ЛФК – это метод, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и предупреждения осложнения заболевания. ЛФК обычно используется в сочетании с другими терапевтическими средствами на фоне регламентированного режима. Действующим фактором ЛФК являются физические упражнения, т.е. движения, специально организованного и применяемые в качестве неспецифического раздражителя с целью лечения и реабилитации больного. ЛФК играет существенную роль в формировании и коррекции развития ребенка.
Цели ЛФК:
- коррекция имеющихся дефектов здоровья у детей
- профилактика вторичных изменений при определенных соматических заболеваниях
- стабилизация функциональных систем организма
- повышение адаптивности организма к неблагоприятным условиям жизни.
Выступление на педсовете 26.03.2018г
Тема: Лечебная физкультура (ЛФК) в школе. Коррекция двигательных
нарушений у обучающихся.
Учитель ЛФК: Толкунова Н.В.
ЛФК – это метод, использующий средства физической культуры с лечебно
профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления
здоровья и предупреждения осложнения заболевания. ЛФК обычно
используется в сочетании с другими терапевтическими средствами на фоне
регламентированного режима. Действующим фактором ЛФК являются
физические упражнения, т.е. движения, специально организованного и
применяемые в качестве неспецифического раздражителя с целью лечения и
реабилитации больного. ЛФК играет существенную роль в формировании и
коррекции развития ребенка.
Цели ЛФК:
коррекция имеющихся дефектов здоровья у детей
профилактика вторичных изменений при определенных соматических
заболеваниях
стабилизация функциональных систем организма
повышение адаптивности организма к неблагоприятным условиям жизни.
Очень важно своевременно выявить детей, имеющих отклонения в
состоянии здоровья, которые еще не носят необратимый характер, но
снижают физическую работоспособность, задерживают развитие организма.
Специальные медицинские группы комплектуются по характеру
заболевания:
1) Заболевания сердечнососудистой системы
2) Заболевания эндокринной системы
3)Заболевания пищеварительной системы и нарушение обменных процессов
4)Заболевания и повреждения позвоночника и опорнодвигательного аппарата5) Заболевания органов зрения и слуха
6) Заболевания мочевыделительной системы
7)Заболевания ЦНС и периферической нервной системы
8) ЛОР заболевания и др.
Основные задачи занятий ЛФК – оздоровительные, образовательные,
эстетические, воспитательные, коррекционные.
Методы лечебной физкультуры:
1). Наглядные методы, обеспечивающие яркость, чувственность восприятия и
двигательных ощущений.
2). Словесные методы, обращения к созданию, помогающие выполнению
двигательных ощущений.
3). Практические методы, связанные с практической деятельностью,
обеспечивающие действенную проверку правильности восприятия движения
на собственных мышечномоторных ощущениях.
Важную роль в оздоровлении обучающихся играет профилактика
нарушений осанки плоскостопия. Самое распространенное нарушение осанки
– сутулость. У сутулого ребенка опущена голова, плечи сведены к переди,
грудь уплощена, спина круглая, лопатки «крыловидные». Плохая осанка
оказывает негативное воздействие на деятельность внутренних органов.
Наиболее часто встречается искривление позвоночника во фронтальной
плоскости, т.е. сколиоз, который, нередко, сочетается с искривлением в
сагиттальном направлении (кифосколиоз). Преимущественно наблюдается
левосторонний сколиоз того или иного отдела позвоночника. Для сколиоза
характерны постоянные или периодические боли в спине, усиливающиеся при
нагрузке.
Сколиозы бывают врожденные и приобретенные:
1я незначительное искривление позвоночника во фронтальной плоскости,
заметно асиметрия мышц.2я отчетливо заметно боковое искривление позвоночника, намечается
реберный горб.
3я – сколиотическая деформация фиксирована, реберный горб, высотой до 3
х см, отклонение корпуса в сторону основной дуги
4я – резко выраженный фиксированный кифосколиоз (сильно выраженный
реберный горб сзади).
По своему течению реберные сколиозы могут быть непрогрессирующие,
медленно прогрессирующие и быстропрогрессирующие. Чем младше
заболевший ребенок, тем тяжелее прогноз: сколиоз прогрессирует, пока
ребенок растет.
В школьном возрасте необходимо уделять внимание специальной
гимнастике для укрепления мышц живота и спины. На занятиях ЛФК
используются разнообразные комплексы упражнений в положении лежа и
полулежа, так как позвоночник нужно щадить, т.е. укрепление мышц с
образованием «мышечного корсета». Нестойкие нарушения осанки
сравнительно несложно устранить при помощи специальных упражнений.
Если после физических нагрузок у ребенка в ногах появляются чувство
усталости, возникают болезненные ощущения при надавливании на стопу,
походка становится менее пластичной, отекает стопа к вечеру, то это
означает, что ребенок страдает плоскостопием.
Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующая утолщение ее
сводов. Возникает в результате раннего вставания и ходьбы, слабости
мускулатуры, перенесенного рахита, что дает деформацию стопы.
Для профилактики плоскостопия рекомендуется использовать
специальное лечебное упражнение, физкультурные приемы: ходьба босиком
по неровной поверхности, по песку, ходьба на цыпочках, прыжки, подвижные
игры, и элементы спортивных игр.
Как показывает практика, применяемые упражнения с лечебной,
коррекционной и профилактической целями, негативных последствий неимеют. Не мало важно педагогам на каждом уроке обращать внимание на
правильную посадку обучающихся.