Оглавление
Введение…………………………………………………………………………….4
Тематический план самостоятельной работы обучающихся…………………...5
Перечень тем рефератов, докладов, творческих заданий для самостоятельной
работы обучающихся……………………………………………………………....6
Методические указания по подготовке рефератов и докладов………………….8
Рекомендуемая литература для подготовки рефератов и докладов…………….9
Общие указания по выполнению творческих заданий…………………………10
Введение
Методические указания по выполнению самостоятельных работ по дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» для обучающихся четвертого курса составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины, предусматривающей согласно рабочему учебному плану самостоятельную работу обучающихся по изучению дисциплины. Методические указания отвечают требованиям Федерального государственного образовательного стандарта по специальности.
Методические указания составлены на основе многолетнего опыта преподавателя в организации самостоятельных работ по экономическим дисциплинам. Целью их создания является оказание помощи обучающимся в закреплении полученных знаний, руководство по выполнению и оформлению самостоятельных работ.
В методических указаниях дан тематический план самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. Представлен перечень тем и видов самостоятельной работы обучающихся. Для обучающихся в методических указаниях содержатся краткие рекомендации написания рефератов и докладов:
-характерные особенности реферата и доклада;
-структура реферата и доклада;
-указания по списку литературы.
Для выполнения творческих работ даны задания и методика их выполнения.
Творческие задания обучающиеся выполняют в тетради для самостоятельных работ, которую сдают на проверку преподавателю после изучения каждого раздела учебной дисциплины. Оценка за самостоятельную работу выставляется с учетом правильности и уровня сложности выполненных заданий.
Тематический план самостоятельной работы обучающихся
Наименование разделов и тем |
для специальности Технология переработки сельскохяйственной продукции |
|
Максимальная учебная нагрузка час. |
Самостоятельная работа час. |
|
1 |
2 |
3 |
Раздел 1.Отрасль в условиях рынка. |
87 |
19 |
Тема 1.1. Особенности и перспективы развития отрасли. |
2 |
|
Тема 1.2. Природные и экономические ресурсы сельского хозяйства. |
49 |
11 |
Тема 1.3. Организация сельского хозяйства как хозяйствующего субъекта. |
12 |
4 |
Тема 1.4. Имущество, капитал, специализация и размер организации. |
8 |
|
Тема 1.5. Планирование и организация сельскохозяйственного производства. |
16 |
4 |
Раздел 2. Менеджмент. |
27 |
9 |
Тема 2.1. Основы менеджмента. |
2 |
|
Тема 2.2. Управление отраслью. |
15 |
5 |
Тема 2.3. Управление конфликтами и стрессами. |
4 |
|
Тема 2.4. Искусство общения. |
6 |
4 |
Раздел 3. Маркетинг. |
22 |
10 |
Тема 3.1. Социальные основы маркетинга. |
8 |
4 |
Тема 3.2. Факторы микросреды и макросреды функционирования фирмы. |
12 |
6 |
Тема 3.3. Потребительские рынки и поведение покупателей от имени предприятия. |
2
|
|
Всего по дисциплине: |
136 |
38 |
Перечень тем сообщений, рефератов, докладов, творческих заданий для самостоятельной работы обучающихся
Наименование тем рабочей программы |
Темы сообщений, рефератов, докладов |
Творческие задания |
1 |
2 |
3 |
1.2. Природные и экономические ресурсы сельского хозяйства |
1. Земельные отношения. 2. Плата за землю. 3. Рыночная цена земли. 4. Земельная рента. 5. Современный уровень эффективности использования земли в организациях различных форм хозяйствования. 6. Обеспеченность сельского хозяйства трудовыми ресурсами. 7. Способы изучения трудовых процессов при нормировании. 8. Обеспеченность сельского хозяйства основными средствами. 9. Аренда и лизинг основных средств. 10. Материалоемкость продукции и ресурсосбережение. 11. Пути повышения эффективности использования оборотных средств. 12. Бюджетное финансирование: дотации, компенсации, субсидии. |
Разработать перечень мероприятий по повышению плодородия почвы и экономической эффективности использования сельскохозяйственных угодий. |
1.3. Организация сельского хозяйства как хозяйствующего субъекта. |
1. Унитарные предприятия (на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления). 2. Объединения организаций (предприятий: финансово-промышленные группы, ассоциации, холдинги, комбинаты, агрофирмы). |
|
1.5. Планирование и организация сельскохозяйственного производства. |
1. Принципы рациональной организации производственных процессов в сельском хозяйстве. 2. Эффективность рациональной организации производственных процессов в сельском хозяйстве. |
|
2.2. Управление отраслью. |
1. Международные фирмы и их юридическая принадлежность. |
Анализ производственных ситуаций по индивидуальным заданиям. |
2.4. Искусство общения. |
1. Формы производственных конфликтов: интрига, забастовка, саботаж. 2. Стратегия преодоления и управления конфликтом. |
|
3.1. Социальные основы маркетинга. |
1. Система маркетинга в странах Европы. 2. Система маркетинга в Японии. 3. Система маркетинга в США. |
Анализ рыночных возможностей применительно к конкретному виду товара (решение задач). |
3.2. Факторы микросреды и макросреды функционирования фирмы. |
1. Основные законы и нормативные акты, регулирующие деятельность предпринимателей в сфере маркетинга. 2. Влияние культурного окружения на покупательские привычки людей. |
Разработать «Положение о службе маркетинга». |
Методические указания по подготовке рефератов и докладов
Реферат – это обзор публикаций по заданной теме, краткое изложение в письменном виде содержания изучаемого вопроса. Подготовку реферата следует начинать со сбора исходного материала по теме (книги, статьи, заметки, иллюстрации) и его изучения.
