|
ПМ.02 Организационно-управленческая деятельность
МДК.02.02 Правовые основы организации и деятельности службы участковых уполномоченных полиции (4 курс)
для специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность
Преподавателя Губа Е.С.
Методическая разработка практического занятия
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 23
«ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ»
Объем времени, отводимого для изучения данной темы, отведенного для практического занятия: 2 часа.
Место проведения: учебная аудитория техникума «Бизнес и Право».
Методы проведения: Самостоятельная работа (выполняемая по заданию при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия) обучающихся, основанная на выполнении упражнений, которые разбираются с позиций теории, развитой в лекции, являющихся предпосылкой правильного мышления и речи.
Материальное обеспечение занятия:
1. Комплект раздаточного материала (заданий).
2. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.
Основные термины и понятия: Стадии административной юрисдикции, возбуждение дела об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении.
Цели занятия:
1. Учебная (образовательная) - сформировать у обучающихся четкое представление о первой стадии административной юрисдикции «возбуждение дела об административном правонарушении» и ее этапах, освоить практические навыки осуществления административно-юрисдикционной деятельности сотрудников полиции на стадии возбуждении дела об административном правонарушении.
2. Методическая - формирование и развитие у обучающихся профессиональных качеств, умений и навыков, необходимых для успешной и эффективной деятельности развивать у обучающихся умение ясно и четко излагать свои мысли, формировать и отстаивать свое мнение, системно излагать его.
3. Воспитательная - воспитание готовности стойко переносить неблагоприятные факторы служебной деятельности; умение проявлять в критических ситуациях самообладание, мужество и находчивость, соблюдая личную безопасность; привить обучающимся убежденность в важности приобретения знаний в области административной деятельности полиции с целью использования в своей дальнейшей профессиональной деятельности.
План практического занятия:
1. Введение (организационный этап).
- проверка наличия обучающихся на занятии;
- объявление темы, цели и учебных вопросов занятия;
- нацеливание на самостоятельную работу.
2. Самостоятельная работа обучающихся под руководством преподавателя.
3. Заключительная часть занятия.
Организация работы по подготовке к практическому занятию
Распределение учебного времени
1. |
Введение (организационный этап)
|
10 мин. |
2. |
|
|
|
1. Стадии производства по делу об административном правонарушении. 2. Возбуждение дела об административном правонарушении. 3. Протокол об административном правонарушении. |
70 мин.
|
2.1 |
Через каждые 20-30 минут рабочего времени предоставляется «пауза для отдыха» |
3-5 мин. |
3. |
Заключительная часть занятия - подведение итогов занятия - задание для самостоятельной работы и подготовки к следующему практическому занятию. |
10 мин. |
1. Вводная часть.
В начале проведения занятия преподаватель объявляет тему занятия (Практическое занятие №23 «Порядок возбуждения дела об административном правонарушении») и нацеливает обучающихся на самостоятельную работу:
- самостоятельная работа - это работа обучающихся, выполняемая по заданию при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия;
- данная работа необходима для овладения дисциплиной, формирования навыков самостоятельной работы в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т.д.;
- кроме того, самостоятельная работа формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации;
Далее преподаватель раздает обучающимся дидактический материал с разработанными заданиями и разъясняет практическое выполнение каждого задания. Затем выясняются возможно возникшие вопросы и дается ответ (разъяснение) по выполнению.
После этого обучающиеся приступают к работе.
2. Основная часть.
