Методические материалы "Лечебная физкультура в школе"

  • Особые потребности
  • doc
  • 06.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ЛФК – это метод, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и предупреждения осложнения заболевания. ЛФК обычно используется в сочетании с другими терапевтическими средствами на фоне регламентированного режима. Действующим фактором ЛФК являются физические упражнения, т.е. движения, специально организованного и применяемые в качестве неспецифического раздражителя с целью лечения и реабилитации больного. ЛФК играет существенную роль в формировании и коррекции развития ребенка. Цели ЛФК: - коррекция имеющихся дефектов здоровья у детей - профилактика вторичных изменений при определенных соматических заболеваниях - стабилизация функциональных систем организма - повышение адаптивности организма к неблагоприятным условиям жизни.
Иконка файла материала педсовет.doc
Выступление на педсовете  26.03.2018г Тема: Лечебная физкультура (ЛФК) в школе. Коррекция двигательных  нарушений у обучающихся. Учитель ЛФК:  Толкунова Н.В.      ЛФК – это метод, использующий средства физической культуры с лечебно­ профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья   и   предупреждения   осложнения   заболевания.   ЛФК   обычно используется в сочетании с другими терапевтическими средствами на фоне регламентированного   режима.   Действующим   фактором   ЛФК   являются физические   упражнения,   т.е.   движения,   специально   организованного   и применяемые в качестве неспецифического раздражителя с целью лечения и реабилитации больного. ЛФК играет существенную роль в формировании и коррекции развития ребенка.      Цели ЛФК:  ­ коррекция имеющихся дефектов здоровья у детей ­   профилактика   вторичных   изменений   при   определенных   соматических заболеваниях ­ стабилизация функциональных систем организма ­ повышение адаптивности организма к неблагоприятным условиям жизни.           Очень   важно   своевременно   выявить   детей,   имеющих   отклонения   в состоянии   здоровья,   которые   еще   не   носят   необратимый   характер,   но снижают физическую работоспособность, задерживают развитие организма.          Специальные   медицинские   группы   комплектуются   по   характеру   заболевания: 1) Заболевания сердечно­сосудистой системы 2) Заболевания эндокринной системы 3)Заболевания пищеварительной системы и нарушение обменных процессов 4)Заболевания и повреждения позвоночника и опорно­двигательного аппарата5) Заболевания органов зрения и слуха 6) Заболевания мочевыделительной системы 7)Заболевания ЦНС и периферической нервной системы  8) ЛОР заболевания и др.                Основные задачи занятий ЛФК – оздоровительные, образовательные, эстетические, воспитательные, коррекционные.      Методы лечебной физкультуры:  1). Наглядные методы, обеспечивающие яркость, чувственность восприятия и двигательных ощущений.    2).   Словесные   методы,   обращения   к   созданию,   помогающие   выполнению двигательных ощущений. 3).   Практические   методы,   связанные   с   практической   деятельностью, обеспечивающие действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно­моторных ощущениях.           Важную   роль   в   оздоровлении   обучающихся   играет   профилактика нарушений осанки плоскостопия. Самое распространенное нарушение осанки – сутулость. У сутулого ребенка опущена голова, плечи сведены к переди, грудь   уплощена,   спина   круглая,   лопатки   «крыловидные».   Плохая   осанка оказывает   негативное   воздействие   на   деятельность   внутренних   органов. Наиболее   часто   встречается   искривление   позвоночника   во   фронтальной плоскости,   т.е.   сколиоз,   который,   нередко,   сочетается   с   искривлением   в сагиттальном   направлении   (кифосколиоз).   Преимущественно   наблюдается левосторонний сколиоз того или иного отдела позвоночника. Для сколиоза характерны постоянные или периодические боли в спине, усиливающиеся при нагрузке.      Сколиозы бывают врожденные и приобретенные: 1­я ­ незначительное искривление позвоночника во фронтальной плоскости, заметно асиметрия мышц.2­я­   отчетливо   заметно   боковое   искривление   позвоночника,   намечается реберный горб. 3­я – сколиотическая деформация фиксирована, реберный горб, высотой до 3­ х см, отклонение корпуса в сторону основной дуги 4­я – резко выраженный фиксированный кифосколиоз (сильно выраженный реберный горб сзади).       По своему течению реберные сколиозы могут быть непрогрессирующие, медленно   прогрессирующие   и   быстропрогрессирующие.   Чем   младше заболевший   ребенок,   тем   тяжелее   прогноз:   сколиоз   прогрессирует,   пока ребенок растет.           В   школьном   возрасте   необходимо   уделять   внимание   специальной гимнастике   для   укрепления   мышц   живота   и   спины.   На   занятиях   ЛФК используются   разнообразные   комплексы   упражнений   в   положении   лежа   и полулежа,   так   как   позвоночник   нужно   щадить,   т.е.   укрепление   мышц   с образованием   «мышечного   корсета».   Нестойкие   нарушения   осанки сравнительно несложно устранить при помощи специальных упражнений.        Если после физических нагрузок у ребенка в ногах появляются чувство усталости,   возникают   болезненные   ощущения   при   надавливании   на   стопу, походка   становится   менее   пластичной,   отекает   стопа   к   вечеру,   то   это означает, что ребенок страдает плоскостопием.        Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующая утолщение ее сводов.   Возникает   в   результате   раннего   вставания   и   ходьбы,   слабости мускулатуры, перенесенного рахита, что дает деформацию стопы.           Для   профилактики   плоскостопия   рекомендуется   использовать специальное лечебное упражнение, физкультурные приемы: ходьба босиком по неровной поверхности, по песку, ходьба на цыпочках, прыжки, подвижные игры, и элементы спортивных игр.            Как   показывает   практика,   применяемые   упражнения   с   лечебной, коррекционной   и   профилактической   целями,   негативных   последствий   неимеют. Не мало важно педагогам на каждом уроке обращать внимание на правильную посадку обучающихся.