цель работы отражает основные задачи теоретического и творческого плана, решаемые в данной работе.

2.3.            Творческая часть.

3.      Включает в себя рисунки, таблицы, подбор ассортимента.

3.1.            Рисунки выполняются простыми или цветными карандашами.

4.      Отчёты по работе выполняются индивидуально каждым студентом.

5.      Отчётная работа выполняется в установленные сроки и сдаётся преподавателю на проверку. 

6.      Каждая отчётная работа защищается. 

7.      Оценка выставляется с учётом рекомендуемых критериев оценки выполнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1.1 Основной ассортимент цветочных и декоративных культур

Практическая работа №1

Анализ строения декоративных травянистых растений

Цель работы:

1.      Закрепить и углубить знания об ассортименте декоративных травянистых растений

  1. Освоить основные методы выращивания декоративных травянистых растений

В результате выполнения работы студент должен:

Знать:

- ассортимент цветочно-декоративных растений

- морфологические и биологические особенности  цветочно-декоративных растений

Уметь:

- подбирать растения для садово-парковых и ландшафтных работ

- выращивать ассортимент цветочно-декоративных культур

элементы следующих компетенций:

-   ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

-   ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

-   ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

-ПК 1. Анализировать спрос на услуги садово-паркового и ландшафтного строительства.

-   ПК 2. Продвигать услуги по садово-парковому и ландшафтному строительству на рынке услуг.

 

Общие положения:

Летники – это цветочно-декоративные растения, произрастающие на одном месте и сохраняющие декоративность в течение одного года.

Летники отличаются разнообразием форм и окрасок цветков, продолжительностью периода цветения. Проходят свой жизненный цикл за один вегетационный период, после чего отмирают. Наиболее быстро развивающиеся однолетники называются эфемерами.

Двулетники – это цветочно-декоративные растения, которые зацветают на второй год после посева.

В год посева они образуют розетку листьев и в таком виде зимуют, а цветут на следующий год.

Двулетники в основном неприхотливы к почвам, предпочитают солнечные места.

Многолетние декоративные цветочные культуры – это растения, произрастающие на одном месте и сохраняющие декоративность в течение несколько лет.  На зиму большинство из них теряют листву и сохраняют лишь подземные органы.

Из имеющихся на подземных частях почек развиваются весной новые побеги.  Многолетники делят на группы:

Клубневые – георгина, канна

Клубнелуковичные – крокус, гладиолусы

Луковичные – тюльпан, нарцисс

Вечнозелёные – очиток

 

 

Ассортимент декоративных травянистых растений:

Агератум, астра китайская, тегетис (бархатцы), бегония, гвоздика китайская, календула, космос, лобулярия (алиссум), львиный зев, петуния, сальвия (шалфей), табак душистый, цинния, кохия веничная волосистая, перилла, цинерария приморская, клещевина, вьюнок (ипомея пурпуровая), горошек душистый, настурция, фасоль декоративная, виола (анютины глазки), гвоздика Гренадин, гвоздика турецкая, бородатая, колокольчик средний, мальва, маргаритка, наперстянка (дигиталис), незабудка, ландыш, примула весенняя, купальница, ирис, хоста, тюльпан, нарцисс, гиацинт, лилия, мускари, крокус.

Оборудование: иллюстрации, фотографии, рисунки красивоцветущих растений, литературные источники, журналы, листы А-4, цветные карандаши, краски.

 

Порядок выполнения работы:

 

  1. Получить индивидуальное задание на выполнение практической работы

2.      Ответить на предложенные вопросы, используя литературные источники:

а). особенности экологии, систематики предложенных растений

б). анатомо-морфологические особенности растений

в). агротехнические приёмы выращивания декоративных травянистых растений

г). использование растений в озеленении города

3.      Составить композицию из предложенных растений с учётом роста, цвета, сроков цветения.

4.      Выполнить эскиз на листе А-4

5.      Заполните таблицу:

 

Название

Систематика

Морфология

Агротехника выращивания

Сроки

посева

Сроки цветения

1.

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольные вопросы:

 

  1. Какие растения называются летниками?
  2. Какие растения называются двулетниками?
  3. Какие растения называются многолетниками?
  4. На какие группы делят многолетники, не зимующие в открытом грунте?
  5. Назовите красивоцветущие, вьющиеся, ковровые растения.
  6. Назовите однолетние,  двулетние, многолетние декоративные травянистые растения.
  7. Группы летников, двулетников, многолетников по срокам цветения.
  8. Группы летников, двулетников, многолетников по цветовой гамме.
  9. Группы летников,  двулетников, многолетников по их использованию.
  10. Особенности агротехнических приёмов выращивания однолетних, двулетних, многолетних декоративных травянистых растений.

 

 

 

 

 

 Практическая работа №2

Разработка технологических карт по выращиванию однолетних и многолетних цветочных культур

Цель:

  1. Закрепить и углубить знания о цветочных культурах

2.      Овладеть навыками составления технологических карт по уходу за однолетними и многолетними цветочными культурами

В результате выполнения работы студент должен:

Знать:

-ассортимент цветочно-декоративных и древесно-декоративных растений

-содержание технологической карты

-назначение специализированных материалов, оборудования и инструментов

-правила техники безопасности и охраны труда

-способы корректировки садово-парковых и ландшафтных работ

Уметь:

-подбирать растения, материалы,  оборудование и инструменты

для садово-парковых и ландшафтных работ

-обеспечивать соблюдение техники безопасности на объектах озеленения и строительства садово - парковых сооружений

элементы следующих компетенций:

-   ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

-   ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

-   ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

-   ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

-ПК 1. Создавать базу данных о современных технологиях садово-паркового и ландшафтного строительства.

-   ПК 3.  Разрабатывать проектно-сметную документацию.

Теоретический материал:

Жизнь растений неразрывно связана с окружающей средой.  Основные факторы, от которых зависит рост и развитие растений – тепло, вода, воздух и питательные вещества.  Выращивая цветочные культуры, цветовод создаёт условия, наиболее благоприятные для их развития.

Грамотно продуманные агротехнические приёмы создадут условия для развития цветочных культур, которые будут радовать людей своим великолепием: разнообразием цвета, красок и форм растений.

Технологические карты позволяют отслеживать созданные условия для выращивания растений и своевременно скорректировать действия цветовода.

Технологическая карта является документом оперативного учета и

планирования в производстве сельскохозяйственной продукции. В ней рассчитывается разработка в условных эталонных гектарах, по которой в дальнейшем описывается амортизация техники и планируют текущий ремонт. Расход горючего, электроэнергии, затраты по автотранспорту, внесению удобрений и защите растений от вредителей и болезней, фонд заработной платы по возделыванию данной культуры. Стоимость семян. Рассады и посадочного материала определяется на весь период работ по возделыванию каждой культуры.  В практике планирование растениеводства используют технологические карты 2-х видов: перспективные и текущие.

Оборудование: листы А-4, иллюстрации, фотографии, рисунки различных цветочных культур, литературные источники, журналы.

 

 

Порядок выполнения работы:

1.      Получить индивидуальное задание на выполнение практической работы.

2.      Используя литературные источники, сформулировать показатели состояния выращиваемых цветочных культур, которые необходимо отслеживать в течение жизни данной культуры.

3.      Продумать методику отслеживания каждого показателя.

4.      Разработать схему технологической карты по уходу за цветочными культурами с указанием условий выращивания цветочной культуры (в виде таблицы).