Задание №1
Заполните схему:
Стадии производства по делу об административном правонарушении |
Стадия возбуждения дела об административном правонарушении
|
Стадия рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении |
Стадия пересмотра постановлений и решений по делу об административном правонарушении |
Стадия исполнения решения по делу |
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: |
|
1 составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения |
|
2 составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП РФ |
|
3 составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении |
|
4 вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 КоАП РФ |
|
5 вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 |
|
Этапы возбуждения дела об административном правонарушении:
|
|
1 первичные процессуальные действия по возбуждению административного дела и выяснению фактических обстоятельств |
|
2 проведение административного расследования (факультативный) |
|
3 направление
дела субъекту административной юрисдикции для |
|
Процессуальное оформление: |
|
Протокол, определение, установленные КоАП РФ |
Задание №2
Заполните схему:
Статья КоАП РФ: 28.1 |
Возбуждение дела об административном правонарушении |
Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении |
Непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об АП, достаточных данных, указывающих на наличие события АП
|
Поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события АП |
Сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в СМИ, содержащие данные, указывающие на наличие события АП (за исключением АП, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13 КоАП РФ) |
Фиксация административного правонарушения в области ДД или АП в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта РФ, совершенного с использованием транспортного средства, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи |
Подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных вышеназванным пунктом, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица |
Дело об административном правонарушении считается возбужденным в следующих случаях |
составления протокола осмотра места совершения АП |
составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об АП |
составления протокола об АП или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об АП |
вынесения определения о возбуждении дела об АП при необходимости проведения административного расследования |
вынесения постановления по делу об АП в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 |
Задание №3
Заполните схему:
Статья КоАП РФ: 28.2 |
Протокол об административном правонарушении |
Основные сведения, указанные протоколе об административном правонарушении |
дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об АП, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие АП, статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное АП, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела
|
Задание №4
Проверьте правильность заполнения протокола.
Перечислите и запишите ошибки.
Корешок к протоколу АА № 000000 от «_26__»__июля_____20_22_г.
Протокол получил «_26__»__июля______20_22г.
__сотрудник ОУУП ____________________________________________________________
(должность, фамилия и инициалы сотрудника органа внутренних дел, подпись)
ПРОТОКОЛ АА № 000000
об административном правонарушении
«_26__»__июля______20_22г. город (поселок, село)______________________
(место составления протокола)
УУП ОУУП и ПДН ОМВД РФ по Белореченскому району______________________
(должность, наименование органа внутренних дел, специальное звание,
_____________________________Иванов Евгений Игоревич________________________
фамилия, инициалы сотрудника, составившего протокол)
составил настоящий протокол о том, что лицо (физическое, юридическое):
____ Лушников Петр Иннокентьевич, 10.10.1989 г. рождения, уроженец г. Энска ____
(указываются сведения: для физического лица – фамилия, имя, отчество, год рождения
___________проживающий в г.Энске ул.Надежды д.10, кв.1________________________
( для несовершеннолетнего лица также число и месяц рождения), место рождения и проживания,
__ паспорт 25 03 240240, выданый ОУФМС России в г.Энске ______________________
документ, удостоверяющий личность (серия, номер, кем и когда выдан), место работы, должность;
___ИП «НИКА» охранник г. Энск___________________________________________
для юридического лица – организационно-правовая форма, наименование, местонахождение,
_____________________________________________________________________________
идентификационный номер налогоплательщика)
иные сведения, необходимые для разрешения дела:
____заработная плата ежемесячно составляет 25000 рублей,
проверен по «ИБД – регион» – к административной ответственности ранее не привлекался__(справку навел инспектор Котов А.Н.)______________________________
Дата, время, место и обстоятельства совершения административного правонарушения:_26.07.2022 г. гражданин Лушников Петр Иннокеньевич, находясь в помещении билетных касс досугового комплекса «Синема», расположенном по адресу пр.Комарова, 6, пребывая в состоянии опьянения, курил и в присутствии граждан выражался нецензурной бранью. На неоднократные замечания присутствующих не реагировал____________________________________________________________________
то есть совершил (совершила, совершило) административное правонарушение, предусмотренное
____ст.20.1_ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность)
свидетели, потерпевшие________________________________________________________
(фамилия, имя
____ Монич Наталья Алексеевна, прож. ул.Кирова_д.12, кв.25______________________
отчество, место жительства/пребывания)
____Сапфиров Сергей Михайлович, прож. ул.Набережная д.5, кв.3
____________________________________________
Лицу_____________ Лушникову П.И.__________________________________разъяснены
(фамилия и инициалы нарушителя (законного представителя юридического лица)
права и обязанности, предусмотренные ст.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Лицу____________Монич Н.А._ХХХХ_________________________________разъяснены
(фамилия и инициалы потерпевшего (иных участников производства по делу)
права и обязанности, предусмотренные ст._25.6_ КоАП РФ.
