Методические материалы к урокам истории по теме Культура Руси.
Оценка 4.8

Методические материалы к урокам истории по теме Культура Руси.

Оценка 4.8
Занимательные материалы
doc
история
11 кл
03.11.2017
Методические материалы к урокам истории по теме Культура Руси.
Данный материал является копилкой для школьников, которые готовятся к Единому государственному экзамену, а также представляет собой набор исторических материалов по разделу Культура Руси, с полной характеристикой каждой задачи и подробным описанием. Возможно ученикам пригодятся и фотографии культурных памятников и соборов, которые являются необходимой составляющей знаний выпускника при написании исторического сочинения, самого сложного задания на экзамене.Данный материал является копилкой для школьников, которые готовятся к Единому государственному экзамену, а также представляет собой набор исторических материалов по разделу Культура Руси, с полной характеристикой каждой задачи и подробным описанием. Возможно ученикам пригодятся и фотографии культурных памятников и соборов, которые являются необходимой составляющей знаний выпускника при написании исторического сочинения, самого сложного задания на экзамене.
архитектура 16 век памятники описание.doc
В русской архитектуре 16 века произошел небывалый подъем. Объединение русских земель, стабилизация государственной власти, которая привела к массовому строительству по всей территории России городов и крепостей. Росло и мастерство русских строителей. Труд российских мастеров был в почете, об этом свидетельствует то, что о самых выдающихся зодчих говорится даже в летописи. В церковной архитектуре 16 века утвердилось строительство шатровых храмов. Шатровые храмы не имели внутри себя столбов, вся постройка держится лишь на фундаменте. Шедевров русской архитектуры 16 века стала церковь Вознесения в Коломенском, построенная в честь рождения Ивана IV. Еще одним русским архитектурным успехом стал Покровский Собор, еще его называют Собором Василия Блаженного. Сооружен Покровский Собор был в честь взятия Казани. В 16 веке русские города и монастыри стали украшать пятиглавыми храмами, которые строили по образцу кремлевского Успенского Собора. Это Смоленский собор в Новодевичьем монастыре, соборы в крупных русских городах, и Успенский Собор в Троицко – Сергиевской лавре. Русская архитектура 16 века оставила большой след в облике Москвы. Вокруг Кремля появились ремесленные и торговые посады, боярские и купеческие усадьбы. Именно в 16 веке сложилась характерная для Москвы радиальная застройка. Появился Китай – город, защищавший прилегающие к Красной площади слободы, появились и белокаменные стены Белого города (бульварное кольцо), Земляной город (садовое кольцо). Константинопольский патриарх восхищался красотой Москвы, триумфом русской Иеремии II архитектуры 16 века. Патриарх, говорил, что Москва это не город, а скорее раскинутый до самых пределов горизонта монастырь. Глаз разбегался в желание пересчитать большое количество колоколен и главы церквей. На каждой из бесчисленных церквей сверкали 5 красивых металлических купола. А меж церквями виднелось множество кровель, выкрашенных по большей части в зеленую краску, что придавало городу вид медно – зелено – серой шахматной доски. Между собором Василия Блаженного и воротами Кремля виднелась Красная площадь, на ней были виселицы Ивана IV. Переходя от центра Москвы к её окраинам, взгляд за второй каменной стеной уже не различал ничего. Картинка, явившаяся перед взором, представляла собой некий лабиринт переулков, беспорядочно выставленных домов, да ярко раскрашенных изб. С 1505 года по 1508 гг в Кремле строится величайший памятник русской архитектуры 16 века – Колокольня Ивана Великого. Её возвели на месте церкви Иоанна Лествичника. Архитектором колокольни бы итальянец Бон Фрязин. Звук колокола церкви разносился по всему Кремлю. Колокольня стала доминантной постройкой Кремля. Архитектура 16 века. В конце 15, начале 16 века начинает распространяться новый тип храма, в котором  отразились демократические потребности посадских жителей. Величайшим завоеванием  архитектурной мысли 16 века, одним из высших достижений всего древнерусского зодчества являются шатровые храмы – столпообразные сооружения с невиданной дотоле конструкцией  верха, как в деревянном зодчестве. Церковь Вознесения в Коломенском (1530 – 1532) Построена Василием Третьим в честь рождения долгожданного наследника – будущего Ивана  Грозного. Поразительно удачно выбрано место – высокий берег Москвы­реки. В основе  объема – высокий квадратный четверик, со всех сторон выступают притворы, придавая  храму затейливую и оригинальную форму. Углы обработаны мощными пилястрами с ордерными  капителями. На них опирается тройной ярус килевидных декоративных кокошников. Они  переводят усложненный четверик основного столпа в восьмигранник. Апсиды отсутствуют.  