МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для выполнения самостоятельных работ, обучающихся по дисциплине «ЛЕСНАЯ МЕЛИОРАЦИЯ»
Оценка 4.6

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для выполнения самостоятельных работ, обучающихся по дисциплине «ЛЕСНАЯ МЕЛИОРАЦИЯ»

Оценка 4.6
pdf
18.02.2024
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для выполнения самостоятельных работ, обучающихся по дисциплине «ЛЕСНАЯ МЕЛИОРАЦИЯ»
Методические указания для выполнения самостоятельных работ по дисциплине Лесная мелиорация.pdf

 

 

НАО «УНИВЕРСИТЕТ имени ШАКАРИМА города СЕМЕЙ»

 

Факультет «Ветеринария и агроменеджмент»

Кафедра «Сельское хозяйство и биоресурсы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для выполнения самостоятельных работ, обучающихся по дисциплине «ЛЕСНАЯ МЕЛИОРАЦИЯ»

 

для обучающихся образовательной программы 6В08303– «Лесные ресурсы и охотоведение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023

 

 

 

Методические указания предназначены для выполнения самостоятельных работ, обучающихся по дисциплине «Лесная мелиорация» для обучающихся образовательной программы 6В08303 «Лесные ресурсы и охотоведение» всех форм обучения.

 

 

 

1   РАЗРАБОТАНО

  

Старший преподаватель кафедры "Сельское хозяйство и биоресурсы"

Джаманова Гульнара Илюсюзовна

 

2   ОБСУЖДЕНО

На заседании кафедры сельского хозяйства и биоресурсов Протокол от 25.05.2023 г., № 10

Заведующий кафедрой Нуржанова К.Х.

 

На заседании Комиссии по обеспечению Академического  качества факультета ветеринарии и агроменеджмента Протокол от 08.06.2021 г., № 6 Председатель Джаманова Г.И.

 

3   УТВЕРЖДЕНО

Декан факультета  ветеринарии и агроменеджмента    Есенгулова Н.Ж. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1.     Введение                                                                                                    4

2.     Тематика самостоятельной работы                                                     5

3.     Рекомендуемая литература                                                                  16 1 ВВЕДЕНИЕ

 

Методическая разработка для организации самостоятельной работы по дисциплине «Лесная мелиорация» направлена на систематизацию и закрепление, углубление и расширение теоретических знаний; приобретение практических навыков в сфере профессиональной деятельности; формирование умений, необходимых для использования нормативной документации, справочной и специальной литературы; развитие активности обучающихся, их творческой инициативы и самостоятельности; формирование самостоятельности мышления и способностей к саморазвитию; развитие навыков в проведении научно-исследовательской деятельности.

Самостоятельная работа студентов является ключевой составляющей учебного процесса, которая определяет формирование компетенций, успешное решение реальных практических задач в сфере профессиональной деятельности, базируется на умении применять системный подход и использовать межпредметные связи для осмысления, формализации, подбора наилучшего методы решения задачи и реализации метода на основе интерактивного подхода.

После выполнения запланированных работ обучающиеся приобретут следующие компетенции:

Знания

-              комплекс    мероприятий       по      борьбе        с        неблагоприятными природными факторами окружающей среды:

-              роль и место среди них лесомелиоративных мероприятий;

-              средообразующую        роль защитных   лесных       насаждений         в малолесных и безлесных районах:

-              способы повышения защитного воздействия выращиваемых насаждений.

         Умения:

-              рассчитывать       экономическую   эффективность    защитного

лесоразведения;

-              проводить исследования в области эффективности технологических и других решений.        Навыки:

-              по проектированию системы защитных лесонасаждений для борьбы с неблагоприятными факторами окружающей среды;

-              применению        современных       методов      выращивания лесомелиоративных насаждений и наиболее эффективно их использовать;

-              работе с информационно-справочной и специальной литературой в области лесной мелиорации;

-              применению базовых научно-теоретических знаний для решения теоретических и практических задач;

 

-              владению системным и сравнительным анализом и исследовательскими навыками работы;

-              осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по перспективам развития отрасли, инновационным технологиям и решениям в области лесного хозяйства.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

 

Тема самостоятельной работы  

 

1.Лесомелиоративное районирование территории Казахстана. 

2.               Агро лесомелиоративные требования к подбору древесных пород в защитные насаждения, их ассортимент по природным зонам Казахстана.

3.               Современные методы борьбы с эрозией почв.

4.               Защитные лесонасаждения на пастбищных землях.

5.Виды защитных лесонасаждений, их назначение.

6.          Влияние лесных полос на накопление снега и снегораспределение.

7.          Подготовка почвы под лесные полосы.

8.          Особенности создания полезащитных л/ полос на орошаемых землях.

9.          Рекультивация нарушенных техногенными разработками земель.

10.     Рекультивация нарушенных техногенными разработками земель

11.Влияние лесных полос, различных конструкций на микроклимат полей.

12.   Конструкции лесных полос, их влияние на ветровой поток.

13.   Противоэрозионные лесомелиоративные лесные насаждения. 

14.   Образование подвижных песков и их само зарастание.

15.   Агротехнические мероприятия по защите почв от ветровой эрозии.

 

Темы рефератов

 

1.Важность понижения грунтовых вод к началу роста деревьев

2.       Компоненты осушительной системы. 

3.       Скорость течения воды в каналах при их проектировании и его учет.