5.      Выполнить схему технологической карты на листе А-4

 

Контрольные вопросы:

  1. Какие показатели дают информацию о состоянии выращиваемых цветочных культур?
  2. Агротехнические приёмы выращивания однолетних и многолетних декоративных цветковых растений.
  3. Правила ведения технологических карт по уходу за цветочными культурами.
  4. Значение использования технологических карт при выращивании однолетних и многолетних культур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1.2 Декоративные и травянистые растения защищённого грунта

    Практическая работа №3

    Определение декоративных лиственных горшечных растений

    Цели:

  1. Закрепить и углубить знания о значении декоративно-лиственных горшечных растениях для озеленения интерьеров жилых и общественных помещений.

2.      Дать морфологическую и биологическую характеристику  декоративно-лиственным горшечным растениям: происхождение, способы размножения, требования к условиям выращивания.

В результате выполнения работы студент должен:

Знать:

-ассортимент декоративно-лиственных горшечных растений

-особенности почвы для декоративно-лиственных горшечных растений

Уметь:

-подбирать декоративно-лиственные горшечные растения для озеленения помещений

формирование элементов следующих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ПК 1. Анализировать спрос на услуги садово-паркового и ландшафтного строительства.

ПК 2. Продвигать услуги по садово-парковому и ландшафтному строительству на рынке услуг.

ПК 3. Организовывать садово-парковые и ландшафтные работы.

ПК4 . Контролировать и оценивать качество садово-парковых и ландшафтных работ.

Теоретический материал:

 

В закрытом грунте культивируют как декоративно-лиственные, так и цветущие растения.  Большинство декоративных растений закрытого грунта происходит из тропических и субтропических зон.

Травянистые вечнозелёные растения по использованию можно разделить на:

- декоративно-лиственные;

-цветущие

Различают вечнозелёные травянистые растения по способам размножения, сроку использования, отношению к условиям произрастания, по декоративности.

Горшечные растения требуют определённых правил ухода.  При этом важно учитывать Родину растения, отношения к свету, теплу, воде и другим условиям.

Горшечные растения располагают в цветочных композициях или одиночно.

 

Основные формы декоративно-лиственных растений:

1.      Пряморослые

2.      Ампельные

3.      Лианы

4.      Суккуленты и кактусы

Оборудование: живые горшечные красивоцветущие растения, иллюстрации различных горшечных цветочных культур, литературные источники, журналы, каталог комнатных растений, листы А-4, цветные карандаши, краски.

 

Порядок выполнения работы:

 

  1. Получить индивидуальное задание на выполнение практической работы.

2.      Используя литературные источники, иллюстрации дать морфологическую и биологическую характеристику пряморослым декоративно - лиственным растениям: абутилон, аспарагус перистый, аукуба, бегония, драцена, диффенбахия, колеус, кротон, пальмы, сансевьера, фикусы.

3.      Создать цветочную композицию, используя пряморослые  декоративно - лиственные растения.

4.      Выполнить рисунок композиции.

5.      Заполнить таблицу:

Название растений

Семейство

Декоративные качества растений

Морфологическая биологическая характеристика

Агротехнические

приёмы

1.

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

Контрольные вопросы:

  1. Общая характеристика декоративно - лиственных горшечных растений: систематика, экология, морфология, анатомия, физиология.
  2. Какие показатели дают информацию о состоянии выращиваемых горшечных цветочных культур?
  3. Агротехнические приёмы выращивания декоративно – лиственных горшечных растений.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1.2 Декоративные и травянистые растения защищённого грунта

Практическая работа №4

Приёмы оформления цветников

Цели:

  1. Закрепить и углубить знания о проектировании элементов цветочного оформления, правилах подбора растений для озеленения интерьеров жилых и общественных помещений.

2.      Дать представление о совместимости растений по различным критериям: требования к уходу, световые эффекты, сроки цветения.

В результате выполнения работы студент должен:

Знать:

-ассортимент цветочно-декоративных и древесно-декоративных растений

-особенности почвы на объекте

-назначение специализированных  материалов, оборудования и инструментов

-правила техники безопасности и охраны труда

Уметь:

-подбирать растения, материалы,  оборудование и инструменты

для садово-парковых и ландшафтных работ

-обеспечивать соблюдение техники безопасности на объектах озеленения и строительства садово - парковых сооружений

-организовывать агротехнические работы на объектах озеленения

формирование элементов следующих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ПК 1. Анализировать спрос на услуги садово-паркового и ландшафтного строительства.

ПК 2. Продвигать услуги по садово-парковому и ландшафтному строительству на рынке услуг.

ПК 3. Организовывать садово-парковые и ландшафтные работы.

ПК 4 . Контролировать и оценивать качество садово-парковых и ландшафтных работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретический материал:

При создании той или иной формы цветочных насаждений большое значение имеет правильный подбор растений.  При этом, кроме знания биологических особенностей и агротехники растений, надо обладать ещё и художественным вкусом.

Планировка цветников может быть регулярной и ландшафтной.

 

 

 

 

Цветники регулярного стиля:

-солитеры

-рабатки

-бордюры

-клумбы

-цветы в ёмкостях

Цветники ландшафтного стиля:

-группы

-миксбордеры

-рокарии

Растения необходимо подбирать по следующим критериям:

1.      по высоте

2.      по времени цветения

3.      по окраске цветков или листьев

Оборудование: живые горшечные красивоцветущие растения, иллюстрации различных горшечных цветочных культур, литературные источники, журналы, каталог комнатных растений, листы А-4, цветные карандаши, краски.

Порядок выполнения работы:

  1. Получить индивидуальное задание на выполнение практической работы.

2.      Используя литературные источники, иллюстрации изучить критерии подборки растений для композиций

3.      Сделать подборку растений для композиций.

4.      Создать цветник регулярной и ландшафтной композиции.

5.      Выполнить эскизы композиций.

6.      Заполнить таблицу для каждой композиции

 

 

 

 

Вид цветника

Уход за цветниками, композициями

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

 

 

Контрольные вопросы:

  1. Основные правила создания цветника.
  2. Виды планировок цветников.
  3. Характеристика классических стилей, применяемых при создании цветника.
  4. Закон контраста и гармонии колеров.
  5. Процентное соотношение элементов озеленения о

 

 

Тема 1. 3 Организация питомников

Практическая работа №5

Составление планировки питомника

Цель:

1.      Изучить производственную структуру питомника, составить схему.

В результате выполнения работы студент должен:

Знать:

 -особенности рельефа в питомниках

-назначение специализированных питомников

-правила техники безопасности и охраны труда в питомниках

-структуру питомника

Уметь:

-выращивать ассортимент в специализированных питомниках

-обеспечивать соблюдение техники безопасности

-организовывать агротехнические работы в отделениях питомника

элементы следующих компетенций:

-   ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

-   ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

-   ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

-ПК 1. Анализировать спрос на услуги садово-паркового и ландшафтного строительства.

-   ПК 2.  Продвигать услуги по садово-парковому и ландшафтному строительству на рынке услуг.

Теоретический материал:

Питомником называют предприятие, земельный участок, на котором выращивают различный посадочный материал древесных и кустарниковых пород: сеянцы, саженцы, черенковые саженцы, создают маточные плантации для заготовки черенков и др.

По целевому назначению питомники подразделяют на лесные, озеленительные (декоративные) и плодово-ягодные.

В лесных питомниках выращивают преимущественно сеянцы и саженцы древесных и кустарниковых пород для лесокультурных целей; в декоративных – главным образом укрупненные саженцы для озеленительных работ в городах и озеленения других объектов, в плодово-ягодных – посадочный материал для закладки плодовых садов и ягодников.