Интересно передается ощущение постепенного облегчения от яруса к ярусу. Нижний ярус  имеет пилястры рельефные, задерживающие взгляд, чем выше, тем более плоскими  становятся «врезы» и, наконец, перед нами представ архитектуре церкви Вознесения в  Коломенском с наибольшей силой отразилось национальное начало русского зодчества, то  представление о прекрасном, которое было свойственно современникам этого шедевра. Церковь Вознесения в селе Коломенском является одним из самых выдающихся произведений русских зодчих. В 1542 году русский летописец записывает: "Бе же церковь та вельми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала прежде на Руси". Это чудо поражало не только своих, но и европейцев. Побывав в России, французский композитор Гектор Берлиоз написал в своих мемуарах: "Ничто в жизни так не поразило меня, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Многое я видел в своей жизни, многое поражало меня и вызывало восхищение, но время, древнее время России, оставившее свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес. Я видел и Страсбургский собор, строившийся много веков, и Миланский, но, кроме множества налепленных украшений, ничего в них не нашёл. А тут передо мной предстала красота целого и всё во мне дрогнуло... Это какой-то новый вид архитектуры, и в нём была гармония красоты и таинственная тишина. Я видел стремление ввысь и долго стоял ошеломлённый..." В каменной архитектуре XVI века искания нового национального стиля наиболее полно выразились в строительстве столпообразных шатровых храмов. Церковь Вознесения при высоте 62 метра и мощных трёхметровых стенах могла бы просто превратиться в огромную каменную глыбу, но Петрок Малый, древний русский зодчий, каким-то таинственным образом сумел придать сооружению лёгкость. И стоит белоснежная церковь на самом краю обрыва, как будто взлетая над Москвой-рекой. Белокаменные бусы на шатре, килевидные кокошники – в каждой детали чувствуется замысел зодчего придать своему творению устремлённость к небу. Внутреннее пространство церкви просторно и, благодаря оригинальному устройству окон, наполнено светом и воздухом: снаружи окна расположены на каждой грани, окнами прорезан и шатёр. Церковь построена в форме гигантского столпа и не имеет внутри ни колонн, ни столбов. Старая легенда утверждает, что церковь Вознесения была построена по зароку: Василий III поклялся построить храм, если родится наследник; и после рождения царевича Ивана (будущего Грозного) в великокняжеском селе Коломенском и была возведена эта церковь. Вообще, надо сказать, что и великие князья, и русские цари Коломенское любили. А история Коломенского началась в 1237 году, когда защитники Коломны, осаждённой ордой Батыя, в одной из схваток убили Кулькана – сына самого Чингисхана. Мстя за его смерть, Батый приказал уничтожить всех до единого жителей города. Город был взят, началась резня. Старинное предание говорит, что лишь нескольким семьям удалось выбраться из города. Месяц бежали они от родимых мест и остановились в подмосковных лесах, на берегу реки. Когда коломчане поселились там, они стали именовать своё поселение Коломенским. Церковь Вознесения хранит много тайн. Именно здесь 15 марта 1917 года была найдена последняя чудотворная икона Богоматери. И именно здесь, как полагают некоторые учёные, следует искать знаменитую библиотеку Ивана Грозного. Ведь именно в Коломенское 3 декабря 1564 года царь выехал на богомолье, прихватив с собой казну и наиболее важные реликвии. Когда царь прибыл в Коломенское, он из-за беспутья простоял в селе две недели, а когда погода установилась, он, минуя Москву, отправился в Александровскую слободу, откуда отправил боярам и духовенству послание, в котором обвинил их в измене. В 1911 году именно отсюда, с подклета (нижнего этажа) храма Вознесения учёный- спелеолог Игнатий Стеллецкий начал поиски пропавшей библиотеки Ивана Грозного. Он успел найти под храмом потайной подземный ход и множество подземных хранилищ, но начавшаяся вскоре Первая мировая война, а потом революция помешали его работе. Описание Церкви Вознесения Господня в Коломенском в г. Москва Церковь Вознесения Господня в Коломенском - православный храм Даниловского благочиния Московской епархии. Храм расположен в районе Нагатино-Садовники, Южного административного округа города Москвы, в бывшем подмосковном селе Коломенское. Храм является шедевром мировой архитектуры, одиним из первых каменных шатровых храмов в России. Возведена в Коломенском в 1529-1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петроком Малым) на правом берегу Москвы-реки. Ктитор храма - великий князь Московский Василий III. Возможно, храм был возведен в честь рождения сына великого князя, будущего царя Ивана Грозного. «Летописец вкратце Русской земли» (XVI век) под 1532 годом говорит: «Князь великий Василей постави церковь камену Взнесение господа нашего Исуса Христа вверх на деревяное дело». До того, как исследования В. В. Кавельмахера в 1990-е годы показали более раннюю дату церкви Троицы в Александровской слободе (1510-е годы), церковь Вознесения в Коломенском считалась первым каменным шатровым храмом на Руси. Первоначальное убранство интерьера церкви не сохранилось. По-видимому, оно было богатым, ведь церковь предназначалась для царской семьи. Вероятно, в церкви была роспись, о чём говорят сведения выполненном в XVII веке обновлении «стенного письма» и иконостаса. Пол церкви менялся, по-крайней мере, дважды. При строительстве он был выложен красными и чёрными керамическими треугольными плитками, в XVII веке его заменили кирпичным полом, а в XIX веке появилась однотонная квадратная керамическая плитка. Галереи церкви, по-видимому, сохранили свою первоначальную форму, изменяя только покрытие. Во время исследований 1996-1997 годов на южном крыльце было обнаружено место звонницы церкви