4.       Проведение гидрологических расчёт каналов.

5.       Сооружения, устраиваемые на осушительной сети

6.       Сопряжение дрен и коллекторов

7.       Лесоводственная эффективность осушения.

8.       Особенности строения корней на осушенных торфяных почвах 

9.       Мелиоративный кадастр.

10.   Завершение мелиоративного проектирования.

11.   Строительство плотины.

12 Роль лесов в народном хозяйстве.

13.     Площадь и распределение лесов в стране. Значение лесного фонда сельскохозяйственных предприятий.

14.     Особенности возникновения неблагоприятных факторов, связь между ними, причиняемый ущерб

15.     Дефляция почв. 

 

Темы для самостоятельного изучения разделов дисциплины

 

1.  Водный баланс 

2.  Факторы, оказывающие влияние на сток в природе

3.  Влияние осушения на сток 

4.  Особенности стока с осушенных болот в лесу 

5.  Гидростатическое давление  6. Определение расхода воды в реке.

7.       Гравитационная вода в почве

8.       Коэффициент фильтрации

9.       Изменения водопроницаемости грунта после осушения 

10.   Виды заболачивания. 

11.   Отличия верховых болот от низинных 

12.   Возможность осушения верховых болот

13.   Способ и метод осушения 

14.   Влияния на действия осушительных каналов

15.Норма осушения. 

 

           Темы эссе

 

1.          Влияние лесных полос на основные элементы микроклимата и влажность почвы.

2.          Режим скоростей воздушного потока в зоне влияния полезащитных и приканальных лесных полос, в зависимости от конструктивных особенностей их, числа рядов и размещения относительно гидросооружений.

3.          Фильтрационные потери воды из каналов в зависимости от их облесённости.

4.          Урожайность сельскохозяйственных культур под защитным влиянием лесных полос.

5.          Снегоотложение и его влияние на мелиоративное состояние орошаемых земель.

6.          Водопотребление древесными породами в разных условиях произрастания.

7.          Методы и способы регулирования водного режима осушаемых земель. 

8.          Характер формирования и размер зон дефляции и аккумуляции при действии моделей лесных полос

9.          Противодефляционное влияние системы лесных полос различных параметров в натурных условиях

10.     Особенности лесорастительных условий на орошаемых землях.

11.     Рост и состояние защитных лесонасаждений вдоль каналов и на полях севооборотов

12.     Древесные породы и схемы смешения их при создании защитных лесных насаждений на орошаемых землях. 

13.     Основные принципы проектирования и размещения лесных полос на орошаемых землях.

14.     Размещение лесных полос при разных способах полива

15.     Размещение лесных, полос вдоль каналов

16.     Полив лесных полос и водообеспеченность насаждений

17.     Выращивание лесных полос с применением современных механизмов и химических средств

19 Уходы за почвой с применением различных механизмов.

20.     Меры борьбы с сорной растительностью при помощи химических средств.

21.     Комплексный способ ухода за почвой

22.     Выращивание лесных полос с минимальным отводом пашни.

23.     Экономическая эффективность защитного лесоразведения на орошаемых землях.

24.     Теоретическое и экспериментальное обоснование комплексной мелиорации эродированных земель степной и сухостепной зон.

25.     Теоретическое и экспериментальное обоснование комплекса противоэрозионных мелиораций.

 

          Вопросы к коллоквиуму

 

1.               История развития мелиорации. 

2.               Основные положения по гидролесомелиорации. 

3.               Основы гидрологии суши. 

4.               Элементы водного баланса. 

5.               Сток. Факторы стока. 

6.               Речная система. Определение скорости движения воды. 

7.               Твёрдый сток. 

8.               Почвенные и грунтовые воды. 

9.               Способы образования болот. 

10.          Классификация болот. 

11.          Дренаж. Виды дренажа. 

12.          Водная эрозия почв. 

13.          Способы осушения. 

14.          Устройство и эксплуатация осушительной системы. 

15.          Типы заболоченных и болотных лесов. 

16.          Основы лесоустройства.

17.          Водный баланс корнеобитаемого слоя. 

18.          Охрана осушаемых земель от пожаров. 

19.          Пруды. Основы лесоустройства.

20.          Типы земляных плотин. 

21.          Осушение лесных земель и окружающая среда. 

22.          Оросительные системы. 

23.          Специальные способы осушения. 

24.          Лесохозяйственное значение гидротехнической мелиорации. 

25.          Мероприятия по борьбе с эрозией почвы. 

26.          Мероприятия по борьбе с оврагами. 

27.          Комплекс гидротехнических и лесомелиоративных мероприятий по борьбе с эрозией почвы. 

28.          Комплекс гидротехнических и лесомелиоративных мероприятий по борьбе с оврагами.

29.Агротехнические мероприятия по защите почв от водной эрозии.

30. Неблагоприятные природные явления, их характеристика и причины их возникновения.

 

     Тестовый материал

 

1.          Гидрология – это наука о …. А) Гидросфере. Б) Атмосфере. В) Литосфере. Г) Биосфере.

2.          Общий объём воды на земном шаре составляет около …: А) 1400 млн. км3 .. Б) 500 млн. км3 . В) 100 млн. км3

3.          Соотношение прихода и расхода влаги за определённый период называется: А) Водным балансом. Б) Гидрологическим годам. В) Испарением. 

