Внеурочная деятельность/интеллектуальное направление «Почемучка»
Тема: Задача – смекалка. Задача - шутка
Цели:
1. Закрепление ранее изученного материала.
2. Развитие мышления, смекалки, внимания, познавательного интереса.
3. Содействие развитию коммуникабельности и умению работать в группах.
Оборудование. Карточки с заданиями, ребусы, кроссворд.
Учитель. Сегодня у нас проводится конкурс «Думай, смекай, отгадывай», мы будем учиться решать задачи – смекалки и задачи - шутки. Есть такой учебный предмет, который люди издавна называют царицей наук, потому что применяется в различных областях знаний. Разгадаем кроссворд и угадаем царицу наук.
1 |
|
|
м |
а |
м |
а |
|
|
|
|
2 |
|
|
к |
в |
а |
д |
р |
а |
т |
|
3 |
|
|
п |
я |
т |
ь |
|
|
|
|
4 |
|
р |
а |
в |
е |
н |
с |
т |
в |
о |
5 |
|
п |
р |
я |
м |
а |
я |
|
|
|
6 |
с |
л |
а |
г |
а |
е |
м |
о |
е |
|
7 |
|
|
|
о |
т |
р |
е |
з |
о |
к |
8 |
|
|
|
|
и |
ю |
н |
ь |
|
|
9 |
|
|
д |
е |
к |
а |
б |
р |
ь |
|
10 |
ц |
и |
ф |
р |
а |
|
|
|
|
|
1. Самое родное, любимое слово на свете (Мама)
2. Геометрическая фигура, у которой все стороны равны. (Квадрат)
3. Любимая цифра красного цвета в тетради ученика. (Пять)
4. Запись со знаком равно между левой и правой частями. (Равенство)
5. Линия без начала и конца. (Прямая)
6. Название числа при сложении. (Слагаемое)
7. Часть прямой, имеющая начало и конец. (Отрезок)
8. Шестой месяц года (начало длинных каникул). (Июнь)
9. Двенадцатый месяц года. (Декабрь)
10. Знак для записи числа (чисел). (Цифра)
Итак, мы начинаем. Но вначале я расскажу вам, откуда пришло к нам слово «математика». Из древнегреческого языка «мантеин» означает в переводе учиться приобретать знания. Это значит, что кто любит математику – тот любит знания. Математика все считает, все находит. С ее помощью ученые делают разные научные открытия.
Царица математика хотя и царица, но большая труженица. Она постоянно обходит свои владения и следит в них за порядком. Итак, Царица наук Математика начинает обход своих владений. Путь не всегда будет легким. Возьмем с собой фантазию, воображение, наблюдательность, находчивость, смекалку и смело в путь. Пожелаем себе удачи в этой замечательной стране, о которой сказочник и математик Льюис Кэрролл сказал:
«Страна чудес, встречает нас,
Страна воображения».
Но есть что-то, без чего математика ну никак не может обойтись. Отгадайте-ка мою загадку, и тогда вы узнаете, без чего жене может обойтись математика. Кто первым правильно отгадает загадку, получит 1 балл.
(В игре участвуют 2 команды. Итоги подводятся после каждого конкурса)
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете. (Цифры)
I конкурс. «Математическая разминка»
Учитель. Проверим знаете ли вы цифры, умеете ли считать.
1 команда - Счет до 10 в прямом порядке.
2 команда - Счет до 10 в обратном порядке.
Цифры, займите свои места. (Выходят дети, в руках у них цифры.)
1 Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.
Похожа единица на крючок,
А может на обломанный сучок.
2 А вот это: цифра 2.
Полюбуйся какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
Два похожа на гусенка
С длинной шеей, клювом тонким.
3 А за двойкой посмотри – выступает цифра три.
Тройка – третий из значков, состоит из двух крючков.
Цифра три, словно ласточка, смотри!
4 За тремя идет четыре
Острый локоть оттопыря.
Смотри, четыре – это стул,
Который я перевернул.
5 А потом пошла плясать по бумаге цифра 5.
Ручку вправо протянула, ножку круто изогнула.
На что похожа цифра 5?
На серп, конечно, как не знать?
6 Цифра шесть – дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
7 Вот семерка – кочерга. У нее одна нога.
Семь – точно острая коса, коси, коса, пока роса.
8 У восьмерки два кольца без начала и конца.
Цифра восемь так вкусна: их двух бубликов она.
9 Цифра 9, иль девятка, цирковая акробатка.
Если на голову встанет, цифрой шесть девятка станет
0 Цифра вроде буквы о – это ноль, иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
10 Если ж слева, рядом с ним единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это – десять.
II конкурс. «Загадочный»
Загадки
1 команда 2 команда
1) В школе есть такая птица: 1) Два колесика подряд,
Если сядет на страницу, Их ногами вертят,
То с поникшей головой А поверх торчком -
Возвращаюсь я домой. Сам хозяин крючком.