По продолжительности действия различают временные и постоянные питомники. Временные лесные питомники закладывают сроком до 5 лет, как правило, с целью выращивания посадочного материала древесных и кустарниковых пород для облесения расположенных в непосредственной близости к ним лесокультурных площадей. Размеры таких питомников не превышают 1 га.

Постоянные лесные питомники организуют на период более 5 лет для ежегодного выращивания посадочного материала. По размерам их разделяют на мелкие (до 5 га), средние (5-15 га) и крупные (более 15 га).

Постоянные лесные питомники, имеющие площадь 25 га и более, называются базисными. Они обеспечивают посадочным материалом несколько хозяйств. Такие питомники являются самостоятельными предприятиями, использующими современные технологии выращивания посадочного материала. По способу организации территории и характеру технологического процесса выделяют еще круговые и подпологовые лесные питомники. Круговые лесные питомники имеют площадь в виде эллипса или круга, в центре которого и по краям сохраняются естественные насаждения. В этом случае имеется возможность выращивать посадочный материал в условиях более близких к лесной среде и избегать трудоемких работ по отенению всходов и сеянцев. Подпологовые питомники организуют для выращивания посадочного материала с улучшенной наследственностью, в том числе редких и слабоплодоносящих видов, заготовка семян которых с растущих деревьев затруднена.

Кроме указанных типов лесных питомников, организуют еще теплично-питомнические комплексы, где выращивают высококачественный материал с закрытой и открытой корневыми системами и наилучшими наследственными комплексами.

Современный лесной питомник состоит из более 20 составных элементов. Основными составными частями питомника являются продуцирующая часть, это площадь, занятая посевами и посадками (на её долю приходится 75-80% от общей площади питомника), и вспомогательная (не более 25 % от общей площади). Продуцирующая часть предназначена для выращивания посадочного материала древесных и кустарниковых пород.

Здесь могут быть организованы следующие хозяйственные части (отделения): посевное отделение, школы лесных, декоративных древесных и кустарниковых пород, плодово-ягодные школы, отделение черенковых саженцев, отделение зеленого черенкования, маточные плантации, маточный сад и др.

Посевное отделение предназначено для выращивания сеянцев древесных  и кустарниковых пород. В школе лесных и декоративных древесных и кустарниковых пород выращивают саженцы. В плодово-ягодных школах выращивают саженцы плодовых пород и ягодных кустарников. Отделение черенковых саженцев организуют для выращивания саженцев из зимних черенков. Иногда используют корневые черенки. В отделении зеленого черенкования выращивают саженцы из зеленых черенков.

Маточные плантации создают посадкой сеянцев, саженцев или черенков с целью получения от них черенков и семян. На маточных плантациях ягодных кустарников размножают растения отводками.

Вспомогательная часть лесного питомника предназначена для обслуживания продуцирующей части и выполнения защитных и организационно-хозяйственных функций. Во вспомогательную часть постоянного лесного питомника входят: хозяйственный участок, дорожная сеть, оросительная система, компостный и прикопочный участки, защитные лесные полосы, водоем, осушительная система, маточный сад, дендрологический, опытный и резервный участки. В маточном саду и на дендроучастке получают семена и прививочный материал ценных форм и сортов. 

Оборудование: иллюстрации различных древесно-кустарниковых пород, литературные источники, журналы, листы А-4, карандаши, ручки.

Порядок выполнения работы:

1.      Охарактеризовать структуру питомников.

2.      Составить схему предложенного питомника.

3.      Используя источники литературы, опишите типы питомников.

4.      Привести примеры древесно-кустарниковых пород, выращиваемых в питомниках.

5.      Определите вид питомника и запишите группы выращиваемой продукции.

6.      Составить таблицу:

 

 

Вид питомника

 

Площадь питомника

 

Месторасположение

 

Отделы питомника

 

Выращиваемый ассортимент

1.

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

Контрольные вопросы:

  1. Значение  питомников.
  2. Какие виды и типы питомников вы знаете?
  3. Перечислите состав и роль каждой части в организационно-хозяйственном плане питомника, а также назовите принципы организации его территории.
  4. Для чего создают отделение зеленого черенкования?
  5. Маточный отдел питомника.

 

Практическая работа №6

Характеристика питомника по группам выращивания продукции

Цель:

  1. определить вид питомника выращиваемой продукции
  2. дать характеристику питомнику в зависимости от выращиваемого ассортимента
  3. определить потребность в посадочном материале и выпуске саженцев из питомника

В результате выполнения работы студент должен:

Знать:

-ассортимент цветочно-декоративных и древесно-декоративных растений

-группы выращивания продукции

Уметь:

-выделять растения из различных групп выращивания

 -определять качество, выращиваемой продукции

-организовывать агротехнические работы на объектах озеленения

формирование элементов следующих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПК 1. Анализировать спрос на услуги садово-паркового и ландшафтного строительства.

ПК 2. Продвигать услуги по садово-парковому и ландшафтному строительству на рынке услуг.

ПК 3. Организовывать садово-парковые и ландшафтные работы.

ПК 4 . Контролировать и оценивать качество садово-парковых и ландшафтных работ.

Теоретический материал:

Организуют теплично-питомнические комплексы – для выращивания высококачественного посадочного материала с открытой и закрытой корневой системой. Для обеспечения их генетически улучшенными семенами – создают постоянную лесосеменную базу на селекционно-генетической основе в виде лесосеменных плантаций и других маточных насаждений.
Вся территория питомника подразделяется на 2 части – продуцирующую и вспомогательную. Продуцирующей части организуется следующие хозяйственные деления (части):
посевное отделение – предназначенное для выращивания сеянцев (растения, выращенные из семени без пересадки в течение 1,2 или 3 лет);
школы лесных и декоративных древесных и кустарниковых пород – выращивают саженцами (растения, выращенные из пересаженных сеянцев в течение 2 и более лет);
плодово-ягодные школы – выращивают саженцы плодовых пород и ягодных кустарников; отделение черенковых саженцев организуют с целью выращивания саженцев из зимних черенков (часть растения одно-двухлетнего возраста, заготовленного из одревесневшего побега в период осеннее-зимнего покоя.

При выращивании кустарников преследуется цель формирования растений со многими, правильно разветвленными побегами, идущими от корневой шейки. Для этого на второй год после посадки, ранней весной, до начала сокодвижения, кустарники обрезают секатором на расстоянии 3-5 см от корневой шейки (посадка «на пень»). В результате такой обрезки из почек, находящихся у шейки корня, развиваются дополнительные побеги, что имеет большое значение при выращивании таких кустарниковых пород, которые в естественном виде очень слабо ветвятся (желтая акация, сирень, жимолость, калина, боярышник).

Особенность выращивания хвойных кустарников - кустовых форм туи, можжевельника, тисса - регулярный и обильный полив до полной приживаемости, особенно летом в жаркую сухую погоду. Выращивание сеянцев производится из собственных семян или семян, приобретаемых питомником в специализированных фирмах за счет питомника.

Оборудование: иллюстрации различных древесно-кустарниковых пород, литературные источники, журналы, листы А-4, карандаши, ручки.

Порядок выполнения работы:

1.      Используя иллюстрации, рисунки, фотографии декоративных древесных растений, цветочных культур,  рассмотреть и охарактеризовать группы выращиваемой продукции.

2.      Зарисовать декоративные древесно-кустарниковые породы, цветочные культуры выращиваемой продукции.

3.       Определить вид питомника и запишите группы выращиваемой продукции.

4.      Заполнить  таблицу:

 

 

Выращиваемый ассортимент

 

Отделы питомника выращиваемого ассортимента

 

Схемы размещения выращиваемого ассортимента

 

Агротехника выращиваемого ассортимента

 

Использование в озеленении

1.