4.          В каких единицах измеряется мутность воды: А) г/м3 . Б) кг/м3 . В) т/м3 . 

5.          Какая площадь лесных земель осушается в определенной  области: А) 240 тыс.га. Б) 100 тыс.га. В) 400 тыс.га. Г) 500 тыс.га. 

6.          Болотом называется участок земной поверхности с …: А) Наличием переувлажнённой почвы. Б) Наличием песчаной почвы. В) Наличием горного типа почвообразования. 

7.          К заболоченным относятся почвы с наличием торфа мощностью до …: А) 30 см.. Б) 15 см. В) 5 см.

8.          Первым условием для возникновения болота является следующее : А) Перенасыщенность грунта влагой. Б) Хорошая испаряемость почвы. В) Наличие песчаной прослой в водоупорном горизонте почвы.

9.          Торфом называются …: А) Не полностью разложившиеся остатки болотных растений. Б) Минеральные вещества почвы. В) Сапропель. 

10.     Болота, развивающиеся по атмосферному типу заболачивания, называются: А) Олиготрофными. Б) Евтрофными. В) Мезотрофными. 

11.     Болота, развивающиеся по грунтовому типу заболачивания почв, называются: А) Евтрофными. Б) Олиготрофными. В) Мезотрофными. 

12.     Болота, развивающиеся по смешанному типу заболачивания почв, называются: А) Мезотрофными. Б) Олиготрофными. В) Евтрофными.

13.     Болотные почвы имеют следующую реакцию среды: А) Кислую. Б) Нейтральную. В) Щелочную.

14.     Физиологически активным называется слой почвы мощностью …: А) 0-10 см. Б) 0-5 см.  В) 0-15 см. Г) 0-30 см. 

15.     Торф считается слаборазложившимся, если его степень разложения составляет: А) меньше 20%. Б) от 20 до 45%. В) свыше 45%. 

16.     Болотные леса характеризуются следующими показателями: А) Незначительной высотой и значительной сбежистостью стволов. Б) Средней высотой и полнодревесностью. В) Большой высотой и хорошей очищаемостью стволов от сучьев.

17.     На болотах, развивающихся по атмосферному типу заболачивания, произрастает: А) Сосна.  Б) Берёза. В) Осина. Г) Ель.

18.     В результате проведения лесоосушения в болотной почве улучшается: А) Аэрация. Б) Температурный режим.  В) Активизируются химические процессы. Г) Изменений не происходит. 

19.     Водоприёмниками называются ….: А) Реки, ручьи, озёра. Б) Плотины. В) Смотровые скважины для наблюдения за расходом воды. 

20.     Лесные почвы осушают …. : А) Открытыми каналами. Б) Закрытым дренажом. В) Закрытыми каналами.

21.     Кривая депрессии между осушительными каналами имеет форму: А) Параболы.  Б) Прямой.  В) Синусойды. 

22.     Уровень грунтовых вод 35 см означает, что …: А) Грунтовые воды находятся ниже поверхности почвы на 35 см. Б) Грунтовые воды находятся выше поверхности почвы. В) Грунтовые воды находятся на уровне поверхности почвы. 

23.     Основным элементом осушительной сети является …: А) Регулирующая сеть. Б) Трубопереезд. В) Водоприёмник.

24.     Тальвеговые осушительные каналы служат для осушения: А) Вытянутых понижений рельефа. Б) Незначительных болот. В) Крупных болот.  

25.     Оптимальным считается уклон дна осушительного канала в пределах: А) 0,0007-0,005. Б) до 0,01.  В) более 0,005. 

26.     На минеральных почвах оптимальная глубина осушительного канала составляет: А) 0,7-0,8 м.  Б) до 0,5 м.  В) более 0,8 м. 

27.     Осадка торфа происходит: А) в первые 1-2 года после осушения. Б) через 10 лет после осушения. В) осадка торфа не существует. 

28.     К специальным способам осушения относится: А) Кольматаж. Б) Дренаж. В) Открытые самотёчные каналы. 

29.     Болотные (торфяные) почвы по температурному режиму … : А) Холоднее минеральных. Б) Теплее минеральных.  В) Температурный режим одинаков. 

30.     Малая мелиорация - это осушение ….: А) Временно переувлажнённых вырубок, гарей.  Б) Крупных болот.  В) Участков леа, примыкающих к болотам.

 

          Задачи

 

Полезащитное лесоразведение проводят на сельскохозяйственных землях с целью их защиты от воздействия неблагоприятных природных явлений (засух, суховеев, эрозии почв и т.д.) и антропогенных факторов. Для этого создают взаимосвязанную систему полезащитных лесных полос в сочетании (при необходимости) с другими видами лесомелиоративных насаждений (стокорегулирующими, приовражными, прибалочными и т.д.). Созданные на открытых сельскохозяйственных землях они преобразуют ландшафт в лесоаграрный, существенно обогащают его, повышают урожайность выращиваемых сельскохозяйственных культур. Эти насаждения создают в виде узких лент, шириной 7,5-15м, которые делят сельскохозяйственные земли на клетки; размер последних определяется почвенно-климатическими условиями и дальностью положительного влияния полос на климат.

Для закрепления теоретических знаний и более детальной проработки темы предлагается решить следующие ситуационные задачи.