(Двойка) (Велосипед)
2) Пять ступенек – лесенка, 2) У него глаза цветные,
На ступеньках – песенка. Не глаза, а три огня.
(Ноты) Он по очереди ими
Сверху смотрит на меня.
(Светофор)
3) Что в человеке есть одно, 3) В году у дедушки 4 имени.
А у вороны вдвое, Кто это?
В лисе не встретится оно, (Весна, лето, осень, зима)
Но в огороде втрое?
(Буква О)
4) Какое русское слово состоит из 4) Кулик не велик,
трех слогов, а указывает на 33 Целой сотне велит:
буквы? То сядь, да учись,
(Аз-бу-ка) То встань, разойдись.
(Школьный звонок)
(Подведение итогов)
III конкурс. «Отгадай скорее ребус»
1 команда 2 команда
1) С 3 ЖИ 1) КО 100 ЧКА
2) 3О 2) Р 1 А
3) ПО 100 ВОЙ 3) 7Я
(СТРИЖИ, ТРИО, ПОСТОВОЙ) (КОСТОЧКА, РОДИНА, СЕМЬЯ)
(Подведение итогов)
Музыкальная пауза
(Звучит песня («Дважды два четыре»)
IV конкурс «Загадки – шутки»
1 команда
1) Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан? (Сами они войти не могут в него)
2) На птичьем дворе петух снес 3 яйца, потом еще 3. Сколько яиц снес петух? (Петухи яйца не несут)
3) Бабушка связала внукам 2 шарфа и 4 варежки. Сколько внуков у бабушки? (Два)
4) Мой приятель шел, пятак нашел. Двое пойдут. Сколько найдут? (Нельзя ответить на вопрос)
5) На березе сидели 2 вороны и смотрели в разные стороны, одна на юг, другая на север.
- У тебя, - говорит первая, - лапки в грязи.
- А у тебя, - отвечает вторая, - клюв в земле.
Как же так? Смотрят в разные стороны, а видят друг друга? (Обе смотрят друг на друга)
2 команда
1) Если курица стоит на одной ноге, то весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если она будет стоять на 2 ногах? (2 кг)
2) Дети лепили снежную бабу. После прогулки на батарее сохло 6 варежек. Сколько детей лепили снежную бабу? (3)
3) На стройке работал каменщик. В первый день он построил 2 девятиэтажных дома, а во второй день – еще 3 девятиэтажных дома. Сколько девятиэтажных домов построил каменщик за эти два дня? (Один каменщик не может так быстро строить)
4) Сколько согласных в слове СТОГ? (Сто Г)
5) Первый Назар шел на базар. Второй Назар – с базара. Какой Назар купил товар? Какой шел без товара? (Купил - второй, без товара – первый)
(Подведение итогов)
V конкурс. «Кто быстрее?»
1) Как можно быстрее составьте слова, которые кроются под следующими числами.
А |
Б |
В |
Д |
Е |
И |
К |
Л |
м |
О |
С |
Ь |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1 команда 2 команда
2 5 8 7 1 (белка) 3 10 8 7 (волк)
8 6 11 1 (лиса) 11 10 3 1 (сова)
2) Расставьте по порядку слова:
1 команда 2 команда
Обед, завтрак, ужин. Мука, хлеб, зерно.
(Подведение итогов)
VI конкурс. Головоломка. «Хитрые примеры».
Подставь вместо вопросительных знаков названия цифр так, чтобы получились слова, отвечающие на вопрос кто? или что?
1 команда 2 команда
ПО + ? + Л (подвал) СЕС + ? + ЦА (сестрица)
Р + ? + А (родина) СМОР + ? + А (смородина)
АК + ? + СА (актриса) С + ? + ЖКА (стрижка)
(Подведение итогов)
VII конкурс. «Кто больше?».
Вспомните как можно больше пословиц и поговорок, связанных с числами.
(- Один в поле не воин. От горшка два вершка.
- Два сапога – пара. Сидеть меж двух стульев.
- Одна голова – хорошо, а две лучше. Обещанного три года ждут.
- Уплетать за обе щеки. Плакать в три ручья.
- Убить двух зайцев. На все четыре стороны.
- За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
- Ум хорошо, а два лучше. Жить в четырех стенах.
- Палка о двух концах. Как пять своих пальцев.
- Заблудиться в трех соснах. Пятое колесо в телеге.
- Седьмая вода на киселе. Семь бед – один ответ.
- Восьмое чудо света. Дело десятое.
За тридевять земель, в тридевятом (тридесятом) государстве… )
Подведение итогов.
Жюри вручает памятные медали всем игрокам.
Учитель. Вот и закончился наш конкурс. Кто выиграл – не зазнавайтесь, а кто проиграл – не расстраивайтесь. У вас есть время подтянуться, пополнить свои знания. И в следующий раз вы обязательно одержите победу.
Спасибо всем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.