Вознесения, просуществовавшей до середины XVI века. При ремонте галерей в XVIII веке над каменным троном («царским местом») XVI века была сделана сень. По сторонам трона в это время существовала настенная живопись с образами Вселенских святых и Московских чудотворцев. При очередном ремонте в 30-ые годы XIX века к сени над «царским местом» была добавлена килевидная бочка и двуглавый орёл. Роспись вокруг трона осталась нетронутой, но только до 1884 года, когда фрески были уничтожены, а на их месте появились цинковые доски с масляной живописью. В конце XIX и начале XX века было выполнено обновление наружных стен церкви, затронувшие восьмерик, шатёр, части карнизов, капителей, парапеты галерей и другие детали внешнего убранства. В ходе работ восстанавливались «утраченные» части кладки стен и шатра, как считалось в то время, в соответствии с первоначальным обликом храма. В ходе разных переделок церковь утратила белокаменные резные порталы. Большая часть северного портала, разрушенного одним их первых (возможно, в XVII веке), была обнаружена в ходе реставрации 1930-ых годов. Это позволило восстановить северный и воссоздать по его подобию южный порталы церкви Вознесения. В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым. Церковь выполнена из кирпича с многочисленными белокаменными элементами декора в виде центрического храма-башни; её высота составляет 62 метра. План представляет собой равноконечный крест. Внутреннее пространство храма сравнительно невелико - чуть более 100 квадратных метров. Вокруг храма расположена двухъярусная галерея-гульбище с тремя высокими лестницами- всходами. На фасадах углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами с капителями в духе раннего Возрождения. Между ренессансными пилястрами сделаны остроконечные готические вимперги. На основной крестообразный объём церкви поставлен восьмерик, в нижней части оформленный рядами больших килевидных арок в традиционном московском стиле, а выше украшенный сдвоенными ренессансными пилястрами. Храм перекрыт шатром с четко выделенными ребрами. Как показал С. С. Подъяпольский, в здании имели место многочисленные «ренессансные» элементы (ордера, порталы с прямыми архитравными перекрытиями проемов, «ренессансная» прорисовка готических вимпергов и пр.). В отношении имеющих место в коломенском храме готических элементов (общей столпообразности и многих элементов декора, прежде всего самих вимпергов) исследователь полагал, что Петрок Малый применил их как стилизацию под «местную» архитектуру, так как уловил в предшествовавшем ему древнерусском зодчестве дух готики. На галерее располагается монументальный трон, снаружи приставленный к восточной стене церкви и повернутый спиной к алтарю. Храм Василия Блаженного (1554 – 1561) Великое творение русских зодчих – Храм Покрова на Рву, известен более под именем храма Василия Блаженного, легендарного юродивого времен Ивана Грозного, похороненного, по  преданию, в одном из приделов храма. Строители храма – Барма и Постник Яковлев, может  быть, это имя одного человека – Ивана Яковлевича Бармы. Построен в память взятия в  1552 году Казани. Центром архитектурного ансамбля храма стала увенчанная высоким  шатром церковь Покрова Богородицы (именно в день этого праздника готовился решительный штурм Казани). Церковь чуть сдвинута от центра, что создает ощущение динамизма, как бы движения вокруг невидимой оси, что можно сравнить со сдвигом от центра центрального  ангела на иконе Андрея Рублева «Троица». Восемь столпообразных храмов разной величины  окружили центральный, образовав крестовую композицию. Различная высота столпов  сообщила всему облику храма черты динамизма и нарядности. В основе композиции храма –  восьмерик. Огромное внимание зодчие уделили декоративному убранству храма,  раскрашенному первоначально в два цвета: красного кирпича и белого камня, из которых  оно построено. Ярусы полукруглых и килевидных кокошников сменяются фронтончиками и  стрелами, как бы помогающими движению вверх центрального шатра. Великое творение  русских зодчих неповторимо и индивидуально. Нет двух точек, с которых здание  смотрелось бы одинаково. Все время меняется его лик, ритм его ярусных башен. Время  многое изменило в первоначальном облике собора. В конце 16 века появились очень  нарядные луковичные главы. В 70­ых годах 17 века весь храм покрыла яркая, праздничная, многоцветная раскраска. Поставленный не в Кремле а на посаде Храм Василия Блаженного  стал одним из самых любимых произведений русского зодчества, его фантастический  силуэт, поднимающийся как раз на срезе Красной площади на фоне неба, вторит ритму  башен и глав Кремля и является неотъемлемой частью нашей столицы и памятником гению  русского народа. Куполов всего 10. Девять куполов над храмом (По числу престолов: Покрова Богородицы (центр.), Св. Троицы (вост.), Входа в Иерусалим (зап.), Григория Армянского (сев.-зап.), Александра Свирского (юго-вост.), Варлаама Хутынского (юго-зап.), Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (сев.