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

Контрольные вопросы:

 

  1. Назовите группы выращиваемой продукции.
  2. Приведите примеры выращиваемой продукции различных питомнико

 

 

 

 

 

Тема 1.4 Общие приёмы агротехники декоративных травянистых растений

Практическая работа №7

Приёмы ухода за декоративными культурами

Цель:

1.      Закрепить и углубить теоретические знания  о приёмах ухода за декоративными культурами

2.      Изучить основные приёмы ухода за декоративными растениями

3.      Изучить садовые инструменты и механизмы, применяемые при уходе за растениями

В результате студент должен:

Знать:

-ассортимент цветочно-декоративных и древесно-декоративных растений

-приёмы ухода за декоративными культурами

-назначение специализированных материалов, оборудования и инструментов для ухода

-правила техники безопасности и охраны труда

Уметь:

-обеспечивать соблюдение техники безопасности на объектах озеленения и строительства садово - парковых сооружений

-организовывать работы по уходу за декоративными растениями

формирование элементов следующих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПК 1. Анализировать спрос на услуги садово-паркового и ландшафтного строительства.

ПК 2. Продвигать услуги по садово-парковому и ландшафтному строительству на рынке услуг.

ПК 3. Организовывать садово-парковые и ландшафтные работы.

ПК 4 . Контролировать и оценивать качество садово-парковых и ландшафтных работ.

Теоретический материал:

Уход за декоративными растениями состоит из нескольких этапов и включает в себя ряд операций:

1.      Обработка почвы – лущение, вспашка, боронование и шлейфование, планировка, прикатывание, культивация, рахление почвы, прополка, миульчирование, перекопка

2.      Закаливание растений и посадка в открытый грунт

3.      Система орошения –дождевание, полив напуском, закрытая орошительная система, подземное орошение, опрыскивание, промывка, полив

4.      Система удобрения –гидропоника, культурооборпоты, внесение подкормки

5.      Зелёные операции – обрезка, стрижка, прищипка, пасынкование, срезка цветов, прореживание, подвязка, пришпиливание, дефолиация, антитранспирация

6.      Защита растений – борьба с вредителями, сорняками, низкими температурами

Оборудование: образцы почв, ящики, контейнеры, садовые инструменты, перчатки.

 

 

 

 

Порядок выполнения работы:

 

1.      Получить индивидуальное задание на выполнение практической работы.

2.      Определить и описать агротехнические способы обработки почвы в контейнере.

3.      Определить и описать агротехнические способы ухода за предложенными растениями.

4.      Описать используемые садовые инструменты.

5.      Сделать рисунки используемых садовых инструментов.

 

Контрольные вопросы:

 

1.      Каковы основные приёмы обработки почвы?

2.      Приёмы закаливания и высадки рассады.

3.      Виды полива растений

4.      Приёмы внесения удобрений

5.      Для чего проводят культурообороты?

6.      Что такое гидропоника?

7.      Приёмы ухода за растениями.

 

 

 

Тема 5.1 Размножение древесных и кустарниковых пород

Практическая работа №8

Расчет посадочного материала

Цель:

1.      Рассчитать нормы посева древесных и кустарниковых пород

2.      Рассчитать потребность в семенах одревесневших и зелёных черенках, отводках, в привитых формах

В результате выполнения работы студент должен:

Знать:

-ассортимент цветочно-декоративных и древесно-декоративных растений

-количество посадочного материала

-посевные качества семян

Уметь:

-производить расчеты посадочного материала

формирование элементов следующих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПК 1. Анализировать спрос на услуги садово-паркового и ландшафтного строительства.

ПК 2. Продвигать услуги по садово-парковому и ландшафтному строительству на рынке услуг.

ПК 3. Организовывать садово-парковые и ландшафтные работы.

ПК 4 . Контролировать и оценивать качество садово-парковых и ландшафтных работ.

Теоретический материал:

Основными факторами, которые необходимо учитывать при расчете потребности в семенах и рассаде следующие:

1.         биологические и сортовые особенности культуры

2.         механический состав почв

3.         цели, на которые выращивается культура

4.         климатические условия

5.         биотический фактор - наличие болезней и вредителей

6.         человеческий фактор

Если семена дражированы, то норма высева увеличивается на 5%. Страховой фонд семян должен составлять до 15% от общего количества семян или рассады.
Посевные качества семян:

·                Всхожесть - количество проросших семян к общему количеству семян. Существует также понятие оранжерейной всхожести - всхожесть семян в защищенном грунте.

·                Энергия прорастания - количество семян, проросших к определенному сроку к общему количеству семян.

·                Чистота - количество семян культуры, выраженных по отношению к общей массе семян.

·                Хозяйственная годность - всхожесть семян, помноженная на чистоту и выраженная в процентном отношении.

Таким образом, искомая норма посева (Hx) будет составлять Hx=(Г1*H1)/Гx, где Г1 - посевная годность семян первого класса, Н1 - посевная норма семян первого класса (справочная величина), Гx - посевная годность семян, используемых семян.
Таким образом, актуальная посевная норма H будет равна Н=(Г*m*n)/(b*X)*100*100, где - Г - густота стояния, m - масса 1000 семян, n - фактор самоизреживания, b - полевая всхожесть, Х - хозяйственная годность.
N (фактор самоизреживания) равен n=(100+Y)/100, где Y - уровень самоизреживания, который можно рассчитать по формуле: Y=(C/Вл)*100, где С - самоизреживание, которое учитывается при формировании страхового фонда, Вл - лабораторная всхожесть. 

Действующие нормы высева семян и кустарников установлены в примерном количестве. Они составлены по лесорастительным зонам для посева узкострочных семян первого класса качества, имеющих определенную среднюю массу. Если фактическая масса 1000 штук семян на 15 -20 % и более отличается от приведенных в справочной таблице норм высева, последние должны быть уточнены по формуле:
А=А1*В/В1 , где
А – норма высева с учетом фактической массы семян, г на 1 погонный метр строки;
А 1 – средняя норма высева по табличным данным,  г на 1 погонный метр строки;
В – фактическая масса 1000 семян, г;
В 1 – средняя масса 1000 семян по табличным данным, г.
Следует учитывать, что рассматриваемая  норма не в полной мере учитывает посевные качества семян: при посеве семян хвойных пород второго класса качества норма высева увеличивается на 30 %, а 3-го класса – на 100 %; для лиственных (кроме березы) она соответственно увеличивается на 20 и 60 %; для березы второго класса – на 50 % и третьего класса - на  100 %.
При установлении нормы высева рекомендуется использовать формулу (кафедры лесных культур МЛТИ), которая базируется на показателях качества семян из удостоверения о кондиционности семян, %
Н=(ОМ-10)/(ВКЧ) , где
Н – норма высева семян, г/м
О – оптимальное число всходов на 1 м
М – масса 1000 штук семян, г
В – всхожесть семян, %
К – поправочный коэффициент на грунтовую всхожесть семян
Ч – чистота семян, %
При расчете норм высева по этой формуле необходимо знать оптимальное количество всходов на 1 м посевной строки и поправочный коэффициент, который устанавливается экспериментально. Остальные показатели берут из удостоверения о кондиционности  семян.

Оборудование: иллюстрации различных древесно-кустарниковых пород, литературные источники, журналы, листы А-4, карандаши, ручки

Порядок выполнения работы:

1.      Получить индивидуальное задание на выполнение практической работы.

2.      Рассчитать норму высева древесно-кустарниковых пород.

3.      Результаты записать в таблицу.

Контрольные вопросы:

1.      Какие существуют способы размножения древесных и кустарниковых пород?

