МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В - Тема: Изучение основных алгоритмических конструкций

  • docx
  • 29.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СПО Разработал преподаватель: Игнатьева Елена Сергеевна Тема: Изучение основных алгоритмических конструкций
Иконка файла материала ПР7.docx

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ В СПО

 

Разработал преподаватель: Игнатьева Елена Сергеевна

 

Тема:

 Изучение среды программирования. Тестирование программы.

Учебная цель: изучить среду программирования и структуру программы Turbo Pascal, научиться составлять несложные программы в этой среде программирования, производить тестирование программы.

Образовательные результаты: владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования; использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме

Паскаль - язык профессионального программирования, который назван в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623-1662) и разработан в 1968-1971 гг. Никлаусом Виртом. Первоначально был разработан для обучения, но вскоре стал использоваться для разработки программных средств в профессиональном программировании.

Паскаль популярен среди программистов по следующим причинам:

  • Прост для обучения.
  • Отражает фундаментальные идеи алгоритмов в легко воспринимаемой форме, что предоставляет программисту средства, помогающие проектировать программы.
  • Позволяет четко реализовать идеи структурного программирования и структурной организации данных.
  • Использование простых и гибких структур управления: ветвлений, циклов.
  • Надежность разрабатываемых программ.

Турбо Паскаль - это система программирования, созданная для повышения качества и скорости разработки программ (80-е гг.). Слово Турбо в названии системы программирования - это отражение торговой марки фирмы-разработчика Borland International (США).

Систему программирования Турбо Паскаль называют интегрированной (integration - объединение отдельных элементов в единое целое) средой программирования, т.к. она включает в себя редактор, компилятор, отладчик, имеет сервисные возможности.

Основные файлы Турбо Паскаля:

  • Turbo.exe - исполняемый файл интегрированной среды программирования;
  • urbo.hlp - файл, содержащий данные для помощи;
  • Turbo.tp - файл конфигурации системы;
  • Turbo.tpl - библиотека стандартных модулей, в которых содержатся встроенные процедуры и функции (SYSTEM, CRT, DOS, PRINTER, GRAPH, TURBO3, GRAPH3).

Для запуска интегрированной среды программирования нужно установить текущим каталог с Турбо Паскалем (TP7\BIN) и ввести команду: turbo.exe.

Окно программы содержит полосу меню, область окна и строку статуса.

clip_image001

Для входа в меню можно воспользоваться одним из способов:

  • с помощью "мышки";
  • с помощью клавиши F10;
  • с помощью комбинации Alt+<выделенная буква>. О том, что мы в меню свидетельствует курсор - прямоугольник зеленого цвета.

Интегрированная среда программирования Турбо Паскаль позволяет иметь любое количество открытых окон, но в любой момент времени активным может быть только одно.

Активное окно - это окно с которым вы в настоящий момент работаете.

Общие горячие клавиши:

  • F1 - выводит окно подсказки;
  • F2 - сохраняет файл активного окна;
  • F3 - появление диалогового окна и возможность открыть файл;
  • F4 - запускает программу до строки, на которой стоит курсор;
  • F5 - масштабирует диалоговое окно;
  • F6 - переходит к следующему открытому окну;
  • F7 - запускает программу в режиме отладки с заходом внутрь процедур;
  • F8 - запускает программу в режиме отладки, минуя вызов процедур;
  • F9 - компилирование программы в текущем окне;
  • F10 - возвращение в меню.

Команды меню File:

  • Open-F3 - открыть существующий файл (при активизации этой опции появляется окно со списком файлов, где можно выбрать необходимый),
  • New - создать новый файл (очищает память редактора и переводит в режим создания нового файла, которому присваивается имя Noname.pas; имя можно изменить при записи файла на диск),
  • Save-F2 - сохранить файл (переписывает файл из памяти редактора на диск),
  • Save as - сохранить с новым именем,
  • Save all - сохранить все в окнах (записывает содержимое всех окон редактора в соответствующие файлы),
  • Change dir - смена каталога (позволяет изменить установленный по умолчанию диск или каталог),
  • Print - печать файла,
  • Get info - выдача информации о текущем состоянии программы и используемой памяти,
  • DOS Shell - выход в DOS без выгрузки из памяти (для возврата ввести команду exit),
  • Exit - выход и выгрузка из памяти.