-вост.), Николая Чудотворца Великорецкого (юж.), Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (сев.)) плюс один купол над колокольней. (В старину Собор Василия Блаженного имел 25 куполов, обозначавших Господа и 24-х старцев, сидящих у престола Его). Собор состоит из восьми храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся в дни решающих боёв за Казань: Троицы, в честь свт. Николая Чудотворца (в честь иконы его Великорецкой из Вятки), Входа во Иерусалим, в честь мчч. Адриана и Наталии (первоначально - в честь свв. Киприана и Иустины - 2 октября), свт. Иоанна Милостивого (до XVIII - в честь свтт. Павла, Александра и Иоанна Константинопольских - 6 ноября), Александра Свирского (17 апреля и 30 августа), Варлаама Хутынского (6 ноября и 1-я пятница Петрова поста), Григория Армянского (30 сентября). Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами. В 1588 году с северо-востока к собору был пристроен придел, освящённый в честь Василия Блаженного (1469-1552), мощи которого находились на месте постройки собора. Название этого придела дало собору второе, обиходное название. К приделу Василия Блаженного примыкает придел Рождества Пресвятой Богородицы, возведённый над местом погребения блж. Иоанна Московского (вначале был освящён в честь Ризположения, но в 1680 году переосвящён как Рождество-Богородицкий), где покоятся мощи Иоанна Блаженного, обретенные в 1672 году. Колокольня В 1670-х годах построена шатровая колокольня. Собор неоднократно реставрировался. В XVII веке были добавлены асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (первоначально они были золотыми), орнаментальная роспись снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый). В главной, Покровской, церкви стоит иконостас из разобранной в 1770 году кремлёвской церкви Черниговских чудотворцев. Последний (перед революцией) настоятель собора, протоиерей Иоанн Восторгов, был расстрелян 23 августа (5 сентября) 1919 год. Впоследствии храм был передан в распоряжение обновленческой общины. КИТАЙ­ГОРОД  Возникновение Китай­города  Китай­город (или Большой посад) – историческая часть Москвы, сложившаяся  позднее, чем Кремль. Первоначальный посад, т. е. часть города, лежащая вне  крепости, возник еще на территории современного Кремля, но с его постепенным расширением оттеснялся все дальше на восток – к основанию мыса при слиянии  Москвы и Неглинной. Весь нынешний Китай­город был заселен, по­видимому,  уже к концу XIV в. Строительство первых укреплений этого уже вполне  оформившегося городского района начинается в XV в. В это же время возникает и само причудливое название – Китай­город.  Относительно его происхождения существует несколько гипотез. Согласно  первой из них, слово «Китай» означает в переводе с монгольского «средний»;  таким образом, Китай­город – средний город, расположенный между замком­ Кремлем и неукрепленным предместьем. Другая гипотеза производит это  название от слова «кита», обозначавшего изгородь из кольев и прутьев, своего  рода плетень, которым, возможно, был окружен Китай­город по верху земляных  валов. Наконец, вполне возможно, что слово «Китай» восходит к общему для  многих европейских языков корню «сит­кит», означающему город (французское  cite, английское city, итальянское cita). Планировочными осями Китай­города стали три улицы, идущие от Кремля на  восток, к основанию мыса между Москвой­рекой и Неглинной. От Никольских  ворот пролегла Никольская (ул. 25 Октября), от Спасских – Ильинка (ул.  Куйбышева), от несуществующих сейчас Константино­Еленинских – Варварка (ул. Разина). Названия улицы получили по стоявшим на них монастырям и  церквам. Китайгородская стена  В XVI в. первоначальные примитивные укрепления заменяются мощными  каменными стенами. Начинались они от угловой Арсенальной башни Кремля,  проходили вдоль берега Неглинной. Далее они шли по Новой площади, по бровке зеленого откоса Старой площади и по правой стороне Китайского проезда до  Москвы­реки, по берегу которой они доходили до Беклимешевской башни  Кремля. Китайгородские стены в военном отношении представляли собой новый  шаг вперед по сравнению с Кремлевскими. Они были рассчитаны на широкое  применение артиллерии, поэтому .строились низкими, но более толстыми, чем  Кремлевские. В стенах были устроены амбразуры как наверху, так и внизу – для  обстрела собиравшихся под стеной врагов. Нужда в этих укреплениях отпала уже через сто лет после их возведения, и  стены превратились в помеху – ведь трое из пяти ворот Китай­города выходили  на восток. Пришлось проделывать «проломные» ворота и калитки. Во второй  половине ХIХв. для удобного сообщения торговых центров – Никольской улицы  и Кузнецкого моста – был пробит на средства братьев Третьяковых проезд,  получивший название Третьяковского. В связи с реконструкцией города в 30 – 50­х годах большая часть стен и все  башни Китай­города были снесены. Сохранился лишь небольшой участок за  гостиницей «Метрополь». Снос стены сделал центральные улицы Москвы более  красивыми и удобными для движения, но к 60­м годам стало ясно, что  Китайгородские укрепления представляли собой ценный памятник старины.  