2.      Что такое семенное размножение?

3.      Назовите качества семян.

 

Практическая работа №9

Расчет с учетом норм посева древесных и кустарниковых пород

Цель:

  1. Рассчитать нормы посадочного материала средних и крупных размеров для закладки и планового выпуска сеянцев кустарниковых пород.

В результате выполнения работы студент должен:

Знать:

-ассортимент цветочно-декоративных и древесно-декоративных растений

-количество посадочного материала

-посевные качества семян

Уметь:

-производить расчеты посадочного материала

формирование элементов следующих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПК 1. Анализировать спрос на услуги садово-паркового и ландшафтного строительства.

ПК 2. Продвигать услуги по садово-парковому и ландшафтному строительству на рынке услуг.

ПК 3. Организовывать садово-парковые и ландшафтные работы.

ПК 4 . Контролировать и оценивать качество садово-парковых и ландшафтных работ.

 

 

 

 

 

 

\Теоретический материал:

Нормирование площади отдельных элементов озеленения объектов зелёного строительства

Корректировка норм посадки древесно-кустарниковых пород в различных видах насаждений позволяет провести расчет показателей, характеризующих удельный вес площадей, занятых под газонами, лунками деревьев и кустарников, цветниками. Удельный вес отдельных элементов озеленения рассчитывается в процентах к озелененной территории объекта, исходя из норм посадки деревьев и кустарников по видам насаждений и площадей питания древесно-кустарниковых пород.

Средний размер лунки дерева во всех видах зеленых насаждений (кроме бульваров) для расчета принят равным 3 м2, а для кустарников - 1 м2. Для бульваров принимается: площадь лунки дерева - 2 м2, кустарника - 0,5 м2. Вся остальная территория, кроме цветников, отводится под газоны.

Так, например, для парка (применительно к северному району Нечерноземной зоны) площадь газонов на 1 га озелененной территории составит: 10000 - (130 ´ 3 + 1300 ´ 1 + 100) = 8210 м2, или 82 % общей площади озеленения объекта.

Оборудование: иллюстрации различных древесно-кустарниковых пород, листы А-4, литературные источники, журналы.

Порядок выполнения работы:

1.      Получить индивидуальное задание на выполнение практической работы.

2.      Рассмотреть и изучить посадочный материал.

3.      Сделать расчёт по исходным данным.

4.      Рассчитать количество посадочного материала для  закладки саженцев.

5.      Составить таблицу по полученным результатам.

Контрольные вопросы:

1. Документы на нормы посадочного материала.

2. Нормирование площади отдельных элементов озеленения объектов зелёного строительства.

3. Экономическая оценка разработанных норм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1.6.  Выращивание саженцев древесных и кустарниковых пород

Практическая работа №10

Разработка технологических карт на выращивание посадочного материала древесно-кустарниковых пород

Цель:

  1. Закрепить и углубить знания о древесно-кустарниковых породах

2.      Овладеть навыками составления технологических карт по выращиванию древесно-кустарниковых пород

В результате выполнения работы студент должен:

Знать:

-ассортимент древесно-кустарниковых пород

-содержание технологической карты

-назначение специализированных материалов, оборудования и инструментов

-правила техники безопасности и охраны труда

-способы корректировки садово-парковых и ландшафтных работ

Уметь:

-подбирать растения, материалы,  оборудование и инструменты

для садово-парковых и ландшафтных работ

-обеспечивать соблюдение техники безопасности на объектах озеленения и строительства садово  - парковых сооружений

формирование элементов следующих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПК 1. Анализировать спрос на услуги садово-паркового и ландшафтного строительства.

ПК 2. Продвигать услуги по садово-парковому и ландшафтному строительству на рынке услуг.

ПК 3. Организовывать садово-парковые и ландшафтные работы.

ПК 4 . Контролировать и оценивать качество садово-парковых и ландшафтных работ.

Теоретический материал:

Технологическая карта — это стандартизированный документ, содержащий необходимые сведения, инструкции для персонала, выполняющего некий технологический процесс или техническое обслуживание объекта.

Технологическая карта (ТК) должна отвечать на вопросы:

1.        Какие операции необходимо выполнять

2.        В какой последовательности выполняются операции

3.        С какой периодичностью необходимо выполнять операции (при повторении операции более одного раза)

4.        Сколько уходит времени на выполнение каждой операции

5.        Результат выполнения каждой операции

6.        Какие необходимы инструменты и материалы для выполнения операции.

Технологические карты разрабатываются в случае:

1.         Высокой сложности выполняемых операций;

2.         Наличие спорных элементов в операциях, неоднозначностей;

3.         При необходимости определения трудозатрат на эксплуатацию объекта.

Как правило, ТК составляется для каждого объекта отдельно и оформляется в виде таблицы. В одной ТК могут быть учтены различные, но схожие модели объектов. Технологическая карта составляется техническими службами предприятия и утверждается руководителем предприятия (главным инженером, главным агрономом).

Оборудование: иллюстрации различных древесно-кустарниковых пород, листы А-4, литературные источники, журналы.

Порядок выполнения работы:

1.      Получить индивидуальное задание на выполнение практической работы.

2.      Используя литературные источники, иллюстрации сформулировать показатели состояния выращиваемых древесно-кустарниковых культур.

3.      Продумать методику отслеживания каждого показателя.

  1. Разработать схему технологической карты по выращиванию древесно-кустарниковых пород (в виде таблицы).

5.      Выполнить схему технологической карты на листе А-4.

Контрольные вопросы:

1.      Какие показатели дают информацию о состоянии выращиваемых древесно-кустарниковых пород.

2.      Агротехнические приёмы выращивания древесно-кустарниковых пород.

3.      Правила ведения технологических карт по выращиванию древесно-кустарниковых пород.

4.      Значение использования технологических карт при выращивании древесно-кустарниковых пород.

 

 

Тема 1. 7 Севообороты и культурообороты

Практическая работа №11

Составление севооборотов, культурооборотов и ротационных площадей

Цель:

  1. Закрепить и углубить знания о значении севооборотов, культурооборотов
  2. Дать представление о составлении ротационных таблиц

В результате выполнения работы студент должен:

Иметь представление:

- о севооборотах,  культурооборотах и их значении

Знать:

-методику составления севооборотов, культурооборотов

 

Уметь:

-составлять простые и смешанные севообороты и ротационные таблицы

 

 

 

 

формирование элементов следующих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПК 1. Анализировать спрос на услуги садово-паркового и ландшафтного строительства.

ПК 2. Продвигать услуги по садово-парковому и ландшафтному строительству на рынке услуг.

ПК 3. Организовывать садово-парковые и ландшафтные работы.

ПК 4 . Контролировать и оценивать качество садово-парковых и ландшафтных работ.

Оборудование: статистические данные о севооборотах и культурооборотах, листы А-4, карандаши, ручки, иллюстрации различных древесно-кустарниковых пород, литературные источники, журналы, каталог древесно-кустарниковых пород.

Теоретический материал:

Для более лучших результатов в выращивании древесно-кустарниковых пород необходимо использовать севообороты и культурообороты.

Под севооборотом понимают процесс выращивания основных культур — посадочного материала для озеленения, прерываемый для поднятия плодородия почвы различного рода парами или выращиванием на этих же площадях других культур (трав, пропашных культур).

Севообороты вносят систему в эксплуатацию земли, дают возможность получить ценные наблюдения, позволяющие улучшать выращивание растений и повышать их качество.

Чистым паром называют паровое поле, свободное от возделываемых культур и обрабатываемое в течение вегетационного периода.

