Обзор эффективных методик развития критического мышления у студентов СПО

  • Документация
  • docx
  • 28.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье рассматриваются эффективные методики развития критического мышления у студентов СПО, такие как "Шесть шляп мышления", "Фишбоун", "Кубик Блума", "Дебаты" и "Мозговой штурм". Автор описывает, как эти методики могут быть применены в урочной и внеурочной деятельности для формирования навыков анализа информации, аргументации и принятия обоснованных решений. Обзор основан на материалах вебинара "Критическое мышление как ресурс научно-инновационного потенциала личности педагога", проведенного преподавателями техникума.
Иконка файла материала Обзор эффективных методик развития критического мышления у студентов СПО.docx

Обзор эффективных методик развития критического мышления у студентов СПО

Мероприятий регионального учебно-методического объединения СПО по укрупненной группе профессий и специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки на 2025 год краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Советско-Гаванский промышленно-технологический техникум» провело для преподавателей  профессиональных образовательных организаций Хабаровского края вебинар на тему «Критическое мышление как ресурс научно-инновационного потенциала личности педагога» (далее – вебинар).

Цель проведения вебинара:

- ознакомление с теоретическими и методическими основами применения критического мышления в образовательном процессе.

         В рамках вебинара будут рассмотрены вопросы:

- теоретические и методические основы применения критического мышления в образовательном процессе,

- формирование и развитие навыков критического мышления у студентов в урочной и внеурочной деятельности.

Организатор вебинара: Е.А. Емельянова, методист КГБ ПОУ СГПТТ

Авторы-источники:

Е.Н. Подолько, преподаватель КГБ ПОУ СГПТТ

Д.В. Суворова, преподаватель КГБ ПОУ СГПТТ

Е.В. Кротова, советник директора по воспитанию и по взаимодействию с детскими общественными объединениями

Введение:

       В современном быстро меняющемся мире критическое мышление становится одним из ключевых навыков, необходимых для успешной адаптации и самореализации. Оно позволяет анализировать информацию, выявлять скрытые предположения, формировать собственное мнение и принимать обоснованные решения. В связи с этим развитие критического мышления у студентов СПО является важной задачей современного образования. В рамках краевого вебинара «Критическое мышление как ресурс научно-инновационного потенциала личности педагога», проведенного преподавателями КГБ ПОУ «Советско-Гаванского промышленно-технологического техникума», были рассмотрены теоретические и методические основы применения критического мышления в образовательном процессе, а также практические подходы к формированию данного навыка у студентов в урочной и внеурочной деятельности. В данном обзоре представлены эффективные методики развития критического мышления, которые могут быть использованы преподавателями СПО.

Методики развития критического мышления:

 «Шесть шляп мышления» (Эдвард де Боно): Методика предполагает рассмотрение проблемы с шести разных точек зрения, каждая из которых представлена метафорической шляпой определенного цвета: белая (факты), красная (эмоции), черная (критика), желтая (позитив), зеленая (креатив), синяя (организация мышления). Данный метод помогает студентам развивать умение анализировать информацию с разных сторон, учитывать различные аспекты проблемы и формировать более объективное мнение.

«Фишбоун» (диаграмма Исикавы): эта методика позволяет визуализировать причинно-следственные связи, анализировать проблему, выявлять ее корневые причины и находить возможные решения. Студенты учатся структурировать информацию, выделять главное и анализировать взаимосвязи между различными факторами.

«Кубик Блума»: Методика основана на таксономии Блума и предполагает рассмотрение темы с шести сторон: описание, сравнение, ассоциации, анализ, применение, оценка. «Кубик Блума» способствует развитию аналитических навыков, умения применять полученные знания на практике и критически оценивать информацию.

«Дебаты»: Организация дебатов позволяет студентам развивать умение аргументировать свою позицию, критически анализировать аргументы оппонентов и формировать собственное мнение на основе анализа различных точек зрения.

