РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Документация
  • docx
  • 29.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Иконка файла материала РАЗВИТИЕ.docx

РАЗВИТИе ЛИЧНОСТного потенциала школьника в процессе участия в   ПРОЕКТНой ДЕЯТЕЛЬНОСТи

 

Цель образования — это формирование и развитие качеств личности, необходимых ей и обществу для включения в социально значимую деятельность.
            Внешняя цель образования как государственного института состоит в жизнеобеспечении общества в конкретно-исторических условиях, в развитии его производительных сил, общей культуры и цивилизованности, в укреплении гражданского статуса отношений и морально-правовых устоев членов общества. Внутренняя целевая направленность образования заключается в развитии личностного потенциала, в овладении прочными знаниями, умениями и навыками с возможностью их применения на практике.

Личностный потенциал ребенка понимается нами как система свойств, составляющих основу личностного развития и обеспечивающих соответствующий уровень достижений в различных видах деятельности, в первую очередь, в учебной деятельности. Личностный потенциал ребенка складывается из следующих основных компонентов, каждый из которых может быть рассмотрен как потенциал.

 Первый компонент личностного потенциала ребенка – интеллектуальный потенциал – определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность и которая складывается из знаний о внешнем мире. Ее получение зависит от природного ума, образованности и практического опыта. С этим потенциалом связана познавательная деятельность человека.

 Следующий компонент личностного потенциала ребенка - коммуникативный потенциал представляет собой систему свойств, умений и способностей, обеспечивающих ребенку успешность общения, понимания и взаимопонимания с другими людьми, способности к овладению коммуникативными качествами, умениями и навыками общения.

 Третий компонент личностного потенциала ребенка – творческий компонент – определяется умениями, навыками и способностями к созидательному и продуктивному действию, творчеству. Он предоставляет ребенку возможность творить, созидать, действовать в любой ситуации нестандартно, оригинально.

Четвертый компонент личностного потенциала ребенка - эмоционально-волевой потенциал включает систему эмоций, чувств, эмоциональных состояний, эмоциональных и волевых качеств. Развитие эмоционально-волевой регуляции связано с формированием мотивационно - смысловой сферы, мировоззрения и убеждений человека, а также способности к волевым усилиям.

Пятый компонент личностного потенциала ребенка – мотивационно - ценностный потенциал, включает систему целей, ценностей и ценностных ориентаций, социально-психологических установок личности. «Мотивационно - ценностный потенциал является важнейшим компонентом личностного потенциала, наиболее тесно связан с нравственным потенциалом и составляет единый ценностно-нравственный компонент структуры личности».

В настоящее время педагогическая наука ищет наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся личностного потенциала.  Следовательно, становится  актуальным умение обучающихся добывать знания самостоятельно и применять их во всевозможных ситуациях. Поэтому систему преподавания как получение готовых знаний необходимо реконструировать  развитием личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Осуществить данный процесс в рамках учебно-познавательной деятельности помогает проектная деятельность. Как показала практика, наибольший интерес у учащихся вызывает деятельность практического характера.

Цель проектной деятельности: создать условия для самовыражения, самореализации каждого ученика и для развития самостоятельной деятельности. Цель эта может быть достигнута через проживание детьми ситуации успеха, через чувство собственной успешности, значимости, способности преодолевать различные проблемные ситуации. В проектной деятельности у ребенка формируется «осознание» себя, своих возможностей, своего вклада. В процессе выполнения проектного задания происходит личностный рост, поэтому все обучающиеся класса участвуют в проектной деятельности в зависимости от своих возможностей и способностей.

Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:

1.   Развитие активности и инициативности учащихся.

2.  Выявление одаренных учащихся, склонных к исследовательской деятельности и развитие их творческих способностей.

3.  Развитие навыков проектно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике.

4.   Развитие у учащихся самостоятельной познавательной деятельности.

5.  Взаимодействие с родителями в плане организации совместной деятельности и расширения кругозора учащихся в области научных достижений.

Учащиеся с удовольствием работают над проектом, так как предоставляется  возможность сделать что-то самостоятельно или в группе; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать личные ресурсы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

При этом развиваются следующие умения и навыки:

      способность к методичной работе и самоорганизации;

      самодисциплина;

      желание делать свою работу качественно;

      умение работать с текстами разных видов;

      коммуникативные навыки;

      умение отбирать информацию из разных источников;

      планирование своей работы и времени;

      презентация своей работы;

      анализ и рефлексия.

Следовательно, проектная деятельность способствует развитию индивидуальности и самостоятельности ребенка.  Во время работы над проектом учащемуся предоставляется возможность  пробовать себя в новых для него ролях, способах художественной, трудовой, сочинительской, режиссерской, организационной и другой деятельности. С самого начала, уже на подготовительном этапе, учащийся проявляет способности целеполагания и планирования (составлять план коллективной и индивидуальной проектной деятельности). В ходе проектной деятельности формируется способность проявлять инициативу при реализации идеи проекта, при поиске способа (способов) решения проблемы;  рефлексировать, т.е. видеть проблему и  анализировать сделанное;  вступать в коммуникацию (взаимодействовать в ходе проектной деятельности, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).

Основные условия применения метода проекта:

      Вычленение некой значимой проблемы, требующей решения путём исследовательского поиска и применения интегрированного знания.

      Общественная или личная значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная).

      Применение исследовательских методов при проектировании.

      Структурирование этапов выполнения проекта.

      Самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

При работе над проектом очень важно обращать внимание детей на основную идею проектного замысла: Что? Зачем? Для кого? Необходимо, чтобы учащиеся в процессе работы  над проектом, помнили о его практической  или социальной значимости. Во время выполнения работы, обязательно обсуждаем планы на будущее. Что вы планируете делать дальше (закончить работу по данному проекту, повернуть её в другом направлении, продолжить разработку).

Большой интерес вызывает у учащихся работа над продуктами проектной деятельности. Результатами становятся макеты, рукописные книги, постановки спектаклей, поделки, выставки творческих работ, публикация детских работ в книгах, газетах.

На последнем этапе проектной деятельности проводится рефлексия. Анализируется деятельность детей, выявляются недостатки, положительные стороны, подводятся итоги, награждаются победители. Проводим анкетирование обучающихся, которое позволяет провести рефлексию и самоанализ. Ребята отмечают положительные и отрицательные стороны проделанной работы.

В нашем лицее работа над проектами ведется с 1 класса. В период работы над проектами у учащихся развиваются коммуникативные умения, то есть умение работать в разных группах, испытывая на себе разные социальные роли. Проектная деятельность осуществляется с выходом за границы учебника во внеурочную деятельность. В начале учебного года учащиеся выбирают тему проекта, над которой работают совместно с учителем на уроках и внеурочной деятельности. В конце года проходит защита проектов. Комиссия, созданная из преподавателей лицея, оценивает проект по общепринятым в лицее критериям. В результате  становится виден уровень выполнения проекта: базовый, повышенный или высокий.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Защита проекта строится по плану:

1.      Фамилия, имя.

2.      Название проекта, цели, задачи.

3.      Почему я начал работу над проектом?

4.      Для чего я работал над проектом?

5.      Какой продукт получил?

6.      Как я работал над проектом?

7.      Какой продукт я получил в результате работы над проектом?

8.      Что нового я узнал, чему научился?

9.      Мои впечатления от работы над проектом (вывод).

 


 

Скачано с www.znanio.ru