Любой севооборот должен сохранять плодородие почвы, улучшать ее структуру, эффективность борьбы с сорняками. Сохранению плодородия почвы помогают в первую очередь мелиорация (известкование, гипсование) и внесение удобрений.

Однако севооборот, который предполагает не только смену полей основного производства (из-под деревьев и кустарников) полями пара, трав, но и чередование пород на одном и том же месте, т. е. чередование древесных культур — культурооборот, позволяет целесообразно использовать и максимально сохранить почвенное плодородие.

Чередование пород учитывают как в культурообороте, так и при составлении общего севооборота для каждого отдела питомника — посевного отделения и школ. При севообороте каждого отдела учитывают сроки выращивания растений в соответствующем отделе до получения из них стандартного материала и время, необходимое для восстановления плодородия, уничтожения сорняков и накопления влаги.

Определении количества полей можно получить из ротационных таблиц (табл. 1 и 2).

Ротацией называется период между первым и повторным высаживанием культуры на поле севооборота.

Эти таблицы составлены для выращивания группы медленнорастущих пород — ясеня обыкновенного, липы и клена остролистного — в посевном отделении и I школе. В посевном отделении их выращивают 2 года, в I школе — 5 лет.

В предлагаемых ротационных таблицах в севообороты включено лишь по одному полю, не занятому основным производством. Это поле используют под черный пар — в зонах недостаточного увлажнения и сидеральный пар — в зонах достаточного увлажнения. Такая схема рекомендуется теперь для питомников большинства районов нашей страны вместо ранее применявшихся севооборотов, в которые включались поля злаковых и бобовых трав (одно - и многолетних), сидеральных и черных паров и даже пропашных культур.

Оборудование: статистические данные о севооборотах и культурооборотах, листы А-4, карандаши, ручки, иллюстрации различных древесно-кустарниковых пород, литературные источники, журналы.

 

 

Порядок выполнения работы:

 

1.      Получить индивидуальное задание на выполнение практической работы.

2.      Используя литературные источники, иллюстрации изучить критерии подборки растений для севооборотов и культурооборотов.

3.      Используя данные составить схемы простых и смешанных севооборотов, и культурооборотов.

4.      Составить ротационные таблицы на площади 50, 100, 200 м2

Контрольные вопросы:

  1. Основные правила севооборотов и культурооборотов.
  2. Значение севооборотов и культурооборотов.
  3. Простые и смешанные севообороты.
  4. Правила составления ротационных таблиц на заданной площади.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



   

 

 

 

 

 

 Тема 1.8 Основы и селекции и семеноводства

Практическая работа №12

Работа с документами на семенной материал

Цель:

  1. Закрепить и углубить знания об основах селекции и семеноводства
  2. Дать представление о составлении документации на семенной материал

В результате выполнения работы студент должен:

 

Иметь представление:

- об основах селекции и семеноводства

Знать:

-понятие сорта и его признаки, способы выведения сорта

-основные методы селекции, материал для селекции

-стадии спелости семян, способы уборки семян, режимы их хранения

Уметь:

- выполнять комплекс работ по сбору и хранению семенного материала на коллекционном участке

формирование элементов следующих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПК 1. Анализировать спрос на услуги садово-паркового и ландшафтного строительства.

ПК 2. Продвигать услуги по садово-парковому и ландшафтному строительству на рынке услуг.

Теоретический материал:

Большинство растений при размножении семенами признаки данного сорта.  Семенной способ размножения применяют при выведении новых сортов растений, при выращивании  древесно-кустарниковых пород.

Семена, предназначенные для посева, должны обладать высокими посевными и сортовыми качествами.

Декоративные растения высокого качества можно получить только из здоровых сортовых семян.  Щуплые, повреждённые, невызревшие семена нежизнеспособны.  Необходимо избегать малоценных  смесей.

Семена для посева должны иметь высокие показатели всхожести и чистоты.

Оборудование: образцы семян различных древесно-кустарниковых пород, чашки Петри, пинцеты, лупы, литературные источники, журналы.

Порядок выполнения работы:

1.      Получить индивидуальное задание на выполнение практической работы.

2.      Провести анализ семенного материала по критериям определения качества семян

3.      Составить документацию на семенной материал:

-акт

-аттестат

-свидетельство

4.      Оформить документацию в виде отдельных бланков на каждую пробу семян.

 

 

Контрольные вопросы:

1.      Понятие о сорте.  Сортовые признаки.

2.      Государственное сортоиспытание.  Карантин и его значение.

3.      Получение чистосортного семенного материала.

4.      Правила составления документации на семенной материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

Основная:

1.      Громадин А.В. Дендрология: учебник для студ. образовательных. учреждений сред. проф. образования /А.В.Громадин, Д.Л.Матюхин. – М.: Издательский центр «Академия», 2019.

2.      Бурова В.В. Спросите у дерева: настольная книга садовода /В.В.Бурова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2017

Дополнительная:

3.      Хессайон Д.Г. Все о вечнозеленых растениях /Пер. с англ. О.И.Романовой, науч. ред. В.Р.Филин. – М.: Издательство «Кладезь-Букс», 2018.

Садовые растения. Карманный справочник. – М.: ЗАО «Фитон+», 2017.

4.      Современный ландшафтный дизайн. – М.: ООО «Издательство АДЕЛАНТ», 2017.

5.      Соколова Т.А. Декоративное растениеводство (древоводство).-М.:Академия, 2019

6.      Гладкий Н.П. Питомник декоративных деревьев и кустарников. – Ленинград: Издательство литературы по строительству, 2015.

7.      Камшилов Н.А. Практические советы по садоводству. – М.: «Колос», 2015

8.      Кочарян К.С. Чудо-сад своими руками. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016.

9.      Ландшафтный дизайн от А до Я. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2014.

10.  Валягина-Малютина Е.Т. Деревья и кустарники Средней полосы Европейской части России: Определитель. – СПб: «Специальная Литература», 2018

11.  Горнизоненко Т.С. Справочник современного ландшафтного дизайнера /Т.С.Гарнизоненко, - Ростов н/Д: «Феникс», 2015.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к практическим работам

Приложение 1

 

Схема лесного питомника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Организация территории лесного питомника

Рис. 2. Организация территории лесного питомника площадью 30 га с орошением: 1 - посевное отделение; 2 - школьное отделение; 3 - лесополосы; 4 - живая изгородь; 5 - участки для прикопки посадочного материала, приготовления компоста и других хозяйственных целей; 6 - дороги и полосы с гидрантами. I-V - поля севооборотов 1,68 и 5,1 - размер участка, га

Рис. 1. Организация территории лесного питомника площадью 30 га с орошением: 1 - посевное отделение; 2 - школьное отделение; 3 - лесополосы; 4 - живая изгородь; 5 - участки для прикопки посадочного материала, приготовления компоста и других хозяйственных целей; 6 - дороги и полосы с гидрантами. I-V - поля севооборотов 1,68 и 5,1 - размер участка, га


Приложение 3

Таблица 1

Ротационная таблица посевного отделения (2 года выращивания)

 

Год

Номер поля 1

1

2

3

2004

2005 2006

Сеянцы 1-го года выращивания

Сеянцы 2-го года выращивания

Пар

Пар

Сеянцы 1-го года выращивания

Сеянцы 2-го года выращивания

Сеянцы 2-го года выращивания

Пар

Сеянцы 1-го года выращивания

Примечание. В 2007 г. занятость полей такая же, как и в 2004 г. и т. д.