Поэтому в ходе реконструкции Зарядья восстановили еще один участок  Китайгородской стены – вдоль Китайского проезда. Четыре зоны Китай­города  Несмотря на разрушение стены, Китай­город остается особой, изолированной  территорией Москвы. Он четко отделяется от остальных районов полукольцом  центральных площадей – Ногина, Старой, Новой, Дзержинского (Лубянка),  Свердлова (Театральной), Революции. Характерными чертами современного  Китай­города является полное отсутствие жилья, неразвитость транспортной  сети, огромное количество учреждений и контор, от важнейших до самых  мелких. Прохожих на улицах Китай­города можно встретить только днем, а вечерами  жизнь этого центрального района Москвы почти полностью замирает. На территории Китай­города расположены четыре объекта общегородского  значения – Красная площадь, Государственный универсальный магазин,  комплекс зданий бывшего Центрального Комитета КПСС (ныне комплекс  правительственных учреждений), гостиница «Россия». Каждый из них является  смысловым центром определенной функциональной зоны Китай­города. Границы четырех таких зон можно достаточно четко выделить по характеру застройки,  количеству и составу прохожих, назначению расположенных там объектов. Зона Красной площади Площадь возникла в конце XV в. как свободное пространство перед восточными  воротами Кремля. На нем было запрещено возводить постоянные постройки,  разрешались лишь легкие торговые палатки. Довольно скоро обширная  свободная территория приобрела функции общегородского торга, стала  торговым центром Москвы на несколько веков. С развитием русской государственности площадь постепенно становилась  местом проведения государственных и церковных церемоний, массовых  собраний, народных гуляний. Перед Спасскими воротами Кремля сооружается  Лобное (т.е. самое высокое) место, служившее трибуной, с которой зачитывались указы, обращались к народу цари и бояре. Площадь превратилась в городской, а  затем и общегосударственный форум. Это новое ее значение было подчеркнуто  сооружением на ней двух храмов­памятников победам русского оружия. В  память завоевания Казанского и Астраханского ханств на южной стороне  площади поднялся сказочный, неповторимо чудесный Покровский собор (свое  второе, более известное название – храм Василия Блаженного он получил по  имени похороненного там московского юродивого). О более скромном  Казанском соборе говорят, что его построил на свои средства князь Д. М.  Пожарский в память освобождения Москвы от польско­литовских интервентов в 1612 г. (на самом деле построен он был позднее). Этот памятник был разрушен в  1930 г., и в настоящее время восстановлен. С переносом столицы в Петербург Красная площадь вновь стала обширным  рынком и местом праздничных гуляний. О ее историческом прошлом вспомнили  лишь в середине XIX в. в связи с возросшим интересом к русской старине. Не  случайно в 70­х годах прошлого века на ней выстроили здание Исторического  музея. С возвращением столицы в Москву Красная площадь вновь стала главной  площадью страны, местом проведения демонстраций, военных парадов,  торжественных встреч. Среди самых памятных событий в ее истории – парад  войск 7 ноября грозного 1941 г. и Парад Победы 24 июня 1945 г., народные  ликования 9 мая 1945 г. и 12 апреля 1961 г. Центром площади стало построенное в 1930 году по проекту архитектора А. В. Щусева небольшое, строго­ монументальное здание Мавзолея В. И. Ленина, служившее одновременно  почетной трибуной. Северная зона  Осью северной зоны Китай­города является Никольская улица (ул. 25 Октября).  Вдоль нее с самого ее возникновения располагались торговые ряды, и эта  функция мелкорозничной торговли сохранилась за улицей до нашего времени.  Самое крупное здание на улице было построено в конце XIX в. для размещения  Верхних, торговых рядов. Сейчас в нем располагается Государственный  универсальный магазин, бывший до недавнего времени самым большим  магазином Москвы. В часы его работы непрерывный поток людей тянется к  магазину по Никольской, являющейся поэтому самой оживленной в Китай­ городе. В северной зоне постепенно сконцентрировались все магазины Китай­города. Даже располагавшиеся в ней монастыри отводили лучшие участки своих  владений для строительства торговых помещений. В их первых этажах  размещались магазины, на вторых и третьих этажах – всевозможные конторы. Во  дворах и в подвалах устраивались обширные склады, а иногда и небольшие  фабрички. Все это определило случайный, разномасштабный и разностильный характер  застройки улицы, ее тесноту в часы дневного наплыва покупателей и служащих  многочисленных учреждений. Северная зона Китай­города тесно связана также с историей русского  просвещения. На Никольской улице в 1564 г. начал работать Московский  печатный двор, где были изданы первые русские книги. Древние строения не  уцелели, но постройки печатного двора ХVII в. и сейчас можно увидеть во дворе  дома № 15. Там расположен Историко­архивный институт. Неподалеку и примерно в то же время, в конце XVII в. открылось первое высшее  учебное заведение – Славяно­греко­латинская академия. Первый русский  университет также сначала располагался на Никольской улице – в доме,  стоявшем на месте Исторического музея. Но с развитием учебных заведений им  становилось тесно в небольших дворах Китай­города и они перемещались дальше от Центра. Центральная зона  Часть Китай­города по обеим сторонам Ильинки (ул. Куйбышева) в конце XIX –  начале XX в. оформилась как московское «сити» – район деятельности  московских финансистов и предпринимателей. Об этом свидетельствует и  застройка улицы из крупных деловых зданий и комплексов, в основном  относящаяся к этому времени. Нигде в Москве не было такого количества  банков и страховых компаний, размещавшихся в столь капитальных,  представительных зданиях. Фасадом на Старую площадь выходит «Боярский двор» – деловое здание,  включавшее гостиницу для деловых