1.          Примите решение о ширине и конструкции полезащитных полос; подберите породный состав деревьев и кустарников, схему смешения и размещения растений для создания полос:

а) в сухой степи Волгоградской области на каштановых почвах; б) в степном районе Воронежской области на южных чернозёмах; в) в лесостепи Тульской области на оподзоленных чернозёмах.

Укажите, какой фактор в каждом случае является определяющим при выборе конструкции полезащитных полос.

2.          Установите взаимосвязь конструкции лесной полосы с составляющими её элементами, а также зависимость конструкции от почвенно-климатических условий и главных целей насаждения. Изобразите графически воздействие лесных полос разной конструкции на скорость ветра и направление движения приземлённого слоя ветрового потока, а также на отложение снега.

3.          Рассчитайте максимально допустимое расстояние между основными (продольными) полезащитными лесными полосами, расположенными на неорошаемых землях в степи при их высоте на почвах: южных чернозёмах - 12м; светло-каштановых - 7м. Конструкция полос ажурная, их ширина - 9м, длина клетки - 1000м. Полосы расположены перпендикулярно господствующим вредоносным ветрам. Определите процент занятости с/х земель полезащитными полосами, расположенными на южных чернозёмах и светло-каштановых почвах площадью каждого землепользования по 500 га.

4.          Рассчитайте максимально допустимое расстояние между основными (продольными) и вспомогательными (поперечными) полезащитными лесными полосами на неорошаемых землях при их высоте на: выщелоченных чернозёмах-21м, типичных чернозёмах-18, южных чернозёмах-14, каштановых почвах-8, светло-каштановых почвах-7. Определите процент занятости с/х земель полезащитными полосами на площади каждого землепользования по 500 га при ширине полос 9м и длине клетки 1000м.

5.          Запроектируйте лесную полосу продуваемой конструкции, состоящую из 2-х рядов главной породы (дуб) и 2-х рядов сопутствующей породы (липа). подсчитайте потребное количество желудей и сеянцев на 1 га лесной полосы. Посев дуба - строчно-луночный. Размещение - 3х1м.

6.          Запроектируйте полезащитные лесные полосы для территорий землепользований, расположенных на обыкновенных чернозёмах (2500 га) и каштановых почвах (1800 га). Обоснуйте конструкции лесных полос, размер клеток, ассортимент пород, агротехнику и технологию создания насаждений.

7.          На территории землепользования в 1370 га создана система полезащитных лесных полос ажурной конструкции. При этом на площади 720 га полосы расположены перпендикулярно господствующим вредоносным ветрам, а на 650 га, с отклонением на 25 град. от перпендикулярного направления. Определите размер клеток и расстояние между продольными и поперечными полосами в первом и втором случаях. Почвы - южные чернозёмы.

8.          На территории землепользования, расположенного в северной части лесостепи на серых лесных почвах, создана взаимосвязанная система полезащитных лесных полос, средняя высота которых составляет 21м. При этом 80 процентов продольных полос расположено перпендикулярно к господствующим вредоносным ветрам, а остальные (20) - с отклонением на 20 градусов. Определите расстояние между продольными (основными) полосами в первом и во втором случаях. Установите ширину и конструкцию лесных полос.

9.          Примите решение по конструкции насаждений и подберите породный состав деревьев и кустарников для создания полезащитных лесных полос: а) на южных чернозёмах в сухой степи Ростовской области; б) на каштановых почвах в степном районе Астраханской области; в) в лесостепи на супесчаных почвах Рязанской области. Объясните главную цель создания лесных полос в этих районах.

10.     В полезащитной полосе 1-й и 5-й ряд занимает клён полевой, а

2, 3, 4-й ряды - дуб черешчатый. Размещение посадочных мест -3х1м. Определите процент участия древесных пород и необходимое на 1га количество посадочного материала (общее и каждой породы в отдельности). Определите ширину лесной полосы.

11.     На территории землепользования в 3200 га имеется взаимосвязанная система лесных полос, а на площади 2200 га она отсутствует. Под защитой взаимосвязанной системы полезащитных лесных полос урожайность составила 39 ц/га, а при их отсутствии - на 10% меньше. Определите прибавку урожая в ц/га на всю площадь защищённых полей, а также недобор зерна на незащищённых. При этом учтите площадь земель, занятых полезащитными лесными полосами. Размещение полезащитных полос - 500х1000м, а их ширина - 9м.

12.     Определите агрономическую эффективность на участке площадью 50 га, защищенном полезащитной полосой шириной 10 м и высотой 15 м. При этом урожай на 1 га защищённого поля составил 17 ц пшеницы, а незащищённого – 14 ц.

13.     В одном из хозяйств степной зоны из 2500 га пашни под защитой лесных полос находятся 500 га. Урожайность зерновых культур на незащищённых полях составила 20 ц/га, а на защищённых получен урожай на 15% выше. Подсчитайте прибавку урожая в ц/га и на всю площадь на защищённых полях и недобор зерна на полях при отсутствии системы полезащитных полос. При расчётах учтите площадь, занятую лесными полосами.

14.     В одном из хозяйств степной зоны из 2300 га пашни под защитой лесных полос находятся 500 га. На остальных землях лесные насаждения не созданы, а урожайность зерновых культур на них составила 20 ц/га. На защищённых лесными полосами полях в те же почвенноклиматических условиях и при идентичной агротехнике получили урожай на 15% выше. Подсчитайте прибавку урожая в тоннах и недобор зерна на площади 1800 га.