Программы на языке Паскаль имеют блочную структуру:

  1. Блок типа PROGRAM - имеет имя, состоящее только из латинских букв и цифр. Его присутствие не обязательно, но рекомендуется записывать для быстрого распознавания нужной программы среди других листингов.
  2. Программный блок, состоящий в общем случае из 7 разделов:
  3. раздел описания модулей (uses);
    • раздел описания меток (label);
    • раздел описания констант (const);
    • раздел описания типов данных (type);
    • раздел описания переменных (var);
    • раздел описания процедур и функций;
    • раздел описания операторов.

Общая структура программы на языке Паскаль:

Рrogram ИМЯ..; {заголовок программы}

Uses ...; {раздел описания модулей}

Var ..; {раздел объявления переменных}

...Begin {начало исполнительной части программы}

... {последовательность

... операторов}

End. {конец программы}

 

Задания практического занятия

Задание 1. изучите внешний вид системы программирования Турбо Паскаль.

Задание 2. Откройте файл, в который Вы запишите программу, выполняющую сложение двух чисел. Для этого нажмите клавишу F10, чтобы выйти в главное меню, затем клавишами перемещения курсора выберите опцию File, а в выпавшем меню команду New.

Наберите программу, которая осуществляет сложение двух чисел и выводит сумму на экран:

Program Summa;

Uses Crt;{Подключаем модуль Crt} Var   

number1, {переменная, в которой будет содержаться первое число}   

number2, {переменная, в которой будет содержаться второе число}

   rezult {переменная, в которой будет содержаться результат}

    :integer; {указывает тип целых чисел}

Begin
   ClrScr;{Используем процедуру очистки экрана из модуля Crt}

   Write ('Введите первое число ');

   {Выводим на экран символы, записанные между апострофами}

   Readln (number1);

   {Введенное пользователем число считываем в переменную number1}

   Write ('Введите второе число ');    {Выводим на экран символы, записанные между апострофами}

   Readln (number2);

   {Введенное пользователем число считываем в переменную number2}

   rezult := number1 + number2;

   {Находим сумму введенных чисел и присваиваем переменной rezult}

   Write ('Сумма чисел ', number1, ' и ', number2, ' равно ', rezult);

   {Выводим на экран строчку, содержащую ответ задачи}

   Readln;{Процедура задержки экрана}

End.

Найдите в этой программе заголовок, раздел описания переменных, признак начала программы, признак конца программы, тело программы, комментарий.

Ответьте на вопросы:

  1. Какое назначение переменных number1, number2, rezult?
  2. Что обозначает строка: number1, number2, rezult : integer; ? 
  3. Если присвоить переменным number1 и number2 соответственно значение 5 и 7, то какую строчку выдаст компьютер при исполнении последней процедуры Write? Запишите ее в отчет.
  4. Переведите с английского языка слова: Write, Read. Как вы думаете, что должен делать операторы с таким названием?
  5. Как вы понимаете запись:  readln(number1); ?
  6. Чему равно значение переменной rezult после выполнения оператора: rezult := number1 + number2; ?
  7. Что делает оператор присваивания в этой программе?

Задание 3. Измените программу, выполненную в задании 2 так, чтобы она находила произведение двух чисел. Сохраните текстом программы в файле Proizv.pas. Результат покажите преподавателю.

Задание 4. Измените программу, выполненную в задании 3 так, чтобы она выполняла расчет площади прямоугольника по его длине и ширине.

Заполните по результатам работы программы таблицу:

№ п/п

Параметры прямоугольника

Длина

Ширина

Площадь

1.

1

10

2.

7

14

3.

5

7

4.

8

8

5.

4

12

Вопросы для закрепления теоретического материала  к практическому занятию

1.       Что такое среда программирования?

2.       Опишите среду программирования Тurbo Pascal.

3.       Как сохранить текст программы в Тurbo Pascal?

4.       Какова структура программы на языке Pascal?

5.       Как осуществить запуск программы?