ОБЪЯСНЕНИЕ НАРУШИТЕЛЯ
(ЗАКОННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА)
____Выпил 200гр. водки после работы, хотел купить билеты в кино на завтра. Думал пройти без очереди, но возник скандал, пришлось ругаться. С протоколом согласен. Лушников П.И.
_____________________________________________________________________________
К протоколу прилагаются:___рапорт сотрудника полиции Гаврилова Е.И.____________
(перечень прилагаемых к протоколу
_объяснения Монич Н.А. и Сапфирова С.М._ _____________________________________
документов и вещей)
Подписи:_________________________________ХХХХХ___Лушников П.И.____________
(подпись нарушителя (законного представителя юридического лица)
_______ХХХХ Монич Н.А. _____________________ __ХХХХ___Сапфиров С.М.__
(подписи свидетелей, потерпевших и иных участников по делу)
_______________ХХХХХ__Гаврилов Е.И. _________________________________________
(подпись сотрудника, составившего протокол)
Копию протокола получил (вручается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по их просьбе)
Подписи:_________ХХХХ Монич Н.А.______ ХХХХ__Лушников П.И.___
(подпись нарушителя (законного представителя юридического лица) (подпись потерпевшего)
Решение, принятое по протоколу:
_____________________________________________________________________________
о передаче дела на рассмотрение по подведомственности или судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(наименование органа внутренних дел)
_____________________________________________________________________________
(специальное звание, инициалы, фамилия сотрудника, уполномоченного составить протокол)
___________________________________________
(подпись)
«______»____________20__г.
Ошибки, выявленные в протоколе:
1. Не указаны должность, фамилия и инициалы сотрудника органа внутренних дел, и его подпись.
2. Не указано место составления протокола об АП (город, село).
3. Указаны имя и отчество сотрудника, составившего протокол об АП, а в ст. 28.2 прописано: указывается фамилия и инициалы сотрудника.
4. Не указана дата выдачи паспорта правонарушителя
5. В фабуле не указано в каком населенном пункте находится помещение билетных касс досугового комплекса «Синема», расположенном по адресу пр.Комарова, 46.
6. Место проживания свидетелей тоже указано не полностью, не указан населенный пункт проживания
7. Свидетелю Сапфирову не разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 25.6 КоАП РФ,
8. Подписи правонарушителя Лушникова после объяснения не имеется.
9. Не указано решение, принятое по протокол.
10. Нет наименования органа внутренних дел.
11. Не указано специальное звание, инициалы, фамилия сотрудника, уполномоченного составить протокол и его подпись.
12. Не указана дата принятия решения по протоколу об АП.
Задание №5
Задача.
Сотрудник полиции, находясь возле автомобильной заправочной станции, расположенной по ул. Трактовой в городе Энске, увидел женщину неопрятно одетую, имеющую шаткую походку. Женщина направлялась к скамье, держась руками за металлическое ограждение. Сотрудник полиции
Подошел к женщине и предложил помощь. По внешнему виду, поведению и присутствующему запаху алкоголя изо рота женщины сотрудник полиции понял, что последняя пребывает в состоянии сильного алкогольного опьянения. Сотрудник полиции принял решение доставить женщину в отдел полиции, чтобы в последствии составить протокол об административном правонарушении по статье 20.21 КоАП РФ. Услышав предложение о следовании в отдел полиции, женщина стала возмущаться и посылать ругательства в адрес сотрудника полиции.
Имеются ли в данном случае поводы к возбуждению дела об административном правонарушении?
С какого момента данное дело об административном правонарушении будет считаться возбужденным?
Ответ:
Да, в данном случае присутствует непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об АП, достаточных данных, указывающих на наличие события АП, это в соответствии с п.1 ч.1 ст 28.1 КоАП РФ является поводом к возбуждению дела об АП.