15.     В условиях почвенной засухи урожай зерна пшеницы под защитой взаимосвязанной системы полезащитных полос составил 40 ц/га. Вместе с тем на 600 га система полезащитных полос отсутствует, а потому урожай зерна уменьшился на 20%. Определите недобор зерна в тоннах.

16.     Определите площади пашни, защищаемые 1 га полезащитной полосы, средняя высота которой 20 м, а ширина составляет, а) 10м; б) 15м. Известно, что зона положительного влияния этой полосы равна 25-ти высотам насаждения.

 

     Упражнения и другие виды работ 

 

Эти насаждения создают для устранения причин возникновения водной и ветровой эрозии и уменьшения их вредного воздействия. В комплексе      с      другими     противоэрозионными   мероприятиями лесомелиоративные насаждения являются одним из наиболее действенных средств защиты природных ландшафтов от эрозионных процессов.

При ветровой эрозии ветер разрушает верхний плодородный слой почвы и переносит почвенные частицы в зону затишья. Сильный ветер, разрушая почву, выдувает семена и молодые всходы, засекает растения, заносит мелкозёмом оросительную сеть, дороги и хозяйственные постройки, а также нарушает своевременное выполнение полевых работ, тем самым наносит большой экологический и экономический ущерб.

Водная эрозия возникает на склонах, где талая и ливневая вода, собираясь в струйки, ручейки и потоки, разрушает почву, образуя промоины и овраги. Тем самым увеличивая площадь бросовых земель, снижаются урожаи с/х культур, осложняется обработка почвы и увеличиваются затраты на производство с/х продукции. Интенсивность водной эрозии зависит от крутизны и протяжённости склона, его экспозиции, характера почв, растительности, а также от антропогенного воздействия.

Противоэрозионные лесомелиоративные мероприятия включают создание взаимосвязанной системы лесных насаждений (полезащитных, стокорегулирующих, приовражных прибалочных, насаждений по склонам гор, на подвижных песках, по берегам водоёмов и рек и др.), расположенных с учётом рельефа местности и эрозионных процессов территории. Для более детальной проработки практической стороны этой проблемы предлагается решить следующие задачи.

1.          Водосборная площадь в одном хозяйстве составляет 200км2, а во втором - 500км2. При этом общая длина всех звеньев гидрографической сети на первом водосборе равна 25 км, а на втором - 36 км. Определите, в каком хозяйстве большая расчленённость гидрографической сети водосборной площади, характеризуемая соответствующим коэффициентом?

2.          Запроектируйте систему стокорегулирующих лесных полос и агротехнику их создания на склонах крутизной 4 градуса (при длине склона 800м), где наблюдается интенсивный сток воды и водная эрозия почв для условий: серых лесных почв; обыкновенных чернозёмов и каштановых почв.

3.          Запроектируйте систему стокорегулирующих лесных полос и расстояние между ними для трёх склонов с уклоном 3,5 градуса и протяжённостью каждого склона 1600м. Первый склон имеет оподзоленные чернозёмы, второй южные чернозёмы, третий - каштановые почвы. Определите необходимое количество полос, расстояние между ними, их конструкцию и породный состав.

4.          В условиях Пензенской области на обыкновенных чернозёмах необходимо запроектировать стокорегулирующую лесную полосу шириной 15 м. Известно, что водопоглощение в лесной полосе составит 433 мм/мин, влагозапас в снегу - 130 мм, а слой стока воды с прилегающих полей - 44мм. В волгоградской области на светло-каштановых почвах также проектируется создание стокорегулирующих полос шириной 15м, а перечисленные выше показатели составляют соответственно 230 мм/мин., 125 мм и 25 мм. Определите расстояние между стокорегулирующими полосами для первого и второго землепользования с использованием формулы Г.П.Сурмача.

5.          Определите расстояние между стокорегулирующими полосами шириной 12 м по формуле Г.П.Сумрача для условий Орловской области: почвы серые лесные, водопоглощение в лесной полосе составляет 326 мм/мин, влагозапасы в снегу, накапливаемые в лесной полосе - 159 мм, слой стока воды с прилегающих полей, на задержание которого ведётся расчёт - 28мм. Определите также расстояние между стокорегулирующими полосами для типичных чернозёмов Тамбовской области, где перечисленные цифровые показатели составляют соответственно 363 мм/мин., 136 мм, 20 мм.

6.          Определите ширину стокорегулирующими прирусловых лесных полос в долинах рек таёжной зоны европейской части России на склонах крутизной 10 град. и длиной 150 м для суглинистых и супесчаных почв.

7.          Определите количество плетёных запруд в овраге. Разность высот между начальной и конечной точками оврага (Н) составляет 12м, горизонтальное проложение между этими точками (L) равно 175м, угол наклона конуса выноса (i) равен 0,008 град., высота запруды (h) составляет 0,8м.

8.          Определите расстояние между рядовой механической защитой на подвижных песках двух участков площадью по 2 га при крутизне склона 4 град. и высоте механической защиты на первом участке 0,4м, а на втором - 1,0 м. Одновременно рассчитайте общий погонаж (М) защит на первом и втором участке.

9.          На подвижных песках с уклоном 6 град. создали рядовую стоячую механическую защиту высотой 0,5 м и расстоянием между рядами 7м. Будут ли эффективно защищены пески от ветровой эрозии?