людей, конторы, помещения для  переговоров и заключения сделок. В аналогичные комплексы более мелкого  масштаба постепенно превратились и находившиеся на улице подворья  (владения) подмосковных монастырей. Внешнее оформление зданий позволяет выделить два основных этапа их  строительства. На первом, в 80–90­х годах прошлого века понятие о богатстве и  преуспевании торгового дома, банка связывалось с богатством и пышностью  (иногда безвкусной) фасадов занимаемых ими домов. В соответствии с такими  представлениями отделаны здания по правой, четной, стороне улицы. На  нечетной стороне стоят здания более строгой, монументальной архитектуры,  относящиеся к 1900–1910­м годам. Заметно, что процесс европеизации московских купцов изменил их вкусы и  понятия о внешности богатого и понятия о внешности богатого и надежного  учреждения. В середине улицы на небольшую площадь выходит фасадом одно из важнейших  деловых учреждений дореволюционной Москвы – биржа. В отличие от Северной, торговых помещений в Центральной зоне было немного, и предназначались они в  основном для продажи крупных партий товаров. Напротив бокового фасада  Верхних торговых рядов (ГУМ) были возведены Средние торговые ряды,  предназначенные для оптовой торговли. Не изменился характер улицы и ее окружения и в наше время – здания бывших  банков занимает Министерство финансов, в бирже разместилась Торгово­ промышленная палата. Другое важнейшее министерство – Министерство  обороны – заняло здания Средних торговых рядов. Главная улица центральной, учрежденческой зоны Китай­города малолюдна,  сравнительно невелико и автомобильное движение, по большей части здесь  встречаются представительские легковые автомашины. Южная зона (Зарядье)  Часть Китай­города близ Москвы­реки, располагавшаяся за торговыми рядами,  получила название Зарядье. В отличие от остальных зон, лежавших на холме,  Зарядье находилось в низине, периодически заливаемой водами Москвы­реки, а  потому считалось местом, неудобным для проживания. Поэтому, когда  территорию Китай­города начали обживать знать и богатое купечество, в  Зарядье вытеснились ремесленники и мелкие торговцы. По застройке Зарядье  резко отличалось от остального Китай­города – здесь не возводились богатые и  крупные здания. Старые постройки ветшали, превращались в трущобы. Во  многом из­за отсутствия нового строительства в Зарядье сохранялись древние  памятники архитектуры. К началу XX в. Зарядье представляло собой крупный массив трущоб в центре  города. После Октябрьской революции встал вопрос о его перестройке. Конечно, можно было осуществить расчистку застройки, реставрацию наиболее ценных  памятников, но в 30­х годах был избран другой путь. Ветхая застройка Зарядья,  за исключением самых ценных памятников, подлежала уничтожению, а на ее  месте планировалось возведение одного крупного административного здания. В  конце 1940­х годов началось строительство высотного дома, самого высокого в  Москве, но вскоре работы были прекращены. И лишь в 60­х годах на  возведенных ранее фундаментах построили гостиницу «Россия», бывшую в то  время крупнейшей в Европе. Однако корпус гостиницы оказался слишком крупным: не была учтена близость  соседства с Кремлем. Кроме того, часть бокового фасада «России» перекрыла  вид с Красной площади на Замоскворечье, поэтому размещение здесь столь  громоздкой гостиницы иногда рассматривается как градостроительная ошибка. Из старой застройки Зарядья сохранены лишь наиболее интересные здания по  южной стороне улицы Варварки (ул. Разина) и древняя церковь Анны «в углу» на берегу Москвы­реки. Была проведена бережная реставрация памятников, в ходе  которой им возвращен первоначальный облик, утраченный из­за многократных  перестроек. В восстановленных зданиях разместились музеи, выставки,  концертные залы, а сама улица превратилась в своеобразный музей под открытым небом. Этим определяется и состав прохожих на улице – в основном это прогуливающиеся туристы, экскурсанты, посетители выставок. Улица Варварка  – единственная в Китай­городе, по которой проходят маршруты общественного  транспорта. Это вызвано необходимостью пропустить троллейбусы и автобусы из Замоскворечья по Москворецкому мосту в обход Красной площади. Ансамбль Колокольни Ивана Великого Ансамбль колокольни Ивана Великого складывался на протяжении двух столетий. Колокольня была возведена  в 1505­1508 годах итальянским архитектором Боном Фрязиным. Через столетие она получила еще один ярус звона, и ее высота достигла 81 метра. Об этом напоминает надпись под куполом, содержащая дату ­ 1600 год, а также  имена царя Бориса Годунова и его сына Федора. В 1532­1552 годах рядом с колокольней по проекту итальянского  архитектора Петрока Малого построили церковь, которую в конце XVII века преобразовали в звонницу, названную  Успенской. В 1624 году Бажен Огурцов поставил вплотную к ней звонницу с шатровым верхом ­ Филаретову  пристройку. В   1812   году   отступавшие   из   Москвы   войска   Наполеона   взорвали   ансамбль   колокольни,   однако   столп   Ивана Великого устоял. Звонница и Филаретова пристройка были разрушены до основания, но в 1814­1815 годах их восстановили в прежних объемах. Сегодня на колокольне и звоннице находятся 24 колокола XVI­XVII веков. На   первом   этаже   Успенской   звонницы   размещается   выставочный   зал   Музеев   Московского   Кремля,   где экспонируются произведения искусства как из кремлевского собрания, так и из других российских и зарубежных музеев, а в  уникальном  памятнике  древнерусской  архитектуры  ­  колокольне  Ивана   Великого   открылся музей, посвященный истории архитектурного ансамбля Московского Кремля. Колокольня Ивана Великого В центре Кремля на Соборной площади возвышается одно из  замечательнейших сооружений XVI века ­ колокольня Ивана Великого. Она  объединяет в величественный архитектурный ансамбль все древние храмы  Московского Кремля.  