МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ дисциплины ОУД.06 Основы безопасности жизнедеятельности.
Методические рекомендации разработаны на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для 43.01.09 « Повар, кондитер», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.
Критерии оценок:
- оценка «5» ставится: практическая работа выполнена в полном объеме, в соответствии с заданием, с соблюдением последовательности выполнения, расчеты выполнены без ошибок, самостоятельно; работа оформлена аккуратно.
- оценка «4» ставится: практическая работа выполнена в полном объеме, в соответствии с заданием, с соблюдением последовательности выполнения, частично с помощью преподавателя, присутствуют незначительные ошибки при расчетах; работа оформлена аккуратно.
- оценка «3» ставится: практическая работа выполнена в полном объеме, в соответствии с заданием, частично с помощью преподавателя, присутствуют ошибки при расчетах; по оформлению работы имеются замечания.
- оценка «2» ставится: если обучающийся не подготовился к практической работе, при расчетах допустил грубые ошибки, по оформлению работы имеются множественные замечания.
Содержание
Практическое занятие № 1. Изучение основных положений организации рационального питания и освоение методов его гигиенической оценки.
Практическое занятие № 2. Изучение моделей поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.
Практическое занятие № 3. Изучение и отработка моделей поведения в условиях вынужденной природной автономии.
Практическое занятие № 4. Изучение и отработка моделей поведения в ЧС на транспорте.
Практическое занятие № 5. Изучение первичных средств пожаротушения.
Практическое занятие № 6. Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих факторов в ЧС мирного и военного времени.
Практическая работа № 7 «Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощи при кровотечениях»
Практическая работа № 8 «Изучение и освоение основных способов искусственного дыхания»
Практическая работа № 1 «Изучение основных положений организации рационального питания и освоение методов его гигиенической оценки».
Цель занятия: изучение основных положений организации рационального питания и освоение методов его гигиенической оценки
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - методы гигиенической оценки.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - организовывать свое рациональное питание.
Задание для практического занятия:
1. Познакомиться с литературой по организации рационального питания, рассмотреть методы о гигиенические оценки
2. Заполнить таблицу «Методы гигиенической оценки»
3. Ответить на контрольные вопросы
Контрольные вопросы:
1. Какие нормы включает рациональное питание?
2. Что предусматривает правильное рациональное питание?
3. Что входит в состав меню рационального питания?
4. Какие методы гигиенической оценки существуют?
5. Что подразумевает под собой понятие «качество пищевой продукции»?
Практическое занятие № 2 «Изучение моделей поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения»
Цель занятия: смоделировать поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения и познакомиться с правила безопасного поведения на дороге.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - моделировать свое поведение при организации дорожного движения.
Задачи для практического занятия:
1. Познакомиться с разделами ПДД: «Общие положения», «Обязанности пешеходов», «Обязанности пассажиров», «Сигналы светофора и регулировщика», «Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств», «Движение в жилых зонах», «Перевозка людей», «Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов»
2. Решить ситуационные задачи.
3. Ответить на контрольные вопросы
Контрольные вопросы:
1. Кто относиться к участникам дорожного движения?
2. Где и каким образом должны переходить дорогу пешеходы?
3. Какие знаки дорожного движения определяют место перехода дороги пешеходу?
4. Какие обязанности должен выполнять пассажир транспортного средства?
5. Какие требования предъявляются к велосипедисту на дороге?
Практическое занятие № 3 «Изучение и отработка моделей поведения в условиях вынужденной природной автономии»
Цель занятия: изучить и отработать модели поведения в условиях вынужденной природной автономии
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - модели поведения в условиях вынужденной природной автономии.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - разработать алгоритм действий в условиях вынужденной природной автономии.
Задачи для практического занятия:
1. Познакомиться с экстремальными факторами выживания
2. Выполнить тест
3. Разработать алгоритм действий в условиях вынужденной природной автономии по условиям карточки с индивидуальным заданием
4. Ответить на контрольные вопросы
Контрольные вопросы:
1. От чего зависит продолжительность предельно допустимого срока автономного существования человека?