 

Таблица 2

Ротационная таблица I Школы медленнорастущих пород с 5-летним сроком выращивания

 

Год

Номер поля

1

2

3

4

5

6

2004

Саженцы

Пар

Саженцы

Саженцы

Саженцы

Саженцы

1-го года

5-го года

4-го года

3-го года

2-го года

Выращивания

Выращивания

Выращивания

Выращивания

Выращивания

Выращивания

2005

Саженцы

Саженцы

Пар

Саженцы

Саженцы

Саженцы

2-го года

1-го года

5-го года

4-го года

3-го года

2006

Саженцы

Саженцы

Саженцы

Пар

Саженцы

Саженцы

3-го года

2-го года

1-го года

5-го года

4-го года

2007

Саженцы

Саженцы

Саженцы

Саженцы

Пар

Саженцы

4-го года

3-го года

2-го года

1-го года

5-го года

2008

Саженцы

Саженцы

Саженцы

Саженцы

Саженцы

Пар

5-го года

4-го года

3-го года

2-го года

1-го года

2009

Пар

Саженцы

Саженцы

Саженцы

Саженцы

Саженцы

5-го года

4-го года

3-го года

2-го года

1-го года!

 

Таблица 3

Ротационная таблица посевного отделения со сроком выращивания сеянцев один и два года при равных площадях под каждой группой

 

Год

Номер поля

1

2

3

4

5

2000

2001

2002

2003

2004

2005

СП-1

СП-2

Занятой пар

С1

Черный пар

СП-1

Черный пар

СП-1

СП-2

 Занятой пар

С1 Черный пар

С1

Черный пар

СП-1

СП-2

Занятой пар

С1

Занятой пар

С1 Черный пар

СП-1

СП-2

Занятой пар

Черный пар

 Занятой пар

С1

Черный пар

СП-1

СП-2

Примечание. СП-1 — сеянцы первого года с 2-летним сроком выращивать СП-2 — сеянцы второго года с 2-летним сроком выращивания; О — сеянцы с однолетним сроком выращиван


Приложение 4

Характеристика простых минеральных удобрений

 

Удобрение 

Цвет

Содержание питательных веществ %

Реакция

Растворимость в воде

Гигроскопичность

Слеживаемость

при хранении

АЗОТНАЯ

Аммиачная селитра

Белый  

34-35

Кислая

Очень хорошая

Очень сильная

слабая у  гранулированной

Натриевая

селитра

Белый или желтоватый

 

16

Щелочная

Удовл.

Слабая

Незначительная

Сульфат аммония

Белый или серый

20 - 21

Кислая

Хорошая

Слабая

Незначительная

Мочевина

(карбамид)

Белый

46

Кислая

Хорошая

Слабая

Значительная

ФОСФОРНЫЕ

Суперфосфат простой и гранулированный

Белый или серый

14 - 20

Кислая

Очень хорошая

Слабая

Незначительная

КАЛИЙНЫЕ

Сульфат калия (серно кислый калий)

Серый

45 - 50

Кислая

Хорошая

Слабая

Незначительная

Хлористый калий (мелкокристаллический порошок)

Розовый, белый

52 - 62

Кислая

Хорошая

Слабая

Незначительная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

 

Характеристика семян цветочных культур

 

Название растения

Размер, мм

Окраска

Характерные

особенности

Количество в 1 грамме, шт

Срок хранения

Агератум

1,5 - 2

Черная

Клиновидные, с хохолком

7000 - 8000

1 – 2 года

Аквилегия

2,5 - 3

Черная

Блестящие, округлые

500 - 600

1 – 2 года

Астра

3 – 4,5

Серовато - желтая

Клиновидные, опушенные

400 - 500

1 год

Тагетес

8 - 11

Черная

Продолговатые с хохолком

300 - 500

3 – 4 года

Бегония

0,2 – 0,3

Оранжево - желтая

Овальные, гладкие

200000

2 – 3 года

Василек

3 – 4

Светло - серая

С хохолком

250 - 400

1 – 2 года

Вербена

4 - 5

Серовато - коричнева

Палочковид-

ные

350 - 500

1 -2 года

Виола (анютины глазки)

1 – 1,8

Коричневая

Овальные

800 - 900

2 – 3года

Гвоздика

2 – 3

Черная

Плоские, шероховатые

600 - 800

2 – 3 года

Георгина

9 - 14

Темно –

серая

Сплюснутые, эллиптическ

ие

160 - 200

2 – 3 года

Горошек душистый

4 – 5

Темно - коричневая

Круглые

10 - 15

3 – 4 года

Ипомея

4,5 - 6

Черная

Трехгранные

40 -50

2 – 3 года

Календула

10 - 15

Желтоватая,

коричневая

Ладьевидные,

когтевидные,

кольцевидные

120 - 170

2 – 3 года

Колокольч

ик

0,4 - 1

Светло – коричневая, серовато - коричневая

Сплюснутые, яйцевидные

4500 - 5000

2 – 3 года

Космос

7 - 12

Серая, темно                                              - желтая, коричневая

Продолгова - тые

160 - 250

1 – 2 года

Левкой

2,5 - 3

Желтая, коричневая

Округлые, сплюснутые

600 - 700

4 – 5 года

Лобелия

0,5 – 0,6

От светло – желтый до коричневой

Округлые

35000

3 – 4 года

Лобулярия

1 – 1,4

Светло - коричневая

Сплюснутые,

овальные

4000

2 – 3 года

Львиный зев

0,8 - 1

Черная или темно серая

Яйцевидные, матовые

6000 - 8000

3 – 4 года

Мальва

3,5 - 4

Коричневая

Почковидные

80 - 100

2 – 3 года

Маргаритка

1,4 – 1,8

Зеленовато –

серая

Сплюснутые

5000 - 6000

2 – 3 года

Наперсняк

0,7 - 1

Светло - коричневая

Цилиндрическ

ие

8000 - 10000

1 – 2 года

Настурция

10 - 15

Серовато - коричневая

Округло Почковидные

6 - 10

3 – 4 года

Незабудка

1,5 - 2

Черная

Яйцевидные, блестящие

1500 - 2000

2 – 3 года

Перилла

1,2 - 2

Коричневая

Шаровидные,

шероховатые

800 - 1000

1 – 2 года

Петуния

0,5 – 0,6

Темно- желтая, коричневая

Шаровидные

5000 – 7000

2 – 3 года

Примула

1 – 1,2

      Темно - коричневая     

Неправильно шаровидные

1200

1 год

Сальвия

2,5 – 2,8

Светло – серая, желтоватая

Шероховатые

350 - 400

3 – 4 года

Фасоль

18 - 22

Буровато - феолетовая

Почковидные, блестящие

1

3 – 4 года

Цинния

6 - 8

Темно – серая или бурая

Копьевидные, сплюснутые

120 - 200

1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

Окраска цветков и соцветий цветочно – декоративных растений

 

 

 

Растения

Белый

Желтый

Коричневый

 

Розовый

Красный

Голубой

Синий

Пурпурный

Фиолетовый

Многоцветный

Летники

Агератум Хоустона

+

 

 

+

 

+

 

 

+

 

Астра Китайская

+

 

 

+

+

+

+

+

+

+

Бегония Вечноцветущая

+

 

 

+

+

 

 

 

 

 

Бегония Клубневая

+

+

 

+

+

 

 

 

 

 

Вербена Гибридная

+

 

 

 

+

 

+

 

+

+

Гвоздика Китайская

+

 

 

+

+

 

 

+

+

+

Душистый Горошек

+

 

+

+

+

+

+

+

+

 

Календула Лекарственная

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

Космос Двыждыперистный

+

 

 

+

+

 

 

+

+

 

Лобелия Эрину

с

+

 

 

+

 

+

+

 

 

 