Колокольня считается чудом архитектурного искусства XVI века. История  возникновения колокольни уходит в глубину веков. При Иване Калите в  1329 году примерно на месте существующей колокольни была построена  небольшая каменная церковь в честь Иоанна Лествичника. В 1505 году эту  церковь разобрали и в 1508 году заложили новую, строителем которой был  архитектор Бон Фрязин. В 1532­1543 годах зодчий Петрок Малый с северной  стороны колокольни пристроил прямоугольную звонницу новгородско­ псковского типа с храмом "Вознесения". В звоннице помещался тысячепудовый  колокол под названием "Благовестник". Для входа в храм, который находился на третьем ярусе звонницы, московские мастера построили в 1552 году высокую  каменную лестницу. Колокольня Ивана Великого представляет собой трехъярусный столп из  удлиненных, уменьшающихся кверху восьмигранников, поставленных один на  другой. Каждый из восьмигранников имеет террасу и открытую галерею, в  арочных пролетах которой помещаются колокола. Верхний восьмигранник  завершается рядом кокошников, в которых на синем фоне сверкают  позолоченные звезды. Затем поднимается цилиндрическая часть столпа с  ложными окнами, закрашенными черной краской. Выше идет трехъярусная  надпись, выполненная по синему фону позолоченными буквами славянской  вязью. Надпись, поярусно разделенная белокаменными витыми валиками, гласит:"Изволением Святыя Троицы повелением Великого Государя Царя и Великого князя Бориса Федоровича всея Русии самодержца и сына его благоверного Великого государя царевича и Великого князя Федора Борисовича всея Русии храм совершен и позлащен во второе лето государства их 108 (1600)".  Толщина стен первого яруса ­ 5 метров, второго ­ 2,5 метров. Исследования  показали, что стилобат, на котором покоится колокольня, заглублен всего на 4,3  метра от древнего уровня Соборной площади (около 6 метров от современного).  В процессе реставрации развеялась легенда о том, что фундамент колокольни  якобы пронизывает всю толщину Боровицкого холма. Внутри столпа в стене  первого яруса устроена каменная лестница в 83 ступени. Во втором ярусе она  переходит в винтовую и имеет 149 ступеней. В третьем ярусе металлическая  лестница в 97 ступеней ведет по внутренней стене до купола. Таким образом,  всего в лестнице 329 ступеней.  В галереях ярусов помещаются колокола, представляющие собой замечательные  памятники русского литейного искусства XVI­XIX веков. Всего их ­ 21. Все  колокола украшены орнаментами, барельефами и надписями, в которых  говорится об истории колокола, дате отливки, весе, мастере. Самый большой  колокол ­ Успенский ­ весит 70 тонн. Его отлили в XIX веке мастера Завьялов и  Русинов. Другой колокол весом 19 тонн отлит Андреем Чоховым в 1622 году. В  Филаретовой пристройке висит колокол весом 12,5 тонны, отлитый в  XVIII веке Иваном Моториным.  Высота колокольни ­ 81 метр. Она была главной дозорной башней  Кремля, с высоты которой хорошо обозревалась Москва и ее  окрестности в радиусе до 30 километров. В 1624 году с северной стороны  звонницы мастер Бажен Огурцов возвел так называемую Филаретовскую  пристойку, завершавшуюся белокаменными пирамидками и черепичным шатром.  Второй и третий ее этажи были отведены под патриаршую ризницу. В 1812 году  отступавшие из Москвы Наполеоновские войска пытались взорвать колокольню.  Она уцелела, но звонница и Филаретовская пристройка разрушились. В 1819 году их восстановил архитектор Д.nbsp;Жилярди по типу старых, но с некоторыми  элементами архитектуры XIX века. На третьем ярусе звонницы расположена церковь Николая Гастунского, перенесенная сюда в XIX веке с Ивановской  площади. Она примечательна тем, что построена при Иване III на месте  ханского двора в Кремле. Это знаменовало полное освобождение Москвы от  татарщины. По типу "Ивана Великого" в древней Руси было построено много  столпообразных храмов.  Архангельский собор Архангельский собор — собор, расположенный на соборной площади Московского Кремля. Собор был сооружен в 1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Фрязина на фундаменте старого собора XIV века. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения. В соборе находятся фрески XV—XVI веков, а также деревянный иконостас с иконами XVII—XIX веков. Сохранившаяся роспись собора была выполнена в 1652—1666 (Яков Казанец, Степан Рязанец, Иосиф Владимиров). Архангельский собор с 1340 по 1730 годы служил усыпальницей московских великих князей (затем русских царей) и их родственников мужского пола. Всего в соборе 54 погребения, включая раки святых царевича Дмитрия Ивановича и Михаила Черниговского. В 1928 в крипту Архангельского собора были перенесены также погребения женщин из династии Рюриковичей и Романовых (прежде родственницы великих князей и царей покоились в снесённом Вознесенском соборе женского монастыря).