Дело об АП будет считаться возбужденным с момента доставления (составление первого протокола применения мер обеспечения )
Задание №6
Решите задачу:
Разработайте фабулу административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.24. Возможно ли в данном случае назначить административное наказание без составления протокола? Обоснуйте ответ, ссылаясь на нормы КоАП РФ. Какой процессуальный документ послужит основанием для возбуждения дела об административном правонарушении?
Ответ:
Статья 12.24. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
В данном случае назначить административное наказание без составления протокола невозможно, так как, основываясь на ст. 28.6 КоАП РФ, важным условием при назначении административного наказания без составления протокола является совершение малозначительного нарушения (за которое предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа), а также то, что привлекаемое к ответственности лицо не оспаривает назначенное ему административное наказание.
3. Заключительная часть.
Подвести итоги занятия, ответить на вопросы, дать задание для самоподготовки, список рекомендуемой литературы и методические указания.
Задание для самоподготовки:
1. Изучить Главу 28, 29 КоАП РФ.
2. В рабочей тетради начертить таблицу «Стадии и этапы производства по делам об административных правонарушениях».
3. Законспектировать ст. 28.1 – 28.5 КоАП РФ.
Рекомендуемая литература:
Основная
1. Конституция Российской Федерации 1993 г.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции».
3. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ (редакция от 01.02.2021).
4. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 № 250 «Вопросы организации органов внутренних дел».
5. Приказ МВД России от 05 мая 2012 г. № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию».
6. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 июня 2013 г. № 458 г. Москва «О внесении изменений в приказ МВД России от 5 мая 2012 г. №403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию».
7. Административное право : пособие / П. П. Глущенко и др. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 202
1..
8. Анохина С.Ю. Материалы дела об административном правонарушении: практикум / С.Ю. Анохина. – Барнаул: БЮИ МВД России, 2019.
9. Джемелинский В.А., Марченко С.Н., Сычев, Е.А. Административно-юрисдикционная деятельность работников милиции общественной безопасности по делам об административных правонарушениях: учебное пособие. – Краснодар : Краснодар. ун-т МВД России, 2019.
10. Зайцев И.А. Актуальные проблемы производства по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс, 2020, № 3.
11. Комментарий к Кодексу РФ «Об административных правонарушениях» (постатейный) с практическими разъяснениями официальных органов и постатейными материалами / ред. В.С. Чижевский. – 12-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2011.
Дополнительная
1. Законодательство о полиции. – М.: ООО «Рид групп».
2. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (поглавный) / Ю.Е. Аврутин, С.П. Булавин, Ю.П. Соловей, В.В. Черников. – М.: Проспект, 2018.
3. Организация деятельности служб и подразделений полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности: учебник для студентов / под ред. В.В. Гордиенко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2020.
Методические указания по изучению дисциплины для обучающихся (с материалами для самостоятельной работы, тематикой докладов, рефератов, вопросами для самоконтроля).
Согласно ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
1. Непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
2. Поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
3. Сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13 КоАП РФ).
4. Фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
5. Подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных вышеназванным пунктом, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП РФ;
3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 КоАП РФ (оно может быть назначено, когда имеющихся данных недостаточно для возбуждения дела. Расследование позволяет получить дополнительные материалы, необходимые для правильного разрешения дела. Результаты расследования фиксируются в протоколе об административном правонарушении);
5) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий факт совершения противоправного деяния – административного правонарушения.
Законодатель не устанавливает форму протокола (как он должен выглядеть – его образец), перечисляя лишь сведения, которые должен содержать протокол[1].
Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, протокол должен содержать следующие сведения.
1. Дата составления – соответствующее число, месяц, год и время, когда происходит оформление протокола – непосредственное его заполнение, например: 23 декабря 2012 г. 18 час. 24 мин.
Протокол не должен составляться, если истек срок давности привлечения к административной ответственности[2].
Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков – со дня, следующего за днем совершения (обнаружения) административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении[3] срок давности начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
2. Место составления – конкретное место (объект), где непосредственно происходит составление протокола. Место составления протокола не всегда может совпадать с местом совершения правонарушения: проступок может быть выявлен в одном месте, а протокол составлен в другом. Например, мелкого хулигана задержали на стадионе, а протокол составили в отделении полиции.