Лобулярия Морская

+

 

 

+

 

 

 

 

+

 

Львиный Зев Большой

+

+

 

+

+

 

 

+

+

+

Настурция большая

 

+

 

 

+

 

 

 

 

+

Петуния гибридная

+

 

 

+

+

 

+

+

+

+

Сальвия блестящия

+

 

 

+

+

 

 

 

+

 

Табак крылатый

+

+

 

+

+

 

 

 

 

 

Тагетес отклоненный

 

+

+

 

 

 

 

 

 

+

Тагетес

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

Прямостоячий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тагетес Тонколистный

 

+

 

+

 

 

 

 

 

 

Циния изящная

+

+

 

+

+

 

 

 

 

+

+

+

Двулетники

Виола (анютины глазки)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Гвоздика бородатая

+

 

 

+

 

+

 

 

 

 

+

Колокольчик средний

+

 

 

+

 

+

+

 

 

 

Мальва

+

+

 

+

+

 

 

+

+

 

Маргарита

+

 

 

+

+

 

 

+

 

 

Наперстянка

+

 

 

+

+

 

 

+

 

 

Незабудка

+

 

 

+

 

+

 

 

 

 

Многолетники

Астильба арендса

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аквилегия гибридная

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

Гиоцинт восточный

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

Гладиолус гибридный

+

+

+

+

+

+

 

+

+

+

Дельфиниум культурный

+

 

 

+

 

+

+

 

+

+

Ирис бородатый

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

Ирис сибирский

+

 

 

 

 

+

+

 

+

 

Ирис Японский

+

 

+

 

 

+

+

+

+

+

Ирис болотный

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

Лилия

+

+

 

+

+

 

 

+

+

+

Нарцисс

+

+

 

 

 

 

 

 

 

+

Нивяник

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пион китайский

+

 

 

+

+

 

 

+

 

 

Примула обыкновенная

+

+

 

+

+

+

+

+

+

 

Тюльпан

+

+

+

+

+

 

 

+

+

+

Флокс метельчатый

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Министерство науки и высшего образования

Министерство науки и высшего образования

Одобрено предметно-цикловой комиссией ___________________________ протокол № ____ от ______________

Одобрено предметно-цикловой комиссией ___________________________ протокол № ____ от ______________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методические указания по выполнению практических работ по

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методические указания по выполнению практических работ по

Способность выполнять полученное задание

Способность выполнять полученное задание

Допускается обработка растений мыльным раствором или мыльной пеной, табачным настоем, 5%-ным раствором мочевины; · при получении травм, а также при плохом самочувствии студенты должны немедленно…

Допускается обработка растений мыльным раствором или мыльной пеной, табачным настоем, 5%-ным раствором мочевины; · при получении травм, а также при плохом самочувствии студенты должны немедленно…

Тема 1.1 Основной ассортимент цветочных и декоративных культур

Тема 1.1 Основной ассортимент цветочных и декоративных культур

Ассортимент декоративных травянистых растений:

Ассортимент декоративных травянистых растений:

Практическая работа №2 Разработка технологических карт по выращиванию однолетних и многолетних цветочных культур

Практическая работа №2 Разработка технологических карт по выращиванию однолетних и многолетних цветочных культур

Стоимость семян. Рассады и посадочного материала определяется на весь период работ по возделыванию каждой культуры

Стоимость семян. Рассады и посадочного материала определяется на весь период работ по возделыванию каждой культуры

Тема 1.2 Декоративные и травянистые растения защищённого грунта

Тема 1.2 Декоративные и травянистые растения защищённого грунта

Пряморослые 2. Ампельные 3

Пряморослые 2. Ампельные 3

Тема 1.2 Декоративные и травянистые растения защищённого грунта

Тема 1.2 Декоративные и травянистые растения защищённого грунта

Теоретический материал: При создании той или иной формы цветочных насаждений большое значение имеет правильный подбор растений

Теоретический материал: При создании той или иной формы цветочных насаждений большое значение имеет правильный подбор растений

Тема 1. 3 Организация питомников

Тема 1. 3 Организация питомников

По способу организации территории и характеру технологического процесса выделяют еще круговые и подпологовые лесные питомники

По способу организации территории и характеру технологического процесса выделяют еще круговые и подпологовые лесные питомники

Контрольные вопросы:

Контрольные вопросы:

Продуцирующей части организуется следующие хозяйственные деления (части): посевное отделение – предназначенное для выращивания сеянцев (растения, выращенные из семени без пересадки в течение 1,2 или 3…

Продуцирующей части организуется следующие хозяйственные деления (части): посевное отделение – предназначенное для выращивания сеянцев (растения, выращенные из семени без пересадки в течение 1,2 или 3…

Тема 1.4 Общие приёмы агротехники декоративных травянистых растений

Тема 1.4 Общие приёмы агротехники декоративных травянистых растений

Порядок выполнения работы: 1

Порядок выполнения работы: 1

ПК 2. Продвигать услуги по садово-парковому и ландшафтному строительству на рынке услуг

ПК 2. Продвигать услуги по садово-парковому и ландшафтному строительству на рынке услуг

Н – норма высева семян, г/м О – оптимальное число всходов на 1 м

Н – норма высева семян, г/м О – оптимальное число всходов на 1 м

Теоретический материал: Нормирование площади отдельных элементов озеленения объектов зелёного строительства

Теоретический материал: Нормирование площади отдельных элементов озеленения объектов зелёного строительства

Тема 1.6. Выращивание саженцев древесных и кустарниковых пород

Тема 1.6. Выращивание саженцев древесных и кустарниковых пород

Результат выполнения каждой операции 2

Результат выполнения каждой операции 2

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Такая схема рекомендуется теперь для питомников большинства районов нашей страны вместо ранее применявшихся севооборотов, в которые включались поля злаковых и бобовых трав (одно - и…

Такая схема рекомендуется теперь для питомников большинства районов нашей страны вместо ранее применявшихся севооборотов, в которые включались поля злаковых и бобовых трав (одно - и…

Тема 1.8 Основы и селекции и семеноводства

Тема 1.8 Основы и селекции и семеноводства

Составить документацию на семенной материал: -акт -аттестат -свидетельство 2

Составить документацию на семенной материал: -акт -аттестат -свидетельство 2

Список литературы: Основная: 1

Список литературы: Основная: 1

Приложение к практическим работам

Приложение к практическим работам

Приложение 2 Организация территории лесного питомника

Приложение 2 Организация территории лесного питомника

Приложение 3 Таблица 1 Ротационная таблица посевного отделения (2 года выращивания)

Приложение 3 Таблица 1 Ротационная таблица посевного отделения (2 года выращивания)

Приложение 4 Характеристика простых минеральных удобрений

Приложение 4 Характеристика простых минеральных удобрений

Приложение 5 Характеристика семян цветочных культур

Приложение 5 Характеристика семян цветочных культур

Лобулярия 1 – 1,4 Светло - коричневая

Лобулярия 1 – 1,4 Светло - коричневая

Приложение 6 Окраска цветков и соцветий цветочно – декоративных растений

Приложение 6 Окраска цветков и соцветий цветочно – декоративных растений

Двулетники Виола (анютины глазки) + + + + + + + + + +

Двулетники Виола (анютины глазки) + + + + + + + + + +

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для проведения лабораторных и практических занятий ПМ.02 Ведение работ по садово-парковому и ландшафтному строительству МДК.02.01 Цветоводство и декоративное древоводство

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для проведения  лабораторных и  практических занятий ПМ.02 Ведение работ по садово-парковому и ландшафтному строительству МДК.02.01 Цветоводство и декоративное древоводство
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2021