2. Что такое стрессоры?
3. От чего зависят шансы выживания?
4. Какие действия могут остановить панику?
ТЕСТ
1 . Выберите косвенные признаки съедобных растений
а) Яркая окраска плодов; б) Птичий помет на ветках; в) Кора обглодана животными; г) Небольшая высота растений; д) Плоды поклеваны птицами; е) Засохшее растение; ж) Множество косточек у основания дерева; з) Плоды растения обнаружены в гнездах; и) Растение на изломе выделяет млечный сок; к) Растение с неприятным запахом.
2 . По каким приметам можно определить стороны горизонта?
а) По наклону дерева; б) По таянию снега на склонах оврага; в) По пологой стороне муравейника; г) По мху на дереве; д) По грибам рядом с деревом; е)По веткам на деревьях; ж) По годичным кольцам на пнях; з) По течению реки; и) По направлению звериной тропы; к) По направлению ветра.
3 . Выберите стрессоры выживания:
а) физическая боль; б) травма; в) обморожение; г) укус змеи; д) отравление пищей; е) холод; ж) переутомление; и) одиночество; й) голод; к) инфекция
4 . Для повышения выживаемости человека в экстремальной ситуации необходимо:
а) Повышать уровень подготовки специалистов; б) Закончить среднюю школу; в) Улучшать работу техники и оборудования; г) Повышать уровень психической и физической выносливости; д) Уметь плавать е) Учиться правильному поведению в экстремальных ситуациях ж) Быть дисциплинированным; з) Уметь пользоваться противогазом.
5. Экстремальная ситуация – это:
а) Ситуация, которая помогает найти выход из трудного положения; б) Ситуация, когда человек испытывает чувство радости и веселья в) Ситуация, которая содержит угрозу жизни, здоровью и имуществу человека.
6. Из перечисленных ниже выберите причины вынужденного автономного существования в природных условиях:
а) Потеря части продуктов питания; б) несвоевременная регистрация туристической группы перед выходом в) на маршрут; г) потеря ориентировки на местности во время похода; д) потеря компаса; е) авария транспортных средств в условиях природной среды; ж) крупный лесной пожар; з) отсутствие средств связи;
7. Собираясь в поход, необходимо подобрать одежду. Какой она должна быть?
а) Свободной и в несколько слоев; б) Из синтетических материалов; в) Однотонной или из камуфлированного материала; г) Чистой и сухой.
8. Как правильно развести костер? Укажите последовательность дальнейших действий:
а) Положить на почву растопку; б) На растопку положить ветки; в) Поджечь костер двумя-тремя спичками; г) Приготовить растопку и дрова; д) Сверху веток положить поленья и дрова; е) Соблюдать правила пожарной безопасности;
9. Какие растения можно использовать, чтобы заварить чай:
а) Иван-чай; в) Волчьи ягоды; г) Бузина; д) Полынь.
10 . Скажите самый простой способ из предложенных способов обеззараживания воды.
а) Очистка через фильтр из песка и материи; б) Очистка через фильтр из песка, ваты и материи; в) Кипячение воды; г) Добавление в воду марганцовки.
11. Дайте правильный ответ. При укусе ядовитой змеи необходимо:
а) Отсосать яд из ранки; б) Наложить жгут; в) Пить больше воды и чая г) Обратиться к врачу; д) Доставить больного в лечебное учреждение; е) Ограничить подвижность; ж) Разрезать рану; з) Прижечь рану; и) Употребить спиртное; к) Посыпать рану землей.
Эталоны ответов к тесту «Автономное существование человека»
1 б, в, д, ж, и
2 б, в, г, д, е, ж
3 а, е, ж, з, и, к.