3. Данные должностного лица, составившего протокол – сведения об этом лице – должность, специальное звание, фамилия и инициалы. В соответствии с КоАП РФ должностные лица органов внутренних дел относятся к числу субъектов, уполномоченных составлять протоколы (п. 1 ч. 2 ст. 28.3, ст. 23.3). Приказ МВД РФ от 5 мая 2012 г. № 403 конкретизирует, кто именно (должность) и по каким статьям КоАП РФ вправе составлять протоколы.
4. Сведения о лице, в отношении которого составлен протокол.
К административной ответственности могут привлекаться как физические, так и юридические лица (организации)[4].
Фамилия, имя, отчество. Как правило, установление личности производится по имеющимся документам. Это могут быть паспорт, водительское удостоверение, охотничий (студенческий) билет, служебное удостоверение и т. п. Вполне допустимо установление личности и иным способом, например, с помощью граждан, знающих нарушителя (соседи по дому, коллеги по работе (учебе) и т. п.).
Дата и место рождения, например: 23 ноября 1978 года, г. Белгород; 14.09.89., г. Фергана, р. Узбекистан; 3 июня 1999 г., станица Медведовская, Краснодарского края.
Место проживания. В законодательстве существуют определения понятиям место жительства гражданина и место его пребывания.
Место жительства – место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.
Место пребывания – гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.
Место работы – название организации, место ее нахождения, занимаемая должность, например: ООО «Изумруд» - г. Темрюк, ул. Садовая, д. 295, охранник; г. Лабинск, районная больница, врач-терапевт; агрофирма «Колос», ст. Новокубанская, ул. Речная, д. 38, директор; индивидуальный предприниматель (место государственной регистрации, регистрационный номер свидетельства). Если гражданин является учащимся (студентом) – указать адрес учебного заведения.
5. Дата совершения правонарушения – число, месяц, год и время, когда было совершено правонарушение, например. Если правонарушение является длящимся – датой его совершения считается день, когда соответствующее должностное лицо выявило факт совершения правонарушения.
Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
6. Место совершения правонарушения – указывается место, где именно было совершено правонарушение. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер – место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность[5].
7. Сведения о транспортном средстве. Данные сведения заносятся в протоколы, составляемые сотрудниками ГИБДД при выявлении правонарушений, связанных с управлением транспортными средствами. Сведения о транспортном средстве включают в себя: марку, модель, номер государственного регистрационного знака, номер двигателя и кузова, сведения о владельце и месте регистрационного учета транспортного средства.
8. Событие административного правонарушения – описывается совершенное деяние, характеризуется его объективная сторона, например: распивал пиво «Хадыженское» с содержанием этилового спирта 8 % объема готовой продукции на трибуне стадиона «Кубань»[6]; находился в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность: имел грязную и мокрую одежду, вызывающую чувство брезгливости и отвращения, утратил чувство стыда и способность ориентироваться в окружающей обстановке[7]; срывал с прохожих головные уборы, хватал их за одежду, демонстрировал непристойные жесты, сопровождая все это нецензурной бранью[8]; употребил наркотическое средство Каннабис (марихуана) без назначения врача[9]; выбросил полиэтиленовый пакет с бытовым мусором во дворе жилого дома[10].
8. Статья КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, предусматривающая ответственность за совершенное правонарушение.
Административная ответственность может быть предусмотрена как КоАП РФ, так и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях[11]. Поэтому в протоколе указывается статья (при делении ее на части – указывается часть) соответствующего нормативного правового акта, согласно которой квалифицируется правонарушение.
9. Объяснение физического лица, в отношении которого составлен протокол, если это юридическое лицо – объяснение его законного представителя. При составлении протокола нарушителю должны быть разъяснены его права, предусмотренные КоАП РФ (знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника и др.), предоставлена возможность ознакомиться с содержанием протокола и написать объяснение по существу правонарушения – что он может пояснить по данному поводу: совершал или нет противоправные действия, признает ли себя виновным, согласен или нет с содержанием протокола, имеет ли какие-либо замечания по этому поводу и т. п.