Подготовка рефератов должна научить обучающегося работать самостоятельно, рационально и эффективно. В учебных рефератах важен не объем, а максимум результата, т.е. сумма знаний усвоенных обучающимся в результате проработки литературы.
Структурно реферат должен состоять из введения; основной части; заключения; списка используемой литературы. Во введении раскрывается актуальность темы, значение того, о чем написано в реферате. Основная часть может состоять из одного или нескольких разделов. Заключение можно оформить в виде выводов по теме. Выводы делаются на основе анализа информации, изложенной в основной части реферата. Допускается высказывание собственного мнения по изучаемому вопросу.
В списке литературы в алфавитном порядке должны быть указаны все источники информации, которые были использованы при подготовке реферата.
Доклад представляет собой развернутое изложение на определенную тему. В докладе выделяют три основные части: вступительную, в которой определяется тема и ее значимость; основную, в которой излагается содержание темы; заключительную, в которой обобщается тема, делаются выводы. Особое внимание обращается на убедительность и доказательность доклада.
Рефераты и доклады должны носить индивидуальный характер подготовки. При необходимости, преподаватель прорабатывает с обучающимся содержание, стиль, направленность, актуальность, основные положения и выводы реферата или доклада.
Следует помнить, что навыки подготовки рефератов и докладов – это основа для другой, более содержательной работы – написания курсовых и дипломных работ.
Рекомендуемая литература для подготовки рефератов и докладов
Основные источники:
1. Поликарпова, Т. И. Основы экономики: учебник и практикум для СПО / Т. И. Поликарпова. — 4-е изд., испр. и доп. — [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 247 с. Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/5AD0AE76-2115-4766-9161-415AA49673AF
2. Менеджмент: учебник для СПО / Ю. В. Кузнецов [и др.] ; под ред. Ю. В. Кузнецова. — [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 448 с. Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/FC12359A-D98F-4734-9957-3A1111517E6C
3. Михалева, Е. П. Маркетинг : учебное пособие для СПО / Е. П. Михалева. — 2-е изд., перераб. и доп. — [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 213 с. Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/2CDBBA69-9128-4A68-9154-551C3D290B59
Дополнительные источники:
1. Родина, Г. А. Основы экономики. Микроэкономика : учебник для СПО / Г. А. Родина, С. В. Тарасова ; под ред. Г. А. Родиной, С. В. Тарасовой. — [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 263 с. Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/7C885D75-C0BD-4C7D-AB47-BE4A2B45E496
2. Шимко, П. Д. Основы экономики : учебник и практикум для СПО / П. Д. Шимко. — [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 380 с. Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/D4017D62-4AA5-4F14-8467-B43C8E14A4C1
3. Менеджмент. Практикум : учебное пособие для СПО / Ю. В. Кузнецов [и др.] ; под ред. Ю. В. Кузнецова. — [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 246 с. Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/1AF41788-4E77-4C8F-8839-9F947E0A48F.
4. Михалева, Е. П. Менеджмент : учебное пособие для СПО / Е. П. Михалева. — 2-е изд., перераб. и доп. — [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 191 с. Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/69C0417E-A796-4CE4-BA94-D77A5069043A
5. Реброва, Н. П. Основы маркетинга : учебник и практикум для СПО / Н. П. Реброва. — [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 277 с. Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/583CF093-598D-4974-B44A-FAE59E432650
6. Карпова, С. В. Основы маркетинга : учебник для СПО / С. В. Карпова ; под общ. ред. С. В. Карповой. — [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 408 с. Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/C7EB260A-4BC3-4090-844C-03B7AC3113D7
Общие указания по выполнению творческих заданий
Творческое задание № 1
Разработать перечень мероприятий по повышению плодородия почвы и экономической эффективности использования сельскохозяйственных угодий. При разработке мероприятий необходимо использовать учебники и учебные пособия по экономике сельского хозяйства.
Преподаватель оценивает правильность, конкретность, полноту выполненной работы.
Творческое задание № 2
Анализ производственных ситуаций по индивидуальным заданиям. Решите производственные ситуации с использованием социально-психологических методов управления. Ответьте письменно на поставленные вопросы.
Ситуация 1 (о формировании производственного коллектива). На общем собрании, подводя итоги посевной, бригадир говорил о том, что бригада хорошо провела весенний сев. Все члены бригады проявили большое мастерство, высокую сознательность и дисциплинированность. Даже Петров и Иванов не нарушили трудовую дисциплину.