10.     Рассчитайте протяженность рядовой стоячей механической защиты на двух участках площадью по 1 га каждого при крутизне склона 4 град. и высоте защиты на первом участке 0,5 м, а на втором 0,8 м.

11.     Запроектируйте создание массивных насаждений на заросших песках, агротехнику и технологию их выращивания, определите количество посадочного материала на 1 га культур на участках, представленных:

-              среднеразвеиваемыми песками с разнотравной растительностью и небольшим количеством полыни полевой;

-              среднеразвеиваемыми песками с преобладанием в растительном покрове полыни полевой и корнеотпрысковых злаков; - слаборазвеиваемыми песчаными землями.

12. В четырёхрядной лесной полосе площадью 1 га и шириной 10 м крайние ряды заняты берёзой повислой при шаге посадки 1м. В центральные два ряда произведён посев по 3 жёлудя дуба в лунки, расположенные рядами с шагом 1м. Масса 1000 шт. Желудей равна 4 кг. Определите количество высаженных сеянцев берёзы повислой и высеиваемых желудей дуба и их массу в указанной лесной полосе.

13. Расположите в нужной последовательности организационно технологические операции, выполняемые при проектировании лесомелиоративных насаждений и установите их взаимосвязь: рекогоносцировочное обследование, подготовительные работы, детальные полевые изыскания, съёмочно-геодезические работы, почвенные изыскания, лесомелиоративные изыскания, систематизация и обрабртка материалов изысканий, составление расчётно-технологических карт, расчёт затрат на создание насаждений, проектирование лесомелиоративных насаждений.

14. Эффективность противоэрозионных насаждений в различных типах агроландшафта (Возраст насаждений 30 лет)

ландшафта и звено

севооборота

Расстояние от

л.п., м

Выход продукции с 1 га, 3 ед.

Условно чистый доход тен/га

ебестоимость 1

ц/зерн.ед

 

Плакорно-равнинный полевой

(оз.пш.кукуруза, яр.пш.

ячмень)

50

27,5

12970

27,8

145

24,8

11040

30,5

240

20,9

8230

35,5

145

27,7

13150

27,5

50

30,5

15150

25,3

Средн.

26,3

12120

28,9

 

Склоново-ложбинный почвозащитный (яр.пш. одн.тр., ячмень, чистый пар)

40

20

8050

34,7

130

19,4

7610

35

220

17,6

6300

39,2

130

20,7

8550

33,7

40

19,8

790

35,1

Средн.

19,5

768

35,5

 

40

16,4

538

42,2

Склоново

            овражн ый противоэрозионный (яр.пш. одн.тр., ячмень, мн.травы)

115

13,4

317

51,3

190

10,1

79,3

67,2

115

12,5

250

55

40

11,9

205

57,8

Средн.

12,8

278

54,7

 

15. Примите решение о размещении полезащитных полос в лесостепи и степи на чернозёмах, соответственно оподзоленных и южных. Определите конструкции лесных полос, подберите ассортимент пород, предложите систему обработки почвы.

16. Определите защитную лесистость 1800 га степного ландшафта, где создано 28 га лесомелиоративных насаждений. Достаточно ли создано лесных насаждений на указанной территории?

17. Определите защитную лесистость пашни в 2000 га, расположенной в лесостепи, где создано 52 га полезащитных и 13 га стокорегулирующих лесных полос. Обеспечивают ли эти лесомелиоративные насаждения эффективную защиту полей от неблагоприятных природных явлений.

 

Цель самостоятельной работы 

 

        Целью самостоятельной работы дисциплины «Лесная мелиорация» является теоретическая и практическая подготовка студентов по обоснованию необходимости лесной мелиорации.

        Самостоятельная работа является одним из видов учебной деятельности обучающихся, способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. 

        Самостоятельная работа проводится с целью: 

              систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений, обучающихся; 

              углубления и расширения теоретических знаний; 

              развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, ответственности и организованности; 

              формирования   самостоятельности       мышления, способностей       к

саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; 

              развития исследовательских умений;

              формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

              развития познавательных способностей и творческой инициативы;

самосовершенствованию и самореализации

         Основной принцип организации СРО- комплексный, системный подход, формирующий у обучающегося навыки репродуктивной, поисковоаналитической, практической и творческой (научно-исследовательской) деятельности.

 

          Рекомендации по выполнению самостоятельной работы и сроки сдачи задания

 

Критерии оценки выполнения задания.

При оценивании материалов будут учтены следующие элементы:

1.Представление собственной точки зрения (позиции, отношения).

2.          Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования научных понятий в контексте ответа на тему задания.

3.          Выполнена лично обучающимся и соответствует конкретному заданию.

4.          Представляет собой законченную работу.

5.          Содержит определенные элементы новизны.

6.          Демонстрирует достаточную компетентность обучающегося при решении поставленных задач.

 

Объем времени, отведенный на самостоятельную работу, находит отражение силлабусе - в целом по теоретическому обучению, каждому из циклов дисциплин, по каждой дисциплине.

         Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуются как единство двух форм: 

-   самоконтроль и самооценка обучающегося;

-   контроль и оценка со стороны преподавателя.

       Сроки сдачи самостоятельной работы обучающегося прописаны в силлабусах. Предоставление материала должно быть заранее, как минимум за неделю. Крайний срок предоставления материала не позднее четверга указанной недели. 