4 а, в, г, е, ж
5 в
6 в, г, д, е
7 а, г
8 г, а, в, б, д, е
9 а
10 б
11 а , в, г, д, е
Практическое занятие № 4 «Изучение и отработка моделей поведения в ЧС на транспорте»
Цель занятия: изучить и отработать модели поведения в ЧС на транспорте
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - модели поведения на транспорте.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - разрабатывать алгоритм действий в ЧС на транспорте.
Задачи для практического занятия:
1. Познакомиться с ЧС на транспорте
2. Разработать алгоритм действий в ЧС на транспорте по условиям карточки с индивидуальным заданием
3. Ответить на контрольные вопросы
Контрольные вопросы:
1. Что относиться к ЧС на транспорте?
2. Какие средства обеспечения безопасности имеются для пассажиров на водном и воздушном транспорте?
3. Какими средствами обеспечивается безопасность пассажиров на автомобильном транспорте?
4. Что необходимо знать, отправляясь в поездку на транспорте?
Практическое занятие№ 5 «Изучение первичных средств пожаротушения»
Цель занятия: изучить первичные средства пожаротушения
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - средства пожаротушения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - применять средства пожаротушения.
Задачи для практического занятия:
1. Познакомиться со средствами пожаротушения
2. Заполнить таблицу «Основные технические характеристики средств пожаротушения»
3. Ответить на контрольные вопросы
Контрольные вопросы:
1. Что относиться к средствам пожаротушения?
2. Какие средства пожаротушения применяются при возгорании электрической проводки?
3. Где устанавливаются средства пожаротушения в образовательных учреждениях?
4. Как определить годность средств пожаротушения?
5. Какие особенности необходимо учитывать при тушении очага пожара пенным огнетушителем?
Практическое занятие № 6 «Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих факторов в ЧС мирного и военного времени»
Цель занятия: изучить и научиться пользоваться средствами индивидуальной защиты от поражающих факторов ЧС
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - средства индивидуальной защиты.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - применять средства индивидуальной защиты.
Задачи практического занятия:
1. Познакомиться со средствами индивидуальной защиты
2. Определить размер противогаза и респиратора
3. Проверить на механические повреждения и предварительную герметичность
4. Занести в таблицу «Средства индивидуальной защиты»
5. Ответить на контрольные вопросы
Контрольные вопросы:
1. Что относиться к средствам индивидуальной защиты?
2. Что входит в комплект ГП-7?
3. В каких случаях применяется изолирующий противогаз ИП-4?
4. С какой целью используется хлорпикрин?
5. Как определить годность к использованию гопкалитового патрона?
Практическое занятие № 7 «Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощи при кровотечениях»
Цель занятия: изучить и освоить основные приемы оказания первой помощи при кровотечениях
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять основные приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Задачи для практического занятия:
1. Познакомиться с литературой
2. Практически отработать приемы остановки кровотечений с помощью наложения повязок, жгутов и закруток
3. Ответить на контрольные вопросы
Контрольные вопросы:
1. Каким образом оказывается первая помощь при наружных кровотечениях?
2. Каким образом оказывается первая помощь при капиллярном кровотечении?
3. Какие правила необходимо соблюдать при наложении жгута и повязки?
4. Каким образом оказывается первая помощь при венозном кровотечении?
5. Какие признаки относятся к признакам внутреннего кровотечения?
Практическое занятие № 8 «Изучение и освоение основных способов искусственного дыхания»
Цель занятия: изучить и освоить основные способы искусственного дыхания
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные способы искусственного дыхания.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять основные способы искусственного дыхания.
Задачи практического занятия:
1. Познакомиться с литературой
2. Практически отработать на тренажере-манекене способы искусственного дыхания
3. Ответить на контрольные вопросы
Контрольные вопросы:
1. Какие способы можно использовать для искусственного дыхания?
2. Как выполняется способ «Говарда»?
3. Как выполняется способ «Шеффера»?
4. Как правильно выполняется способ «рот в рот»?
5. В каких случаях не рекомендуется использовать способы «Говарда» и «Шеффера»?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.