Романова Ольга Игоревна – учитель начальных классов КОУ ВО «ВЦППРК», тел. 8-951-5-543-543
Горшкова Марина Вадимовна – тьютор КОУ ВО «ВЦППРК», тел. 8-929-008-26-62
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Это важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. Целенаправленный и хорошо организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности комфортный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми; превратить их в субъектов общения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, перевести детей из позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического творчества. Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение учителя с учащимися в процессе обучения и воспитания, которое имеет определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и взаимоотношений между педагогом и учащимися [1,17]. Педагогическое общение - система социально-психологического взаимодействия педагога и детей, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им.
Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Все, что происходит в школе, взаимоотношения со сверстниками и учителями оказывает самое непосредственное влияние на становление личности школьника. Учитель выступает не только как носитель знаний, но и как человек, который помогает ребенку повзрослеть, научиться наиболее адекватным способам поведения, приобрести устойчивость собственной личности, сформировать Я-концепцию. Таким образом, стиль общения в существенной мере определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования отношений в классе. Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для учителя важно помнить, что оптимальное общение - не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями. Общий язык с детьми это не язык команд, а язык доверия [4,49].
Стиль педагогического общения определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений в классе. Под стилем общения понимают индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения находят выражение:
· особенности коммуникативных возможностей учителя; · сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; · творческая индивидуальность педагога; · особенности ученического коллектива. Причем необходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с детьми - категория социально и нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально-этические установки общества и воспитателя как его представителя [5,103].
Стилей педагогического общения много, но остановимся на основных:
- авторитарный,
- попустительский,
непоследовательный,
общение-дистанция,
общение – устрашение,
заигрывание,
демократический,
общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
Рассмотрим наиболее эффективные стили педагогического общения.
Главной особенностью демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. учащиеся сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных». Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель[3, 91].
Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью
В основе этого стиля - единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском - результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом.
В чистом виде стили не существуют. Как правило, они вырабатываются эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности. Тем не менее, от стиля педагогического общения зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие в детском коллективе. Наиболее плодотворный процесс воспитания и обучения обеспечивается именно надежно выстроенной системой взаимоотношений. Такая система должна характеризоваться:
· наличием у школьников ощущения психологической общности с педагогами;
· ориентировкой на взрослого человека с высоким самосознанием, самооценкой;
· отсутствием авторитарных форм воспитательного воздействия;
· использованием в качестве фактора управления воспитанием и обучением заинтересованности учащихся;
· единством делового и личностного общения;
· включением учащихся в целесообразно организованную систему педагогического общения, в том числе через разнообразные формы деятельности: трудовую, творческую, учебную.
Выстраивая своё общение с детьми, педагог должен понимать, что для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога- залог прочных контактов с воспитанниками.
Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважение ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.
Увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой деятельности учителя - важный показатель мастерства общения учителя.
Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.
Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.
Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам [2, 67].
Если педагог будет следовать этим советам, то избежит многих проблем и трудностей в общении. Сознательное формирование своего стиля педагогического общения возможно при определенном уровне развития способности к самоанализу профессиональной деятельности. Педагоги в этом случае в ходе профессионального взаимодействия с детьми целенаправленно ищут, отбирают и накапливают средства и способы общения, которые обеспечивают оптимальную результативность во взаимодействии с детьми и соответствуют их индивидуальности. Это в свою очередь приносит эмоциональное удовлетворение и психологический комфорт. Постепенно происходит стабилизация состава средств и способов осуществления коммуникативной деятельности, складывается определенная устойчивая целостная структура, а именно - индивидуальный стиль педагогического общения.
Список использованной литературы
1. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.,1996.
2. Михеева Т.Б. Совершенствование речевой культуры учителя: Учебно-методическое пособие. - Ростов-на-Дону, 2002.
3. Педагогика: Педагогические теории. Системы. Технологии: Учебное пособие для студентов средних пед. учеб. заведений / Под ред. С.А. Смирнова. М.: Издательский центр "Академия", 1998.
4. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Мн.: Беларуская навука, 1998.
5. Щуркова Н.Практикум по педагогической технологии. Педагогическое общение. России 2001, 250 c.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.