             

           Требования к оформлению результатов самостоятельной работы

          

          Написание реферата

          Цель самостоятельной работы: расширение научного кругозора, овладение методами теоретического исследования, развитие самостоятельности мышления студента. 

         Реферат (от лат. refere — докладывать, сообщать) — продукт самостоятельного творческого осмысления и преобразования текста первоисточника с целью получения новых сведений и существенных данных.                 Виды рефератов: 

— реферат-конспект, содержащий фактическую информацию в обобщенном виде,      иллюстративный материал,   различные сведения     о        методах

исследования, результатах исследования и возможностях их применения;  — реферат-резюме, содержащий только основные положения данной темы; — реферат-обзор, составляемый на основе нескольких источников, в котором сопоставляются различные точки зрения по данному вопросу;  — реферат-доклад, содержащий объективную оценку проблемы; 

— реферат — фрагмент первоисточника, составляемый в тех случаях, когда в документе-первоисточнике можно выделить часть, раздел или фрагмент, отражающие информационную сущность документа или соответствующие задаче реферирования; 

— обзорный реферат, составляемый на некоторое множество документов первоисточников и являющийся сводной характеристикой определенного содержания документов. 

           Выполнение задания: 

1)  выбрать тему, если она не определена преподавателем; 

2)  определить источники, с которыми придется работать; 

3)  изучить, систематизировать и обработать выбранный материал из источников;  4) составить план;  5) написать реферат: 

— обосновать актуальность выбранной темы; 

— указать исходные данные реферируемого текста (название, где опубликован, в каком году), сведения об авторе (Ф. И. о., специальность, ученая степень, ученое звание);

 — сформулировать проблематику выбранной темы;

 — привести основные тезисы реферируемого текста и их аргументацию;  — сделать общий вывод по проблеме, заявленной в реферате. 

         Планируемые результаты самостоятельной работы: 

— способность студентов к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; 

— способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.

          Написание эссе 

          Цель самостоятельной работы: развитие навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. 

           Эссе — «жанр философской, литературно-критической, историкобиографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь» (советский энциклопедический словарь. М., 1987. с. 1565).            Классификация эссе: 

— по содержанию: философские, литературно-критические, исторические, художественные, художественно-публицистические, духовно-религиозные и др.; 

— по литературной форме: рецензии, лирические миниатюры, заметки, странички из дневника, письма и др.; 

— различают также эссе описательные, повествовательные, рефлексивные, критические, аналитические и др.            Признаки эссе: 

— небольшой объем — от трех до семи страниц компьютерного текста; допускается эссе до десяти страниц машинописного текста. 

— конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка. 

— свободная композиция — важная особенность эссе. 

— непринужденность повествования. 

          Подготовка доклада

         Письменный доклад: — краткий (до 20 страниц) — резюмирует наиболее важную информацию, полученную в ходе исследования; 

— подробный (до 60 страниц) — включает не только текстовую структуру с заголовками, но и диаграммы, таблицы, рисунки, фотографии, приложения, сноски, ссылки, гиперссылки. 

      Выполнение задания: 

1)  четко сформулировать тему (например, письменного доклад); 

2)  изучить и подобрать литературу, рекомендуемую по теме, выделив три источника библиографической информации: 

— первичные (статьи, диссертации, монографии и т. д.); 

        —     вторичные     (библиография,     реферативные     журналы,    сигнальная

информация, планы, граф-схемы, предметные указатели и т. д.);  — третичные (обзоры, компилятивные работы, справочные книги и т. д.); 

3)  написать план, который полностью согласуется с выбранной темой и логично раскрывает ее; 

4)  написать доклад, соблюдая следующие требования:

 — к структуре доклада — она должна включать:  краткое введение, обосновывающее актуальность проблемы;  основной текст; 

заключение с краткими выводами по исследуемой проблеме;  список использованной литературы;

 — к содержанию доклада — общие положения надо подкрепить и пояснить конкретными примерами; не пересказывать отдельные главы учебника или учебного пособия, а изложить собственные соображения по существу

рассматриваемых вопросов, внести свои предложения;  5) оформить работу в соответствии с требованиями. 

         Планируемые результаты самостоятельной работы: 

— способность студентов анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач; 

— готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач; 

— способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.

 

 

 

 

 

3.   ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

 

3.1.   Основная литература 

3.1.1   Байзаков С.Б., Медведев А.Н., Исаков С.И., Муканов Б.М. 

Лесные культуры в Казахстане. Учебник, книга 2-ая, изд. Агро университет, Алматы, 2007.

3.1.2   Искаков С.И. «Методические указания к практическим занятиям по лесным мелиорациям». Алматы. 2009. 

3.1.3   Редько Г.И.      Лесные культуры и защитное лесоразведение.

Учебник. М. «Академия» 2008. - 35с.

3.2.   Дополнительная литература

3.2.1   Рекомендации по технологии выращивания полезащитных лесных полос на землях сельскохозяйственных предприятий Северного и Западного Казахстана. КазНИИЛХ, Алма-Ата, 1992. 3.2.2. Родин А.Р. и др. Лесомелиорация ландшафтов. Учебное пособие – М. МГУЛ, 2002.

3.2.3.Родин А.Р. и др. Лесные культуры: Учебник. – М. ВНИИЛМ, 2002 – 440 с.