Если в протоколе не хватает места для объяснения, оно пишется на отдельном листе (листах) и прилагается к протоколу. Как правило, объяснение пишется собственноручно. Однако вполне допустимо, если со слов нарушителя объяснение напишет должностное лицо, составляющее протокол[12]. В таких случаях в конце текста объяснения нарушитель должен написать: «С моих слов записано верно, мною прочитано»; поставить дату и подпись.
10. Фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших (при наличии таковых).
Свидетель – лицо, которому известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Свидетель обязан дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы. Показания свидетеля целесообразно зафиксировать письменно (отобрать объяснения) непосредственно при составлении протокола. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний[13], ему разъясняются его права и обязанности, предусмотренные ст. 25.6 КоАП РФ.
Потерпевший – физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
Потерпевший вправе знакомиться с содержанием протокола и со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ (ст. 25.2).
11. Иные сведения, необходимые для разрешения дела – различного рода информация, имеющая отношение к правонарушению для разбирательства его по существу. Подобного рода сведения могут содержаться как в отдельной графе протокола, так и в других графах.
12. Подписи. Протокол должен быть подписан должностным лицом, его составившим, а также нарушителем или законным представителем нарушителя.
В случае, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения выносится постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа в порядке, предусмотренном статьей 29.10 КоАП РФ. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.
При выявлении данных, свидетельствующих о возможно совершенном административном правонарушении, нередко возникает необходимость проверки этих фактов, установления личности виновного, иных обстоятельств дела. В принципе, как уже отмечалось выше, именно для этого ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ предусматривает возможность отложить составление протокола об административном правонарушении на 2 суток. Однако по сложным административным делам, требующим изучения большого количества документов и иных доказательств, проведения экспертиз и т.п., этого срока может оказаться явно недостаточно. Применительно к таким ситуациям ст. 28.7 КоАП РФ предусматривает возможность назначения по определенным категориям дел об административных правонарушениях административного расследования.
Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Как разъяснено в пп. "а" п. 3 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5, круг должностных лиц, уполномоченных на проведение административного расследования, в силу ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ является исчерпывающим.
Срок проведения административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Этот срок в целом соответствует общемировой практике.
Административное расследование завершается составлением протокола об административном правонарушении либо вынесением постановления о прекращении дела об административном правонарушении.
Протокол осмотра места совершения административного правонарушения является процессуальным документом, с момента составления которого дело об административном правонарушении считается возбужденным.
Осмотр места совершения административного правонарушения производится в случаях нарушения Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшего причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также нарушения правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшего по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
После составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения его копии вручаются лицам, непосредственно управлявшим транспортными средствами в момент совершения правонарушения и указанным в протоколе. Следует отметить, что не предусмотрено вручение копии протокола осмотра места совершения административного правонарушения пешеходу, пассажиру транспортного средства или иному участнику дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), хотя они могут являться субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ.
Темы рефератов:
1. Понятие и особенности административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел.
2. Понятие, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях.
3. Сроки возбуждения дела об административном правонарушении.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение понятия административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел (полиции).
2. Перечислите основания прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.
[2] П. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
[3] Понятие «длящегося правонарушения» приводится дальше.
[4] Далее для краткости «лицо,в отношении которого составлен протокол», будем именовать «нарушителем».
[5] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 25.05.2006 N 12, от 11.11.2008 N 23).
[6] Ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ.
[7] Ст. 20.21 КоАП РФ.
[8] Ст. 20.1 КоАП РФ.
[9] Ст. 6.9 КоАП РФ.
[10] Ч. 5 ст. 3.2 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 года N 608-КЗ «Об административных правонарушениях».
[11] Например, Закон Краснодарского края от 23 июля 2003 года N 608-КЗ «Об административных правонарушениях».
[12] Ст. 26.3 КоАП РФ.
[13] Заведомо ложные показание свидетеля при производстве по делу об административном правонарушении влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей (ст. 17.9 КоАП РФ).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.