В последующие дни Петров и Иванов, как бы наверстывая упущенное, работали все же недобросовестно. Бригадир возмущался: «Вот беда! Ничего на них не действует: ни взыскания, ни похвала. А ведь я отметил их не случайно за посевную!»
1. Находите ли вы связь между речью бригадира при подведении итогов посевной и поведением Петрова и Иванова в последующие дни?
2. В чем заключается ошибка бригадира?
3. Как следовало бы ему поступить в этом случае?
Ситуация 2 (психологическая). Машинист тракторно-полеводческой бригады Куликов П.Л. работает на тракторе 8 лет, ему 26 лет.
Все члены бригады его ровесники. Большинство из них, в том числе и Куликов П.Л., неженатые.
Закончив заочно сельскохозяйственный техникум, он назначается бригадиром. Все манеры поведения, обращения, формы контакта остаются у него прежние, в частности, обращение к другу по имени, прозвищу независимо от возраста.
Психологический климат в коллективе становится прохладнее, бригаду начинает «лихорадить», программа своевременно не выполняется, не все распоряжения бригадира выполняются членами бригады, особенно друзьями.
В чем проблема? Какое решение должен принять управляющий отделением?
Ситуация 3 (по социальной активности коллектива). Начальником молочного комплекса был назначен Буряков И.С. Принимая дела, он присматривался к людям, с которыми ему предстояло работать. Присутствуя на общем собрании работников комплекса, где его представили как нового руководителя, он обратил внимание на какую-то подавленность и равнодушие рабочих.
По окончании собрания он, выйдя из зала, закурил и стал наблюдать, как расходятся люди по домам, ждал оживленных разговоров или замечаний в свой адрес. Но ничего этого не было. Рабочие расходились почти молча, обмениваясь ничего не значащими фразами.
Бурякову И.С. не понравилось, что шли люди не группами, а поодиночке или парами. Ему стало ясно – степень сплоченности коллектива низкая и предстоит большая работа с людьми.
Каковы пути повышения сплоченности коллектива?
Творческое задание № 3
Анализ рыночных возможностей применительно к конкретному виду товара. Решите задачи.
Задача 1. Агрофирма, имеющая плодово-ягодную специализацию, решает вложить деньги в переработку своей продукции (производство и продажу фруктовых соков), для чего необходимо закупить специальное оборудование. Стоимость оборудования, имеющего срок эксплуатации 10 лет, составляет 10 млн. рублей. Себестоимость сырья для получения 1 литра сока – 12 рублей.
Для работы на оборудовании в цех переработки необходимо принять 8 человек, среднемесячная зарплата каждого будет составлять 10 тыс. рублей. Максимальная ежегодная производительность цеха переработки – 150 тыс. литров сока в год.
Определить:
а) какое количество сока по цене 30 руб. за литр необходимо ежегодно производить и продавать агрофирме, чтобы окупать функционирующее оборудование и выплачивать зарплату работникам цеха переработки?
б) какую минимальную цену можно установить за 1 литр сока, чтобы окупать функционирующее оборудование и выплачивать зарплату работникам, при условии, что перерабатывающий цех работает на полную мощность?
Задача 2. «Сервис-авто» решает вложить деньги в строительство и эксплуатацию гаража для личных автомобилей жителей отдаленного московского микрорайона. Сметная стоимость строительства такого гаража, рассчитанного на 10 тыс. автомобилей – 20 млн. рублей. Расчетный срок эксплуатации гаража до его полного износа – 20 лет. Для охраны, уборки и текущего ремонта гаража требуется нанять 20 человек, каждый из которых будет получать по 5 тыс. руб. в месяц. Кроме того, фирма «Сервис-авто» должна будет выплачивать ежегодно один млн. рублей в виде других накладных расходов и расходов на услуги сторонних организаций и два млн. руб. в год в виде платы за землю и других фиксированных налогов (без учета налога на прибыль).
Определите:
а) при какой минимальной ежегодной абонентской плате будет возможно нормальное функционирование гаража при его полной загрузке, с тем чтобы покрыть затраты и уплатить налоги?
б) при какой абонентской плате (при условии полной загрузки гаража) фирме «Сервис-авто» будет экономически выгодно вкладывать деньги в строительство и эксплуатацию гаража, если для этого ей необходимо будет взять в банке кредит в размере 200 млн. руб. под 25% годовых?
в) какова будет чистая экономическая прибыль (до уплаты налогов) фирмы «Сервис-авто» (при условии полной загрузки гаража), если она установит абонентскую плату 2000 руб. в год?
Творческое задание № 4
Разработать «Положение о службе маркетинга». К разработке рекомендуется приступать только после детального изучения содержания работы маркетинговой службы и типового положения о службе маркетинга (Цыпкин Ю.А. Агромаркетинг/ Ю.А. Цыпкин, А.Н. Люкшинов, А.А. Пакулина. – М.: Мир, 2004., с. 180 – 185). «Положение о службе маркетинга» должно состоять из 4-х разделов: «Общие положения», «Задачи службы маркетинга», «Права», «Ответственность».
Преподаватель оценивает правильность, конкретность, полноту содержания разработанного обучающимся «Положения о службе маркетинга».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.