3.2.4.  Родин А.Р. Угаров А.И. Защитное лесоразведение, Методические указания. – М., МГУЛ. 2000.

3.2.5.  Родин А.Р., Лесомелиорация ландшафтов. Тестовые задания -М., 2008, -23

3.2.6.  Шаталов В.Г. Лесная мелиорация, 1997. 3.2.7.Ивонин В.М. Лесные мелиорации ландшафтов: учебное пособие.

Ростов на Дону СКНЦ ВШ. 2004. - 280с.

3.3.   Интернет-ресурсы.

3.3.1.Coursera — проект в сфере массового онлайн-образования

https://www.coursera.org/

3.     3.2Академия Хана — некоммерческая образовательная организация https://ru.khanacademy.org/

3.3.3. Bilim media Group https://bilimland.kz/ru

                        3.3.4.           Atameken           Academy           https://atameken.co/ru/courses

          3.3.5. Платформа Opiq www.opiq.kz  

3.3.6..Moodle https://moodle.enu.kz/

3.3.7.               QAZAQSTAN TARIHY https://e-history.kz/ru/scorm

3.3.8.               Республиканская межвузовская      электронная      библиотека http://www.rmeb.kz

3.3.9..Blended learning       https://blendedlearning.pro/      .Classtime https://www.classtime.com/ru/

3.3.10.Интернет-портал «Остров Знаний» http://oz.kz/

 

НАО «УНИВЕРСИТЕТ имени ШАКАРИМА города

НАО «УНИВЕРСИТЕТ имени ШАКАРИМА города

Методические указания предназначены для выполнения самостоятельных работ, обучающихся по дисциплине «Лесная мелиорация» для обучающихся образовательной программы 6В08303 «Лесные ресурсы и охотоведение» всех форм обучения

Методические указания предназначены для выполнения самостоятельных работ, обучающихся по дисциплине «Лесная мелиорация» для обучающихся образовательной программы 6В08303 «Лесные ресурсы и охотоведение» всех форм обучения

Содержание 1. Введение 4 2

Содержание 1. Введение 4 2

Умения: - рассчитывать экономическую эффективность защитного лесоразведения; - проводить исследования в области эффективности технологических и других решений

Умения: - рассчитывать экономическую эффективность защитного лесоразведения; - проводить исследования в области эффективности технологических и других решений

ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Влияние лесных полос, различных конструкций на микроклимат полей

Влияние лесных полос, различных конструкций на микроклимат полей

Возможность осушения верховых болот 8

Возможность осушения верховых болот 8

Меры борьбы с сорной растительностью при помощи химических средств

Меры борьбы с сорной растительностью при помощи химических средств

Комплекс гидротехнических и лесомелиоративных мероприятий по борьбе с эрозией почвы

Комплекс гидротехнических и лесомелиоративных мероприятий по борьбе с эрозией почвы

Физиологически активным называется слой почвы мощностью …:

Физиологически активным называется слой почвы мощностью …:

Малая мелиорация - это осушение …

Малая мелиорация - это осушение …

Рассчитайте максимально допустимое расстояние между основными (продольными) и вспомогательными (поперечными) полезащитными лесными полосами на неорошаемых землях при их высоте на: выщелоченных чернозёмах-21м, типичных чернозёмах-18, южных…

Рассчитайте максимально допустимое расстояние между основными (продольными) и вспомогательными (поперечными) полезащитными лесными полосами на неорошаемых землях при их высоте на: выщелоченных чернозёмах-21м, типичных чернозёмах-18, южных…

Размещение посадочных мест -3х1м

Размещение посадочных мест -3х1м

Эти насаждения создают для устранения причин возникновения водной и ветровой эрозии и уменьшения их вредного воздействия

Эти насаждения создают для устранения причин возникновения водной и ветровой эрозии и уменьшения их вредного воздействия

В условиях Пензенской области на обыкновенных чернозёмах необходимо запроектировать стокорегулирующую лесную полосу шириной 15 м

В условиях Пензенской области на обыкновенных чернозёмах необходимо запроектировать стокорегулирующую лесную полосу шириной 15 м

В четырёхрядной лесной полосе площадью 1 га и шириной 10 м крайние ряды заняты берёзой повислой при шаге посадки 1м

В четырёхрядной лесной полосе площадью 1 га и шириной 10 м крайние ряды заняты берёзой повислой при шаге посадки 1м

Примите решение о размещении полезащитных полос в лесостепи и степи на чернозёмах, соответственно оподзоленных и южных

Примите решение о размещении полезащитных полос в лесостепи и степи на чернозёмах, соответственно оподзоленных и южных

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы и сроки сдачи задания

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы и сроки сдачи задания

Выполнение задания: 1) выбрать тему, если она не определена преподавателем; 2) определить источники, с которыми придется работать; 3) изучить, систематизировать и обработать выбранный материал из…

Выполнение задания: 1) выбрать тему, если она не определена преподавателем; 2) определить источники, с которыми придется работать; 3) изучить, систематизировать и обработать выбранный материал из…

М., 1987. с. 1565).

М., 1987. с. 1565).

Планируемые результаты самостоятельной работы: — способность студентов анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач; — готовность использовать индивидуальные…

Планируемые результаты самостоятельной работы: — способность студентов анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач; — готовность использовать индивидуальные…

Родин А.Р., Лесомелиорация ландшафтов

Родин А.Р., Лесомелиорация ландшафтов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2024