Методические материалы к урокам истории по теме Культура Руси.

Методические материалы к урокам истории по теме Культура Руси.

Методические материалы к урокам истории по теме Культура Руси.

Методические материалы к урокам истории по теме Культура Руси.

Методические материалы к урокам истории по теме Культура Руси.

Методические материалы к урокам истории по теме Культура Руси.

Методические материалы к урокам истории по теме Культура Руси.

Методические материалы к урокам истории по теме Культура Руси.

Методические материалы к урокам истории по теме Культура Руси.

Методические материалы к урокам истории по теме Культура Руси.

Методические материалы к урокам истории по теме Культура Руси.

Методические материалы к урокам истории по теме Культура Руси.

Методические материалы к урокам истории по теме Культура Руси.

Методические материалы к урокам истории по теме Культура Руси.

Методические материалы к урокам истории по теме Культура Руси.

Методические материалы к урокам истории по теме Культура Руси.

Методические материалы к урокам истории по теме Культура Руси.

Методические материалы к урокам истории по теме Культура Руси.

Методические материалы к урокам истории по теме Культура Руси.

Методические материалы к урокам истории по теме Культура Руси.

Методические материалы к урокам истории по теме Культура Руси.

Методические материалы к урокам истории по теме Культура Руси.

Методические материалы к урокам истории по теме Культура Руси.

Методические материалы к урокам истории по теме Культура Руси.

Методические материалы к урокам истории по теме Культура Руси.

Методические материалы к урокам истории по теме Культура Руси.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2017