«Мозговой штурм»: Эта методика способствует генерации большого количества идей, развитию креативности и умения мыслить нестандартно. В контексте развития критического мышления важно не только генерировать идеи, но и критически их оценивать, выбирая наиболее перспективные и обоснованные.

«Облако слов» - это форма визуализации данных, набор ключевых слов и словосочетаний, написанных разными размерами, шрифтом и цветом.

Чем чаще слово встречается в тексте, тем больше и ярче оно в облаке. Чем реже — тем мельче и бледнее. Таким образом, взглянув на облако слов буквально на пару секунд, можно понять, о чём идёт речь в тексте. Простота заключается в том, чтобы вычесть очевидное и добавить значимое.

«Интерактивные викторины» (платформы learningapps.org, quizizz.com)

Обучающие. Такие викторины и тесты дают дополнительную информацию тому, кто их проходит. Интерактивная подача помогает быстро усвоить новый материал.

Личностные. Интерактивная викторина подобного формата помогает подобрать продукт под предпочтения студента (использую в качестве самостоятельной работы ил домашнего задания; чаще всего работа группами)

Лид-викторина

Например, подборка вопросов об игрушках «Какие игрушки вы точно не купили бы детям» (использую для более глубокого осмысления темы студентами)

Викторина с полезным контентом

Тот самый случай, когда вроде и вопросы, но хочется их заскринить и взять на заметку (использую для подачи нового материала)

Творческая викторина

Например, распределить педагогические задачи (образовательные, воспитательные, развивающие, дидактические и тд). Опишите условия, дайте перечень готовых вариантов на выбор, чтобы не пришлось сильно ломать голову. Хорошо, если за успешное выполнение будет виртуальная награда или другое поощрение (например, «иммунитет» от «2» за домашнее задание)

 Контрольная викторина

Как можно проверить знания по отдельной теме? С этим тоже помогут простые интерактивные тесты. Срезы в игровом формате после каждого модуля помогут студентам не просто перезагрузиться, но и быстро понять, как уложился в голове материал или конкретный навык поиска верного решения, подбора оптимального варианта. Они увидят свои слабые места и поймут, с чем стоит поработать.

«Ментальные карты» (платформа miro)

Ментальные карты помогают буквально на всех плоскостях педагогической деятельности: при планировании урока или мозговом штурме, на этапе методической разработки, написании статьи и прохождению новой темы.

Студентам ментальные карты тоже помогут. Они станут основой для конспекта, ответа на уроке, изложения или сочинения. К тому же навык создания ментальных карт влияет на способность придумывать новые идеи, целостно выражать свои мысли и обнаруживать взаимосвязи в разных явлениях и событиях.

«Синквейн» (визуализация текста) платформа shedevrum.ai

Основными преимуществами хорошей визуализации информации являются лучшее понимание сложных данных, более быстрый анализ, ведущий к более глубокому осмыслению информации.

Применение методик в урочной и внеурочной деятельности:

Урочная деятельность: Методики критического мышления могут быть интегрированы в различные этапы урока, например, при изучении нового материала, его закреплении или при проведении контрольных работ.

Внеурочная деятельность: Развитие критического мышления может происходить в рамках кружков, факультативов, научно-исследовательской деятельности, а также при подготовке к олимпиадам и конкурсам.

Заключение:

Развитие критического мышления у студентов СПО является необходимым условием подготовки к жизни в современном мире. Применение разнообразных методик, как в урочной, так и во внеурочной деятельности, позволит студентам овладеть навыками анализа информации, аргументации своей позиции и принятия взвешенных решений. Опыт преподавателей [КГБ ПОУ СГПТТ], представленный на вебинаре, подтверждает эффективность данного подхода и открывает новые возможности для совершенствования образовательного процесса в СПО.

Автор: Емельянова Елена Александровна, методист КГБ ПОУ СГПТТ