Конспект урока математики в 3 классе "Задачи на работу (производительность)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок открытия новых знаний
Иконка файла материала 3 кл. Задачи на работу.docx

Предмет: Математика
Класс: 3
Тема: 
Задачи на работу (производительность труда) одного объекта (введение)
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Продолжительность: 45 минут

Цели урока:

  • Познакомить с новым видом задач — задачами на работу.
  • Ввести понятия: производительность трудавремяобъём работы.
  • Научить решать простые задачи на нахождение объёма работы, времени или производительности.
  • Развивать логическое мышление, умение анализировать и работать в парах.
  • Воспитывать аккуратность, ответственность, интерес к математике.

Оборудование: доска, мел, карточки с заданиями, наглядные пособия: рисунки рабочих инструментов, часов

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин)

  • Приветствие.

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Все ль на месте? Все ль в порядке?

Ручки, книжки и тетрадки?

Все за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Математика нас ждет,

В мир открытий поведет!

  • Проверка готовности к уроку.
  • Эмоциональный настрой: "Сегодня мы будем не просто считать, а работать как настоящие учёные!"

2. Актуализация знаний (5 мин)

Устный счёт:

  • 12 + 8 = ?
  • 20 – 6 = ?
  • 4 × 5 = ?
  • 18 : 3 = ?
  • 7 + 9 = ?
  • 15 – 7 = ?

Вопросы:
- Какое действие выполняли? (сложение, вычитание, умножение, деление)
- Где мы используем эти действия? (в повседневной жизни, при расчётах)

Переход к теме:
- "А если нужно узнать, сколько деталей сделает мастер за час? Или за сколько он выполнит заказ?"
- Сегодня мы познакомимся с такими задачами — задачами на работу.

3. Постановка проблемы (3 мин)

Задача-ситуация:

Столяр сделал 12 стульев за 3 часа.
Сколько стульев он делал за 1 час?

Вопросы:

  • Что известно? (всего 12 стульев, 3 часа)
  • Что нужно найти? (сколько стульев за 1 час)
  • Как это можно вычислить? (12 : 3 = 4)

Вывод: За 1 час столяр делал 4 стула. Это его производительность.

4. Открытие новых знаний (10 мин)

Вводятся понятия:

  • Объём работы — то, что сделали (например, 12 стульев).
  • Время — сколько времени потратили (3 часа).
  • Производительность — сколько за единицу времени (за 1 час).

Дополнительный пример:

Книголюб читает 2 книги в день. Сколько книг он прочитает за 5 дней?
A = 2 × 5 = 10 (книг)
→ Производительность: 2 книги/день

5. Первичное закрепление (10 мин)

Работа в парах:
Каждая пара получает карточку с задачей.

Задача 1:

Маша шьёт 3 платья в день. Сколько платьев она сошьёт за 4 дня?
Решение: 3 × 4 = 12 (платьев)
 Ответ: 12 платьев.

Задача 2:

Петя собрал 15 грибов за 3 часа. Сколько грибов он собирал за 1 час?
Решение: 15 : 3 = 5 (грибов/час)
 Ответ: 5 грибов в час.

Вопросы для обсуждения:

  • Какой из этих случаев — «работа»?
  • Почему в первом случае умножаем, а во втором — делим?

6. Физкультминутка (2 мин)

 "Один, два, три, четыре, пять — все умеем мы считать!"
(Дети подпрыгивают, хлопают, поворачиваются — движения, имитирующие работу.)

7. Работа с учебником (8 мин)

Задание №1 (стр. 45):

"Рабочий изготовил 24 детали за 4 часа. Сколько деталей он изготавливает за 1 час?"

Решение:

 24 : 4 = 6

Ответ: 6 деталей в час.

Задание №2 (вариант):

"Мастер за 1 час делает 5 столиков. Сколько столиков он сделает за 6 часов?"

Решение:

5 × 6 = 30

 Ответ: 30 столиков.

8. Самостоятельная работа (5 мин)

Карточка (дифференцированная):

Уровень 1 (легко):

  1. Ваня читает 4 страницы в день. Сколько страниц он прочитает за 3 дня?
  2. Катя нарисовала 18 картинок за 2 недели. Сколько картинок она рисует за неделю?

Уровень 2 (средне):

  1. Рабочий за 2 часа изготавливает 10 деталей. Сколько деталей он изготавливает за 1 час?
  2. Мастер за 1 час делает 6 кресел. Сколько кресел он сделает за 5 часов?

Ответы:

  • Уровень 1: 1) 12, 2) 9
  • Уровень 2: 1) 5, 2) 30

9. Рефлексия (3 мин)

Вопросы:

  • Что такое производительность?
  • Как найти объём работы, если известны производительность и время?
  • Где можем применить эти знания? (в работе, в быту, в строительстве, в школе)

Оценка:
 "Синяя звезда" — всё понял, могу объяснить
"Жёлтая звезда" — немного трудно, но старался

 "Красная звезда" — нужна помощь

10. Домашнее задание (1 мин)

  • Составьте 2 задачи на работу (одну — на нахождение объёма, другую — на нахождение производительности).
  • Нарисуйте схему к одной из задач.

Итог урока:

  • Дети научились определять производительность, объём и время.
  • Поняли, что математика помогает рассчитывать результаты труда.
  • Учились работать в парах, слушать и объяснять.